Сборник медитативных притч дзэнских мастеров


Название   Сборник медитативных притч дзэнских мастеров
страница1/8
Дата публикации18.06.2013
Размер0.71 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Банк > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8


   ЗВУЧАНИЕ ТИШИНЫ
   Сборник медитативных притч дзэнских мастеров



Издательство: Харвест, 2007 г. ISBN 978-5-222-11032-4

 

  Чашка чая

   Профессор одного из токийских университетов решил взять несколько уроков дзэн-буддизма у одного известного Мастера. Придя к нему домой, он с порога начал рассказывать о том, почему он хочет брать уроки и как много он уже прочел литературы на эту тему. Мастер пригласил его пройти в дом и предложил чаю. Профессор продолжал говорить, перечисляя книги, которые он прочел о дзэн. Мастер стал наливать чай в чашку гостя, когда чашка была полна до краев и чай начал выливаться из нее, профессор воскликнул:
   – Мастер, что вы делаете, чашка уже полная, и вода переливается через край!
   – К сожалению, ваше сознание очень похоже на эту чашку, – ответил Мастер. – Оно заполнено всевозможной информацией, и любое новое знание будет переливаться через край. Приходите в следующий раз – с пустой чашкой.

   Ноша

   Два буддийских монаха возвращались в свой монастырь. Когда до обители оставалось немногим более трех дней пути, возле небольшой, но стремительной горной реки они увидели молодую женщину, которая не могла перейти на другой берег. По законам их веры, прикасаться к женщине считалось греховным деянием. Но один из монахов подошел к женщине, посадил ее себе на плечи и перенес через реку. После этого, не говоря ни слова монахи продолжили свой путь. Когда по прошествии нескольких дней на горизонте уже показались очертания монастыря, второй из монахов произнес:
   – Ты скажешь настоятелю, что нес на себе эту женщину почти пять минут?
   – Я нес ее пять минут и оставил на другом берегу, а ты несешь ее уже третий день, – ответил его спутник.



   Визитная карточка

   Учитель дзэн Хакуин возглавлял один из храмов в Киото. Однажды к нему пришел новый губернатор Киото. Слуга, приняв от него визитную карточку, отнес ее Хакуину. На ней было написано: «Китагаки, губернатор Киото».
   Хакуин сказал слуге: «У меня нет с ним никаких отношений. Скажи, чтобы он убирался отсюда».
   Возвращая карточку, слуга начал извиняться… «Это была моя ошибка, – сказал губернатор слуге и зачеркнул на визитке слова „губернатор Киото“. – Попроси-ка своего учителя еще раз».
   Слуга исполнил его просьбу. Он отнес визитку, на которой значилось: «Китагаки».
   «Аа..? Аа..! Так это Китагаки?! – воскликнул мастер, увидев карточку, – я хочу видеть этого человека».

   Двери рая

   Самурай Нобусигэ пришел к Хакуину и спросил его, есть ли на самом деле РАЙ и АД.
   – Кто ты? – спросил Хакуин.
   – Самурай, – ответил Нобусигэ.
   – Это ты – самурай? – воскликнул Хакуин, – какой же правитель мог взять тебя в охрану? У тебя же рожа, как у нищего!
   Взбешенный воин схватился за меч.
   – А? Так у тебя даже меч есть, – продолжил старый учитель. – Небось, тупой, как и ты. Таким мечом ты мне голову не срубишь.
   Разгневанный воин с обнаженным мечом шагнул к старику, но тот, мягко улыбнувшись, негромко произнес:
   – Вот так открываются ворота АДА.
   Эти слова ошеломили Нобусигэ. Спрятав меч, он с почтением поклонился мастеру.
   – А вот так открываются двери РАЯ, – сказал учитель.

   Диспут

   Чтобы остановиться на ночь в храме дзэн, странствующий монах должен был выиграть диспут о буддизме у живущих в храме.
   В одном из храмов дзэн в Японии жили два брата. Старший был ученым, а младший был туповат да еще и одноглазый. Однажды на закате солнца к ним пришел странствующий монах и попросил приюта, вызвав их, как и полагалось, на диспут о тонкостях Учения. Уставший за целый день занятий, старший Брат отправил дискутировать младшего, сказав: «Предложи диспут без слов, молча».
   И вот странник с молодым монахом удалились в комнату для проведения дискуссий…
   Вскоре восторженный пришелец зашел к старшему брату, чтобы проститься: «Твой младший брат замечательный и очень умный человек. Он выиграл диспут». Удивленный, но внешне невозмутимый старший брат попросил: «Расскажи, как все происходило?»


   «Так вот, – начал странник, – сперва я поднял один палец, представляя Будду Просветленного. Он в ответ поднял два пальца, обозначая и Будду, и его Учение. Тогда я поднял три пальца, символизируя и Будду, и его Учение, и его последователей, пребывающих в гармонии. Тут он потряс перед моим лицом сжатым кулаком, показывая, что все это происходит из одного и того же сознания. Я понял, что проиграл».
   Путник ушел, а старший брат прикрыл глаза, отдыхая.
   «Где этот тип?» – закричал, вбегая, младший брат, – «я ему не прощу!»
   «Я понял, что ты победил в этом диспуте, расскажи, как все происходило?»
   «Едва мы уселись друг против друга, он тут же поднял один палец, нагло намекая на то, что у меня всего один глаз. Поскольку он человек посторонний, то я решил быть с ним вежливым и поднял два пальца, поздравляя его с тем, что у него есть оба глаза. Тогда этот бесстыжий негодяй поднял три пальца, показывая, что у нас на двоих всего три глаза. Тут я не выдержал и хотел было ему врезать, но удержался и только погрозил ему кулаком. На что он нахально поклонился и вышел».



   Кулак Мокусэна

   Мокусэн Хики жил в храме в провинции Томи. Как-то один из его последователей пожаловался ему на скупость своей жены. Мокусэн пришел к ней и выставил перед ее лицом крепко сжатый кулак.
   «Что это значит?» – спросила изумленная женщина.
   «Если бы моя рука была такой всегда, как бы это называлось?» – спросил он.
   «Увечьем,» – ответила женщина.
   Тогда он распрямил ладонь перед ее лицом и спросил: «А если б она всегда была вот такой, что бы это было?»
   «Другое увечье», – ответила женщина.
   «Если ты это понимаешь, – заключил Мокусэн, – ты хорошая жена». И ушел.
   После этого жена стала помогать мужу не только накапливать, но и тратить.

   Искренний голос

   После смерти Банкэя известного учителя дзэн, слепой, живший неподалеку от его храма, рассказывал другу: «Я слеп и не вижу людей, их лиц, но по голосу могу судить о характере человека и его затаенных намерениях, – говорил своему другу слепой. – Обычно, слыша, как кто-то поздравляет другого с успехом или удачей, я слышу еще и скрытую зависть. А, слыша, как утешают в несчастье, различаю скрытую радость и удовлетворение, точно утешающему приятно, словно его ожидает что-то хорошее.
   Только голос Банкэя всегда оставался искренним. Когда он говорил о счастье, я слышал только счастье и ничего более, а когда он выражал печаль, то все, что я мог слышать, было печалью».

   Благодарить должен дающий

   Когда Сэйсецу был настоятелем монастыря, ему понадобилось новое помещение для занятий, ибо то, где он учил, было уже слишком тесно. Купец из Эдо по имени Умэдзу Сэйбей решил пожертвовать на строительство пятьсот золотых рио и принес их учителю.
   «Хорошо, я возьму их,» – сказал Сэйсецу.
   Подав учителю мешок с золотом, Умадзу остался недоволен его равнодушием: на три рио можно жить целый год, а тут не благодарят за 500!
   – В мешке пятьсот рио, – намекнул Умэдзу.
   – Ты уже говорил это, – ответил Сэйсецу.
   – Но ведь даже для такого богача, как я, это огромная сумма, – сказал Умэдзу.
   – Ту хочешь, чтобы я поблагодарил тебя за них? – спросил Сэйсецу.
   – Вы должны это сделать, – ответил купец.
   – Почему же? – удивился Сэйсецу. – Благодарить должен дающий!



   Вопрос

   К дзэнскому Мастеру пришел ученик и спросил:
   – Почему одни люди красивы, а другие безобразны, одни умны, а другие глупы? Почему существует такое противоречие? Почему Бог создал одних красивыми, а других безобразными? И не говорите мне о карме, что все это из-за прошлых жизней. Как появилась разница с самого начала, когда прошлого еще не было?
   Мастер повел его в сад и сказал:
   – Вот это дерево большое, а это – маленькое. Я часто сидел под этими деревьями и думал, почему так? Но когда я отбросил ум, то исчез сам вопрос. Сейчас я знаю, что это дерево большое, а это – маленькое. Нет никакой проблемы!

   В чем счастье?

   Ученик спросилу Мастера дзэн: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто. Ибо за деньги можно купить постель, но не сон; еду, но не аппетит; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; учителей, но не ум. И то, что названо, не исчерпывает список.

   Я цвету

   Басе, Мастера дзэн, спросили:
   – Расскажите что-нибудь о своих беседах. Вы говорите и при этом выступаете против слов. Вы говорите: «Тот, кто знает, тот молчит!» Но ведь вы не молчите! Как это понять?
   Басе ответил:
   – Говорят другие, я цвету!

   Урок медитации

   У Хакуина был ученик, которого звали Сошин. Сошин долго ждал, находясь рядом с Мастером, когда тот начнет учить его медитации. Он ждал уроков, подобных школьным, но их не было, и это сбило его с толку и разочаровало.
   Однажды он сказал Мастеру:
   – Много времени прошло с тех пор, как я пришел сюда, но ни слова не было сказано мне о смысле медитации.
   Хакуин улыбнулся этому и сказал ему:
   – Что ты говоришь, мой мальчик? С тех пор, как ты пришел, я всегда давал тебе уроки медитации!
   Эти слова смутили бедного ученика еще больше. Некоторое время он обдумывал их. Однажды, набравшись храбрости, он опять обратился к Мастеру:
   – Что это были за уроки, Учитель?
   Хакуин сказал:
   – Когда утром ты приносишь мне чашку чая, я принимаю ее, когда ты подаешь мне еду, я принимаю ее, когда ты кланяешься мне, я в ответ киваю головой. Как еще хочешь ты обучиться медитации?
   Сошин повесил голову и стал думать о загадочных словах Мастера, но в этот момент Мастер обратился к нему:
   – Если хочешь увидеть, смотри прямо сейчас, потому что, когда ты начинаешь думать, ты полностью теряешь суть.

   Истина посередине

   Губернатор Киото сидел на помосте под навесом и читал книгу.
   Внизу мастер-колесник ремонтировал его карету. Губернатор отложил книгу и стал наблюдать за действиями старого мастера, а потом спросил его:
   – Почему ты такой старый и сам ремонтируешь карету? Неужели у тебя нет помощника?
   Мастер ответил:
   – Твоя правда. Ремеслу-то я научил своих сыновей, а вот искусство свое передать им не могу. А здесь работа ответственная, требуется особое искусство.
   Губернатор сказал:
   – Что-то ты мудрено рассуждаешь! Поясни-ка попроще свою мысль.
   Старый мастер сказал:
   – Могу я тебя спросить, что ты читаешь? И жив ли человек, который написал эту книгу?
   Губернатор начал сердиться. Старик, видя это, сказал:
   – Не сердись, пожалуйста, я сейчас поясню свою мысль. Видишь ли, мои сыновья делают хорошие колеса, но они не достигли совершенства в этом деле. Я достиг его, но как им передать мой опыт? Истина посередине… Если сделать колесо крепким, то оно будет тяжелым и некрасивым. Если постараться сделать его изящным, то оно будет
   ненадежным. Где та грань, та мера, которой я руководствуюсь? Она внутри меня, я постиг ее. Это и есть искусство, но как его передать? В твоей карете колеса должны быть изящными и крепкими одновременно. Вот и приходится мне, старику, самому делать их. Так и трактат, который ты читаешь. Человек, написавший его много веков назад, достиг высокого понимания, но передать это понимание не смог.

   Жизнь не может ждать

   Мастер Ма-цзы, стремясь показать своим ученикам состояние медитации, сказал:
   – Если вы произнесете хоть слово, я назначу вам тридцать ударов моей палкой, но если вы не произнесете ни слова, то же самое – тридцать ударов моей палкой. Теперь говорите, говорите!
   Один ученик вышел вперед и собирался просто поклониться Мастеру, но получил удар.
   Ученик запротестовал:
   – Я не произнес ни единого слова, и Вы не позволили мне произнести ни слова. За что же удар?
   Мастер засмеялся и сказал:
   – Если я буду ждать тебя, твою речь, твое молчание, будет слишком поздно. Жизнь не может ждать.

   Не поворачивать назад

   Ученик по имени Импо толкал впереди себя груженую тачку, а Мастер Ма-цзы сидел на его пути, вытянув ноги. Импо сказал:
   – Учитель, уберите, пожалуйста, ноги!
   – То, что вытянуто, не может быть убрано, – сказал Мастер.
   – То, что движется вперед, не может повернуть назад, – сказал Импо и толкнул тачку вперед. Тачка проехала по ногам Мастера. Вечером его ноги были в синяках и кровоподтеках, но он дал понять, что признает действия ученика верными.



   Нет работы, нет еды

   Мастер дзэн Хакуин даже в восемьдесят лет работал вместе с учениками, ухаживая за садом. Он расчищал дорожки, подрезал деревья и вскапывал землю. Ученикам было жалко видеть своего старого учителя за тяжелой работой. Зная, что он не послушает их совета оставить ее, они решили спрятать его инструменты. В этот день учитель не стал есть. На другой день он снова не ел. И на третий день он продолжал голодать. «Он, верно, рассердился на то, что мы спрятали инструменты, – догадались ученики. – Положим-ка мы их лучше обратно». В тот день Мастер работал и ел, как и прежде.
   Вечером, наставляя учеников, он сказал:
   – Нет работы, нет еды!



   Дзэн кочерги

   Хакуин имел обыкновение говорить своим ученикам о старухе, державшей чайный магазинчик. Он хвалил ее понимание дзэн. Ученики, желая посмотреть на нее, шли в магазин. Когда бы старуха их ни встретила, она сразу могла сказать, пришли ли они за чаем или же увидеть ее понимание дзэн. В первом случае она любезно поила их чаем, а во втором просила учеников пройти за ширму. Как только они туда заходили, она била их кочергой. Девять из десяти не могли избежать ее ударов.

   Смотри не простудись

   Много учеников изучали дзэн у Мастера Сэнгая. Один из них имел обыкновение ночью вставать и, перебравшись через монастырскую стену, уходить развлекаться в город.
   Однажды, проверяя ночью спальни, Сэнгай заметил отсутствие ученика, а в саду у стены нашел высокий стул, с которого тот взбирался на стену. Убрав табурет, Сэнгай занял его место. Возвратившийся гуляка, не подозревая, что на месте стула стоит Сэнгай, встал учителю на плечи и спрыгнул на землю. Обнаружив, что он сделал, юноша остолбенел от страха. Сэнгай сказал ему:
   – Рано утром очень холодно. Смотри не простудись!
   Больше ученик никогда не уходил ночью.

   Школа дзэн

   Наставники дзэн учат учеников непосредственно выражать свои чувства. Один мальчик жил рядом с монастырем дзэн и часто встречал мальчика из монастыря, который каждое утро ходил на рынок за овощами. Как-то при встрече он спросил мальчика из монастыря:
   – Куда ты идешь?
   Тот ответил:
   – Куда ноги несут!
   Мальчик был озадачен и вечером спросил совета у своего отца.
   – В следующий раз при встрече задай ему тот же вопрос. Он ответит так же, а ты тогда спроси: «А если бы у тебя не было ног, тогда куда бы ты шел? Это застанет его врасплох».
   Утром дети встретились снова.
   – Куда идешь? – спросил мальчик.
   – Куда ветер дует, – последовал ответ.
   Это смутило ребенка, и он рассказал отцу о неудаче. «А ты спроси его в следующий раз куда бы он шел, если бы не было ветра», – предложил отец.
   Наутро дети опять встретились.
   – Куда идешь? – спросил мальчик.
   – На рынок, за овощами, – последовал незамедлительный ответ.



   Возвращение домой

   Однажды Банкей демонстративно сжег буддийское священное писание. Ученики спросили его:
   – Мастер, что Вы делаете? Вы всегда учили по этим писаниям, комментировали их и размышляли над ними. Зачем же Вы сжигаете их?
   Мастер рассмеялся и сказал:
   – Потому что я пришел домой. Карты мне больше не нужны.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

   Сборник медитативных притч дзэнских мастеров iconКрайон
Если вы читаете эти строки, скорее всего вы уже знакомы с серией книг Крайона. Хотя это уже шестой по счету том, он только четвертый...
   Сборник медитативных притч дзэнских мастеров iconКрайон
Если вы читаете эти строки, скорее всего вы уже знакомы с серией книг Крайона. Хотя это уже шестой по счету том, он только четвертый...
   Сборник медитативных притч дзэнских мастеров iconИнструкция для волонтеров фестиваля «город мастеров»
«Город Мастеров», ты от всей души несешь ее людям и имеешь огромное желание помочь в ее реализации!
   Сборник медитативных притч дзэнских мастеров iconПрограмма мастер-классов для мастеров маникюра время проведения
Журнал «Ногтевая эстетика» представляет семинар для nail-art дизайнеров и мастеров маникюра
   Сборник медитативных притч дзэнских мастеров iconПрограмма мастер-классов для мастеров маникюра время проведения
Журнал «Ногтевая эстетика» представляет семинар для nail-art дизайнеров и мастеров маникюра
   Сборник медитативных притч дзэнских мастеров iconГурджиева Содержание Нормативная часть Роль медитативных практик...
Карлос Кастанеда и возрождение шаманских психотехник магического действия и медитации
   Сборник медитативных притч дзэнских мастеров iconСборник
В сборник вошли очерк «Абхазская трагедия» — о предыстории и ходе начавшейся в августе 1992 года грузино-абхазской войны; хроника...
   Сборник медитативных притч дзэнских мастеров iconДрагомиров российский военный сборник
Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам А. В. Суворова и М. И. Драгомирова. М.: Русский п у т ь, 2000. 184 с. (Российский...
   Сборник медитативных притч дзэнских мастеров iconКори Патрисия Пока мы не ушли от вас: Послания от китов и дельфинов
В качестве специального дара от наших водных собратьев в книгу включены 18 цветных медитативных картин, при помощи специальной технологии...
   Сборник медитативных притч дзэнских мастеров icon-
Все хадисы, вошедшие в этот сборник, являются достоверными, а сам он был первым из сборников, составленных по тематическому принципу...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница