Методические указания для студентов к практическому занятию № Тема : Морфология простейших


Скачать 310.32 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов к практическому занятию № Тема : Морфология простейших
страница1/4
Дата публикации24.05.2013
Размер310.32 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Биология > Методические указания
  1   2   3   4

Методические указания для студентов к практическому занятию № 6.



Тема: Морфология простейших.

Цель: Изучение морфологии патогенных простейших в препаратах из патологического материала.
Модуль 1. Морфология и физиология микроорганизмов.

Содержательный модуль 2. Морфология и структура прокариотов и парази-тических одноклеточных эукариотов.

Тема 6: Морфология и структура бактерий, спирохет, актиномицет, грибов и простейших.
Актуальность темы. Простейшие (Protozoa) – это эукариотические одноклеточные организмы, имеющие микроскопические размеры. Патогенные для человека простейшие принадлежат к разным классам: саркодовые (дизентерийная амеба), жгутиковые (лейшмании, лямблии, трихомонады, трипаносомы), споровики (токсоплазма, малярийные плазмодии), реснитчатые (балантидии).

Простейшие широко распространены в природе. Это связано со способностью простейших к быстрому размножению, их маленькими размерами, а также тем, что в неблагоприятных условиях большинство из них образует цисты, которые способны переносить изменения температуры, влажности и др. Для простейших характерен сложный жизненный цикл, иногда со сменой хозяина, как, например, у возбудителя малярии (комар-человек) или токсоплазмоза (кошка-человек).

Простейшие имеют органы движения (жгутики, реснички, псевдоподии), питания (вакуоли), и также у них возможно питание путем фагоцитоза. Размножаются они несколькими путями: простым и множественным делением, половым путем, образованием цист. Поверхность тела простейших покрыта клеточной мембраной. У большинства из них есть внешняя эластическая оболочка – пелликула, выполняющая защитную функцию. Для проникновения в клетку хозяина у простейших имеются специальные приспособления, например у токсоплазм – сложный комплекс органелл – коноид с фибриллами, трихомонады и лямблии имеют специальные присоски.

Для выявления простейших используется микроскопия нативных и окрашенных препаратов из исследуемого материала с применением иммерсионного, фазово-контрастного или люминесцентного микроскопов. Для изучения ультраструктуры используется электронная микроскопия.

При микроскопии препаратов следует учитывать, что каждый из представителей простейших имеет ряд морфологических особенностей, которые зависят не только от вида, но и от стадии развития паразита. Заболевания, вызываемые простейшими, называются протозойными. К ним относят: малярию, лейшманиоз, токсоплазмоз, амебиаз, лямблиоз и др.
Конкретные цели:

  1. Ознакомиться с классификацией патогенных простейших.

  2. Разобрать и изучить схемы жизненных циклов патогенных простейших.

  3. Научиться трактовать морфологические признаки каждого вида.

  4. Сделать выводы о морфологических формах простейших.

  5. Научиться трактовать и анализировать результаты микроскопического исследования патогенных простейших.


Уметь:

  • Проводить микроскопию препаратов патогенных простейших, окрашенных по Романовскому-Гимзе.

  • Анализировать морфологические признаки патогенных простейших.


Теоретические вопросы:

  1. Классификация простейших.

  2. Структура клеток простейших (эукариотов).

  3. Сравнительная характеристика клеточного строения прокариотов и эукариотов.

  4. Методы окраски простейших.

  5. Возможность исследования нативных препаратов для диагностики протозойных инфекций.

  6. Приоритет отечественных ученых в изучении некоторых протозойных инфекций. Работы В.А. Леша, Е.И. Марциновского, П.Ф. Боровского.


Практические задания, которые выполняются на занятии:

  1. Микроскопия демонстрационных препаратов патогенных простейших, окрашенных по Романовскому-Гимзе.

  2. Зарисовка демонстрационных препаратов и схем жизненных циклов патогенных простейших в протокол.

  3. Оформление протокола.


Литература:

1. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология / Учебник для медицинских ВУЗов, Санкт–Петербург «Специальная литература», 1998.–592 с.

2.Тимаков В.Д., Левашев В.С., Борисов Л.Б. Микробиология /Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1983, - 512с.

3. Пяткін К.Д., Кривошеїн Ю.С. Мікробіологія з вірусологією та імунологією. – Київ: Вища школа, 1992. – 431с.

4.Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского. – М.:ГЕОТАР-МЕД,2001.-768с.

5. Циганенко А.Я., Павленко Н.В. Мікробіологія, вірусологія та імунологія /Керівництво до практичних занять для студентів медичних та фармацевтичних ВУЗів, Харків, ХДМУ, 1996. – 272с.

5. Конспект лекции.

Дополнительная литература:

1. Казанцев А.П. Токсоплазмоз. - М.: Медицина, 1985. - 168 с.

2. Епiдемiологiя. / За ред. Синяк К.М. - К.: Здоров’я, 1993. - 460с.

3. Иммунология инфекционного процесса. / Под ред. Покровского В.И., Гордиенко С.П., Литвинова В.И. - М.: Медицина, 1993. - 305 с.

4. Лобан К.М., Полозок Е.С. Малярия. – М.: Медицина, 1983. - 224с.
Краткие методические указания к работе на практическом занятии.

В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию.

Самостоятельная работа состоит из изучения классификации простейших, разбора схем жизненных циклов простейших, патогенных для человека. Затем студенты изучают демонстрационные препараты и зарисовывают их в протокол занятия.

В конце занятия проводится тестовый контроль и анализ конечных результатов самостоятельной роботы каждого студента.
^ Технологическая карта проведения практического занятия.




п/п

Этапы


Время в мин

Способы обучения

Оснащение


Место прове дения

1

Проверка и коррекция исходного уровня подготовки к занятию

20

Тестовые задания исходного уровня

Таблицы, атлас

Учеб ная комна та

2

Самостоятельная работа

35

Граф логической структуры

Иммерсионный микроскоп, препараты патогенных простейших, окрашенные по Романовскому-Гимзе

3

Самостоятельная проверка и коррекция освоения материала

15

Целевые обучающие задания




4

Тестовый контроль

15

Тесты




5

Анализ результатов работы

5








^ Целевые обучающие задания к теме «МОРФОЛОГИЯ ПРОСТЕЙШИХ»:
1. У беременной в мазках крови при микроскопии были обнаружены токсоплазмы. Какие из перечисленных ниже морфологических признаков имеет этот возбудитель в мазках, окрашенных по Романовскому-Гимзе?

A. Округлые клетки с рубиновым ядром, голубой цитоплазмой, красными 5 жгутиками и аксостилем, и ундулирующей мембраной.

B. Удлиненные клетки с 1 жгутиком, 1 ядром и ундулирующей мембраной.

C. Клетки грушевидной формы с 2 ядрами и 4 парами жгутиков.

D. Крупные клетки с 1 ядром, псевдоподиями и поглощенными эритроци-тами.

E. Клетки в форме полумесяца с 1 рубиновым ядром и голубой цитоплазмой.

2. У больного с жалобами на частый жидкий стул и схваткообразными болями в животе в баклаборатории была выделена ^ Entamoeba histolytica. Какая из перечисленных ниже морфологических форм характерна для этого возбудителя в мазках из свежих испражнений?

A. Округлые клетки с 1 ядром и кинетопластом.

B. Удлиненные клетки с 1 жгутиком, 1 ядром и ундулирующей мембраной.

C. Клетки грушевидной формы с 2 ядрами и 8 жгутиками.

D. Крупные клетки с 1 ядром, псевдоподиями и поглощенными эритроци-тами.

E. Клетки в форме полумесяца с 1 ядром.

3. В клинику поступил больной, которому был поставлен предваритель-ный диагноз: малярия, вызванная P.ovale. Какие из перечисленных ниже морфологических признаков имеет этот возбудитель в стадии кольца в мазках, окрашенных по Романовскому-Гимзе?

A. В увеличенных эритроцитах–кольцевидные трофозоиты и зерна Шюфф-нера

B. В увеличенных овальных эритроцитах–вакуоли, окаймленные голубой ци-топлазмой с рубиновыми крупными ядрами и крупные зерна Джеймса.

C. В эритроцитах по 2-3 мелких трофозоита и единичные крупные розово-фиолетовые пятна Мауэра.

D. В лентовидных эритроцитах по 1 кольцевидному трофозоиту.

E. Клетки в форме полумесяца с 1 рубиновым ядром и голубой цитоплазмой.

4. К врачу обратился мужчина 35 лет с мокнущей язвой на правой ноге. Известно, что пациент 2 недели назад вернулся из Африки. При микроскопическом исследовании мазков из отделяемого язвы, окрашенных по Романовскому-Гимзе, обнаружили внутриклеточно расположенные мелкие клетки овальной формы без жгутиков с серовато-голубой цитоплазмой и красно-фиолетовым ядром. Для какого из перечисленных ниже простейших характерна такая морфологическая форма?

А. Plasmodium malariae

В. Leishmania tropica

С. Toxoplasma gondii

D. Trichomonas vaginalis

E. Giardia lamblia

5. При микроскопическом исследовании свежих испражнений больного с жалобами на жидкий стул, вздутие живота, потерю аппетита были обнаружены клетки грушевидной формы с симметрично расположенными 2 ядрами, 2 базальными тельцами, 2 парабазальными тельцами, 2 нитями аксостиля и 4 парами жгутиков. Для какого из перечисленных ниже простейших характерна такая морфологическая форма?

А. Plasmodium malariae

В. Leishmania tropica

С. Toxoplasma gondii

D. Trichomonas vaginalis

E. Giardia lamblia

6. К врачу-инфекционисту обратился пациент с жалобами на сонливость, утомляемость, истощение, лихорадку. Известно, что он недавно был в командировке в Африке. При микроскопии мазков крови, окрашенных по Романовскому-Гимзе, обнаружены клетки удлиненной формы с 1 центральным ядром, 1 жгутиком, отходящим от задней части клетки, и резко выраженной ундулирующей мембраной. Для какого из перечисленных ниже простейших характерна такая морфологическая форма?

А. Trypanosoma brucei

В. Leishmania tropica

С. Toxoplasma gondii

D. Trichomonas vaginalis

E. Giardia lamblia

7. У больного с жалобами на жидкий стул, вздутие живота, потерю аппетита в баклаборатории была выделена ^ Giardia lamblia. Какая из перечисленных ниже морфологических форм характерна для этого возбудителя в мазках из свежих испражнений?

A. Округлые клетки с 1 ядром и кинетопластом.

B. Удлиненные клетки с 1 жгутиком, 1 ядром и ундулирующей мембраной.

C. Клетки грушевидной формы с 2 ядрами и 4 парами жгутиков.

D. Крупные клетки с 1 ядром, псевдоподиями и проглоченными эритроци-тами.

E. Клетки в форме полумесяца с 1 ядром.

8. У больной с клиникой вагинита в баклаборатории при микроскопии были обнаружены трихомонады. Какие из перечисленных ниже морфологи-ческих признаков имеет этот возбудитель в мазках, окрашенных по Романовскому-Гимзе?

A. Округлые клетки с рубиновым ядром, голубой цитоплазмой, красными 5 жгутиками и аксостилем, и ундулирующей мембраной.

B. Удлиненные клетки с 1 жгутиком, 1 ядром и ундулирующей мембраной.

C. Клетки грушевидной формы с 2 ядрами и 4 парами жгутиков.

D. Крупные клетки с 1 ядром, псевдоподиями и проглоченными эритроци-тами.

E. Клетки в форме полумесяца с 1 ядром.

9. В клинику поступил больной, которому был поставлен предваритель-ный диагноз: малярия, вызванная P.vivax. Какие из перечисленных ниже морфологических признаков имеет этот возбудитель в стадии кольца в мазках, окрашенных по Романовскому-Гимзе?

A. В увеличенных эритроцитах – крупные центральные вакуоли, окаймленные голубой цитоплазмой с рубиново красными ядрами, и зерна Шюффнера.

B. В увеличенных овальных эритроцитах – кольцевидные крупноядерные тро-фозоит и крупные зерна Джеймса.

C. В эритроцитах по 2-3 мелких трофозоита и единичные крупные розово-фиолетовые пятна Мауэра.

D. В лентовидных эритроцитах по 1 кольцевидному трофозоиту.

E. Клетки в форме полумесяца с 1 рубиновым ядром и голубой цитоплазмой.

10. У больного с жалобами на сонливость, утомляемость, истощение, лихорадку, который недавно был в командировке в Африке, в баклаборатории была выделена Trypanosoma brucei. Какая из перечисленных ниже морфологических форм характерна для этого возбудителя в мазках крови, окрашенных по Романовскому-Гимзе?

A. Округлые клетки с 1 ядром и кинетопластом.

B. Удлиненные клетки с 1 жгутиком, 1 ядром и ундулирующей мембраной.

C. Клетки грушевидной формы с 2 ядрами и 8 жгутиками.

D. Крупные клетки с 1 ядром, псевдоподиями и проглоченными эритроци-тами.

E. Клетки в форме полумесяца с 1 ядром.

Алгоритм лабораторной работы:

  1. Ознакомление с классификацией простейших.

  2. Изучение морфологии простейших по схемам, таблицам и демонстра-ционным препаратам.

  3. Разбор схемы жизненного цикла малярийных плазмодиев.

  4. Разбор схемы жизненного цикла трипаносом, лейшманий, лямблий, три-хомонад, токсоплазм.

  5. Микроскопия и анализ демонстрационных препаратов простейших.

  6. Зарисовка демонстрационных препаратов и схем жизненных циклов простейших.

  7. Оформление протокола.

Граф логической структуры темы: «МОРФОЛОГИЯ ПРОСТЕЙШИХ»

^

Простейшие, имеющие медицинское значение










  1   2   3   4

Похожие:

Методические указания для студентов к практическому занятию № Тема : Морфология простейших iconМетодические указания к практическому занятию для студентов V курса...
Информационный блок для самостоятельной подготовки студента к практическому занятию
Методические указания для студентов к практическому занятию № Тема : Морфология простейших iconМетодические указания для самоподготовки студентов к практическому...
«Создание простейших таблиц в редакторе Excel. Управление рабочими листами. Форматирование таблиц. Элементарные вычисления. Мастер...
Методические указания для студентов к практическому занятию № Тема : Морфология простейших iconМетодические указания к практическому занятию для студентов V курса...
Тема 21. 10. Артериальные тромбозы и эмболии конечностей. (Синдром острой артериальной непроходимости)
Методические указания для студентов к практическому занятию № Тема : Морфология простейших iconМетодические указания для студентов к практическому занятию №21. Тема: Антибиотики
...
Методические указания для студентов к практическому занятию № Тема : Морфология простейших iconМетодические указания для студентов к практическому занятию №20 Тема:...
Цель: Изучение иммунобиологических препаратов, для специфичес-кой профилактики. Изучение роли клеточных факторов защиты организма...
Методические указания для студентов к практическому занятию № Тема : Морфология простейших iconМетодические указания к практическому занятию для студентов VI курса медицинских факультетов
Тема 28. 24. Синдром хронической ишемии конечностей. Заболевания, его вызывающие. Консервативное и хирургическое лечение хронических...
Методические указания для студентов к практическому занятию № Тема : Морфология простейших iconМетодические указания для студентов к практическому занятию №13....
Атф при окислении углеродов, белков и липидов путем субстратного фосфорилирования (клостридии столбняка, ботулизма), капнические...
Методические указания для студентов к практическому занятию № Тема : Морфология простейших iconМетодические указания для самоподготовки студентов к практическому занятию №9 по информатике
Понимание особенностей использования текстового и табличного редакторов для правильного редактирования и форматирования текста
Методические указания для студентов к практическому занятию № Тема : Морфология простейших iconМетодические указания для самоподготовки студентов к практическому занятию №4 по информатике
Понимание особенностей использования текстового и табличного редакторов для правильного редактирования и форматирования текста и...
Методические указания для студентов к практическому занятию № Тема : Морфология простейших iconМетодические указания для самоподготовки студентов к практическому...
Понимание особенностей использования поисковых систем для нахождения медицинской информации
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница