Урок №2 Философские представления о социальных качествах человека


НазваниеУрок №2 Философские представления о социальных качествах человека
страница1/8
Дата публикации15.03.2013
Размер0.74 Mb.
ТипУрок
userdocs.ru > Биология > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8
Урок № 2

Философские представления о социальных качествах человека
Бинарная природа человека

Человек и животное: сходство и различие


Сходство

Различие

1.Наличие механизмов наследственности

2. Необходимость обмена с окружающей средой

3. Способность реагировать на ее изменения (чувствительность)

4.Наличие инстинктивной регуляции поведения, кровеносной, нервной системы, слуха, зрения

Умение изготавливать орудия труда

Прямохождение

Интеллект

Наличие абстрактного мышления

Членораздельная речь

Способность самому создавать условия своего существования

Вывод: природа человека двуедина (бинарна):

1.Человек - существо природное (биологическое);

2. Человек – существо социальное (общественное), или, по Аристотелю, «зоон политикон» (общественное животное). Человек становится человеком только в обществе, в процессе социализации.

Социализация - (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные процессы, влияющие на ее формирование.
Потребности и интересы человека.

Под потребностью в обыденном смысле понимается нужда или недостаток в чем-либо

необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности,

социальной группы, общества в целом. Однако в научной теории понятие потребности

обозначает постоянное противоречие между наличной ситуацией и необходимыми условиями жизни и развития человека (так, например, утоление жажды стаканом воды не ликвидирует потребности человека в воде, без которой невозможна его нормальная жизнедеятельность).

Классификацию потребностей человека предложил американский психолог А.

Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархизированная система

базовых (основных) потребностей. Маслоу отделял первичные (врожденные) потребности

от вторичных (благоприобретенных). К первой группе Маслоу относил потребности:

а) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде,

жилище, отдыхе и др.);

б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте,

уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости и т. д.)

Вторичные же потребности включают в себя:

а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с

другими людьми деятельности);

б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении

успеха, служебном росте и т. д.);

в) духовные (потребности в самовыражении).

Потребности каждого следующего уровня становятся, по Маслоу, насущными, когда

удовлетворены предыдущие.

Интерес — осознанная потребность, характеризующая отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность.

Направляемая действием потребностей человеческая деятельность осуществляется

благодаря наличию у индивида богатейшего комплекса способностей. Способности - индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения определенного рода деятельности.
Урок № 3

Деятельность и мышление
Понятия деятельности и мышления

Деятельность – специфически человеческий способ отношения к внешнему миру, сущность которого - в изменении, преобразовании мира, создании того, чего нет в природе.

Мышление – специфически человеческая особенность, позволяющая получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.
^ Специфика деятельности

Отличие активности животных от деятельности человека



^ Активность животных

Деятельность человека

Инстинктивная

Разумная, целеполагающая

^ Носит приспособительный характер

Активно изменяет окружающую среду

Используются только природные предметы в качестве орудия

Создаётся нечто новое, то, чего нет в природе


Структура деятельности

Деятельность включает в себя цель, средства,

Субъект (тот, кто осуществляет деятельность),

Объект (тот, на кого деятельность направлена), и результат.

Субъектом может быть как один человек, так и группа людей, государственное учреждение, и т. д. Объектом может быть природа, другой человек, какая-либо сфера общественной жизни, и т. д.

Виды деятельности:

  • Труд – преобразование человеком окружающей среды;

  • Игра – имитация реальных действий;

  • Учение - приобретение ЗУН;

  • Творчество – создание качественно новых, ранее не существовавших ценностей.



Урок № 4

Понятие личности

Индивид

Индивидуальность

Личность

Особь, каждый самостоятельно существующий организм

Неповторимое своеобразие отдельного индивида

Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества

Личность – существо становящееся.
Становление – философская категория, характеризующая противоречивый процесс формирования какого-либо субъекта или явления.

Какой смысл мы вкладываем в понятие «существо становящееся», говоря о личности?

Факторы формирования личности

1. Воспитание;

2. Деятельность;

3. Общество и его культура.

Многообразие мира общения

Общение является сущностной характеристикой человека.

Что есть человек с точки зрения Бубера?

Рассматривая человека-одиночку, как он есть, видишь человека настолько, насколько мы видим месяц на ночном небе, образ полного круга составляет лишь человек с человеком.

Мы приблизимся к ответу на вопрос «Что есть человек?» после того, как научимся видеть в нём существо, в чьей органической способности быть вдвоём совершается и опознаётся встреча Одного и Другого.
БУБЕР (Buber) Мартин (Мардохай) (1878-1965), еврейский религиозный философ и писатель, близкий к экзистенциализму. Жил в Германии (до 1933) и Израиле. Центральная идея философии Бубера — бытие как «диалог» (между богом и человеком, между человеком и миром).
ВЫВОД:

С точки зрения М. Бубера, человек – это диалог.

Мартин Бубер выделял два основных слова, характеризующих отношение человека к миру:

Я – ТЫ и Я – ОНО.

В чём особенность этих слов?

Почему философ называет их основными?
ГОВОРЯТ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТ МИР. Что это значит? Человек обследует поверхность вещей и знакомится с ними. Он добывает сведения об их структуре; он приобретает знания. Он узнает то, что присуще вещам. Но не только знания открывают человеку мир. Ибо они открывают ему лишь тот мир, который состоит из Оно и Оно и Оно, из Он и Он и Он и Она и Она и Оно.

ЕСЛИ Я ОБРАЩЕН К ЧЕЛОВЕКУ, как к своему Ты, если я говорю ему основное слово Я-ТЫ, то он не вещь среди вещей и не состоит из вещей. Он уже не есть Он или Она, отграниченный от других Он и Она; он не есть точка, отнесенная к пространственно-временной сетке мира, и не структура, которую можно изучить и описать - непрочное объединение обозначенных словами свойств. Нет, лишенный всяких соседств и соединительных нитей, он есть Ты и заполняет собою небосвод. Не то, чтобы не было ничего другого, кроме него, но все другое живет в его свете.

ВЫВОД:

Когда я говорю основное слово Я – ОНО, то другой человек для меня – вещь среди вещей. Когда я говорю основное слово Я – ТЫ, то другой человек становится для меня самым главным в мире, я начинаю смотреть на мир его глазами.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

  1. Какой смысл вкладывает писатель в слово «приручить»?

  2. Как понимать слова Лиса: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»?




Долго шел Маленький принц через пески, скалы и снега и, наконец, набрел на дорогу. А все дороги ведут к людям.

- Добрый день, - сказал он.

Перед ним был сад, полный роз.

- Добрый день, - отозвались розы.

И Маленький принц увидел, что все они похожи на его цветок.

- Кто вы? - спросил он, пораженный.

- Мы - розы, - отвечали розы.

- Вот как... - промолвил Маленький принц. И почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей вселенной. И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!

"Как бы она рассердилась, если бы увидела их! - подумал Маленький принц. - Она бы ужасно раскашлялась и сделала вид, что умирает, лишь бы не показаться смешной. А мне пришлось бы ходить за ней, как за больной, ведь иначе она и вправду бы умерла, лишь бы унизить и меня

тоже..." А потом он подумал: "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух и, может быть,

навсегда... какой же я после этого принц..."

Он лег в траву и заплакал.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Урок №2 Философские представления о социальных качествах человека iconПлан: Философские представления об обществе. Предмет и функции социальной...
Философские представления об обществе возникли уже в ранней философии. Так, в Древней Индии и Китае (буддизм, конфуцианство) существовали...
Урок №2 Философские представления о социальных качествах человека iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Урок №2 Философские представления о социальных качествах человека iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Урок №2 Философские представления о социальных качествах человека iconУрок XXII пол Урок XXIII пол часть2 Урок XXIV усиление элиминации...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Урок №2 Философские представления о социальных качествах человека iconУрок XXIII пол часть 2 Урок XXIV усиление элиминации физическими...
Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами
Урок №2 Философские представления о социальных качествах человека iconУрок литературы в 8 классе на тему: «М. Ю. Лермонтов певец свободы»
Цель урока: Расширить представления учащихся о жизненном и творческом пути поэта
Урок №2 Философские представления о социальных качествах человека iconУрок тринадцатый. Кооперация Урок четырнадцатый. Неудача Урок пятнадцатый....
Урок настойчивости ценой в пять­десят центов Необыкновенная власть ребенка Все, что нужно, — это одна глубокая идея «Не­возможный»...
Урок №2 Философские представления о социальных качествах человека icon21 Обязательное качество лидера
Что отделяет теоретиков лидерства от преуспевающих лидеров, которые эффективно ведут за собой в реальном мире? Причина заключается...
Урок №2 Философские представления о социальных качествах человека icon1. Ученье о здоровье человека. Составляющие здоровья человека
Здоровье – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие...
Урок №2 Философские представления о социальных качествах человека icon3. Цитаты (они могут использоваться как для развертывания вступления,...
Говоря, на­пример, о необходимости беречь природу, мы должны гово­рить и о любви к родине, и о нравственных качествах человека
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница