Практикум по курсу биологии Астана -2011


НазваниеПрактикум по курсу биологии Астана -2011
страница1/5
Дата публикации25.03.2013
Размер0.52 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5


Гуманитарно-юридический колледж КазГЮУ

Библиотека методического кабинета

гуманитарно-юридического колледжа КазГЮУ


Серия «Опыт и новаторство»

Практикум

по курсу биологии

Астана -2011


Елеусизова Раушан Хасеновна

Гуманитарно-юридический колледж КазГЮУ

Биология: практикум , Астана, 2011 г.- 46 стр.

Данный практикум предназначен для самостоятельной работы учащихся по курсу «Биология». В данном пособии собран практический материал по разделам и темам, изучаемым по курсу биологии, согласно типового плана.


Рассмотрен и утвержден на заседании цикловой комиссии естественно научных дисциплин

Протокол №____от «___» __________20___г.

Председатель цикловой комиссии___________Жумабаева С.К.
Рекомендован решением методического совета гуманитарно-юридического колледжа КазГЮУ

Протокол №____от «___» __________20___г.

Содержание


Пояснительная записка...............................................................................4

Раздел 1. Биология- наука о жизни..........................................................5-7

Раздел 2. Химический состав клетки......................................................8-12

Раздел 3. Обмен веществ и энергии в клетке.......................................12-16

Раздел 4. Основы генетики.......................................................................16-21

Раздел 5. Селекция животных и растений............................................21-25

Раздел 6. Учение о микроэволюции........................................................25-29

Раздел 7. Закономерности и пути развития органического мира.....30-32

Раздел 8. Основы учения о биосфере......................................................32-37

Лабораторная работа №1...........................................................................38

Лабораторная работа №2...........................................................................39

Лабораторная работа №3...........................................................................40

Практическая работа №1...........................................................................41

Практическая работа №2...........................................................................42

Тестовые задания для зачета....................................................................43-45

Литература…………………………………………………………………46

Пояснительная записка.
Оценка достижений результатов образования обучающихся, заявленных в госстандарте предполагает выявление предметных компетентностей, представленных в форме знаний, умений и навыков. Инструментами измерения могут быть учебные задания различного типа.В практикум вошли тестовые задания, проблемные вопросы и задачи, предполагающие выполнение учащимися на репродуктивном, частично-поисковом и творческом уровне.некоторые вопросы не требуют однозначных ответов. Значение таких заданий состоит в выработке у учащихся умений выдвигать гипотезы, аргументировать и выражать собственное мнение. Выполнение этих заданий не затруднит учащегося, но даст возможность осуществить самоконтроль усвоения теории.

Названия и количество разделов соответствует тематическому планированию. Содержание практикума соответствует типовой рабочей программе для средних профессиональных учебных заведений.

^ Раздел 1. « Биология- наука о жизни»

Тесты для самопроверки

  1. Основная задача систематики - изучение:

А) этапов исторического развития организмов;

Б) отношений организмов и окружающей среды;

В) приспособленности организмов к условиям обитания;

Г) организмов и объединение их в группы на основе родства.

2. Какая наука позволяет упорядочить знания о многообразии органического мира:

А) генетика

Б) экология

В) систематика;

Г) морфология.

3. Тела живой и неживой природы имеют сходный набор:

А) белков;

Б) нуклеиновых кислот;

В) химических элементов;

Г) ферментов.

4. Наука, классифицирующая организмы на основе их родства:

А) экология;

Б) систематика;

В) морфология;

Г) палеонтология.

5. Основы систематики органического мира заложил:

А) Ж.-Б. Ламарк

Б) К. Линней

В) Ч.Дарвин

Г) Г.Мендель

6. Закономерности наследования признаков у потомства при скрещивании организмов изучает наука:

А) цитология;

Б) эмбриология;

В) систематика;

Г) генетика.

7. Коллекция семян культурных растений, собранная Н.И.Вавиловым из центров их многообразия и происхождения, имеет большое значение для развития:

А) цитологии

Б) систематики

В) эволюционного учения;

Г) селекции.

8. Близнецовый метод генетики позволяет:

А) найти внешнее сходство сестер и братьев;

Б) изучить особенности строения хромосом;

В) изучить влияние факторов среды на наследственность человека;

Г) установить доминантный характер наследования признаков.

9. Роль хлорофилла в поглощении и преобразовании энергии солнечного света в клетке исследует наука:

А) физиология;

Б) экология;

В) генетика;

Г) селекция.

10. Клеточная и генная инженерия – это направления науки:

А) цитологии;

Б) биотехнологии;

В) генетики;

Г) биохимии.


Выполните задания:


  1. Установите соответствие между определениями:




Уровни организации

Определение

1.Многоклеточный организм- целостная система

2.совокупность организмов одного вида, обитающих на одной территории

3. Любая живая система проявляется на уровне функционирования биологических макромолекул

4.Клетка- структурно-функциональная единица и единица размножения.


  1. Клеточный

  2. Биогеоценозный

  3. Организменный

  4. Популяционно-видовой

  5. Молекулярный




  1. Добавьте пропущенные слова:

  • Ритмичность – это периодические изменения интенсивности ................... функций с различными периодами колебаний (суточные, сезонные).

  • Живые организмы существуют до тех пор пока в них поступает ............ и материя из окружающей среды.

  • Свойство избирательно реагировать на внешние воздействия называется ...................

  • Все живые организмы обладают способностью к .................

  • Способность организма приобретать новые признаки и свойства называется.................




  1. Установите соответствие между методом исследования и ученым, впервые его применившим




Метод исследования

Фамилия ученого

  1. Сравнительный метод

  2. Исторический метод

  3. Экспериментальный

  1. Ф.Бэкон

  2. Ж.Кювье

  3. К.Линней






Ответьте на вопросы:


  1. Почему во время глотания прекращается дыхание? Сделайте глотательное движение. Что вы при этом чувствуете?

  2. Почему водоплавающие птицы часто ныряют в проруби пруда зоопарка в самые сильные морозы?

  3. Однажды в холодный осенний день из Вьетнама в Российский зооцентр прибыл груз – 24 удава. Принимавший животных специалист без опаски рассматривал каждое животное. Таможенники решили, что зоолог загипнотизировал змей, так как животные вели себя спокойно. Дайте правильное объяснение поведению удавов.

  4. На первом году жизни ребенка в его крови наблюдается относительно большое количество лейкоцитов. По мере роста и развития происходит их постепенное снижение. Почему?

  5. Статистические данные показывают, что более 80% раковых заболеваний вызываются факторами окружающей среды. Долевое распределение причин, вызывающих рак следующее: курение – 30%; химические вещества пищи- 35%, неблагоприятные условия работы – 5 %, спиртные напитки – 3%, излучения – 3%, загрязнения воздуха и воды- 2%, другие причины – 5%, причины не связанные с влиянием окружающей среды -17%. Ежегшодно в мире регистрируется 5,9 миллиона новых случаев заболевания раком и умирает 3,4 миллиона больных. Рассчитайте, сколько человек в мире умирает в год от рака, вызванного курением.


^ Раздел 2 «Клетка. Химический состав клетки»

Вариант 1.
Тесты для самопроверки

1.Выберите ответ, в котором перечислены все уровни организации живых организмов:

А) молекулярный, клеточный, биоценотический

Б) организменный, биоценотический, популяционный

В) молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционный, биоценотический

Г) молекулярный, кристаллический, клеточный, тканевый, организменный, популяционный, биоценотический

2. Биологический метод исследования, с помощью которого можно определить сходство и различие организмов:

А) метод наблюдения

Б) исторический метод

В) сравнительный метод

Г) экспериментальный метод

3. Ученый, первый применивший название клетка:

А) Т.Шванн

Б) Д.Менделеев

В) Р.Вихров

Г) Р.Гук

4. Авторами клеточной теории являются:

А) Д.Менделеев и И.Павлов

Б) К.Тимирязев и К.Чистяков

В) Т.Шванн и М.Шлейден

Г) Д.Уотсон и Ф.Крик

5.Вещества, нерастворимые в воде называются:

А) аморфными

Б) гидрофобными

В) гидрофильными

Г) кристаллическими

6. 98% всего содержимого клетки составляют следующие элементы:

А) хлор, железо, калий, магний

Б) железо, углерод, азот, натрий

В) кислород, углерод, азот, водород, йод

Г) кислород, углерод, азот, водород.

7. Роль воды в клетке:

А) вода определяет физические свойства клеток- объем, упругость, служит средой для физиологических и биохимических процессов, источником углерода при фотосинтезе, химическим компонентом, осмо- и терморегулятором

Б) вода не принимает участия в явлениях осмоса

В) вода- носитель генетической информации, определяет свойства и строение организма.

8. Молекула ДНК- это:

А) двойная спираль, построенная из двух полимерных нитей, которые образованы перемежающимися остатками сахара дезоксирибозы и остатка фосфорной кислоты

Б) двойная спираль, построенная из двух полимерных нитей, которые образованы перемежающимися остатками сахара рибозы и остатка фосфорной кислоты

В) одна полимерная цепь, образованная перемежающимися остатками сахара дезоксирибозы и остатка фосфорной кислоты

9. Транскрипцией называют:

А) процесс копирования РНК с ДНК

Б) процесс удвоения молекулы ДНК

В) процесс копирования ДНК с ДНК

10. Ферменты - это белки:

А) выполняющие рецепторную роль

Б) выполняющие защитную функцию

В) выполняющие роль биологических катализаторов
Выполните задания:
1.Установите соответствие между процессом, происходящим в клетке и методом ее изучения:


Процесс

Метод изучения

  1. Движение пластид

  2. Матричный синтез РНК

  3. Фотосинтез

  4. Деление клетки

  5. Плазмолиз и деплазмолиз

А) световая микроскопия

Б) метод меченых атомов



2.Установите соответствие между функцией и органоидом растительной клетки:


Функция органоида

Органоид

  1. Накапливает воду

  2. Синтезирует хлорофилл

  3. Обеспечивает синтез органических веществ

  4. Накапливает органические вещества

  5. Накапливает продукты распада

  6. Синтезирует молекулы АТФ

А) вакуоль

Б) хлоропласт


3. Заполните таблицу:


Функции белков в клетке

Примеры

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)







Вариант 2
Тесты для самопроверки:

1. Вещества, относящиеся к сложным углеводам:

А) глюкоза, манноза, крахмал

Б) крахмал, гликоген, целлюлоза

В) глюкоза, целлюлоза, крахмал

Г) манноза, гликоген, глюкоза

2.Состояние организма, возникающее при длительном отсутствии витаминов в пище:

А) гипервитаминоз

Б) авитаминоз

В) иммунитет

3. Главная функция биомембран:

А) запасающая

Б) барьерная

В) транспортная

4. Основная функция митохондрий:

А) транспортная

Б) осуществление аэробного дыхания

В) синтез углеводов

Г) защитная

5.Органеллы, которые обнаруживаются только в растительных клетках:

А) митохондрии

Б) ядро

В) пластиды

Г)лизосомы.

6. Клетка живая так как…

А) покрыта оболочкой

Б) видна только в микроскоп

В) дышит и питается

Г) называется единицей строения

7. Органоид клетки, отвечающий за ее деление:

А) Комплекс Гольджи Б) митохондрии

В) рибосомы Г) клеточный центр

  1. Хромосомы выполняют функцию:

А) способствуют передвижению клетки Б) место хранения наследственной информации В) участвуют в дыхании Г) синтезируют углеводы

9.В состав какого жизненно важного соединения входит железо:

А) гемоглобина Б) РНК В) ДНК Г) аминокислоты

10.Органическое вещество являющееся строительным материалом

А) жиры Б) белки В) углеводы Г) витамины
Выполните задания:


  1. Установите соответствие между функцией и органоидом клетки:




Выполняемые функции

Органоид

  1. Транспортировка веществ

  2. Поглощение твердых веществ

  3. Синтез пищеварительных ферментов

  4. Синтез жиров и углеводов

  5. Поглощение жидкости

  6. Образование лизосом




А) плазматическая мембрана

Б) аппарат Гольджи




  1. Заполните таблицу:




Функции жиров

примеры

1)

2)

3)

4)

5)







  1. ^ Установите соответствие между группой элементов и их необходимостью в организме:




Группы элементов

Важность элемента

1)Фосфор, хлор, магний, кальций

2)Цинк, селен, хром, йод

3)Кислород, углерод, азот, водород

1) Абсолютно необходимые

2) Макроэлементы

3) Микроэлементы


Ответьте на вопросы:


    1. Какие химические элементы и в каких количествах содержатся в живых клетках?

    2. Какие типы биомолекул характерны для живого и какова их иерархия?

    3. Каковы функции основных типов биомолекул?

    4. В чем заключается особенность функциональной роли ферментов как биологических катализаторов?

    5. Как можно расшифровать теоретическое положение «клетка - это целостная система»?

    6. Каковы строение и функции наружной клеточной оболочки?

    7. Каковы строение и функции рибосом?

    8. Каковы строение и функции митохондрий?

    9. Каковы строение и функции аппарата Гольджи?

    10. Чем отличаются друг от друга клетки прокариот и эукариот?

    11. Каковы особенности вирусов как неклеточных форм жизни?

    12. Каковы строение и функции клеточного центра?

    13. Каковы строение и функции лизосом?

    14. Каковы структура и функции кариалимфы?

    15. Какие заболевания относятся к вирусным заболеваниям человека?


  1   2   3   4   5

Похожие:

Практикум по курсу биологии Астана -2011 iconСборник лекций по курсу биологии Астана -2011
Данный сборник лекций предназначен для учащихся небиологических специальностей. В данном пособии изложен полный материал по строению...
Практикум по курсу биологии Астана -2011 iconПрактикум по теории бухгалтерского учета для студентов специальности 080109. 65
Практикум по теории бухгалтерского учета : Учебное пособие /Н. И. Доррендорф. Новосибирск: ноу впо спбивэсэп,2011. 82 с
Практикум по курсу биологии Астана -2011 iconИнформационные технологии в биологии и химии лабораторный практикум
Рекомендовано умо вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники в качестве учебно-методического...
Практикум по курсу биологии Астана -2011 iconОрный практикум по курсу “ Основы промышленной экологии электрохимических...
...
Практикум по курсу биологии Астана -2011 iconПрактикум к курсу «История русской литературы ХХ века: 1920 1950-е...
Твардовского, К. Симонова и т д Практикум преследует цель дать общую картину развития поэзии 1941-1945 годов и первых послевоенных...
Практикум по курсу биологии Астана -2011 iconТесты по курсу биологии для подготовки к экзамену Часть 1
А. И. Давыдова, И. П. Иванова, С. М. Кузин, В. Ф. Кудинова, Н. Г. Лисатова, Е. С. Машкина, Ю. Д. Оборотистов, Т. Е. Павлова, Т. П....
Практикум по курсу биологии Астана -2011 iconПрактикум для студентов неэкономических специальностей Минск 2011
Практикум содержит вопросы для самостоятельного обучения, тесты, упражнения, вопросы для самоконтроля по экономической теории для...
Практикум по курсу биологии Астана -2011 iconВопросы к экзамену по биологии на i-м курсе фармацевтического
Роль биологии в подготовке провизора в связи с научно-техническим прогрессом в медицине и фармации
Практикум по курсу биологии Астана -2011 iconПрактикум Минск 2011 Тематический план
Белько И. В., Кузьмич К. К. Высшая математика для экономистов. Экспресс-Курс. – М.: 2007
Практикум по курсу биологии Астана -2011 icon2. Теоретические сведения 5 Вопросы для самоконтроля 8
Б 825 Лабораторный практикум по курсу «Информационные технологии в менеджменте» (часть 1)/ А. Н. Борисов; Тула: Тул гос ун-т. 2012....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница