Сотрудничество с родителями: игровые приёмы и краткое содержание лексико-грамматических тем в индивидуальных тетрадях детей с тнр в подготовительной к школе


Скачать 239.55 Kb.
НазваниеСотрудничество с родителями: игровые приёмы и краткое содержание лексико-грамматических тем в индивидуальных тетрадях детей с тнр в подготовительной к школе
страница1/3
Дата публикации06.08.2013
Размер239.55 Kb.
ТипКраткое содержание
userdocs.ru > Астрономия > Краткое содержание
  1   2   3

Сотрудничество с родителями: игровые приёмы и краткое содержание лексико-грамматических тем в индивидуальных тетрадях детей с ТНР в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.
Для того, чтобы сотрудничество учителя-логопеда, педагогов группы для детей с ТНР и семьи было наиболее действенным, мы разработали систему домашних заданий. Выбор и последовательность предлагаемых тем основан на использовании материалов Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В., Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., Просвещение, 2010).

Для меня, как учителя-логопеда, очень важно приобщить родителей к коррекционной работе по преодолению не только нарушений звукопроизносительной стороны речи. Но и ознакомить с игровыми приёмами в процессе совершенствования её лексико-грамматической стороны.

Актуальность данного пособия обусловлена тем, что дети (ранее не получавшие логопедическую помощь и/или ранее неорганизованные дети) направляются к нам территориальной ПМПК на один учебный год в подготовительную группу компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Поэтому работаем особенно чётко и слаженно, при этом стараемся помочь родителям увидеть проблему ребёнка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний. Как показывает опыт работы, предлагаемая система заданий успешно систематизирует лексико-грамматический материал. И, что особенно важно, очень наглядно убеждает родителей в необходимости закреплять изученную тему в домашних условиях.

Предлагаемый дидактический материал готов для еженедельного обновления лексической странички в индивидуальных тетрадях.

Лексико-грамматические темы

1. ОСЕНЬ: наблюдения в природе.

2. ОВОЩИ: осень в огороде.

3. ФРУКТЫ: осень в саду.

4. ГРИБЫ: съедобные и несъедобные.

5. ЯГОДЫ: домашние заготовки.

6. ЗЛАКИ: осень в поле (хлеб и каша на столе).

^ 7. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ.

8. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ.

9. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.

10. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ и их детёныши.

11. ДОМ. И ЕГО ЧАСТИ. Из чего строят дома.

12. ЗИМА: наблюдения в природе. Зимние месяцы. Новый Год.

13. ЗИМА: зимняя сказка. Зимние забавы. Зимняя одежда и обувь.

14. ЗООПАРК: дикие животные холодных и жарких стран.

15. ЧЕЛОВЕК: части тела.

^ 16. МЕБЕЛЬ. ПОСУДА.

17. КАЛЕНДАРЬ: дни недели. Части суток. Двенадцать месяцев.

18. ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА.

19. СЕМЬЯ: международный женский день.

20. ВЕСНА: наблюдения в природе. Весенние месяцы.

21. НАШ ГОРОД: адрес, городские учреждения.

^ 22. ПРОФЕССИИ. ИНСТРУМЕНТЫ.

23. КОСМОС.

24. ТРАНСПОРТ: правила дорожного движения.

25. ШКОЛА: школьные принадлежности.

26. ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Труд человека весной.

1. ОСЕНЬ: наблюдения в природе.

Существительные: осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, зонт, сырость, куртка, плащ, сапоги, шапка, перчатки, свитер, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, берёза, осина, рябина, клён, лиственница, сосна.

Глаголы: желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить, срывать (листья), пожухнуть, расписать, хмуриться, облетать, накрапывать.

Прилагательные: жёлтый, красный, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, унылый, пасмурный, золотая (осень), серые (дни), моросящий.
^ Продолжи предложение:

Осенью сбрасывают листья дубы…(клёны, тополя, осины, берёзы, ивы…).

Всю зиму остаются зелёными сосны…(пихты, ели, кедры…).

^ Отгадай и повтори загадку:

Пришла без красок и без кисти, а перекрасила все листья. (Осень)


Нахмурится, насупится.

В слёзы ударится –

Ничего не останется.

(Туча)


Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок.

(Туман)

Падают с ветки

Золотые монетки.

(Листья)




^ 2. ОВОЩИ: осень в огороде.

Существительные: морковь, редис, капуста, свёкла, помидор, лук, бобы, горох, огурец, укроп, петрушка, репа, кабачок, тыква, перец, картофель, кочан, редька, баклажан, чеснок, ботва, стручок, урожай, грядка.

Глаголы: расти, поливать, копать, выкапывать, вскапывать, полоть, сажать, сеять, срывать, выращивать, собирать.

Прилагательные: зелёный, жёлтый, красный, синий, оранжевый, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный, большой, маленький, хрустящий, овощной, картофельный, капустный.

Игра «1 – 5». Сосчитай до пяти:

Один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов.

Один помидор … Одна грядка … Один кабачок …

^ Какие бывают? (подбери слова-признаки)

Морковь – сочная, длинная, хрустящая, твёрдая, оранжевая.

Огурец - … Помидор - … Лук - …

Сидит дед, в сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

(Лук)

Маленький, горький,

луку брат.

(Чеснок)

Под землёю птица

Гнездо свила,

Яиц нанесла.

(Картофель)




^ 3. ФРУКТЫ: осень в саду.

Существительные: апельсин, ананас, банан, груша, лимон, слива, яблоко, дерево, яблоня, мандарин, фрукт, персик, абрикос, косточка, кожура, сок, компот, варенье, джем.

Глаголы: расти, цвести, зреть, плодоносить.

Прилагательные: вкусный, сочный, сахарный, сладкий, кислый, нежный, ароматный, лимонный, яблочный, персиковый, банановый, грушевый.

Игра «1 – 5». Сосчитай до пяти: груша, персик, апельсин.

Одно яблоко – много яблок, один банан – много бананов

^ Измени слово по образцу:

Сок из яблока – яблочный сок. Сок из сливы – сливовый сок.

Сок из груши – грушевый сок. Сок из апельсина – апельсиновый сок.

Сок из персика – персиковый сок. Сок из винограда – виноградный сок.

^ Отгадай и повтори загадку:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки.

(Яблоко)

Очень полезный,

К чаю нарезан…

Ярко-жёлтый, кислый он

Называется…(Лимон)


Вырос на дереве шар:

Ароматный, оранжевый,

Сочный и сладкий.

Что это ребятки?

(Апельсин)




^ 4. ГРИБЫ: съедобные и несъедобные.

Существительные: боровик, подосиновик, подберёзовик, мухомор, маслёнок, сыроежка, гриб, ножка, шляпка, лес, поляна, мох, пень, корзина, лисичка, опёнок, груздь, поганка, грибница, грибник, лукошко, чаща.

Глаголы: расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать, стоять, прятаться, краснеть, вырастать, заблудиться, аукать.

Прилагательные: белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, грибной (дождь, лето, поляна, год), дружные (опята).

Наречия: рядом, далеко, близко.

Игра «Один – много». Один гриб – много грибов; Одна шляпка - …

Одна лисичка - … Один пень - … (используйте слова из словаря)

^ Продолжи предложение:

В лесу растёт много волнушек, груздей,…

Грибы можно срезать… (положить в корзину, принести домой, почистить, нарезать, отварить, посушить, засолить, замариновать, пожарить).

^ Отгадай и повтори загадку:

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

(Белый гриб)

А вот кто-то важный на беленькой ножке,

Он с красною шляпкой, на шляпке – горошки.

(Мухомор)



^ 5. ЯГОДЫ: домашние заготовки.

Существительные: клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, брусника, клюква, земляника, рябина, ежевика, джем, повидло, варенье, кисель, компот.

Глаголы: собирать, прятаться, принести, варить, сушить, угощать.

Прилагательные: лесная, садовая, душистая, ароматная, сладкая, кислая, зелёная, красная.

^ Измени слово по образцу:

Компот из брусники – брусничный ... Компот из малины – малиновый… Из смородины – смородиновый… Из земляники - …

Из клюквы - … Из ежевики - …

Игра «1 – 5». Сосчитай до пяти:

Одна ягодка, две ягодки, три ягодки, четыре ягодки, пять ягодок.

^ Отгадай и повтори загадку:

Две сестры летом зелены,

К осени одна покраснеет,

А другая почернеет.

(Красная и чёрная

смородина)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, пчёлы и медведи.

(Малина)

Кто любит меня,

Тот и рад

поклониться.

А имя дала мне

родная землица.

(Земляника)




^ 6. ЗЛАКИ: осень в поле (хлеб и каша на столе).

Существительные: семена, поле, трактор, тракторист, комбайн, комбайнёр, колос, пшеница, рожь, мука, зерно, пшено, овёс, гречиха, хлеб, крупа, каша.

Глаголы: пахать, боронить, сеять, убирать (урожай), молоть (зерно), замешивать (тесто), варить (кашу).

Прилагательные: ароматный, вкусный, бескрайнее, золотой, рассыпчатая, манная, овсяная, гречневая, ржаной, пшеничный

«Одна семейка» .

Бросаем ребёнку мяч и задаём вопрос; ребёнок отвечает и возвращает мяч:

Что люди пекут из ржаной муки? – ^ Хлеб. –Как сказать ласково? – Хлебушек.

-Как называют человека, который растит хлеб? – Хлебороб.

-Как называется поле, на котором растёт хлеб? – ^ Хлебное.

-Как называется ёмкость для хранения хлеба? – Хлебница.

Весь из золота отлит,

На соломинке стоит.

(Колос)

В поле – метёлкой,

В мешке – жемчугом.

(Пшеница)

Пузырюсь я и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.
(Тесто)

Не море, а волнуется.

(Поле, нива)

Одно бросил – целую горсть собрал.

(Семя)

Что не сеяно родится?

(Трава)




^ 7. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ.

Существительные: ласточка, журавль, грач, скворец, лебедь, стриж, аист, жаворонок, дрозд, стая, клин, перья, пух, крыло, клюв.

Глаголы: лететь, улетать, перелетать, зимовать, курлыкать, облетать.

Прилагательные: журавлиный, утиный, гусиный, лебединая(песня, верность)

Наречия: далеко – близко, жарко – холодно, высоко – низко.

^ Игра «Чьи крылья?» Измени и назови слово по образцу:

У журавля – журавлиные У гуся – … У лебедя - …

У утки - … У грача – … У стрижа - …

Продолжи предложение

Осенью улетают в жаркие края стаи журавлей, ласточек…

Мы расстаёмся до следующей весны со стрижами, аистами…

^ Исправь ошибку

Чёрная стриж – чёрный стриж Серое журавль - …

Белый лебеди - … Быстрый ласточка - …

Журавли кудахчут вдали - …

Объясни пословицу:

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.


^ 8. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ.

Существительные: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, сойка, куропатка, свиристель, рябчик, тетерев, глухарь.

Глаголы: летать, искать, кормиться, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться.

Прилагательные: красногрудый (снегирь), перелётные и зимующие (птицы).

Наречия: далеко – близко, жарко – холодно, высоко – низко, тихо – громко.

^ Какое слово не подходит?

Голубь, голубок, голубизна, голубка, голубятня.

Сова, совушка, совет, совята, совиный.

Ворона, воронка, вороний, воронёнок.
^ Продолжи предложение

Нужно помочь перезимовать воробьям, синицам…

Игра «Один – пять» Сосчитай до пяти

Голубь, ворона, воробей … (используй слова из словаря)

Например: один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей.
Кто как говорит?

Голубь – воркует … Сорока – стрекочет…

Воробей - … Ворона - …

^ 9. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.
Существительные: волк, заяц, ёж, барсук, медведь, лось, олень, лиса, белка, кабан, хвост, рога, лапы, копыта, клыки, шерсть, туловище, голова, дупло, берлога, нора, логово.

Глаголы: ходить, прыгать, бегать, бродить, подкрадываться, подстерегать, рычать, заботиться, готовиться к зиме, запасать, рыть, строить, впадать (в спячку), грызть.

Прилагательные: колючий, рыжий, серый, злой, пушистый, хитрый, бурый, трусливый, косолапый, длинноухий.

^ Игра «Один – пять» Сосчитай до пяти

Например: один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.

Один волк…, Один медведь…, Одна лиса…, Одна белка…, Один серый волк, два серых волка… пять серых волков.
^ У кого чей хвост? У кого чьи уши?

Чей хвост у лисы? - Лисий. Чьи уши у медведя? – Медвежьи.

(используйте для игры слова из словаря)

Продолжаем игру на словообразование:

Например: лиса – лисонька, лисичка, лис, лисёнок.

^ 10. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ и их детёныши.
Существительные: котята, щенки, телята, жеребята, ягнята, поросята, крольчата, куры, утки, гуси, цыплята, гусята, утята, индюк, индюшонок, бурёнка, хохлатка, квочка, наседка, выводок.

Глаголы: резвиться, играть, выводить, высиживать, пасти, плавать, кормиться, визжать, доить, разводить, нахохлиться, подковать, объездить.

Прилагательные: быстроногий, ловкий, неуклюжий, шустрый, вороной, игривый, заботливый.
  1   2   3

Похожие:

Сотрудничество с родителями: игровые приёмы и краткое содержание лексико-грамматических тем в индивидуальных тетрадях детей с тнр в подготовительной к школе iconПланирование работы воспитателя в подготовительной к школе группе Москва
А79 Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с онр. Планирование работы воспитате­ля в подготовительной к школе группе / Н. Е. Арбекова....
Сотрудничество с родителями: игровые приёмы и краткое содержание лексико-грамматических тем в индивидуальных тетрадях детей с тнр в подготовительной к школе iconМетодическое пособие для начинающих логопедов перспективные планирования
Лексико-грамматический строй речи. Пояснительная записка Перспективное планирование по развитию лексико-грамматических категорий
Сотрудничество с родителями: игровые приёмы и краткое содержание лексико-грамматических тем в индивидуальных тетрадях детей с тнр в подготовительной к школе iconРусланова Н. С. Р 88 Дидактический материал для развития лексико-грамматических...
Птицы. — М.: Аркти, 2005. — 32 с: ил. (Биб-ка практикующего логопеда: Учим произносить правильно)
Сотрудничество с родителями: игровые приёмы и краткое содержание лексико-грамматических тем в индивидуальных тетрадях детей с тнр в подготовительной к школе iconВерстка си. Чорненькии звукопроизношения, развития лексико-грамматических...
Аркти, 2004. — 33 с: ил. Биб-ка практикующего логопеда: Татьяна Александровна Ткаченко
Сотрудничество с родителями: игровые приёмы и краткое содержание лексико-грамматических тем в индивидуальных тетрадях детей с тнр в подготовительной к школе iconГлавная задача обучения шестилетних детей это всесторонняя подготовка...
Главная задача обучения шестилетних детей — это всесторонняя подготовка к школе. Недаром и группа детского сада для шестилеток называется...
Сотрудничество с родителями: игровые приёмы и краткое содержание лексико-грамматических тем в индивидуальных тетрадях детей с тнр в подготовительной к школе iconПланирование работы логопеда в подготовительной к школе группе Москва
А79 Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с oнp. Планирование работы логопеда в подго­товительной к школе группе / Н. Е. Арбекова....
Сотрудничество с родителями: игровые приёмы и краткое содержание лексико-грамматических тем в индивидуальных тетрадях детей с тнр в подготовительной к школе iconЕ. Агранович Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям...
Упражнения, направленные на устранение специфических речевых нарушений, входящих в синдром онр, у детей дошкольного возраста. В соответствии...
Сотрудничество с родителями: игровые приёмы и краткое содержание лексико-грамматических тем в индивидуальных тетрадях детей с тнр в подготовительной к школе iconКартотеки
Ез тесного контакта логопеда с родителями дошкольников и без их, родителей, помощи. Осуществить такой контакт и сделать сотрудничество...
Сотрудничество с родителями: игровые приёмы и краткое содержание лексико-грамматических тем в индивидуальных тетрадях детей с тнр в подготовительной к школе iconТетрадь для домашнего закрепления пройденных лексических тем
Учебно-методическое пособие (для детей дошкольного возраста подготовительной логопедической группы с общим недоразвитием речи) второй...
Сотрудничество с родителями: игровые приёмы и краткое содержание лексико-грамматических тем в индивидуальных тетрадях детей с тнр в подготовительной к школе iconСодержание
Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: конспекты занятий. Москва: тц сфера,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница