1 Основы организации бухгалтерского учета и отчетности в банках


Скачать 445.71 Kb.
Название1 Основы организации бухгалтерского учета и отчетности в банках
страница1/3
Дата публикации10.07.2013
Размер445.71 Kb.
ТипОтчет
userdocs.ru > Банк > Отчет
  1   2   3

Тема 1 Основы организации бухгалтерского учета и отчетности в банках




Лекция 1 Задачи и принципы организации бухгалтерского учета и отчетности в банках





  1. 1 Сущность и назначение бухгалтерского учета в банках.

  2. 2 Основные принципы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в банках.



1 Сущность и назначение бухгалтерского учета в банках
Современный банк является специфической организацией, выступающей как денежно-кредитный институт. Продуктом банковской деятельности являются услуги, связанные с кредитованием, организацией платежей и расчетов, ведением счетов юридических и физических лиц, хранением денежных средств и выполнением прочих банковских операций. Результатом работы банка является экономическая выгода, получаемая не только им самим, но и его клиентами.

Важное значение для эффективной работы банка имеет бухгалтерский учет, который обеспечивает формирование информации о движении активов и обязательств банка.

Под бухгалтерским учетом следует понимать систему непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении имущества и обязательств методом ее двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Объектом бухгалтерского учета в банках являются собственные и привлеченные денежные средства, ценные бумаги и валютные ценности, оборот которых происходит в различных банковских операциях. В нынешних условиях, когда банки действуют в условиях жесткой конкуренции и неопределенности в развитии экономической ситуации, бухгалтерский учет не сводится только к отражению операций банка. Основное назначение бухгалтерского учета и отчетности банка состоит в использовании полученной с их помощью информации в планировании активных и пассивных операций.

Бухгалтерский учет в банках характеризуется оперативностью и единством формы построения. Это проявляется в том, что все расчетные, кредитные и другие операции, совершенные в банке в течение операционного времени, в тот же день отражаются в лицевых счетах аналитического бухгалтерского учета клиентов и контролируются путем составления ежедневного бухгалтерского баланса на начало следующего операционного дня.

Основными задачами бухгалтерского учета в банках являются:

  • формирование полной и достоверной информации о деятельности банка и его финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах;

  • обеспечение при совершении банком операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

  • предотвращение отрицательных результатов деятельности банка и выявление резервов его финансовой устойчивости.

Банк определяет систему организации бухгалтерского учета и отчетности в зависимости от своей структуры, объемов и видов проводимых им операций, развития информационных технологий и других факторов в локальных нормативных правовых актах с учетом требований законодательства.

Организация бухгалтерского учета в банках основывается на следующих положениях:

  • ведение бухгалтерского учета с момента создания банка до его реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством;

  • государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;

  • строгое документальное оформление и отражение в бухгалтерском учете каждой совершаемой операции методом двойной записи на балансовых счетах (дебет, кредит) и методом односторонней записи на внебалансовых счетах (приход, расход);

  • учет активов, обязательств и операций в белорусских рублях;

  • систематизация, группировка полученной информации для составления отчетности;

  • обеспечение сопоставимости данных аналитического учета с данными синтетического учета с целью формирования полной и оперативной информации, своевременного предупреждения негативных явлений, контроля за показателями деятельности банка и ее конечными результатами;

  • инвентаризация активов и обязательств банка с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета;

  • публикация отчетности;

  • независимая проверка и подтверждение финансовой отчетности аудиторскими организациями (аудитором – индивидуальным предпринимателем).

Активы, находящиеся в собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) банка, учитываются обособленно от находящегося на бухгалтерском учете банка активов иных юридических лиц и имущества физических лиц.

Для всех банков установлены единые правила ведения бухгалтерского учета, организации контроля, документооборота и отчетности. В Республике Беларусь общую политику государственного регулирования в области бухгалтерского учета и отчетности определяет Министерство финансов. Однако, учитывая специфичность деятельности банков, эту политику для банков определяет Национальный банк, что закреплено Банковским кодексом Республики Беларусь.
^ 2 Основные принципы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в банках
В настоящее время бухгалтерский учет в банках ориентирован на соблюдение международных принципов бухгалтерского учета и отчетности. В связи с этим ведение бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в банках Республики Беларусь осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:

  • непрерывность деятельности. В соответствии с этим принципом предполагается, что банк будет непрерывно осуществлять свою деятельность, то есть продолжит ее в предполагаемом будущем. Он не намерен ликвидировать или значительно сокращать свои операции. А в случае возникновения угрозы его ликвидации активы и пассивы должны быть оценены с учетом возможных потерь при их предстоящей реализации;

  • осмотрительность (осторожность) - активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в бухгалтерском учете с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению банка риски на следующие периоды. Основные направления реализации этого принципа состоят в формировании резервного фонда и создании специальных резервов по активам и обязательствам, использовании форм обеспечения возвратности кредитов и процентов по ним (гарантийный депозит денег, залог движимого и недвижимого имущества, поручительство, гарантия и др.) и пр.;

  • постоянство правил бухгалтерского учета - банк должен обеспечить соблюдение в течение отчетного года принятой методики бухгалтерского учета (учетной политики), то есть банк должен постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или в правовом механизме. В соответствии с этим принципом счета доходов и расходов плана счетов содержат специальные счета для учета изменений в правилах бухгалтерского учета. Изменения правил учета, а также результат их влияния на прибыль банка и его собственные средства должны разъясняться в отдельной пояснительной записке, прилагаемой к отчетности;

  • принцип начисления - доходы и расходы, относящиеся к отчетному периоду, должны найти отражение в бухгалтерском учете и отчетности на счетах доходов и расходов в этом периоде независимо от фактического времени их поступления или оплаты соответственно;

  • приоритет экономического содержания над юридической формой - отражение в бухгалтерском учете и отчетности фактов деятельности должно осуществляться исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания. В соответствии с этим принципом финансовый лизинг, вексельный заем, факторинг в плане счетов отражаются в соответствии с их экономическим содержанием как кредитные операции (на счетах класса 2 «Кредиты и иные активные операции с клиентами»);

  • достоверность - формирование учетной и отчетной информации в соответствии с требованиями законодательства;

  • раздельное отражение активов и пассивов - все счета активов и пассивов должны оцениваться отдельно и отражаться в бухгалтерском учете и отчетности в развернутом виде. Этот принцип в подавляющем большинстве реализован в действующем плане счетов - все счета являются исключительно активными или пассивными в зависимости от их назначения. Исключение составляют несколько активно-пассивных счетов: счета валютной позиции, прибыль (убыток) банка и пр. Если на уровне отдельных лицевых счетов аналитического учета остаток средств по этим счетам может быть и активным и пассивным, то в финансовой отчетности обязательно показывается свернутый результат в целом по балансовому счету;

  • единица измерения - активы и пассивы должны учитываться по их первоначальной стоимости на момент их признания в бухгалтерском балансе. Эта первоначальная стоимость не изменяется до момента прекращения их признания, если иное не предусмотрено законодательством;

  • преемственность входящего баланса - остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего отчетного периода;

  • существенность информации - информация считается существенной, если ее непредставление может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе финансовой отчетности. Существенность зависит от размера и характера статей финансовой отчетности, оцениваемых в конкретных обстоятельствах;

  • сопоставимость - пользователи получают информацию о финансовом положении банка для определения тенденции ее изменения по сравнению с предшествующими или соответствующими отчетными периодами или деятельностью других банков.


Вопросы для самоконтроля

    1. Объясните сущность бухгалтерского учета.

    2. Перечислите задачи бухгалтерского учета в банках.

    3. Укажите, что является объектом бухгалтерского учета в банках.

    4. Перечислите основные принципы бухгалтерского учета в банках.


Лекция 2 Систематизация счетов бухгалтерского учета в банке
1 Характеристика основных разделов плана счетов бухгалтерского учета в банках Республики Беларусь.

  1. 2 Классификация счетов бухгалтерского учета в банках.


^ 1 Характеристика основных разделов плана счетов бухгалтерского учета в банках Республики Беларусь
Основой бухгалтерского учета в банках является план счетов. Этот документ представляет собой систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, который используется для детальной и полной регистрации всех операций банка с целью обеспечения потребностей составления финансовой отчетности.

В банках Республики Беларусь используется единый план счетов, утвержденный Национальным банком. План счетов отвечает международным требованиям бухгалтерского учета и в то же время в нем содержится ряд счетов, отражающих специфику банковской системы республики Беларусь.

Балансовые счета в плане счетов классифицируются по видам контрагентов, характеру операций, степени убывания ликвидности активов и востребованности пассивов.

План счетов состоит из десяти классов:

^ Класс 1 «Денежные средства, драгоценные металлы и межбанковские операции». На счетах этого класса учитываются денежные средства в кассах, обменных пунктах, банкоматах банка, включая остатки касс в пути. Это наиболее ликвидные активы банка, однако они не приносят ему дохода. Поэтому остатки по счетам этого класса оптимально минимальные и соответствуют потребностям в кассовом обслуживании клиентов банка.

На счетах первого класса учитываются также:

  • вложения банка в драгоценные металлы и драгоценные камни;

  • средства банка, размещенные в Национальном банке и в других банках, включая банки иностранных государств;

  • средства Национального банка и других банков, размещенные в банке;

  • средства в расчетах по операциям с банками;

  • пролонгированная и просроченная задолженность по межбанковским операциям;

  • начисленные доходы (расходы) и просроченные процентные доходы по операциям с драгоценными металлами, драгоценными камнями и межбанковским операциям;

  • резервы на покрытие возможных убытков и резервы по неполученным процентным доходам.

^ Класс 2 «Кредитные и иные активные операции с клиентами». На счетах этого класса учитываются займы, финансирование под уступку денежного требования (факторинг), краткосрочные и долгосрочные кредиты; финансовая аренда (лизинг), иные активные операции (исполненные банком обязательства за клиентов; средства, предоставленные по операциям РЕПО; средства, перечисленные в качестве обеспечения исполнения своих обязательств перед клиентом, и прочие активные операции), пролонгированная и просроченная задолженность по кредитам и иным активным операциям, начисленные и просроченные процентные доходы по кредитам и иным активным операциям, резервы на покрытие возможных убытков по кредитам и иным активным операциям с клиентами и резервы по неполученным процентным доходам по данным операциям.

^ Класс 3 «Счета по операциям клиентов». На счетах данного класса учитываются средства на текущих (расчетных), вкладных (депозитных) и других счетах клиентов, кроме банков, а также бюджетные и иные государственные средства, средства в расчетах по операциям с клиентами, начисленные процентные расходы по средствам на счетах по операциям клиентов.

^ Класс 4 «Ценные бумаги». Этот класс включает в себя ряд активных и пассивных счетов для отражения операций банка с ценными бумагами. На активных счетах учитываются вложения банков в ценные бумаги. Счета группируются по видам ценных бумаг и по субъектам вложений.

На пассивных счетах учитываются выпущенные банком долговые обязательства, а именно облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские векселя и т.д.

В данном классе учитываются также начисленные и просроченные процентные доходы (расходы) по ценным бумагам, резервы на покрытие возможных убытков и по неполученным процентным доходам по соответствующим ценным бумагам.

^ Класс 5 «Долгосрочные финансовые вложения в уставные фонды юридических лиц. Основные средства и прочее имущество». На счетах этого класса отражаются инвестиции банка в уставные фонды других юридических лиц, операции с основными средствами, нематериальными активами и товарно-материальными ценностями, операции с имуществом, переданным банку в погашение задолженности.

^ Класс 6 «Прочие активы и прочие пассивы» предназначен для учета прочих активов и пассивов банка. К ним относятся: производные финансовые инструменты; межфилиальные счета; резервы на риски и платежи; транзитные и клиринговые счета; доходы и расходы будущих периодов; дебиторская и кредиторская задолженности по хозяйственной деятельности; начисленные доходы и расходы (комиссионные, прочие банковские, операционные); счета по валютной позиции и переоценке денежных статей бухгалтерского баланса.

^ Класс 7 «Собственный капитал банка». Данный класс включает счета по учету собственного капитала банка, который включает уставный фонд, эмиссионный доход, фонды банка, финансовые результаты прошлых лет, результаты переоценки. Назначение счетов этого класса – учет собственных средств банка, служащих обеспечением его обязательств.

^ Класс 8 «Доходы банка» предназначен для учета доходов банка. Доходы банка группируются в данном классе по видам: процентные, комиссионные, прочие банковские, операционные, уменьшение резервов по сомнительным активам, поступления по ранее списанным долгам.

^ Класс 9 «Расходы банка». На счетах этого класса учитываются расходы банка, которые детализируются по видам: процентные, комиссионные, прочие банковские расходы, операционные, отчисления в резервы, долги, списанные с баланса, налог на прибыль.

Счета 1-9 классов называются балансовыми и предназначены для учета совершенных банком операций, сопровождающихся фактическим движением денежных средств и влияющих на баланс.

^ Класс 99 «Внебалансовые счета». Счета этого класса предназначены для учета обязательств и требований банка, не отраженных по балансовым счетам, поскольку риски по ним еще не реализовались (требования и обязательства банка по отдельным видам гарантий; по предоставлению денежных средств; по операциям с ценными бумагами, иностранной валютой и драгоценными металлами и прочие обязательства и требования), а также количественного учета ценностей и документов, находящихся в собственности банка или на хранении.

На внебалансовых счетах отражаются операции, не сопровождающиеся фактическим движением денежных средств и не влияющие на баланс банка.
^ 2 Классификация счетов бухгалтерского учета в банках
Все счета бухгалтерского учета в банках классифицируют по нескольким признакам.

По отношению к балансу счета подразделяются на балансовые и внебалансовые.

^ Балансовые счета предназначены для учета денежных средств и операций с ними.

По характеру операций балансовые счета подразделяются на активные, пассивные и активно-пассивные.

На активных балансовых счетах учитываются денежная наличность в кассах банка, краткосрочные и долгосрочные кредиты, имущество банка, затраты на капитальные вложения, дебиторская задолженность, другие активы и отвлеченные средства.

На пассивных балансовых счетах отражаются фонды банка, средства других банков на корреспондентских счетах, средства на текущих (расчетных) счетах юридических и физических лиц, вклады (депозиты), средства в расчетах, кредиторская задолженность, другие пассивы и привлеченные средства.

Средства на пассивных счетах являются ресурсами банка для осуществления активных банковских операций, а сумма средств на активных счетах показывает использование этих ресурсов.

Активно-пассивные балансовые счета – это транзитные счета, счета валютной позиции банка и переоценки статей баланса, прибыли и убытков и пр.

На балансовых счетах учет ведется по системе двойной записи с отражением каждой операции по дебету одного и кредиту другого счета.

Балансовые счета каждого класса подразделяются на счета 2-го, 3-го, 4-го порядка. Счета 2-го порядка двузначные, образуются путем добавления к номеру класса одной цифры от нуля до девяти (справа). Счета 3-го порядка – это дальнейшая детализация и расшифровка счетов 2-го порядка. Первые два знака – счет 2-го порядка, третий знак – цифра от нуля до девяти. Счета 4-го порядка имеют в своей основе счета 3-го порядка, дополняемые одним знаком справа.

Балансовые счета 4-го порядка классифицируются по типам контрагентов банка, характеру операций и степени убывания ликвидности активов и востребованности пассивов.

В плане счетов выделены следующие типы контрагентов банка:

  • банки: Национальный банк Республики Беларусь, центральные банки иностранных государств, банки-резиденты, банки-нерезиденты, международные финансовые организации (Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития, Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций и т.д.);

  • небанковские финансовые организации: брокерские и аналогичные компании; все виды бирж; приватизационные, инвестиционные, трастовые и инвестиционные фонды; страховые, лизинговые и прочие финансовые компании, не являющиеся банками в соответствии с Банковским кодексом;

  • коммерческие организации за исключением банков и небанковских финансовых организаций;

  • индивидуальные предприниматели;

  • физические лица;

  • некоммерческие организации: профсоюзы, церкви, политические партии и движения, ассоциации юридических и физических лиц, организации, субсидируемые из государственного и местных бюджетов;

  • органы государственного управления: республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы.

^ Внебалансовые счета идут за балансом банка и не включаются в баланс банка. На внебалансовых счетах учитываются:

  • выданные и полученные обязательства, не отраженные в балансе, поскольку риски по ним еще не реализовались – а именно, требования (обязательства) по всем видам гарантий, по кредитным операциям, требования (обязательства) по операциям с ценными бумагами, с иностранной валютой, с финансовыми инструментами и пр.;

  • количественно ценности и документы, находящиеся в собственности банка или в его доверительном управлении (на хранении).

Учет на внебалансовых счетах ведется по простой схеме: «приход», «расход», «остаток».

Внебалансовые счета имеют цифровое (кодовое) обозначение. Первые две цифры – 99 – являются условным обозначением внебалансового счета. Это обозначение класса внебалансовых счетов, счет второго порядка. Счета 3-го порядка – трехзначные, счета 4-го порядка – четырехзначные, счета 5-го порядка – пятизначные.
Вопросы для самоконтроля

    1. Перечислите основные принципы бухгалтерского учета и отчетности, применяемые в банках.

    2. Поясните сущность принципа начислений.

    3. Перечислите виды счетов бухгалтерского учета в банках.

Тема 2 Организация учетно-операционной работы в банке
Лекция 1 Основы организации учетно-операционной работы в банке
1. Организация бухгалтерского учета в банке.

2. Содержание и порядок организации учетно-операционной работы в банке.
^ 1 Организация бухгалтерского учета в банке
Банк определяет систему организации бухгалтерского учета и отчетности в зависимости от своей структуры, объемов и видов проводимых им операций в локальных нормативных правовых актах с учетом требований законодательства. Организация бухгалтерского учета и отчетности в банках включает:

- организацию операционного дня;

- организацию внутреннего контроля;

- ведение регистров бухгалтерского учета;

- организацию работы по ведению лицевых счетов;

- формирование и хранение документов;

- составление отчетности;

- формирование учетной политики.

^ Операционный день – деятельность банка в течение рабочего дня, которая связана с приемом, оформлением, контролем первичных учетных документов клиентов и банка, отражением их в бухгалтерском учете, завершением обработки информации и формированием ежедневного баланса. Таким образом, операционный день банка состоит из двух частей. Первая часть – это банковский день, то есть время работы с клиентами и службами банка. Вторая часть операционного дня состоит из времени, необходимого для завершения обработки информации с формированием ежедневного баланса, который должен быть получен не позднее начала следующего операционного дня.

Основными составляющими организации операционного дня в банке являются:

- обеспечение единого подхода к срокам отражения операций, совершенных в течение операционного дня, в регистрах бухгалтерского учета;

- прием (оформление), контроль первичных учетных документов при осуществлении операций и отражении их в бухгалтерском учете;

- распределение обязанностей и полномочий между ответственными исполнителями по приему (оформлению), контролю первичных учетных документов при осуществлении операций и отражению их в бухгалтерском учете, формированию отчетности;

- соблюдение установленного банком документооборота с учетом требований нормативных правовых актов Национального банка Республики Беларусь и учетной политики банка.

В течение операционного дня банком осуществляется внутренний контроль (текущий и последующий), направленный на обеспечение сохранности денежных средств и ценностей, соблюдение клиентами требований по оформлению первичных учетных документов, своевременное исполнение платежных инструкций клиентов на перечисление денежных средств, а также перечисление и зачисление денежных средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в платежных инструкциях, принимаемых к исполнению.

Текущий контроль осуществляется при открытии счетов, приеме первичных учетных документов к исполнению, а также на всех этапах обработки учетной информации, совершения операций и отражения их в бухгалтерском учете.

Для обеспечения надлежащего текущего контроля в банке определяется перечень операций, которые подлежат обязательному дополнительному контролю, а также ответственных исполнителей, которым предоставляется право выполнять контрольные функции, и порядок его осуществления.

Первичные учетные документы по подлежащим дополнительному контролю операциям банка, на основании которых осуществляются записи по счетам бухгалтерского учета, должны иметь контрольную подпись уполномоченного на то лица.

Последующий контроль в банке направлен на вскрытие причин выявленных нарушений порядка совершения операций и ведения бухгалтерского учета, а также на принятие мер к устранению недостатков.

^ Ведение регистров бухгалтерского учета предполагает систематизацию и обобщение информации, содержащейся в первичных учетных документах. В банке используются регистры аналитического и синтетического учета.

^ Работа по ведению лицевых счетов осуществляется путем регистрации всех открываемых банком счетов в книгах регистрации открытых и закрытых лицевых счетов. Порядок ведения книги регистрации, формирования дела по открытию и закрытию банковских счетов определяется нормативными правовыми актами Национального банка.

^ Порядок формирования, сверки и хранения первичных учетных документов банк определяет самостоятельно в локальных нормативных правовых актах с учетом требований законодательства. Формирование первичных учетных документов, на основании которых совершены бухгалтерские записи, за каждый рабочий день осуществляется не позднее следующего рабочего дня.

Первичные учетные документы за каждый рабочий день должны быть сверены с данными ежедневного баланса. В случае выявления расхождений осуществляется сверка документов и оборотов по каждому балансовому и внебалансовому счету. Сформированные, сброшюрованные и сверенные с ежедневным балансом первичные учетные документы передаются для хранения.

Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, книги (книга) регистрации открытых и закрытых лицевых счетов, отчетность хранятся в банке в течение сроков, установленных законодательством.

^ Составление отчетности осуществляется в банке в соответствии с законодательством. При этом обеспечивается полнота отражения за отчетный период всех операций банка и результатов инвентаризации активов и обязательств.

Отчетность составляться на основании данных синтетического и аналитического учета, подтверждается первичными учетными и другими документами и содержит показатели финансовой деятельности банка. Отчетность, как правило, должна быть подписана руководителем и главным бухгалтером банка.

Банк составляет индивидуальную и консолидированную финансовые отчетности. Индивидуальная финансовая отчетность характеризует финансовое состояние и результаты деятельности отдельного банка. Консолидированная финансовая отчетность составляется банком с учетом его дочерних, зависимых и совместно контролируемых юридических лиц.

Индивидуальная и консолидированная отчетности по периодичности их составления подразделяются на годовую и промежуточную. Годовая финансовая отчетность составляется за отчетный год. Промежуточная финансовая отчетность составляется за период короче полного отчетного года (декаду, месяц, квартал, полугодие).

Кроме того, в банке составляется налоговая, статистическая, оперативная, управленческая отчетность.

Банк представляет отчетность в Национальный банк, государственные органы и иным заинтересованным пользователям в установленных законодательством случаях.

Ведение бухгалтерского учета и отчетности в банке осуществляется согласно учетной политике, формируемой банком самостоятельно с учетом требований законодательства. Учетная политика представляет собой выбор определенных способов ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных правил и особенностей деятельности в конкретных условиях хозяйствования.

В учетной политике банка должны быть предусмотрены:

- принципы признания активов, обязательств, доходов, расходов;

- способы и методы оценки активов и обязательств (например, драгоценных металлов; ценных бумаг, приобретенных и выпущенных банком; кредитов; основных средств; нематериальных активов; активов и обязательств в иностранной валюте);

- применение принципа начисления доходов и расходов;

- порядок создания и использования резервов;

- применяемые банком регистры бухгалтерского учета;

- формы первичных учетных документов, разработанные и утвержденные банком самостоятельно;

- правила документооборота по операциям, совершаемым банком;

- порядок проведения инвентаризации и признания в учете ее результатов;

- порядок расчетов между структурными подразделениями банка, его филиалами (отделениями) и другие вопросы, необходимые для организации бухгалтерского учета и отчетности.

Учетная политика оформляется приказом (распоряжением) руководителя банка и является обязательной для исполнения в течение отчетного периода.
^ 2 Содержание и порядок организации учетно-операционной работы в банке
Учетно-операционная работа является базой для бухгалтерского учета в банках. Учетно-операционной работой называют совокупность действий, связанных с обслуживанием клиентов, оформлением документации по банковским операциям и ведением их учета. Основное назначение учетно-операционной работы состоит в отражении в бухгалтерском учете всего комплекса осуществляемых в банке операций.

Организация учетно-операционной работы в банках должна отвечать следующим основным требованиям:

  • все операции по расчетно-кассовым документам, поступившим в течение банковского дня, отражаются в бухгалтерском учете в тот же операционный день. Расчетно-кассовые документы, поступившие в банк по истечении банковского дня, отражаются в бухгалтерском учете не позднее следующего операционного дня;

  • оплата всех расчетных и (или) кассовых документов с текущих (расчетных) счетов производится за счет средств на этих счетах на начало операционного дня (за исключением овердрафтного кредитования) с соблюдением очередности платежей, установленной законодательством. Порядок использования денежных средств, поступивших на текущие (расчетные) счета в течение операционного дня, определяется банком и клиентом в договоре текущего (расчетного) банковского счета с учетом требований законодательства;

  • исправление ошибочных записей производится при наличии подтверждающих документов по тем счетам, по которым сделаны ошибочные записи, обратной проводкой либо путем отражения сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета исходя из экономической сущности проведенной операции. Исправление неправильно проведенной суммы может производиться как путем проведения обратной проводки на полную сумму и осуществления правильной бухгалтерской записи, так и путем исправления в части неправильной сумм.

Учетно-операционная работа в банках отличается разнообразностью и сложностью, что объясняется наличием различных форм денежных расчетов, способов и правил предоставления денежных средств в форме кредита, особенностей проведения платежей.

Учетно-операционная работа в банке выполняется работниками, входящими в состав учетно-операционного аппарата.

В структуру учетно-операционного аппарата входят:

- главный бухгалтер, возглавляющий учетно-операционный аппарат и осуществляющий постановку и ведение бухгалтерского учета в банке, формирование учетной политики, составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности;

- ответственные исполнители – работники, занимающиеся приемом, оформлением, контролем расчетно-кассовых документов, обслуживанием юридических и физических лиц по совершаемым ими в банках расчетно-кассовым операциям, отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета.

В обязанности ответственного исполнителя входит осуществление следующих операций:

- обработка поступивших от клиентов и сотрудников банка расчетно-денежных документов. Обработка документов заключается в проверке возможностей зачисления, перечисления или выдачи наличных денежных средств или других ценностей по предъявленному документу, то есть, имеется ли достаточный свободный остаток средств на счете (с учетом имеющихся к данному счету претензий и установленной очередности платежей);

- проверка всех поступающих расчетно-денежных документов с точки зрения законности операций и соответствия их правилам кредитования и расчетов (указано ли в тексте документа целевое направление платежей, имеются ли ссылки на номера и суммы товарно-транспортных или заменяющих их документов в платежных требованиях, платежных поручениях и других расчетных документах, есть ли разрешительная подпись руководителя организации или уполномоченного им лица и пр.);

- проверка правильности оформления чеков, платежных поручений, платежных требований и приложенных к ним товарно-транспортных и заменяющих их документов;

- ведение кассовых журналов и ежедневная сверка фактического остатка средств в кассе с данными кассового журнала;

- списание со счетов клиентов сумм в оплату имеющихся к ним претензий;

- ведение картотек документов;

- оформление приложений к выпискам из лицевых счетов клиентов;

- подбор и хранение лицевых счетов за текущий месяц;

- составление отчетности по выполняемым операциям.

Распределение счетов между ответственными исполнителями производится, как правило, по номерам балансовых счетов, с условием, что расчетный счет и все ссудные счета одного субъекта хозяйствования ведутся одним ответственным исполнителем.

Закрепление счетов за отдельными ответственными исполнителями, а также последующее их перераспределение, производятся главным бухгалтером и оформляются записями в специальной книге учета распределения и перераспределения счетов между ответственными исполнителями банка. При этом счета распределяются таким образом, чтобы была обеспечена равномерная загрузка каждого работника, исключающая задержки в работе и оформлении документов.

Организация рабочего дня ответственных исполнителей должна обеспечивать своевременное оформление поступающих расчетно-кассовых документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса. С этой целью приказом (распоряжением) руководителя банка устанавливается время начала и завершения банковского дня, состоящего из времени работы с клиентами и службами банка, и операционного дня, включающего помимо банковского дня время на завершение обработки информации и формирование ежедневного баланса.

Учетно-операционная работа в банке осуществляется с применением программно-технических средств, использование которых позволяет обеспечить хронологическое и полное отражение всех операций в регистрах аналитического и синтетического учета в соответствии с требованиями законодательства.

  1   2   3

Похожие:

1 Основы организации бухгалтерского учета и отчетности в банках iconПрограмма для подготовки государственного квалификационного экзамена...
Задачи бухгалтерского учета в системе управления организацией. Принципы организации бухгалтерского учета и финансовой отчетности...
1 Основы организации бухгалтерского учета и отчетности в банках iconЗадачи и принципы организации бухгалтерского учета
Систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан регулирует орган
1 Основы организации бухгалтерского учета и отчетности в банках iconСовета директоров национального банка республики беларусь
...
1 Основы организации бухгалтерского учета и отчетности в банках iconТематический план по курсу “бухгалтерского учета” 5 Распределение...
Приложение положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в российской федерации
1 Основы организации бухгалтерского учета и отчетности в банках iconВопросы к экзамену по дисциплине «основы бухгалтерского учета»
Основные принципы бухгалтерского учета. Основные требования к ведению бухгалтерского учета
1 Основы организации бухгалтерского учета и отчетности в банках iconПоложение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в российской федерации
Настоящее Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее Положение) разработано...
1 Основы организации бухгалтерского учета и отчетности в банках icon№ Сущность и виды учета. Предмет и метод бухгалтерского учета. Объекты бухгалтерского учета
Организация первичного наблюдения и документация. Инвентаризация имущества и обязательств. Учетные регистры и формы бухгалтерского...
1 Основы организации бухгалтерского учета и отчетности в банках icon1. основы бухгалтерского учёта сущность бухгалтерского учёта
Управление производством и предприятием в целом невозможно без выполнения таких функций как
1 Основы организации бухгалтерского учета и отчетности в банках iconЗакон украины
Данный Закон определяет правовые принципы регуляции, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности,...
1 Основы организации бухгалтерского учета и отчетности в банках iconОбъекты бухгалтерского учёта
Цель занятия: закрепить теоретические знания о структуре объекта бухгалтерского учёта, группируя ресурсы коммерческой организации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница