2. Денежное обращение наличное и безналичное. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены


Скачать 344.27 Kb.
Название2. Денежное обращение наличное и безналичное. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены
страница1/3
Дата публикации04.07.2013
Размер344.27 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Банк > Документы
  1   2   3
1.Сущность и функции денег, виды денег. Основные этапы эволюции денег.

Деньги - это продукт цивилизации, специфический товар, с натуральной формой которого срастается функция всеобщего эквивалента.

Сущность денег проявляется в том, что деньги - историческая категория, разрешающая противоречия товарного производства между потребительской стоимостью и стоимостью.

Основные этапы эволюции денег:

1) Простая (случайная) форма стоимости - это ранняя форма. Обмен носит случайный характер.

2) Полная (развернутая) форма стоимости. В процесс обмена включается множество предметов общественного труда, т. е. множество товаров-эквивалентов.

3) Всеобщая форма стоимости. Выделение из множества товаров отдельных товаров, играющих роль главных предметов обмена на местных рынках.

4) Денежная форма стоимости. Выделение одного товара на роль всеобщего эквивалента.

Функции денег:

1) Мера стоимости. Соизмеряет стоимость различных товаров за счет цены.

2) Средство обращения.

3) Средство платежа. Возникновение долгового обязательства.

4) Средство накопления.

5) Мировые деньги.

Виды денег:

1) Действительные. То есть металлические, полноценные - золото, серебро, медь.

2) Знаки стоимости. Бумажные и кредитные деньги.
^ 2. Денежное обращение наличное и безналичное. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены

Денежное обращение — это движение денег при выполнении ими всех своих функций в наличной и безналичной формах.

^ Денежный оборот - проявление сущности денег в их движении, это совокупность всех денежных платежей.

Наличное ДО - это движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими функций средства платежа и средства обращения.

Безналичное ДО - это изменение остатков средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счёта в любом виде (любые формы безналичного расчета).

Наличный ДО включает движение всей наличной денежной массы за определённый период времени между государством, юридическими и физическими лицами.

Безналичный оборот охватывает расчёты между юридическими лицами различных форм собственности, юридическими лицами и кредитными учреждениями (выдача кредита), физическими и юридическими лицами (посредник банк), юридическими, физическими лицами и государством.

^ Формы безналичных расчетов:

- расчеты чеками;

- расчеты платёжными поручениями;

- расчеты платёжными требованиями - поручениями;

- расчеты аккредитивами;

- расчеты по инкассо.

^ Эмиссия - это такой выпуск денег в обращении, который приводит к общему увеличению денежной массы.

Наличную эмиссию осуществляет ЦБ РФ и его региональные расчетно-кассовые центры, которые содержат в себе резервные фонды и оборотные

кассы.

^ Безналичную эмиссию (депозитную, чековую, кредитную) производят коммерческие банки, но регулирует ЦБ РФ.

Изменяя норматив резервирования, Банк России имеет возможность поддерживать на определённом уровне объём денежной массы, находящийся в обращении в стране. Чем больше норматив, тем меньше может создать банковская система.

Инфляция - обесценивание денег в результате роста цен, падение их покупательской способности.

К инфляционному росту цен ведёт избыток денежной массы. Вслед за этим с некоторым разрывом во времени повышаются цены, т.е. увеличение денежной массы приводит к увеличению цен. Если увеличиваются цены, то для обеспечения товарооборота требуется больше денег, растут цены - увеличивается денежная масса.
^ 3. Сущность функции финансов. Финансовая система, её функции и звенья. Государственные и муниципальные финансы, их роль и особенности

Финансы - это определённые экономические отношения, возникающие в момент движения денег. Это денежные отношения, связанные с формированием фонда денежных средств. Государство - централизованные фонды денежных средств. Хозяйство - децентрализованные фонды денежных средств.

Первый признак финансовых отношений - денежный характер.

товара. Второй признак - перемещение средств от одних экономических субъектов к другим. Финансовые отношения носят распределительный характер.

^ Функции финансов:

1 распределительная;

2. контрольная.

Финансово-кредитная система (ФКС) - это совокупность централизованных, децентрализованных фондов, а также кредитных ресурсов. ФКС включает 2 подсистемы: 1) Финансовая система (ФС); 2) Кредитная система (КС).

Финансовая система включает в себя государственные и муниципальные финансы (централизованные финансы) и финансовые хозяйствующие субъекты и население (децентрализованные финансы). В свою очередь ГМФ включают бюджетную систему (государственный бюджет и внебюджетные фонды) и государственный кредит. Финансовые хозяйствующие субъекты и население включают: юридические лица (коммерческие и некоммерческие) и индивидуальные предприниматели - физические лица.

Кредитная система включает: банк (ЦБ и кредитные организации) и парабанк (специальные кредитные финансовые институты - СКФИ и почтовая сберегательная система - п/сб система).

^ Функции госбюджета:

1)Перераспределительная;

2) Регулирующая;

3) Стимулирующая;

4) Контрольная.

Функции кредита:

1) Денежное авансирование воспроизводственного процесса;

2) Аккумуляция денежных средств;

3) Замещение реальных денег кредитными операциями;

4) Создание кредитных орудий обращения.

^ Государственные муниципальные финансы (ГМФ) - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и органов местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, расширение экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований.

^ На организацию ГМФ влияет ряд факторов:

1) Форма государственного устройства;

2) Особенности административно-территориального устройства страны:

- Функционирование одних субъектов Федерации в составе других субъектов;

- Формирование муниципальных образований различного территориального уровня;

3) Особый статус отдельных территориальных образований

^ 4. Управление финансами. Финансовый контроль, формы и методы проведения. Финансовая политика и финансовый механизм. Финансовые потоки на макроуровне.

Управление финансами - это процесс целенаправленного воздействия на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов с помощью специальных приемов и методов для реализации функций, целей и задач деятельности субъектов власти и хозяйствования.

^ Финансовый контроль — это целенаправленная деятельность государственных институтов, действующих на основании системы законодательно-нормативных актов, гарантирующих выполнение субъектами финансово-хозяйственной деятельности, установленных форм и методов ведения операций и их оформления.

^ Цель финансового контроля - реализация научно обоснованной государственной политики и функционирование эффективного механизма финансового контроля.

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение определенной степени эффективности в

мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов с целью обеспечения государством его функций, создания условий для

экономической стабильности и прогресса общества.

Включает в себя:

1. Главные направления развития народного хозяйства;

2. Определение общего объема финансовых ресурсов, их источники, направления использования;

3. Механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами.

^ Финансовый механизм - система действия финансовых рычагов, выражающаяся в организации, планировании и стимулировании использования

финансовых ресурсов. В структуру фин. механизма входят взаимосвязанные элементы:

• Финансовые методы - способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Действуют в двух направлениях:

1) По линии управления движением финансовых ресурсов

2) По линии рыночных (коммерческих) отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием

и ответственностью за эффективное использование денежных фондов.

Финансовый рычаг - прием (способ) действия финансового метода.

• Правовое обеспечение

• Нормативное обеспечение

• Информационное обеспечение

^ Финансовые потоки государства (государственные финансовые потоки) - это оцененное в денежном выражении движение любых элементов государственного имущества или объектов государственных имущественных прав и, соответственно, любых источников их формирования (финансирования). Финансовые потоки как агрегированный объект управления могут быть рассмотрены в двух основных аспектах:

1. С точки зрения субъектов хозяйственных отношений с участием государства;

2. С точки зрения видов хозяйственных отношений с участием государства.
^ 5. Государственный бюджет, его сущность и роль. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета. Бюджетный дефицит

Государственный бюджет - это ведущее звено любой финансовой системы и централизованный фонд денежных средств.

По экономической сущности госбюджет - это совокупность объективно существующих денежных отношений.

По организационной форме госбюджет - это финансовый документ, утверждаемый в форме закона.

^ Функции госбюджета:

1)Перераспределительная;

2) Регулирующая;

3) Стимулирующая;

4) Контрольная.

Доходы бюджета (Ст.6 БК РФ) - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования

дефицита бюджета.

Согласно ст. 40 БК РФ выделяют следующие виды доходов бюджета:

1) Налоговые доходы;

2) Неналоговые доходы;

3) Безвозмездные поступления.

^ Расходы бюджета (Ст.6 БК РФ) - это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Формирование расходов бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязанностями, обусловленными разграничением полномочий органов власти всех уровней, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов, согласно законодательству.

Если доля межбюджетных трансфертов в течение 2 из 3 последних финансовых лет превышает 60% объёмов собственных доходов консолидированного бюджета субъекта (10% собственных доходов местного бюджета), дефицит бюджета не должен превышать собственно по субъекту 10% утверждённого общего годового объёма доходов местного бюджета без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений или налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений (5% местного бюджета без учёта утверждённого объёма безвозмездных поступлений или налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений).

Нефтегазовый дефицит федерального бюджета (ст. 96.7) - это разница между объёмом доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений и общим объёмом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Нефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 47% прогнозируемого в соответствующем финансовом году ВВП, который будет указан в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

^ Источники финансирования дефицита бюджета (ст. 94,95, 96).

К внутренним источникам относится разница между:

1) средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг РФ, и средствами, направленными на их погашение;

2) средствами, полученными от возврата бюджетных кредитов за счёт средств целевых иностранных кредитов, предоставленных внутри страны, и

суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счёт средств целевых иностранных кредитов;

3) средствами, полученными от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов, и суммой предоставленных прочих кредитов;

4) полученными и погашенными бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами;

5) полученными и погашенными кредитами кредитных организаций, международных финансовых организаций;

6) изменение остатков средств на счетах по учёту средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года и иные источники.

К внешним источникам относится разница между:

1) средствами, поступившими от размещения государственных займов в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

2) полученными и погашенными в иностранной валюте кредитами иностранных государств, кредитами кредитных организаций и иные источники.

^ 6. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ. Бюджетный федерализм основы и принципы распределения финансовых ресурсов

Бюджетная система (Ст. 6 БК РФ) - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

^ Бюджетная система Федерации и территориальных органов, РФ - это Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов местные бюджеты.

^ Консолидированный бюджет РФ (Ст. 13 БК РФ) - это федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

^ Бюджетный федерализм - это система налогово-бюджетных взаимоотношений вышестоящего и нижестоящих органов власти и управления на всех этапах бюджетного процесса.

процесса.

Основные принципы закрепления расходных полномочий

1. принцип соответствия;

2. принцип нижнего уровня;

3. принцип эффекта масштаба.

Распределение доходов в бюджетной системе осуществляется:

1. в порядке закрепления определённых видов налогов за бюджетами разного уровня;

2. по средствам бюджетного регулирования.

Методы бюджетного регулирования:

1. установление и распределение бюджетных источников;

2. метод безвозмездной и возмездной помощи.
^ 7. Государственный кредит, его сущность и функции. Классификация государственных займов. Деятельность РФ как кредитора. Деятельность РФ как гаранта.

Как стоимостная категория государственный кредит - это совокупность денежных отношений, возникающих между государством, юридическими и физическими лицами, при которых государство может выступать как в качестве заёмщика, так и в качестве кредитора и гаранта.

^ Как звено финансовой системы государственный кредит - это отношения перераспределения ВВП и части НД, в ходе которого временно свободные денежные средства юридических и физических лиц переходят в пользу государства.

^ Функции госкредита:

1. распределительная осуществляет формирование и использование централизованных денежных фондов государства на принципах срочности, платности и возвратности.

2. регулирующая, сознательно используя госкредит, как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику (государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов, мобилизуя средства физических лиц, оно уменьшает платёжеспособный спрос;

3. контрольная - учёт и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выдаваемым государством. Функцию осуществляют соответствующие институты на разных уровнях власти.

Классификация государственных займов

1. по субъектам, то есть кем возмещаются займы: - центральные; - территориальные.

2. по месту размещения (где?): - внешние; - внутренние.

3. по обращению на рынке: - рыночные; - нерыночные.

4. в зависимости от срока размещения средств: - краткосрочные; - среднесрочные; - долгосрочные.

5. по обеспеченности долговых обязательств: - закладные; - беззакладные.

6. по характеру выплачиваемого дохода: - выигрышные; - процентные; - с нулевым купоном.

7. по методу определения дохода: - с твёрдым доходом; - плавающий.

8. В зависимости от сроков погашения займов: - с правом и без права досрочного погашения; - единовременно или частями.

^ Государственные гарантии (ст. 115 БК РФ)

Государственная муниципальная гарантия может обеспечивать надлежащие исполнения принципалом его обязательства перед бенефициаром и возмещение ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера. Может предоставляться как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые могут возникнуть в будущем (+ смотреть ГК РФ часть 1, ст. 368 - 379 «Банковская гарантия»).

Принципал - это лицо, взявшее взаймы денежную сумму у бенефициара, то есть кредитора (гарант государство).

^ Кредиты иностранным государствам (ст. 122 БК РФ «Внешние долговые требования РФ») - это финансовые обязательства иностранных государств и/ или иностранных юридических лиц перед РФ, как кредитором.

^ Государственный финансовый кредит- это форма бюджетного кредита, при которой РФ представляет денежные средства иностранному заёмщику в объёме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством РФ и Правительством иностранного государства.

^ Государственный экспортный кредит - это форма бюджетного кредита, при которой за счёт бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заёмщика, а он является импортёром.
  1   2   3

Похожие:

2. Денежное обращение наличное и безналичное. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены icon1: «Деньги. Денежное обращение»
Денежное обращение: наличное и безналичное. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены
2. Денежное обращение наличное и безналичное. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены iconСогласовано
...
2. Денежное обращение наличное и безналичное. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены iconДисциплина «Экономическая теория»
...
2. Денежное обращение наличное и безналичное. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены iconПравовое регулирование наличного денежного обращения
Наличное денежное обращение – непрерывное движение наличных денег, выполняющих функции средства обращения и платежа, опосредствующее...
2. Денежное обращение наличное и безналичное. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены iconТ-д-т. Эту функцию выполняют реальные или наличные деньги и знаки...
...
2. Денежное обращение наличное и безналичное. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены iconРейганомика дала старт внедрению механизмов массового потребительского кредитования
Делалось это за счет прямой эмиссии (выпуск в оборот наличных денег или безналичных средств, приводящих к увеличению оборота денежных...
2. Денежное обращение наличное и безналичное. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены iconКонспект лекций Финансы, денежное обращение и кредит (Балабанов А....
Деньги – это особый всеобщий эквивалент, который выступает в качестве посредника между товарами, работами и услугами
2. Денежное обращение наличное и безналичное. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены iconКонспект лекций по курсу «финансы и кредит». Тема Денежное обращение...
Деньги являются самостоятельной формой меновой стоимости всех других товаров и имеют товарное происхождение
2. Денежное обращение наличное и безналичное. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены iconПревращение стоимости, соответственно и цены, рабочей силы в заработную плату
Ределенного количества денег, уплачиваемых за определенное количество труда. При этом говорят о стоимости труда и ее денежное выражение...
2. Денежное обращение наличное и безналичное. Формы эмиссии денег. Влияние денежной эмиссии на инфляцию цены iconЭмиссии военных денег СССР при освобождении стран юго-восточной Европы
Вооруженные силы этих стран, действуя совместно с советскими войсками, приняли участие в освобождении стран Юго-Восточной Европы....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница