«Эволюция органического мира. Основные направления и возможные перспективы»


Скачать 351.09 Kb.
Название«Эволюция органического мира. Основные направления и возможные перспективы»
страница1/3
Дата публикации30.04.2013
Размер351.09 Kb.
ТипУрок
userdocs.ru > Биология > Урок
  1   2   3
Эволюция органического мира.

Основные направления и возможные перспективы

(Что ждёт человечество в будущем?)

разработка урока по биологии

на основе целостного подхода

к образовательному курсу «Биология»

для 11 класса
Урок на тему «Эволюция органического мира. Основные направления и возможные перспективы» проводится в 11 классе и соответствует программе по биологии для общеобразовательных школ уровню стандарта. Особенностью урока является построение его с точки зрения основных рекомендаций к гуманному уроку. Пространство урока организовано таким образом, чтобы биологический материал, раскрывающий тему, служил той средой, в которой развивается живая человеческая мысль юношей и девушек. Чтобы потребность в философско-обобщённом мышлении молодых людей, находила удовлетворение в поиске ответов на вопросы о строении и возникновении нашего мира, своём предназначении в нём, и о будущем мира, частью которого чувствуют себя выпускники. Урок, таким образом, из урока биологии перерастает в урок образовательного курса биологии, который не только передаёт сумму знаний, а воспитывает мировоззрение ученика.

Мы сознательно уходим от понятия «формировать мировоззрение», так как согласно основным допущениям гуманной педагогики, ребёнок «есть явление (веление духа) в нашей земной жизни, он есть носитель своего предназначения, своей миссии, в нем заключена величайшая энергия духа, возможность неограниченного духовного совершенствования» [5.C. 13].

Формирование не учитывает духовной природы ребёнка и предполагает определённую степень насилия и авторитаризма, так как основывается только на внешней стороне воспитательного процесса. При формировании не учитываются внутренние особенности личности, ей предлагается определённая мировоззренческая конструкция, которая должна быть усвоена как эталон. Активность личности принимается лишь в том смысле, что она должна усвоить определённый шаблон мышления и поведения, не допускающий отхода от эталона, предложенного учителем.

«Духовная суть Ребёнка, – согласно гуманной педагогике, – дополняется ведущими качествами его земной психологической природы:

страсть к развитию,

страсть к взрослению,

страсть к познанию,

страсть к свободе.

Так мы получаем понимание целостной сущности Ребёнка: он есть полнота двух природ – духовной и материальной, в которых ведущей является Природа Духовная.

Исходя из этого:

рождается новый фундаментальный принцип, гласящий о том, что весь педагогический процесс должен строиться сообразно целостной сущности Ребёнка, а не только его материальной природе» [5.С.13-14].

Исходя из этого, становится понятным, что урок, построенный на основе принципов гуманной педагогики, будет отличаться от обычного урока той же темы не только по методам и приемам, но и по глубинному внутреннему содержанию и по своему влиянию на процесс познавательной деятельности учащихся.

Перечислим некоторые основные отличительные особенности гуманной педагогики.

«Гуманная педагогика исходит из идей духовной общности, сотрудничества и сотворчества, устремлённых от сердца к сердцу. Она направлена на облагораживание души, сердца и разума Ребёнка, а знания мыслятся как путь восхождения к цели.

Гуманная педагогика вбирает Ребёнка полностью и таким, какой он есть. Воспитывает детей для жизни и с помощью самой жизни….

Образовательные процессы гуманной педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, доверия, творящего терпения, свободного выбора, радости познания, любви. Гуманная педагогика строится на аксиомах: любовь воспитывается любовью; доброта воспитывается добротой; успех взращивается успехом; благородство воспитывается благородством…» [5. С.19-20].

Этот урок является частью в системе уроков биологии, организованных с точки зрения гуманной педагогики, поэтому методы и приёмы, предложенные на нём, являются выражением планомерной работы, направленной на создание духовной общности между учителем и учениками, при которой каждый чувствует себя, «прежде всего, не учеником, а человеком. В таком общении каждый предстаёт перед вами, не таким, каким делает его оценка, а таким, каков он есть, когда раскрываются все его человеческие способности и задатки». «Само это общение и является неисчерпаемым источником той радости, которая навсегда оставляет отпечаток в эмоциональной памяти учителя, благодаря которой дни и часы общения с детьми вспоминаются как счастливейшее время жизни» [8.С.24].

Урок сопровождается искренним удивлением, восхищением одного человека «перед духовными богатствами другого и, прежде всего, перед богатством мысли» [7. С.26]. В уроке присутствуют возвышающие образы, способные воспламенить детские сердца, вселить в них веру в прекрасное будущее и активизировать силы для осуществления этого будущего.

Постановка целей урока выходит за рамки требований к уроку биологии и охватывает мировоззренческий уровень старшеклассников через обращение взгляда ученика не вовне, а внутрь собственной личности. Знания, приобретаемые в ходе урока, не являются только интеллектуальным грузом, необходимым для сдачи аттестаций и независимого тестирования. Они освещают внутренний мир ученика, помогая ему определить свою позицию в мире. Хороший урок должен вдохновлять ученика на собственные поиски ответов на возникающие вопросы. А «вдохновлённый от тебя ученик, – пишет Ш. А. Амонашвили, – полюбит тебя, и это защитит его от дурных влияний. Он устремится к созиданию красоты внутри себя, и он почувствует смысл жизни. Он будет радоваться познанию и своему духовно-нравственному взрослению, и он утвердится в социуме. Он найдет себя, откроет могущество воли» [1. С.41].

Урок – живое творение учителя и учеников, это «форма организации жизни учеников» (Ш.А.Амонашвили). Он передаёт свет радости и познания ученикам, а возможно это только при большой эрудиции учителя и его собственном ощущении радости познания.

«Костёр живой мысли в сознании своих воспитанников зажжет только тот педагог, который знает в сто раз больше, чем того требует обязательная программа. Если у учителя есть это богатство, то его интеллектуальное общение неминуемо выходит за рамки урока и приобретает индивидуальный характер: интеллект педагога и интеллект отдельных учеников связываются десятками нитей – это и есть живые дорожки от сердца к сердцу» [7.С.27].

Таким образом, рамки урока расширяются за счёт материала, который не является обязательным для усвоения программы по биологии, но именно этот материал «оживляет» урок, вводить его в единую связанную систему уроков о мире. «К мастерству воспитательного воздействия личности воспитателя на коллектив и личность воспитанника можно прийти лишь тогда, – пишет В.А. Сухомлинский, – когда на уроке между обязательными знаниями и тем, что выходит за пределы программы, как бы перебрасывается мостик, и воспитатель ведёт своего питомца по этому мостику. … Влияние личности учителя на ученика заключается в том, «что человек оставляет в другом человеке свою мудрость, ясность ума, неискоренимую жажду и потребность знать» [9. С.598].

Урок на основе гуманной педагогики строится по определённым законам, которые раскрыты Ш.А.Амонашвили на авторских семинарах. Перечислим эти законы.

Закон Красоты, который реализуется не только в подборе материала и образах, насыщающих пространство урока, но и в изящной манере исполнения урока.

Закон Вдохновения, проявляющийся в том, что учитель сам вдохновляется от детей и вдохновляет их.

Закон Любви и творящего терпения. Об этом законе следует сказать особо, так как он питает и насыщает урок особой живительной силой и придаёт всему уроку определённую сердечную направленность. Фокусом пространства урока является сердце учителя и в зависимости от того, насколько оно способно излучать искреннюю любовь и творящее терпение к ученикам, настолько урок организуется природосообразно глубинным потребностям детей. И здесь следует сказать ещё об одном важном качестве учителя, выбравшего путь гуманной педагогики. Ему необходима вера в Высшие законы и Принципы, управляющие миром. Вера в «Живые Небеса», которые есть над нами. И тогда учитель из своей изолированной личностной жизни приобщается к «жизни мировой» и становится «соработником у Бога», дополняя уходящую в бесконечность череду учителей от скромного земского учительства, своих школьных учителей, до блистающих личностей Януша Корчака и В.А.Сухомлинского.

Перечислим ещё некоторые требования к уроку, раскрытые Ш.А.Амонашвили на авторских семинарах, согласно которым строится предложенный урок.

Тема урока должна быть восходящая, образно-выраженная, нести в себе определённую новизну. Желательно предложить лейтмотив урока, направленный на развитие ума и чувств, к которому в течение урока следует возвращаться как к некой оси урока, не позволяющей мысли растекаться в различных направлениях и возвращающей её к решению конкретной задачи. Необходимо сообщить учащимся план сотрудничества на уроке, попросить учеников его дополнить или изменить, если в этом возникнет потребность. Урок должен иметь отличительный признак, позволяющий выделить его из обычной школьной жизни как урок-праздник, на котором будет разворачиваться интересное действо, жизненнонеобходимое ученикам. Учителю следует обратить внимание на диалогическую культуру урока, пусть в ходе урока сердце учителя улыбается.

^ Задачи урока – размышления

Эволюция органического мира Земли. Основные направления и возможные перспективы

(Что ждёт человечество в будущем?)

  • Обобщить знания об основных закономерностях эволюции органического мира Земли на основе фактического биологического материала, показать созидательную роль эволюции, направленную на появление человека.

  • Развивать представления об универсальности закона Эволюции для всех структур Мироздания от живого организма до Вселенной, от косной материи до живой. Поставить вопрос о причинах возникновении жизни на Земле, уяснив существенную разницу между косной и живой материей.

  • Размышляя над местом человека в системе органического мира, выдвинуть гипотезы возможных результатов эволюции жизни на Земле и человечества, связать возможные эволюционные изменения в среде людей с нравственным самосовершенствованием человечества. Воспитывать осознание учащимися своей ответственности за продвижение человечества по пути эволюции

^ Духовно-нравственный аспект урока

Создать развивающую среду на уроке, в которой учащиеся смогли бы задуматься над единством действия закона эволюции, как во внешнем мире природы, так и во внутреннем духовном мире людей, а также над своей мерой ответственности за нравственное состояние человечества.

^ Оборудование урока

Мультимедийный проектор для демонстрации слайдов, содержащих иллюстрированный материал урока, фрагмент фильма «Зарождение жизни», раздаточный материал для групп или пар учащихся (работа на уроке может быть организована и в группах, и в парах, согласно тому, как сидят учащиеся). Биология. Учебник для 11 класса общеобразовательных учебных учреждений: уровень стандарта, академический уровень / П.Г.Балан, Ю.Г.Вервес.- К.: Генеза, 2011. – перевод с украинского Ю.Г.Вервеса.

Раздаточный материал к уроку

Карточка 1. – «Что такое ЖИЗНЬ?»

Карточка 2. – «Уровневая организация жизни»

Карточка 3. – «Эволюционные события от возникновения Вселенной до появления человека»

Карточка 4. – таблица «Развитие органического мира на Земле»

Карточка 1. Что такое ЖИЗНЬ?

Задание. Вычеркните те понятия, которые являются лишними в определении жизни, пояснив ответ.

Жизнь – это_____________________________________________________________

Открытая система, цельная структура без системной организации, закрытая система, наследственный аппарат в виде ДНК или РНК, иерархическое построение или уровневая организация, гомеостаз, взаимосвязь, самовосстановление, изоляция, независимость, эволюция, конечное существование

^ Карточка 2. Уровневая организация жизни

Задание. Заполните пропуски, последовательно указывая основные уровни организации жизни.

молекулярный – ______________– тканевой –__________________–

___________________ – экосистемный – биосферный –

____________________________________– __________________________

Карточка 3. ^ Эволюция от возникновения Вселенной до появления человека

Задание. Выберите из перечисленных событий те, которые соответствуют приведенной хронологии

13,7 млрд. лет______________________________

5 млрд. лет________________________________

3,8 млрд. лет_______________________________

450 млн. лет________________________________

4-5 млн. лет___________________________________

300 тыс. лет_____________________________________

Появление древнейших гоминид, появление человека, возникновение Вселенной, возникновение Солнечной Системы и Земли, выход жизни на сушу, появление первых следов жизни на Земле.

Карточка 4.

^ Развитие органического мира на Земле



Эра

Основные события

Ароморфозы

1

^ Архей

Эра древнейшей жизни

4.5 -2,6млрд. лет

следы жизни с 3,8 млрд. лет


Появление бактерий, сине-зелёных водорослей

Многоклеточность, половой процесс, фотосинтез.

2

Протерозой

Эра первичной жизни

2,5 млрд.- 600 млн. лет назад


Расцвет кишечнополостных, возникновение всех типов беспозвоночных


Двусторонняя симметрия тела и способность строить наружный скелет


3

Палеозой

Эра древней жизни 540-250 млн. лет с 6 периодами:

Кембрий, Ордовик, Силур, Девон, Карбон, Пермь

Выход жизни на сушу

(450 млн. лет)!!!

Освоение насекомыми суши, появление земноводных и пресмыкающихся, семенных папоротников


Внутренний скелет, легкие животных, органы и ткани растений, семя


4

^ Мезозой

Эра средней жизни

248-65 млн. лет с 3 периодами: Триас, Юра, Мел.


Расцвет пресмыкающихся, появление млекопитающих и птиц


У животных - теплокровность, рождение живых детёнышей и выкармливание их молоком,

у растений - появление цветка

5

Кайнозой

Эра новой жизни

65 млн. лет - наше время с 3 периодами.

Палеоген, Неоген, Антропоген

Расцвета цветковых растений, насекомых, птиц и млекопитающих, появление человека

Достигает своего расцвета эволюционная тенденция – цефализация – увеличение объёмов головного мозга, ведущая к появлению мыслящего существа



^ Ход урока

Организационная часть урока. Эта одна из важных частей урока, по времени она занимает 2-3 минуты, но по возможностям создать особое внутреннее пространство урока, в котором только и может состояться духовная общность, занимает основное место в структуре урока. Если не воспользоваться возможностями организационной части и провести её формально, то урок в гуманно-личностных отношениях не состоится. Невозможно будет создать доверительные отношения, которые зарождаются именно в 2-3 минуты начала урока.

Обращение учителя к классу должно содержать всё его тепло и искреннее желание вместе с учениками открыть удивительные горизонты науки, за которыми каждый сможет обрести себя и лучше понять своё место в мире или задуматься над этим. Эту часть урока можно назвать «улыбка сердца учителя».

Обращение учителя:

- Здравствуйте, ребята. Наш урок сегодня будет необычным. Он не может зависеть только от меня, многое в этом уроке сможет состояться только, если вы мне поможете. Я искренне прошу у вас помощи и поддержки. Помогите мне, сделайте так, чтобы всё самое лучшее, что должно произойти на уроке, произошло, а то, что, возможно, будет нам мешать или уже начинает мешать, пусть уйдет из нашего общего пространства. Помогите мне, пожалуйста!

У нас итоговый урок-размышление на тему: «Эволюция органического мира Земли. Основные направления и возможные перспективы». Как вы понимаете, что такое урок- размышление?

– Ответы учеников.

– Да, это размышление вместе. Мы будем думать и размышлять вместе. Часто общество нам навязывает индивидуализм, конкуренцию, борьбу различных мыслей и идей. Но, если бы Природа строила свой мир только на конкуренции и индивидуализме, то не возникло бы природных сообществ и экосистем, не было бы взаимопомощи и мутуализма, не появился бы человек, так как человеку свойственен социальный образ жизни, а в нём без кооперации, сотрудничества, взаимопомощи не выжить. Мудрецы утверждают, что будущее человечества за умением слушать, слышать друг друга и за объединением разнородных сообществ людей в единое целое, где каждый при этом сохраняет свою неповторимость.

Соразмышление – это одна из высоких форм коллективного сознания, где каждый размышляет на одну тему, но при этом индивидуально и неповторимо. Приглашаю вас к соразмышлению на тему «Эволюция органического мира Земли. Основные направления и возможные перспективы», и очень надеюсь, что итогом урока будет общий результат свободной мысли каждого, который намного превысит возможные результаты индивидуальной мысли одного учителя или одного ученика. Сегодняшний урок благодаря нашему сотворчеству обязательно откроет не только для вас, но и для меня новые грани темы «Эволюция». У урока есть второе название, его подтема: «Что ждёт человечество в будущем?».

Пусть лейтмотивом наших соразмышлений станет восточная мудрость:
  1   2   3

Похожие:

«Эволюция органического мира. Основные направления и возможные перспективы» iconТема Основные принципы и понятия исследования операций и их формализация
Возможные и подходящие направления. Необходимые и достаточные условия для направлений
«Эволюция органического мира. Основные направления и возможные перспективы» iconУчебник: «Мировая по-ка как феномен глоб мира» Дробот Предмет мир...
Лекция 3; 27. 09. 2012; Современный мировой порядок, и его возможные перспективы в трудах российских ученых 11
«Эволюция органического мира. Основные направления и возможные перспективы» iconЛекция 3; 27. 09. 2012; Современный мировой порядок, и его возможные...

«Эволюция органического мира. Основные направления и возможные перспективы» iconПравила безопасной работы в лаборатории органического синтеза санкт-Петербург 2000 г
А для этого до начала любого синтеза необходимо тщательно продумать весь его ход, оценить возможные источники опасности и заранее...
«Эволюция органического мира. Основные направления и возможные перспективы» iconОсновные направления совершенствования банковской системы Тенденции...
Все это приводит к повышенному спросу на ресурсы со стороны банковской системы и к повышению процентных ставок
«Эволюция органического мира. Основные направления и возможные перспективы» iconЦарства органического мира
Всё живое на планете по родственным признакам разделено на группы. Пять самых больших групп называются царства
«Эволюция органического мира. Основные направления и возможные перспективы» iconПринимать различные решения
Анализ д б комплексным, т е охватывать все факторы, прямо или косвенно влияющие на хоз-ую деят-ть п/п. В эк анализе д б освещены...
«Эволюция органического мира. Основные направления и возможные перспективы» icon2. Немецкий историзм и позитивизм: основные методологические направления в историографии 19в
Методология истории» прочитал в стенах Берлинского университета И. Г. Дройзен в 1857г. Однако широкая разработка методологических...
«Эволюция органического мира. Основные направления и возможные перспективы» iconКнига написана по мотивам многосерийного аудиосериала «Эволюция Осознания»
Книга написана по мотивам многосерийного аудиосериала «Эволюция Осознания», который проходил в прямом эфире радио Тайна Мира
«Эволюция органического мира. Основные направления и возможные перспективы» icon5. Контрольные вопросы для подготовки к зачету / экзамену
Психология как наука: объект, предмет, основные направления. Основные методы психологических исследований
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница