План Периоды детского возраста и их характеристика. Универсальные потребности ребенка


Скачать 351.54 Kb.
НазваниеПлан Периоды детского возраста и их характеристика. Универсальные потребности ребенка
страница1/4
Дата публикации09.05.2013
Размер351.54 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Биология > Лекция
  1   2   3   4
Лекция № 1

Периоды детского возраста. Универсальные проблемы ребенка и способы их удовлетворения. Факторы, оказывающие воздействия на рост и развитие, возникновение заболеваний у детей.

План


  1. Периоды детского возраста и их характеристика.

  2. Универсальные потребности ребенка.

  3. Факторы, оказывающие воздействие на рост и развитие, возникновение заболеваний у детей.

  4. Особенности сбора информации о ребенке.




        1. Периоды детского возраста.

Организм ребенка отличается от организма взрослого человека, прежде всего быстрым ростом и развитием. Каждому возрастному периоду характерны определенные анатомо-физиологические особенности, исходя из которых, следует решать вопрос организации ухода, питания, воспитания, проведения мероприятий по специфической профилактике инфекционных заболеваний. В настоящее время большинство педиатров и врачей других специальностей, обслуживающих детей, пользуются несколько видоизмененной схемой периодизации детского возраста, предложенной Н. П. Гундобиным. В 1906 году. Согласно этой схеме выделяется 6 периодов в развитии ребенка от зачатия до наступления половой и социальной зрелости.

1 период - внутриутробного развития (антенатальный). Он длится 270-280 дней или 9 календарных месяцев или 10 лунных месяцев.

^ Первая фаза эмбрионального развития от 0 до 3-х месяцев. Вторая фаза плацентарного развития от 3-х месяцев до рождения.

2 период – новорожденности. Он длится с момента перевязки пуповины до 28 дня жизни.

3 период – грудного возраста. Он длится до 1 года жизни.

4 период – молочных зубов. Он длится с 1 года до 7 лет. В нем выделяют подпериоды:

  • Преддошкольный (от 1 года до 4 лет)

  • Дошкольный (от 4 лет до 7 лет)

5 период – отрочества (препубертатный). Он длится от 7 до 15 лет. В нем выделяют подпериоды:

  • Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет)

  • Средней школьный возраст (от 12 до 1 5 лет)

6 период – полового созревания (пубертатный). У девочек он длится с 13 до 18 лет, у мальчиков с 15 до 20 лет.

^ Первый период антенатального развития отличается особенно быстрыми темпами роста и развития плода и питанием его за счет материнского организма. Он характеризуется быстрым размножением и дифферецировкой клеток. В результате из единственной оплодотворенной яйцеклетки развивается эмбрион, в общих черта напоминающий младенца и имеющий закладки всех органов (фаза эмбрионального развития).

В фетальной фазе (плацентарного развития) происходят рост и созревание органов плода до той стадии функционального развития, которая необходима для выживания вне тела матери после родов.

^ Второй период новорожденности характеризуется новыми условиями внеутробной жизни и приспосабливанием организма ребенка к ним. Для организма ребенка характерна незрелость всех органов и систем, особенно центральной нервной системы. Ребенок в этом периоде требует тщательного постоянного ухода.

^ Третий период отличается быстрым ростом и увеличением массы тела, совершенствуется ЦНС, появляются координированные движения рук, развиваются стато-моторные функции. В это время большое внимание придается рациональному вскармливанию.

^ Четвертый период характеризуется совершенствованием всех органов и систем, развитием речи, психики, дети подвижны, любознательны, познают мир, повышается интеллектуальный уровень развития, к концу этого периода начинается смена молочных зубов.

^ Пятый период характеризуется бурным развитием мышления, появлением тонких координированных движений (навыки письма), молочные зубы заменяются на постоянные.

^ Шестой период характеризуется значительной перестройкой эндокринной системы, усилением функций половых желез, щитовидной железы, гипофиза.

Ускоренное физическое и половое созревание не всегда параллельно с интеллектуальным развитием, и это вызывает проблемы с воспитанием подростка. Этот период сложен и в психологическом отношении. Дети еще не становятся взрослыми, но уже перестают быть детьми, формируется характер и личность. Этот процесс часто труден как для самого подростка так и для родителей, учителей, сверстников. Пубертатный период называют переходным.

^ 2. Универсальные потребности ребенка.

Дышать, есть, пить, выделять – выживание.

Спать, быть чистым, одеваться и раздеваться, поддерживать температуру, быть здоровым, избегать опасности, двигаться – безопасность.

Общаться – принадлежность.

Иметь жизненные ценности – достижение гармонии и успеха.

Играть, учиться, работать – служение.

^ 3. Факторы, оказывающие воздействие на рост, развитие, возникновение заболеваний у детей.

Состояние здоровья ребенка сильно зависит от факторов среды, тогда как с достижением зрелости большинство людей адаптируется к ним. Оценить сравнительную важность отдельных факторов довольно трудно, однако неблагополучная среда обычно характеризуется рядом очевидных отрицательных признаков, на пример, низкий экономический уровень семьи увеличивает вероятность неполноценного питания, скученность проживания, отсутствия чистоты, солнечного света в жилище, часто сочетается с чрезмерной трудовой деятельностью матери, их невежеством и как следствие отсутствием хорошего ухода за ребенком. В таком случае многократно возрастают детская, особенно младенческая заболеваемость и смертность. Состояние здоровья детей младшего возраста может меняться в зависимости от времени года, так не смотря на борьбу с кишечными инфекциями заболеваемость ими летом, выше, чем зимой. Заболеваемость болезнями органов дыхания гораздо выше в январе, чем в июле.

Окружение ребенка имеет большое значение в развитии детских психических расстройств, наиболее важный фактор здесь – нестабильность в семье.

^ 4. Особенности сбора информации о ребенке.

Обследование ребенка в отличии от обследования взрослого имеет свои особенности. Главное – это то, что ребенка, особенно грудного, раннего возраста при обследовании опекает кто-либо из родителей, чаще всего мать. Поэтому контакт с родителями играет важную роль для контакта с самим ребенком. С первых минут общения родители стараются составить себе представление о медицинской сестре (фельдшере или враче). Если это представление окажется положительным, то родители будут прислушиваться к данным советам, а авторитет медработника будет расти. Родители ценят аккуратность во всем: во внешнем виде, во внимательности к ним и к их ребенку. Высоко ценится мягкость медработника и его уважительное отношение к родителям и их детям, какими бы они ни были по поведению, внешности, возрасту, социальному положению, культуре, достатку. В начале обследования медработник незаметно изучает ребенка и его родителей, а они – медработника. Дети старше 8-10 лет могут сами рассказать о своих ощущениях, предъявить жалобы. А о состоянии здоровья детей раннего возраста рассказывают родители.
^ Анамнез жизни ребенка начинают собирать с информации о первом периоде развития.

От какой по счету беременности, каких родов данный ребенок. Чем закончились предыдущие беременности и роды. Как протекала беременность у матери. Были ли признаки токсикоза, заболевания, воздействие вредных факторов и так далее. Как протекали роды. Оказывались ли какие – либо акушерские пособия. С какой массой тела и ростом родился ребенок, как закричал, когда приложили к груди, как сосал. Выполнена ли вакцинация против туберкулеза, на какой день ребенок был выписан из родильного дома. Как рос и развивался на первом году жизни. Когда начал держать голов, поворачиваться на бок, со спины на живот, когда начал сидеть, ползать, ходить. Сколько слов произносил в год.

Как долго ребенок вскармливался грудным молоком. Если искусственник, то какие смеси получал. Когда ввели прикорм и в виде чего. Когда и какие соки получал.

Аллергический анамнез. Все ли продукты, лекарственные вещества переносит. Если есть аллергические реакции, то в виде чего.
^ Генеалогический анамнез. Все ли в семье, близкие родственники здоровы.

Социальный анамнез.


Параметры

Благополучный анамнез

Неблагополучный анамнез

^ 1. Характеристика семьи

Семья полная

Семья не полная

2. Образовательный

уровень

Высшее или среднее специальное

Нет специального образования

3.Психологический

климат

Отношения между членами семьи дружные, нет вредных привычек

^ Отношения грубые, бытуют вредные привычки

4.Жилищно-

бытовые условия

и материальная

обеспеченность

Отдельная благоустроенная квартира. На 1 члена семьи не менее 7 кв. м.

^ Нет благоустроенных условий. Заработок на 1 члена семьи меньше прожиточного минимума


В случае благополучного анамнеза записывается коротко: социальный анамнез благополучный. В противном случае указывают неблагополучные параметры.
Были ли какие – либо травмы, операции, переливание кров.



Лекция №2

Антенатальный и неонатальный периоды.
План

1. Характеристика антенатального периода.

2. Значение дородовых патронажей и первичного патронажа к новорожденному.

3. Характеристика периода новорожденности.

4.Анатомо-физиологические особенности органов и систем доношенного и

недоношенного ребенка.

5. Признаки доношенности и признаки степени недоношенности.

6. Физиологические состояния новорожденных.

7. Правила вскармливания новорожденных.
^ 1.Антенатальный период

Период внутриутробного развития длиться с момента имплантации оплодотворенной яйцеклетки до момента родов. Первые 3 месяца являются критическими, так как в это время происходит закладка органов и тканей ребенка, формируется плацента. Воздействие повреждающих факторов в этот период приводит к формированию пороков развития. Основные причины развития внутриутробной патологии: наследственность, торможение гестационной доминанты (стрессы, психологические травмы), нарушение иммунологических взаимоотношений матери и плода, соматические заболевания матери, недостаточная активность эндокринных желез, внутриутробные инфекции, лекарственные вещества, ионизирующая радиация, нерациональное питание беременной.

Профилактика нарушений антенатального развития должна быть комплексной и включает в себя: лечение хронической патологии матери до беременности, плановое диспансерное наблюдение, исключение приема лекарств и рентгенологического обследования, рациональный режим и питание.

^ 2. Дородовый патронаж

Женская консультация 1 раз в 10 дней посылает в детскую поликлинику сигнальные талоны о взятых на учет беременных женщинах. Беременных женщин патронажная медсестра посещает до родов 2 раза.

Первый дородовый патронаж (бытовой) осуществляют на 22-23 неделе беременности. Выясняют условия труда и быта, состоянье здоровья, вредные привычки, обучают подготовке молочных желез к лактации, дают рекомендации по режиму дня, труда и отдыха, питанию.

Второй патронаж проводят на 32-40 неделе беременности. Цель его – забота о будущем ребенке, контроль за выполнением рекомендаций. Проводят беседы по организации уголка новорожденного, приобретения белья и предметов ухода. Уточняется адрес по которому будет жить мать с ребенком.
^ 3. Период новорожденности.

Определяется с момента перевязки пуповины до 28 дня жизни. До 7 дня – ранний неонатальный период, с 7 по 28 день – поздний неонатальный период. Период новорожденности имеет свои специфические особенности и характеризуется рядом морфологических, функциональных, биохимических изменений, возникающих в организме ребенка в связи с переходом к внеутробной жизни.
^ 4.Анатомо-физиологические особенности органов и систем доношенного и недоношенного ребенка.

Первые дни жизни (до 4-5 дня) идет так называемая «физиологическая убыль массы тела», которая не должна составлять более 10% от первоначальной массы. К 7-10 дню масса тела восстанавливается. Температура тела новорожденного зависит от температуры окружающей среды, так как недоразвита центральная терморегуляция.

Крик новорожденного ребенка громкий, настойчивый. Движения его спонтанные, отмечается небольшой тремор, может быть непостоянный горизонтальный нистагм. По мере созревания мозга к 2-4 месяцам жизни они исчезают. Наблюдаются рефлексы Робинзона (ребенок крепко захватывает вложенный в ладони палец и повисает на вытянутых руках).

^ Рефлекс Моро (при постукивании по поверхности, на которой лежит ребенок, он делает охватывающее движение руками).

Рефлекс Галанта (при раздражении кожи вдоль позвоночника ребенок выгибается, может быль дефекация).

^ Врожденные рефлексы сосания, глотания, опоры хорошо выражены.

Тело ребенка сохраняет свое утробное положение, так как выражен гипертонус конечностей. Кожа розовая, нежная, на плечах и на спине сохраняется пушковый волос, на голове хорошо выражен волосяной покров, ногти доходят до краев пальцев. Подкожно-жировой слой расположен равномерно, что придает телу округлость и полноту.

Мускулатура развита слабо. Телосложение неправильное. Высота головы составляет 1\4-1\5 длины тела. Конфигурация костей черепа (захождение одной кости за другую) быстро исчезает после рождения. Большой родничок, который образуется лобными и теменными костями, остается открытым. Он закрывается к 12-15 месяцам жизни. Туловище длиннее рук и ног, которые между собой равны. Пупочное кольцо находится по середине между лоном и мечевидным отростком грудины.

Позвоночник не имеет физиологических изгибов, ребра прикреплены к позвоночнику под прямым углом, что придает грудной клетке бочкообразную форму. Дыхание лабильное, не равномерное по частоте, глубине и ритму. После рождения ребенка меняется вся система кровообращения: закрывается Боталлов (артериальный) проток, овальное отверстие, запустевают пупочные сосуды и устанавливается разделение между малым и большим кругами кровообращения.

Объем желудка мал, располагается он горизонтально. Кишечник относительно длинный и отличается незаконченностью развития нервного аппарата, слабостью мышечного и эластичного слоя, нежностью слизистой оболочки. К моменту рождения ЖКТ ребенка стерилен и микрофлора заполняет его с момента рождения. К 8-9 дню в кишечнике преобладают бифидобактерии (85-90%), аэробные - 10-15 %. Первые дни у ребенка выделяется первородный кал – меконий. Он представляет собой темнооливкувую густую, лишенную запаха массу, состоящую из слизи, желчных пигментов и слущенного эпителия. Через 2-3 дня весь меконий выделяется и появляется так называемый переходный стул коричневато зеленоватого цвета, богатый слизью, иногда водянистый и пенистый. С 5-6 дня устанавливается обычный (молочный) стул, характерным признаком которого является кислый запах.

Мочеиспускание до 3 дня жизни 4-5 раз в сутки. А с 3 дня число их быстро увеличивается и доходит до 15-20 раз в сутки.
  1   2   3   4

Похожие:

План Периоды детского возраста и их характеристика. Универсальные потребности ребенка iconПедиатрия как наука. История развития педиатрии
Периоды детского возраста. Акселерация. Значение генетических и наследственных факторов в патологии детства
План Периоды детского возраста и их характеристика. Универсальные потребности ребенка iconЛекция № Вакцинация
Лекция № История отечественной педиатрии, организация охраны материнства. Периоды детского возраста
План Периоды детского возраста и их характеристика. Универсальные потребности ребенка iconПеречень вопросов к экзаменам по педиатрии для студентов 5 курса...
Периоды детского возраста. Акселерация. Значение генетических и наследственных факторов в патологии детства
План Периоды детского возраста и их характеристика. Универсальные потребности ребенка iconТестовый контроль «Легкие» вопросы Общая психопатология детского возраста
Состояние ребенка определяется высокой истощаемостью психических процессов наряду с повышенной раздражительностью, гиперстезией по...
План Периоды детского возраста и их характеристика. Универсальные потребности ребенка iconОстрый лимфобластный лейкоз (олл) является самым частым онкологическим...
Олл практически в пять раз больше, чем острого миелобластного лейкоза (омл) ( частота встречаемости 0,7 на 100000 детского населения)....
План Периоды детского возраста и их характеристика. Универсальные потребности ребенка iconМетодические указания аннотация теории детского развития периодизация...
Кого развития периодизация и закономерности психического развития ребенка кризис новорожденности и младенческий возраст кризис одного...
План Периоды детского возраста и их характеристика. Универсальные потребности ребенка iconВ книге изложена система специальных упражнений, направленных на...
В старшей и подготовительной группе детского сада для детей с нарушениями речи. Книга содержит не только системный дидактический...
План Периоды детского возраста и их характеристика. Универсальные потребности ребенка icon-
С 302 Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2005. — 319 с.: ил
План Периоды детского возраста и их характеристика. Универсальные потребности ребенка iconМедиц науки, который изучает б-зни нс. Невропатология заним-ся изуч-ем...
НС. Самост отраслью явл-ся невропатология детского возраста. В ее задачи входят изучение нс детей различ возр групп, разработка нормативов...
План Периоды детского возраста и их характеристика. Универсальные потребности ребенка iconТерапевтическая стоматология детского возраста
Ротовая жидкость: состав, свойства, роль в гомеостазе зубов после их прорезывания
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница