Скачать 0.97 Mb.
|
Серия «Опыт работы практического педагога» Е. В. КОЛЕСНИКОВА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ Сценарии 32 учебно-игровых занятий Издание 2-е, дополненное и исправленное ![]() Москва 2001 ББК 74.100.5 К 60 Колесникова Е.В. К 60 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарии 32 учебно-игровых занятий. Издание 2-е, доп. и испр.. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. - 96 с. (Опыт работы практического педагога). ISBN 5-296-00250-4 Данное пособие является результатом практической работы автора по развитию фонематического слуха у детей 4-5 лет. Может быть использовано педагогами, работающими по программам «Развитие», «Истоки», «Детство», «Радуга». Оно состоит из 32 сценариев учебно-игровых занятий для педагогов и тетради для детей «От слова к звуку». Пособие рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в различных дошкольно - бразо-вательных учреждениях, педагогам классов коррекци-онно-развиваюшего обучения. Может быть использовано родителями при подготовке детей к школе. ББК 74.100.5 ISBN 5-296-00250-4 © Колесникова Е. В., 1999 © Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2001 ^ Вашему вниманию предлагается методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4 — 5 лет», которое является второй книгой цикла по подготовка дошкольников к обучению грамоте. Первая книга этого цикла «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет», третья книга - «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет», четвертая книга - «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет». В данном цикле реализуются основные идеи концепции Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова развивающего обучения, целостной педагогической системе, в которой содержание, методы и формы организации обучения непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. Это второе издание книги данного цикла доработано с учетом пожеланий слушателей курсов Московского института повышения квалификации работников образования и педагогов учебного центра «Перспектива», работавших по предыдущим изданиям. В книге 32 занятия, что обусловлено: во-первых, возросшей необходимостью подготовки детей к обучению грамоте в дошкольно-образовательных учреждениях; во-вторых, включением в занятия заданий по развитию графических навыков, развитию основных движений и мелкой моторики (т.е. движения пальцев и кистей рук). На необходимость включения этих задач в занятия по развитию фонематического слуха указывают исследования в области речевого развития детей, которые показали, что речь напрямую зависит от состояния графических навыков и развития мелкой моторики. Кроме того, основным пожеланием педагогов, работавших по предыдущим изданиям книги, дать в конспектах задания на закрепление пройденного материала, что нами и сделано. В книге также представлен дополнительный материал для работы - это стихи, загадки, словесные игры, которые могут быть использованы на занятиях, если дети хорошо справляются с выполнением заданий, предложенных в конспектах. По содержанию дополнительный материал тесно связан с изучаемой темой, что позволит педагогу закрепить знания детей. На данном этапе обучения нами выделены три задачи, которые должны решать педагоги с целью подготовки детей к звуко-буквенному анализу. ![]() (Здесь за основу взята «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» /Под редакцией Р.А.Курбатовой, Н.Н.Под-дьякова. -М.: «Просвещение», 1984.) Продолжается знакомство с терминами «слово» и «звук». Детей учат употреблять эти слова при выполнении упражнений в речевых играх. Знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности. Обращается внимание на длительность звучания слов. Формируется умение различать на слух твердые и мягкие согласные; определять и изолированно произносить первый звук в слове; называть слова с заданным звуком; учат выделять звук в слове: произносить его протяжно, громче, чем он произносится обычно, называть звук изолированно. Дополнительно автором введено ознакомление с делением слов на слоги, с моделированием - изображение слова в виде прямоугольника. ^ Дети учатся: - рисовать вертикальные и горизонатльные линии;
нии; - штриховать различные предметы. Здесь за основу взята работа Т.Б. Филичевой «Развитие графических навыков». Но в данном пособии эти задачи решаются в игровой форме. Например, вместо задания «нарисовать вертикальные линии» предлагается «дорисовать иголки ежику», «струйки дождя» и т.д. Тем самым, дети незаметно для себя упражняются в написании элементов букв: ручка к зонтику - элемент буквы «У », цыпленок - буква «О» и т.д. Первые задания дети должны выполнять фломастерами; письмо ими не требует сильного нажатия, а линии получаются отчетливыми. Как только дети научатся выполнять задания фломастерами, они могут работать карандашом или ручкой. С целью постепенного перехода от простейших графических упражнений к более сложным, дети сначала учатся рисовать вертикальные и горизонтальные линии, затем линии с закруглением, а затем ![]() К концу года даются задания на заштриховку, которые вызывают у детей определенные трудности, но по мере выполнения заданий они устраняются. ^ (упражнения для рук, ног, туловища) И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ (упражнения для пальцев и кистей рук) Эти задачи решаются во время физкультминуток, на которых дети учатся выполнять различные упражнения для рук, ног, туловища, пальцев, кистей рук. Для этого используются веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений со-отвественно тексту. На первых занятиях необходимо выполнять задание вместе с детьми, чтобы они могли подражать движениям педагога. Вначале упражнения выполняются в медленном темпе, а педагог следит за правильностью позы ребенка и точностью переключения одного движения на другое. Если у ребенка не получается, будьте терпеливы, обратитесь к родителям, чтобы они помогли детям научиться выполнять то или иное движение. Затем дети самостоятельно выполняют движения по словесной инструкции. Особое значение в усвоении детьми первой и второй задач имеют тетради для выполнения заданий ребенком, которые являются приложением к конспектам. ^ :
![]()
Однако на сегодняшний день методических разработок, которые бы комплексно решали эти задачи нет. Отдельные авторы делают попытки решить их, чаще всего они рассматриваются в отрыве друг от друга или же решается только первая задача. Так происходит и в самых популярных программах (Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: «Провещение», 1984; Истоки. -М.: Издательский дом «Карапуз», 1997; Развитие. -М.: «Новая школа», 1994), по которым работают многие дошкольно-образовательные учреждения. Отметим, что в этих программах первая, выделенная нами задача формулируется иначе и называется: в «Типовой» и «Истоки» — «Развитие звуковой культуры речи», а в программе «Развитие» -«Подготовка к обучению грамоте», в программе «Детство» — «Обучение грамоте». Программа «Золотой ключик» по данному разделу работает по «Типовой» программе воспитания в детском саду. В разработке цикла « Подготовка к обучению грамоте » используется главный психологический принцип обучения по системе Д.Б.Эльконина - обеспечить практические, материальные действия ребенка со словом. Для этого, начиная с четырех лет, его учат работе со схемами слов, что называется моделированием, так как ребенку 4 лет трудно овладеть звуковым анализом, только произнося слово вслух. Таким образом, в данной книге представлен комплексный подход к решению следующих, стоящих перед детьми этого возраста задач:
Автор и издатель надеются, что работа по данной книге поможет Вам подготовить детей к следующему этапу обучения — звуко-буквенному анализу, развитию фонематического восприятия речи, а обучение покажется им веселым и радостным. Занятие № 1 Занятие № 1 Тема. СЛОВА, МНОГООБРАЗИЕ СЛОВ, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ Программное содержание: * Учить понимать и правильно употреблять термин «слово» * Познакомить с многобразием слов и учить внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу * Закреплять навыки правильного произношения * Стимулировать зрительно-поисковую активность * Формировать избирательность зрительного восприятия • Развивать графические навыки — рисование коротких отрывистых линий * Формировать умение понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно * Формировать навык самоконтроля и самооценки ^ Прочитайте детям стихотворение Е.Серовой: Гладко, плавно лился стих, Чтобы снова в добрый путь Вдруг споткнулся и притих, Стих потек, как речка, Ждет он и вздыхает: Помоги ему чуть-чуть, Слова не хватает! Подскажи словечко. Предложите детям подсказать подходящее по смыслу слово в конце каждого двустишия. Я сегодня утром рано Уронили мишку на пол, Умывался из под ....(крана) Оторвали мишке .... (лапу) Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался ....(зайка) Обратите внимание детей на то, что они подсказали много слов и все они звучат по-разному. ^ 2 ![]() Задания детям: Подсказать слово, найти названных животных на картинке и обвести их. Часто к озеру напиться Уронила белка шишку, Ходит рыжая (лисица). Шишка стукнула ...(зайчишку). Рады мальчики и девочки, Рады зайчики и ...(белочки). 3. Физкультминутка Игра с мячом «НАЗОВИ СКОРЕЕ» Описание игры: Дети стоят по кругу. Педагог бросает мяч ребенку и просит выполнить одно из перечисленных ниже заданий; ребенок, выполнив задание, бросает мяч педагогу. Задания детям:
(И так далее с различными вариантами по вашему усмотрению.) Обратите внимание детей на то, что они назвали много слов, и все они звучат по-разному и обозначают разные предметы. 4. Дорисуй картинку (лист 1, рисунок 2) Задания детям:
Этот дождик не простой, Дождик теплый и густой. Он без туч, без облаков Целый день идти готов. (Душ) * ![]() Занятие № 1 С ![]() ^ Для самоконтроля и самооценки можно использовать две формы: по словесной инструкции или по образцу. Самоконтроль по словесной инструкции Спросите детей, все ли обвели лису, зайку, белку? (Если да, то задание выполнено правильно.) Спросите, во всех ли кабинках льется вода из душа? (Если да, то задание выполнено правильно.) Если все задания выполнены правильно, предложите нарисовать внизу зеленый кружок, если частично - желтый, если много ошибок - красный. (Эти цвета символизируют светофор: зеленый - все в порядке, можно переходить к следующей страничке; желтый - надо поработать над небольшим количеством ошибок; красный - ребенок плохо усвоил материал занятия и прежде, чем перейти к следующей страничке, надо еще поработать над этими заданиями.) Самоконтроль по образцу Детям предъявляется лист с правильно выполненным заданием, и дети соотносят свою работу с образцом. Желательно чередовать виды самоконтроля, развивая у детей как зрительное, так и слуховое восприятие. 6. Дополнительный материал для работы вне занятий (слова, многообразие слов) Игра «ЧТО ДЕЛАЕТ КОШКА? ^ ДЕЛАЕТ СОБАКА?» Тумакова Г.А. Кто что делает? // Ознакомление дошкольников со звучащим словом. -М.: «Просвещение», 1991.) Материал к игре: кошка и собака (игрушки), можно использовать иллюстрации. Сначала спросите детей, какая кошка? (Серенькая, пушистая, маленькая.) Какая собака? (Белая, мохнатая, большая.) Обратите внимание на звучание слов, пусть дети повторяют эти слова несколько раз. Уточните разное произношение этих слов. Педагог. Что делает кошка, когда видит мышку? (Можно показать иллюстрацию.) 2-3630 ^ Д ![]() Педагог. Что делает кошка, когда видит нитку с бантиком? Дети. Бегает, играет, подпрыгивает, хватает, тащит, радуется. Педагог. А что еще умеет делать кошка? Дети. Мяукать, лакать, царапаться. Педагог. Что делает собачка, когда видит кошку? Дети. Ловит, бежит, лает, хочет поймать, укусить. Предложите детям еще раз повторить слова о кошке, собачке, вслушаться в звучание этих слов. ^ В мешочке лежат разнообразные предметы, которые можно узнать на ощупь (мяч, шарик, ложка, грибок, маленькая машина, матрешка, пирамидка). Детям предлагается на ощупь не только определить, что это за предмет, но и сказать, из чего этот предмет сделан. Задания детям:
^ Предложите детям посмотреть на деревья и сказать, какие они? (Высокие и низкие.) Какие стволы у деревьев? (Тонкие и толстые.) Какого цвета листья на деревьях? (Зеленые, красные, оранжевые, разноцветные.) Повторяя вместе с детьми слова, фиксируйте их внимание на разнообразие звучания каждого слова. Занятие№ 2 |
![]() | Фонематический слух Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам | ![]() | Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста К43 Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. — М.: Тц сфера, 2010. — 64 с. (Библиотека Логопеда). (4) |
![]() | Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры | ![]() | Игры на развитие фонематического слуха для детей старшего и подготовительного к школе возраста Если Ваш ребенок уже знаком со звуками, Вы можете предложить ему сыграть в следующие игры |
![]() | 10. Закономерности психического развития лиц с нарушениями слуха Медицинская классификация детей с нарушениями слуха (по Л. В. Нейману) педагогическая классификация детей с нарушениями слуха (по... | ![]() | Книга Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников:... Иными словами, особенность формирования речи напрямую зависит от степени развития фонематического слуха — слуха, позволяющего человеку... |
![]() | Развитие творчества детей 5-6 лет с онр творческий Центр ... | ![]() | Книга содержит более тысячи коротких и веселых стихотворений, специально... Х как чистоговорки, скороговорки и считалки. Для детей, совсем недавно научившихся читать, они могут стать первым опытом самостоятельного... |
![]() | Фестиваль «Музыкальный конструктор» с участием детей-инвалидов от... Целью программы является приобщение детей-инвалидов к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих... | ![]() | Старческая тугоухость После 30 лет начинается снижение слуха на 20-18-16 кГц. При снижении слуха на 4000 8000 кГц начинается тугоухость. Иногда сопровождается... |