Сорокин П. А., Мертон Р. К


Скачать 176.23 Kb.
НазваниеСорокин П. А., Мертон Р. К
Дата публикации01.08.2013
Размер176.23 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Астрономия > Документы


Сорокин П.А., Мертон Р.К.

Социальное время: опыт методологического и функционального анализа
Ни одна концепция движения невозможна вне категории времени. В механике, например, время считается независимой переменной, выступающей как непрерывная функция трех координат, детерминирующих положение точки. Точно так же - необходимая переменная социальных изменений. Адекватность концепции астрономического (календарного времени) для изучения движения или меняющихся общественных явлений представляет собой, таким образом, проблему фундаментальной важности. Являются ли периоды годов, месяцев, недель, дней единственным, или даже самым удобным темпоральным измерением в системе социальной динамики? Многие обществоведы исходят из подразумеваемой посылки, что нет системы времени, кроме астрономической или не вполне совпадающего с ней календаря, а если такая система возможна, она бесполезна. У них время состоит из сравнимых частей. Оно квантитативно, не имеет качественных свойств, непрерывно и не допускает лакун. Цель данной статьи - показать, что в сфере социальной динамики подобное ограничение одной концепцией времени связано с рядом существенных недостатков.

Формула понятия времени по Ньютону: однородного, бесконечно делимого и непрерывного - это, вероятно, самый определенный постулат факта объективности времени. В астрономии современные доктрины относительности показали, со своей стороны, условность времени по Ньютону. С другой стороны, такие философы как Брэдли, Беркли и Кант, а в последнее время Спенсер, Гюйо, Джемс и Бергсон подвергли критике универсализм этой концепции. В социологии, кроме ряда приверженцев школы Дюркгейма, этой фундаментальной категории уделяется очень мало внимания.

То, что астрономическая концепция времени не единственная, видно даже на первый взгляд. В философии есть то, что можно назвать «онтологическим» временем. Аристотель и Зенон, если брать наугад, считали время нематериальным, полностью субъективным. Для Канта время - формальное априорное условие восприятия всех явлений1. Беркли и Брэдли просто отвергали время как явление, лишенное объективной реальности. В свою очередь, Джемс считает концепцию «объективного» времени полезной фикцией. Бергсон полагает, что «воображаемое гомогенное время - идол языка, фикция».

Концепции времени в психологии также весьма отличаются от астрономических. Здесь время берется не как «протекающее в устойчивом ритме, неподдающееся быстроте или медлительности движения материальных вещей», а как в решающей мере подверженное влияниям числа и важности конкретных событий, происходивших в данный период наблюдений.

Как отмечает Джемс, «Вообще, время, заполненное разнообразными интересными переживаниями, кажется быстрым в протекании, но длительным в наших воспоминаниях. Напротив, отрезок времени, лишенный переживаний, кажется текущим долго, а в ретроспективе - кратким».

То есть, в реальном восприятии мы далеки от опыта идеально понятого времени, которое aequabiliter fluit (течет равномерно - лат., примечание переводчика). Психологи экспериментально показали различия оценки человеком протяженности и реальной продолжительности минувшего астрономического времени. Для человека по опыту время далеко не «бесконечно делимое», вопреки древнему парадоксу Ахилла и черепахи. Многие эксперименты показали, что люди не могут воспринимать разницу во времени менее одной сотой секунды.

В психологии само введение концепции «ментального возраста» (mental age) - свидетельство методологической недостаточности астрономической хронологии в этой области. Эмпирически доказано, что нет постоянной связи между хронологическим и ментальным возрастом. Поэтому многие взгляды психологов на поведение людей в связи с "возрастом" требуют темпоральной референтной рамки, отличающейся от обычной. Как мы увидим, этот вывод еще более значим в социальной сфере.

Экономисты также признают, что астрономическое, часовое время не всегда применимо. Маршалл, например, в известном анализе зависимости экономического равновесия от «долгих» и «коротких» периодов, в течение которых рынок считается растущим, давно подметил непригодность астрономического времени. По словам Опи8, «когда он [Маршалл] стал различать долгие и короткие периоды, у него критерием было не время на часах, а "операционное" время, связанное с действием экономических сил. Основную роль обрели силы предложения; время было соответственно долгим или кратким в зависимости от изменчивости или устойчивости некоторых конкретных сил со стороны предложения (as it involved modifiabilty or fixity in some chosen forces on the supply side). Чем выше изменчивость силы предложения, тем дольше период рассматриваемого времени, независимо от времени на часах [курсив Сорокина и Мертона]». Концепция экономического времени - специальный предмет анализа Эриха Фёгелина и - несколько менее аналитично - Штреллера. Но она также присутствует в трудах Бем-Баверка, Джевонса (W.S. Jevons), Отто Эфертца, Кнута Викселя и многих других экономистов.

Разные концепции времени и, прежде всего, революционные перемены в области самой астрономии, порожденные эйнштейновым анализом понятия одновременности, - иллюстрация операциональных по своей сути критериев времени. Если мы ищем операции, позволяющие определять время социальных событий, обнаруживается, что и сегодня далеко не все подобные определения времени соотносимы с астрономическими или даже календарными рамками.

Бриджмен, обобщив этот класс фактов, говорит, что "методы, применяемые нами для привязки времени к событиям, меняются с характером событий так, что время может выступать в различных облачениях". То есть, социальное время отражает изменения, движение социальных феноменов в терминах других социальных феноменов, принятых за референтные точки. В своих повседневных действиях мы часто используем этот способ обозначения точек времени. «Вскоре после мировой войны», «Встречу вас после концерта», «когда президент Гувер занял свой пост», - все связано скорее с социальными, чем с астрономическими референтными рамками, как указание конкретных точек времени - «время когда». Более того, такие соотношения гораздо выразительнее полностью равноценных им астрономических, календарных референтных точек («примерно в 1918-19 г.», «в 11 часов пополудни», март 1929 г.), так как обычно ими устанавливается дополнительная значимость отношения между событиями и временной референтной рамкой. Например, инаугурации президента Гувера как индикатор времени, когда, скажем, были заменены две тысячи почтальонов, говорит много больше, чем констатация самого факта, что эта замена случилась в марте 1929 г. Иными словами, соотнесение с календарем делается значимым, только когда оно трансформировано в социальное время. Методологическое значение этого рассмотрено ниже.

Аналогичным образом мы обозначаем протяженность времени таким определением как «один семестр», «за рабочий день», «на время Великого поста», оперируя понятными всем протяженностями времени без упоминания астрономических явлений. Более того, нет жесткой связи между двумя первыми отрезками и астрономическими феноменами, поскольку социальные интервалы могут варьировать независимо.

Такие обозначения, если они не пережиток очень распространенных способов идентификации отрезков времени у примитивных народов, как минимум, выполняют те же функции.

Примитивные народы для обозначения времени пользуются другими средствами, взятыми из их повседневных дел, ничего общего не имеющих с социальным временем. На Мадагаскаре «варка риса» часто значит «полчаса», а «жарка саранчи» - момент. Туземцы Крестовой реки говорят: «Человек умер менее чем за время неполной прожарки маиса», т.е. меньше пятнадцати минут; «время, за которое можно приготовить пригоршню овощей».

Обозначения времени, в смысле и продолжительности и выражения, связаны с социальными действиями или достижениями. Периоды, свободные от сколько-нибудь значимой социальной деятельности, обходят, не наделяя их каким-либо обозначением. Здесь время не продолжается - разрыв виден всякий раз, когда конкретный период не содержит социальных интереса или важности. Выражения времени отражают социальную жизнь группы. Названиями дней, месяцев, времен года, даже годов фиксируют ритмы жизни коллектива. Однородность социальных биений, пульсации, деятельности делает ненужными астрономические рамки.

Каждая группа с собственными связями общего, понятного всем ритма деятельности отсчитывает свое время соответственно своему поведению. Никакие сложные расчеты, основанные на математической прецизионности и точных астрономических наблюдениях, не нужны для синхронизации и координации социетального поведения.

Так хаси (Khasis - племя северо-восточной Индии) обозначают месяцы по действиям, совершаемым в каждый из них: «месяц прополки», «месяц жарки продуктов земли» и т.д. В племени Meitheis все обозначения времени соответствуют шахитабу: каждый год получает имя важного лица. Кодригтон пишет о меланезийской системе: «невозможно связать с солнечным годом последовательность месяцев у туземцев - имена месяцев соответствуют тому, что делается»16. У навахо «названия месяцев живописуют жизнь семьи, а также круг жизни овец, контролируемых ею».

Мы видим, что система обозначения времени отражает социальные действия группы. Источники ее возникновения - коллективы. Обычай их соблюдения - социальная необходимость. Они возникают из жизненного цикла групп и, в целом, детерминированы религиозными действиями и трудовым распорядком дня. Их подкрепляет потребность в социальной координации.

В сущности своей они продукт социальной интеракции. Дюркгейм точно подметил в этой связи, что «календарь выражает ритм коллективных действий, и в то же время его функция - обеспечение их регулярности».

Земледельческие народы с ритмом времени, отличным от племен охотников и пастухов, дифференцируют интервалы времени способом, не похожим на способы последних. Дни регулярного отдыха, по-видимому, неизвестны мигрирующим племенам охотников и рыболовов, пастухам-кочевникам, но их часто соблюдают первобытные земледельцы. Так и крупный город требует референтных рамок времени, совершенно иных, чем небольшая деревня. Другими словами, обозначения исчисления времени в своей основе зависят от организации и функций группы. Образ жизни определяет феномены, репрезентирующие начало и конец времен года, месяцев и других единиц времени. Даже когда при фиксации границ временных периодов используются явления природы, выбор их зависит от интереса и полезности, которые они представляют для группы. Так, год у евреев, «как, естественно, и должно быть у земледельческого народа», зависит от годичной череды культур. Структура времени меняется с социальной структурой общества.

Астрономическое время однообразно, однородно; оно чисто квантитативно, лишено качественных свойств. Можно ли такими же характеристиками наделить время социальное? Очевидно, - нет. Есть выходные дни, дни исполнения определенных гражданских функций, «счастливые» и «несчастливые» дни, религиозные дни и т.д.

Промежутки времени обретают свои особые качества благодаря связи со свойствами или действиями. Это в равной мере относится к примитивным и более сложным обществам. Так, Джемс пишет: «Мой друг-туземец долго решал задачу, почему каждый день недели имеет для него свой характерный облик. Воскресенье он быстро заметил по прекращению городского шума и шуршания обуви пешеходов о тротуар. Понедельник выражался сушкой во дворе белья, блики которого были заметны на потолке; вторник, и т.д. Может быть, каждый час для большинства из нас имеет какой-либо внешний или внутренний знак, связанный с ним столь же прочно, как эти знаки с днями недели»1.

Даоcизм предписывает, согласно «магической универсальной» книге по хрономантии, «подходящие дни для заключения брака, переезда в другой дом, пошива одежды; дни, в которые следует начинать ремонт дома, храма, корабля»23. У магометан понедельник, среда, четверг и пятница счастливые дни; вторник, суббота и воскресенье - дни злые и несчастливые. Пятница - святой день, день отдыха магометан, как суббота у евреев и воскресенье у христиан. Для греков календарь имел определенный сакральный смысл - с полным обозначением удачных и неудачных дней.
1 James W. Op.cit., v. I, p. 623. F.H. Colson так суммирует функциональную важность социальных интервалов времени: «как сами мы запоминаем дни недели? Очевиден ответ, что нечто происходит в один или несколько из них. Если, так или иначе, мы теряем счет дням недели, с воскресеньем не будет ошибки, даже если этот день не связан с религиозными чувствами. Так же и школьные каникулы, короткие дни напоминают о себе тем, кто с ними прямо не связан. Но если не происходит ничего, я очень сомневаюсь, чтобы сохранялась, не говоря уже о том, чтобы возникла, последовательность дней недели» - The Week, Cambridge, 1926, p. 63.
Четвертое и двадцать четвертое считались днями, опасными для некоторых предприятий. Пятое было крайне неудачным; шестнадцатое - неудачным днем для рождения и брака девочек; четырнадцатое было добрым днем для забоя скота.

Едва ли нужно отмечать, что мы не касаемся вопроса истинности этих верований. Они в любом случае - социальные факты. Обнажая разные качества, которыми реально наделяются конкретные единицы времени, они служат указанием на то, что простая количественная мера времени не расскажет о свойствах, которыми члены группы наделили разные единицы времени. Количественные подходы игнорируют тот факт, что «ум человека стремится наделить необычной ценностью любой день календаря, чем-то выделяющийся». Отсюда не обязательно следует, что у социального времени нет квантитативных аспектов. Однако, как представляется, оно - не чистое количество, однородное во всех своих частях, всегда сопоставимое с собой и точно измеряемое. В суждениях о времени присутствуют соображения способности, возможности, преемственности, постоянства, сходства. Равенство ценностей, относимых к интервалам времени, не обязательно есть измеренное равенство.

Различия в качестве порождают зависимость относительных ценностей отрезков времени не только от их абсолютной протяженности, но и от природы и интенсивности их качеств. Количественно равные периоды времени делаются социально неравными, а неравные периоды социально выравниваются.

Например, «численно равные части кальпы у индусов не считаются имеющими равную протяженность». Точно так же, Chongli измеряют долгие периоды времени поколениями (время правления одной группы старейшин), количественно, может быть, не равные, но все же считающиеся равными благодаря идентичности качественных аспектов.

В целом, можно сказать, наше исследование обнаружило к настоящему времени следующие факты: социальное время, в отличие от времени в астрономии, обладает качествами, а не только количеством; эти качества производны от верований и обычаев группы, они также служат обнаружению ритмов, пульсаций, биений обществ, в которых найдены.

Математическое время «пусто». Оно лишено признаков, лакун, служащих точками начала и конца. Для календаря же требуется какая-либо отравная точка или фиксированная дата. Должно быть некое начало, спорное или нет, чтобы инициировать каждую систему отсчета времени, якобы не прерывающуюся. С этой целью «всегда прибегали к конвенционально избранной дате какого-то гражданского исторического события». В любом случае отправная точка всегда социальна или наделена глубокими социальными следствиями; это каждый раз событие, считающееся социально особо значимым.

Этим путем были введены такие социальные референтные рамки как смерть Александра или битва при Geza у вавилонян, олимпиады у греков, основание Рима (anno urbis conditiae - год сотворения города - лат., - примечание переводчика), битва при Актинуме у римлян, преследования Диоклетиана и рождение Христа у христиан, мифологическое основание японской империи Джимму Тенно (Jimmu Tenno) и открытие меди (эра Уэдо) в Японии, Хиджра у магометан, явление белого фазана императору Японии (эра Хакучи). «Египет никогда не думал датировать летописи иначе как годами правления властвующего фараона». И армяне вели летосчисление годами правления царей и патриархов. В нескольких этих примерах, взятых из практически неисчерпаемого перечня, мы находим некоторое основание предположить, что народы строят свои эры в терминах определенных примечательных событий, имевших социальные последствия.

То есть мы не можем перенести на социальное время характеристику непрерывности, постулируемую ньютоновой концепций астрономического времени. Нильссон, чье исследование счета времени у примитивных народов считается самым солидным, настаивает на этом. Принцип pars pro toto (часть вместо целого - лат., - примечание переводчика) в отсчете времени (то есть, подсчет не целыми единицами, а конкретным феноменом, случающимся лишь раз в данную единицу времени) показывает, что, в сущности, всякий счет времени прерывен.

Год в природе может быть непрерывным, но год в календаре имеет и начало и конец, часто отмеченные темпоральным разрывом и обычно выделяемые некими социальными ритуалами.

Распространенные верования, что деление времени определяется астрономическими явлениями, далеко не точны2. Наша система деления недели на количественно равные периоды - образец общепринятого подхода к подсчету времени. У Khasi неделя почти всегда состоит из восьми дней, потому что каждый восьмой день - базарный. Проявление того, что у них неделя имеет скорее социальное, чем «природное» происхождение, отражено в названиях дней недели не по планетам (более позднее и непонятное явление), а по местам проведения главных торжищ. Точно так же неделя римлян состоит из nundinae (нундины, рыночные дни - лат. - примечание переводчика), повторявшихся каждый восьмой день, по которым сельчане продавали в городах свои продукты. У племени Muysca в Боготе неделя состоит из трех дней; у многих племен Западной Африки из четырех; в Центральной Америке на архипелаге Вест-Индии, в прежней Ассирии (а сейчас и в Советской России) была пятидневная неделя; у населения Того - шестидневная. У древних евреев и в большинстве стран современной цивилизации неделя состоит из семи дней; примеры восьмидневной недели - римляне, хаси, многие племена Африки. У инков в неделе было десять дней. Постоянная черта почти всех этих разно длящихся недель то, что их истоки всегда связаны с рынком.

2 Nilsson M.P. Op.cit., pp. 281: "Не следует забывать, что астрономия и календарь не идентичны. В календарях практическая польза важнее точности астрономических подсчетов".

Колсон прямо указывает, что ранние формы той недели, о которой нам что-либо известно, использовавшие такой отсчет группы подкрепляли ссылками, никак не связано с луной. Появление и распространение этой единицы времени всегда смыкалось с каким-либо периодически соблюдаемым социальным событием, но не было следствием наблюдения за небесными телами. Более того, как точно подметил Хаттон Вебстер, некая фаза социальной структуры обычно объединяет расхождения в продолжительности недели. «Короткие интервалы в три, четыре дня, пять дней отражают простую экономику примитивной жизни, когда рынок должен повторяться достаточно часто, чтобы позволить соседствующим сообществам, не держащим больших запасов пищи и других нужных предметов, получать их друг у друга. Более продолжительные циклы в шесть, восемь и десять дней, гораздо менее распространенные, возникают путем удвоения прежнего периода, когда требуется большой рынок для произведенного на крупной территории».

Точно так же длительность месяца не обязательно устанавливается по фазам луны. У Моммзена, например, отмечено: римляне имели календарную систему, «практически никак не связанную с лунным циклом», что вело к использованию «месяцев спорной продолжительности». Тот же отказ от лунного цикла в определении месяцев сохранился до настоящего времени. Равные периоды астрономического времени приравнены друг к другу социально, что подтверждает практика выдачи месячных зарплат. Равенство месяцев - конвенциональное, не астрономическое.

Социальная длительность не равна длительности астрономической, так как первая - это длительность символическая, а вторая - эмпирическая.

Даже сегодня очевидна распространенность «окраски» астрономического времени соображениями социальными. Достаточно вспомнить недавно введенное «зимнее время», - экономия за счет светлого времени суток. Того же результата: увеличение числа часов светлого времени суток для отдыха и здоровья, - можно достигнуть и просто переходом на рабочий день с 8 до 4-х часов. Но формула «с девяти до пяти» так укоренилась в нашей экономике, что сочли предпочтительным менее резко сменить числовое обозначение единиц двадцатичетырехчасового цикла. Тем самым вновь продемонстрирована конвенциональная природа обозначения времени.

У всех систем календаря есть одна общая характеристика. Они возникают из социальных потребностей и увековечены ими. Все периодические события в обществе, требующие в определенное время присутствия какого-то числа людей (особенно из разных социальных группировок или из некой одной крупной социальной группы), делают необходимым какое-то общее средство обозначения времени, которое было бы понятным всем сторонам-участницам. Религиозные церемонии, ритуалы, празднования времен года, охота, военные походы, торги, межплеменные сходы и т.п., - все требуют сложного взаимодействия множества людей в фиксированное время - источник четко определенной системы указания времени. Системы времени, принятые в малых, тесно сплоченных группах, участвующих в одном и том же социальном цикле, по мере расширения взаимодействия делаются недостаточными. Люди, собравшись вместе из разных социальных и культурных условий (background), нуждаются в некой темпоральной схеме, равно понятной всем, если они намерены синхронизировать и координировать свои действия.

Впервые крупные скопления людей с разными характеристиками (backgrounds) образовались в древних городах. Там и тогда стала очевидной необходимость создать понятную всем референтную рамку. Так, у римлян, «Когда началась жизнь городов, само собой стало нужным иметь более точную меру annus (года - лат., примечание переводчика) и вошедших в него религиозных событий. Сельское хозяйство все еще было экономической основой жизни людей. И в соответствии с сельскохозяйственным религиозным ритуалом в городах было удобно, если не абсолютно необходимо, фиксировать определенные дни. Без сомнения, таковы истоки самого раннего (?) календаря, о котором мы что-нибудь знаем»3. Точно так же именно потребности регулирования религиозного культа «впервые создали календарь в Греции».
3 Fowler Ward W. Calendar / Encyclopaedia of Religion and Ethics, V. III, p. 133. Ср. замечание Георга Зиммеля, подметившего: условия большого города таковы, что «связи типичного жителя города» столь многообразны, сложны и, прежде всего, столь переплетены со всем организмом предельно многочисленных частей, благодаря скоплению множества людей с весьма различными интересами, что все рухнуло бы, вызвав необратимый хаос, без предельно точной пунктуальности в обещаниях и действиях,…[без] однозначности встреч и договоренностей, аналогично тому, как они определяются извне путем широкого распространения часов» - P.A. Sorokin, C. C. Zimmerman, C.J. Galpin. Large Cities and Mental Life / A Systematic Source Book in Rural Sociology. Minneapolis, 1930, V.I, p. 244.
И, как пишет Спинден, даже строго астрономический календарь индейцев майя имел по своей сути явно религиозные цели4.

Вышеизложенные аргументы можно суммировать в ряде основных положений. Систем времени много, и они различаются, в частности, своей эффективностью применения к событиям разного порядка. Нетрудно предположить, что астрономическая или даже календарная системы времени лучше всего пригодны для обозначения и измерения одновременности, последовательности и длительности социальных феноменов. Все системы времени могут быть сведены к потребности в обеспечении синхронизированных и координированных действий и наблюдений лиц, образующих группы. Системы локального времени варьируют в соответствии с разницей объема, функций и действий разных групп. С расширением межгрупповой интеракции не может не вырабатываться общая или расширенная система времени, чтобы преодолеть или как минимум расширить локальные системы времени. Поскольку ритм социальных действий различен в разных группах или внутри одного высоко дифференцированного общества, локальные системы отсчета времени более не удовлетворяют. Даже природно-биологические события (например, созревание урожая) могут оказаться недостаточными как общая референтная рамка из-за роста сфер интеракции, так как отмеченные события в разных областях не происходят одновременно. В результате общая основа была найдена в астрономических феноменах и в более или менее широком распространении ставших конвенциональными представлении о непрерывности времени.
4 ^ Spinden H.J. Maya Inscriptions Dealing with Venus and the Moon // Bulletin of the Buffalo Society of Natural Sciences. 1928, V. 34, № 1; ср.: Philip А. Op.cit., р. 7: "...Обнаружено, что лунно-солнечные календари имеют преимущественно сакральное или религиозное происхождение".
Так социальная функция отсчета и обозначения времени как необходимого средства координации социальной деятельности послужила импульсом к появлению систем астрономического времени. Введение их стало необходимым из-за непригодности локальных систем в обстановке растущего числа контактов и организованной интеракции с вытекающей отсюда недостаточной однородностью ритмов социальных действий. Астрономическое время, своего рода «эсперанто в делах времени», явление социальное. Этот процесс шел быстрее по мере урбанизации и социальной дифференциации, когда по мере роста многомерности социального пространства стимулировал организацию ранее хаотично варьировавших действий индивидов.

Локальные системы времени качественны, пронизаны выраженными местными значениями. Система времени, предназначенная для преодоления этого качества разных локальных систем, по необходимости должна абстрагироваться от индивидуальных свойств различающихся систем. Отсюда важный для нас социальный элемент определения концепции чисто квантитативного, однообразного и однородного времени; одномерное астрономическое время было, в сущности, заменено многомерным социальным временем.

Чтобы облегчить и обогатить исследования сферы социальной динамики, нужно восстановить понятие социального времени как помощника, если не преемника, времени астрономического. Поиск социальных периодичностей на базе безусловного принятия астрономических критериев времени, может быть, в основном был безуспешен именно потому, что социальные феномены охватывают «символические», а не «эмпирические» равенства и неравенства. Социальные процессы, кажущиеся сейчас лишенными периодичностей по астрономическим меркам, могут оказаться по характеру вполне периодичными в терминах времени социального. По меньшей мере, это целесообразно проверить. Могут возразить, будто такие попытки дадут просто соотношения разных наборов социальных явлений. Разумным это возражение будет, только если игнорировать факт, что обычные процедуры охватывают лишь корреляции астрономических (или календарных) и социальных феноменов. Более того, есть ли теоретические основания, явные или подразумеваемые, сформулированные или нет, ожидать корреляций астрономических и социальных последовательностей в событиях?42 И, наконец, какова возможная значимость таких корреляций, если их удастся установить? Факт - но насколько известно нам, его последствия постоянно игнорируются - что когда социальные и астрономические («время») феномены взаимосвязаны, должны быть установлены другие социальные корреляты тех же астрономических феноменов, прежде чем эти отношения обретут какую-либо научную форму. В противном случае они - всего лишь ряды эмпирических данных, теоретически бесплодные. Если мы хотим расширить наше знание темпоральных аспектов социальных перемен и процессов, мы должны шире трактовать нашу категорию времени, включив в нее понятие социального времени.

Гарвардский университет.

Перевод Н.В. Романовского при поддержке РГНФ, грант № 03-03-00057а
42 Если бы многие обществоведы до сих пор не игнорировали элементарное процедурное правило, едва ли нужно было бы подчеркивать принцип, что статистические корреляции должны использоваться только для проверки заключений, полученных по другим основаниям (См.: Keynes J.M. A Treatise on Probability. L., 1921, p. 426).



Похожие:

Сорокин П. А., Мертон Р. К iconВладимир Сорокин Голубое Сало Владимир Сорокин Голубое сало Китайские...
И он бросил на палубу целую пригоршню замерзших слов, похожих на драже, переливающихся разными цветами. Здесь были красные, зеленые,...
Сорокин П. А., Мертон Р. К iconР. Мертон ввёл ролевой набор, вопросы дисфункции
Э. Дюркгель определил предмет и обьект социологии, понятие солидарности. Вопрос "о разделении труда"
Сорокин П. А., Мертон Р. К icon5. «Социальная структура общества»
О. Конта (1798-1857), К. Маркса (1818-1883), Г. Спенсера (1820—1903). Позднее в изучение этой проблемы внесли существенный вклад...
Сорокин П. А., Мертон Р. К iconПримерные темы для эссе по «Социологии»
Социологические школы и направления социологии в России (П. Сорокин, П. Лавров, Н. Я. Данилевский)
Сорокин П. А., Мертон Р. К iconЯкоб Морено Автор теории бюрократии: М. Вебер
Американский социолог русского происхождения, основоположник интегральной социологии, занимавшийся социальной стратификацией и мобильностью?П....
Сорокин П. А., Мертон Р. К iconСтруктура социологии. Функции социологии (2)
П. Сорокин заявлял, что социология изучает явления взаимодействия друг с другом с одной стороны, и явления, возникающие из этого...
Сорокин П. А., Мертон Р. К iconЛариса Соломоновная Шейфер Предмет и метод учебной дисциплины. Общая...
Литература: Чечек Д. М. «АЮ»; Сорокин «апп»; Старилов Л. Н. «Административная юстиция, теория и история»; Николаева, Соловьев «Административная...
Сорокин П. А., Мертон Р. К iconДжоан Кэтлин Роулинг Гарри Поттер и Дары Смерти (перевод В. Сорокина)...
Окончательная (надеюсь) проверка и редакция: 11. 04. 2008 — 20. 04. 2008 ru en В. В. Сорокин rvvg
Сорокин П. А., Мертон Р. К iconВ американский период творчества
Сорокин (1889 — 1968) по распоряжению советского правительства был выслан за рубеж. Прожив некоторое время в Берлине, ученый переезжает...
Сорокин П. А., Мертон Р. К iconК п. н., доцент испип р. В. Демьянчук; д мед н., проф. Спбгу е. С....
С65 Практикум по специальной психологии: Учебно-метод пособ. / Под научи, ред. Л. М. Шипицыной. — Спб.: Издательство «Речь», 2003....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница