Агрессия


НазваниеАгрессия
страница1/37
Дата публикации02.07.2013
Размер4.3 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
АГРЕССИЯ Конрад Лоренц

Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"): Пер. с нем. -М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. - 272 с.
АГРЕССИЯ

Жене моей посвящается

ПРЕДИСЛОВИЕ
Один мой друг, взявший на себя труд критически про-

читать рукопись этой книги, писал мне, добравшись до ее

середины: "Вот уже вторую главу подряд я читаю с захва-

тывающим интересом, но и с возрастающим чувством не-

уверенности. Почему? Потому что не вижу четко их связи

с целым. Тут ты должен мне помочь". Критика была впол-

не справедлива; и это предисловие написано для того, что-

бы с самого начала разъяснить читателю, с какой целью

написана вся книга и в какой связи с этой целью находятся

отдельные главы.

В книге речь идет об агрессии, то есть об инстинкте

борьбы, направленном против собратьев по виду, у живо-

тных и у человека. Решение написать ее возникло в ре-

зультате случайного совпадения двух обстоятельств. Я

был в Соединенных Штатах. Во-первых, для того, чтобы

читать психологам, психоаналитикам и психиатрам лек-

ции о сравнительной этологии и физиологии поведения, а

во-вторых, чтобы проверить в естественных условиях на

коралловых рифах у побережья Флориды гипотезу о бое-

вом поведении некоторых рыб и о функции их окраски для

сохранения вида, - гипотезу, построенную на аквариум-

ных наблюдениях. В американских клиниках мне впер-

вые довелось разговаривать с психоаналитиками, для ко-

торых учение Фрейда было не догмой, а рабочей гипоте-

зой, как и должно быть в любой науке. При таком подходе

стало понятно многое из того, что прежде вызывало у меня

возражения из-за чрезмерной смелости теорий Зигмунда

Фрейда. В дискуссиях по поводу его учения об инстинктах

выявились неожиданные совпадения результатов психо-

анализа и физиологии поведения. Совпадения существен-

ные как раз потому, что эти дисциплины различаются и

постановкой вопросов, и методами исследования, и -

главное - базисом индукции.

Я ожидал непреодолимых разногласий по поводу поня-

тия "инстинкт смерти", который - согласно одной из тео-

рий Фрейда - противостоит всем жизнеутверждающим

инстинктам как разрушительное начало. Это гипотеза,

чуждая биологии, с точки зрения этолога является не

только ненужной, но и неверной. Агрессия, проявления

которой часто отождествляются с проявлениями "инс-

тинкта смерти", - это такой же инстинкт, как и все ос-

тальные, и в естественных условиях так же, как и они,

служит сохранению жизни и вида. У человека, который

собственным трудом слишком быстро изменил условия

своей жизни, агрессивный инстинкт часто приводит к гу-

бительным последствиям; но аналогично - хотя не столь

драматично - обстоит дело и с другими инстинктами. На-

чав отстаивать свою точку зрения перед друзьями-психо-

аналитиками, я неожиданно оказался в положении чело-

века, который ломится в открытую дверь. На примерах

множества цитат из статей Фрейда они показали мне, как

мало он сам полагался на свою дуалистическую гипотезу

инстинкта смерти, которая ему - подлинному монисту и

механистически мыслящему исследователю - должна

была быть принципиально чуждой.

Вскоре после того я изучал в естественных условиях

теплого моря коралловых рыб, в отношении которых зна-

чение агрессии для сохранения вида не вызывает сомне-

ний, - и тогда мне захотелось написать эту книгу. Этоло-

гия знает теперь так много о естественной истории агрес-

сии, что уже позволительно говорить о причинах некото-

рых нарушений этого инстинкта у человека. Понять при-

чину болезни - еще не значит найти эффективный спо-

соб ее лечения, однако такое понимание является одной из

предпосылок терапии.

Я чувствую, что мои литературные способности недо-

статочны для выполнения стоящей передо мной задачи.

Почти невозможно описать словами, как работает систе-

ма, в которой каждый элемент находится в сложных при-

чинных взаимосвязях со всеми остальными. Даже если

объяснять устройство автомобильного мотора - и то не

знаешь, с чего начать. Потому что невозможно усвоить

информацию о работе коленчатого вала, не имея понятия

о шатунах, поршнях, цилиндрах, клапанах... и т. д., и т. д.

Отдельные элементы общей системы можно понять лишь

в их взаимодействии, иначе вообще ничего понять нельзя.

И чем сложнее система - тем труднее ее исследовать и

объяснить; между тем структура взаимодействий инстин-

ктивных и социально-обусловленных способов поведе-

ния, составляющих общественную жизнь человека, не-

сомненно является сложнейшей системой, какую мы

только знаем на Земле. Чтобы разъяснить те немногие

причинные связи, которые я могу - как мне кажется -

проследить в этом лабиринте взаимодействий, мне волей-

неволей приходится начинать издалека. К счастью, все

наблюдаемые факты сами по себе интересны. Можно на-

деяться, что схватки коралловых рыб из-за охотничьих

участков, инстинкты и сдерживающие начала у обще-

ственных животных, напоминающие человеческую мо-

раль, бесчувственная семейная и общественная жизнь

кваквы, ужасающие массовые побоища серых крыс и дру-

гие поразительные образцы поведения животных удержат

внимание читателя до тех пор, пока он подойдет к пони-

манию глубинных взаимосвязей.

Я стараюсь подвести его к этому, по возможности, точ-

но тем же путем, каким шел я сам, и делаю это из принци-

пиальных соображений. Индуктивное естествознание

всегда начинается с непредвзятого наблюдения отдельных

фактов; и уже от них переходит к абстрагированию общих

закономерностей, которым все эти факты подчиняются. В

большинстве учебников, ради краткости и большей до-

ступности, идут по обратному пути и предпосылают "спе-

циальной части" - "общую". При этом изложение выиг-

рывает в смысле обозримости предмета, но проигрывает в

убедительности. Легко и просто сначала сочинить некую

теорию, а затем "подкрепить" ее фактами; ибо природа

настолько многообразна, что если хорошенько по-

искать - можно найти убедительные с виду примеры,

подкрепляющие даже самую бессмысленную гипотезу.

Моя книга лишь тогда будет по-настоящему убедительна,

если читатель - на основе фактов, которые я ему опи-

шу, - сам придет к тем же выводам, к каким пришел я.

Но я не могу требовать, чтобы он безоглядно двинулся по

столь тернистому пути, потому составлю здесь своего рода

путеводитель, описав вкратце содержание глав.

В двух первых главах я начинаю с описания простых

наблюдений типичных форм агрессивного поведения; за-

тем в третьей главе перехожу к его значению для сохране-

ния вида, а в четвертой говорю о физиологии инстинктив-

ных проявлений вообще и агрессивных в частности - до-

статочно для того, чтобы стала ясной спонтанность их не-

удержимых, ритмически повторяющихся прорывов. В пя-

той главе я разъясняю процесс ритуализации и обособле-

ния новых инстинктивных побуждений, возникающих в

ходе этого процесса, - разъясняю в той мере, насколько

это нужно в дальнейшем для понимания роли этих новых

инстинктов в сдерживании агрессии. Той же цели служит

шестая глава, в которой дан общий обзор системы взаимо-

действий разных инстинктивных побуждений. В седьмой

главе будет на конкретных примерах показано, какие ме-

ханизмы "изобрела" эволюция, чтобы направить агрес-

сию в безопасное русло, какую роль при выполнении этой

задачи играет ритуал, и насколько похожи возникающие

при этом формы поведения на те, которые у человека дик-

туются ответственной моралью. Эти главы создают пред-

посылки для того, чтобы можно было понять функциони-

рование четырех очень разных типов общественной орга-

низации. Первый тип - это анонимная стая, свободная от

какой-либо агрессивности, но в то же время лишенная и

личного самосознания, и общности отдельных особей.

Второй тип - семейная и общественная жизнь, основан-

ная лишь на локальной структуре защищаемых участков,

как у кваквы и других птиц, гнездящихся колониями.

Третий тип - гигантская семья крыс, члены которой не

различают друг друга лично, но узнают по родственному

запаху и проявляют друг к другу образцовую лояльность;

однако с любой крысой, принадлежащей к другой семье,

они сражаются с ожесточеннейшей партийной ненави-

стью. И наконец, четвертый вид общественной организа-

ции - это такой, в котором узы личной любви и дружбы

не позволяют членам сообщества бороться и вредить друг

другу. Эта форма сообщества, во многом аналогичного че-

ловеческому, подробно описана на примере серых гусей.

Надо полагать, что после всего сказанного в первых

одиннадцати главах я смогу объяснить причины ряда на-

рушений инстинкта агрессии у человека, 12-я глава -

"Проповедь смирения" - должна создать для этого новые

предпосылки, устранив определенное внутреннее сопро-

тивление, мешающее многим людям увидеть самих себя

как частицу Вселенной и признать, что их собственное по-

ведение тоже подчинено законам природы. Это сопротив-

ление заложено, во-первых, в отрицательном отношении

к понятию причинности, которое кажется противореча-

щим свободной воле, а во-вторых, в духовном чванстве че-

ловека. 13-я глава имеет целью объективно показать со-

временное состояние человечества, примерно так, как

увидел бы его, скажем, биолог-марсианин. В 14-й главе я

пытаюсь предложить возможные меры против тех нару-

шений инстинкта агрессии, причины которых мне кажут-

ся уже понятными.

^ 1. ПРОЛОГ В МОРЕ
Послушай, малый! В море средь движенья

Начни далекий путь свой становленья.

Довольствуйся простым, как тварь морей,

Глотай других, слабейших, и жирей,

Успешно отъедайся, благоденствуй,

И постепенно вид свой совершенствуй .

Гете

Давний сон - полет - стал явью: я невесомо парю в

невидимой среде и легко скольжу над залитой солнцем

равниной. При этом двигаюсь не так, как посчитал бы

приличным человек, обывательски обеспокоенный при-

личиями, - животом вперед и головой кверху, - а в по-

ложении, освященном древним обычаем всех позвоноч-

ных: спиною к небу и головой вперед. Если хочу посмот-

реть вперед - приходится выгибать шею, и это неудобст-

во напоминает, что я, в сущности, обитатель другого ми-

ра. Впрочем, я этого и не хочу или хочу очень редко; как

и подобает исследователю земли, я смотрю по большей ча-

сти вниз, на то, что происходит подо мной.

"Но там внизу ужасно, и человек не должен искушать

Богов - и никогда не должен стремиться увидеть то, что

они милостиво укрывают ночью и мраком". Но раз уж они

этого не делают, раз уж они - совсем наоборот - посыла-

ют благодатные лучи южного солнца, чтобы одарить жи-

вотных и растения всеми красками спектра, - человек

непременно должен стремиться проникнуть туда, и я это

советую каждому, хотя бы раз в жизни, пока не слишком

стар. Для этого человеку нужны лишь маска и дыхатель-

ная трубка - в крайнем случае, если он уж очень важ-

ный, еще пара резиновых ласт, - ну и деньги на дорогу к

Средиземному морю или к Адриатике, если только попут-

ный ветер не занесет его еще дальше на юг.

С изысканной небрежностью пошевеливая плавника-

ми, я скольжу над сказочным ландшафтом. Это не насто-
I Эпиграфы из "Фауста" даны в переводах Б. Пастернака и Н. Хо-

лод ковского.
10
ящие коралловые рифы с их буйно расчлененным релье-

фом живых гор и ущелий, а менее впечатляющая, но от-

нюдь не менее заселенная поверхность дна возле берега

одного из тех островков, сложенных коралловым извест-

няком, - так называемых Кейз, - которые длинной

цепью примыкают к южной оконечности полуострова

Флорида. На дне из коралловой гальки повсюду сидят ди-

ковинные полушария кораллов-мозговиков, несколько

реже - пышно разветвленные кусты ветвистых корал-

лов, развеваются султаны роговых кораллов, или горго-

ний, а между ними - чего не увидишь на настоящем ко-

ралловом рифе дальше в океане - колышутся водоросли,

коричневые, красные и желтые. На большом расстоянии

друг от друга стоят громадные губки, толщиной в обхват и

высотой со стол, некрасивой, но правильной формы, слов-

но сделанные человеческими руками. Безжизненного ка-

менистого дна не видно нигде: все пространство вокруг за-

полнено густой порослью мшанок, гидрополипов и губок;

фиолетовые и оранжево-красные виды покрывают дно

большими пятнами, и о многих из этих пестрых бугристых

покрывал я даже не знаю - животные это или растения.

Не прилагая усилий, я выплываю постепенно на все

меньшую глубину; кораллов становится меньше, зато

растений больше. Подо мной расстилаются обширные ле-

са очаровательных водорослей, имеющих ту же форму и

те же пропорции, что африканская зонтичная акация; и

это сходство прямо-таки навязывает иллюзию, будто я па-

рю не над коралловым атлантическим дном на высоте че-

ловеческого роста, а в сотни раз выше - над эфиопской

саванной. Подо мной уплывают вдаль широкие поля мор-

ской травы - у карликовой травы и поля поменьше, - и

когда воды подо мною остается чуть больше метра - при

взгляде вперед я вижу длинную, темную, неровную стену,

которая простирается влево и вправо, насколько хватает

глаз, и без остатка заполняет промежуток между осве-

щенным дном и зеркалом водной поверхности. Это -

многозначительная граница между морем и сушей, берег

Лигнум Витэ Кэй, Острова Древа Жизни.

Вокруг становится гораздо больше рыб. Они десятками

разлетаются подо мной, и это снова напоминает аэро-
11
снимки из Африки, где стада диких животных разбегают-

ся во все стороны перед тенью самолета. Рядом, над густы-

ми лугами взморника, забавные толстые рыбы-шары ра-

зительно напоминают куропаток, которые вспархивают

над полем из-под колосьев, чтобы, пролетев немного,

нырнуть в них обратно. Другие рыбы поступают наобо-

рот - прячутся в водоросли прямо под собою, едва я при-

ближаюсь. Многие из них самых невероятных расцветок,

но при всей пестроте их краски сочетаются безукоризнен-

но. Толстый "дикобраз" с изумительными дьявольскими

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Похожие:

Агрессия icon1 Агрессия: определение и основные теории
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — Спб: Питер, 2001. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
Агрессия iconПрофилактика агрессивного поведения подростков Вопросы для изучения:...
Среди мальчиков подросткового возраста распространены жестокие, сопряженные с физическим насилием командные игры, в которых, согласно...
Агрессия iconКернберг О. Ф. К 74 Агрессия при расстройствах личности и перверсиях /Пер с англ. А. Ф. Ускова
К 74 Агрессия при расстройствах личности и перверсиях/Пер с англ. А. Ф. Ускова. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 1998. — 368 с. —...
Агрессия iconРасписание 5 курса (с 10 сентября 2012 г.)
Э/К «Криминальная агрессия: норма и патология» ст преп. Мавренкова Е. А., ауд. 301
Агрессия iconКонрад лоренц агрессия (так называемое "зло")
Нобелевской премии, один из основоположников этологии, науки о поведении животных
Агрессия iconМатерная речь и матерная ругань
Речевая агрессия в современной культуре. Сб науч тр. Челябинск, 2005, с. 17-21
Агрессия iconАгрессия
Конрад Лоренц (1903 1989) – выдающийся австрийский учёный, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников этологии, науки о...
Агрессия iconНациональная безопасность это совокупность официально принятых взглядов
Российской Федерации. Основаниями для введения военного положения является агрессия против
Агрессия iconКастрация или стерилизация?
После кастрации животные не только не способны к воспроизводству. У них прекращаются нежелательные проявления полового поведения...
Агрессия iconАгрессия. Хорошо или плохо?
Этот вопрос с того, что сначала бы развел понятие агрессивности и деструктивности. Или разделили бы инфантильную (не зрелую) и зрелую...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница