Лекция Предмет и содержание науки гигиены


Скачать 56.37 Kb.
НазваниеЛекция Предмет и содержание науки гигиены
Дата публикации19.05.2013
Размер56.37 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Биология > Лекция

Лекция 1. Предмет и содержание науки гигиены


Первая кафедра гигиены была создана, в 1871г. в России при Петербургской медико-хирургической академии проф. А.И. Доброславин, гигиена – от древнегреческого слова гинея, богиня здоровья.

1882г. при московском университете была основана кафедра гигиены – Эрисман.

В конце XIX века была основана 1 городская санитарная станция в Москве.

Санитарно – эпидемиологическая служба была основана в декабре 1922 года.

Гигиена – это наука о сохранении и улучшении здоровья людей путем проведения профилактических мероприятий.

Гигиена, изучает влияние факторов внешней среды на организм человека, разрабатывает и научно обосновывает правила мероприятия, направление на улучшение внешней среды.

Гигиена — наука, изучающая закономерности влияния среды обитания на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает укрепление здоровья населения, предупреждение заболеваний и долголетие человека.

Объектом изучения гигиены — основной профилактической дисциплины — является здоровый человек в тесном взаимодействии с окружающей средой, в то время как объект изучения клинических дисциплин — больной человек, возможности организма которого в ряде случаев резко ограничиваются заболеванием. Профилактические рекомендации, разрабатываемые гигиеной, обращены к организму здоровому и то, что ему полезно, может быть вредно больному, и наоборот.

^ Гигиена тесно связана с санитарией.

Санитарии – это практическое проведение в жизнь гигиенических требований, правил, мероприятий.

Задачи гигиенического нормирования

Гигиенические нормативы – это уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной работе (40 час. в неделю) в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья.

Гигиенический норматив научно-обоснованный показатель фактора среды обитания, оптимальный и безвредный для здоровья людей.

1. Определяет оптимальный и допустимый состав воздуха, почвы воды, продуктов питания.

2. Определяет оптимальные и допустимые параметры микроклимата, освещения и вентиляции.

3. Разрабатывает и утверждает ПДК – предельно допустимая концентрация. (для химических параметров)

^ ПДУ – предельно допустимый уровень. (для физических параметров)

ПДД – предельно допустимая доза.

ГОСТ – государственный стандарт.

У нас в стране применяются три типа нормировочных показателей ПДК, ПДУ, ОБУВ и ОДУ.

ПДК - предельно-допустимая концентрация - применяется для химических веществ, когда действие соединения изучено, а концентрация вещества на рабочем месте не влияет на здоровье или на потомство; законодательно утверждается постановлением Правительства, поэтому обязательно для исполнения всеми предприятиями.

ПДУ - предельно допустимый уровень то же самое для физических факторов (например, уровня шума, света, концентрации пыли на коже человека и т.д.)

Когда действие вещества недостаточно изучено и оно еще исследуется, вводятся временные ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ), а для мало изученных и не исследуемых в настоящее время – ориентировочные допустимые уровни (ОДУ). Обоснование временных нормативов проводится на основании ускоренных экспериментальных и расчетных методов (для ОБУВ) или по аналогии с уже известными веществами (для ОДУ).

Факторы окружающей среды

1. Физические (t, влажность, солнечная радиация)

2. Химические (химические вещества, входящие в состав воздуха)

3. Биологический фактор (бактерии, вирусы, грибки)

4. Эмоционально – психологический (слово и речь)

5. Социально – экономический (труд, быт питания)

6. Политический (политика)

На организм человека факторы окружающей среды воздействуют комплексно. Изменяются факторы окружающей среды, и организмы человека приспосабливаются (адаптируются к этим изменениям).

Методы гигиенических исследований

1. Метод санитарного обследования, который заключается в описании объекта гигиенического исследования и носит субъективный характер. С этого метода начинается любое гигиеническое исследование и включает санитарно-топо- графическое, санитарно-эпидемиологическое и санитарно- техническое описание.

2. ^ Метод лабораторного исследования, он служит для более точной и объективной характеристики описываемых объектов.

Лабораторный метод включает изучение объекта с применением физических, химических, биологических и микробиологических исследований:

а) физический метод исследования, который позволяет оценить микроклимат помещений (температура, влажность, шум, вибрация и пр.);

б) химический метод служит для анализа воздуха, воды, почвы, биологической ценности питания и т.д.);

в) бактериологический метод используется при оценке бактериальной обсемененности воздуха, воды, пищевых продуктов и т.д.;

г) токсикологический метод применяют в экспериментах на животных, определяя действие химического вещества на организм и устанавливая предельно допустимые концентрации химических веществ.

3. ^ Клинический метод применяют для оценки состояния здоровья населения, находящегося под воздействием негативных факторов окружающей среды. Для оценки состояния применяют тесты: биохимические, иммунологические и прочие.

4. ^ Экспериментальный метод искусственно создаются различные условия среды и изучается их влияние на организм человека и животных

5. Санитарно-статистические методы используют при оценке уровней заболеваемости, физического развития детей и подростков, демографических показателей естественного движения населения.

6. Для изучения влияния факторов окружающей среды на организм человека применяют физические, антропометрические, биохимические методы исследований.

7. Эпидемиологический метод включает изучение изменений здоровья населения под влиянием внутренних и внешних факторов и анализ медицинских учетных и отчетных документов при проведении одномоментных или длительных наблюдений с последующим расчетом показателей здоровья.

Все исследования проводятся на основании ГОСТ (государственных стандартов), ТУ (технических условий), СанПиН (санитарных правил и норм) и других нормативно- методических документов (НМД).

Все методы гигиенических исследований объединены общим понятием — гигиеническая диагностика. Цель гигиенической диагностики — выявление нарушений адаптационных механизмов человека и оценка состояния его адаптационных систем.

^ Структура санитарной службы

Деятельность СЭС РФ определяется законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора ЦГСЭН
Преобразованы в федеральные службы по надзору в сфере прав защиты потребителя и благополучия человека
«Центр гигиены и эпидемиологии»

Данные учреждения выполняют контроль за гигиеническими нормативами с выполнением санитарных правил. Главная задача всех мед. Работников участвовать в проведении санитарного просвещения населения (легче предупредить болезнь, чем вылечить)
Д.З. 1 лекцию читаем и заучиваем основные моменты, заполняем биологический словарь.

Похожие:

Лекция Предмет и содержание науки гигиены icon1. Предмет и задачи общей гигиены и гигиены массовой физической культуры и спорта
Исторические этапы гигиенической науки, выдающиеся ученые общей и спортивной гигиены
Лекция Предмет и содержание науки гигиены icon1 Понятие о гигиене. Предмет, цели, задачи и актуальность гигиены....
Краткая история становления гигиенических знаний. Предмет, цели и задачи гигиены физи­ческой культуры и спорта
Лекция Предмет и содержание науки гигиены iconЛекция Предмет и содержание науки экологии
Экология – от словосочетания эко-с – дом, жилище, логос – наука дословный перевод, наука о доме, о жилище или наука, о среде обитания....
Лекция Предмет и содержание науки гигиены iconВопросы к учебному занятию: Предмет и методология науки игпзс
Лекция № Предмет, периодизация и историография истории государства и права зарубежных стран (игпзс)
Лекция Предмет и содержание науки гигиены icon1. Гигиеническая наука как основа сохранения и укрепления здоровья...
Предмет и задачи гигиены физического воспитания и спорта. Значение этой науки в подготовке буду­щего учителя физической культуры
Лекция Предмет и содержание науки гигиены iconСодержание
Лекция Стихийное массовое поведение: понятие, социальный феномен и предмет исследования
Лекция Предмет и содержание науки гигиены icon1. Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»
Лекция Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности
Лекция Предмет и содержание науки гигиены iconПредмет, цели и задачи науки бж
Содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий чс. Уровни организации аварийно-спасательных работ
Лекция Предмет и содержание науки гигиены iconИнгрид Бауэр Жизнь без подгузника! Нежная мудрость естественной гигиены малышей. Содержание

Лекция Предмет и содержание науки гигиены iconСтроительные нормы и правила российской федерации
Гипровуза Гособразования ссср, Гипротеатра Министерства культуры ссср, нпо «Лифтмаш», миси им. В. В. Куйбышева, вниипо мвд ссср,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница