Лекции по бжд


НазваниеЛекции по бжд
страница1/3
Дата публикации27.03.2013
Размер0.59 Mb.
ТипЗадача
userdocs.ru > Биология > Задача
  1   2   3
1

ЛЕКЦИИ ПО БЖД

(Безопасность ЖизнеДеятельности)

Корчагина Людмила Геннадьевна

Лабораторные занятия в техникуме (где Аудиотехника была на 4-том

этаже)

7 лабораторных работ (с 1 марта)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Задача – научиться не только понять вопросы, отвечать на них, но и

формулировать мысли.

С т.з. медицины, жизнь – это непрерывный процесс обмена веществ в

клетках живого организма. В процессе всей жизнедеятельности необходимо

задумываться о состоянии здоровья. Человек живёт в мире опасностей, которые

изначально были только естественные (природные). С развитием цивилизации к

ним стали добавляться и нарастать опасности антропогенного происхождения.

Реализуясь в пространстве и во времени, они причиняют вред не только

здоровью человека, но и государству в целом. Поэтому изначально с появлением

человечества встала необходимость защиты от опасности.

Некоторые этапы развития науки о безопасности:

1. Ещё в 300-400-ые годы до н.э. в трудах Аристотеля и Гиппократа и других

учёных рассматриваются вопросы трудовой деятельности.

2. В нашу эру 15 век медик Эпохи Возрождения Парацельс изучал опасности,

связанные с горным делом. Ему также принадлежит изречение «всё есть яд и всё

есть лекарство» (основа гомеопатии).

3. В 17 веке итальянский врач Рамаццини заложил основы

профессиональной гигиены; написал книгу о болезнях ремесленников.

4. В 18 веке Михаил Васильевич Ломоносов написал основополагающие

труды о безопасности в горном деле.

5. В 1965 году в ВУЗах была введена дисциплина Охрана труда, т.к. при

современном уровне развития техносоциальной сферы существующие виды

опасностей выдвинули проблему выживаемости человечества не только на

производстве, но и в других областях деятельности человека. Появилась новая

наука – БЖД, которая введена в учебные планы высшей школы в 1990 году.

Итак, БЖД – качественно новая научная дисциплина, интегрирующая в

себе достижения не только охраны труда, гражданской обороны (ГО),

12.02.20102

инженерной охраны окружающей среды, но и таких наук как: психология,

эргономика, экономика, экология, гигиена, физиология, социология, теория

надёжности, акустика и многих других.

Цель науки БЖД включает в себя пять позиций:

I. Достижение безаварийной ситуации и готовность к стихийным бедствиям

и другим проявлениям природной среды;

II. Предупреждение травматизма;

III. Сохранение здоровья;

IV. Сохранение работоспособности;

V. Сохранение качества результатов полезного труда.

Предметом изучения БЖД является только одна сторона деятельности

человека, а именно – опасности, с целью защиты человека от них.3

Три задачи, решаемые БЖД

1. Идентификация опасностей, т.е. распознание образа с указанием

количественных характеристик и координат;

2. Защита от опасностей на основе сравнения затрат и выгод;

3. Ликвидация последствий чрезвычайных происшествий.

Учебная дисциплина БЖД включает разделы:

1. Теоретические основы;

2. БЖД в условиях производства;

3. БЖД в чрезвычайных ситуациях;

4. Пожарная безопасность.

^ РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЖД

1.1. Основные понятия и определения

1.1.1. Среда обитания, деятельность, здоровье, безопасность

Деятельность – специфически человеческая форма активного

отношения человека в окружающему миру. Все живые существа занимаются

каким-либо видом деятельности. Человека отличает её осознанность («хотелось

бы, по крайней мере»). Все достижения человека связаны с деятельностью. Она

охватывает интеллектуальные, духовные и физические процессы человека. Т.о.

жизнедеятельность – это способ существования человека, его повседневная

деятельность и отдых в среде обитания. Среди многообразия видов деятельности

выделяют: трудовую, бытовую, учебную, военную, игровую, спортивную,

творческую и т.д. В соответствии с законом «о реактивности материального

мира» любому виду деятельности сопутствуют потенциальные опасности,

которые могут при определенных условиях, называемых причинами,

реализоваться и привести к нежелательным последствиям: ущербу здоровья,

авариям, катастрофам. Опасность – это центральное понятие науки БЖД. В

словаре Ожегова, это способность вызвать, причинить вред.

К определяющим признакам опасности относятся следующие четыре:

 Возможность/вероятность нанесения непосредственного ущерба

здоровью человека;

 Вероятность заболевания;

 Затруднение нормального функционирования органом человека;

 Изменение окружающей среды.4

Наличие хотя бы одного из перечисленных признаков является

достаточным условием для отнесения фактора к опасному. Сам человек, допуская

ошибки, не справляясь со своими функциями, является источником опасности в

любой среде.

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная

совокупностью ряда факторов: физических, химических, биологических,

социальных, способных оказать прямое или косвенное непосредственное или

отдалённое во времени воздействие на деятельность человека, его здоровье,

потомство. В жизненном цикле человек и среда обитания образуют постоянно

действующую систему, которая называется «человек – среда обитания».5

Структурная схема, поясняющая взаимодействие человека со средой:

ЧЕЛОВЕК

СРЕДА

ОБИТАНИЯ

РЕЗУЛЬТАТ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

^ ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ

ЦЕЛЬ

поведенческие

действия

состояние

среды Компоненты системы «человек – среда» обладают каждый

собственными свойствами. Термин «система» с лат. – связь, целое. Т.е. система

представляет собой совокупность элементов, взаимодействие которых адекватно

цели. Цель – это то, что представляется в сознании и ожидается в результате

определённым образом направленных поведенческих действий человека. Эту

цель называют технологической. Кроме самого человека источниками опасностей

являются: окружающая среда, явления, процессы возникающей в результате

взаимодействия человека со средой. Поэтому в данной системе есть вторая цель

– безопасность человека в среде.

Безопасность – это условия деятельности, при которых с определённой

степенью вероятности исключено появление опасностей. В соответствие с

определением ВОЗО (всемирная организация здравоохранения): здоровье –

состояние полного физического, психического, социального благополучия

человека, когда все органы человека уравновешены с природой и социальной

средой обитания, а не просто отсутствие болезней и инвалидности. Т.о. здоровье

– это нормальное естественное состояние организма человека. Медики

различают в этом состоянии три уровня: нормальное здоровье, пограничное и

патологическое. Антипод здоровью – болезнь. Болезнь – это стеснённая в своей

физической свободе жизнь. Опасности, причины, последствия являются

основными характеристиками несчастных случаев, чрезвычайных ситуаций,

аварий и т.д. Логический процесс развития реализующей потенциальную

опасность в реальную угрозу можно представить т.н. триадой:

Потенциальная опасность – Причина – Последствие

Пример: эл.ток – КЗ – пожар.

1.1.2. Таксономия опасностей

Человек должен знать опасности, чтобы уметь защищаться от них

самому и защищать других. Это задача облегчается таксономией опасностей по

определённым признакам. Таксономия – наука о классификации и 6

систематизации сложных явлений, понятий, объектов, к которым относятся и

опасности.

Опасности классифицируют по следующим признакам:

По происхождению:

Природные (землетрясения);

Антропогенные (связаны с определённым видом деятельности человека);

Технические (технологические процессы, оборудование, виды энергии);

Экологические (связаны с загрязнением природной среды и среды

обитания человека);

Смешанные.

По приносимому ущербу:

социальные (ущерб здоровью, снижение продолжительность);

технические (приносят экономический ущерб из-за снижения

работоспособности);

экологические.

По времени проявления отрицательных последствий:

Импульсные;

Кумулятивные (идёт накопление в организме).

По локализации:

Связанные с литосферой;

Связанные с гидросферой;

Связанные с атмосферой;

Связанные с космосом.

По вызываемым последствиям:

Утомление

Заболевание

Травмы

Аварии

Пожары

Летальные исходы и т.д.

По характеру воздействия на человека:

Активные (опасности, которые могут оказать воздействие на человека

посредством энергетических ресурсов, заключённых в них самих –

электрическая энергия);7

Пассивные (опасности, активизирующиеся за счёт энергии, носителем

которых является сам человек – колющие/режущие предметы, неровности

поверхности);

Непосредственные (шум, вибрация, освещённость (если не в норме));

Косвенные (коррозия, накипь, неровности поверхности).

По признаку непосредственного воздействия на организм:

Физические;

Химические;

Биологические;

Психофизиологические.

1.1.3. Номенклатура опасностей

Номенклатура – перечень названий, терминов, систематизированных

по определённому признаку. В области БЖД имеется номенклатура опасностей, в

которую в алфавитном порядке включены все воздействия внешнего мира на

живые объекты, обладающие определёнными и выше перечисленными

признаками опасности. (Номенклатура: С чего начинается список опасностей?

Алкоголь, Аномальные явления. Заканчивается - Ядами.)

Составление номенклатуры опасностей носит профилактический

характер. В области БЖД эта номенклатура содержит >100 позиций. При

конкретных исследованиях на основе общей номенклатуры опасностей

составляется номенклатура для отдельных объектов (цехов). Идентификация –

это процесс обнаружения потенциальных опасностей и установления

количественных, временных, пространственных и иных характеристик,

необходимых для разработки профилактических и оперативных мероприятий,

направленных на обеспечение безопасности. Квантификация – введение

количественных оценок для качественно определяемых событий. Применяют

численные, бальные и другие приёмы квантификации. Наиболее

распространённой количественной оценкой опасности является риск. Риск – это

частота реализаций событий одного наименования к их возможному числу за

определённый период времени.

Существует:

o индивидуальный риск;

o групповой (социальный);

o производственный риск.

Производственный риск – совершение действий, которые могут

привести к нежелательным последствиям. Риском могут быть ошибочные

19.02.2010

R = n / N8

действия или бездеятельность, создающая обстановку, когда произойдёт авария

или смерть людей. По мнению психологов, риск в различной форме присутствует

на производстве в 90% случаев аварий и травм.

1.1.4. Управление риском. Концепция приемлемого риска

Традиционная техника безопасности, базируется на том, чтобы не

допускать никаких аварий. Как показывает практика, это практически

невозможно. Уверенность в том, что можно обеспечить абсолютную

безопасность в действующих системах может обернуться трагедией для большого

количества людей.

Чтобы человеку, обществу сохранить своё здоровье, необходимо

одновременно решать две задачи:

1. Обеспечить себя всем необходимым для жизни, что реализуется

трудом;

2. Защититься от опасностей, что требует дополнительных затрат.

Риск помимо угрозы человеку причиняет материальный,

экономический, социальный ущерб. Существует концепция приемлемого риска.

Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и

политические аспекты и представляет собой некий компромисс между уровнем

безопасности и возможностями её достижения. При увеличении затрат уровень

технического риска снижается, но растёт социальный риск и т.д. Эти

обстоятельства учитываются при выборе риска, с которым общество вынуждено

мириться.

R социально-

экономический

R технический

R суммарный

Приемлемый

риск

Затраты на

безопасность

Риск гибели

На производстве В некоторых странах приемлемые риски приняты законодательно. Для

смертельных случаев величина приемлемого риска около 10

-6

, в нашей стране эта 9

концепция пока не востребована, т.к. считается негуманной. Процедура

определения риска весьма приблизительна.

Существуют четыре методических подхода к определению риска:

1. Инженерный подход (Статистика, расчёт, вероятностный анализ).

2. Модельный подход (Построение моделей воздействия вредных факторов на

человека).

3. Экспертный подход (Вероятность событий определяется на основе опроса

опытных специалистов).

4. Социологический подход (Основан на результатах опросов населения).

Для снижения риска необходимы средства, которые следует

распределять по направлениям:

1. Совершенствование технических систем;

2. Подготовка кадров;

3. Ликвидация последствий.

К технологическим и административным добавляются экономические

методы управления рисками, к которым относятся:

Страхование;

Денежные компенсации за риск;

Денежные компенсации за ущерб здоровью.

1.2. Последовательность изучения опасности, системный

анализ безопасности деятельности

При рассмотрении вопросов безопасности любой деятельности

используется один из методов комплексного изучения трудно наблюдаемых

свойств и отношений, называемый системным анализом. Этот метод предлагает

представлять объекты в качестве целенаправленных систем и изучать их свойства

и отношения между целями и средствами их реализации. Система – это не

механическое соединение элементов, а качественно новое образование, в

котором появляются новые свойства, которых не было у отдельных элементов,

составляющих систему. Поэтому это свойство системы лежит в основе анализа

вообще и в вопросах безопасности в частности. Системы бывают: естественные,

искусственные и смешанные (например, система «человек – машина»). В

обеспечении безопасности деятельности основную роль играют искусственные

системы. В качестве примера – процесс горения:

Горючее вещество -> окислитель -> источник тепла.

Исключив хотя бы один из элементов, мы разрушаем систему.

В лучшем случае этапы системного анализа сводятся к следующим:10

1. Абстрактное описание системы, т.е. описание цели, стоящей перед ней,

входных и выходных параметров, процессов её функционирования, а также

обратных связей и возможных ограничений.

2. Сам анализ, т.е. устанавливаются зависимости изменения параметров для

различных состояний системы.

3. По полученным данным синтезируются альтернативные варианты

построения системы.

4. Выбираются критерии, и осуществляется оптимизация системы.

Анализ безопасности деятельности можно осуществить одним из двух

методов:

1. Априорный анализ: до нежелательного события, когда исследователь

выбирает такие события, которые являются потенциально опасными и

возможными для системы и пытается составить набор причин, которые могут

привести к появлению нежелательных событий.

2. Апостериорный анализ, т.е. после события.

Рекомендуется следующая последовательность изучения опасности.

СТАДИЯ 1. Предварительный анализ опасности, состоящий из трёх шагов:

 Выявить источник опасности!

 Определить части системы, могущие вызвать эти опасности!

 Ввести ограничения на анализ, т.е. исключить неисследуемые

опасности!

СТАДИЯ 2. Выявление последовательности опасных ситуаций с построением

«дерева» причин, опасностей и событий.

СТАДИЯ 3. Анализ последствий.

Цель системного анализа безопасности деятельности выявить

причины, влияющие на появление нежелатальных событий и разработать

предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления.

1.2.1. Дерево причин и опасностей

Уже отмечалось, что потенциальные опасности могут реализоваться при

определённых условиях, называемых причинами. Следовательно, знать причины

не менее важно, чем сами опасности. Установление истинных причин – основа

предупреждения нежелательных событий. Причины могут зависеть от человека –

гомогенные причины – и от внешних условий – техногенные причины.

Исследования показывают, что львиную долю в общем объёме причин

составляют именно гомогенные. При расследованиях обстоятельств несчастных

случаев или разработки профилактических мероприятий по охране труда 11

используют метод построения дерева причин и опасностей, т.е. цепей логических

связей между причинами, опасностями и событиями.

1.3. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности

деятельности

Принцип – это идея, мысль, основное положение. Метод – это путь,

способ достижения цели, исходящий из знания наиболее общих

закономерностей. Средства – это конструктивное, организационное

материальное воплощение, конкретная реализация принципов и методов

безопасности деятельности. ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА – это логические

этапы обеспечения безопасности деятельности.

Принципы по признаку их реализации условно делятся на четыре

класса: ориентирующие, технические, управленческие и организационные.

Методы обеспечения безопасности:

НОКСОСФЕР

Г

А

ОМОСФЕРА

Р

И

С

К Гомосфера – пространство, в котором находится человек в процессе

деятельности (рабочая зона).

Ноксосфера – пространство, где существуют реальные и потенциальные

опасности.

С точки зрения абсолютной безопасности пересечение этих пространств

недопустимо.

Существуют три стратегических метода защиты от опасности:

МЕТОД А. Состоит в пространственном или временном разделении этих двух

пространств. Что делать: дистанционное управление, автоматизация (отойти

подальше).

МЕТОД Б. Состоит в нормализации ноксосферы путём исключения опасности.

Это метод заключается в приведении характеристик человека и среды в

соответствие друг другу. Это совокупность мероприятий, защищающих от шума,

пыли, газа и т.д.

МЕТОД В. Состоит в повышении защитных свойств человека при помощи

соответствующих средств защиты, в адаптации человека к ноксосфере. Что

делать: профобучение, профотбор, инструктажи.

В реальных условиях используют реальный метод.12

Средства обеспечения безопасности:

средства индивидуальной защиты (СИЗ);

средства коллективной защиты (СКЗ).

Те и другие делят на классы в зависимости от назначения, причём СИЗ в

зависимости от защищаемого органа; СКЗ в зависимости от опасности, от которой

защищают (от шума, от поражения электрическим током).

1.4. Методические основы управления безопасностью

Под управлением безопасностью жизнедеятельности понимается

воздействие на систему «человек – среда» с целью обеспечения заданного

уровня безопасности этой системы. Эта цель подразделяется на две подцели:

обеспечение безопасности среды и обеспечение безопасности человека.

Управлять безопасностью жизнедеятельности – это значит осознанно переводить

управляемую систему из одного опасного состояния в другое менее опасное

состояние. При этом осуществляется системный подход к управлению.

Требование системности заключается в учёте, необходимого и достаточного

числа компонентов, которое определяется безопасностью.

Принципы системного управления:

1. Процесс принятия решения начинается с выявления и чёткого

формирования конечных целей. Проблему необходимо рассматривать как

единое целое.

2. Анализ альтернативных путей достижения целей.

3. Цель должна удовлетворять требованиям реальности, предметности,

количественной определённости, эффективности и контролируемости.

Средства управления безопасностью деятельности

БЖД имеет следующие аспекты: мировоззренческий, медицинский,

физиологический, технический, психологический, организационно-оперативный,

социальный, правовой (юридический), воспитательный, экономический,

эргономический и экологический. Соответственно аспектам существует большое

количество средств управления безопасностью деятельности: образование,

воспитание культуры безопасности поведения, профобучение, профотбор,

рационализация труда и отдыха и т.д. В то же время средства делятся на группы в

зависимости от характера опасностей, конструктивного исполнения, области

применения и т.д.13

1.5. Среда как элемент системы «человек – среда»

Жизнедеятельность человеком осуществляется в системе «человек –

среда обитания». Большинство из этих систем многоуровневые: «человек –

производство», «человек – техника», «человек – среда». Здесь под средой

понимается взаимодействующая с человеком совокупность объектов, зданий,

технологий, освещения, шум и т.д. Поэтому взаимодействие человека с любой

средой обитания способно вызвать отрицательные изменения состояния его

организма. Чтобы их исключить, необходимо при проектировании деятельности

осуществить декомпозицию или расщепление на элементы среды обитания.

^ СРЕДА ОБИТАНИЯ

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СРЕДА НЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СРЕДА

ТРУД ПРИРОДА ОБЩАЯ КУЛЬТУРА СУБЪЕКТА

Уровень декомпозиции среды обитания зависит от особенностей

системы, способов управления и тому подобное.

1.6. Человек как элемент системы «человек – среда»

Как отмечалось ранее, в жизненном цикле человек и среда обитания

образуют постоянно действующую систему. Их разрывают только для анализа. В

Системах безопасности человек присутствует в трёх ипостасях: объект защиты,

источник опасности и объект среды. Объект среды живёт в мире опасности. За

годы развития у человека выработалась естественная защита от опасностей,

которая достаточно совершенна, но имеет пределы толерантности. Кроме того,

он сам является носителем постоянной опасности, так как выделяет вредные

вещества, тепло и может быть причиной неблагоприятных событий ошибочно.

Кроме того, поведение масс людей в экстремальных ситуациях имеет свои

закономерности. Поэтому законы групповой психологии необходимо знать и

учитывать при проектировании деятельности человека. В системе «человек –

Субъект труда

Машины

Процесс труда

Продукт труда

Производственные

отношения

Геологоландшафтные

элементы

Геофизические элементы

Кинематические элементы

Стихийные бедствия

Природные процессы

Нравственная культура

Общеобразовательная

культура

Правовая культура

Культура общения

26.02.201014

среда» необходимо согласование характеристик человека и элементов,

составляющих среду. Связь со средой человек осуществляет при помощи своих

анализаторов, характеристики которых необходимо учитывать при создании

безопасных систем.

ВНЕШНИЕ

СИГНАЛЫ

РЕЦЕПТОР

НЕРВНЫЕ

СВЯЗИ

ГОЛОВНОЙ

МОЗГ

АНАЛИЗАТОР Совокупность нервных рецепторов и нервных передающих путей называют

анализатором. Связь между рецепторами и головным мозгом двусторонняя, что

обеспечивают саморегуляцию. Особенностью анализаторов является парность,

которая обеспечивает высокую надёжность за счёт частичного дублирования

сигнала. Основной характеристикой анализатора является чувствительность. Не

всякий раздражитель, воздействующий на анализатор, вызывает ощущение.

Чтобы оно возникло, интенсивность раздражителя должна достигнуть

определённой величины. С увеличением интенсивности раздражителя наступает

момент, когда анализатор перестаёт работать адекватно. Всякое воздействие,

превышающее по интенсивности некоторый предел, вызывает боль и нарушает

деятельность анализатора. Минимальную величину чувствительности называют

нижним порогом, максимальную – верхним. Психофизическими опытами

установлено, что величина ощущения изменяется медленнее, чем сила

раздражителя. Основной психофизический закон Вэбера-Фехнера, который имеет

приближённое значение, говорит

Е – интенсивность раздражителя

I – интенсивность ощущения

К, С – некоторые постоянные

величины

Величины порогов не являются постоянными и зависят от многих причин.

Поэтому порог чувствительности носит статистический характер. Время,

проходящее от начала воздействия раздражителя до появления ощущений,

называется латентным периодом. В зависимости от специфики принимаемых

сигналов различают внешние (зрительный, слуховой) и внутренние анализаторы

(вестибулярный, кинестетический).

Е = К lg I + С15

1.6.1. Зрительный анализатор

Зрение даёт человеку 90% информации об окружающем мире. Глаз

является приёмником информации, свет – материальным носителем. Зрительный

анализатор даёт возможность получить полную информацию об окружающих

предметах: о цвете, форме, размерах, о том, находится ли предмет в

движении/покое, о расстоянии до них, о той потенциальной опасности, которую

представляют предметы. Зрительный анализатор имеет два вида характеристик:

пространственные и эргономические.

К пространственным характеристикам относятся:

острота зрения, т.е. способность к раздельному восприятию двух

максимально сближенных точек;

поле зрения – способность видеть предметы, расположенные прямо перед

человеком по периметру при неподвижной фиксации взгляда;

объём зрительного восприятия, который выражается количеством

предметов, воспринимаемых человеком в течение одной зрительной фиксации.

К эргономическим характеристикам зрения относят его энергетические

свойства, обеспечивающие различимость предметов в зависимости от их

яркостного контраста и цвета.

Чувствительность глаза к длине световой волны определяет

цветоощущение. Лучше всего воспринимаются предметы, если для фона и

объекта различения используется окраска из несовместимых цветов.

Взаимодействие фона и объектов приводит к искажению размеров объекта и его

цвета. При организации рабочего места цвет используется для улучшения общего

вида рабочего помещения, для распознавания деталей на пульте управления, в

качестве сигнальных цветов, предупреждающих об опасности. Для обеспечения

безопасности труда необходимо учитывать не только общие, но и

индивидуальные особенности зрения, такие как дальтонизм и инерционность в

работе глаз. Глаз обеспечивает безопасность человека и сам снабжён

естественной защитой. Веки защищают сетчатку глаза от сильного света, а

роговицу от механических повреждений. Слёзная жидкость смывает с

поверхности глаз и век пыль, убивает микробы. Защитную функцию выполняют и

ресницы.

1.6.2. Слуховой анализатор

С помощью этого анализатора человек получает от 10 до 15 %

информации. Носителями являются звуковые сигналы. Диапазон слышимых

частот от 20 Гц до 20 кГц. Верхней границей является порог болевого ощущения, 16

который лежит в пределах 120-140 дБ. Абсолютный дифференциальный порог 2-3

дБ, т.е. это разность между интенсивностями раздражителя, заметная по

ощущениям. Шум или фон может маскировать полезный сигнал. Эффект

маскировки в безопасности деятельности имеет двоякое значение. При

разработке акустических индикаторов следует бороться с этим явлением. В

других случаях маскировку можно использовать для улучшения акустической

обстановки. У слуха есть замечательная особенность: бинауральный «двуухий»

эффект, который позволяет даже в темноте определить место источника звука, а

значит опасность.

1.6.3. Тактильный анализатор

Кожа – это сложное образование, выполняющее множество защитно-

оборонительных функций. Она защищает кровь от проникновения в неё вредных

веществ, предотвращая отравление организма, играет роль регулятора

температуры. Также защищает человека от поражения электрическим током.

Тактильный анализатор воспринимает ощущение, возникающее при действии на

кожную поверхность различных механических стимулов (прикосновение,

давление). Наиболее развита чувствительность на дистальных частях тела, т.е.

наиболее удалённых от медиальной плоскости (кисти рук, ступки ног, голова).

Тактильный анализатор обладает высокой способностью к пространственной

локализации. Временной порог чувствительности анализатора менее 1/10 с.

Характерной особенностью является быстрое развитие адаптации, т.е.

исчезновение чувства прикосновения, давления. Время адаптации различно для

различных участков тела и зависит от силы раздражителя; лежит в пределах от 2

до 20 с.

1.6.4. Температурная чувствительность

Она свойственна организмам, обладающим постоянной температурой

тела, обеспечиваемой терморегуляцией. Температура кожи несколько ниже

температуры тела и различна для различных участков. В коже человека

обнаружено два рода рецепторов: одни реагируют только на тепло, другие

только на холод. Порог различительной чувствительности около 1 градуса.

1.6.5. Болевая чувствительность

В коже человека были обнаружены специализированные болевые

рецепторы. Болевые ощущения вызывают оборонительные рефлексы. В

частности, рефлекс удаления от раздражителя. Биологический смысл боли в том, 17

что она, являясь сигналом об опасности, мобилизует организм на борьбу за

самосохранение.

1.6.6. Вибрационная чувствительность

Специальных анализаторов, воспринимающих вибрацию, нет. Диапазон

ощущения вибрации высок: от 1 Гц до 10 кГц. Наиболее высока чувствительность

к частотам 200-250 Гц. Пороги вибрационной чувствительности различны для

различных участков тела. Наибольшей чувствительностью обладают дистальные

участки. Вибрация высокой интенсивности при продолжительном воздействии

приводит к изменению деятельности всех систем организма и при определённых

условиях может вызвать тяжёлые заболевания. При небольшой интенсивности и

продолжительности вибрация может быть полезна: снижает утомляемость,

улучшает обмен веществ, увеличивает мышечную силу.

1.6.7. Обоняние и вкус

Приборов для измерения силы запахов пока не существует. Наш мозг

чувствует мгновенно даже самые малые дозы пахучих веществ. Абсолютный

порог обоняния у человека измеряется долями миллиграмма на 1 литр воздуха.

Дифференциальный порог составляет 38%. Запахи могут сигнализировать об

опасности, об изменении в ходе технологических процессов. У человека около

60 миллионов обонятельных клеток, расположенных в слизистой оболочке

носовых раковин.

В физиологии и психологии распространена четырёхкомпонентная

теория вкуса, согласно которой существуют ощущение сладкого, горького,

кислого и солёного. Все остальные вкусовые ощущения – их комбинации.

Абсолютные пороги вкусовых ощущений в 10000 раз выше, чем обонятельных.

1.6.8. Органическая чувствительность

Мозг человека получает информацию не только от окружающей среды,

но и от самого организма. Чувствительные нервные аппараты имеются во всех

внутренних органах. В последних под влиянием внешних условий возникают

определённые ощущения, которые порождают сигналы. Эти сигналы являются

необходимым условием регуляции деятельности внутренних органов. Пороги

органической чувствительности изучены недостаточно.

1.6.9. Двигательный анализатор

При проектировании и конструировании защитных устройств и органов

управления необходимо знать возможности двигательного аппарата человека.

Сила сокращения мышц колеблется в широких пределах. Например, номинальная 18

сила кисти 450-600 Н при соответствующей тренировке может быть доведена до

900 Н. Диапазон скоростей, развиваемых движущимися руками человека,

находится в пределах от 1/100 до 8000 см/с. Скорость зависит от направления

движения. Вертикальные движения рукой осуществляются быстрее, чем

горизонтальные, движения рукой к себе быстрее, чем от себя.

1.7. Естественные системы защиты человека, человек как

биологическое существо (самостоятельно)

1.8. Психология безопасности деятельности

Исследования учёных показывают, что от 60 до 90% травм в быту и на

производстве происходят не по причине инженерно-конструкторских дефектов, а

по вине самих людей, т.е. из-за организационно-психологических причин:

недостаточное воспитание, слабая установка специалиста на исполнение техники

безопасности. Проблему травматизма невозможно решить только инженерными

методами, очень важен психический потенциал личности. Под психологией

безопасности понимается применение психологических знаний для обеспечения

безопасности деятельности человека. В структуре психической деятельности

человека различают следующие основные компоненты:

1. психические процессы – основа психической деятельности, без них

невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта;

2. психические свойства или качество личности. Среди качеств

личности выделяют: интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные,

трудовые. Свойства устойчивы и постоянны;

3. психические состояния. Отличаются разнообразием и временным

характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный

момент.

Эффективность деятельности или работоспособность человека

базируется на уровне психического напряжения (стресса). Стресс – это

психологически нормальное естественное состояние человека, мобилизующего

его на выполнение работы. Выделяют два вида запредельного психического

напряжения: тормозной и возбудимый. Тормозной тип характеризуется

скованностью и замедленностью движений, снижается скорость ответных

реакций, замедляется мыслительный процесс. Возбудимый тип проявляется

гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы

совершают многочисленные ненужные движения, проверяют состояние 19

приборов, поправляют одежду. В общении с людьми раздражительны, обидчивы.

Запредельные формы стресса приводят к ошибкам и утомлению.

1.9. Эргономические основы БЖД

Эргономика содержит два корня: «эрго» – работа, «номус» – закон.

Эргономика изучает функциональные возможности человека в процессе

деятельности с целью создания таких условий, которые делают деятельность

эффективной и создают комфорт для человека.

Выделяют пять видов совместимостей характеристик человека и среды,

соблюдение которых гарантирует успешное функционирование системы:

1. Информационная совместимость

Задача эргономики создать такую информационную модель, которая

позволяет, не перегружая память и внимание оператора, управлять

машиной. Информационная модель должна соответствовать

психофизиологическим характеристикам человека-оператора.

2. Биофизическая совместимость

Подразумевает создание такой окружающей среды, которая

обеспечивает приемлемую работоспособность и нормальное

физиологическое состояние человека.

3. Энергетическая совместимость

Предусматривает согласование органов управления машиной с

оптимальными возможностями оператора в отношении прилагаемых

усилий, затрачиваемых мощностей, скорости и точности движений.

4. Пространственная антропометрическая совместимость

Предполагает учет размеров тела, возможности обзора внешнего

пространства, положение, позы оператора в процессе работы. При

решении этой задачи определяют объем рабочего места, зоны

досягаемости для конечностей оператора, расстояние до приборного

пункта.

5. Технико-эстетическая совместимость

Обеспечение удовлетворённости от общения с машиной и процесса

труда. Для решение этих проблем привлекают художников, дизайнеров,

конструкторов.

5.03.201020

1.10. Функциональное состояние оператора

Это комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека,

которые прямо или косвенно обуславливают трудовую деятельность. К основным

функциям и качествам относятся:

1. Внимание – направленность психической деятельности на

определенные явления или объекты. Различают непроизвольное внимание, не

требующее специального намерения волевых усилий, и произвольное внимание,

возникающее вследствие поставленной цели и требующее волевых усилий.

Характеристики внимания:

 непроизвольное отвлечение;

 распределение внимания;

 переключение;

 объем.

2. Ощущение – простейший процесс заключающийся в отдельных

свойствах или явлениях материального мира или внутреннего состояниях

организма проявляющийся при непосредственном воздействия раздражителя на

рецепторы

3. Восприятие – процесс отражения в сознании человека предметов или

явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого

происходит объединение отдельных ощущений в целостные образы предметов

или явлений. Различают восприятие движения (объема, формы предметов) и

восприятие времени.

4. Память – процессы запоминания сохранения, последующего

узнавания и воспроизведения того, что было в нашем прошлом опыте. Память

бывает непроизвольная и произвольная, кратковременная и долговременная.

Различают память:

 двигательную (моторную);

 эмоциональную;

 образную;

 словестнологическую.

Характеристики памяти:

 запоминание;

 воспроизведение;

 узнавание;

 забывание;

 исключение из памяти лишней информации.21

5. Мышление – образ обобщенного познания существенных свойств и

явлений окружающей действительности, а также связей и отношений между

ними. Различают:

 наглядно действенное мышление в форме наглядных образов;

 абстрактное мышление, опирающееся на общие и отвлеченные понятия.

6. Воображение – это процесс создания образов нового, т.е. того, что в

прошлом данный человек не воспринимал. Различают:

 репродуктивное воображение;

 творческое воображение.

7. Общение – это способ активного взаимодействия между людьми

Из всех перечисленных функций, внимание является наиболее

утомляемой. Утомление – это психическое производственное напряжение,

связанное с временным снижением работоспособности, вызванным длительной

работой. Психическое напряжение может быть:

= физическим;

= эмоциональным;

= интелектуальным и т.д.

Изменение функционального состояния оператора в процессе трудовой

деятельности проходит несколько фаз изменения работоспособности в течение

дня:

R

t

1

2

3

4

5

6

7 Первая стадия: мобилизация или предстартовая.

Субъективно эта фаза выражается внутренней собранностью, обдумыванием

предстоящей работы

Вторая фаза: Первичная реакция22

Выражается небольшим снижением почти всех показателей ФСО.

Физиологический механизм этой фазы связан с внешним торможением,

возникающим в результате изменения характера раздражителей,

поступающих в центральную нервную систему

Третья фаза: Гиперкомпенсация

Это продолжение первой фазы. На этой фазе человек приспосабливается к

более экономному оптимальному режиму выполнения данной конкретной

работы

Четверная фаза: Компенсация

В этой фазе устанавливается оптимальный режим работы органов и систем

организма, вырабатывается стабилизация показателей. Эффективность труда

в этой фазе максимальна, нужно стремиться к наибольшей длительности

этой фазы

Пятая фаза: Субкомпенсация

При определенной длительности и интенсивности работы высокий уровень

физиологических реакций начинает снижаться и показатели ФСО

ухудшаются. В этой фазе начинается специфическое состояние утомления,

субъективно проявляющееся в усталости. Основным фактором вызывающим

утомление является интегральная напряженность деятельности или нагрузка.

Помимо абсолютной величины нагрузки на степень утомления влияют:

характер нагрузки (статическая, динамическая);

распределение нагрузки во времени;

опасные и вредные факторы;

нарушения режима труда и отдыха.

Шестая фаза: Декомпенсация

В этом состоянии быстро ухудшается состояние оператора и ухудшается

точность координации

Седьмая фаза: Срыв

Здесь наблюдается расстройство регулирующих механизмов

23

  1   2   3

Похожие:

Лекции по бжд iconБжд бжд
Головная боль, потливость, головокружения, сужение зрачков, нарушение зрения, повышенное слюноотделение, жидкий стул
Лекции по бжд icon1бжд – как наука. Определение, цели, структура и задачи
Поэтому объектом изучения бжд является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек – среда обитания»....
Лекции по бжд iconВопросы к практическим занятиям по «Безопасности жизнедеятельности»...
Занятие Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (бжд). Безопасность жизнедеятельности как наука. Объект, субъект и методы,...
Лекции по бжд iconПрограмма лекции Адрес Время проведения лекции Участники лекции 12...

Лекции по бжд iconПлан-конспект лекции Тема лекции «Культура Античности»
Зелинский Ф. Ф. Древний мир и мы. Научно популярные статьи [1904]. Спб., 1997. ("Из жизни идей", т. 2)
Лекции по бжд iconСамостоятельная работа студентов по дисциплине «pr-технологии в коммерческой деятельности»
Посещение лекции студентом оценивается в 1 балл. Активное участие в обсуждение вопросов, рассматриваемых на лекции – 0,5 балла
Лекции по бжд iconМетодические указания по проведению лекции дисциплина: геоинформатика Тема лекции
Знакомство (представление преподавателя студентам, контактная информация, озвучивание формы аттестации и требований по ней)
Лекции по бжд iconЕсть возможность пройти тестирование на тест тренажере для успешной...
Есть возможность пройти тестирование на тест тренажере для успешной сдачи экзамена по бжд и подготовки к Интернет тестированию
Лекции по бжд icon1. Аграрное право как комплексная отрасль права
Она ведёт и лекции, и семинары. В зимнюю сессию экзамен. Лекции раз в две недели, семинары каждую неделю
Лекции по бжд iconЛекции по истории философии. Кн 1817-1830
Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн спб.: Наука, 1999. 582с. С. 85-572
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница