Скачать 1.31 Mb.
|
![]() ![]() ЛОГОПЕД В ДОУ ![]() АЛ. Арефьева ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-8 ЛЕТ Методическое пособие Арефьева Л.Н. А80 Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.— (Серия «Логопед в ДОУ».) 978-5-89144-867-4 В пособии представлены дополнительные материалы для занятий по развитию речи с детьми с ОНР, ФФН 4—8 лет. Автор, старший логопед ГОУ Детский сад комбинированного вида № 2360 ЮВУО, систематизировала весь материал занятий (апробированный кроме того, и в начальных классах школы № 1967 ЮВУО) по лексическим темам — удобным для практической работы специалиста. Для логопедов и педагогов дошкольных образовательных учреждений. ББК 74.102 , Арефьева Лариса Николаевна ^ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4—8 ЛЕТ Методическое пособие Редактор О.А. Орлова Художник Е.В. Кустарова Корректоры Л.Б. Успенская, Э.С. Корчагина Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой Оригинал-макет и диапозитивы текста изготовлены в «ТЦ Сфера» Гигиенический сертификат № 77.99.60.953.Д.013738.11.07 от 23.11.2007 г. Подписано в печать 15.05.08. Формат 60 х 90У|6. Гарнитура Балтика. Усл. п. л. 8,0. Доп. тираж 3000 экз. Заказ № 9296 Издательство «ТЦ Сфера». Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3. Тел.: (495) 656-75-05, 656-72-05 Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета» «Смоленская областная типография им. В.И. Смирнова». 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, д. 2. I5ВN 978-5-89144-867-4 © ООО «ТЦ Сфера», 2004 От автора Занятия по развитию речи в коррекционных группах общего недоразвития речи (ОНР) и фонетико-фонематического недоразвития (ФФН) проводятся в соответствии с лексическими темами. Этот принцип положен в основу настоящего методического пособия. Дети с нарушениями речи (в особенности с ОНР) в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них наблюдается расхождение объема активного и пассивного Словаря, неточное употребление экспрессивной лексики — парафазии, нечеткие представления о родовых отношениях, трудности Дифференциации таких понятий, как «овощи — фрукты», «дикие - домашние животные», различия в объяснении значения существительных, прилагательных и глаголов. Несформированность грамматических представлений (трудности словоизменения, согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах, правильного употребления падежных и родовых окончаний и т.д.) у дошкольников в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью в школе. Систематизированный автором пособия на основе различных источников материал предназначен для развития речи детей, имеющих трудности в формировании указанных лексико-граммати-ческих представлений, и способствует постепенному количественному росту их словаря, нормализации грамматического строя речи. Дидактические игры и упражнения предваряем познавательная часть, которая ориентирует педагога и логопеда в объеме информации, которую должен усвоить ребенок в ходе занятия. В тех случаях, когда возраст детей не указан, игры и упражнения можно использовать в работе с детьми 4—8 лет. Чтение стихов, отгадывание загадок, подвижные игры (минутки отдыха), предложенные автором, расширяют кругозор, помогают формированию у детей двигательных навыков, Точной координации, дифференциации движений различных частей тела, способствуют общему развитию детей, в том числе развитию речи, включая занятия в контекст их ведущей деятельности — игровой и учебной. Автор приносит свои извинения, если не указал некоторых писателей и поэтов, чьи стихи приводятся в книге. ^ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Дети должны знать:
^ названия: группа, спальня, коридор, раздевалка, туалет, кабинет и др.; признаки: большая, маленькая, светлая, чистая, широкая, узкий, высокий, низкий; действия: играть, кушать, заниматься, рисовать, лепить, резать, клеить, считать, писать, читать, спать, гулять и т.д. ^ Лексический строй речи Составление предложений по демонстрации действия (детям от 4 лет) Что делает воспитательница? — учит, объясняет, помогает, показывает, заботится и т.д.; что делает няня? — моет, убирает, протирает, помогает и т.д.; что делает повар? — жарит, варит, моет, режет, печет и т.д.; что делает медицинская сестра? — ... ; ... логопед? — ... и т.д. ^ Образование существительных единственного и множественного числа (детям от 5 лет) Комната — комнаты — много комнат,спальня — спальни — много спален, коридор — коридоры — много коридоров, раздевалка — раздевалки — много раздевалок, кабинет — кабинеты — много кабинетов, зал — залы — много залов, площадка — площадки — много площадок, веранда — веранды — много веранд, бассейн — бассейны — много бассейнов, игра — игры — много игр, кухня — кухни — много кухонь, игрушка — игрушки — много игрушек. ^ Играет — играют, стоит — стоят, спит — спят, кушает — кушают, рисует — рисуют, лепит — лепят, считает — считают. ^ Моя — комната, веранда, спальня, площадка, столовая, группа, раздевалка, кухня, игра и т.д.; мой — зал, бассейн, кабинет, коридор и т.д. ^ Комната — большая, светлая, чистая, красивая; спальня — большая, светлая, красивая, уютная; кабинет — маленький, уютный, красивый и т.д. ^ Комната широкая, а коридор узкий; зал большой, светлый и спальня большая, светлая; группа большая, а кабинет маленький. ^ Составление рассказа по картинке «Что мы делаем в детском саду?» (с помощью наводящих вопросов). ^ Сестренка Я утром в детский сад иду, Аленку за руку веду... «Вот это настоящий брат!» -Сказал один прохожий. Уж если люди говорят, Так, значит, — мы похожи. А девочка Аленка Мне вовсе не сестренка. ^ Наши полотенца Мы картинки разные Сами рисовали, Их над полотенцами Сами прибивали. Полотенце Олино Саша не возьмет: С птичкой он не спутает Синий самолет. Знает свой кораблик Боря-новичок, Миша — землянику, Машенька — волчок. У Сережи — яблоко, У Володи — груша, А картинку с вишнями Выбрала Катюша. Бабочка — у Игоря, Заяц — у Наташи... Мы совсем не путаем Полотенца наши. ^ Ольга Павловна Кто расскажет обо всем: Отчего бывает гром, Как работают заводы И какие там станки, И о том, как садоводы Разбивают цветники. И про север, и про юг, И про все, что есть вокруг. И про уголь, и про газ, Про тайгу и про Кавказ, Про медведя, про лису И про ягоды в лесу? Кто научит рисовать, Строить, шить и вышивать, Усадив ребят в кружок, Прочитает им стишок, Скажет: «Выучите сами, А потом прочтете маме»? Кто сейчас же разберется, Почему Олег дерется, Почему у Гали с Ниной Он матрешку отнимал, Почему слона из глины Миша сразу поломал? Это воспитательница, Это Ольга Павловна. Любит Ольга Павловна всех своих ребят, Очень Ольгу Павловну любит детский сад. ^ Новичок В сад пришел к нам новичок, Мы зовем его Молчок: Он молчит, не ест, не пьет, Песен с нами не поет. А потом, глядишь, привык: С нами вместе — скок да прыг. Говорит, и ест, и пьет, И танцует, и поет... Он Петрусь, а не Молчок, Этот мальчик-новичок! ^ Подружки Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я ее не обижала, Только Мишку подержала, Только с Мишкой убежала И сказала: «Не отдам». Я пойду и помирюсь. Дам ей Мишку, извинюсь, Дам ей куклу, дам трамвай И скажу: «Играть давай!» ^ В нашем детском саду В нашем детском саду — маленькие столики. В нашем детском саду — голуби и кролики. В нашем детском саду — песенки и сказки. В нашем детском саду — кубики и краски. Мы сидим за столом И рисуем елочку, Рядом с елочкой — дом, Рядом с домом — телочку. Вот летает птица, Вот бежит лисица, У лисицы — рыжий мех. Чей рисунок лучше всех? ^ Новая девочка Девочка новая В детском саду. К девочке новой Сейчас подойду. Зачем ты в сторонке — Ведь скучно одной. Вот наши игрушки, Вот слон заводной. Вот видишь — Его я ключом завела, Сейчас он пройдет От стены до стола. Вот кубики наши, Мы строим дома. Ты тоже научишься Строить сама! Пойдем, я к ребятам тебя отведу. Всем девочкам нравится в детском саду. Н. Найденова ^ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Дети (от 4 лет) должны знать:
Расширение словарного запаса детей: названия: мяч, кукла, кубики, мишка, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка (названия игрушек), туловище, руки, ноги, голова, лицо, локоть, кисть, колено, плечо, щеки, веки, ресницы, брови (названия частей тела у куклы); признаки: круглый, резиновый, большой, маленький, железный, деревянный, красивый, легкий, гладкий, грузовая, меховая, матерчатая, пластмассовая, яркая, нарядная; действия: бросать, вставать, катать, ловить, строить, стоять, спать, лаять, бежать, лежать, идти, разбирать, собирать, прыгать, скакать, убирать, ехать, сидеть, плавать, мыть и т.д. ^ Лексический строй речи Классификация понятий «Назови лишнее слово» Кукла, песок, юла, ведерко, мяч (песок); барабан, матрешка, лук, машинка (лук); кубик, собачка, лист бумаги, неваляшка (лист бумаги). ^ Педагог раскладывает в игровой комнате в определенном порядке знакомые детям и новые игрушки. Просит внимательно рассмотреть все, определить, какие из них новые, и назвать их. Затем педагог вновь обращается к детям: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке разложены игрушки. Теперь возьмите игрушки, но, как только я подам сигнал "Поиграли — игрушки на место убрали", поставьте их в том порядке, в каком они стояли. А я проверю, кто из вас лучше запомнил, в каком порядке лежали игрушки». ^ Педагог называет 3-4 игрушки, а ребенок расставляет их в предложенной последовательности и называет, какие игрушки он расставил. ^ Образование прилагательных «Назови, какая? (из чего сделана?)» (детям от 4 лет) Игрушка из резины — резиновая, ... железа — железная, ... дерева — деревянная, ... меха — меховая, ... материи — матерчатая, ... пластмассы — пластмассовая. ^ Мяч —мячик, кукла — куколка, мишка — мишенька, мишутка, машина — машинка, собака — собачка, пирамида — пирамидка, локоть — локоток, локоточек, рука — ручка, рученька, голова — головка, головушка, нога — ножка, ноженька, плечо — плечико, лицо — личико, щека — щечка, брови — бровки. ^ падеже существительных множественного числа «Один — много» (детям от 5 лет) Мяч — мячи — мячей, кукла — куклы — кукол, кубик — кубики — кубиков, мишка — мишки — мишек, собачка — собачки — собачек, пирамида — пирамиды — пирамид, матрешка — матрешки — матрешек, нога — ноги — ног, машина — машины — машин, рука — руки — рук, голова — головы — голов, лицо — лица — лиц, кисть — кисти — кистей (объяснить многозначность данного слова), плечо — плечи — плеч, щека — щеки — щек, ресница — ресницы — ресниц, бровь — брови — бровей. ^ Моя — кукла, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка; мой — мяч, мишка, слон. Согласование существительного с глаголом (детям от 6 лет) Машина стоит — машины стоят, кукла спит — куклы спят, собачка лает — собачки лают, мяч лежит — мячи лежат, мишка ревет — мишки ревут, машина едет — машины едут. ^ Мяч — резиновый, гладкий, новый, красивый, круглый, красный, синий, маленький, большой, любимый, легкий, мягкий, твердый; кукла — большая, маленькая, резиновая, красивая и т.п. ^ Кукла большая, а пирамидка маленькая; мяч резиновый, а машина железная; мишка меховой, а кукла резиновая; кубик квадратный, а мяч круглый. ^ Игра «Чей? Чья?» На столе расставлены игрушки. Педагог обращается к детям. -- Посмотрите, какие у меня игрушки. Послушайте, как я буду их называть: мой мяч, мой мишка, моя кукла, моя машина. Послушайте, как я спрошу и отвечу про эти игрушки: машина — она чья? — она моя — машина моя. Юла — она чья? — она моя — юла моя. А сейчас вам надо узнать игрушки, которые находятся в коробке, и ответить так же на мой вопрос. Дети достают игрушки из коробки.
^ Упражнение для развития понимания вопросительной интонации Бьют его рукой и палкой — Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? Да за то, что он надут. Вопросы: Про что эта загадка? За что беднягу мяч бьют? Повторение загадки ребенком с вопросительной интонацией. ^ 1. Чтение и заучивание стихотворения «Бычок» А. Барто. Идет бычок, качается, вздыхает на ходу: Ой, доска кончается, сейчас я упаду. Вопросы к стихотворению:
^ Юла — сделана из металла, значит, она металлическая. Юла крутится как волчок. Она разноцветная — на ней красный, желтый и синий цвета. Сверху у юлы ручка, на которую надо нажимать, чтобы она крутилась. Мяч — сделан из резины, значит, он резиновый. Мяч круглый, гладкий, мягкий, с одной стороны он красный, с другой — темно-синий. Между ними белая полоса. Его можно бросать вверх, бить об пол, бросать друг другу, катать по полу, играть в футбол. Составление описательного рассказа производится по вопросам: Что это? Какая она? Что у нее есть? Как с ней можно играть? ^ Ростом разные подружки, Все похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (Матрешка.) Совсем не нужен ей водитель. Ключом ее вы заведите — Колесики начнут крутиться. Поставьте, и она помчится. (Заводная машина.) Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши. Меду зверю дай немного И устрой ему берлогу. (Плюшевый медведь.) В пути не смолкает, вдаль увлекает, Сам не шагает, шагать помогает. (Барабан.) Он стройный и красивый, У него густая грива. Жаль нельзя на нем промчаться, Только можно покататься. (Конь-качалка.) Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла.) Мячик С утра на лужайку бегу я с мячом, Бегу, распеваю, не знаю о чем... А мячик, как солнце, горит надо мной, Потом повернется другой стороной И станет зеленым, как травка весной. А. Барто 15 Погремушка Как большой, сидит Андрюшка На ковре перед крыльцом. У него в руках игрушка — Погремушка с бубенцом. Мальчик смотрит — что за чудо? Мальчик очень удивлен, Не поймет он: ну откуда Раздается этот звон? А. Барто Лошадка Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. А. ^ Мяч Стукнешь о стенку — а я отскочу. Бросишь на землю — а я подскочу. Л. Квитко Медвежатки Медвежаток я взяла, Посадила у стола: Угощайтесь, медвежатки, Ешьте мед хороший, сладкий! А они себе сидят И ни капли не едят: Хоть они и любят мед, Но раскрыть не могут рот. Г. Бойко ^ Там, в углу, лежат игрушки, Отдыхают в тишине... Пять игрушек в день рожденья Подарили гости мне. Раз — ушастый серый зайка. Два — есть дудка у меня. Три — сейчас я покажу вам Черногривого коня. Бурый мишка мой — четыре, Белка рыженькая — пять... Только всех моих игрушек Мне никак не сосчитать. А. Бродский Берегите игрушки Грузовик без колес, У ежика отклеен нос, Стали черными цыплята, А из куклы лезет вата! Были новыми игрушки, А теперь они старушки. Берем же скорей Иголки и клей, Нитки, катушки И чиним игрушки. И нам за это от души Спасибо скажут малыши. Э. Успенский ^ Задачи логопеда Научить ребенка естественной выразительности речи в ходе диалога, закрепить названия разных игрушек. Правила игры Для проведения игры надо взять куклу, зайку, мяч, лошадку и другие игрушки. Дети разыгрывают роли Незнайки, продавца, игрушек (куклы и др.). Перед игрой педагог проводит с детьми речевую разминку: быстро и отчетливо произносят скороговорку: Расскажите про покупки! Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои! В магазин «Игрушки» пришел Незнайка. Он не знает, как называются игрушки, сколько они стоят. У прилавка стоит продавец. На витрине — кукла. Незнайка. Мне понравилась эта игрушка. Продавец. Это кукла. Незнайка. Сколько она стоит? Продавец. Пятьдесят рублей. Это очень хорошая кукла. Кукла Я хорошая игрушка. Для Незнайки я — подружка. Я прошу меня любить, Не ронять меня, не бить. Разминка Принесли мы вам подарки, ^ Что захочешь, то возьмешь. Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет. Что ты, Леночка, берешь? Скачет конь наш чок-чок-чок. Слышен топот быстрых ног. ^ Кукла, кукла, попляши, Красной лентой помаши. Вот как кружится волчок. Покрутился, на бок лег. Самолет летит, летит, Летчик смелый в нем сидит. А теперь за дело дружно — Убирать игрушки нужно. Убирать и не ломать, Завтра будем вновь играть. ^ Наклонитесь все вперед, А потом наоборот. Влево, вправо наклонитесь, Наклоняйтесь, не ленитесь! На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Руки ты прижми к груди, Да смотри, не упади! Руки вверх, руки в бок, И на месте — скок, скок, скок! Носом вдох, а выдох ртом. Дышим глубже... А потом... Марш на месте не спеша. Дети. Зарядка хороша. ^ Карусели Сели мы на карусели, Полуприседание. На качели пересели. Шаг в сторону и полуприседание. Сто знакомых встретили, ^ На поклон ответили: Наклоны вперед с разведением Здравствуйте. рук. Бежали наши ножки Бег на месте. по узенькой дорожке, А еще ноги шли по дороге — ^ Вот наш дом, здесь и отдохнем. Спокойно садятся, выполняют одно из упражнений на дыхание. Я хожу, хожу, хожу, Вдруг я куклу разбужу! Кукле надо отдыхать, Кукле хочется поспать Я на цыпочках хожу, Куклу я не разбужу. И ни разу, и ни разу Я словечка не скажу. ^ Ходьба на месте с высоким подниманием колен. Полуприседание, удержание позы. Потягивание на носочках, глубокий вдох. Руки на поясе, ходьба на носочках, проговаривание шепотом. Флажок (3 раза). (3 раза). Вот мой флажок качается. Вот так Вот я своим флажком машу, Вот так ^ Ванька, встань-ка! Ванька, Поднимаются на носочки. встань-ка! Приседай-ка, приседай-ка. Приседают. Будь послушен, ишь какой! Нам не справиться с тобой! ^ другой руки. Карусели (хоровод) Еле-еле, еле-еле Завертелись карусели. Карусель движется в правую сторону, медленно. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, Побежали, побежали! Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра. ^ Меняют направление движения. Темп движений постепенно замедляется. Пауза. Кланяются друг другу. Буратино Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел, — Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик тот достать, , Надо на носочки встать. |
![]() | Книга входит в комплект пособий по развитию связной речи у детей... Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с онр. Конспекты подгрупповых занятий логопеда / Н. Е. Арбекова. — М. Издательство гном, 2011.... | ![]() | Книга посвящена актуальной теме речевому развитию ребенка 1,5-3 лет Я65 Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. / Елена Янушко. — Москва : Теревинф, 2007. — 232 с |
![]() | Практическая логопедия : Конспект занятий по развитию речи у Занятия могут проводиться как для развития речи детей с ограниченными речевыми возможностями, так и для детей без речевых проблем.... | ![]() | Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики Темы контрольных... Особенности эмоционально – волевой сферы у детей с тяжелым нарушением речи (тнр) |
![]() | Развивайся, малыш! Предметные картинки по развитию речи. К системе... Развивайся, малыш! Предметные картинки по развитию речи. К системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии... | ![]() | Предметные картинки по развитию речи К системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста |
![]() | Развивайся, малыш! Сюжетные картинки по развитию речи К системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста / О. В. Закревская. — М.: Издательство... | ![]() | Сотрудничество с родителями: игровые приёмы и краткое содержание... Пользовании материалов Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Филичева Т. Б., Чиркина Г.... |
![]() | Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждении для проведения... Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждении для проведения занятий по развитию речи с детьми в возрасте 2—3 лет. Оно может... | ![]() | Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие Настоящее пособие предназначено для проведения обследования звуковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания... |