Законы развития чувств 89


НазваниеЗаконы развития чувств 89
страница1/13
Дата публикации19.05.2013
Размер2.44 Mb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Биология > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Дон Элиум, Джоан Элиум Воспитание сына
Как вырастить настоящего мужчину — честного и стойкого, отважного и нежного? Чем воспитание мальчика отличается от воспитания девочки? Почему уже в материнской утробе сын ведет себя совсем не так, как дочка? Почему, такой ласковый в раннем детстве, он становится грубым в отрочестве? Как оградить его от дурного влияния, наркомании и алкоголизма? Что сделать, чтобы он был счаст­лив в своей будущей семейной жизни?

Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в книге. Она поможет вам по­нять мотивы поведения малыша, избежать конфликтов с подростком, сохранить добрые отношения со взрослым сыном.
Оглавление
Часть 1. Мальчики и мужчины. Загадки пола

Глава 1. Проблемы воспитания мальчиков 8

Почему мы написали эту книгу 11

^ Глава 2. Из чего же сделаны наши мальчики? 14

Биологическая сила 15

Психологическая сила 28

Сила души 38

Глава 3. Как добиться успеха в воспитании мальчика:

сила культуры 47

Часть 2. Команда воспитателей

^ Глава 4. Мать и отец — партнеры по воспитанию 58

Матери: я вырастила чудовище! 59

Отцы и сыновья: на непонятном языке 69

Глава 5. Внутренняя система управления: мысли и чувства .... 81

Воспитание детей и ясность мысли 81

Кривая эмоций 83

Точка, из которой нет возврата, и зона, где нет места мысли 84

Жизненно важное различие между чувством и поведением 86

Привычки и невысказанные чувства 87

Когда самовыражение несет в себе угрозу 88

Законы развития чувств 89

Доверяем внутренней системе управления 90

Восстанавливая внутреннюю систему управления 98

Упражнения 102

Стать сыну опорой в мире чувств 106

Глава б. Ограды и запреты: пусть растет в безопасности 109

Родители в роли добрых малых 112

Как определить границы дозволенного и последствия действий . 118

Ограды: краткое резюме 134

^ Глава 7. Положительный настрой: как прикоснуться к его душе . 136

Условия, необходимые для воспитания сыновнего потенциала... 137

Сила внимания 142

Упражнение: учимся слышать положительный настрой 144

Это звучит знакомо? 146

^ Часть 3. От колыбели к карьере

Глава 8. Возраст Христофора Колумба: с рождения до семи лет . 150

Задачи возрастного этапа развития 150

Потребности 153

Внутренняя система управления 161

Ограды 165

Сексуальность 169

Положительный настрой…………………………………………………. 174

Начинаем действовать ……………………………176

^ Глава 9. Возраст Тома Сойера: с восьми до двенадцати 180

Задачи возрастного этапа развития 180

Потребности 183

Внутренняя система управления 190

Ограды 197

Сексуальность 200

Положительный настрой 204

Начинаем действовать 205

«Помогите!» — «Пожалуйста» 207

Глава 10. Возраст господина Нахала: с тринадцати до семнадцати….209

Задачи возрастного этапа развития 209

Потребности 211

Внутренняя система управления 219

Ограды 226

Сексуальность 229

Положительный настрой 238

Начинаем действовать 241

^ Глава 11. Годы взросления: с восемнадцати до двадцати девяти . 246

Пришла пора отпустить …. 250

Среди сверстников 251

Будущее 252

Часть 1

Мальчики и мужчины. Загадки пола

Глава 1 Проблемы воспитания мальчиков

У моей матери со мной было множество не­приятностей, но, я думаю, ей это нравилось.

Марк Твен

Возможно, название этой книги — «Воспитание сына» — привлекло ваш взор потому, что вы ожидаете рождения мальчика, или потому, что в настоящее время вы в пол­ной мере испытали на себе, что значит воспитывать сына, и вам уже хочется, взобравшись на самую высокую ко­локольню в городе, во всю силу своих легких закричать: «На помощь!» Главная проблема воспитания мальчиков заключается в том, что никто не знает, как их сегодня воспитывать. Они предоставлены самим себе в поисках того, что значит «быть мужчиной» в нашей культуре.

«Мальчики хотят знать три вещи, — говорит 72-лет­ний Лью Пауэре, ветеран школы бойскаутов, являющий­ся ее директором уже в течение 20 лет. — Во-первых, кто главный? Во-вторых, каковы нормы и правила? И в-третьих, собираетесь ли вы проводить эти нормы в жизнь? Для того чтобы построить прочные отношения с мальчи­ком, вы должны быть главным и притом очень добрым. Устанавливайте только такие правила, соблюдения кото­рых вы можете добиться, и неуклонно проводите эти пра­вила в жизнь. Тогда у вас будет фундамент для создания отношений. Отсюда возникает уважение и, что важнее, доверие. После этого вы можете быть добрым, он будет вас слушать, потому что знает: вы на его стороне».

Воспитывать сыновей сегодня гораздо труднее, чем когда-либо прежде. Мир очень изменился: семьи отказались от авторитарных методов воспитания, когда роди­тели отвечали за все, решения не обсуждались, а дети со­блюдали установленные правила, почти не противясь им. Доктор философии Луиза Дж. Каштан — детский психо­лог и автор многих книг — описывает в своей книге «Ис­ключительность и особенность: от ребенка к личности»1 типичную семью прошлого: «Когда эмоциональная струк­тура семьи была более определенной, дети признавали родительский авторитет из чувства долга и преданности. Они перенимали от своих родителей четкие и незыбле­мые идеалы, которые впоследствии позволяли им дей­ствовать хотя и негибко, но уверенно и авторитетно в от­ношении своих собственных детей».

В современной детоцентристской семье родители пы­таются взять на себя руководство, но им не совсем понятно, как именно это сделать. Правила, даже если они есть, неизбежно нарушаются, и начинает править хаос. По­скольку главенствующее положение семьи в американс­кой жизни открывает путь правам индивидуума, родите­ли отказались от своей власти над сыновьями, боясь уще­мить их права. Эти перемены в общественной структуре привели в сомнение и смятение и детей, и родителей. Мы вынуждаем своих детей делать выбор слишком рано, ус­танавливаем слишком смутные и неясные границы воз­можного и пределы допустимого и, более того, сами бы­ваем непоследовательны в соблюдении нами же приду­манных правил.

И скаутмастер Пауэре, и д-р Каплан считают, что на­ши сыновья нуждаются в твердой, но доброй и авторитет­ной руке, которая бы руководила ими. И мы, как родите­ли, тоже знаем это, но одни лишь добрые намерения не могут преодолеть трудности, с которыми мы сталкиваем­ся сегодня, воспитывая мальчиков. Одинокие матери взывают к мужчинам, которые, на их взгляд, достойны того, чтобы войти в жизнь их сыновей. Отцы испытыва­ют растерянность, будучи оторванными от семьи вслед­ствие трудовых обязательств, финансового давления и недостатка опыта в воспитании детей. Матери знают, что при отсутствии отца излишняя женская забота отрица­тельно влияет на характер сыновей. Но как может мать отпустить мальчика, если нет никого, кому бы она могла его передоверить?

Мне хотелось бы отправить своего мальчика в армию. Это помогло бы ему сформироваться! Мальчик не уважает ме­ня, свои вещи и свою мать. Он не примется за работу, если я ежеминутно не буду подталкивать его. В его комнате свал­ка, а он и не думает убираться. После армии он, по крайней мере, придет изменившимся!

^ Боб, отецМэйсока, подростка 15 лет

И хотя Боб, вероятно, шутил, говоря о желании отпра­вить своего сына в армию, он все-таки затронул вопрос, который его действительно тревожит. Он считал, что ви­ной всему мужская энергия его пятнадцатилетнего сына. Родители сыновей очень хорошо знакомы с этой энерги­ей. Ойа действенна, своевольна и решительна. Иногда мы называем ее ленивой, дикой, сводящей с ума. В нашей то­ропливой, расписанной по часам жизни мы рассматрива­ем рождение мужчины как какое-то неудобство. Обычно для родителей наступают худшие времена, когда сыно­вья, уступая своей мужской жажде исследований, уст­ремляются вперед, отрываются от родителей и уходят в сторону. Независимо от того, сколько сыну лет, родители бегут к консультантам с мучительными вопросами: «Мой ребенок нормален? Что же я сделал(а) неправильно? Можно ли было воспитать его более заботливым? Как мне достучаться до него? Как его приручить? Почему он делает то, что делает?»
^ Почему мы написали эту книгу

Нас часто спрашивают, почему мы написали книгу имен­но о воспитании сыновей. У каждого из нас есть свой от­вет на этот вопрос.

Ж: Я, Жанна, никогда не понимала мужчин. Мой отец, который был человеком любящим, прони­цательным, заботливым, так и остался тайной для меня. Мой брат — очаровательный, остроумный, тол­ковый, душевный и загадочный. Мой муж — товарищ во многих сферах нашей совместной деятельности, но ка­кая-то часть его так и остается недосягаемой, чуждой и не похожей на меня самое. А теперь у меня есть еще и сын, и я часто думаю о том, кто же он. И какой должна быть я — его мать, чтобы наставить его на путь здоровой му­жественности.

Мои взаимоотношения с мужчинами были и ужасны, и восхитительны, и все же немного более ужасны, чем восхитительны. Женское движение как бы разрешило мне ругать мужчин и возмущаться «патриархатом». Поз­же при поддержке других женщин я научилась видеть в себе женщину, гордиться своей женской натурой и, ко­нечно, избавилась от своей ненависти к мужчинам. Рабо­та в экологическом движении помогла мне понять, что обвинять мужчин в сегодняшнем состоянии мира — это лишь полдела. Мы все должны нести ответственность за те условия жизни, которые достанутся в наследство на­шим детям.

Именно это чувство, что пора мужчинам и женщинам понять друг друга, чтобы оздоровить нашу планету, и при­вело меня вместе с мужским движением к этой работе. По всей стране мужчины начинают поддерживать друг дру­га, как делали это в 60-х годах женщины, чтобы понять наконец, что же такое мужчина в современном мире. Мне посчастливилось быть свидетельницей этой отважной борьбы и услышать рассказы нескольких таких мужчин. Они помогли мне понять уникальность мужского пути к мужественности, и я им благодарна за это. Я решила пи­сать эту книгу вместе с мужем Доном, чтобы мой сын мог расти свободным и превратиться в самого прекрасного мужчину, каким, естественно, он и является.

Д: Когда я, Дон, достиг совершеннолетия — а бы­ло это как раз на пике движения за освобожде­ние женщин, — у меня был идеал мужчины, ка­ким я, по предположению, должен стать — дружелюбным, осознающим свои собственные чувства и понимающим чувства других. Но вскоре я заметил странную тенден­цию: у меня были женщины-друзья, но никогда не было свиданий. Большинство женщин, которых я знал, встре­чались с мужчинами более жесткими, более уверенными в себе, нежели я, а иногда даже более настойчивыми и аг­рессивными. То, что я называю «чувствительным мужчи­ной», по сути, является мужчиной пассивно-агрессив­ным, который не говорит, что он чувствует, не настаива­ет на своем и говорит «да», когда на самом деле хочет сказать «нет». Женитьба и рождение сына загнали меня в угол. И я стал искать другие пути. Я не хотел, чтобы сын рос, не имея перед собой сильного отцовского примера.

Раньше, пытаясь определить, что такое мужественность, я смотрел на женщин. Теперь я начал искать других муж­чин. Именно тогда я обнаружил ту мощную мужскую силу, которая есть во мне и в каждом мужчине. Оставленная без внимания, она может стать разрушительной; воспи­танная до зрелости, она несет в себе жизнь. Поворотным пунктом для меня стал момент, когда мой врач д-р Гари Джордан сказал: «Дон, вот что значит быть мужчиной». Я был потрясен. Нашелся мужчина, который верил, что есть на свете уникальные мужские задачи — быть сильным и чувствительным и поступать так, как считаешь нужным. Мы совсем не похожи на женщин. Мы из дру­гого теста. Я обнаружил, что у меня, как у мужчины, есть важное призвание и роль в этой жизни, что пришло вре­мя понять это, жить с этим и дать этому определение для современного мира. Именно эта задача и подвигла меня, вместе q моей женой Жанной, говорить прямо и резко о воспитании сыновей. В воспитании мальчика есть су­щественные отличия, и эти отличия имеют свою цель — вырастить мужчину.
Глава 2 ^ Из чего же сделаны наши мальчики?
Из конфет и пирожных,

Из сластей всевозможных —

Вот из этого сделаны девочки.

Из колючек, ракушек,

Из зеленых лягушек —

Вот из этого сделаны мальчики1.

^ Старинный детский стишок

Когда наш сынок был маленьким, для него подходила первая «сладкая» строка этого детского стихотворения. Но где-то с четырех лет он стал совсем другим. Он вроде все еще оставался сладеньким, нежным и милым (боль­шую часть времени), но какая-то суровость уже прорас­тала в нем, крепло осознание своей важности, права на то, чтобы с ним считались. В минуты, когда его представле­ния не совпадали с нашими (например, когда мы считали, что пора прекратить играть), мы наталкивались на ярост­ную бурю, принявшую обличье маленького мальчика.

И сейчас, в пять лет, наш сын продолжает поражать нас своей свирепостью. Ошеломленные и обескуражен­ные, мы смотрим на него и думаем: «Что же нам теперь делать?!» Потом мы начинаем рассуждать: кто же этот ребенок, такой большой и такой агрессивный? Только вче­ра он был счастлив, когда его щекотали, обнимали, носи­ли на руках. Кто этот мальчик-мужчина, который стоит перед нами, такой непокорный и удивительно мудрый? Какие странные силы так изменили его?

1 Перевод С. Маршака.
Чтобы понять, из чего «сделаны» мальчики, мы долж­ны посмотреть, что же их формирует: мощные физио­логические силы, уникальные мужские психологические задачи и мрачный, темный, загадочный мир мужской души.

Биологическая сила

Биологически мальчиков приводит в действие наркотикоподобный гормон, один из тех, что оказывают са­мое мощное из известных миру влияний на поведение. Именно эта сила делает мальчиков агрессивными и за­ставляет их побеждать любой ценой. Она вынуждает их крушить мебель, бить лампочки, и нам, родителям, при­ходится радоваться тому, что у нас есть хороший дом, здоровье и автомобильная страховка. Крохотная капля этого мощного вещества в течение очень краткого пе­риода заставляет самого маленького, самого слабого сам­ца в группе обезьян бросать вызов вожаку, находяще­муся на троне. Бывший до этого изгоем, он не только выигрывает борьбу, но и продолжает властвовать и пра­вить целой группой: самками, малышами и другими самцами. Тот же самый стимул превращает шаловливо­го девятилетнего человечка в четырнадцатилетнего «не­вероятно неуклюжего» подростка. От зачатия до зрелос­ти эта сила заставляет тело и мозг ребенка принимать мужские формы. И все вследствие действия гормона те­стостерон.

^ Мужская программа

Хотя, возможно, трудно себе представить, что наш шес­тимесячный милый и ласковый сынок находится под влиянием этой мощной силы, тестостерон уже работает, обеспечивая внутреннее превращение мальчика в муж­чину. Не забывайте, что каждый мальчик растет со своей собственной скоростью: он развивается в строгом соответствии с заложенной в него программой, определяю­щей его пол, формы тела и оказывающей влияние на его темперамент. Физиологически он развивается у нас на глазах, независимо от того, что мы, родители, делаем. Это чудо нам неподвластно, как, впрочем, и самому ребенку. Он вырастает в мужчину, что изначально предопределе­но гормонами.

Давайте вместе совершим небольшой экскурс в био­логию, чтобы пролить некоторый свет на то, как это про­исходит. Как все мы знаем, гормоны представляют собой продукты, вырабатываемые железами внутренней секре­ции (щитовидной, поджелудочной, гипофизом, тиму­сом, яичниками у женщин и яичками у мужчин). Все они находятся под контролем биологического разума, у которого есть четкий план развития каждого мальчи­ка. И у мальчиков, и у девочек есть основные половые гормоны — тестостерон и эстроген, но у мальчиков боль­ше тестостерона, а у девочек более высок уровень эстро­гена. Различие в их соотношении и стратегическом рас­писании выброса и обусловливают уникально женский или уникально мужской тип развития.

Разум, ответственный за программу развития, действу­ет на уровне генетического кодирования. Нашим сыно­вьям эти инструкции приносятся Y-хромосомой. Все эм­брионы начинают жизнь как создания женского пола, поэтому в течение первых недель после оплодотворения Y-хромосома выполняет важную миссию — сигнализи­ровать выработку тестостерона, который изменит биоло­гический шаблон с женского на мужской. С этого момен­та ребенок становится мальчиком. Первая часть програм­мы выполнена. Слишком часто мы забываем о том, какое это чудо, когда маленький кусочек недифференцирован­ной плоти вырастает в прекрасное и жизнеспособное мужское существо. Вот цель мужской программы.

В настоящее время ведутся глубокие исследования на предмет выявления различий между мужчинами и женщинами. Камилла Бенбау и Юлиан Стенлей, исследова­тели из Университета Джона Хопкинса, провели изуче­ние более десяти тысяч детей и встретили бурное сопро­тивление, когда заявили, что различия между полами, вне всякого сомнения, имеют биологическую основу. Бенбау говорит: «Я пятнадцать лет искала объяснение этих различий в условиях воспитания и получила нуле­вой результат. Тогда я отказалась от этой позиции... Мы уже начали получать свидетельства того, что при двух одинаково приемлемых (валидных) подходах к пробле­ме — через слова и через образы — женщины обычно вы­бирают слова, а мужчины идут через образы».

Исследование мозга, осуществленное доктором фи­лософии Роджером Горски, пионером эндокринологии, выявило значимые различия в структуре мозга мальчи­ков и девочек. Эти вариации могут объяснить различия в высших мозговых функциях, таких, как память, вооб­ражение, контроль над телом, и в том, как мужчины и женщины думают, чувствуют, действуют и воспринима­ют окружающий мир. Мужчина, например, склонен сна­чала зафиксировать проблему, чтобы рассмотреть взаи­моотношения с супругой или подругой позже, тогда как большинство женщин анализируют взаимоотношения по ходу дела. Мужчины склонны сосредоточиваться на одной проблеме или задаче в каждый момент времени (как на яблочке мишени) и смотреть на все остальные обстоятельства своей жизни как на помехи, отвлекаться на которые не стоит. Женщины фокусируются на цели, но держат в уме и широкую картину поля действия.

Некоторые исследователи в области биологии, психо­логии и социологии подвергают эти открытия сомнению. И на то есть свои причины. Исследования по различию полов, проводившиеся в XIX веке, были использованы для того, чтобы доказать неспособность женщин к иной роли в мире, кроме роли матери и хозяйки дома. Сюзанна Дэвис пишет: «Антропологи, биологи и другие исследователи использовали все — от размеров мозга до аппети­та, чтобы оправдать викторианское представление о муж­чинах как о более умных, настойчивых и, следовательно, имеющих больше политических прав, чем "слабый пол V. Затем маятник качнулся в другую сторону, к убеждению в том, что существенных биологических различий (за ис­ключением репродуктивной функции) между мужчинами и женщинами нет. Эта группа исследователей доказыва­ла, что развитие тех качеств, которые мы считаем чисто мужскими или чисто женскими, определяется условия­ми семейного воспитания и культурной социализации. Это давнее расхождение мнений относительно того, что важнее — наследственность или среда, известно как спор о «природе и воспитании».

Истина же в том, что на развитие мужчины и женщи­ны влияют многие факторы. Физиологически женщины и мужчины вынуждены маршировать под ритм совер­шенно разных гормональных циклов, обусловливающих различие установок, форм тела и стиля общения. Все су­щество мальчика вибрирует в ритме тестостерона.

Как мы уже знаем, первый выброс тестостерона зас­тавляет плод действовать по мужской программе. Другой мощный выброс — на шестом месяце беременности— зна­менует собой начало второго этапа развития. Затем уро­вень секреции тестостерона снижается до начала пубер­тата, когда выработка этого мощного гормона повыша­ется в 10-20 раз по сравнению с его обычным уровнем у девочек. И снова уровень тестостерона и начало пубер­тата у разных мальчиков не совпадают. Неудивительно, что мальчик-подросток не может ходить, не натыкаясь на предметы, нуждается в более длительном сне, легко вы­ходит из себя, становится угрюмым и не может сосредо­точиться на работе. Он сталкивается с поразительными, часто пугающими, но всегда мощными последствиями изменений: рост волос на теле, увеличение мускулов, восьмикратное увеличение полового члена, огрубение го­лоса, обогащение фантазий и грез и пробуждение инте­реса к сексу.

Этот тестостероновый натиск приносит с собой отрав­ляющее ощущение силы и непобедимости. Подросток чув­ствует, что он может все. Матери знают, как трудно бы­вает понять в это время своего ребенка. Отцы на себе чув­ствуют, как трудно с ним общаться. Он весь во власти мужской программы биологического развития.

Годам к двадцати резкие колебания уровня тестосте­рона стабилизируются, если мужчина не болен и не ос­лаблен физически. Есть доказательства того, что уровень тестостерона может временно повышаться, если он ну­жен мужчине для решительных действий: когда сам муж­чина или его любимая в опасности, когда он рассержен или участвует в соревнованиях. Но никогда больше по завершении пубертата мы не увидим значительного уве­личения продукции гормонов во имя создания сильного, здорового взрослого мужского тела.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Законы развития чувств 89 iconЗаконы Неисчерпаемая тема Законы
Они вообще то существуют универсальные законы Вселенной которые ведут к обыкновенному человеческому счастью?
Законы развития чувств 89 iconЗаконы рита небесные Законы о чистоте Рода и Крови
Законы рита это Небесные Законы о чистоте Рода и Крови. О законах рита, по которым жили с древних времён все Славянские и Арийские...
Законы развития чувств 89 iconРеферат На тему: Слуховой анализатор
Организм и внешний мир – это единое целое. Восприятие окружающей нас среды происходит с помощью органов чувств или анализаторов....
Законы развития чувств 89 iconЦвейг Стефан Смятение чувств Стефан Цвейг Смятение чувств у них были...

Законы развития чувств 89 iconВ законы развития природы
Система научных истин, имеющая форму описательно-констатирующего суждения личности
Законы развития чувств 89 icon5. Законы и плебисциды как источники Римского права: понятие, виды
Периодизация развития Римской правовой системы: архаический,предлассический и др периоды
Законы развития чувств 89 iconЗаконы. Физические теории. Качественные задачи по теме «Законы сохранения в механике»
Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания. Научные гипотезы. Физические законы. Физические...
Законы развития чувств 89 iconТренинг развития креативности. Гимнастика чувств
Они знакомы каждому, даже начинающему практическому психологу, использующему в своей работе групповые методы. Но, к сожалению, сейчас...
Законы развития чувств 89 iconЗаконы кредита
...
Законы развития чувств 89 iconСтановление истории философии как науки
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница