
Перспективный план
по использованию моделей
на занятиях по развитию речи
в средней группе
| Тема
| Цель
| Сентябрь
|
1-ая и 2-ая недели сентября – обследование речи детей
| Составление творческого рассказа «Как я провел лето»
| Развивать связную речь, учить рассказывать о своих впечатлениях, эмоциях
| Наглядно-дидактическая игра «Профессии»
| Знакомить с профессиями взрослых, их особенностями
| Октябрь
| Описание овощей (свекла, помидор, кабачок)
| Расширять кругозор ребенка, учить описывать овощи, сравнивать их по цвету, форме
| Пересказ сказки «Рукавичка»
| Учить при помощи модельных схем составлять связный последовательный рассказ, развивать логическое мышление
| Описание насекомых (бабочка, стрекоза, пчела)
Наглядно-дидактическая игра «На полянке»
| Учить описывать насекомых, опираясь на алгоритмы, расширять кругозор.
Учить употреблять в речи предлоги и правильно согласовывать их с существительными, формировать лексико-граммати-ческие категории
| Описание деревьев
| Учить рассказывать о деревьях, опираясь на алгоритм, сравнивать форму листьев, плоды, расширять кругозор
|

Ноябрь
| Наглядно-дидактическая игра «Веселые поварята»
| Закреплять знания о фруктах и овощах, формировать знания об окружающем мире
| Описание комнатных растений
| Учить детей составлять описательные рассказы о растениях с помощью схем, учить ухаживать за ними
| Описание кухонных бытовых приборов (холодильник, плита)
| Закрепить знания о бытовых приборах, их предназначении
| Рассказ об осени
| Учить детей самостоятельно составлять рассказ о временах года, опираясь на алгоритмы и схемы
| Декабрь
| Наглядно-дидактическая игра «Какой сок?»
| Учить согласовывать прилагательные с существительными
| Описание зимних головных уборов
| Учить рассказывать о головных уборах, учить выделять существенные признаки и качества, различать материал
| Составление творческого рассказа «Почему я люблю зиму»
| Развивать логическое мышление, продолжать учить рассказывать о своих чувствах
| Описание посуды (стакан, кружка, чашка)
| Учить составлять рассказ о посуде для питья, сравнивать их форме, цвету, размеру
| Январь
|
Каникулы
| Описание игрушки «Новогодний подарок Деда Мороза)
| Развивать связную речь, продолжать учить рассказывать о своих чувствах, эмоциях
| Описание аквариумных рыбок
| Расширять кругозор, учить описывать рыбок, сравнивая их по величине и окрасу, внешнему виду
| Наглядно-дидактическая игра «Считаем рыбок»
| Учить согласовывать числительные с существительными
|
Февраль
| Пересказ сказки
«Теремок»
| Продолжать учить составлять связный последовательный рассказ
| Наглядно-дидактическая игра «Что лишнее?»
| Развивать внимание, логическое мышление, умение выбирать лишний предмет и аргументировать свой выбор
| Описание мебели (кровать)
| Закрепить знания о домашней мебели
| Описание фруктов (банан, апельсин, киви)
| Учить детей составлять описательные рассказы о предложенных фруктах, опираясь на схемы и алгоритмы
| Март
| Описание картины из серии «Весенние работы в поле, саду, огороде»
| Расширять кругозор ребенка, называть существенные детали
| «В гостях у сказки»
(пересказ любимых сказок)
| Развивать связную речь, учить аргументировать
| Дидактическая игра «Угадай где спрятана игрушка?»
| Учить высказываться об игрушках, опираясь на вопросы воспитателя, закрепить умение ориентироваться в группе
| Каникулы
| Апрель
| Дидактическая игра «Чей голосок?»
| Закрепить знания о домашних животных, упражнять в правильном произношении
| Описание зданий
| Учить рассказывать о зданиях по алгоритму
| Составление творческого рассказа «Как я хочу провести лето»
| Развивать логическое мышление, учить составлять последовательный рассказ
| Наглядно-дидактическая игра «Цифры вокруг нас»
| Закрепить знание цифр от 0 до 9, развивать воображение, логическое мышление
| Май
|
1-ая и 2-ая недели мая – повторение
|
3-яя и 4-ая недели мая – обследование детей
|
 |