Скачать 42.63 Kb.
|
Содержание 2. Методы исследования генетики человека |
Тема. История развития генетики как фундаментальной науки. Методы исследования генетики человека Вопросы 1. История развития генетики как фундаментальной науки. 1.1 Общее представление о генетике как о науке. 1.2 Основные этапы развития генетики: классический период 2. Методы исследования генетики человека. 2.1 Генеалогический метод. 2.2 Близнецовый метод. 2.3. Цитогенетический метод. 2.4. Биохимический метод. 1. История развития генетики как фундаментальной науки 1.1. Общее представление о генетике как науке Генетика человека – наука о наследственности и изменчивости человека. Наследственность – это способность живых организмов сохранять и передавать из поколения в поколение признаки и свойства организма. Изменчивость – это способность живых организмов в процессе онтогенеза утрачивать старые и приобретать новые признаки и свойства. 1.2. Основные этапы развития генетики человека 1900 г. – начало бурного развития генетики как науки – вторичное открытие законов Менделя тремя учеными независимо друг от друга: де Фриз (Голландия), Корренс (Австрия), Чермак (Германия). Г. Мендель открыл закономерности наследования признаков в 1865 г. и опубликовал на немецком языке в трудах общества естествоиспытателей по названием «Опыты над растительными гибридами». 1900 – 1930 гг. – классический период развития генетики (этап менделизма и хромосомной теории наследственности). 1930 – 1940 гг. – период индуцированного мутагенеза (получение мутаций с помощью радиации и химических веществ). 1940-1953 – 2000 гг. – период молекулярной генетики (изучение структуры и функциональной природы молекул ДНК). 1953 г. – Уотсон и Крик расшифровали структуру молекулы ДНК. 2000 г. – полностью расшифрован генетический код человека – он полностью может быть записан с помощью химических формул. после 2000 г. – современный этап – основное направление – структурно-системное познание глубинной сущности гена. ^ 2.1. Генеалогический метод (метод родословных) Предложен Гальтоном в 1865 г. Задачи метода: – установления наследственного характера болезни; – определения типа ее наследования; – изучение сцепления болезни с различными генетическими маркерами. Методика составления родословной 1. Сбор родословной начинается с пробанда – больного ребенка (человека). Если это взрослый сразу собирают информацию о его детях, затем братьях и сестрах (сибсах) с учетом последовательности беременностей у матери и их сходах . 2. Сбор сведений обо всех кровных родственниках по материнской линии. 3. Сбор сведений обо всех кровных родственниках по отцовской линии. К родословной предлагается легенда. Каждое поколение изображается на одной линии и обозначается римскими цифрами сверху вниз. Символы, используемые при составлении родословной (предложены Юстом в 1931 г.) ![]() 2.2. Близнецовый метод Предложен Гальтоном в 1876 г. Задачи метода: – установить роль наследственности и среды в фенотипическом разнообразии различных признаков у человека. Этапы реализации метода: 1. Сбор близнецового материала и диагностика зиготности (метод «сходства-подобия», по эритроцитарным и лейкоцитарным маркерам, ДНК- диагностика). 2. Анализ близнецовых данных. Установление коэффициента парной конкордантности, который указывает на относительное число пар, в которых оба партнера несут изучаемый признак. Вычисляется отдельно для МЗ и ДЗ близнецов. К= С/ С+Д С – число конкордантных пар (сходных); Д – число дисконкордантных пар (различающихся). К выражается либо в долях еденицы, либо в процентах Далее вычисляют долю наследственной обусловленности признака – наследуемость (Н), которая также выражается в процентах или долях еденицы. Н= К МЗ– К ДЗ / 1 (или 100 если в %) – К ДЗ К МЗ и К ДЗ – коэффициенты парной конкордантности МЗ и ДЗ близнецов. 1– 0,7 – признак (болезнь) детерменируется генетическими факторами 0,4 – 0,7 – болезнь с наследственной предрасположенностью, реализующаяся под влиянием средовых факторов. 0 – 0,4 – болезнь, возникшая под влиянием окружающей среды. 2.3. Цитогенетический метод Проводится при подозрении не хромосомную болезнь. Задачи: – идентифицировать перестроенную хромосому; – установить тип хромосомной перестройки. препараты хромосом человека можно приготовить из фибробласток кожи, костного мозга, но наиболее доступной при таких исследованиях является культура лимфоцитов периферической крови (кровь помещают в специальную среду с веществами стимулирующими рост и клеточное деление, затем добавляют колхицин, что приводит к остановке митоза на стадии метафазы, в которой хромосомы мах спирализированы). 2.4. Биохимический метод применяют при подозрении на врожденные дефекты обмена. Применяют их в 2 этапа: – скринирующие экспресс-методы, позволяющие обследовать большие группы населения (например, микробиологический тест Гатри (как вариант тест Фелинга) для обследования всех новорожденных на фенилкетонурию; – более сложные методы биохимии и молекулярной биологии – методы фракционирования и количественного анализа, жидкостной и газовой хромотографии. Литература
|
![]() | 1. Предмет, задачи, методы генетики. История развития генетики. Роль... Генетика человека – основа медицинской генетики. Человек – удобный генетический объект. У человека лучше, чем у других видов изучены... | ![]() | Вопросы к зачету по дисциплине «Генетика человека» для студентов... Генетика человека как наука. Задачи, методы исследования генетики человека. Человек как объект генетического анализа |
![]() | Методы изучения медицинской генетики В клинической генетике для диагностики различных форм наследственной патологии применяются | ![]() | Темы практических занятий тема 1: методологические основы истории... Роль Средневековых университетов и академий наук в возникновении экспериментальной науки |
![]() | Патрушев Л. И. Экспрессия генов Обсуждаются наиболее важные аспекты развития современной молекулярной генетики в исследованиях направленного мутагенеза и белковой... | ![]() | Тесты соц1часть Тема № I Тема № I. Предпосылки социологии как науки. Социология О. Конта. История развития социологической мысли в России |
![]() | Основы генетики собак | ![]() | Тема Природное и общественное в человеке. Человек как Тема 12. Уровни, формы и методы научного познания Тема 13. Естественные и социально-гуманитарные науки |
![]() | Экзаменационные вопросы по дисциплине «история» История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания | ![]() | Экзаменационные вопросы по «отечественная история» История как наука: этапы становления, предмет, методы исследования, функции исторического знания |