Скачать 4.32 Mb.
|
Начало формы Конец формы Конрад Лоренц. Агрессия![]() Сканировано 22.05.99. С.Гроховский ![]() ![]() Конрад Лоренц (1903--1989) -- выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников этологии, науки о поведении животных. В данной книге автор прослеживает очень интересные аналогии в поведении различных видов позвоночных и вида Homo sapiens, именно поэтому книга публикуется в серии "Библиотека зарубежной психологии". ^ обусловленным свойством всех высших животных -- и доказывая это на множестве убедительных примеров, -- автор подводит к выводу; "Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурноисторического и технического развития." ^ Соломона", "Человек находит друга", "Год серого гуся". ![]() ^ (так называемое "зло")Перевод с немецкого Г.Ф.Швейника МОСКВА ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА "ПРОГРЕСС" "УНИВЕРС" ![]() ОГЛАВЛЕНИЕПредисловие ...............5 1. Пролог в море .............10 2. Продолжение в лаборатории ....19 3. Для чего нужна агрессия ......30 4. Спонтанность агрессии .......56 5. Привычка, церемония и волшебство..63 6. Великий Парламент Инстинктов . .91 7. Поведенческие аналогии морали . .114 8. Анонимная стая ............144 9. Сообщество без любви ........154 10. Крысы ................161 11. Союз .................169 12. Проповедь смирения ........218 13. Се человек ..............233 14. Надеюсь и верю ...........257 ![]() Жене моей посвящается ПРЕДИСЛОВИЕОдин мой друг, взявший на себя труд критически про- читать рукопись этой книги, писал мне, добравшись до ее середины: "Вот уже вторую главу подряд я читаю с захва- тывающим интересом, но и с возрастающим чувством не- уверенности. Почему? Потому что не вижу четко их связи с целым. Тут ты должен мне помочь". Критика была впол- не справедлива; и это предисловие написано для того, что- бы с самого начала разъяснить читателю, с какой целью написана вся книга и в какой связи с этой целью находятся отдельные главы. В книге речь идет об агрессии, то есть об инстинкте борьбы, направленном против собратьев по виду, у живо- тных и у человека. Решение написать ее возникло в ре- зультате случайного совпадения двух обстоятельств. Я был в Соединенных Штатах. Во-первых, для того, чтобы читать психологам, психоаналитикам и психиатрам лек- ции о сравнительной этологии и физиологии поведения, а во-вторых, чтобы проверить в естественных условиях на коралловых рифах у побережья Флориды гипотезу о бое- вом поведении некоторых рыб и о функции их окраски для сохранения вида, - гипотезу, построенную на аквариум- ных наблюдениях. В американских клиниках мне впер- вые довелось разговаривать с психоаналитиками, для ко- торых учение Фрейда было не догмой, а рабочей гипоте- зой, как и должно быть в любой науке. При таком подходе стало понятно многое из того, что прежде вызывало у меня возражения из-за чрезмерной смелости теорий Зигмунда Фрейда. В дискуссиях по поводу его учения об инстинктах выявились неожиданные совпадения результатов психо- анализа и физиологии поведения. Совпадения существен- ные как раз потому, что эти дисциплины различаются и постановкой вопросов, и методами исследования, и - главное - базисом индукции. Я ожидал непреодолимых разногласий по поводу поня- тия "инстинкт смерти", который - согласно одной из тео- рий Фрейда - противостоит всем жизнеутверждающим инстинктам как разрушительное начало. Это гипотеза, чуждая биологии, с точки зрения этолога является не только ненужной, но и неверной. Агрессия, проявления которой часто отождествляются с проявлениями "инс- тинкта смерти", - это такой же инстинкт, как и все ос- тальные, и в естественных условиях так же, как и они, служит сохранению жизни и вида. У человека, который собственным трудом слишком быстро изменил условия своей жизни, агрессивный инстинкт часто приводит к гу- бительным последствиям; но аналогично - хотя не столь драматично - обстоит дело и с другими инстинктами. На- чав отстаивать свою точку зрения перед друзьями-психо- аналитиками, я неожиданно оказался в положении чело- века, который ломится в открытую дверь. На примерах множества цитат из статей Фрейда они показали мне, как мало он сам полагался на свою дуалистическую гипотезу инстинкта смерти, которая ему - подлинному монисту и механистически мыслящему исследователю - должна была быть принципиально чуждой. Вскоре после того я изучал в естественных условиях теплого моря коралловых рыб, в отношении которых зна- чение агрессии для сохранения вида не вызывает сомне- ний, - и тогда мне захотелось написать эту книгу. Этоло- гия знает теперь так много о естественной истории агрес- сии, что уже позволительно говорить о причинах некото- рых нарушений этого инстинкта у человека. Понять при- чину болезни - еще не значит найти эффективный спо- соб ее лечения, однако такое понимание является одной из предпосылок терапии. Я чувствую, что мои литературные способности недо- статочны для выполнения стоящей передо мной задачи. Почти невозможно описать словами, как работает систе- ма, в которой каждый элемент находится в сложных при- чинных взаимосвязях со всеми остальными. Даже если объяснять устройство автомобильного мотора - и то не знаешь, с чего начать. Потому что невозможно усвоить информацию о работе коленчатого вала, не имея понятия о шатунах, поршнях, цилиндрах, клапанах... и т. д., и т. д. Отдельные элементы общей системы можно понять лишь в их взаимодействии, иначе вообще ничего понять нельзя. И чем сложнее система - тем труднее ее исследовать и объяснить; между тем структура взаимодействий инстин- ктивных и социально-обусловленных способов поведе- ния, составляющих общественную жизнь человека, не- сомненно является сложнейшей системой, какую мы только знаем на Земле. Чтобы разъяснить те немногие причинные связи, которые я могу - как мне кажется - проследить в этом лабиринте взаимодействий, мне волей- неволей приходится начинать издалека. К счастью, все наблюдаемые факты сами по себе интересны. Можно на- деяться, что схватки коралловых рыб из-за охотничьих участков, инстинкты и сдерживающие начала у обще- ственных животных, напоминающие человеческую мо- раль, бесчувственная семейная и общественная жизнь кваквы, ужасающие массовые побоища серых крыс и дру- гие поразительные образцы поведения животных удержат внимание читателя до тех пор, пока он подойдет к пони- манию глубинных взаимосвязей. Я стараюсь подвести его к этому, по возможности, точ- но тем же путем, каким шел я сам, и делаю это из принци- пиальных соображений. Индуктивное естествознание всегда начинается с непредвзятого наблюдения отдельных фактов; и уже от них переходит к абстрагированию общих закономерностей, которым все эти факты подчиняются. В большинстве учебников, ради краткости и большей до- ступности, идут по обратному пути и предпосылают "спе- циальной части" - "общую". При этом изложение выиг- рывает в смысле обозримости предмета, но проигрывает в убедительности. Легко и просто сначала сочинить некую теорию, а затем "подкрепить" ее фактами; ибо природа настолько многообразна, что если хорошенько по- искать - можно найти убедительные с виду примеры, подкрепляющие даже самую бессмысленную гипотезу. Моя книга лишь тогда будет по-настоящему убедительна, если читатель - на основе фактов, которые я ему опи- шу, - сам придет к тем же выводам, к каким пришел я. Но я не могу требовать, чтобы он безоглядно двинулся по столь тернистому пути, потому составлю здесь своего рода путеводитель, описав вкратце содержание глав. В двух первых главах я начинаю с описания простых наблюдений типичных форм агрессивного поведения; за- тем в третьей главе перехожу к его значению для сохране- ния вида, а в четвертой говорю о физиологии инстинктив- ных проявлений вообще и агрессивных в частности - до- статочно для того, чтобы стала ясной спонтанность их не- удержимых, ритмически повторяющихся прорывов. В пя- той главе я разъясняю процесс ритуализации и обособле- ния новых инстинктивных побуждений, возникающих в ходе этого процесса, - разъясняю в той мере, насколько это нужно в дальнейшем для понимания роли этих новых инстинктов в сдерживании агрессии. Той же цели служит шестая глава, в которой дан общий обзор системы взаимо- действий разных инстинктивных побуждений. В седьмой главе будет на конкретных примерах показано, какие ме- ханизмы "изобрела" эволюция, чтобы направить агрес- сию в безопасное русло, какую роль при выполнении этой задачи играет ритуал, и насколько похожи возникающие при этом формы поведения на те, которые у человека дик- туются ответственной моралью. Эти главы создают пред- посылки для того, чтобы можно было понять функциони- рование четырех очень разных типов общественной орга- низации. Первый тип - это анонимная стая, свободная от какой-либо агрессивности, но в то же время лишенная и личного самосознания, и общности отдельных особей. Второй тип - семейная и общественная жизнь, основан- ная лишь на локальной структуре защищаемых участков, как у кваквы и других птиц, гнездящихся колониями. Третий тип - гигантская семья крыс, члены которой не различают друг друга лично, но узнают по родственному запаху и проявляют друг к другу образцовую лояльность; однако с любой крысой, принадлежащей к другой семье, они сражаются с ожесточеннейшей партийной ненави- стью. И наконец, четвертый вид общественной организа- ции - это такой, в котором узы личной любви и дружбы не позволяют членам сообщества бороться и вредить друг другу. Эта форма сообщества, во многом аналогичного че- ловеческому, подробно описана на примере серых гусей. Надо полагать, что после всего сказанного в первых одиннадцати главах я смогу объяснить причины ряда на- рушений инстинкта агрессии у человека, 12-я глава - "Проповедь смирения" - должна создать для этого новые предпосылки, устранив определенное внутреннее сопро- тивление, мешающее многим людям увидеть самих себя как частицу Вселенной и признать, что их собственное по- ведение тоже подчинено законам природы. Это сопротив- ление заложено, во-первых, в отрицательном отношении к понятию причинности, которое кажется противореча- щим свободной воле, а во-вторых, в духовном чванстве че- ловека. 13-я глава имеет целью объективно показать со- временное состояние человечества, примерно так, как увидел бы его, скажем, биолог-марсианин. В 14-й главе я пытаюсь предложить возможные меры против тех нару- шений инстинкта агрессии, причины которых мне кажут- ся уже понятными. |
![]() | Агрессия Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"): Пер с нем. М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. 272 с | ![]() | Агрессия Конрад Лоренц (1903 1989) – выдающийся австрийский учёный, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников этологии, науки о... |
![]() | Конрад Лоренц Восемь смертных грехов цивилизованного человечества Аврааму из Санта Клары Мы живём, однако, в такое время, когда некоторые опасности яснее всего видит естествоиспытатель. Поэтому проповедь... | ![]() | 1 Агрессия: определение и основные теории Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — Спб: Питер, 2001. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии») |
![]() | Известный австрийский зоолог, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц... Для домашнего разведения котируются сирийские, золотистые или мохноногие (самые мелкие домашние хомячки). У этого зверька в наличии... | ![]() | Профилактика агрессивного поведения подростков Вопросы для изучения:... Среди мальчиков подросткового возраста распространены жестокие, сопряженные с физическим насилием командные игры, в которых, согласно... |
![]() | Открытое письмо «Поможем Хабарову!» Мы, нижеподписавшиеся, просим обратить внимание на, так называемое, дело «полковника Хабарова», или «уральских мятежников», которое... | ![]() | Кернберг О. Ф. К 74 Агрессия при расстройствах личности и перверсиях /Пер с англ. А. Ф. Ускова К 74 Агрессия при расстройствах личности и перверсиях/Пер с англ. А. Ф. Ускова. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1998. — 368 с. —... |
![]() | Дмитрий Емец Стеклянный страж Как только человека перестает радовать... ... | ![]() | О героях подлога и об ошибках большевиков 248 Кончилось так называемое Демократическое совещание. Слава богу, еще одна комедия осталась позади. Мы все же таки идем вперед, если... |