Республики Беларусь в обращение были выпущены ряд монет, в том числе: серебряные монеты "Полацк. Ганзейскі саюз" номиналом 20 рублей, тиражом до 7000 шт


Скачать 228.92 Kb.
НазваниеРеспублики Беларусь в обращение были выпущены ряд монет, в том числе: серебряные монеты "Полацк. Ганзейскі саюз" номиналом 20 рублей, тиражом до 7000 шт
Дата публикации15.03.2013
Размер228.92 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Банк > Документы
Республики Беларусь» в обращение были выпущены ряд монет, в том числе: серебряные монеты "Полацк. Ганзейскі саюз" номиналом 20 рублей, тиражом до 7000 шт., "Арабскі танец" серии "Магія танца" номиналом 20 рублей, тиражом до 6000 шт., золотую монету "Вожык" номиналом 50 рублей, тиражом 1000 шт.

Выпущенные в обращение монеты являются законным платежным средством Республики Беларусь и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей без всяких ограничений.

Памятные монеты являются монетами специальных чеканов, при изготовлении которых используются драгоценные и недрагоценные металлы, применяются сложные технологии чеканки и методы художественного оформления, придающие им специфические свойства и позволяющие обращаться как в качестве законного платежного средства, так и в качестве предметов коллекционирования, что дает возможность устанавливать на них цены, отличные от номинала.

Эмиссия денег - это выпуск денег в обращение. Исключительным правом эмиссии денег в соответствии с Конституцией (ст. 136) и БК (ст. 7, 28) обладает Нацбанк. Эмиссия денег осуществляется в форме выпуска в обращение безналичных и наличных (банкнот и монет) денег путем:

- краткосрочного (до 1 года) рефинансирования банков в целях поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь и устойчивости денежного обращения;

- покупки Нацбанком свободно обращающихся на денежном рынке государственных ценных бумаг;

- осуществление операций на внутреннем и внешнем денежных рынках, направленных на увеличение государственных золотовалютных резервов.

Эмиссия денег для долгосрочного (свыше 1 года) рефинансирования банков запрещена.

Объёмы совокупной эмиссии безналичных денег, банкнот и монет определяются и регулируются исключительно Нацбанком при утверждении и реализации Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Ограничение обращения белорусского рубля на территории Республики Беларусь не допускается. Выпуск в обращение других денежных единиц на территории Республики Беларусь запрещён.

Порядок установления валютного курса - это совокупность правил установления курса национальной валюты (белорусского рубля) по отношению к иностранным валютам и порядок обмена национальной валюты на иностранную валюту.

В соответствии со ст. 33 БК Нацбанк устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к иностранным валютам. Порядок установления официального курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам определен постановлением Правления Нацбанка от 20 августа 2001 г. № 208 « О порядке установления официального курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам».

Официальный курс белорусского рубля устанавливается по отношению к иностранным валютам, входящим в одну из следующих групп:

- свободно конвертируемые иностранные валюты (австралийский доллар, фунт стерлингов, форинт, датская крона, доллар США, евро, СДР и некоторые другие);

- ограниченно конвертируемые иностранные валюты (азербайджанский манат, алжирский динар, армянский драм, болгарский лев, российский рубль, украинская гривна и многие другие).

Официальный курс белорусского рубля к российскому рублю и к доллару США устанавливается по результатам фиксинга по российскому рублю и доллару США на торгах, проводимых открытым акционерным обществом "Белорусская валютно-фондовая биржа".

В случае отсутствия торгов по этим валютам официальные курсы белорусского рубля по отношению к ним рассчитываются и устанавливаются на основании информации об их котировках на международных финансовых рынках.

Официальный курс белорусского рубля к другим иностранным валютам определяется на основании кросс-курса доллара США к этим валютам.

Кросс-курс доллара США к иностранным валютам рассчитываются с использованием сведений, представляемых центральными банками государств в Нацбанк, или информации агентств "Рейтер" или "Блумберг".

Официальный курс белорусского рубля по отношению к иностранным валютам доводится до заинтересованных органов согласно списку на рассылку сообщений Нацбанка об установленном официальном курсе белорусского рубля к иностранным валютам.

Официальный курс устанавливается без обязательства Нацбанка покупать или продавать котируемые иностранные валюты по этим курсам.
^ 3. Правовые основы наличного денежного обращения

Денежное обращение - движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные расчеты и платежи.

В соответствии со ст. 30 БК Нацбанк в области денежного обращения устанавливает:

порядок ведения кассовых операций, порядок работы банков с денежной наличностью, формы отчетности о работе банков с денежной наличностью и сроки ее представления;

- порядок, в том числе размер, расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями;

правила хранения, инкассации и перевозки денежной наличности и других ценностей;

правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;

правила определения признаков платежности наличных денег, порядок замены ветхих и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения.

Наличный денежный оборот регулируется как часть всего денежного оборота, организация которого имеет важное общегосударственное значение т.к. от этого зависит размер находящейся в обращении денежной массы, скорость ее обращения, безопасность национальной денежной системы.

Наличное денежное обращение - это непрерывное движение денежных знаков (банкнот, монет), выполняющих функции средства обращения и платежа, опосредующих отношения производителей и потребителей товаров (работ, услуг), а также должников и кредиторов по нетоварным платежам.

В соответствий со ст. 29 БК Нацбанк обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, хранение неэмитированных денежных знаков, а также хранение и при необходимости подтверждение подлинности банкнот и монет, уничтожение печатных форм, штампов и изъятых из обращения денежных знаков.

Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Нацбанком, являются единственным законным платежным средством на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Они являются безусловным обязательством Нацбанка и обеспечиваются всеми его активами, обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады (депозиты) и для перевода на всей территории Республики Беларусь.

Ветхие и поврежденные денежные знаки обмениваются Нацбанком без ограничений в соответствии с установленными им правилами.

Наличное денежное обращение на территории Республики Беларусь регламентируется БК, Указом Президента Республики Беларусь «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» от 29 июня 2000 г. № 359 (далее - Указ № 359) и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

В соответствии со ст. 26, 31 БК Нацбанком разработаны и утверждены: «Инструкция об организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь» (пост. Правления Нацбанка № 112 от 30. 03.2011г. (далее -Инструкция № 112)); Инструкция о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь (пост. Правления Нацбанка от 29.03.2011 г. № 107 (далее - Инструкция № 107)). Эти акты обязательны для выполнения структурными подразделениями Нацбанка, банками и определяют порядок их работы с наличными деньгами.

Нацбанк, банки при наличии специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности в части расчетного и (или) кассового обслуживания физических и (или) юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, и отсутствии ограничений, установленных законодательством, осуществляют прием наличных денег в соответствии с законодательством от:

- юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов для зачисления выручки на текущие (расчетные) и иные банковские счета, открываемые в порядке, установленном законодательством;

- юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов для зачисления на текущие (расчетные) и иные банковские счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, получателей средств - в порядке, установленном законодательством;

- частных унитарных предприятий, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов для пополнения их текущих (расчетных) банковских счетов;

- физических лиц по платежам, вытекающим из гражданско-правовых отношений, налогам, сборам (пошлинам), штрафам для зачисления на текущие (расчетные) и иные банковские счета юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов, открываемые в порядке, установленном законодательством, а также в виде взносов общественным организациям (объединениям). Платежи могут производиться как на основании соответствующего договора между банком и получателем денежных средств, так и при отсутствии договора в соответствии с законодательством.

Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, сборов (пошлин), страховых платежей, могут сдаваться лицами, уполномоченными согласно законодательству взимать такие платежи, непосредственно в Национальный банк, банки или организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь как на основании соответствующего договора между Нацбанком, банком (далее - обслуживающие банки (банки)) и получателем денежных средств, так и при отсутствии договора в соответствии с законодательством.

Обслуживающие банки выдают юридическим лицам, их подразделениям, индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам (далее -обслуживаемым субъектам) наличные деньги на цели, предусмотренные законодательством. Они осуществляют контроль за поступлением и выдачей наличных денег для чего самостоятельно определяют перечень сведений (документов), представляемых в банк.

При приеме и выдаче наличных денег банки осуществляют контроль за соблюдением установленных законодательством порядка и размера указанных расчетов наличными деньгами с учетом требований Инструкции № 107.

По результатам контроля за поступлением и выдачей наличных денег в случае возникновения подозрений в том, что финансовые операции совершаются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, банки заполняют специальные формуляры регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю в соответствии с законодательством.

В целях рационального использования текущих поступлений наличных денег банки (по решению руководителя или лица, им уполномоченного) могут запрашивать у обслуживаемых субъектов, открывших текущие (расчетные) банковские счета, сведения об установленных сроках сдачи выручки, размерах выручки, планируемой для сдачи в банк, а также сведения об изменении сроков сдачи выручки и ее размеров. Указанные сведения представляются в порядке и сроки, определенные договором между обслуживаемым лицом и обслуживающим банком.

Выдача наличных денег из касс обслуживающих банков на оплату труда, выплату стипендий, пенсий, пособий, алиментов производится в соответствии с законодательством в сроки, определяемые договорами с обслуживаемым и субъектами. Банки определяют в договоре конкретные сроки выдачи наличных денег на указанные цели на основании копий либо выписок из коллективных договоров (соглашений), трудовых договоров (контрактов), иных документов с целью рационального регулирования кассовых ресурсов и распределения нагрузки на кассовых работников.

Обслуживаемые субъекты, получающие в банках наличные деньги, представляют им копии либо выписки из коллективных договоров (соглашений), трудовых договоров (контрактов), иных документов с указанием сроков оплаты труда, выплаты стипендий, пенсий, пособий, алиментов при открытии текущих (расчетных) банковских счетов или изменении сроков выплат. Сведения о размерах указанных выплат представляются (по решению руководителя обслуживающего банка или лица, им уполномоченного) в порядке и сроки, определяемые договором.

Сведения о сроках выплаты доходов индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов представляются по решению руководителя обслуживающего банка или лица, им уполномоченного.

Если в коллективном договоре (соглашении), трудовом договоре (контракте), ином документе сроки оплаты труда, выплаты стипендий, пенсий, пособий, алиментов определены не в один, а в несколько дней, обслуживающий банк по письменному согласию обслуживаемого субъекта может устанавливать конкретный (один) день, определяя, таким образом, первый день предусмотренных выплат по каждому сроку получения наличных денег в банке на эти цели (за первую, за вторую половину месяца и другие сроки).

Выдача наличных денег на указанные цели по срокам, приходящимся на пятницу, субботу и воскресенье, может производиться начиная с четверга, по срокам, приходящимся на праздничные и предпраздничные дни - не более чем за три рабочих дня до их наступления. Если выходные дни обслуживаемых субъектов не совпадают с общеустановленными, выдача наличных денег производится накануне выходных дней этих субъектов.

Исходным пунктом движения наличных денежных средств является получение в кассы субъектов хозяйствования банкнот и монет, являющихся законным платежным средством на территории Республики Беларусь за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги, т.е. выручки (все наличные деньги, поступившие в кассу юридического лица,

подразделения, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, за исключением наличных денег, полученных в обслуживающем банке по чеку из чековой книжки для получения наличных денег в соответствии с Инструкцией по использованию чековой книжки для получения наличных денег, утвержденной пост. Правления Нацбанка от 8 апреля 2003 г. N 72 (далее - чек), и возврата наличных денег, ранее выданных на командировочные расходы, расчеты, осуществляемые между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями, и выплаты, входящие в состав фонда заработной платы).

Касса представляет собой помещение или место приема, выдачи, хранения наличных денег, кассовых документов, где осуществляются кассовые операции - операции юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов между собой, с банком и (или) с физическими лицами, которые связаны с приемом в кассу и (или) выдачей из кассы наличных денег с отражением этих операций в соответствующих книгах учета, а также хранение наличных денег.

Выручка сдается указанными субъектами, открывшими текущий (расчетный) банковский счет, в обслуживающий банк в течение времени, установленного банком для их обслуживания, а также иной банк, работникам службы инкассации либо организацию Министерства связи и информатизации Республики Беларусь.

Наличные деньги, поступившие в кассы юридических лиц, подразделений, индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам в качестве возврата наличных денег, ранее полученных по чеку в обслуживающих банках и выданных на командировочные расходы, расчеты, осуществляемые между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями, и оплату труда, расходуются ими на те цели, на которые были получены по чеку в обслуживающих банках.

В соответствии с п. 4. Указа № 359 расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь осуществляются в белорусских рублях наличными денежными средствами в порядке, в том числе размерах, определяемых Нацбанком.

Величина размера потребности в разменных наличных деньгах на одно рабочее место кассира, уполномоченное лицо устанавливается для обеспечения бесперебойного функционирования с учетом необходимости ускорения оборачиваемости и своевременного поступления наличных денег в банки, обеспечения сохранности, а также специфики работы (розничная торговля, общественное питание, услуги и т.п.) обслуживаемого субъекта.

Кассовые операции по приему и выдаче наличных денег оформляются по формам первичных учетных документов, установленным в соответствии с законодательством. Прием наличных денег лицами, имеющими право не использовать кассовое оборудование, платежные терминалы, осуществляется по приходным кассовым ордерам и (или) другим приходным документам в соответствии с законодательством.

При приеме наличных денег кассиры (лица, на которых возложены обязанности кассира), индивидуальные предприниматели, частные нотариусы обязаны проверять их подлинность и платежность, руководствуясь требованиями законодательства (Инструкция о порядке определения платежности и обмена банкнот Национального банка Республики Беларусь, утв. пост. Правления Нацбанка от 6 июня 2011 г. N 211), справочной и методической литературой по определению подлинности денежных знаков, официальными материалами и оперативной информацией органов внутренних дел.

Прием наличных денег при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр с использованием кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов осуществляется в соответствии с законодательством.

Прием наличных денег субъектами, имеющими право не использовать кассовое оборудование, платежные терминалы, осуществляется по приходным кассовым ордерам и (или) другим приходным документам в соответствии с законодательством.

Некоммерческие организации в соответствии с законодательством принимают в кассу наличные деньги по приходным кассовым ордерам и (или) другим приходным документам либо по ведомостям с приложением приходного кассового ордера на общую сумму принятых наличных денег по ведомости (ведомостям) без составления приходного кассового ордера на каждого вносителя наличных денег. Ведомость оформляется аналогично платежной ведомости (п. 25 Инструкции № 107).

Все поступления и выдачи наличных денег юридические лица отражают в кассовой книге, за исключением лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения и ведущих учет в книге учета доходов и расходов.

Необходимость ведения кассовой книги подразделениями юридического лица, индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом определяется руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем, частным нотариусом.

Основанием для записей в кассовую книгу являются оформленные в соответствии с законодательством приходные и расходные кассовые документы, указанные в п. 46 Инструкции № 107, другие документы, применяемые банками для оформления операций приема наличных денег в соответствии с локальными нормативными правовыми актами банков.

Кассовая книга должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью юридического лица, количество листов в которой заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера.

Каждый лист кассовой книги состоит из двух равных частей. Неотрывная часть листа (с горизонтальной линовкой) как первый экземпляр остается в кассовой книге. Отрывная часть листа (без горизонтальной линовки) является

вторым экземпляром и заполняется с лицевой и оборотной стороны через копировальную бумагу. Вторые экземпляры листов служат отчетом кассира.

Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.

Подчистки и незаверенные исправления в кассовой книге не допускаются. Исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера или лица, его заменяющего.

На каждом листе кассовой книги проставляются дата и остаток наличных денег в кассе за предыдущий день (период).

Записи в кассовую книгу осуществляется кассиром сразу после получения или выдачи наличных денег отдельно по каждому ордеру.

Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег по кассе на конец дня и передает в бухгалтерскую службу в качестве отчета кассира второй отрывной экземпляр листа кассовой книги с приложенными приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Записи в кассовой книге ведутся до полного использования листов кассовой книги.

Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями за товары (работы, услуги), а также по иным обязательственным правоотношениям осуществляются на территории Республики Беларусь в порядке и размерах, установленных Инструкцией № 107.

Расчеты осуществляются при соблюдении очередности платежей, установленной п. 2 порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом № 359.

Юридическое лицо, его обособленное подразделение, индивидуальный предприниматель (независимо от наличия у него текущего (расчетного) банковского счета) осуществляет расчеты наличными деньгами с другими юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь, в том числе путем внесения наличных денег непосредственно в кассы банков с последующим зачислением их на текущие (расчетные) банковские счета получателей, в общей сумме не более 300 базовых величин на протяжении одного дня (далее - предельно допустимый размер расчетов), за исключением случаев, указанных в Инструкции № 107.

Количество юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, с которыми юридическое лицо, его обособленное подразделение, индивидуальный предприниматель проводят расчеты наличными деньгами в общей сумме не более 300 базовых величин на протяжении одного дня, не ограничивается.

Расчеты наличными деньгами по платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды осуществляются без ограничения размеров, как для плательщика, так и для получателя.

Прием наличных денег в сумме не более 300 базовых величин по каждому платежу проводят юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели:

- осуществляющие выставочную деятельность, - за оказываемые ими услуги (кроме оплаты аренды площадей);

- осуществляющие через магазины-склады оптовую торговлю, а также юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю, - за приобретаемые у них товары;

- реализующие топливо и оказывающие услуги, непосредственно связанные с международными автомобильными перевозками, - за топливо и услуги, включенные в перечень услуг согласно приложению 4 к Инструкции № 107, а также органы управления рынками - за оказываемые ими услуги в соответствии с п. 15 Правил торговли на рынках Республики Беларусь (кроме оплаты аренды торгового места).

Для получателей, принятые деньги, в фактический размер расчетов наличными деньгами (далее - фактический размер расчетов) не включаются. При проведении иных расчетов наличными деньгами, не перечисленных выше они обязаны соблюдать предельно допустимый размер расчетов, за исключением расчетов, указанных в п. 75 Инструкции № 107.

Банки выдают наличные деньги на расчеты между вышеуказанными лицами в размере не более 300 базовых величин в течение одного дня каждому юридическому лицу, обособленному подразделению, индивидуальному предпринимателю, открывшим текущие (расчетные) счета.
^ 4. Правовые основы безналичных расчетов

Между наличным и безналичным денежным обращением существует тесная взаимосвязь. Денежные средства постоянно переходят из одной формы обращения в другую. Расчеты могут проводиться в безналичной или наличной форме.

В соответствии с п. 2 ст. 775 ГК расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, проводятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут проводиться также наличными деньгами в случаях, предусмотренных законодательством (рассмотрены в пп. 13.3 настоящей темы).

Под расчетами в безналичной форме понимаются расчеты между физическими и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, его (ее) филиал (отделение) в безналичном порядке в виде банковского перевода, аккредитива, инкассо (ст. 231 БК).

Основными условиями проведения безналичных расчетов являются: - наличие банковского счета у участников безналичных расчетов, при самостоятельности выбора банка для его открытия;

- договорная основа ведения счетов и осуществления расчетов;

- свобода выбора форм платежных инструкций при заключении договора. Наличие банковского счета - это единственная возможность

осуществления безналичных расчетов, поскольку они совершаются путем записи по счетам без использования наличных денег.

Порядок открытия и ведения банковских счетов урегулирован гл. 22 БК и постановлением Правления Нацбанка от 3 апреля 2009 г. № 40 «Об открытии банковских счетов».

Расчеты в безналичной форме в виде банковского перевода урегулированы нормами гл. 24 БК и Инструкции о банковском переводе, утв. постановлением Правления Нацбанка от 29 марта 2001 г. № 66 (далее - Инструкция № 66).

Банковский перевод - последовательность операций, начинающаяся с выдачи инициатором платежа платежных инструкций, в соответствии с которыми один банк (банк-отправитель) осуществляет перевод денежных средств за счет плательщика в другой банк (банк-получатель) в пользу лица, указанного в платежных инструкциях (бенефициара). Банковский перевод завершается акцептом банком-получателем платежного поручения банка-отправителя. Если расчеты между плательщиком и бенефициаром осуществляются в одном банке, то банк-отправитель и банк-получатель совпадают в одном лице.

Если банковский перевод осуществляется от имени банка, то банк является плательщиком по банковскому переводу, а если - в пользу банка, то банк является бенефициаром (взыскателем) по банковскому переводу.

Эти операции проводятся на основании платежных инструкций, выдаваемых посредством:

представления расчетных документов (платежного поручения, платежного требования, платежного требования-поручения);

использования платежных инструментов при осуществлении соответствующих операций (чека, банковской пластиковой карточки, других инструментов);

- представления и использования иных документов и инструментов в случаях, предусмотренных Нацбанком.

Расчеты в безналичной форме в виде банковского перевода могут быть проведены также на основании договора между банком и клиентом, содержащего сведения, необходимые для осуществления банковского перевода.

В соответствии со ст. 233 БК платежные инструкции клиента могут быть выданы в письменной форме или с использованием систем дистанционного банковского обслуживания, в том числе в форме электронного документа. Они оформляются на белорусском или русском языке, за исключением случаев, предусмотренных Инструкцией № 66.

Платежная инструкция, выданная в письменной форме, должна содержать все необходимые при её надлежащем оформлении реквизиты и по иным признакам соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь.

Требования к платежным инструкциям в форме электронных документов установлены Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «Об электронном документе» и Инструкцией № 66.

Платежные инструкции подлежат исполнению не позднее банковского дня, следующего за днем их поступления в банк, если иное не предусмотрено БК, иным законодательством Республики Беларусь или договором. Банки обязаны акцептовать платежные инструкции, срок исполнения которых наступит в будущем, а также платежные инструкции, исполнение которых обусловлено наступлением каких-либо обстоятельств (событий) в будущем, в случае, если возможность осуществления таких операций предусмотрена правилами, установленными банками.

В соответствии с действующим законодательством при осуществлении безналичных расчетов в виде банковского перевода применяются следующие виды расчетных документов и платежных инструментов:

платежное поручение;

платежное требование;

платежный ордер;

аккредитив;

инкассо;

чек;

банковская платёжная карточка; Платежное поручение является платежной инструкцией, согласно которой один банк (банк-отправитель) по поручению клиента (плательщика) осуществляет за вознаграждение перевод денежных средств в другой банк (банк-получатель) лицу, указанному в поручении (бенефициару). Если счета плательщика и бенефициара открыты в одном банке, то денежные средства списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя, с представлением ему документов, подтверждающих зачисление денежных средств на его счет.

Данная инструкция используется для самого широкого круга расчетных операций, в том числе и в расчетах с бюджетом. Платежное поручение принимается к исполнению только при наличии средств на счете плательщика, если иное не предусмотрено договором между плательщиком и банком.

Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование бенефициара (взыскателя) к плательщику об уплате определенной суммы денежных средств через банк (ст. 252 БК).

Платежные требования применяются при осуществлении внутренних банковских переводов денежных средств, а при наличии международных договоров (соглашений) - и при осуществлении международных переводов.

При проведении дебетовых переводов посредством платежных требований используется акцептная (с предварительного согласия плательщика, выраженного в форме заявления на акцепт и содержащее инструкции банку-отправителю исполнить платежное требование в день его поступления) или безакцептная (списание денежных средств со счета плательщика без его согласия в бесспорном порядке) форма расчетов.

Форма расчетов посредством платежных требований с акцептом используется при расчетах за отгруженные (отпущенные) товары (работы, услуги), в иных случаях - по усмотрению сторон и устанавливается в договоре между бенефициаром и плательщиком.

Бесспорный порядок означает списание денежных средств со счета плательщика без его согласия в соответствии с платежными инструкциями взыскателя на основании исполнительных документов в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь (п. 85 Инструкции № 66). Списание средств в бесспорном порядке допускается со счетов плательщика, предназначенных для учета денежных средств, которыми он вправе распоряжаться, в случае, если это не противоречит режиму счета, установленному законодательными актами Республики Беларусь.

Случаи и порядок указания в платежных требованиях на взыскание платежей в бюджет, государственные целевые внебюджетные фонды учетных номеров плательщиков определяются законодательством Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 253 БК платежный ордер является платежной инструкцией, оформленной банком при осуществлении перевода денежных средств в белорусских рублях и иностранной валюте от своего имени и за свой счет, от своего имени, но по поручению и за счет клиента или от имени и за счет клиента. Случаи оформления банковского перевода платежным ордером устанавливаются Нацбанком, а также договором между банком и клиентом.

Расчеты в безналичной форме в виде аккредитива урегулированы ст. 254 -266 БК.

В соответствии со ст. 254 БК аккредитив - обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента-приказодателя (банк-эмитент), должен осуществить платеж получателю денежных средств (бенефициару) либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) осуществить такой платеж либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, если соблюдены все условия аккредитива. Аккредитив может исполняться посредством платежа по предъявлении, платежа с отсрочкой, акцепта и оплаты или учета переводного векселя.

Аккредитив представляет собой самостоятельное обязательство по отношению к обязательствам, вытекающим из договора купли-продажи или иного договора, в котором предусмотрена эта форма расчетов. Для банков условия таких договоров не являются обязательными.

Аккредитив может быть безотзывным, подтвержденным, переводным, резервным.

Инкассо как вид безналичной формы расчетов урегулирован ст. 267 - 271 БК. Особенности обращения документов и отдельных видов инкассо определяются нормативными правовыми актами Нацбанка. Отдельные виды инкассо, основанные на налоговых, бюджетных, административных и других отношениях, регулируются настоящим Кодексом, если иное не предусмотрено специальным законодательством Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 267 БК под инкассо понимается осуществление банками операций с документами на основании полученных инструкций клиента, в результате которых плательщику передаются финансовые документы, не сопровождаемые коммерческими документами (чистое инкассо), либо финансовые документы, сопровождаемые коммерческими документами, либо только коммерческие документы (документарное инкассо) в целях получения платежа и (или) акцепта платежа или на других условиях.

Под финансовыми документами понимаются векселя, чеки и иные используемые для получения платежа документы, выписанные в целях исполнения обязательств в денежной форме.

В соответствии со ст. 272 БК чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя осуществить платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Плательщиком по чеку может быть только банк, где чекодатель имеет денежные средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. При этом отзыв чека до истечения срока для его предъявления не допускается.

Проведение расчетов посредством чеков урегулировано Инструкцией о порядке проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков, утв. постановлением Правления Нацбанка от 30 марта 2005 г. №43.

Банковская платёжная карточка - платежный инструмент, обеспечивающий доступ к банковскому счету, счетам по учету банковских вкладов (депозитов), кредитов физического или юридического лица для получения наличных денежных средств и осуществления расчетов в безналичной форме, а также обеспечивающий проведение иных операций в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Выпуск в обращение (эмиссия) банковских платежных карточек, расчетное и (или) кассовое обслуживание физических и (или) юридических лиц при использовании банковских платежных карточек и (или) их реквизитов (эквайринг) проводятся банком на основании лицензии на осуществление банковской деятельности.

Похожие:

Республики Беларусь в обращение были выпущены ряд монет, в том числе: серебряные монеты \"Полацк. Ганзейскі саюз\" номиналом 20 рублей, тиражом до 7000 шт iconИстория чеканки монет США
Сша в 1792 году. Согласно нему, монетный двор мог чеканить золотые монеты номиналом в $2,5, $5 и $10. Первые золотые монеты были...
Республики Беларусь в обращение были выпущены ряд монет, в том числе: серебряные монеты \"Полацк. Ганзейскі саюз\" номиналом 20 рублей, тиражом до 7000 шт iconПоследние обиходные монеты СССР
Новые монеты находились в обращении около года. Впервые выпущены монеты регулярного чекана достоинством 5 и 10 рублей. Этот набор...
Республики Беларусь в обращение были выпущены ряд монет, в том числе: серебряные монеты \"Полацк. Ганзейскі саюз\" номиналом 20 рублей, тиражом до 7000 шт iconМассачусетские деньги
Джону Халлу и Роберту Сандерсону наладить чеканку монет для нужд колонии. В 1652 году в Бостоне был построен первый в Америке монетный...
Республики Беларусь в обращение были выпущены ряд монет, в том числе: серебряные монеты \"Полацк. Ганзейскі саюз\" номиналом 20 рублей, тиражом до 7000 шт iconНаличное денежное обращение на территории Респуб­лики Беларусь регламентируется...
Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2011 г. №107, Инструкцией об организации наличного де­нежного обращения в Республике...
Республики Беларусь в обращение были выпущены ряд монет, в том числе: серебряные монеты \"Полацк. Ганзейскі саюз\" номиналом 20 рублей, тиражом до 7000 шт iconОб утверждении Инструкции о порядке взаимодействия государственных...
Постановление министерства юстиции республики беларусь, министерства внутренних дел республики беларусь, министерства труда и социальной...
Республики Беларусь в обращение были выпущены ряд монет, в том числе: серебряные монеты \"Полацк. Ганзейскі саюз\" номиналом 20 рублей, тиражом до 7000 шт iconЧеканка монет с развитием товарно-денежных отношений необходимость...
Сначала монеты были изготовлены из раковин каури – округлые и плоские пластины. На них писались надписи, прославляющие богов. Такие...
Республики Беларусь в обращение были выпущены ряд монет, в том числе: серебряные монеты \"Полацк. Ганзейскі саюз\" номиналом 20 рублей, тиражом до 7000 шт iconПравления национального банка республики беларусь
Об утверждении Инструкции о порядке продажи памятных монет Национального банка Республики Беларусь и футляров к ним
Республики Беларусь в обращение были выпущены ряд монет, в том числе: серебряные монеты \"Полацк. Ганзейскі саюз\" номиналом 20 рублей, тиражом до 7000 шт iconРеспублики беларусь
Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, руководствуясь статьями 14 16 Закона Республики Беларусь "О хозяйственных...
Республики Беларусь в обращение были выпущены ряд монет, в том числе: серебряные монеты \"Полацк. Ганзейскі саюз\" номиналом 20 рублей, тиражом до 7000 шт iconВ совет Министров Республики Беларусь
Беларусь, в ответ на предложения Министерства здравоохранения Республики Беларусь принять участие в обсуждении проекта Закона Республики...
Республики Беларусь в обращение были выпущены ряд монет, в том числе: серебряные монеты \"Полацк. Ганзейскі саюз\" номиналом 20 рублей, тиражом до 7000 шт iconРедкие и раритетные монеты современной России
Раритетность некоторых монет заключается в том, что в определенные года тираж был минимальный, и как следствие – резкое увеличение...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница