Предисловие 3


Скачать 353.89 Kb.
НазваниеПредисловие 3
страница1/4
Дата публикации26.07.2013
Размер353.89 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4

СОДЕРЖАНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ 3

1. ОСНОВЫ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ 4

    1. Понятие волевой саморегуляции ………………………………..4

1.2. Структура волевой саморегуляции 6

1.3. Индивидуальные особенности волевой саморегуляции 12

1.4. Способы саморегуляции 15

2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЦИИ 19

2.1. Волевая саморегуляция в спорте 19

2.2. Волевая саморегуляция сотрудников органов внутренних дел 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

ПРЕДИСЛОВИЕ

Человеческий организм является саморегулирующейся системой, зависящей от окружающей среды, В связи с постоянно меняющимися условиями среды в результате продолжительной эволюции у человека выработались механизмы, позволяющие приспособится к данным изменениям. Эти механизмы называют адаптационными. Адаптация – это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.

Понятие «саморегуляция» носит междисциплинарный характер. Это понятие широко применяется в различных областях науки для описания живых и неживых систем, основанных на принципе обратной связи. Понятия саморегуляции (от лат. regulare – приводить в порядок, налаживать), которое в энциклопедическом варианте определяется как – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности, получило развитие как в зарубежной, так и в отечественной психологии. В настоящее время саморегуляция определяется как системный процесс, обеспечивающий адекватную условиям изменчивость, пластичность жизнедеятельности субъекта на любом из ее уровней.

Природа обеспечила человека не только способностью адаптации, приспособления организма к изменяющимся внешним условиям, но и наделила возможностью регулировать формы и содержание своей активности. В этом плане различают три уровня саморегуляции:

Саморегуляция позволяет человеку меняться в соответствии с изменением обстоятельств внешнего мира и условий его жизни, поддерживает необходимую для деятельности человека психическую активность, обеспечивает сознательную организацию и коррекцию его действий.

^ ГЛАВА 1 Основы волевой саморегуляции

1.1. Понятие волевой саморегуляции

Саморегуляция является свойством всех биологи­ческих систем автоматически устанавливать и поддер­живать на определенном уровне в организме все физи­ологические процессы (обменные, температурные, дыхательные и др.). Саморегуляция проявляется в ре­акциях на определенные внешние и внутренние воздей­ствия, автоматически вызывая определенную последо­вательность действий при возникновении потребностей или эмоциональных реакций на внешние ситуации.1

Такая естественная, автоматизированная и не вхо­дящая в сознание саморегуляция пронизывает всю жизнь человека. Она формируется на основании врож­денных механизмов протекания жизненных процессов в организме, инстинктивных и необходимых для сохра­нения жизни действий при возникновении потребно­стей или реакций на внешние стимулы.

Саморегуляцию условно разделяют на биологическую (рефлекторную, как высшую форму биологической) и сознательно управляемую.

Биологическая саморегуляция - это генетически закодированные сложные внутренние процессы, лежащие в основе роста, развития, жизнедеятельности и защитных функций организма как человека, так и животных, растений. Биологическая саморегуляция протекает без участия сознания. Например, при наркозе сердце продолжает работать. Даже у умерших биологическая саморегуляция поддерживает рост волос и ногтей.

Рефлекторная саморегуляция обеспечивает восприятие органами чувств сигналов внешней среды. Например, работа сердца может измениться от резкого стука, от воспринятого образа и даже запаха. Это свойство организма через чувства менять биологическую саморегуляцию и лежит в основе феноменов внушения, гипноза и других способов влияния. Внушение - это целенаправленное психологическое воздействие на личность с целью вызвать через органы чувств изменение биологической саморегуляции в желаемом направлении. Сознательно управляемая саморегуляция -это классический аутотренинг или психическая саморегуляция.

Психическая саморегуляция - это воздействие человека на самого себя с помощью слов и соответствующих мысленных образов. Под психической саморегуляцией мы понимаем психическое самовоздействие для целенаправленной регуляции всесторонней деятельности организма, его процессов, реакций и состояний. Общим для этих определений является выделение состояния человека в качестве объекта воздействия и внутренних средств регуляции, в первую очередь средств психической активности.

Однако если потребности легко и просто удовлет­воряются, не требуют никаких усилий, стандартны по своим действиям (захотел есть и взял со стола необхо­димый продукт), то для этого не нужна воля.

Воля нужна бывает там, где встречается какое-либо препятствие для удовлетворения потребности, которое необходимо преодолеть, приложив для этого физичес­кие, психические и интеллектуальные усилия. Напри­мер, необходимо найти способы добыть те же продукты питания в ситуации отсутствия денег или возможности приобрести их, требуется определенное усилия разума, направленное на поиск средств для этого, преодоление физических и психических препятствий.

То же самое касается и эмоциональных реакций, когда требуется, в силу тех или иных причин, преодо­леть их естественное развитие, мешающее контакту с людьми, успешной работе, поиску действенного выхо­да из критической ситуации.

Особенно это касается процесса деятельности, требующей преодоления неумений, нежелания выпол­нять скучную работу, отвлекающих от нее факторов. В этом случае воля базируется не на формуле «Я хочу», а на принципах «надо» и «Я должен» и проти­востоит власти актуальных потребностей, сиюминут­ных желаний. В.А. Крутецкий пишет, что «истинно волевой человек — тот, кто даже не колеблется между чувством долга и противоречащим долгу побуждени­ями».2

По своей структуре формирование способности к волевой саморегуляции идентичны развитию творчес­ких способностей и включают все фазы творческого процесса — постановку целей, нахождения способов ее осуществления и сам процесс реализации.

При этом надо помнить, что волевые усилия необ­ходимы бывают до тех пор, пока не сформируются способности, потребности и навыки творческого под­хода к любой форме деятельности, начиная с ее ини­циации и кончая исполнительной фазой, т. е. творчес­кие способности не перейдут в самоорганизующуюся систему. Об этом свидетельствуют и биографии, и высказывания великих деятелей науки и искусства, для которых творческий поиск превращался в органичес­кую потребность и не требовал специальных волевых усилий на всех фазах этого процесса.

Поэтому для человека, избравшего профессию творческого типа, особенно художественно, очень важ­но разобраться в структуре, механизмах и природе индивидуальных различий в формировании способно­сти к волевой саморегуляции.

^ 1.2. Структура волевой саморегуляции

В структуру волевой саморегуляции входят следу­ющие компоненты:

1) наличие осознанной цели;

2) регуляция движений, действий и деятельности для достижения ее результата;

3) нахождение способов преодоления внешних и внут­ренних препятствий мешающих осуществлению поставленной цели.

Каждый из компонентов имеет свои механизмы формирования. Остановимся на каждом из них более подробно, ориентируясь на процесс творчества.

^ Порождение цели. Цели различаются по механизмам их возникнове­ния, по длительности удержания цели и сохранения ее действенности, по значимости для индивида, социума или человечества в целом.

Механизм порождения цели имеет свою эволюцию и этапы развития. Однако во всех случаях цель порож­дается в единстве и взаимодействии внутренних и внешних факиров.

У ребенка на определенном этапе развития появ­ляется внутренняя, генетически запрограмированная потребность в познании окружающего его мира. Пер­вым направленным движением ребенка является дви­жение к заинтересовавшему его предмету, игрушке, т. е. внешнему объекту. Он прилагает двигательные усилия для получения этого предмета, если тот не да­ется ему в руки взрослыми.

Если предмет попадает ему в руки, ребенок начи­нает «обследовать» его — тянет в рот, трясет, стучит им по кроватке.

Когда малыш начинает ходить, все в вокруг стано­вится для него объектом познания. Познавая качества и свойства предметов, он начинает топать ногами по луже, прилагать усилия для «расчленения» игрушки на части, чтобы «разобраться» в ее сущности, ощупывает, трясет, бросает на пол предметы, чтобы познать их свойства и качества и пр. Иными словами он инстин­ктивно включает волевые действия в познание пред­метного мира.

На следующем этапе к познанию предметного мира присоединяется потребность в своеобразном самопознании через овладение действиями. Ребенок стремится делать все «сам»: одеваться, застегивать пуговицы, мыть посуду, т. е. делать все то, что умеют делать взрослые и не умеет он сам. Однако часто то, что ребенок умеет делать, например убирать игрушки, он не любит. И именно это ему предписывается делать взрослыми, что несомненно требует от ребенка воле­вых усилий, отличных от формирования самих трудо­вых навыков. Внутренняя, неосознаваемая потребность в овладении двигательными навыками находит свое подкрепление и в игровой деятельности, направленной на подражание взрослым.

Как считал З.Фрейд, такое стремление к подража­нию взрослым связано с тем, что, начиная ходить, ре­бенок встречается с системой запретов («табу»), когда он не может делать того, что ему хочется (стряпать, водить машину); поэтому-то ребенок начинает осуще­ствлять свою мечту в игре, копирующей деятельность взрослых, которую он наблюдает.

Такое же сочетание внутренних и внешних факто­ров существует и в учебном процессе, когда у ребенка созревает потребность и способность к обучению, ког­да он мотивируется, особенно в начальных классах, соревнованием, оценкой взрослых, поощрением или наказанием за результаты.

Такая внешняя мотивация в учебном процессе Может сохраняться на всем его протяжении, включая вузовское образование, если у ученика не возникнет внутренней цели, направленной на самосовершенство­вание и саморазвитие, преодоление качеств, мешаю­щих успешному обучению по всем предметам, поиск способов преодоления своих недостатков. Такая внут­ренняя волевая саморегуляция и способность к ней возникают, чаще всего на конечных этапах обучения через осознание ее необходимости с разной мотиваци­ей (получить хороший аттестат, диплом), т.е. через внешне мотивированные цели. У учащихся с хороши­ми предпосылками к обучаемости, при наличии уве­ренности в своих силах, такая способность к волевой саморегуляции может не сформироваться, и они в про­фессиональной деятельности могут оказаться на более низком уровне, чем те, которые научились преодоле­вать трудности в учебном процессе.

У креативных личностей всегда доминирует внут­ренняя потребность в напряженной, нестандартной деятельности, тренируемой через преодоление преж­де всего собственных несовершенств и неумений, по­становку новых целей для преодоления.

В итоге у них образуется «творческая доминанта», не позволяющая шаблонно подходить к любому виду деятельности, которая автоматически включает в нее преобразующее начало. Все тесты на творчество ори­ентированы на выявление наличия такой доминанты, когда самое обычное задание, например нарисовать дом, дерево и человека, выполняется оригинально и творчески. Показателем такого творческого решения является, например, рисунок дерева, на котором чело­век прикрепляет домик для птицы, или нарисовано дерево под которым стоит скамейка, а на ней спит че­ловек, аккуратно поставив рядом рваные ботинки.

В том случае, когда такая доминанта не образова­на, люди, творческие в чем-то другом, даже по своей художественной профессии, рисуют рядоположно — дом, дерево, человека, меняя их по отношении к инст­рукции только местами. Эти различия наблюдались при многократных обследованиях студентов 5 курса худ-графа. Наличие такой доминанты обнаруживалось, как правило, у 3 - 5 человек из 50.3

Творческая доминанта в профессиональной деятель­ности художника всегда интегрирует в себе индивидуально и социально значимые цели. Для формирования такой интегральной цели, как пишет Н.С.Боголюбов, необходимо включиться в инновационные процессы, «которые постоянно происходят как спонтанные изме­нения и обновления всех явлений природы и общества. Этот процесс всегда поступательный, прогрессивный, происходящий независимо от искусственных попыток остановить его или направить в сторону регресса, прой­денного этапа. Это становится возможным, когда лич­ность осознает себя включенной в общий поток твор­чества, как равноправная единица, имеющая свою функцию, когда индивидуальные интересы органичес­ки сливаются с общими, и на основании понимания общих направлений инновационных процессов состав­ляет планы своего профессионального творчества и знает, что сказать зрителю».

Способность видеть и самостоятельно ставить со­циально значимые цели является высшей формой раз­вития творческих способностей, которое начинается с внутреннего стремления к самосовершенствованию в ходе длительного периода обучения человека.

Таким образом, цель, порождающая необходимость волевой саморегуляции, характеризуется своей отда­ленностью, направленностью на преодоление недо­статков и совершенствование своих личностных или профессиональных качеств, сочетанием индивидуаль­ной и социальной значимости.
^ Постановка цели требует планирования действий для ее достижения, а также последовательного осуще­ствления этих действий. На пути к достижению цели могут существовать как внешние, так и внутренние препятствия, которые требуют свободы выбора для нахождения путей их преодоления.

Отсюда воля переходит во внутренний план как условие, необходимое для адекватного приспособления к среде. Человек должен внутренне принять их по принципу определения «свобода — это познанная не­обходимость» .

Поэтому все определения воли связаны с форми­рованием некоторой «способности», интегрирующей личностные и социальные интересы, как «способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия, т. е. непосредственные желания и стрем­ления».

Регуляторная функция воли выступает в ситуации формирования навыков, протекания деятельности, в совершенствовании интеллектуальных и творческих процессов.

^ Первая функция — регуляция движений, сначала простых, а затем сложных, к числу которых относятся нестандартизированные, как в ИЗО, до формирования автоматизированного навыка в свободном управлении движениями. В этом случае воля требуется для преодоления неумений. Для этого, прежде всего, требуется конкрет­ная фиксация своих неумений. Формирование профес­сиональных изобразительных навыков складывается из разных по сложности умений. Ставя перед собой цель овладения сложными двигательными навыками, необ­ходимо начинать с отработки наиболее простых дви­жений в разных вариантах.

^ Вторая функция — управление состояниями: пси­хическими, физическими, эмоциональными в ходе протекания процесса деятельности.
В этом случае волевая саморегуляция требуется для поиска средств преодоления естественных реакций и действий, которые возникают при появлении тех или иных состояний в процессе деятельности, мешающих ее протеканию. Например, пропало желание работать. Естествен­ный процесс саморегуляции выражается в том, что человек следует своему «не хочу»: бросает работу. Вместе с тем работа нужна для достижения более отдаленной цели — окончания института. Преодоление своего нежелания работать должно начинаться с по­иска причин его возникновения. Этой причиной могут стать неудачи в работе за счет неумений, физической усталости или эмоционального состояния, которое де­зорганизуют деятельность в силу неудачи или побоч­ных желаний и переживаний. В каждом случае воле­вые усилия должны быть направлены на преодоление возникшего препятствия с учетом его происхождения.

^ Третья функция — регуляция мыслительных про­цессов, предворяющих и осуществляющих деятельность. В третьем случае объектом преодоления должна стать «потребность в экономии энергии», которая яв­ляется фундаментальной биологической потребностью. Человек инстинктивно стремится избежать всякого физического и психического напряжения, грозящего потерей работоспособности, здоровья, психического равновесия, а также тех отрицательных переживаний, которыми сопровождаются излишние напряжения, чувство усталости, головная боль или тяжесть. Весь тех­нический прогресс направлен на такую экономию энергии человеком. Кроме того, эта потребность сти­мулируется и постоянно подкрепляется пассивным по­треблением и привычкой получать все необходимое при минимальной затрате собственных усилий, которая складывается в детские годы, а также в учебном про­цессе. Человек приучается потреблять не только про­дукты и все блага цивилизации, но и чужие, готовые знания. Ярким проявлением потребности в экономии энергии является стремление к подражанию и исполь­зованию шаблонов новомодных течений в искусстве или повторение собственных открытий, выработанных форм передачи содержания собственными штампами.

Противостоит этой потребности в экономии энер­гии выработанная потребность в определенном стиле деятельности, уровне ее напряженности. Потребность в определенном уровне напряженности функциони­рования нервных и мышечных тканей формируется в процессе деятельности только в том случае, если че­ловек ставит перед собой новые цели и задачи, а не повторяет автоматически выработанные навыки. В психофизиологии известен так называемый «феномен Мартина Идена», когда человек, поставив перед со­бой сложную цель, требующую множества усилий, при ее достижении уходит на покой, он может заболеть, умереть, впасть в депрессивное состояние. Это объяс­няется тем, что во время напряженной длительной работы вырабатывается особая энергия, которая с прекращением такой работы превращается в «яд» для организма. Поэтому для поддержания творческого то­нуса необходимо ставить перед собой все более слож­ные и новые цели, задачи. Именно поэтому сохранял­ся творческий потенциал у великих творцов разных эпох до конца их жизни. Включение эмоциональной поддержки для рабоче­го тонуса в процессе деятельности очень важно. Такая эмоциональная поддержка возникает не только от ус­пешности выполнения деятельности, но и от появле­ния новых задач, открытий, происходящих в процессе ее осуществления, т. е. включения творческого поиска.

Кроме того, существуют индивидуальные особен­ности волевой саморегуляции, природу которых необ­ходимо учитывать в поиске индивидуального стиля деятельности.
  1   2   3   4

Похожие:

Предисловие 3 iconМайк Микаловиц Стартап без бюджета Предисловие в общем, мне все говорили,...

Предисловие 3 iconМаркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3
Предисловие к первому изданию 1884 года предисловие к четвиртому изданию 1891 года
Предисловие 3 iconВеликий Переход Переработанное издание Оглавление Благодарности Предисловие...
Благодарю вас от всего сердца. Спасибо вам за ваши сто процентов. Спасибо вам за вашу Правду, Доверие и Страсть. Спасибо за вашу...
Предисловие 3 iconВеликий Переход Переработанное издание Оглавление Благодарности Предисловие...
Благодарю вас от всего сердца. Спасибо вам за ваши сто процентов. Спасибо вам за вашу Правду, Доверие и Страсть. Спасибо за вашу...
Предисловие 3 iconПредисловие к книге А. Л. Чижевский. На берегу вселенной. Воспоминания...
Предисловие к книге А. Л. Чижевский. На берегу вселенной. Воспоминания о К. Э. Циолковском. Москва, Айрис, 2007 г
Предисловие 3 iconПредисловие 5

Предисловие 3 iconПредисловие к первому изданию д-ра Брилла (1947)

Предисловие 3 iconЖан люк нанси
Елена Петровская. Предисловие
Предисловие 3 iconMartin Heidegger/ Karl Jaspers
Предисловие немецких издателей
Предисловие 3 iconВступительное слово Бруно дель Россо   Предисловие Деми Мур

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница