Пояснительная записка Фармакология занимает одно из центральных мест в учебном процессе, сочетая в себе свойство фундаментальной науки, изучающей применение лекарственных препаратов в медицинской практике.


Скачать 206.31 Kb.
НазваниеПояснительная записка Фармакология занимает одно из центральных мест в учебном процессе, сочетая в себе свойство фундаментальной науки, изучающей применение лекарственных препаратов в медицинской практике.
Дата публикации11.05.2013
Размер206.31 Kb.
ТипПояснительная записка
userdocs.ru > Биология > Пояснительная записка
Введение
Настоящее методическое пособие составлено в соответствии с Программой по фармакологии для студентов медицинского колледжа по специальностям 060101 – «Лечебное дело», 060501 – «Сестринское дело» и предназначено для самостоятельной подготовки к экзамену.

Экзамен по фармакологии преследует цель оценить работу студента, прочность полученных знаний, умение применять их в решении ситуационных и практических задач, самостоятельно мыслить.

Экзамен проводится в устной форме. Билет включает два вопроса и выписку рецепта. Первый вопрос билета касается общей фармакологии, второй – частной. Третий вопрос билета – выписка рецепта на лекарственный препарат.
^ Пояснительная записка

Фармакология занимает одно из центральных мест в учебном процессе, сочетая в себе свойство фундаментальной науки, изучающей применение лекарственных препаратов в медицинской практике. Фармакология играет ведущую роль в изыскании и производстве новых эффективных лекарственных средств. Знание ассортимента лекарственных препаратов, особенностей их фармакокинетики и фармакодинамики имеют первостепенное значение для решения важнейших вопросов назначения лекарственных препаратов пациентам разного возраста с различными заболеваниями, решения вопросов планирования потребности в лекарственных препаратах, анализа эффективности и безопасности лекарственных препаратов
^ Цель преподавания дисциплины

Приобретение знаний современного ассортимента лекарственных препаратов и их характеристик, приобретение знаний и выработка умений по назначению лекарственных препаратов больным по нозологическим группам с учетом возраста, анамнеза жизни, наличия сопутствующих заболеваний.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;

  • основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;

  • показания к применению лекарственных средств;

  • побочные эффекты ЛС и противопоказания к применению, виды реакций и осложнения лекарственной терапии;

  • форма выпуска и дозировка лекарственных средств;

  • правила выписывания рецептов и заполнения рецептурных бланков;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы;

  • находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;

  • ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;

  • применять лекарственные средства по назначению врача;

  • давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм;


^ Задачи изучения дисциплины

Изучить общую рецептуру, основные вопросы общей и частной фармакологии для последующего обучения и профессиональной деятельности по выбранной специальности.
^ Критерии оценки на экзамене

«Отлично» - систематические знания по фармакологии, полное, обоснованное изложение материала, логический ответ на основные и дополнительные вопросы.

«Хорошо» - программный материал усвоен полностью. Ответ обоснован, аргументирован. Допущены незначительные ошибки, неточности, которые исправлены после замечаний преподавателя.

«Удовлетворительно» - усвоены основные положения программы. Ответ неполный, без объяснений. Слабые знания по нормативной документации, значительные затруднения при ответе. Ошибки устраняются по дополнительным вопросам преподавателя.

«Неудовлетворительно» - знания не систематические, отрывочные. В ответах допущены грубые, принципиальные ошибки. Затруднения в определениях и понятиях, которые не устранены после наводящих вопросов преподавателя.
^ ВОПРОСЫ

для подготовки к экзамену по фармакологии

1. Общая фармакология

1.Определение фармакологии как науки. Понятие о ее предмете и методе. Место фармакологии среди медицинских и биологических дисциплин, ее современные задачи и проблемы.

2. Терминология: лекарственное вещество (фармацевтическая субстанция), лекарственный препарат, лекарственное средство, лекарственная форма. Международное непатентованное наименование лекарственного средства (МНН), патентованное лекарственное средство. Оригинальный препарат и генерический (дженерик). Фальсифицированное и недоброкачественное лекарственное средство.

3. Определения "лекарственное средство" и "яд". Понятие о дозе, виды доз, принципы и способы дозирования. Широта терапевтического действия и терапевтический индекс. Биологическая стандартизация.

4. Основное и побочное действие лекарств. Классификация возможных осложнений лекарственной терапии.

5.Рецепт, его структура и содержание. Правила выписывания рецептов на лекарственные средства амбулаторным больным. Формы рецептурных бланков.

6.Твердые лекарственные формы. Сравнительная оценка таблеток, драже, по­рошков. Понятие об имплантационных лекарственных формах.

7. Мягкие лекарственные формы. Их характеристика и практическое значение. Сравнительная характеристика мягких лекарственных форм.

8. Лекарственные формы для инъекций: водные и масляные растворы, суспензии, стерильные порошки, таблетки и их растворители. Требования, предъявляемые к лекарственным формам для инъекций.

9. Жидкие лекарственные формы: эмульсии, настои, отвары, настойки и экстракты. Их характеристика и практическое применение. Понятие о лекарственных сборах. Воды и сиропы, их значение.

10. Пути введения лекарственных средств в организм. Энтеральные и парентеральные способы их поступления, сравнительная оценка.

11. Реакции, обусловленные длительным приемом и отменой лекарственных средств: кумуляция, привыкание, лекарственная зависимость, феномен отмены, «рикошета», «обкрадывания».

Комбинированное применение лекарственных средств: полипрагмазия, синергизм (суммация, потенцирование), антагонизм.

12. Механизмы резорбции лекарственных веществ. Факторы, влияющие на полноту и скорость всасывания при энтеральном способе введения. Биологическая доступность как критерий фармакотерапевтической эффективности.

13. Парентеральные способы введения лекарственных средств. Их виды и сравнительная характеристика. Преимущества и недостатки. Практическое значение.

14. Энтеральные способы введения лекарственных средств. Их виды и сравнительная характеристика. Преимущества и недостатки. Практическое значение.

15. Распределение лекарственных средств и ядов в организме. Понятие о гистогематических и тканевых барьерах, особенности гематоэнцефалического и плацентарного барьеров, практическое значение для фармакологии.

16. Биотрансформация лекарственных веществ и ядов. Изменение биологическиого эффекта и токсичности лекарственных веществ в результате биотрансформации.

17. Понятие об элиминации и экскреции лекарственных веществ и их метаболитов. Механизмы и пути выведения. Практическое значение.

18.Фармакодинамика лекарственных средств. Первичная фармакологическая реакция, стереохимическое сродство и способы взаимодействия лекарственного вещества с рецептором. Типовые механизмы действия.

19. Зависимость действия лекарственных веществ от агрегатного состояния, физико-химических свойств, химического строения и лекарственной формы. Значе­ние проблемы "структура-действие" для поиска новых лекарственных веществ.

20. Виды действия лекарственных веществ: местное, рефлекторное, резорбтивное, центральное. Понятие о главном, побочном и отрицательном, прямом и косвенном, избирательном, неизбирательном, обратимом и необратимом действии лекарственных средств.

21. Абсолютная и относительная передозировка лекарственных средств. Причины. Меры предупреждения и коррекции. Средства, применяемые в случае передозировки. Примеры. Понятие об антидотах и комплексонах.

22. Отравления и их виды. Общие принципы оказания помощи. Специфические и неспецифические медикаментозные средства лечения отравлений. Примеры.

23. Явления, наблюдаемые при совместном назначении лекарственных средств. Синергизм и его виды. Понятие о синергоантагонизме. Практическое значение для комбинированной фармакотерапии.

24. Явления, наблюдаемые при совместном применении лекарственных средств. Антагонизм лекарственных веществ и ядов, виды антагонизма. Практическое значение.

25. Взаимодействие лекарственных средств, его виды. Характеристика фармако-кинетического взаимодействия лекарственных средств. Принципы комбинированной фармакотерапии. Возможные осложнения при полипрагмазии. Пути предупреждения.

26. Явления, наблюдаемые при повторном введении лекарственных веществ. Куму­ляция и ее виды. Привыкание и тахифилаксия. Синдром "отмены". Механизмы развития. Лекарственная зависимость, виды, причины развития и меры предупреждения.

27. Влияние организма (вид, пол, возраст, функциональное состояние, тип высшей нервной деятельности, индивидуальная реактивность) на формирование лекарственного эффекта. Понятие о фармакогенетике.

28. Влияние факторов внешней среды (физических и химических) на формирование лекарственного эффекта. Зависимость действия лекарственных средств от пищевого режима, от времени суток (биологических ритмов).

29. Комбинированное применение лекарственных средств: полипрагмазия, синергизм (суммация, потенцирование), антагонизм.

30. Виды ятрогении. Лекарственная ятрогения. Лекарственная терапия. Этиотропная, патогенетическая, симптоматическая, превентивная.

^ 2. Частная фармакология

1. Местноанестезирующие. Классификация. Фармакодинамика. Сравнительная характеристика препаратов (по силе действия, токсичности, показаниям к применению). Симптомы интоксикации местными анестетиками.

2. Вяжущие средства. Классификация. Понятие о вяжущем, раздражающем, прижигающем действии. Механизм действия и показания к применению вяжущих средств. Адсорбирующие, обволакивающие, мягчительные средства. Определение, механизм действия препаратов, показания к назначению.

3. Лекарственные средства, действующие преимущественно в области афферентных нервных окончаний. Классификация. Горечи. Классификация. Механизм действия.

4. Отхаркивающие средства. Классификация. Механизм действия. Показания и противопоказания к назначению.

5. Слабительные средства. Классификация. Механизм действия. Показания и противопоказания к назначению.

6. Вещества, действующие на вегетативную нервную систему. Их классификация. Типовые механизмы пресинаптического, синаптического и постсинаптического действия. Миметики и литики. Средства прямого и непрямого типов действия.

7. Синаптическая передача как объект фармакологического воздействия. Локализация и функциональное назначение М-, Н- холинорецепторов, альфа- и бета-адренорецепторов. Их агонисты и антагонисты. Клиническое использование.

8. М-холиномиметические лекарственные средства (ацетилхолин хлорид, пилокарпин, ацеклидин, мускарин). Фармакодинамика, сравнительная характеристика препаратов. Показания и противопоказания к назначению.

9. М-холинолитические лекарственные средства. Фармакодинамика. Сравнительная характери­стика. Показания и противопоказания к назначению. Острое отравление атропином и меры помощи.

10. Н-холиномиметические лекарственные средства. Влияние на рецепторы синокаротидной зоны, вегетативных ганглиев и мозгового слоя надпочечников. Практическое применение.

11. Обратимые и необратимые ингибиторы холинэстеразы. Показания и противопоказания к назначению. Реактиваторы холинэстеразы. Механизм действия.

12. Ганглиоблокирующие средства. Химическое строение. Классификация. Фарма­кодинамика. Показания и противопоказания к назначению. Отрицательные виды действия. Меры помощи.

13. Миорелаксанты периферического действия (курареподобные средства). Классификация. Механизм действия. Фармакологические эффекты. Показания и противопоказания к назначению. Меры помощи при передозировке.

14. Адреномиметические средства прямого и непрямого типа действия. Их клас­сификация. Фармакодинамика. Показания и противопоказания к назначению.

15. Адреноблокаторы (альфа и бета адреноблокаторы). Классификация. Фармакодинамика. Показания к назначению. Побочные эффекты.

16. Средства для ингаляционного наркоза. Классификация. Фармакодинамика и сравнительная характеристика. Побочное действие. Преимущества и недостатки ингаляционного наркоза.

17. Средства для неингаляционного наркоза (тиопентал-натрий, кетамин). Фармакодинамика и сравнительная характеристика. Побочное действие. Преимущества и недостатки неингаляционного наркоза.

18. Спирт этиловый. Фармакокинетика. Местное, рефлекторное и резорбтивное действие. Острое и хроническое отравление. Средства для лечения алкоголизма. Механизм действия.

19. Снотворные средства. Определение, классификация. Требования, предъявляемые к снотворным средствам. Фармакодинамика. Показания к назначению. Острое отравление барбитуратами и меры помощи.

20. Седативные средства. Основные группы. Сравнительная характеристика. Фармакодинамика бромидов. Бромизм, меры предупреждения и коррекции.

21. Противоэпилептические средства. Классификация. Фармакодинамика. Показа­ния к назначению. Побочное действие. Лекарственные средства, используемые при судорогах клонического и тетанического характера (наркозные средства, барбитураты, миорелаксанты и др.)

22. Противопаркинсонические средства. Классификация. Фармакодинамика. Показания к назначению. Побочное действие.

23. Наркотические аналгетики. Классификация. Фармакодинамика. Понятие об опиатных рецепторах и их эндогенных лигандах. Сравнительная характеристика наркотических аналгетиков. Показания к назначению. Побочное действие.

24. Ненаркотические аналгетики и нестероидные противовоспалительные средства. Классификация. Сравнительная характеристика. Механизмы аналгезирующего, противовоспалительного и жаропонижающего действия. Показания к назначе­нию. Отрицательные виды действия.

25. Противокашлевые средства. Классификация. Механизм действия. Сравнительная характеристика. Показания к назначению. Побочное действие.

26. Нейролептики. Понятие о нейролепсии (нейролептическом синдроме). Клас­сификация. Фармакодинамика. Понятие о типичных и атипичных нейролептиках. Показания к назначению. Побочные эффекты.

27. Транквилизаторы. Классификация. Механизм действия. Сравнительная харак­теристика. Особенности влияния на ЦНС. Показания к назначению. Побочное действие.

28. Рвотные средства рефлекторного и центрального действия (меди сульфат, апоморфин). Механизм действия. Противорвотные средства, их фармакодинамика (нейролептики, метоклопрамид и др.).

29. Аналептики. Классификация. Общая характеристика препаратов, сравнительная характеристика, различия в показаниях к назначению. Побочное действие.

30. Психостимуляторы. Классификация. Механизмы действия. Фармакодинамика. Показания к назначению. Побочное действие.

31. Ноотропные препараты. Классификация. Механизм действия. Фармакокинетика и фармакодинамика препаратов группы. Показания к назначению.

32. Антидепрессанты. Классификация. Фармакодинамика. Показания к назначению. Побочные эффекты и осложнения при применении.

33. Классификация бронхолитиков. Механизм действия. β-адреномиметики.
^ 3. Третий вопрос (выписка рецепта по схеме)


Торговое наименование

Форма выпуска

^ Кол-во в потр. упаковке

Амброгексал

сироп 3 мг/мл, 100 мл - флаконы

1

Эуфиллин

раствор для внутримышечного введения 240 мг/мл, 1 мл, ампулы

10

Кордарон

таблетки 200 мг, 10 шт. - упаковки ячейковые контурные - пачки картонные

30

Амоксициллин

капсулы 500 мг, 8 шт. - упаковки ячейковые контурные - пачки картонные

16

Аскорбиновая кислота

драже 50 мг, 200 шт. - банки полимерные

200

Ацикловир

мазь глазная 3%, 1 шт., 5,00 г - тубы алюминиевые

1

Зовиракс

мазь глазная 30 мг/г, 4.5 г -

1

Целестодерм-В

крем для наружного применения 0.1%, 15 г -

1

Пульмикорт

суспензия для ингаляций дозированная 0.25 мг/мл, 2 мл

20

Фторотан

жидкость для ингаляций, 50 мл - флаконы

1

Гентамицин

порошок для приготовления раствора для внутримышечного введения 80 мг флаконы

1

Гепарин

раствор для инъекций 5 тыс.МЕ/мл, 5 мл - флаконы

1

Диклофенак

капли глазные 0.1%, 5 мл - флаконы полимерные

1

Изокет

спрей подъязычный дозированный 1.25 мг/доза, 300 доз, 15

1

НовоМикс 30 Пенфилл

суспензия для подкожного введения 100 ЕД/мл, 3

5

Хумулин НПХ

суспензия для подкожного введения, 100 МЕ/мл, 3 мл - картриджи

5

Виферон

суппозитории ректальные 1 млн.МЕ, - упаковки ячейковые

10

Виферон

суппозитории ректальные 500 тыс.МЕ, - упаковки ячейковые

10

Гриппферон

капли назальные 10 тыс.МЕ/мл, 5 мл - флакон-капельницы

1

Атровент Н

аэрозоль для ингаляций дозированный 20 мкг/доза, 200 доз, 10

1

Клотримазол

суппозитории вагинальные 100 мг,

6

Бисептол

суспензия для приема внутрь 240 мг|5 мл, 80 мл - флаконы

1

Кофеин-бензоат натрия

раствор для подкожного введения 200 мг/мл, 1 мл - ампулы

10

Интал

аэрозоль для ингаляций дозированный 5 мг/доза, 112 доз

1

Галазолин

капли назальные 0.1%, 10 мл - флакон

1

Лидокаин

капли глазные 2%, 5мл - флакон

1

Лорафен

драже 1 мг, 25 шт

25

Кларитин

сироп 1 мг|1 мл, 60 мл - флаконы темного

1

Вазокардин

таблетки 50 мг, 10 шт. -

50

Налоксон

раствор для инъекций 0.4 мг/мл, 1 мл - ампулы

10

Норадреналин

концентрат для приготовления раствора для внутривенного введения 2 мг/мл, 4 мл

10

Окситоцин

раствор для инъекций 5 МЕ/мл, 1 мл амп

10

Зофран

суппозитории ректальные 16 мг

1

Зофран

сироп 4 мг/5 мл, 50 мл - флакон

1

Калпол

суспензия для приема внутрь 120 мг|5 мл, 100

1

Пилокарпин

капли глазные 1%, 5 мл - флакон-капельницы

1

Платифиллина гидротартрат

раствор для подкожного введения 2 мг/мл 1 мл - ампулы

10

Преднизолон

мазь для наружного применения 0.5%, 10 г - тубы

1

Преднизолон

раствор для внутривенного и внутримышечного введения 30 мг/мл, 1 мл - ампулы

5

Новокаин

раствор для инъекций 0.25%, 1 шт., 200 мл - флакон

1

Новокаин

раствор для инъекций 2%, 2 мл - ампулы

10

Новокаинамид

раствор для внутривенного и внутримышечного введения 100 мг/мл, 5 мл - ампулы

10

Диприван

эмульсия для внутривенного введения 10 мг/мл, 50 мл - шприцы

1

Протамина сульфат

раствор для внутривенного введения 10 мг/мл, 1 шт., 5 мл - ампулы

10

Ретинола ацетат

капсулы 33 тыс.МЕ, 10 шт. - упаковки ячейковые контурные

10

Отофа

капли ушные 2.6%, 10 мл - флаконы темного стекла

1

Вентолин

аэрозоль для ингаляций дозированный 0.1 мг/доза, 200 доз

1

Тетрациклин

мазь глазная 1%, 10 г - тубы алюминиевые

1

Тетрациклин

мазь глазная 1%, 3 г - тубы алюминиевые

1

Дифлюкан

капсулы 50 мг, 7 шт. - упаковки ячейковые контурные

7

Флуоксетин

капсулы 20 мг, 10 шт. - упаковки ячейковые контурные

20

Супрастин

таблетки 25 мг, 10 шт. - упаковки ячейковые контурные

20

Аминазин

драже 100 мг, 10 шт. - упаковки ячейковые контурные

10

Зиртек

капли для приема внутрь 10 мг/мл, 10 мл - флакон-

1

Ацизол

капсулы 120мг,

10


Характеристика рецепта

1.Дать определение понятию «рецепт».

2. Какие нормативные документы регламентируют выписку рецепта.

3.Выписать предложенный лекарственный препарат

4.Указать: форму рецепта, особенности правил выписки на рецептурном бланке.
Пример ответа на вопросы билета:

Общая фармакология:

1.Определение фармакологии как науки. Понятие о ее предмете и методе. Ме­сто фармакологии среди медицинских и биологических дисциплин, ее совре­менные задачи и проблемы.

Название данной науки происходит от греческих слов PHARMACON (лекарство, активное начало) и LOGOS (слово, учение). ФАРМАКОЛОГИЯ - это наука о взаимодействии химических соединений с живыми организмами, в частности, экспериментальными животными и человеком. При этом фармакология изучает эти соединения со стороны их динамики, то есть со стороны производимых ими у животных и человека различных в качественном и количественном отношении функциональных, биохимических, морфологических изменений как во всем организме, так и в отдельных его органах и системах.

Фармакология устанавливает характер и интенсивность этих изменений, зависимость действия фармакологических средств от разных условий - от физико-химического их строения, дозы, концентрации раствора, способа и места введения в организм, от первоначального состояния организма и прочее.

Проще говоря, фармакология изучает лекарственные средства, применяемые в медицине для лечения и профилактики, а также диагностики у больных (и животных) различных заболеваний и патологических процессов, то есть, по существу, фармакология - это наука о лекарственных препаратах, используемых в медицине с различными целями.

Как уже упоминалось, важнейшей задачей фармакологии является изыскание и изучение механизмов действия новых лекарственных средств. Эту задачу ученые решают с помощью экспериментального метода, а потому данный раздел науки чаще всего называют экспериментальной, или базовой фармакологией.

Проблемы: выявление зависимости между строением в-ва и их физикохимическими свойствами и биохимическим эффектом, дороговизна исследований (до нескольких миллионов долларов)

Сложность испытаний (невозможность испытать на человеке)
Частная фармакология

1.Нейролептики фенотиазинового ряда. Фармакодинамика. Сравнительная ха­рактеристика препаратов. Показания к назначению. Побочное действие. Поня­тие о нейролептаналгезии.

Аминазин - это первый и главный представитель группы нейролептиков. Врачи говорили, что с введением в практику аминазина - исчезла палата «буйных» видов действия аминазина можно отметить: антигистаминный эффект ганглиоблокирующий эффект хининоподобный эффект.

Аминазин обладает способностью потенцировать действие других средств, угнетающих ЦНС: снотворные, миорелаксанты алкоголь.

^ Фармакокинетика аминазина. хорошо всасывается при приеме внутрь в течение 20-30 мин. Длительность действия: 4-8 часов. Метаболизм аминазина очень сложный, образуется свыше 150 метаболитов. Метаболисты выводятся медленно с мочой и фекалиями. Причем в моче спустя 6 месяцев после окончания его применения.

^ Показания к применению: для лечения острых психозов любой этиологии; для купирования судорог при эпилепсии;- аминазин после инсульта для уменьшения ригидности мышц; в хирургии и акушерстве используют для создания искусственной гипотермии, способность потенцировать другие препараты: снотворные, анальгетики, наркозные средства; в качестве противорвотного средства аминазин используют при упорной рвоте- аминазин хорошо помогает при аллергическом зудящем дерматозе: его вводят в места зуда внутрикожно в виде лимонной корочки.

Побочные эффекты.: явления паркинсонизма наблюдается у 10-15 % больных, получавших аминазин, при длительном введении может возникнуть депрессия, аллергические реакции, повышение количества тромбоцитов, что может привести к тромбообразованию, поражение печени - 0,5-2 % больных, со стороны вегетативной нервной системы: постуральная гипотензия, запор,задержка мочи, зрение.
Основная литература:

1. Учебник по фармакологии (можно пользоваться одним из них):

  • Фармакология: Учебник для студентов фармацевтических вузов и фармацевтических факультетов медицинских вузов / Под ред. Р.Н.Аляутдина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004-2008. - 592с.

  • Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник для студентов медицинских ВУЗов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002-2008.-736с.

2. Лекционный материал.
Дополнительная литература:
1. Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии: учебное пособие.- М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006.

2. Венгеровский А.И. Противомикробные, противовирусные и противопаразитарные средства: Учеб. пособие.- Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2002.

3. Ершов Ф.И. Антивирусные препараты / Ф.И.Ершов. – М.:ГЭОТАР-Медиа, 2006.

4. Зборовский А.Б. Осложнения фармакотерапии / А.Б. Зборовский, И.Н.Тюренков.- М.: Медицина, 2003.

5. Клиническая фармакология по Гудману и Гилману. Под общей редакцией А.Г.Гилмана, редакторы Дж.Хардман и Л.Лимберд. Пер с англ.- М., Практика, 2006.

6. Майский В.В., Фармакология: Уч.пос.для студентов ВУЗов. - М.:ГЭОТАР-МЕД, 2006-2008.

7. Машковский М.Д. Лекарственные средства. - М., 2005-2009.

8. Руководство по инфекционному контролю в стационаре. Пер. с англ./ Под ред. Р.Венцеля, Т.Бревера, Ж-П.Бутцлера.- Смоленск: МАКМАХ, 2003.

9. Петров В.Е., Балабаньян В.Ю. Фармакология. Рабочая тетрадь. Пособие для подготовки к занятиям / Под ред. Р.Н.Аляутдина.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.

10. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии: Учебное пособие / Под ред. Д.А.Харкевича, 4-е изд., испр. и доп. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004.

11. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии / Аляутдин Р.Н. и др..-2006.

12. Справочник ВИДАЛЬ. Лекарственные препараты в России: Справочник. – М.: АстраФармСервис, 2004 (и более поздние издания).- http://www.vidal.ru/.

13. Справочник по антимикробной терапии /Под ред. Л.С.Страчунского.- Смоленск: МАКМАХ, 2006-2008.- http://www.antibiotic.ru/library.php.

14. Регистр лекарственных средств России.- . http://www.rlsnet.ru/

Похожие:

Пояснительная записка Фармакология занимает одно из центральных мест в учебном процессе, сочетая в себе свойство фундаментальной науки, изучающей применение лекарственных препаратов в медицинской практике. iconЛекция Введение Фармакология
Фармакология наука о воздействии лекарственных средств на живые организмы, судьбе лекарств в организме, принципах создания новых...
Пояснительная записка Фармакология занимает одно из центральных мест в учебном процессе, сочетая в себе свойство фундаментальной науки, изучающей применение лекарственных препаратов в медицинской практике. icon5 курс фармацевтического факультета
Клиническая фармакология косметических лекарственных средств с основами медицинской косметики”
Пояснительная записка Фармакология занимает одно из центральных мест в учебном процессе, сочетая в себе свойство фундаментальной науки, изучающей применение лекарственных препаратов в медицинской практике. iconПеречень лекарственных препаратов, наиболее часто применяемых в практике участкового педиатра

Пояснительная записка Фармакология занимает одно из центральных мест в учебном процессе, сочетая в себе свойство фундаментальной науки, изучающей применение лекарственных препаратов в медицинской практике. iconРасписание лекций для интернов и ординаторов, аспирантов 1-го года...
Клиническая фармакология лекарственных препаратов, применяемых при бос, основы рационального использования
Пояснительная записка Фармакология занимает одно из центральных мест в учебном процессе, сочетая в себе свойство фундаментальной науки, изучающей применение лекарственных препаратов в медицинской практике. icon«Клиническая фармакология антимикробных лекарственных средств» на...
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию российской федерации гоу впо «башкирский государственный медицинский...
Пояснительная записка Фармакология занимает одно из центральных мест в учебном процессе, сочетая в себе свойство фундаментальной науки, изучающей применение лекарственных препаратов в медицинской практике. iconН. И. Костомаров Домашняя жизнь и нравы великорусского народа в XVI и XVII столетиях (очерк)
Юнеско отмеча­лось во всем мире, по праву занимает одно из первых мест в отечест­венной историографии. Фигура его не меркнет даже...
Пояснительная записка Фармакология занимает одно из центральных мест в учебном процессе, сочетая в себе свойство фундаментальной науки, изучающей применение лекарственных препаратов в медицинской практике. iconПеречен ь жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год
В целях обеспечения государственного регулирования цен на отдельные лекарственные препараты для медицинского применения утвердить...
Пояснительная записка Фармакология занимает одно из центральных мест в учебном процессе, сочетая в себе свойство фундаментальной науки, изучающей применение лекарственных препаратов в медицинской практике. iconФармакология. Список препаратов Практика №8 мсо по теме
Мсо II курс Фармакология. Список препаратов Практика №8 мсо по теме «Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания....
Пояснительная записка Фармакология занимает одно из центральных мест в учебном процессе, сочетая в себе свойство фундаментальной науки, изучающей применение лекарственных препаратов в медицинской практике. iconПояснительная записка Промежуточная аттестация организована в форме...

Пояснительная записка Фармакология занимает одно из центральных мест в учебном процессе, сочетая в себе свойство фундаментальной науки, изучающей применение лекарственных препаратов в медицинской практике. iconVI. Дифференциальная диагностика синдрома болей в животе и диспептического синдрома
В клинической практике встречаются случаи недостаточно обоснованного назначения больным с синдромом диспепсии ряда лекарственных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница