Методическая разработка для студентов к занятию на тему: «Учение об эпидемическом процессе (основные эпидемиологические понятия). Противоэпидемические мероприятия»


Скачать 224.09 Kb.
НазваниеМетодическая разработка для студентов к занятию на тему: «Учение об эпидемическом процессе (основные эпидемиологические понятия). Противоэпидемические мероприятия»
Дата публикации26.05.2013
Размер224.09 Kb.
ТипМетодическая разработка
userdocs.ru > Биология > Методическая разработка




Методическая разработка для студентов к занятию на тему:

«Учение об эпидемическом процессе (основные эпидемиологические понятия).

Противоэпидемические мероприятия»
Эпидемиология зародилась на заре медицины как наука об эпидемиях. Термином «эпидемия» (от греческого epi – на, в + demos – народ ) определялось нарастание или появление большого количества заболеваний, ранее не встречавшихся на данной территории. Предметной областью эпидемиологии с начала ее формирования была заболеваемость в период эпидемий (популяционный уровень организации жизни). В этом ее принципиальное отличие от клинической медицины, предметной областью которой является болезнь (организменный и суборганизменный уровни организации жизни)

Эпидемиология – это наука о законах развития эпидемий с целью использования этих законов для борьбы и профилактики заразных болезней в человеческом обществе (акад. М.Н. Соловьев).

^ Задачи эпидемиологии:

  • определение медицинской и социально-экономической значимости болезни и ее места в структуре патологии населения;

  • изучение закономерностей распространения болезни во времени (по годам, месяцам и т.п.), по территории и среди различных групп населения (возрастных, профессиональных, бытовых, этнических и др.);

  • выявление причинно-следственных связей заболеваемости;

  • разработка рекомендаций по оптимизации профилактики и борьбы с инфекционными болезнями.

Методы эпидемиологии:

  • историко-описательный – позволяет судить о времени и месте существования тех или иных инфекционных болезней и об их распространенности в разные исторические эпохи.

  • статистический – позволяет оценить количественную и качественную стороны эпидемического процесса. Количественная сторона – это уровень и динамика заболеваемости. Качественная сторона – факторы риска – территории риска, время риска, коллективы риска, возраст риска, профессии риска и т.д.

  • лабораторный – микробиологический (применяется для определения этиологии инфекционного заболевания, для установления механизма выделения возбудителя из зараженного организма во внешнюю среду, определения длительности сохранения возбудителя во внешней среде, чувствительности к дезинфекционным средствам и т.д.), иммунологический (применяется для слежения за иммунологической структурой населения, для обоснования целесообразности и оценки эффективности вакцинации), экспериментальный (применяется для оценки реактогенности и иммуногенности вакцин, сывороток, анатоксинов, гамма-глобулинов, эффективности средств дезинфекции, дезинсекции и дератизации, изучения эпизоотий среди животных).

  • эпидемиологический – совокупность методических приемов, позволяющих установить причину возникновения инфекционных заболеваний, роль отдельных факторов внешней среды в распространении заразного начала, уточнить влияние тех или иных условий на развитие эпидемического процесса и на основании проведенного анализа разработать систему противоэпидемических и профилактических мероприятий, препятствующих дальнейшему распространению инфекционного заболевания.

Современная эпидемиология представляет собой систему знаний, состоящую из 5 взаимосвязанных разделов:

  1. учение об эпидемическом процессе

  2. противоэпидемические средства и мероприятия

  3. эпидемиологическая диагностика

  4. организация противоэпидемической работы

  5. частная эпидемиология

Учение об эпидемическом процессе является теоретической основой всех остальных разделов эпидемиологии.

В учении об эпидемическом процессе, наиболее полно, глубоко и последовательно разработанном отечественными учеными Д.К.Заболотным, Л.В.Громашевским, М.Н.Со-ловьевым, Е.Н.Павловским, представлены основные категории и законы эпидемиологии. Они представляют собой логические определения, отражающие содержание и раскрывающие сущность эпидемического процесса или устанавливающие границы основных эпидемиологических понятий. К основным эпидемиологическим категориям относятся такие понятия как эпидемический процесс, эпидемический очаг, источник инфекции, источник заражения, механизм заражения, пути и факторы передачи и др.

^ Источник инфекции – это организм человека или животного (больного или носителя), в котором патогенный микроб живет, размножается, сохраняет вирулентность и выделяется во внешнюю среду (больной, реконвалесцент, здоровый носитель).

^ Источник заражения – это различные объекты внешней среды (воздух, почва, пищевые продукты, предметы обихода, насекомые-переносчики и др.), где микроб живет определенный промежуток времени, и от которых происходит заражение восприимчивых людей.

^ Эпидемический очаг – это специфическое явление в обществе, характеризующееся наличием заболеваемости заразными болезнями, связанными между собой и возникающими в определенном месте при необходимых закономерных связях с внешней средой.

Различают эпидемические очаги:

антропонозные – такие очаги, в которых источником инфекции является только человек и от него возникают новые очаги, эпидемически связанные между собой (грипп, вирусный гепатит, дизентерия, корь, коклюш, скарлатина);

зоонозные – такие очаги, в которых на фоне эпизоотий среди животных и грызунов возникают антропонозные заболевания без тенденции к дальнейшему распространению (бруцеллез, сап, туляремия и т.д.).

зооантропонозные – такие очаги, в которых на фоне эпизоотий среди животных и грызунов возникают антропонозные очаги, эпидемически связанные между собой (чума, сальмонеллез).

^ Эпидемический процесс – это совокупность биологических, социальных и природных факторов, обусловливающих возникновение, развитие и прекращение заразных болезней в человеческом обществе.

Рассмотрение любого процесса или явления необходимо проводить в трех аспектах: почему развивается процесс (т.е. причины и условия его развития); как развивается процесс; как данный процесс проявляется. В связи с этим в учении об эпидемическом процессе выделяют три взаимосвязанных раздела:

1. Факторы эпидемического процесса: биологический, социальный и природный (причины и условия его развития).

2. Механизм развития эпидемического процесса (как развивается процесс), познающийся на основании теоретических обобщений современной эпидемиологии – теории механизма передачи Л.В.Громашевского, теории природной очаговости Е.Н. Павловского, теории саморегуляции В.Д. Белякова, теории соответствия Ю.П. Солодовникова, социально-экологической теории Б.Л. Черкасского.

3. Проявления эпидемического процесса (как проявляется процесс).
^

Факторы эпидемического процесса


Биологический фактор эпидпроцесса – это эволюционно сложившиеся взаимоотношения паразита-возбудителя и хозяина-человека на уровне их популяций.

С экологических позиций возбудители инфекционных болезней, относящиеся к разным систематическим группам организмов, могут быть объединены в 4 группы:

1. Возбудители антропонозов – облигатные патогенные паразиты человека

– облигатные условно-патогенные паразиты человека

2. Возбудители зоонозов – облигатные паразиты животных, патогенные для

человека

– факультативные условно-патогенные паразиты животных

и человека

В жизненном цикле облигатных паразитов можно выделить две фазы: фазу питания и размножения в организме хозяина (источника возбудителя инфекции) и фазу перемещения от одного хозяина к другому, необходимую для сохранения паразита как биологического вида, т.к. жизнь индивидуального хозяина всегда ограничена.

При антропонозах, вызываемых облигатными патогенными паразитами человека, источником возбудителя инфекции, т.е. естественной средой обитания возбудителя является только человек. Эпидпроцесс в этом случае представляет собой цепь связанных заражением инфекционных состояний людей.

Микроорганизмы, относящиеся к облигатным условно-патогенным паразитам человека (эшерихии, клебсиеллы, стафилококки, дифтероиды и др.) являются постоянными спутниками человека и вызывают заболевания лишь при снижении резистентности организма в результате тяжелых травм, серьезных оперативных вмешательств, лейкемии, применения иммунодепрессантов, кортикостероидов, лучевой терапии и т.п.

При обмене «нормальной» микрофлорой между здоровыми людьми возможно попадание условно-патогенных микроорганизмов в организм человека со сниженной резистентностью и развитие экзогенной инфекции. Заболевания, вызываемые условно-патогенными паразитами могут возникать и по типу эндогенной инфекции в случае развития патологического процесса в организме с пониженной резистентностью на месте обычной локализации собственной микрофлоры, или по типу аутоинфекции – при проникновении собственной микрофлоры в несвойственную для нее область локализации.

Возбудители зоонозов, облигатные паразиты животных относятся к многохозяинным паразитам. При этом одни виды животных – основные источники инфекции – являются естественной средой обитания возбудителя, а другие виды животных – дополнительные источники инфекции, т.е. служат временной средой размножения возбудителя, но не обеспечивают сохранение вида возбудителя в природе (верблюды при чуме).

Эпизоотический процесс представляет собой цепь связанных заражением инфекционных состояний животных, среди которых наряду с основными могут быть и дополнительные источники возбудителя инфекции. В ходе такой циркуляции возбудитель может попадать в организм человека. В этом случае возникает эпидемический процесс. Однако в большинстве случаев организм человека является «биологическим тупиком» для возбудителя, т.к. передача возбудителя от больных людей к здоровым не осуществляется. В связи с этим эпидемический процесс при зоонозах представляет собой не цепь, а единичные случаи заражения людей от животных или веер заражений.

Как исключение, при некоторых зоонозах (легочная чума, желтая лихорадка и др.) человек может быть дополнительным источником возбудителя инфекции в связи с осуществлением передачи возбудителя от больных людей к здоровым. Однако такая передача всегда временна и не может обеспечить существование возбудителя в природе как биологического вида.

Факультативные условно-патогенные паразиты животных и человека – это микроорганизмы, существование которых обеспечивается как за счет сапрофитического, так и за счет паразитического типа питания. К таким микроорганизмам относятся клостридии, многие грибы, возбудитель псевдотуберкулеза, мелиоидоза и др. При переходе к паразитическому типу питания эти микроорганизмы вызывают заболевания только при определенных условиях. Так, например, при столбняке энтеральное заражение сопровождается непатогенным паразитизмом, а проникновение возбудителя в рану – патогенным.

Таким образом, источников возбудителя инфекции для факультативных паразитов является субстрат неживой природы (почва и др.) и организм животного или человека.
^ Роль человека как источника инфекции в различные периоды заболевания

Человек становится источником инфекции во время болезни и реже в состоянии носительства. В разные периоды заболевания (инкубация, разгар болезни, реконвалесценция) больной по-разному опасен для окружающих. В инкубационном периоде возбудитель, как правило, обитает в глубине тканей и не выводится из организма выделительными органами. В связи с этим больной человек (за редким исключением) практически не опасен для окружающих в этот период. При ряде болезней (например, вирусные гепатиты А и Е) больные уже в инкубационном периоде становятся чрезвычайно опасным источником инфекции. При кори, ветряной оспе, паротите, ротавирусной инфекции, краснухе и др. больной опасен последние дни инкубации и крайне опасен в продромальный период. Заразительность больного обычно нарастает по мере развития болезни и достигает максимума в стадии разгара заболевания. Именно в этот период ярко выражены клинические проявления, способствующие рассеиванию возбудителя во внешней среде. При некоторых болезнях заразительность сохраняется в стадии реконвалесценции, например, при брюшном тифе, дифтерии, шигеллезах и др.

Правильная оценка роли больного в распространении инфекции немыслима без учета тяжести клинического течения заболевания. Несомненно, что весьма опасны в эпидемическом отношении лица с легкими формами болезни, т.к. они нередко на длительный срок остаются в коллективе и продолжают посещать общественные места. Опасность больного для окружающих зависит также от условий его существования, благоустроенности жилища и соблюдения санитарной культуры.

Для ряда инфекционных болезней характерно сохранение возбудителя в организме переболевших людей и по истечении периода реконвалесценции. Например, 3-5 % лиц, переболевших брюшным тифом, остаются носителями брюшнотифозной палочки в течение длительного времени, даже пожизненно. По продолжительности выделения возбудителя носителей можно подразделить на острых (до 3-х месяцев) и хронических (свыше 3-х месяцев).

Различают также «здоровое», или транзиторное носительство. Оно возможно в иммунном организме и длится кратковременно. Возбудитель при этом как бы транзитом проходит через организм, не оставляя последствий. Патогенный возбудитель в данном случае при проведении серии бактериологических анализов обнаруживается в организме человека лишь однократно, а существующие в настоящее время методы обследования не позволяют выявить клинические, патоморфологические и лабораторные признаки заболевания.

При некоторых болезнях отмечается длительная персистенция возбудителя в организме, периоды латенции при действии провоцирующих факторов сменяются периодами манифестации и клинического проявления инфекции (герпетическая, цитомегаловирусная инфекции и др.), наиболее опасными для окружающих.

^ Социальный фактор. Эпидемия – процесс, протекающий в человеческом обществе. Поэтому определяющим в развитии эпидпроцесса является социальный фактор – условия жизни людей. Под социальным фактором в эпидемиологии понимают всю сложную совокупность условий жизни людей (социальная среда) – общественно-экономический строй общества, материальное обеспечение населения, уровень культуры и медицинского обслуживания населения, миграция населения (войны, голод и др.), благоустройство населенных мест, характер водоснабжения, питания, наличие переносчиков и т.п.

^ Природный фактор. Люди живут в определенных природно-климатических условиях и находятся в постоянных взаимоотношениях с окружающей их средой. Эти условия оказывают влияние на развитие эпидемий. Различные потрясения природного характера – землетрясения, неурожай, засуха, наводнения влияют на заболеваемость заразными болезнями. Большую роль в процессе передачи заразного начала играют домашние и дикие животные; а также температурные, климатические факторы, солнечная радиация.
Механизм развития эпидемического процесса.
^ Теория механизма передачи разработана Л.В. Громашевским. Согласно сформулированному им основному закону, паразитизм есть результат эволюционного процесса приспособления вида микроорганизмов как к условиям существования в определенных видах биологических хозяев, так и к распространению в популяции этих хозяев. Механизм передачи есть обязательное условие существования паразита как вида в природе.

^ Механизм передачи – это совокупность эволюционно сложившихся способов, обеспечивающих перемещение живого возбудителя болезни из зараженного организма в другой, здоровый организм.

Эпидемический процесс возникает и поддерживается при взаимодействии трех обязательных его звеньев: источника инфекции, механизма передачи (источника заражения) и восприимчивого организма. При разрыве этого взаимодействия и выключении хотя бы одного из звеньев эпидемический процесс прекращается.

Процесс (механизм) передачи возбудителей инфекционных болезней отличается сложностью. Он состоит из трех фаз:

первая – выделение возбудителя из зараженного организма (реализуется за счет физиологических и патологических актов)

вторая – пребывание возбудителя во внешней среде

третья – внедрение возбудителя в новый восприимчивый организм (2-я и 3-я стадии механизма передачи реализуются через факторы передачи: воду, пищу, почву, воздух, предметы быта, живых переносчиков и др.).

^ Пути передачи – конкретные элементы внешней среды или их сочетание, которые обеспечивают перенос возбудителя из одного макроорганизма в другой в конкретных условиях эпидобстановки.

В процессе биологической эволюции возбудители каждой инфекционной болезни адаптировались не только к организму своих хозяев, но и к механизму передачи. Способ перемещения инфекционного агента из зараженного организма в здоровый стал в ходе эволюции специфичным, соответствующим первичной локализации данного паразита в организме хозяина. Так, локализации возбудителя в желудочно-кишечном тракте соответствует фекально-оральный процесс передачи, локализации в верхних дыхательных путях – аэрозольный, в крови – трансмиссивный (через кровососущих насекомых), локализации на наружных покровах тела соответствует перкутанное заражение (путем непосредственного соприкосновения)
^ Теория природной очаговости была разработана Е.Н. Павловским. Она объясняет развитие эпидемий болезней попаданием в организм людей возбудителей, существующих в природе за счет циркуляции среди диких животных. В соответствии с ней ареал природных очагов определяется ареалом животных – естественных хозяев возбудителя-паразита, а при трансмиссивных инфекциях – и ареалом переносчика. Природные очаги инфекционных болезней возникают и длительно существуют вне зависимости от человека в результате эволюционно сложившихся межвидовых взаимоотношений биоценозов (патогенные паразиты, их живые переносчики, животные-доноры, животные-реципиен-ты); территориально они связаны с определенными участками географического ландшафта, т.е. с его биологическими топами. Заражение восприимчивого человека сопряже-но с пребыванием его без специальной защиты на территории природного очага только в то время, когда очаг находится в валентном состоянии, т.е. в период эпидемической активности зараженных животных-хозяев и членистоногих-переносчиков. Сельскохозяйственные животные и синантропные грызуны могут служить звеном перехода некоторых природно-очаговых инфекций из дикой природы к человеку. Природная очаговость установлена для многих инфекционных болезней как с трансмиссивным, так и с другими механизмами передачи инфекции: чумы, туляремии, сибирской язвы, клещевого энцефалита, лептоспироза, бешенства, геморрагических лихорадок и др.
^ Теория саморегуляции эпидемического процесса, разработанная В.Д. Беляковым, акцентирует внимание на внутренних механизмах развития эпидемического процесса, характеризуя явления, свойственные его биологической основе, т.е. паразитарной системе. В соответствии с теорией саморегуляции, движущей силой функционирования паразитарной системы эпидемического процесса является взаимообусловленная изменчивость биологических свойств взаимодействующих гено- и фенотипически гетерогенных популяций паразита и хозяина. Динамику эпидемического процесса во времени теория объясняет фазовой самоперестройкой популяции паразита, происходящей под влиянием изменений в иммунном статусе популяции хозяина.

Основные положения эпидемиологической концепции В.Д. Белякова в сопоставлении с традиционными представлениями в эпидемиологии сводятся к следующему:

В основе эпидпроцесса лежит не первичная триада (источник инфекции, процесс передачи и восприимчивый организм), а взаимодействие реальных элементов паразитарной системы – популяции паразита и популяции хозяина. Популяции и паразита и хозяина гетерогенны и динамически изменчивы. Они состоят из особей с генотипическими и фенотипическими различиями. Диапазон различий определяется генофондом популяций и фенотипическим выражением генотипов в соответствии с условиями их жизнедеятельности.

Варьирующими признаками популяции паразита, имеющими наибольшее значение для развития эпидпроцесса, являются вирулентность и антигенность. Одни возбудители характеризуются выраженной вариабельностью антигенной структуры, другие – относительной монолитностью антигенного состава. Неоднородность состава популяций по вирулентности является, по-видимому, универсальной характеристикой всех возбудителей.

Смена состава популяций возбудителей является проявлением внутренних закономерностей развития эпидпроцесса. Движущей силой изменчивости вирулентности популяций является то, что в организме восприимчивых лиц накапливаются из гетерогенной популяции возбудителя высоковирулентные штаммы, а в организме иммунных – маловирулентные.

Взаимодействием неоднородных и динамически изменяющихся популяций паразита и хозяина в ходе эпидпроцесса объясняется саморегулирующаяся смена фаз резервации возбудителя и его эпидемического распространения, адекватных условиям среды обитания в организме хозяина. Количественной мерой, определяющей переход эпидемического процесса от одной фазы к другой, является степень гетерогенности взаимодействующих популяций. Установлено значение уровня восприимчивых, или иммунных, лиц в цепи циркуляции возбудителя, как фактора его изменчивости.

Неравномерность проявлений эпидпроцесса во времени, характеризующаяся сменой эпидемических и межэпидемических периодов, обусловлена внутренними преобразованиями в паразитарной системе. Схематически в жизненном цикле популяции возбудителя можно выделить 4 фазы:

  1. фаза резервации

  2. фаза эпидемического преобразования

  3. фаза эпидемического распространения

  4. фаза резервационного преобразования

Существование возбудителя в фазе резервации обеспечивается за счет различных форм носительства в организме людей со своеобразием иммунологического гомеостаза, а также безсимптомных и субклинических форм инфекции у иммунных людей. Характер носительства и его частота определяются патогенетическими особенностями каждой инфекции и гетерогенностью состава популяции возбудителя паразита и хозяина на разных стадиях развития эпидемического процесса

Формирование эпидемического штамма и переход от фазы резервации к фазе эпидемического преобразования (положительная обратная связь – рост популяции возбудителя и повышение его вирулентности) начинаются при достижении определенного порога восприимчивых лиц в цепи циркуляции возбудителя. Прослойка восприимчивых обеспечивается разнообразными факторами: социальными и природными, приводящими к активизации или уменьшению механизма (процесса) передачи возбудителя.

В фазу эпидемического распространения взаимоотношения паразита и хозяина характеризуются наивысшей манифестацией инфекции за счет более выраженной вирулентности возбудителя. Это обеспечивает ему расширение ареала существования ("захват" новых мест обитания), а наличие исходной и потенциальной гетерогенности сохраняет возможность очередной перестройки для жизнедеятельности в меняющихся условиях существования.

Переход к фазе резервации (отрицательная обратная связь – снижение численности популяции возбудителя и его вирулентности) наступает при достижении определенного порога иммунных лиц.

Качественные и количественные изменения в развитии эпидемического процесса, выражающиеся в неравномерности его проявлений (инфекционной заболеваемости) на территории, среди различных групп населения и во времени являются результатом саморегуляции эпидемического процесса под воздействием как меняющихся социальных и природных условий, так и внутренних механизмов функционирования системы.
^

Теория соответствия Ю.П. Солодовникова


Теория Ю.П. Солодовникова коренным образом отличается от теории саморегуляции В.Д. Белякова. Как указывает Солодовников Ю.П., авторы теории саморегуляции, несмотря на многолетние обещания, не сумели противопоставить что-либо существенное теории Л.В. Громашевского в борьбе с острыми кишечными инфекциями. Теория соответствия выполняет роль научного фундамента, положенного в основу современного санитарно-гигиенического направления в профилактике кишечных инфекций и борьбе с ними. В практическом плане эта теория сохраняет огромные резервы применительно к задаче резкого снижения заболеваемости населения. Согласно этой теории, развитие эпидпроцесса при шигеллезах и других кишечных инфекциях определяется активностью процесса передачи возбудителей, а не иммунитетом населения, вызывающим изменения биологических свойств возбудителей, т.е. все его конкретные проявления (во времени, пространстве и среди различных групп населения), которые находят реальное отражение в уровне заболеваемости (бактерионосительства), детерминируются интенсивностью реализации процесса передачи. Действует фекально-оральный процесс передачи – возникают заболевания шигеллезами, усиливается его активность – появляются вспышки и эпидемии. Устраняются условия для реализации процесса передачи – заболевания не возникают, т.к. прекращается заражение людей. Отсюда понятно, что решение проблемы эффективной профилактики кишечных инфекций требует гарантированной нейтрализации фекально-орального способа передачи, недопущения заражения людей путем надежного предупреждения загрязнения употребляемых ими пищевых продуктов и воды. Это принципиальное положение соответствует классическому учению Громашевского Л.В., однако, теория соответствия идет дальше. Одни и те же пути передачи при одних формах шигеллезов играют роль главных (первичных), а при других – лишь дополнительных (вторичных). Разница между ними заключается в том, что главный путь обеспечивает постоянное широкое распространение определенных нозоформ шигеллезов среди населения, тогда как дополнительный только в большей или меньшей степени способствует их распространению. Таким образом, успех в борьбе с отдельными нозоформами шигеллезов зависит от эффективности подавления главного пути передачи, чем и определяется первоочередная направленность предупредительных мероприятий с учетом этиологической структуры шигеллезов. Так, при дизентерии Григорьева-Шига главным (первичным) путем передачи является бытовой, при дизентерии Флекснера – водный, а при Зонне – пищевой (особенно молочный). Теоря соответствия объясняет и универальную закономерность изменений этиологической структуры шигеллезов от доминирования дизентерии Григорьева-Шига к дизентерии Флекснера и затем к дизентерии Зонне как результат процесса урбанизации, который повсеместно в динамике (но не одновременно) сопровождается переходом от доминирующей активности бытового пути передачи к водному (централизация водоснабжения) и затем к пищевому (развитие и централизация общественного питания и снабжения населения пищевыми продуктами, особенно молочными). Отсюда понятны причины преобладания дизентерии Флекснера на территориях с неудовлетворительным водоснабжением населения в странах Средней Азии в условиях "хронической" активности водного пути передачи, где широко распространены также брюшной тиф, гепатит А. На тех же территориях Средней Азии дизентерия Зонне (пищевая инфекция) широкого распространения не имеет (отсутствие активности централизованного пищевого, особенно молочного пути передачи). И, наоборот, в Эстонии, Латвии, Литве, где наибольший уровень централизации общественного питания (особенно молоко и его продукты) наблюдается широкое распространение дизентерии Зонне.

Исходя из главных путей передачи теория соответствия четко ориентирует практику на проведение научно обоснованных предупредительных мероприятий. Солодовников указывает, что различия в вирулентности шигелл сами по себе мало что проясняют. Если по Белякову В.Д. эпидемический штамм – это самый вирулентный, то почему дизентерия Флекснера отступает, хотя ее возбудители намного вирулентнее шигелл Зонне. Еще более вирулентны возбудители Григорьева-Шига, однако эта форма встречается очень редко. Отсюда видно неразрешимое противоречие между "микробной" теорией Белякова В.Д. и реальной практикой эпидемиологии.

В заключение статьи Солодовников Ю.П. указывает, что теория саморегуляции Белякова В.Д., в практическом отношении несостоятельна, т. к. не дает в руки эпидемиолога конкретных практических знаний в борьбе за снижение и ликвидацию отдельных нозоформ инфекции. Эпидемиологический подход к существу проблемы по теории соответствия по Солодовникову Ю.П. позволяет осуществлять надежную эпидемиологическую диагностику типов эпидпроцесса (ведущих путей передачи) с учетом этиологической структуры и позволяют эпидслужбе концентрировать свои усилия на нейтрализации главных (первичных) путей передачи соответствующих нозоформ дизентерии и тем самым предупреждать возникновение и распространение дизентерии.
^ В соответствии с социально-экологической концепцией, разработанной Б.Л. Черкасским, паразитарная система является хотя и важнейшей, но лишь составной частью, одним из уровней целостной системы эпидемического процесса. Паразитарная система посредством механизма передачи связана с природной средой обитания, образуя в совокупности эпидемиологическую экосистему, или экосистемный уровень системы эпидемического процесса. Экосистемный уровень отражает экологию паразита в популяциях биологических хозяев и на объектах окружающей среды, которые являются регуляторами жизнедеятельности, гетерогенности и изменчивости структуры популяции паразита. На этом уровне социальные факторы влияют на паразитарную систему извне, играя роль внешних условий ее функционирования.
^

Проявления эпидемического процесса


Эпидемический процесс проявляется инфекционной заболеваемостью, которая характеризуется разной интенсивностью, а также особенностями распределения по территории, во времени и среди различных групп населения.

По оценке интенсивности инфекционной заболеваемости выделяют такие эпидемиологические категории как эндемическая и экзотическая заболеваемость.

^ Эндемическая заболеваемость, или эндемия – это постоянно регистрируемая на определенной территории заболеваемость определенной болезнью, обусловленная социальными и природными условиями.
^

Экзотическая заболеваемость – заболеваемость, несвойственная данной местности. Она возникает в результате заноса или завоза возбудителя с других территорий.

В зависимости от интенсивности распространения болезни эпидемический процесс может проявляться в виде спорадической заболеваемости, групповых заболеваний (эпидемических вспышек), эпидемий и пандемий. Главное отличие перечисленных форм заключается в количественной стороне, т.е. под спорадической заболеваемостью понимаются единичные, не связанные между собой, не повсеместные и нерегулярные заболевания.

Эпидемической вспышкой называются групповые заболевания, связанные с одним источником (путями и факторами передачи) инфекции и не выходящие за пределы семьи, коллектива, населенного пункта.

Эпидемия – это более интенсивное и широкое распространение инфекционной болезни, охватывающее население целого региона страны или нескольких стран. Иначе говоря, это ряд переходящих и наслаивающихся вспышек на больших территориях.


Пандемия – это повсеместная эпидемия, интенсивно распространяющаяся во многих странах или даже во всех частях света.

Для характеристики распределения заболеваемости по территории вводится понятие нозоареал.

Распределение инфекционной заболеваемости во времени характеризуется особенностями ее многолетней и годовой динамики.

Заболеваемость за ряд лет, количественно выраженная в годовых показателях, называется многолетней динамикой. Характер изменений уровня инфекционной заболеваемости в многолетней динамике определяется сочетанным действием трех групп причин.

Первую группу составляют причины, действующие постоянно и определяющие многолетнюю эпидемическую тенденцию (рост, снижение, стабилизацию). Вторую группу составляют причины, действующие периодически и определяющие регулярно повторяющиеся колебания интенсивности эпидемического процесса – периодические или циклические колебания. Третью группу причин составляют причины, действующие неупорядоченно и определяющие эпизодические (случайные) колебания интенсивности эпидемического процесса.

Инфекционная заболеваемость за год, количественно выраженная в месячных показателях, называется годовой динамикой заболеваемости. Колебания уровня заболеваемости в течение года, подобно его колебаниям в многолетней динамике, возникают в результате сочетанного действия постоянно активных, периодически активизирующихся и эпизодически действующих причин. Причины, действующие постоянно в течение года, формируют круглогодичную заболеваемость.

Причины, действующие периодически в одно и тоже время года, определяют сезонную надбавку к уровню круглогодичной заболеваемости. Результатом действия случайных причин являются эпизодические вспышки или напротив спады заболеваемости.

Заболеваемость при каждой нозологической форме распределяется неодинаково среди различных групп населения на одной и той же территории. Наблюдаются различия в показателях заболеваемости среди разных возрастных, профессиональных групп и т.д. Эти различия объясняются как неодинаковым риском заражения разных групп населения, так и неодинаковым риском заболевания при одном и том же риске заражения, в связи с особенностями восприимчивости людей в разных группах.
^ Мероприятия по ликвидации эпидемического очага проводятся комплексно, в трех направлениях:

I. Мероприятия в отношении источника инфекции (больного человека, носителя патогенных микробов):

  • раннее выявление больного (активное или обращение больного за медицинской помощью);

  • ранняя диагностика с использованием лабораторий;

  • извещение о заразном больном в эпид. бюро дезинфекционной станции (экстренное извещение – ф.58, телефонная информация);

  • своевременная госпитализация инфекционных больных в лечебное учреждение (в течение 3 часов в городе, 6 часов в сельской местности);

  • санитарная обработка при поступлении в больницу;

  • постановка окончательного диагноза, специфическое лечение;

  • соблюдение санитарно – противоэпидемического режима в стационарах для инфекционных больных;

  • соблюдение правил и сроков выписки реконвалесцентов;

  • диспансерное наблюдение за переболевшими при некоторых инфекциях;

  • санитарно – просветительная работа среди больных.


^ II. Мероприятия в отношении общавшихся с инфекционными больными:

  • раннее выявление (при проведении эпидобследования) общавшихся (члены семьи, дети детских учреждений, по месту работы и т.д.);

  • установление медицинского наблюдения (с разобщением, без разобщения, введение карантина, обсервации);

  • бактериологические исследования с целью выявления носителей и ранней диагностики заболевания (при некоторых инфекциях); серологические, биохимические исследования;

  • проведение санитарной обработки при некоторых заболеваниях;

  • специфическая профилактика (вакцинация, серопрофилактика, введение гамма – глобулина, дача бактериофага);

  • санитарно – просветительная работа.


III. Мероприятия в отношении внешней среды:

После госпитализации больного в очаге проводится заключительная дезинфекция, дезинсекция, дератизация различными способами и средствами.

Похожие:

Методическая разработка для студентов к занятию на тему: «Учение об эпидемическом процессе (основные эпидемиологические понятия). Противоэпидемические мероприятия» iconМетодическая разработка для студентов к занятию на тему "противоэпидемические...
Все больные подлежат обязательной госпитализации специальным медтранспортом, который потом обеззараживается
Методическая разработка для студентов к занятию на тему: «Учение об эпидемическом процессе (основные эпидемиологические понятия). Противоэпидемические мероприятия» iconМетодическая разработка для студентов к занятию на тему "противоэпидемические...
В очаге дифтерии заболевание ангиной или крупом рассматривается как подозрение на дифтерию и подлежит провизорной госпитализации
Методическая разработка для студентов к занятию на тему: «Учение об эпидемическом процессе (основные эпидемиологические понятия). Противоэпидемические мероприятия» iconМетодическая разработка для студентов к занятию на тему "специфическая...
Иммунология наука об иммунитете, изучающая закономерности распознавания чужеродных веществ (антигенов) и механизмы защиты от них
Методическая разработка для студентов к занятию на тему: «Учение об эпидемическом процессе (основные эпидемиологические понятия). Противоэпидемические мероприятия» iconМетодическая разработка для студентов к занятию на тему
Основы эпидемиологического анализа. Эпидемиологическая диагностика. Эпидемиологический надзор. Методика обследования эпидемического...
Методическая разработка для студентов к занятию на тему: «Учение об эпидемическом процессе (основные эпидемиологические понятия). Противоэпидемические мероприятия» iconМетодическая разработка практического занятия на тему: «Сахарный...
Методическая разработка практического занятия для студентов медицинского факультета IV курса высших учебных заведений
Методическая разработка для студентов к занятию на тему: «Учение об эпидемическом процессе (основные эпидемиологические понятия). Противоэпидемические мероприятия» iconМетодическая разработка практического занятия на тему «Сахарный диабет,...
Методическая разработка практического занятия для студентов медицинского факультета IV курса высших учебных заведений
Методическая разработка для студентов к занятию на тему: «Учение об эпидемическом процессе (основные эпидемиологические понятия). Противоэпидемические мероприятия» iconМетодическая разработка практического занятия на тему: «Сахарный...
Методическая разработка практического занятия для студентов медицинского факультета IV курса высших учебных заведений III-IV уровней...
Методическая разработка для студентов к занятию на тему: «Учение об эпидемическом процессе (основные эпидемиологические понятия). Противоэпидемические мероприятия» iconМетодическая разработка практического занятия по урологии для студентов...

Методическая разработка для студентов к занятию на тему: «Учение об эпидемическом процессе (основные эпидемиологические понятия). Противоэпидемические мероприятия» iconМетодическая разработка практического занятия на тему: «Неотложные...
Методическая разработка практического занятия для студентов медицинского факультета IV курса высших учебных заведений III-IV уровней...
Методическая разработка для студентов к занятию на тему: «Учение об эпидемическом процессе (основные эпидемиологические понятия). Противоэпидемические мероприятия» iconМетодическая разработка к практическому занятию для студентов 2 курса...
Тема: «Основные симптомы при поражении желудочно-кишечного тракта (жкт) у детей»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница