Скачать 399.6 Kb.
|
Сказки про медведЕЙ![]() М ![]() Внешний вид его может быть смешон; а походка и ухватки забавны, потому что медведь строением своим отличается от всех прочих животных, наступая на землю целой ступней, всей подошвой, как человек, тогда как собака, кошка, лошадь, ходят на цыпочках, а пятка поднята у них кверху. Н ![]() Народ отличает три вида медведей: Стервятник - самый огромный и притом с самой плохой шерстью; за тем следует Муравейник, и, наконец, Овсяник. Стервятник питается, преимущественно падалью, но охотно рвет (и кушает) коров и лошадей; Муравейника считают самым злым; он тем опаснее для охотников, что реже других встает на дыбы, а сразу кидается на противника. Можно не успеть среагировать, и быть им растерзанным. Муравейник также довольно плотояден, но не так силен, как его братья. Он может довольствоваться и другой пищей, например, кореньями, ягодами и муравьиными кучами, которые съедает со всем, что в них есть, с муравьями, яйцами их, разными запасами и со всем сором, из которого эти кучи построены. Овсяник охотно ест зерновой хлеб, преимущественно овес и гречиху, вытаптывая целые поля. Он также сосет малину, как выражается народ, обхватывая целые кусты лапами и пережевывая их вместе с ягодами. И каждый медведь любит лакомиться медом! А еще у медведя-стервятника есть отличие от других. Он держит Пестуна (няньку) для своих медвежат. Не отсюда ли слово "пестовать"? Пестун – это брат, на год старше своих братишек и сестренок. Медведица рождает по паре медвежат (мальчика и девочку), через год девочка уходит в отдельную берлогу, а мальчик остается с матерью и нянчит новорожденных медвежат. Мать может даже ударить Пестуна, если ей кажется, что он плохо смотрит за своими воспитанниками. Один пастух рассказывал такую историю, очевидцем которой он стал: "К ручью подошли медведица с двумя медвежатами и Пестун. Мать грозным рыком приказала старшему брату перенести малышей на другую сторону. Одного он нехотя перенес. Но второго ему было нести неохота. А может, он считал, что и мать может это сделать. Он решил отдохнуть, улегся на землю, и только ворчал на мать. Она же, так громко призывала его исполнить свой долг, что бедный пастух, лежавший на пригорке, прижался к земле и не шевелился, только уши руками закрыл. Наконец медведь повиновался, но с такой неохотой! То ли из-за дурного расположения духа, то ли нарочно, но, перенося второго медвежонка через мостки, он оступился и свалился вместе с малышом в ручей. Медведица подняла страшный рев. Пестун же долго барахтался в грязном ручье, и, жалобно поглядывая на медведицу, тихонько подвывал. Он не смел ослушаться матери, но и не хотел выполнять ее приказания. Мать же не пошла спасать свое детище, она довольствовалась повелительным рыком, который громовыми перекатами разносился по округе. Наконец, Пестун решился спасти младшего братишку и вынес его на другой берег. Сам же сел рядом и стал отряхиваться. Но мать-медведица не успокоилась, пока он не явился к ней с повинной. Тогда она дала ему десяток оплеух, перешла на другой берег, и, подхватив малышей, отправилась дальнейший путь. Пестун от полученных ударов еще какое-то время лежал на земле, стонал и утирал морду лапами. Но потом встал, снова перебрался на другой берег и поплелся за своей строгой матерью и малышами" Вот как медведи воспитывают своих отроков, находящихся в "переходном возрасте" – строго и справедливо! Владимир Иванович Даль собрал очень много пословиц и поговорок о Медведе. В последнее время образ медведя стал неотъемлемой частью общественно-политической жизни. Многие всерьез верят, что это такой исконно русский зверь, большой, добрый и веселый, который непременно принесет России удачу. ^ Почти во всех сказках животные показываются противоположно тому, как о них же говорят в мифах. То есть, сакральность, таинственность, поклонение уходит, и ему на смену приходит насмешка, ирония, добрый (или не очень добрый) юмор. М ![]() Охотники не нападали на беременную медведицу. А собаки охотничьи лают на человека и медведя одинаково, признавая их родственными душами. И мясо медвежье люди не ели. Тотемизм был связан с матриархатом. Всякий род имел имя тотемного зверя - прародителя, и каждый из членов рода был потомком этого зверя. В юношах и девушках воспитывали и развивали те черты, которые были присущи их тотему, чтобы они могли, при встрече с настоящим животным, не бояться его и договориться с ним. С приходом Христианства, многие языческие мифы, обряды, пересматриваются и трансформируются в легенды и предания, где главным действующим лицом становится Бог. Существуют легенды о том, как Бог превратил людей в наказание за прегрешения в медведей. "Когда-то давно Бог ходил по земле, а один мужик с женой решили Его напугать. Надели на себя тулупы шерстью наружу, спрятались под мостом и, когда Бог проходил по нему, страшно зарычали. А Бог им говорит: "Раз вы зарычали, будете весь век свой рычать", - и превратил их в медведей. От этих людей и произошли все медведи". В ![]() Многие считали медведя своим покровителем, избавителем от нечистой силы, болезни. Медведь мог вывести заблудившегося из леса. А одна медведица даже мужика спасла и вытащила его из медового плена. "Посол московский Димитрий, отличающийся веселым и остроумным характером, рассказывал при громком смехе всех присутствующих, что в недавнее время один поселянин, живший по соседству с ним, прыгнул сверху для отыскания меда в очень большое дуплистое дерево, и глубокая медовая пучина засосала его по грудь; два дня он питался одним только медом, так как голос мольбы о помощи не мог в этих уединенных лесах достигнуть ушей путников. Напоследок же, когда он отчаялся в спасении, он по удивительной случайности был извлечен и выбрался оттуда благодеянием огромной медведицы, так как этот зверь случайно, подобно человеку, спустился туда поесть меда. Именно поселянин схватился руками сзади за крестец медведицы, та перепугалась от этой неожиданности, а он заставил ее выпрыгнуть как тем, что потянул ее, так и тем, что громко закричал". О медведе-покровителе говорят и многочисленные белорусские поверья. Существовал обычай приглашать в дома медвежатника с медведем. Медведя сажали в красный угол, под образа, щедро угощали медом, сыром, маслом и после угощения вели по всем закоулкам дома и в хлев. Верили, что медведь изгонял нечистую силу. В других случаях медведь переступал через больного или даже наступал на него. Будто бы действовала целительная сила зверя. Эта сила якобы избавляла и беременных женщин от порчи колдовством. Крестьяне считали, что в медвежьей лапе скрыта таинственная сила: когти медведя, проведенные по вымени коровы, делали ее дойной, лапу вешали во дворе «от домового» или в подполье — для кур. Милость медведя вызывалась посредством разных магических обрядов. А медвежьи зубы, лапы, были для древних славян амулетами, талисманами. В основном, в сказках медведь не является главным героем. Иногда он просто стоит на пути мужика, или солдата. Иногда помогает Ивану-царевичу в его поисках счастья. Чаще всего сказочники ставят его в один ряд с волком, зайцем, лисой, и другими животными, чтобы показать абсурдность или нелепость какой-либо ситуации. Например, в сказке "Зайкина избушка", медведь, наряду с волком и петухом, пытается выгнать незаконно занявшую зайкину жилплощадь Лису. Но, какой бы медведь не был большой и сильный, не справится ему с лисой. Только Петух смог с ней справиться. Значит не только в большом росте и в сильной лапе дело… В сказках, где все-таки главным героем считается лиса, медведь исполняет как бы фоновую роль. Он, по сравнению с лисой, глуп, неуклюж, она его почти всегда обманывает. Таких сказок очень много, особенно у русского народа. Сказки про медведЕЙ ^ C ![]() "Жил-был старик да старуха, детей у них не было. Старуха и говорит старику: «Старик, сходи по дрова». Старик пошел по дрова; попал ему навстречу медведь и сказывает: «Старик, давай бороться». Старик взял да и отсек медведю топором лапу; ушел домой с лапой и отдал старухе: «Вари, старуха, медвежью лапу». Старуха сейчас взяла, содрала кожу, села на нее и начала щипать шерсть, а лапу поставила в печь вариться. Медведь ревел-ревел, надумался и сделал себе липовую лапу; идет к старику на деревяшке и поет: ^ Скрипи, липовая! И вода-то спит, И земля-то спит, И по селам спят, По деревням спят; Одна баба не спит, На моей коже сидит, Мою шерстку прядет, Мое мясо варит, Мою кожу сушит. В те поры старик и старуха испугались. Старик спрятался на полати под корыто, а старуха на печь под черные рубахи. Медведь взошел в избу; старик со страху кряхтит под корытом, а старуха закашляла. Медведь нашел их, взял да и съел". Здесь медведь не глупый, и не доверчивый, каким мы его привыкли видеть в других сказках. Когда я прочитала эту сказку впервые, у меня сразу возник вопрос: зачем такая жестокость? Разве это сказка? Это скорее описание кровавого ритуала. И действительно, эта сказка отзывается нетронутыми древними поверьями. Медведь не оставил неотмщенной ни одной обиды. Он мстит по всем правилам родового закона: око за око, зуб за зуб; Его мясо намереваются съесть — и он ест живых людей, хотя известно, что медведи сами на людей нападают в редких случаях. Для человека медведи опасны только тогда, когда он их преследует, ранит, пугает и вообще каким-либо образом тревожит. Медведь в сказке предстает как вещее существо, знающее все и вся. Сказка учила почитать зверя. Конечно, эта сказка о медведе на липовой ноге совсем не то предание, которое существовало в древности. В одних вариантах сказки мужик и баба избавляются от смерти, в других — медведь сам обидчик и в честной схватке-борьбе мужик отхватил ему топором лапу. Но эти вольности, вполне оправданные в художественном рассказе, только затемняют хорошо сохранившуюся мифическую основу сказки. . О ![]() ^ . "…Ходила, ходила Машенька по лесу - совсем заблудилась. Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит: стоит избушка. Постучала Машенька в дверь - не отвечают. Толкнула она дверь - дверь и открылась. ^ Села и думает: "Кто же здесь живет? Почему никого не видно?.." А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался. - Ага, - говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить..." В этой сказке медведь предстает злым, сильным, но и не очень умным и доверчивым. В этой сказке медведь – эксплуататор. Машенька работает на него бесплатно. Конечно, ей это обидно и неприятно, и она обманывает туповатого и грубого "барина". Так в сказке выражается вся нелюбовь крестьян к господствующему классу. ![]() Еще одной известной сказкой, наверное, можно считать "^ " Льва Толстого. Это знаменитое "Кто ел из моей миски?" или "Кто спал на моей кровати?" мы помним с самого детства. "Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику. Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит: в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали её Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу..." В ![]() "Лежит в поле лошадиная голова. Прибежала мышка-норышка и спрашивает: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» Никто не отзывается. Вот она вошла и стала жить в лошадиной голове. Пришла лягушка-квакушка: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я, мышка-норышка; а ты кто?» — «А я лягушка-квакушка».— «Ступай ко мне жить». Вошла лягушка, и стали себе вдвоем жить. Прибежал заяц: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Я, мышка-норышка, да лягушка-квакушка; а ты кто?» — «А я на горе увертыш».— «Ступай к нам». Стали они втроем жить. Прибежала лисица: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш; а ты кто?» — «А я везде поскокиш».— «Иди к нам». Стали четверо жить. Пришел волк: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокиш; а ты кто?»— «А я из-за кустов хватыш».— «Иди к нам». Стали пятеро жить. Вот приходит к ним медведь: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» — «Мышка-норышка, лягушка-квакушка, на горе увертыш, везде поскокиш, из-за кустов хватыш».—«А я всех вас давишь!» — сел на голову и раздавил всех". Возможно, эта сказка является метафоричным отражением того времени, когда люди жили общинами, и вдруг к власти пришли князья и бояре, и нарушили мирное течение жизни родового коллектива, как бы раздавив его. А ![]() "…На третий год узнал про то дупло Медведь. Пришел. Видит: дуб, в дубу - дырища в целое окнище. Спрашивает: - Терем-теремок, кто в тереме живет? - Жил Дятел пестрый, нос вострый, жил Скворец - первый в роще певец, жил Сыч - попадешь ему в когти - не хнычь, жила Белка - по веткам скакалка, по дуплам сиделка, жила Куница - лесная хищница, теперь мы живем - пчелиный рой - друг за дружку горой. А ты кто? - А я Медведь, Мишка, вашему терему крышка! Влез на дуб, просунул голову в дупло, да как нажмет!" В ![]()
![]() В мифологических преданиях медведь занимал место хозяина лесных угодий. Он мог быть злым, коварным, сильным и очень мешал крестьянам заниматься своими делами. Но и на такого нашелся свой герой, который с помощью одного только аршина смог победить страшного медведя - Костолома и избавить от него жителей деревни. Читаем сказку Ореста Михайловича Сомова «Сказка о медведе Костоломе и об Иване, купецком сыне» "…Зверь зверю не чета, удалый молодец. Вот, недалеко сказать, и у нас завелась экая причина в муромском лесу: медведь Костолом дерет у нас и людей, и всякий крупный и мелкий скот".- "Подавайте мне его! – вскрикнул Иван, купецкий сын, засуча рукава красной александрийской своей рубашки.- Я с ним слажу, будь хоть он семи пядей во лбу. Давно уже слышу я слухи про этого медведя, а хотел бы видеть от него виды. Меня сильно берет охота с ним переведаться..." В ![]() "Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь: — ^ — Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки. — Быть так,— сказал медведь.— А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди. ^ Из сказок можно увидеть, какие чувства испытывал обычный мужик-крестьянин к человеку, облеченному властью. Здесь уже проглядывают сатирические нотки, которые впоследствии так хорошо проявил М.Е. Салтыков-Щедрин. У ![]() "…Снял дверь с петель, взвалил ее на плечи себе и пошел в лес; вдруг навстречу ему Медведь шагает — удивился, рычит: — ^ Рассказал ему Иванушка, что с ним случилось,— Медведь сел на задние лапы и хохочет: — Экой ты дурачок! Вот я тебя съем за это! ^ — Ты лучше детей съешь, чтоб они в другой раз отца-матери слушались, в лес не бегали!" В ![]() "…Его песенка донеслась до берлоги Медведя. Медведь проснулся. Сонно потягиваясь, он вышел из берлоги в которой проспал всю зиму, и тут же увидел Йепурилэ. Медведь был старый, большой, очень большой. Он проголодался и щелкал зубами. - Мор-мор... Я старый Медведь я проспал всю зиму и теперь голоден... Я тебя съем, Йепурилэ! - И Медведь облизнулся.- Мop-мор. У-у, как я голоден! Как ни был храбр Йепурилэ, но у него сердце сжалось в комочек и заколотилось быстро-быстро. "Что мне делать? Что мне делать? - думал он.- Сейчас он меня схватит!" В ![]() "По ту сторону стеклянных гор, за шелковым - лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У старой медведицы было два сына. Когда медвежата подросли, решили они пойти по белу свету счастья искать..." К ![]() "Много лет назад, давным-давно, медведи берлог не строили, на зиму спать не ложились. Если поднималась вьюга или мороз становился круче, то медведи залезали в сугробы, отыскивали какие-нибудь ямки. Когда ненастье кончалось, они снова принимались бродить, злые, голодные. ^ Шёл как-то летом по лесу медведь. Шёл да вверх посматривал — не прожужжит ли пчела среди веток. Потому что лесные пчёлы живут в дуплах деревьев, там и мёд хранят. ^ Совсем было приуныл медведь, как вдруг услышал: тук-тук, тук-тук, тук-тук…" Ч ![]() "Однажды бурый медведь стоял на холме, а евражка (так называют на севере суслика) в это время пила воду у реки. Увидела евражка медведя и позвала его: - Эй, медведь, иди-ка сюда! ^ - У меня к тебе дело большое есть! Удивился медведь: - Какое же дело у тебя ко мне? - Да вот задумала я с тобой жилищем поменяться. - Ладно, - согласился медведь, - давай меняться. А где оно, твое жилище? - Вон там, на холме. А где твое жилище? - Вон там, на сопке." И ![]() Японская сказка - Медведь – камень. Якутская сказка - Лиса и медведь Еврейская сказка - Жених-медведь ^ ТАЛА-МЕДВЕДЬ И ВЕЛИКИЙ КОЛДУН НАНАЙСКАЯ СКАЗКА - КАК МЕДВЕДЬ И БУРУНДУК ДРУЖИТЬ ПЕРЕСТАЛИ Сказки про медведЕЙ |
![]() | B суждение носит Есть ключевые слова: нам кажется, считаем, думается, может првести к, может быть, можно рассматривать, вполне естественно, и т п | ![]() | Книга одного из самых популярных писателей современности, автора... «Интимная теория относительности» рассказывает об относительности истины. Иногда нам кажется, что мы знаем о человеке все. Но достаточно... |
![]() | - К большому сожалению, свои праздники нам навязывает не только церковь. Оказалось, что нам обманом навязали праздники 23 феврали и... | ![]() | Заметки по поводу повести «потаённое окно, потаённый сад» Может быть, потому, что настоящая жизнь, очень близкая и дорогая каждому, кажется нам такой беспорядочной и странной. Как прекрасно... |
![]() | Как правильно наносить удар ладонью Они бьют ладонью. Когда-то давно, много лет назад я был свидетелем того, как хрупкая изящная девушка одним ударом ладошки «выключила»... | ![]() | Все обо всем Для человека просто невозможно представить действительные размеры Вселенной. Мы не только не знаем, насколько она велика, но нам... |
![]() | Развития событий и не диктует человеку, как поступить. Зритель только... Во-первых, это, безусловно, пьеса должна быть современна. Она может быть написана в XIX веке, может в Древней Греции, но тема, которую... | ![]() | Радиоприемник в очередной раз выплюнул куски помех. Я никак не мог... Он устал и он без друга. А может его музыка и была такой живой только из-за друга? А может это просто отчаяние? Ответ он нам никогда... |
![]() | Куда уходят собаки…? Она часто мелькает в книгах, в разговорах, на экранах телевизора. Собак многие любят. Некоторые в собаках действительно находят единственно... | ![]() | Порой нам кажется, что не осталось на земле ни одного дракона. Ни В наше время их облик, конечно, изменился. Драконы носят сегодня официальные костюмы, прячутся за масками инспекций и служб. Демоны... |