Организация финансового менеджмента в коммерческом банке


Скачать 170.23 Kb.
НазваниеОрганизация финансового менеджмента в коммерческом банке
Дата публикации18.05.2013
Размер170.23 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Банк > Документы
Тема. Организация финансового менеджмента в коммерческом банке

Банковский менеджмент можно определить как систему управленческих мер, принимаемых соответствующими организационными структурами для обеспечения непрерывности и своевременности движения кредитных ресурсов, целью которых является достижение как микро-, так и макроэкономических приоритетов.

К микроэкономическим приоритетам могут относиться: устойчивость банковского учреждения, сохранность и доходность ресурсов банка и его клиентов. Макроэкономические приоритеты лежат в сфере стабилизации национальной денежной единицы, максимальной активизации использования материальных и денежных ресурсов в экономике.

Качественный, эффективный и адекватный банковский менеджмент способен не только противостоять воздействию негативных макро- и микроэкономических факторов, не только их нейтрализовать, но и часто даже использовать в своих целях. Поэтому осуществление банком такого менеджмента является основным условием и гарантией его устойчивости и эффективной работы.

Показатели, по которым оценивается банковский менеджмент, разделяются по категориям:

  • количественные и качественные (в том числе социальные);

  • объективные и субъективные;

  • формальные и неформальные.

Количественные показатели банковского менеджмента могут применяться только при оценке размера банка, проводимой политики (предпочтений) и специализации. К ним относятся:

  • размер капитала банка;

  • количество учредителей;

  • объемы активных и пассивных операций;

  • количество клиентов;

  • количество сфер экономики и отраслей работы;

  • география работы;

  • разветвленность филиальной сети;

  • корреспондентские отношения;

  • количество банковских продуктов в портфеле и т.д.

Качественные показатели банковского менеджмента можно подразделить на сле­дующие характерные группы.

1. Показатели состояния и работы, по которым оценивают менеджмент банка с позиций профессиональных требований кредитного предпринимательства:

  • достаточность капитала, качество активов, прибыльность, ликвидность (в рамках безопасности и устойчивости);

  • скорость совершения операций, обработки документов;

  • комплектность предоставляемых банковских продуктов;

  • степень удовлетворения запросов клиентов по видам, характеристикам, объемам и качеству предлагаемых банковских продуктов;

  • адекватность принимаемых рисков и степень их управляемости и т.д.

2. Показатели менеджмента (персонал), с помощью которых оценивают соответст­вие персонала нормативным требованиям, диктуемым рыночной экономикой любой предпринимательской структуре:

  • состав и компетентность администрации (квалификация в соответствии с местом в иерархии, опыт работы в банковской системе на соответствующих должностях, взаи­мозаменяемость, наличие кадрового резерва, адекватность обучения, наличие и качество надзора сверху вниз по иерархии и т.д.);

  • адекватный характер деятельности, соблюдение дисциплины во внутренней по­литике (соответствие базовым положениям и направлениям банковской политики, кад­ровая политика, внутренний контроль и аудит и т.д.);

  • выполнение регулятивных норм и соблюдение законов, инструкций и иных под­законных актов по банковской деятельности (соблюдение нормативов, ограничений и рекомендаций, устанавливаемых на различных уровнях банковской иерархии, отсутст­вие в прошлом нарушений законодательства и финансовых преступлений, открытость
    информации и т.д.);

  • способность администрации и персонала предвидеть возможные изменения конъюнктуры рынка (возмущающие воздействия), своевременно реагировать на них и предпринимать правильные ответные действия (адекватная реакция на воздействие спа­дов, инфляции, депрессий макро- и микроуровня на оперативную деятельность банка, умение использовать преимущества наступающих изменений, способность признавать прошлые промахи, исправлять их и корректировать свою политику и т.д.),

3. Показатели социальные, применение которых связано с особым социальным, об­щественным статусом кредитного предпринимательства:

  • отношение персонала к труду;

  • соотношение квалификации, ответственности и вознаграждения;

  • социальная адекватность директората (профессиональная подготовка, добросо­вестность, верность обязательствам, готовность к контактам);

  • степень и адекватность решения социальных проблем.


Когда менеджмент банков осуществляется некачественно, он часто является глав­ной причиной банковских кризисов, из него проистекают убытки банков и их клиентов, и, наконец, экономические диспропорции. Для обозначения такого «плохого» менедж­мента существует термин «мисменеджмент» — вид менеджмента, характеризующийся как ненамеренными ошибками, так и умышленными противозаконными действиями персонала банка, отсутствием надлежащего контроля, неадекватными полномочиями надзора и т.п. Мисменеджмент служит объектом пристального внимания представителей ряда школ банковского менеджмента. В условиях общих финансовых кризисов, пора­жающих на макроуровне экономическую систему в целом, мисменеджмент приводит к углублению кризиса банков в результате умножения убытков, неправильного размещения ресурсов, неоправданного риска операций и усиления инфляции за счет сверхвысо­ких процентных ставок.

Мисменеджмент подразделяют на четыре группы (категории), характеризующие поэтапное углубление кризиса банка:

  • технический мисменеджмент;

  • косметический мисменеджмент;

  • авантюрный мисменеджмент;

  • мошенничество.

Технический мисменеджмент обычно наблюдается в тех случаях, когда:

  • банк «молодой», т.е. только организован и проводит агрессивную политику, к тому же с относительно неопытным руководством;

  • банк меняет владельцев и руководство, что вызывает и изменение его политики;

  • банк, управляемый ранее успешно, по ряду причин оказывается неспособным предвидеть конъюнктурные изменения рынка или сориентироваться в ухудшившейся ситуации и предпринять оздоровительные меры.

Для технического мисменеджмента характерны расплывчатые целевые установки, ему присуще принятие неадекватных реальной ситуации мер, но самое яркое проявление технического мисменеджмента — это неадекватная политика, недостаток внутреннего контроля и слабое планирование, неоправданный рост персонала и т.д.

Несмотря на то, что технический мисменеджмент имеет негативные последствия, он все же осуществляется в соответствии с законами, юридическими требованиями, нормами надзора, т.е. цели и политика такого менеджмента, хотя чрезмерно агрессивны и рискованны, но некриминальные. Однако снижение реальной прибыли, скрытые убыт­ки, в конце концов приводящие к уменьшению капитала, а также к падению дивидендов акционеров банка, — важный сигнал рынку о том, что положение банка ухудшилось. В такой ситуации руководство и персонал банка могут и обязаны объявить о реальном со­стоянии дел, изменить стиль менеджмента, выправить структуры кредитного и депозит­ного портфеля, реализовать часть активов, привлечь новый капитал — в общем, поста­раться сделать все возможное, чтобы избежать потери доверия к банку и сохранить кон­троль над ситуацией. Этот момент — ключевой в судьбе банка. Банк, персонал которого примет правильное решение, скорее всего снизит риски своей деятельности и выйдет из потенциального кризиса. В противном случае он обречен на косметический или аван­тюрный (кризисный) мисменеджмент, а это первый шаг к мошенничеству.

При косметическом мисменеджменте банк укрывает прошлые и настоящие потери с тем, чтобы сохранить к себе доверие, выиграть время и найти выход из неблагоприятной ситуации. Цель косметического мисменеджмента — создать впечатление о нормальном положении дел в банке путем отражения в отчетной документации на неизменном уров­не ряда ключевых показателей, например выплаты дивидендов акционерам банка, за счет манипуляций с другими показателями отчета, что не имеет ничего общего с реаль­ными данными. Это по сути сокрытие истинного положения банка осуществляется при помощи таких приемов, как «отчет о доходах наизнанку», неточная классификация ссуд с целью неадекватного, заниженного резервирования, переоценка активов и т.д. Косме­тический мисменеджмент сам по себе не усиливает риски, но резко снижает защиту от них. Он представляет опасность для клиентов и партнеров банка, создает для них про­блемы с надзором, так как им становится сложно реагировать на сложившуюся ситуа­цию в банке.

^ Кризисное управление («авантюрный» мисменеджмент) представляет собой ком­плекс операций, к которым менеджмент банка прибегает тогда, когда косметический мисменеджмент уже не в состоянии скрыть потерю капитала и падение дивидендов.

Цель этих операций— позволить банку хотя бы на короткий срок сконцентрировать ресурсы, выиграть время и, при благоприятном стечении обстоятельств, выправить по­ложение. Кризисное управление включает согласованную с клиентом покупку депозитов по повышенным — по сравнению с рыночными — ставкам, взимание с заемщиков по­вышенных процентов по ссудам, выходящих за условия договоров или вообще в догово­рах не предусмотренных, отсрочку возврата средств вкладчикам, резкое расширение спекулятивных операций, причем не только с валютой и ценными бумагами, но и с зем­лей, с недвижимостью.

Хотя и технический, и косметический, и особенно кризисный (авантюрный) мисме­неджмент потенциально, а часто и реально опасны для общества, ибо способны принес­ти ощутимый вред партнерам, клиентам, вкладчикам банков, их целевые установки все же позитивны, хотя и достаточно эгоистичны. Мотивация резко меняется на последней стадии мисменеджмента, когда уже не авантюрные, а откровенно криминальные цели становятся приоритетными для банков.

Мошенничество представляет собой один из наиболее опасных для общества видов мисменеджмента. С мошенничеством сталкиваются на разных стадиях кризиса банка, но чаще на завершающих. С помощью ряда приемов (через кредитование фиктивных фирм и подставных лиц, «переброску» средств в «родственные» фирмы внутри корпорации и т.д.) средства изымаются из банка и вместо удовлетворения претензий клиентов и вкладчиков идут на цели обогащения банкиров-мошенников.
^ Структура менеджмента банка.

С кибернетической точки зрения менеджмент банка соотносит­ся с экономикой банка как субъект и объект управления. В таблице понятие «банковский менеджмент» раскрывается в двух измере­ниях: во-первых, с точки зрения описания атрибутов объекта управления (по которым различаются аспекты управления банком – виды менеджмента); во-вторых, с точки зрения описания базовых атрибутов органа управления банка.


Аспект (вид) менеджмента

Атрибут объекта управления

Атрибуты органа управления

Цель

Задачи

Функции

Системный (комплексный)

Банк как бизнес – система (хозяйствующий субъект рыночной экономики)

Максимизация собственности и/или прибыли хозяев банка

Достижение цели деятельности банка при условии сохранения стабильности и устойчивости его развития

Системное комплексирование планов развития банка по всем сферам и аспектам деятельности и обеспечение их выполнения наилучшим из возможных способов

Финансовый

Финансы банка (совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении банка, а также система их формирования, распределения и использования)

Целесообразное и оптимальное использование финансовых ресурсов банка

Максимизация прибыли банка при предусматриваемом уровне предпринимательского риска или обеспечение минимизации уровня предпринимательского риска при предусматриваемом уровне прибыли

1. разработка альтернативных финансовых планов развития банка и обеспечение выполнения утвержденных планов

2. обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов финансовых ресурсов в соответствии с запасами развития банка в предстоящем периоде и их эффективного использования в разрезе основных направлений деятельности банка

Производственный

Бизнес – процессы банка (процессы, выходом которых является банковская услуга)

Целесообразное и оптимальное использование производственных ресурсов банка

Расширение ассортимента услуг, повышение качества и минимизация затрат на обслуживание клиентов; повышение производительности труда сотрудников

Разработка альтернативных бизнес – планов развития продуктовой и клиентской баз банка и обеспечение выполнения утвержденных планов

Организационно – распорядительный

Документооборот и исполнительская дисциплина банка

Целесообразное и оптимальное использование интеллектуального потенциала руководителей и органов управления банка

Организация рационального документооборота и системы контроля и повышения уровня исполнительской дисциплины

Обеспечение деятельности центральных органов управления банка, доведение управляющих воздействий до адресатов и контроль их исполнения, ведение архива документов

Функционально - технологический

Формы и способы организации и информатизации труда

Целесообразное и оптимальное использование трудовых и информационных ресурсов банка

Оптимизация административной структуры подразделений и штатного расписания сотрудников банка

Разработка рациональных функционального регламента и технолого – информационного уклада и обеспечение их реализации в бизнес - процессах банка

Кадровый

Персонал банка

Целесообразное и оптимальное использование кадровых ресурсов банка

Разработка системы перманентного роста производительности и качества труда при разумных рыночных фондах оплаты труда

Формирование и обновление персонала; права и обязанности, режим и оплата труда сотрудников

Маркетинговый

Сбыт банковских продуктов

Расширение сбыта банковских продуктов

Активное воздействие на потребительский спрос

Изучение рынка потребителей, разработка системы стимулирования сбыта, реклама

Хозяйственный

Средства труда и предметы быта персонала банка

Целесообразное и оптимальное использование средств банка, выделяемых на различные виды обеспечения ее деятельности

Рациональное использование средств труда и минимизация затрат при заданном уровне качества обслуживания сотрудников банка

Материально – техническое и прочие виды обеспечения (транспорт, связь, безопасность, оборудование рабочего места и т.д.)

^ Структуризация способов и задач управления финансами банка.

Создание системы управления банка, удовлетворяющей современным требованиям ее рациональности, предполагает проведение работ по формированию методического базиса координации действий аналитических подразделений и служб различных структурных подразделений банка.

С точки зрения иерархии предлагается различать три уровня финансового менеджмента банка:

  • уровень головного офиса;

  • уровень филиала или дочернего банка;

  • уровень финансовых подразделений филиала или дочернего банка.

На первом уровне решаются задачи, относящиеся к следующим трем классам.

А. Класс задач обоснования рациональности стратегических реше­ний, подготавливаемых дня руководства банка:

  1. обоснование возможности достижения стратегических целей и реализуемости стратегий, выдвигаемых руководством банка;

  2. формирование целевой программы финансовой деятельности банка на заданный прогнозный период;

  3. разработка мер быстрого экономического реагирования на не­благоприятные и угрожающие тенденции и события;

  4. обоснование размеров специального резервного фонда, по­рядка его использования;

  5. обоснование контрольных показателей (ликвидности, рента­бельности, устойчивости) для перспективных и годовых планов дея­тельности банка;

  6. обоснование кредитно-инвестиционной политики банка;

  7. оценка эффективности внедрения новых банковских технологий;

  8. оценка хода выполнения стратегической целевой програм­мы банка.

Б. Класс задач логико-аналитического и информационного обеспе­чения стратегического финансового планирования:

  1. разработка (корректировка) долгосрочных и среднесрочных прогнозов основных макроэкономических тенденций, деловой активности с учетом политики Правительства и ЦБ РФ;

  2. оценка (прогнозирование) позиций основных конкурентов банка и тенденций в банковской сфере, выявление угрожающих банку тенденций в экономике и деятельности конкурентов;

  3. оценка экономической безопасности банка по результатам анализа тенденций в экономике и деятельности конкурентов;

  4. формирование и анализ данных о текущем и ретроспективном состоянии финансов банка;

  5. формирование и анализ данных о состоянии и тенденциях развития сегментов финансового рынка, рынка банковских услуг и т.п., используемых для обеспечения функционирования банка;

  6. прогнозирование состояния финансов банка при заданных (достигнутых) характеристиках активных и пассивных операций в условиях, обеспечиваемых рынком, и проверка удовлетворения внешним ограничениям (действующее законодательство, нормати­вы ЦБ РФ и др.);

  7. финансовое планирование на заданную перспективу деятель­ности банка; формирование допустимых планов реализации стратегических целей и задач, поставленных руководством, и системы обобщенных требований к параметрам активных и пассивных операций банка;

  8. определение допустимых областей изменений параметров ак­тивных и пассивных операций банка, обеспечивающих достижение его стратегических целей;

  9. оценка эффективности и хода реализации планов финансовой деятельности, обоснование предложений по проведению необходи­мой корректировки ранее сформированных планов.

В. Класс задач управления развитием финансов банка:

  1. оценка финансовой деятельности банка за прошедшие периоды;

  2. планирование финансовой деятельности банка;

  3. согласование финансовых интересов филиалов и дочерних банков с общими интересами банка;

  4. оптимизация финансовых планов филиалов и дочерних банков;

  5. разработка и доведение до филиалов и дочерних банков опе­ративных корректирующих установок по формированию плановых финансовых потоков, по кредиторской и дебиторской задолженностям банка;

  6. формирование оперативных требований к структуре финансо­вых операций и сделок банка, обеспечивающих финансовую безо­пасность банка в целом;

  7. прогнозирование агрегированного консолидированного баланса банка на заданном интервале времени, сбалансированность меж­ду прибыльностью и ликвидностью банка и т.п.

Уровень головного офиса предусматривает конкретизацию задач финансовой деятельности банка в плановые параметры основных составляющих его портфеля на основе финансовых планов филиалов и дочерних банков с утверждением у высшего руководства банка.

Результаты решения задач финансового планирования этого уровня используются в качестве системы обобщенных требований к деятельности финансовых менеджеров нижестоящего уровня. На уровне финансового менеджмента филиалов и дочерних банков решаются задачи, также относящиеся к трем классам.

^ А. Класс задач минимизации опасностей финансам банка:

  • наблюдение и анализ за состоянием финансов банка;

  • разработка и доведение до продуктовых подразделений банка оперативных корректирующих установок по формированию плановых финансовых потоков по кредиторской и дебиторской задолженностям банка;

  • формирование оперативных требований к структуре финансовых операций и сделок банка, обеспечивающих предотвращение минимизацию возможных финансовых потерь;

  • прогнозирование агрегированного баланса банка на заданном интервале времени в разрезе: приращение собственного капитала, структура собственных и заемных средств, сбалансированность между прибыльностью и ликвидностью банка и т.п.;

  • оптимизация источников финансирования активных операций банка;

  • осуществление эффективного управления процентной ставки банка;

  • осуществление эффективного контроля за всеми потоками платежей, проходящих через банк;

  • расчет и оценка эффективности деятельности структурных подразделений, основанных на фактической стоимости и доходности операций по привлекаемым и размещаемым ресурсам, осуществляемых этими подразделениями.

^ Б. Класс задач внутрибанковского трансфертного ценообразования (внутрибанковского кредитования и внутрибанковских сделок).

Внутрибанковское трансфертное ценообразование осуществляется путем регулирования конкретных операций банка на ближайшую перспективу и ежедневного перераспределения фактически имеющихся в распоряжении банка финансовых ресурсов с учетом требований оперативных планов (разделов бизнес-планов) финансовой деятельности продуктовых (линейно-функциональных) подразделений банка. Развитие этого уровня планирования предполагает оперативное планирование состава и структуры (объем, стоимость, срок) конкретных текущих финансовых операций с учетом проекции на них стратегических целей и задач финансовой деятельности коммерческого банка.

Результаты решения задач этого класса отражаются в определении минимально необходимых объемов и динамики привлечения и размещения ресурсов на заданном интервале планирования, а именно:

  • в определении допустимых значений характеристик пассивных инструментов — стоимости, объема и времени привлечения;

  • в определении допустимых значений характеристик активных инструментов — стоимости, объема и времени размещения;

  • в определении требуемого объема чистой прибыли банка.

^ В. Класс задач операционно-стоимостного анализа банковских подразделений и услуг. Операционно-стоимостной анализ — это анализ информации о сроках, суммах (объемы привлеченных и размещенных ресурсов), условиях выплаты процентов, а также о непроцентных затратах банка, о целях этих затрат и времени их проведения. Затем проводится анализ деятельности структурных подразделений и конкретных видов операций с точки зрения эффективности их работы и сравнительной прибыльности (затратно­сти) каждой операции.

Результаты решения задач этого класса отражаются рядом пока­зателей, к которым относятся:

  • пределы допустимых отклонений доходности финансовых операций и структурных подразделений банка от планируемых зна­чений;

  • сравнительная эффективность финансовых операций и дея­тельности структурных подразделений банка;

  • мониторинг процентных и непроцентных издержек по каждой отдельно взятой финансовой операции и структурному подразделе­нию банка;

  • снижение уровня возможных потерь от «новых видов деятель­ности» и «неконтролируемого расширения внутренней организаци­онной структуры банка» за счет управления средней ценой банков­ских операций на основе средней стоимости активных и пассивных операций.

На этом уровне финансового менеджмента решаются задачи управления активами и пассивами, для чего необходимы модель банковского портфеля финансовых ресурсов (привлечения и раз­мещения) и определение нормативов объемных показателей деятель­ности продуктовых (линейно-операционных) подразделений банка.

Наконец, на уровне финансового менеджмента подразделений бан­ка решаются задачи оптимизации банковских бизнес-операций по различным финансовым критериям.

Наличие как минимум трех уровней управления финансовой деятельностью в банке позволяет корректно обосновывать и кон­кретно формулировать (формализовать и выражать количественно) цели и задачи финансовой деятельности банков и их подразделений.

Непременным условием создания централизованной системы управления финансами банка является разработка методической базы решения задач менеджмента финансов банка и затем на ее основе — решения организационных вопросов формирования рациональной структуры финансовой службы банка.






Похожие:

Организация финансового менеджмента в коммерческом банке iconФинансовый менеджмент в коммерческом банке
Финансовый менеджмент охватывает управление движением денежного продукта, его формированием и размещением в соответствии с целями...
Организация финансового менеджмента в коммерческом банке icon1. Изучите систему финансового менеджмента в известной Вам
Попытайтесь определить, есть ли в фирме подразделения, частично или полностью дублирующие деятельность друг друга в рамках финансового...
Организация финансового менеджмента в коммерческом банке icon«Теоретические основы финансового менеджмента»
Характеристика семи этапов становления и развития финансового менеджмента (с 1930 г до настоящего времени)
Организация финансового менеджмента в коммерческом банке iconПеречень педагогических контрольных материалов
Понятие финансового менеджмента, его функции и задачи. Роль финансового менеджмента в современных условиях
Организация финансового менеджмента в коммерческом банке icon1: Сущность финансового менеджмента
Особенности финансового менеджмента на предприятиях различных организационно-правовых форм
Организация финансового менеджмента в коммерческом банке iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Финансовый менеджмент» для студентов...
Базовые концепции финансового менеджмента, прогнозно-аналитические методы и приемы финансового менеджмента
Организация финансового менеджмента в коммерческом банке iconПредмет, задачи, базовые понятия финансового менеджмента
Терминология и базовые понятия финансового менеджмента. Базовые концепции финансового менеджмента
Организация финансового менеджмента в коммерческом банке iconФм представляет собой науку, позволяющую ответить на вопросы о том,...
Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления организацией. Принципы финансового менеджмента. Цели и задачи...
Организация финансового менеджмента в коммерческом банке iconОсновы финансового менеджмента
Общая схема и основные задачи управления финансами предприятий (фирм) § Цели и инструменты финансового менеджмента § Государственное...
Организация финансового менеджмента в коммерческом банке icon«Финансовый менеджмент.»
Финансовый механизм. Сущность финансового менеджмента. Основные цели, функции, задачи и методы финансового менеджмента
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница