1. Развитие практики государственного антикризисного регулирования за рубежом


Название1. Развитие практики государственного антикризисного регулирования за рубежом
страница1/5
Дата публикации10.03.2013
Размер0.77 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Банк > Документы
  1   2   3   4   5
1. Развитие практики государственного антикризисного регулирования за рубежом

Сущность и механизм антикризисного управления по-

стоянно трансформируется по мере развития рыночной эко-

номики. Можно выделить несколько этапов в развитии теории

и практики антикризисного управления за рубежом.

Первоначально под антикризисным управлением пони-

мали только поиск выхода из неожиданной кризисной ситуа-

ции1. При этом считалось, что возможность успешного выхода

из такой ситуации зависела в первую очередь от организатор-

ских способностей руководителя, его устойчивости к стрессам.

Таким образом, в соответствии с таким подходом под анти-

кризисным управлением понимается реагирование на не-

предвиденные обстоятельства, когда уже отсутствует возмож-

ность планирования.

Однако практика показала, что задача антикризисного

управления не может ограничиваться простым выживанием ор-

ганизации. Поэтому под антикризисным управлением посте-

пенно стали понимать скоординированные действия, направ-

ленные на предотвращение кризисной ситуации, ослабление

остроты кризиса и устранение его негативных последствий

Следующим этапом развития антикризисного управления

явилось понимание того, что эффективность этого управления

зависит от своевременного выявления кризиса, то есть от осоз-

нания ситуации именно как кризисной и требующей немедлен-

ного реагирования. В результате появилось следующее опреде-

ление: антикризисное управление - это действия, направленные

на идентификацию (выявление) кризиса, планирование анти-

кризисных мероприятий и осуществление мер по преодолению

кризиса. В последующем произошло расширение понятия ан-

тикризисное управление за счет прогностических и упреждаю-

щих функций в дополнение к трем предыдущим.

Итак, антикризисное управление - это комплекс меро-

приятий по оценке вероятности и последствий потенциаль-

ных кризисов, разработке стратегии антикризисных действий,

выявлению признаков кризисов, реализации планов меро-

приятий по предупреждению и преодолению кризисов, лик-

видации их социально-экономических последствий и недо-

пущению кризисов в перспективе.

^ 2. Основные этапы развития банкротства как общественного института
Институт банкротства возник из отношений должника и его кредиторов, ос-

нован на этих отношениях, но в процессе своего развития перерос этот уровень и

не может в настоящее время рассматриваться только с экономической или право-

вой точки зрения, изолированно от социальных, политических, организационных,

нравственных проблем.

Историю развития взаимоотношений должника и кредиторов можно просле-

дить со времен первобытного общества и рабовладельческих государств, когда к

не способному выполнить свои обязательства должнику применялись такие нака-

зания, как физическое насилие, посадка в долговую яму, изгнание из общины, об-

ращение в рабство.

В первобытном обществе социальные отношения поддерживались с помо-

щью традиций, обычаев, религиозных представлений, общих принципов доброго

и правильного, что не исключало властного характера этих норм и принуждения к

следованию им. В случае нежелания подчиняться этим правилам, в том числе и

нравственной норме "взял – отдай" нарушитель подвергался избиению, изгнанию

из общины или смерти

Одним из последствий перехода человечества к производящей экономике

стало образование государств в 7 – 5 тысячелетии до н.э., в которых получило

развитие и регулирование имущественных отношений. Возникает такое явление,

как долговая кабала – личная или имущественная зависимость должника от кре-

дитора, включающая в себя возможность физической расправы или обращения в

рабство.

До 326

г. до н.э. обеспечение обязательств в Древнем Риме также носило личностный ха-

рактер: в случае неуплаты долга в срок должник поступал в личное распоряжение

кредитора, который мог держать его в течение 60 дней в заточении в своем доме,

трижды за это время выводя на Форум, где объявлялась сумма долга, затем долж-

ник продавался в рабство за границу. Законами XII таблиц устанавливалось, что

должник, не вернувший долг сразу нескольким кредиторам, мог был быть разруб-

лен ими на части. С 326 до 17 г. до н.э. кредитор уже не имел права превращать

должника в раба или убивать его.

После этого сохраняется только одна форма

личной расправы – увод должника домой, где кредитор мог наложить на него

оковы или заставить работать на себя до отработки долга либо до его уплаты род-

ственниками или друзьями. Однако основным способом принудительного испол-

нения обязательств в этот период стало обращение взыскания на имущество

должника.

После гибели Римской империи в Европе столетия господствовали регрес-

сивные тенденции в праве и практике регулирования взаимоотношений должника

и кредиторов. Нарушение договора снова стало влечь за собой не только личную,

но и имущественную ответственность должника, который, в случае неисполнения

обязательств, становился рабом кредитора, а согласно Баварской правде (VIII в.

н.э.) в рабство также обращались его жена и дети [4. С.282-291]. В Германии в 16

веке несостоятельные должники приравнивались к ворам, которых можно было

подвергнуть немедленной казни [6. С.142]. До середины XIX века в ряде европей-

ских государств законодательство предусматривало для банкротов применение

различных телесных наказаний вплоть до смертной казни. И хотя позже снова

появились нормы, дающие кредитору возможность обратить взыскание на иму-

щество должника, это не всегда избавляло того от физической расправы. В перво-

бытнообщинном, рабовладельческом и феодальном обществе взаимоотношения

должника и кредиторов в случае невыполнения обязательств носили преимущест-

венно характер долговой кабалы, направленной против личности должника, его

здоровья и жизни.

^ 3. Содержание и особенности регулирования взаимоотношений должника и кредиторов в первобытном обществе и рабовладельческих государствах
Институт банкротства возник из отношений должника и его кредиторов, ос-

нован на этих отношениях, но в процессе своего развития перерос этот уровень и

не может в настоящее время рассматриваться только с экономической или право-

вой точки зрения, изолированно от социальных, политических, организационных,

нравственных проблем.

Историю развития взаимоотношений должника и кредиторов можно просле-

дить со времен первобытного общества и рабовладельческих государств, когда к

не способному выполнить свои обязательства должнику применялись такие нака-

зания, как физическое насилие, посадка в долговую яму, изгнание из общины, об-

ращение в рабство.

В первобытном обществе социальные отношения поддерживались с помо-

щью традиций, обычаев, религиозных представлений, общих принципов доброго

и правильного, что не исключало властного характера этих норм и принуждения к

следованию им. В случае нежелания подчиняться этим правилам, в том числе и

нравственной норме "взял – отдай" нарушитель подвергался избиению, изгнанию

из общины или смерти

Одним из последствий перехода человечества к производящей экономике

стало образование государств в 7 – 5 тысячелетии до н.э., в которых получило

развитие и регулирование имущественных отношений. Возникает такое явление,

как долговая кабала – личная или имущественная зависимость должника от кре-

дитора, включающая в себя возможность физической расправы или обращения в

рабство. В Древнем Египте одной из форм возникновения рабской зависимости

была самопродажа египтян за долги. В соответствии с Законами царя Хаммурапи

(Вавилон, XVIII в. до н.э.) должник должен был погасить долг за счет своего

имущества или отработать его сам (или его жена, дети) в доме кредитора в тече-

ние срока до 3 лет. По законам Среднеассирийского царства (Ассирия, XII в. до

н.э.) при неуплате долга должник переходил в собственность кредитора, который

мог избивать его и продавать в рабство. В Древней Индии кредитору предостав-

лялось право использовать для получения долга хитрость, принуждение, захват

животных, сыновей или самого должника, приводить силой его в свой дом, мо-

рить голодом и избивать до тех пор, пока долг не будет уплачен. В Древнем Китае

невыплатившие долг люди подвергались уголовному преследованию с примене-

нием таких наказаний, как битье палками, обращение в рабство, отрубание конеч-

ностей, смертная казнь.

^ 4. Содержание и особенности регулирования взаимоотношений должника и кредиторов в Древнем Риме
Генезис института банкротства как части системы регулирования взаимоот-

ношений должника и кредиторов представляется целесообразным показать на

примере Древнего Рима, где она достигла позиций, использовавшихся и продол-

жающих в значительной степени использоваться до настоящего времени. До 326

г. до н.э. обеспечение обязательств в Древнем Риме также носило личностный ха-

рактер: в случае неуплаты долга в срок должник поступал в личное распоряжение

кредитора, который мог держать его в течение 60 дней в заточении в своем доме,

трижды за это время выводя на Форум, где объявлялась сумма долга, затем долж-

ник продавался в рабство за границу. Законами XII таблиц устанавливалось, что

должник, не вернувший долг сразу нескольким кредиторам, мог был быть разруб-

лен ими на части. С 326 до 17 г. до н.э. кредитор уже не имел права превращать

должника в раба или убивать его. После этого сохраняется только одна форма

личной расправы – увод должника домой, где кредитор мог наложить на него

оковы или заставить работать на себя до отработки долга либо до его уплаты род-

ственниками или друзьями. Однако основным способом принудительного испол-

нения обязательств в этот период стало обращение взыскания на имущество

должника. Кредитор вводился судом во владение имуществом должника с целью

обеспечения его сохранности и в течение 30 дней должен был объявить о наме-

чающейся распродаже. Кредиторы выбирали также управляющего имуществом

должника, который готовил закон о продаже имущества, определял стоимость

имущества и обязательств должника, а также условия торгов. Устанавливалась

очередность требований (к первой очереди относился фиск, местные власти, опе-

каемый, кредиторы на похоронные расходы, ремонт дома и приданое). Суд дол-

жен был одобрить закон о продаже имущества и объявить распродажу, которая

проводилась одним лотом, обычно в форме публичного аукциона, победителем

которого становился предложивший наивысшую цену. Таким образом, на смену

личной расправе приходит экспроприация имущества должника. Одновременно

вводится ряд мер для защиты интересов кредиторов от злонамеренных действий

должника: отмена ранее произведенного отпуска рабов; введение обратимости

сделок, произведенных должником в пользу третьих лиц в течение 1 года до су-

дебного решения об изъятии имущества; отказ в иске кредиторам, заключавшим

сделки с намеренно стремившимся уменьшить свои активы должником.

^ 5. Содержание и особенности регулирования взаимоотношений должника и кредиторов в феодальном и раннекапиталистическом обществе

После гибели Римской империи в Европе столетия господствовали регрес-

сивные тенденции в праве и практике регулирования взаимоотношений должника

и кредиторов. Нарушение договора снова стало влечь за собой не только личную,

но и имущественную ответственность должника, который, в случае неисполнения

обязательств, становился рабом кредитора, а согласно Баварской правде (VIII в.

н.э.) в рабство также обращались его жена и дети [4. С.282-291]. В Германии в 16

веке несостоятельные должники приравнивались к ворам, которых можно было

подвергнуть немедленной казни [6. С.142]. До середины XIX века в ряде европей-

ских государств законодательство предусматривало для банкротов применение

различных телесных наказаний вплоть до смертной казни. И хотя позже снова

появились нормы, дающие кредитору возможность обратить взыскание на иму-

щество должника, это не всегда избавляло того от физической расправы. В перво-

бытнообщинном, рабовладельческом и феодальном обществе взаимоотношения

должника и кредиторов в случае невыполнения обязательств носили преимущест-

венно характер долговой кабалы, направленной против личности должника, его

здоровья и жизни.

По мере развития торговли, усложнения экономических связей, в качестве

самостоятельного элемента системы взаимоотношений должников и кредиторов в

области коммерческой деятельности выделился институт банкротства, который

начал достаточно часто использоваться в отношении купцов и торговцев. Одним

из первых начинает регулировать эти отношения английские статуты "о купцах"

1283 и 1285 г., а с XVI в. специальным законом вводится норма о пропорциональ-

ном разделении имущества должника между его кредиторами, которая стала при-

меняться не только к купцам, но и ко всем должникам. В то же время, продолжа-

ют применяться и крайне жестокие физические наказания вплоть до смертной

казни, обусловленные религиозно-моралистическим подходом к преступлениям

[4. С.351-352, 356]. В связи с резким увеличением масштабов явления начинают

различать неосторожное, несчастное банкротство (в отношении которого чаще

используется понятие несостоятельности) и злонамеренное банкротство. К при-

меру, уже "Русской Правдой" в таких случаях были предусмотрены различные

санкции.

На территории современной Беларуси до включения ее в состав Российской

империи отношения должника и кредиторов регулировались нормами статутов Великого Княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 годов, которые достаточно

четко и подробно, на высоком уровне правовой культуры рассматривали нюансы

этих отношений [7. С.46-48].

Одним из наиболее прогрессивных, вобравшим в себя лучшие стороны зако-

нодательства ряда европейских стран, был российский Устав о банкротах 1800

года, который выделял несостоятельность от несчастья, от небрежности и от по-

роков и действовал, с некоторыми изменениями, до 1917 года (с 1903 г. – в соста-

ве Устава судопроизводства торгового).

Институт банкротства в период позднего феодализма и становления капита-

лизма служил преимущественно целям экономической справедливости, защиты

интересов кредиторов и вывода с рынка неэффективных предпринимателей

(предприятий). Его основой стало конкурсное производство, предусматривающее

рассмотрение дела в суде, отстранение должника от управления своим имущест-

вом и назначение для этого специального лица, формирование конкурсной массы

за счет имущества должника и распределение ее соразмерно требованиям креди-

торов в соответствии с определенной очередностью.
  1   2   3   4   5

Похожие:

1. Развитие практики государственного антикризисного регулирования за рубежом icon1. Особенности антикризисного государственного управления в странах...
Тема Особенности антикризисного государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой
1. Развитие практики государственного антикризисного регулирования за рубежом icon3. Структура государственного регулирования вэд в РФ
...
1. Развитие практики государственного антикризисного регулирования за рубежом iconРоссийская федерация федеральный закон об основах государственного регулирования
Настоящий Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее...
1. Развитие практики государственного антикризисного регулирования за рубежом iconМетоды государственного регулирования экономики
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика- деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов...
1. Развитие практики государственного антикризисного регулирования за рубежом iconПравовые основы государственного регулирования вэд в РФ
Международные акты как составляющая российской правовой системы регулирования вэд
1. Развитие практики государственного антикризисного регулирования за рубежом iconТ. В. Мартыненко теория и практика государственного регулирования экономики в современной россии
Теория и практика государственного регулирования экономики в современной России. Монография. — Ростов н/Д: Изд-во скагс, 2011. —...
1. Развитие практики государственного антикризисного регулирования за рубежом iconСистема государственного регулирования вэд в РФ
Модели внешнеэкономических связей страны и типы государственного вмешательства во внешнеэкономическую сферу
1. Развитие практики государственного антикризисного регулирования за рубежом iconВсероссийская академия внешней торговли международно-правовой факультет
Перечислите источники правового регулирования права промышленной собственности за рубежом
1. Развитие практики государственного антикризисного регулирования за рубежом iconВсероссийская академия внешней торговли международно-правовой факультет
Перечислите источники правового регулирования права промышленной собственности за рубежом
1. Развитие практики государственного антикризисного регулирования за рубежом icon17. Компетенция федеральных органов управления РФ в области регулирования...
Данному вопросу посвящена Статья 13 фз "об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в ред от от 06. 12....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница