Скачать 182.24 Kb.
|
Содержание Тематика рефератов |
Вопросы к практическим занятиям по «Безопасности жизнедеятельности» для студентов 1 курса ФИХО(Д) Раздел 1. Человек и среда обитания. Занятие 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности (БЖД). Безопасность жизнедеятельности как наука. Объект, субъект и методы, используемые в БЖД.
Занятие 2. Понятие среды обитания и экологических факторов: биотических, абиотических, антропогенных.
Занятие 3. Безопасность в различных сферах жизнедеятельности.
а). Суточные изменения освещенности. Влияние освещенности на зрительный анализатор. Заболеваемость и травматизм при несоблюдении требований к освещению. Естественное и искусственное освещение. Требования к системам освещения. б). Механические колебания. Виды вибраций и их воздействие на человека. Защита от вибраций. Общие способы борьбы с вибрацией. в). Акустические колебания. Действие шума на человека. Устранение или уменьшение шума в источниках его образования. Инфра- и ультразвук. Защита от шума, инфра- и ультразвука. г). Статические электрические и магнитные поля. Действие электрических зарядов, электромагнитных полей на организм человека. Особенности воздействия лазерного излучения. Защита людей от вредных воздействий электростатических зарядов, электромагнитных полей, лазерного излучения. д). Ионизирующие излучения. Внешнее и внутреннее облучение. Их действие на организм человека. Категории облучаемых лиц и групп критических органов. Допустимые уровни внешнего облучения. Норма радиационной безопасности. е). Электрический ток. Воздействие электрического тока на организм человека. Условия поражения человека электрическим током. Защита от поражения электрическим током. Раздел 2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Занятие 4. Элементы государственной деятельности по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Раздел 3. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Занятие 5. Чрезвычайные ситуации локального характера и защита от них.
Городской общественный (трамвай, троллейбус, автобус, метро) и автомобильный транспорт. Опасные и аварийные ситуации на транспорте. Правила безопасного поведения пассажиров при пользовании городским общественным транспортом и при аварийных ситуациях.)
Занятие 6. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от их последствий. 1. ЧС геофизического характера (землетрясения, извержения вулканов). 2. ЧС геологического характера (сели, оползни, обвалы, лавины и т.д.). 3. ЧС метеорологического и агрометеорологического характера (ураганы, бури, смерчи, сильные морозы, жара, дожди и т.д.). 4. ЧС морского гидрологического характера (цунами, циклоны и т.д.). 5. ЧС гидрологического характера (наводнения, половодья, заторы, зажоры и т.д.); гидрогеологического характера (низкие и высокие уровни грунтовых вод). 6. Природные пожары (лесные, торфяные и т.п.). 7. Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями (эпифитетии, панфитетии и т.п.). 8. Инфекционные заболевания людей (эпидемии, пандемии и т.п.). 9. Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных (инзетии, элизетии, панзетии и т.п.). 10. Мероприятия по уменьшению возможных последствий от чрезвычайных ситуаций природного характера. Правила поведения населения в чрезвычайных ситуациях природного характера. Занятие 7. Основы пожарной безопасности.
Занятие 8. Нарушение экологического равновесия. Чрезвычайные ситуации экологического характера
Занятие 9. Чрезвычайные ситуации криминогенного характера и защита от них. Криминогенная опасность. 1. В чем причины резкого роста преступности в России в 1990-е годы? 2. Какие виды преступлений являются наиболее опасными? 3. Чем опасен рост организованной преступности? 4. В чем заключаются особенности экономической преступности? 5. Раскройте особенности региональной преступности (на примере своего региона). 6. Какие меры принимаются в стране по пресечению преступности? 7. Дайте социальную характеристику современного преступника. 8. Что такое виктимность? 9. Охарактеризуйте зоны повышенного риска. 10. Как избежать экстремальных опасностей криминального характера на улице? 11. Назовите основные способы защиты жилища. 12. Что такое мошенничество и как можно от него защититься? Занятие 10. Общественная опасность терроризма. Виды террористических актов. 1. Что такое терроризм, каковы его корни? 2. Чем обусловлены особенности современного терроризма? 3. Раскройте основные трактовки сущности терроризма. 4. Чем объясняется политическая обусловленность современного терроризма? 5. Что способствует ослаблению терроризма? 6. Какое влияние на характер терроризма оказывает научно-технический прогресс? 7. Какие причины и факторы способствуют распространению терроризма в России? 8. Как терроризм влияет на общественную жизнь России? 9. Назовите основные правила профилактики терроризма в жилых домах. 10. Что нужно делать для предотвращения взрывов на улице? 11. Как вести себя при захвате террористами объекта? 12. Назовите основные правила поведения при проведении операции по обезвреживанию террористов. Раздел 4. Организация и проведение работы в общеобразовательном учреждении в области безопасности жизнедеятельности. Занятие 11. Действия учителя при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, террористических актах. Действия педагогического персонала и учащихся. 1. Оповещение о чрезвычайных ситуациях службами ГО и ЧС. Разработка плана эвакуации коллектива школы при ЧС. Схема эвакуации. 2. Действия педагогического коллектива и учащихся по эвакуации из помещений при возникновении пожара (план эвакуации как обязательный документ для общеобразовательных учреждений при возникновении ЧС). 3. Порядок приема сообщений в общеобразовательном учреждении, содержащих угрозы террористического характера. Действия руководителя общеобразовательного учреждения и педагогического персонала по осуществлению антитеррористических мероприятий. Занятие 12. Методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях.
Раздел 5. Гражданская оборона и ее задачи. Занятие 13. Гражданская оборона, как система мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих в военное время.
История развития гражданской обороны.
Занятие 14. Правила поведения населения в условиях чрезвычайных ситуаций военного времени.
Жизнеобеспечение населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях.)
(Задачи, структура, организация го в образовательном учреждении. Разработка планирующей документации: приказы по организации ГО, по организации подготовки ГО, планы действии по предупреждению и ликвидации ЧС, план ГО, план эвакуации совершенствование учебно-материальной базы. Организация занятий. Функциональные обязанности и подготовка начальника ГО, начальника штаба ГО, должностных лиц и личного состава.) ^ 1. Виды и характер воздействия опасностей в системе «человек — среда обитания». 2. Влияние негативных факторов среды обитания на жизнедеятельность человека и защита от них. 3. Безопасное поведение в городе и в быту. 4. Безопасное поведение в городском общественном транспорте. 5. Безопасное поведение в условиях вынужденного автономного существования на природе. 6. Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях природного характера. 7. Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. 8. Нарушение экологического равновесия. Основные принципы и направления охраны окружающей среды. 9. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера. Основы самозащиты. 10. Роль единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в защите населения и территорий от последствий ЧС. 11. Роль гражданской обороны по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий. 12. Порядок планирования мероприятий гражданской обороны на объектах экономики и в образовательных учреждениях. 13. Современные способы защиты населения от оружия массового поражения. 14. Мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени 15. Законодательство Российской Федерации в области безопасности и защиты граждан, общества и государства. 16. Влияние вредных веществ на среду обитания. 17. Внешнее и внутреннее облучение. 18. Комбинированные поражения. 19. Лучевая болезнь 20. Пути обезвреживания: вибрация, акустические колебания. 21. Видимое световое излучение. 22 Электромагнитное излучение. 23. Личная, общественная и национальная безопасность человека. 24. Коллективные и индивидуальные средства защиты. ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ: 1. Алексеев Н.А. Стихийные явлена в природе: проявления, эффективность защиты. — М.: Мысль, 1988. 2. Арустамов Э.А. и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. М. 2006. 3. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Под ред. О.Н. Русакова. - СПб.: ЛТА, 1997. 4. Буралев ЮВ., Павлова ЕЛ. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: Учебник для вузов. М_; Транспорт 1999. 5.Безопасность жизнедеятельности. Сборник документов. -М.,1998. 6. . Белое С.В., Ильницкая А.В. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 1999. 7. Воробьев Ю.Л., Локтионов Н.И., Фалеев М.И. и др. Катастрофы и человек. — М.: АСТ-ЛТД, 1997. 8. Гостюшин А.В. Защити себя и близких. М.: Ринол-классик,1997. 9. ГостюшинА-В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. 10.. Действия населения в чрезвычайных ситуациях. Пособие. — М., МСЧ России, 1995. 11. Дуриков А.П. Радиация вокруг нас. Библиотечка журнала «Военные знания». — М., 1992. 11. Дубягин Ю.П., Богачева О.П. Школа выживания. М., Пихта, 1997. 12. Зайцев А.П. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация. — М., Библиотечка журнала «Военные знания», 1996. 13. Зайцев А.П. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы. Правила поведения и действия населения. — М., Библиотечка журнала «Военные знания», 1997. 14. Ильин А.А. Первые действия в экстремальной ситуации: школа выживания/.М.: Эксмо – Пресс. 2002. 15. Куликов Б.Г. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов.— М., Издательство МГПУ «Мир книги», 1998. 16. Кудрин А.Н., Скакун Н.П. Злейший враг. (О последствиях токсикомании и наркомании). — М., «Знание», 1990. 17. Кукин П.П. и др. Радиационная безопасность в жизнедеятельности человека. — Курск, 1995. 18. Киршин Н.М. Безопасность жизнедеятельности и медицины катастроф. М. 2005. 17. Лапин В.Л. и др. Безопасное взаимодействие человека с техническими системами. — Курск, 1995. 18. Латчук В.Н. и др. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. — М.: АСТ,1998. 19. Муравей Л.А. Безопасность жизнедеятельности/ Учебное пособте.2-е изд. перер. и доп.М.: Юнити- Дана.2004. 20. Медицина катастроф: Учебное пособие / Под ред. В.М. Рябочкина, Г.И. Назаренко. — М.: ИНИЛтд, 1996. 21. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях — М.: ВИШТИ, 1993. 22. Петров С.В., Бубнов В.Г. Первая помощь в экстремальных ситуациях. М.: ЭНАС, 2000. 23. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности. Ростов на Дону. 2004. 24. Шойгу С.К. и др. Учебник спасателя. — М.: МЧС России,1997. 25. Шойгу С.К. и др. Катастрофы и государство. — М.: Энер-гоатомиздат, 1997. 26. Шойгу С.К. и др. Охрана труда спасателей. — М.: МЧС России,1998. 27. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Под ред. Г.Э. Шлендера.- Изд.-во Вузовский учебник. 2008. 28. Михайлов Л.А., Соломин В.П. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. 2-е изд.. 2007. 29. Губанов В.М., Михайлов Л.А., Соломин В.П. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: Учеб. пособие. М., 2007. 30. Криминальные опасности и защита от них: Учеб. пособие / Под общ. ред. Л.А. Михайлова. М., 2010. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 1. Алексеев В.С. и др. ( в вопросах и ответах ).Словарь. М. 2006. 2. . Беленко С.В. Школа выживания. — М., 1992. 3 . Гостюшин А.В., Шубина С.И. Азбука выживания. — М.:Знание, 1995. 4. Грачев Н.М. и др. Защита человека от опасных излучений. М. 2005. 5. Кушелев В.П. Охрана природы от загрязнений промышленными выбросами. — М.: Химия, 1990. 6. Котик МЛ. Психология и безопасность. — Таллинн: Валгус, 1987. 7. Кушелев В.П. Охрана природы от загрязнений промышленными выбросами. — М.: Химия, 1990. 8. Лапин В.Л., Мартинсен А.Г., Попов В.М. Основы экологических знаний инженера: Учебное пособие. — М.: Экология, 1996. 9. Мячков СМ. География природного риска. — М.: МГУ. 1995. 10. Никитин К.Д. и др. Безопасность жизнедеятельности. Словарь – справочник. Красноярск. 2005. 11. Поленов В.В., Сербаринов ЕЛ. Безопасность человека в экстремальных условиях. — М., 1992. 12. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. М.: Воениздат, 1990. 13. Петров С.В. Действия при дорожно-транспортных происшествиях. М.: ЭНАС, 2004. 14. Савельев П.С. Пожары — катастрофы. — М.: Стройиздат, 1984. Система оценивания учебной работы студента (рейтинг - система )
рейтинг-2 – 20 баллов; рейтинг-3 – 20 баллов, всего 60 баллов. (Указано максимальное количество баллов за проверочные работы 1 вопрос – 1 балл.)
одно сообщение – 2 балла (10 сообщений в семестре на студента, итого – 20 баллов); презентация (от 20 до 25 слайдов с примерно равным количеством текстовых и визуальных материалов) – 6 баллов; (от 15 до 20 слайдов) – 4 баллов; (от 10 до 15 слайдов) – 2 балла.
на «отлично» - от 91 до 100 баллов; на «хорошо» - от 74 до 90 баллов; на «удовлетворительно» - от 61 до 73 баллов; За ответ на экзамене студент может набрать от 0 до 40 баллов к своему рейтингу в семестре. Набравшие в итоге менее 60 баллов получают оценку «неудовлетворительно». |
![]() | Министерство здравоохранения республики беларусь гродненский государственный... Планы и контрольные вопросы к практическим занятиям по пропедевтике внутренних болезней для студентов 3 курса лечебного и медико-психологического... | ![]() | Контрольные вопросы для самоподготовки к практическим и лабораторным... Белок как молекулярная основа живой материи. Роль белков в процессах жизнедеятельности |
![]() | Методические разработки к практическим занятиям для студентов по... С. Н. Фоломеев. Методические разработки к практическим занятиям для студентов по дисциплине «Социология, политология». Учебное пособие... | ![]() | 27. Патология пищеварительной системы Тема 27. 11 Методические указания к практическим занятиям для студентов VI курса медицинских факультетов |
![]() | Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса... Тромбоэмболия легочной артерии (как осложнение острых венозных тромбозов конечностей) | ![]() | Методические указания к практическим занятиям для студентов VI курса... ... |
![]() | Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим... Южный филиал национального университета биоресурсов и природопользования украины «крымский агротехнологический университет» | ![]() | Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса... Тема 27. 17. Хирургические осложнения у больных с инфекционной патологией. Дифференциальная диагностика между острыми хирургическими... |
![]() | Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса... Тема 26 Острые заболевания кожи и мягких тканей. Диагностика, дифференциальная диагностика. Методы консервативного и | ![]() | Методические указания к практическим занятиям для студентов VІ курса... Тема 26 Острые заболевания кожи и мягких тканей. Диагностика, дифференциальная диагностика. Методы консервативного и |