Кругосветка рейдера «Коmet»  В. Ф. Воробьев


НазваниеКругосветка рейдера «Коmet»  В. Ф. Воробьев
страница1/3
Дата публикации10.04.2013
Размер0.58 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3
Кругосветка рейдера «Коmet» 
В.Ф.ВОРОБЬЕВ


(Гангут ##16, 19)

В течение многих десятилетии после окончания второй мировой войны в Советском Союзе сведения о проводке летом 1940 года советскими ледоколами германского рейдера «Komet» по трассе Северного морского пути на Восток для действий в Тихом океане сводились к нескольким строчкам в специальных, иногда закрытых, изданиях. В то же время эта операция, которой германское командование дало кодовое наименование «Фалль Грюн» («"Зеленый случай»), получила освещение в трудах военно-морских историков США, Англии, Дании и Германии еще в 50-е годы. В 1953 году в Швейцарии вышла книга воспоминаний бывшего командира рейдера контр-адмирала в отставке Роберта Эйссена «На "Комете" по Северовосточному проходу», а позже, в 60-е годы, «Военный дневник "Комета"», довольно откровенно рассказавшие об этой сверхсекретной операции.

В предлагаемом вниманию читателей очерке сделана попытка обобщить зарубежные и отечественные материалы, воспоминания ветеранов морского флота СССР об арктическом переходе рейдера «Komet», его операциях в Тихом и Индийском океанах в 1940- 1941 годах на коммуникациях стран антигитлеровской коалиции и прорыве в Германию. Это стало возможным в результате сложной дипломатической игры и временного совпадения интересов руководителей Страны Советов и Третьего рейха.

^ Издательство выражает глубокую благодарность Музею Арктики и Антарктики за фотографии, предоставленные для иллюстрации статьи.

http://keu-ocr.narod.ru/komet/pictures/s01.jpg

Германский вспомогательный крейсер «Komet»

Стояло лето 1931 года, когда после шумной рекламной кампании в европейской и американской прессе в советскую Арктику отправилась воздушная экспедиция на лучшем тогда и мире германском дирижабле LZ-127 «Graf Zeppelin». Ее возглавил немецкий ученый доктор Гуго Эккенер. Официально полет преследовал сугубо научные цели, в нем участвовали 46 человек, в том числе ученые из Германии, США. СССР и Швеции. Общее научное руководство экспедицией осуществлял крупный советский ученый — исследователь Арктики, профессор, директор Института Севера в Ленинграде Р.Л.Самойлович. В научную группу от СССР входили также метеоролог П.А.Молчанов, инженер Ф.Ф.Ассберг и уже известный тогда радист-полярник Э.Т.Кренкель.

Полет проходил по маршруту Берлин — Ленинград — Архангельск — Баренцево море — Земля Франца-Иосифа — Северная Земля — Таймыр — Новая Земля — Архангельск — Ленинград — Берлин. В течение всего перелета над Арктикой лучшие немецкие специалисты с помощью самой современной аппаратуры фирмы «Карл Цейс» производили аэрофотосъемку.

Главным условием, с которым дирижаблю был разрешен правительством СССР полет и аэрофотосъемка над арктическими морями, было твердое обязательство германской стороны передать Советскому Союзу все копии отснятого материала. Однако это условие немцы так и не выполнили под предлогом засветки всех фотопленок во время полета. Уже во время Великой Отечественной войны выяснилось, что германская разведка располагала результатами именно тех аэрофотосъемок в виде карт обширных пространств советских арктических морей.

С приходом к власти в Германии нацистов интерес командования Кригсмарине к советской арктической зоне резко возрос. Исследования северных морей лучшими немецкими специалистами-гидрографами, гляциологами и физиками, изучавшими распространение радиоволн в высоких широтах, выполнялось в ходе «научных» плаваний, под предлогом «охраны рыболовства». В них участвовали крейсеры «Konigsberg» и «Koln», вспомогательное судно «Grille» и учебные корабли «Gorch Fock» и «Horst Wessel». Эти плавания совершались в арктической зоне Атлантики, Норвежского и Баренцева морей в 1936—1937 годах.

Занимавшийся проблемами военного изучения морей Арктики известный теоретик Кригсмарине капитан цур зее* [* Соответствует званию капитана 1 ранга] П.Эберт откровенно отмечал в журнале «Marine Rundschau» в 1936 году:

«...С расширением торговли и увеличением судоходства у русского побережья Северного Ледовитого океана изменяются и военные позиции. Значение необитаемых областей Арктики как естественной обороны России теперь снижается. В той степени, в какой развивающееся судоходство по Северному морскому пути включается в общую систему народного хозяйства России, увеличивается и ее уязвимость...

...Постепенное втягивание Евразийской полярной зоны в сферу хозяйственной деятельности ставит перед военной стратегией НОВЫЕ ЗАДАЧИ, для решения которых до сих пор еще нет достаточного военного опыта».

Именно приобретение опыта операций в Арктике стало одной из главных задач ВМС Германии до начала второй мировой войны. Практическое же использование этого опыта германский флот начал сразу же после того, как в 1939 году нацистский рейх и Советский Союз оказались связанными известным пактом и секретными протоколами.

Стремление использовать советскую Арктику в своих целях подтверждается приказом главнокомандующего ВМС Германии гросс-адмирала Эриха Редера от 5 января 1940 года военно-морскому атташе в Москве фрегаттен-капитану* [*Соответствует званию капитана 2 ранга] Норберту Баумбаху. Тому следовало собрать сведения о Северном морском пути и выявить мнение советских органов в отношении использования его германскими кораблями.

Разумеется, Баумбах, в силу своего дипломатического статуса в Москве, часто появлялся на официальных приемах в посольствах и в Кремле, торжественных церемониях по случаю советских праздников, был знаком с рядом высших деятелей наркоматов иностранных дел. обороны и Военно-Морского Флота. Поначалу военно-морской атташе Германии стал нащупывать контакты для получения сведений по Севморпути именно среди этой категории советских должностных лиц, но именно здесь произошла досадная осечка.

Как отмечал в своих воспоминаниях бывший нарком ВМФ СССР адмирал Н.Г.Кузнецов, ему прекрасно запомнилось, как «Баумбаха, еще более любезного, чем прежде, начали вдруг подозрительно интересовать сведения о пашем флоте. Однажды он "поинтересовался" данными об условиях плавания по Северному морскому пути. Я приказал морякам впредь отказывать в удовлетворении подобного любопытства».

Судя по ходу событий начала 1940 года, после этого отказа Норберт Баумбах очень быстро нашел выход на нужных лиц в высшем эшелоне власти в СССР и добился положительных ответов на свои вопросы. Можно предположить, что политическое руководство страны, озабоченное тяжелыми проблемами еще продолжавшейся войны с Финляндией и знавшее о решении правительства Англии и Франции послать 100-тысячный экспедиционный корпус ей на помощь и высадить десант в северной Норвегии, сочло целесообразным для начала пойти навстречу пожеланиям германских «друзей». Появление в северных водах немецких кораблей могло предотвратить высадку англо-французских войск в Норвегии и тем самым ускорить завершение советско-финляндской войны.

Такая позиция Советского Союза вполне устраивала германское руководство. Более того, будучи уверенным в положительном ответе Москвы, главнокомандующий ВМС Германии гроссадмирал Эрих Редер на совещаниях 30 декабря 1939 года и 26 января 1940 года доложил Гитлеру о подготовке использования северной коммуникации Советского Союза. В результате было решено в течение арктической навигации 1940 года провести операцию под кодовым наименованием «Фалль Грюн», организовав переход на восток до Берингова пролива специально подготовленного судна.

Официальным поводом для операции по использованию Севморпути была насущная необходимость перевода на запад 35 немецких судов, застрявших с началом войны в портах стран Юго-Восточной Азии. Их можно было спасти от уничтожения или захвата военными кораблями стран антигитлеровской коалиции, только переведя советскими арктическими морями в европейские воды.

Свое принципиальное согласие на сотрудничество с германской стороной в военно-морской области сталинское руководство выразило в общем виде устно, одновременно с оформлением дополнительных протоколов к советско-германскому пакту 1939 года. Германии обещали предоставить право использовать Мурманск для базирования вспомогательных судов для обслуживания подводных лодок. проводивших операции против флота Англии и ее союзников в Северной Атлантике. Норвежском и Баренцевом морях. В порядке частичной компенсации за это Германией передавался Советскому Союзу недостроенный тяжелый крейсер «Lutzow».

Это военно-морское сближение происходило стремительно, в условиях абсолютной секретности. Уже 17 сентября 1939 года в Мурманск прибыли дна германских судна для снабжения рейдеров, заходы которых под видом обычных торговых судов также предусматривались в этот порт.

Несколько позже германское командование через своего военно-морского атташе в Москве выразило желание выполнять ремонт своих кораблей на судоремонтных предприятиях Мурманска. На это нарком иностранных дел СССР В.М.Молотов ответил, что не считает Мурманск, куда заходят иностранные суда, достаточно изолированным портом и что по этой причине, из-за невозможности гарантировать секретность, такое решение исключается. Этим была ясно выражена позиция советского руководства, не желавшего открытого присоединения СССР к военному союзу с Германией и предпочитавшего сохранять статус нейтрального государства. Чтобы не портить все же отношений с немцами. Молотов предложил предоставить в качестве базы для их флота Териберскую губу, находящуюся в 30 милях восточнее Кольского залива, мотивируя это тем, что туда никогда не заходят иностранные суда.

Уже 11 октября 1939 года военно-морской атташе Германии в Москве получил из Берлина указание изучить ситуацию на месте и дать ответ на вопрос, является ли Териберская губа, где вообще не имелось оборудованного порта и береговых служб обеспечения, подходящим местом для базы подводных лодок и надводных кораблей.

http://keu-ocr.narod.ru/komet/pictures/s02.jpg

И.В.Сталин и министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп

Предложение советской стороной Германии именно Териберской губы позволяет предположить, что о ее непригодности было прекрасно известно в Москве и руководство Советского Союза вовсе не спешило форсировать появление германской военно-морской базы на своей территории.

После возвращения военно-морского атташе Баумбаха из Териберки он проинформировал Берлин о бесполезности этого глухого и неудобного места для организации базы. Фрегаттен-капитан сообщил, что у него в ходе переговоров с советским руководством создалось впечатление о нереальности использования Мурманска и Владивостока, о которых тоже шла речь, в качестве баз для вспомогательных крейсеров-рейдеров. Атташе приводил мотивировки советской стороны о невозможности предоставления немцам этих портов: невозможность скрыть там деятельность баз при условии сохранения СССР нейтралитета. К тому же работы, которые могли бы выполняться на советских судоремонтных заводах в отношении германских судов и кораблей, абсолютно не отвечают немецким требованиям как по качеству, так и техническому уровню, не говоря уж об объемах и сроках.

После этого, как отмечал датский военно-морской историк капитан 1 ранга Р.С.Стеенсен, русские предложили немцам использовать в качестве базы Западную Лицу — губу к западу от Кольского залива, куда бы мог заходить любой германский корабль и где немцы могли действовать по своему усмотрению. Это предложение Берлин принял с благодарностью. Однако и на этот раз вскоре стало ясно, что практическое использование этой губы тоже довольно ограничено. Тем временем державшиеся в строгом секрете планы и сроки высадки немецких войск в Норвегии неумолимо приближались к осуществлению, поэтому нацистскому руководству оставалось только согласиться именно на этот вариант.

Однако и в этом случае Москва тянула время с практическим решением вопроса о предоставлении Германии базы, уже названной в Берлине «Basis Nord» («База Норд»), также не имевшей ни стационарных причалов, ни складов, ни ремонтной и энергетической базы на берегу.

О том, что Западная Лица немцев не устраивала, свидетельствует запрос Берлином, через Баумбаха, советского руководства о желательности получить аналогичную «концессию», на этот раз в какой-нибудь укромной бухте на побережье Восточной Сибири или в Приморье, к северу от Владивостока.

На фоне затянувшихся переговоров о базах военно-морскому атташе в Москве фрегаттен-капитану Баумбаху в январе 1940 года дали еще одно задание: собрать детальные сведения о Северном морском пути и выяснить отношение советского руководства к возможности проводки этой трассой германских кораблей - вспомогательных крейсеров, официально именовавшихся вооруженными торговыми судами. а также возвращающихся из Юго-Восточной Азии в Германию судов.

В начале февраля 1940 года Баумбах направил в Берлин доклад, в котором сообщалось, что план перевозок по Севморпути за 1939 год выполнен на 120%, а из срывов двух предыдущих навигаций, причиной которых считалось вредительство, советское руководство сделало ценные выводы и наладило летние арктические перевозки на судах с помощью ледоколов. На основе анализа Баумбаха руководство Кригсмарине отдало приказ о подготовке к отправке в Тихий океан вспомогательного крейсера Северным морским путем вдоль берегов Сибири.

В конце февраля 1940 года близ берегов Северной Норвегии заметно активизировались разведывательные и дозорные операции британского флота. Их причиной стали полученные английской разведкой сведения о предстоящей высадке противника в Норвегии, а также, возможно, данные о создании на советской территории немецкой военно-морской базы.

Это насторожило советское военное руководство, бросившее все силы и средства па достижение скорейшей победы в войне с Финляндией, ибо промедление грозило открытием военных действий со стороны Англии и Франции в случае высадки их десантов в Норвегии.

Датский историк Р.С. Стеенсен утверждает, а его трудно уличить в симпатиях к сталинскому руководству и его политике, что «русские теперь делали все возможное, чтобы не допустить использование немцами "Базы Норд" в Западной Лице». Доклад с подозрениями на этот счет германский военно-морской атташе и Москве направил в Берлин 5 апреля 1940 года, после того как Финляндия пошла на заключение мира с Советским Союзом. Англия продолжала готовить десантную операцию в Норвегию, но теперь уже для прекращения экспорта через норвежские порты железной руды в Германию.

Западные союзники по антигитлеровской коалиции опоздали с высадкой в Норвегии своего десанта на считанные дни. Немцы опередили англичан, начав 9 апреля высадку своего десанта в Нарвик-фьорде.

Правомерным является вопрос, в какой мере удалось ВМС Германии использовать свою «Базу Норд» на советской территории? К началу операции по высадке десанта в северной Норвегии, в Западной Лице, по сути в режиме ожидания, находилось несколько транспортов и три танкера с задачей обеспечения топливом направленной командованием Кригсмарине в Нарвик для высадки десанта флотилии эсминцев. Известно, что британский флот оказал противодействие проходу этих танкеров из советских территориальных вод в район боевых действий, из-за чего после высадки десанта германские эсминцы остались без топлива и вынуждены были задержаться в Нарвик-фьорде в ожидании прибытия других танкеров из Германии.

Английский флот блестяще воспользовался ситуацией и провел успешную операцию против немецких эсминцев, потопив или полностью выведя из строя все десять кораблей. Немецкие десантники, высадившись и закрепившись на берегу, вели оборонительные бои против десантов англичан, пока с подходом подкреплений из Германии не сбросили их в море.

Таким образом, использование Германией базы в Западной Лице, свелось практически к нулевому результату. Надежды немецкого военно-морского командования на снабжение флотилии эсминцев только с «Базы Норд», без запасного варианта снабжения их топливом, привели в итоге к гибели кораблей — чувствительной потере для ВМС Германии.

После оккупации Норвегии военно-морская база в Западной Лице, по сути лишь место временной стоянки судов, потеряла всякое значение и стала ненужной для командования Кригсмарине.

Намерение германского военно-морского командования осуществить проводку в Тихий океан своего рейдера летом 1940 года подкрепилось соответствующей договоренностью военно-морского атташе Германии и Москве с советским руководством.

Военно-морской историк капитан 1 ранга И.М.Сендик в своей до недавнего времени закрытом работе отмечает, что первоначальное распоряжение включить в план транспортных операций 1940 года секретную проводку германского корабля было дано начальнику Главного управления Севморпути И.Д. Папанину лично И.В. Сталиным, взявшим тем самым на себя всю ответственность.

Первоначально руководство Кригсмарине намеревалось направить Севморпутем на Восток новое быстроходное судно-банановоз «Iller», ходившее до войны на линии Азорские острова — Бремен. Однако этот теплоход находился далеко от германских судоремонтных заводов — на «Базе Норд» под погрузкой. К тому времени выяснилось, что на предприятиях Мурманска невозможно и сжатые сроки выполнить большой объем работ но переоборудованию и подкреплению слабого корпуса «Iller» для плавания но льдах, a главное — перевооружить его во вспомогательный крейсер. В итоге командование Кригсмарине выбрало для проводки Севморпутем более старое, с меньшей скоростью судно «Ems», принадлежавшее, как и «Iller», компании «Северо-Германский Ллойд».

Грузопассажирский теплоход «Ems» полным водоизмещением около 7500 т имел два дизеля мощностью 3900 л. с. Получим оперативное обозначение «судно № 45», корабль срочным порядком был переоборудован и вооружен на заводах фирмы «Ховальдтсверке» в Гамбурге.

На судне имелось достаточное количество пассажирских кают, чтобы разместить экипаж из 270 человек. Запасы продовольствия и снаряжения принимались из расчета автономного плавания длительностью не менее года. Разнообразные припасы позволяли кораблю действовать в тропических, арктических и антарктических водах. Не были забыты сани, меховая одежда, лыжи, тропическая форма, сетки от москитов, даже безделушки для «дикарей» — обитателей затерянных в океане островов.

«Судно № 45» получило сильное вооружение, не хуже чем у легкого крейсера. На нем установили шесть замаскированных 150-мм орудий, девять скорострельных зенитных установок калибра 20—37-мм, пять торпедных аппаратов и 400 мин заграждения. На борту имелся гидросамолет типа «Arado» в разобранном виде, а также быстроходный катер, оборудованный для скрытных постановок мин. Вооружение дополняли оборудование для постановки дымовых завес и мощная радиостанция. Двигатели позволяли развивать скорость до 14 уз. С запасом топлива, несколько превышавшим две тысячи тонн, корабль при одном работающем двигателе со скоростью 9 уз мог пройти 50 тысяч миль. Без использования опреснителей дальность плавания возрастала до 70 тысяч миль, но на практике эти цифры оказались меньше на 20 процентов.

  1   2   3

Похожие:

Кругосветка рейдера «Коmet»  В. Ф. Воробьев iconУ. Мор, А. В. Селлвуд «Летучий голландец» Третьего рейха. История рейдера «Атлантис». 1940–1941
Эта книга, повествующая о судьбе корабля, которым я когда-то командовал, — рейдера «Атлантис» — вернула меня к самым ярким и мучительным...
Кругосветка рейдера «Коmet»  В. Ф. Воробьев iconПредпринимательства
Шебеко К. К., Хроменкова Т. Л., Рудаков М. Ф., Воробьев В. А., Филипцов А. М., Журавский А. С. Основы предпринимательства: учебно-методическое...
Кругосветка рейдера «Коmet»  В. Ф. Воробьев iconОсновы предпринимательства
Шебеко К. К., Хроменкова Т. Л., Рудаков М. Ф., Воробьев В. А., Филипцов А. М. Основы предпринимательства: учебно-методическое пособие...
Кругосветка рейдера «Коmet»  В. Ф. Воробьев iconОсновы предпринимательства
Шебеко К. К., Хроменкова Т. Л., Рудаков М. Ф., Воробьев В. А., Филипцов А. М. Основы предпринимательства: учебно-методическое пособие...
Кругосветка рейдера «Коmet»  В. Ф. Воробьев iconА. Л. Воробьев основные понятия подтверждения соотвествия
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальности...
Кругосветка рейдера «Коmet»  В. Ф. Воробьев iconХудожественные тексты
Бунин И. А. Эпитафия; Сосны; Антоновские яблоки; Деревня; Веселый двор; Захар Воробьев; Худая трава; Чаша жизни; Легкое дыхание;...
Кругосветка рейдера «Коmet»  В. Ф. Воробьев iconИсторические корни нашего экологического кризиса
Перемены в деятельности человека часто сказываются на состоянии «внечеловеческой» природы независимо от наших желаний и воли. Было...
Кругосветка рейдера «Коmet»  В. Ф. Воробьев iconЮрий Балуевский-Реформы по кругу или деньги на ветер
«Реформы по кругу или деньги на ветер». Авторский коллектив возглавил генерал-полковник в отставке В. В. Воробьев, руководитель финансовой...
Кругосветка рейдера «Коmet»  В. Ф. Воробьев icon10 минут внимания позвоночнику ежедневно – могут продлить жизнь на десятилетия!
Вузах, на работах и даже в наших уютных кроватях, где мы проводим не менее трети нашей жизни. Выход есть! Осознать это и уделить...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница