Скачать 0.52 Mb.
|
Гуманитарно-юридический колледж КазГЮУ Библиотека методического кабинета гуманитарно-юридического колледжа КазГЮУ Серия «Опыт и новаторство» Практикум по курсу биологии Астана -2011 Елеусизова Раушан Хасеновна Гуманитарно-юридический колледж КазГЮУ Биология: практикум , Астана, 2011 г.- 46 стр. Данный практикум предназначен для самостоятельной работы учащихся по курсу «Биология». В данном пособии собран практический материал по разделам и темам, изучаемым по курсу биологии, согласно типового плана. Рассмотрен и утвержден на заседании цикловой комиссии естественно научных дисциплин Протокол №____от «___» __________20___г. Председатель цикловой комиссии___________Жумабаева С.К. Рекомендован решением методического совета гуманитарно-юридического колледжа КазГЮУ Протокол №____от «___» __________20___г. Содержание Пояснительная записка...............................................................................4 Раздел 1. Биология- наука о жизни..........................................................5-7 Раздел 2. Химический состав клетки......................................................8-12 Раздел 3. Обмен веществ и энергии в клетке.......................................12-16 Раздел 4. Основы генетики.......................................................................16-21 Раздел 5. Селекция животных и растений............................................21-25 Раздел 6. Учение о микроэволюции........................................................25-29 Раздел 7. Закономерности и пути развития органического мира.....30-32 Раздел 8. Основы учения о биосфере......................................................32-37 Лабораторная работа №1...........................................................................38 Лабораторная работа №2...........................................................................39 Лабораторная работа №3...........................................................................40 Практическая работа №1...........................................................................41 Практическая работа №2...........................................................................42 Тестовые задания для зачета....................................................................43-45 Литература…………………………………………………………………46 Пояснительная записка. Оценка достижений результатов образования обучающихся, заявленных в госстандарте предполагает выявление предметных компетентностей, представленных в форме знаний, умений и навыков. Инструментами измерения могут быть учебные задания различного типа.В практикум вошли тестовые задания, проблемные вопросы и задачи, предполагающие выполнение учащимися на репродуктивном, частично-поисковом и творческом уровне.некоторые вопросы не требуют однозначных ответов. Значение таких заданий состоит в выработке у учащихся умений выдвигать гипотезы, аргументировать и выражать собственное мнение. Выполнение этих заданий не затруднит учащегося, но даст возможность осуществить самоконтроль усвоения теории. Названия и количество разделов соответствует тематическому планированию. Содержание практикума соответствует типовой рабочей программе для средних профессиональных учебных заведений. ^ Тесты для самопроверки
А) этапов исторического развития организмов; Б) отношений организмов и окружающей среды; В) приспособленности организмов к условиям обитания; Г) организмов и объединение их в группы на основе родства. 2. Какая наука позволяет упорядочить знания о многообразии органического мира: А) генетика Б) экология В) систематика; Г) морфология. 3. Тела живой и неживой природы имеют сходный набор: А) белков; Б) нуклеиновых кислот; В) химических элементов; Г) ферментов. 4. Наука, классифицирующая организмы на основе их родства: А) экология; Б) систематика; В) морфология; Г) палеонтология. 5. Основы систематики органического мира заложил: А) Ж.-Б. Ламарк Б) К. Линней В) Ч.Дарвин Г) Г.Мендель 6. Закономерности наследования признаков у потомства при скрещивании организмов изучает наука: А) цитология; Б) эмбриология; В) систематика; Г) генетика. 7. Коллекция семян культурных растений, собранная Н.И.Вавиловым из центров их многообразия и происхождения, имеет большое значение для развития: А) цитологии Б) систематики В) эволюционного учения; Г) селекции. 8. Близнецовый метод генетики позволяет: А) найти внешнее сходство сестер и братьев; Б) изучить особенности строения хромосом; В) изучить влияние факторов среды на наследственность человека; Г) установить доминантный характер наследования признаков. 9. Роль хлорофилла в поглощении и преобразовании энергии солнечного света в клетке исследует наука: А) физиология; Б) экология; В) генетика; Г) селекция. 10. Клеточная и генная инженерия – это направления науки: А) цитологии; Б) биотехнологии; В) генетики; Г) биохимии. Выполните задания:
Ответьте на вопросы:
^ Вариант 1. Тесты для самопроверки 1.Выберите ответ, в котором перечислены все уровни организации живых организмов: А) молекулярный, клеточный, биоценотический Б) организменный, биоценотический, популяционный В) молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционный, биоценотический Г) молекулярный, кристаллический, клеточный, тканевый, организменный, популяционный, биоценотический 2. Биологический метод исследования, с помощью которого можно определить сходство и различие организмов: А) метод наблюдения Б) исторический метод В) сравнительный метод Г) экспериментальный метод 3. Ученый, первый применивший название клетка: А) Т.Шванн Б) Д.Менделеев В) Р.Вихров Г) Р.Гук 4. Авторами клеточной теории являются: А) Д.Менделеев и И.Павлов Б) К.Тимирязев и К.Чистяков В) Т.Шванн и М.Шлейден Г) Д.Уотсон и Ф.Крик 5.Вещества, нерастворимые в воде называются: А) аморфными Б) гидрофобными В) гидрофильными Г) кристаллическими 6. 98% всего содержимого клетки составляют следующие элементы: А) хлор, железо, калий, магний Б) железо, углерод, азот, натрий В) кислород, углерод, азот, водород, йод Г) кислород, углерод, азот, водород. 7. Роль воды в клетке: А) вода определяет физические свойства клеток- объем, упругость, служит средой для физиологических и биохимических процессов, источником углерода при фотосинтезе, химическим компонентом, осмо- и терморегулятором Б) вода не принимает участия в явлениях осмоса В) вода- носитель генетической информации, определяет свойства и строение организма. 8. Молекула ДНК- это: А) двойная спираль, построенная из двух полимерных нитей, которые образованы перемежающимися остатками сахара дезоксирибозы и остатка фосфорной кислоты Б) двойная спираль, построенная из двух полимерных нитей, которые образованы перемежающимися остатками сахара рибозы и остатка фосфорной кислоты В) одна полимерная цепь, образованная перемежающимися остатками сахара дезоксирибозы и остатка фосфорной кислоты 9. Транскрипцией называют: А) процесс копирования РНК с ДНК Б) процесс удвоения молекулы ДНК В) процесс копирования ДНК с ДНК 10. Ферменты - это белки: А) выполняющие рецепторную роль Б) выполняющие защитную функцию В) выполняющие роль биологических катализаторов Выполните задания: 1.Установите соответствие между процессом, происходящим в клетке и методом ее изучения:
2.Установите соответствие между функцией и органоидом растительной клетки:
3. Заполните таблицу:
Вариант 2 Тесты для самопроверки: 1. Вещества, относящиеся к сложным углеводам: А) глюкоза, манноза, крахмал Б) крахмал, гликоген, целлюлоза В) глюкоза, целлюлоза, крахмал Г) манноза, гликоген, глюкоза 2.Состояние организма, возникающее при длительном отсутствии витаминов в пище: А) гипервитаминоз Б) авитаминоз В) иммунитет 3. Главная функция биомембран: А) запасающая Б) барьерная В) транспортная 4. Основная функция митохондрий: А) транспортная Б) осуществление аэробного дыхания В) синтез углеводов Г) защитная 5.Органеллы, которые обнаруживаются только в растительных клетках: А) митохондрии Б) ядро В) пластиды Г)лизосомы. 6. Клетка живая так как… А) покрыта оболочкой Б) видна только в микроскоп В) дышит и питается Г) называется единицей строения 7. Органоид клетки, отвечающий за ее деление: А) Комплекс Гольджи Б) митохондрии В) рибосомы Г) клеточный центр
А) способствуют передвижению клетки Б) место хранения наследственной информации В) участвуют в дыхании Г) синтезируют углеводы 9.В состав какого жизненно важного соединения входит железо: А) гемоглобина Б) РНК В) ДНК Г) аминокислоты 10.Органическое вещество являющееся строительным материалом А) жиры Б) белки В) углеводы Г) витамины Выполните задания:
Ответьте на вопросы:
|
![]() | Сборник лекций по курсу биологии Астана -2011 Данный сборник лекций предназначен для учащихся небиологических специальностей. В данном пособии изложен полный материал по строению... | ![]() | Практикум по теории бухгалтерского учета для студентов специальности 080109. 65 Практикум по теории бухгалтерского учета : Учебное пособие /Н. И. Доррендорф. Новосибирск: ноу впо спбивэсэп,2011. 82 с |
![]() | Информационные технологии в биологии и химии лабораторный практикум Рекомендовано умо вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники в качестве учебно-методического... | ![]() | Орный практикум по курсу “ Основы промышленной экологии электрохимических... ... |
![]() | Практикум к курсу «История русской литературы ХХ века: 1920 1950-е... Твардовского, К. Симонова и т д Практикум преследует цель дать общую картину развития поэзии 1941-1945 годов и первых послевоенных... | ![]() | Тесты по курсу биологии для подготовки к экзамену Часть 1 А. И. Давыдова, И. П. Иванова, С. М. Кузин, В. Ф. Кудинова, Н. Г. Лисатова, Е. С. Машкина, Ю. Д. Оборотистов, Т. Е. Павлова, Т. П.... |
![]() | Практикум для студентов неэкономических специальностей Минск 2011 Практикум содержит вопросы для самостоятельного обучения, тесты, упражнения, вопросы для самоконтроля по экономической теории для... | ![]() | Вопросы к экзамену по биологии на i-м курсе фармацевтического Роль биологии в подготовке провизора в связи с научно-техническим прогрессом в медицине и фармации |
![]() | Практикум Минск 2011 Тематический план Белько И. В., Кузьмич К. К. Высшая математика для экономистов. Экспресс-Курс. – М.: 2007 | ![]() | 2. Вставка диаграмм 15 Вопросы для самоконтроля 16 ... |