Закон украины


Скачать 172.99 Kb.
НазваниеЗакон украины
Дата публикации05.07.2013
Размер172.99 Kb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Бухгалтерия > Закон
http://profmeter.com.ua/communication/learning/course/course2/lesson19/

ЗАКОН УКРАИНЫ "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине"

07 Апрель, 2009

ЗАКОН УКРАИНЫ

О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине

С изменениями и дополнениями, внесенными
Законами Украины
от 11 мая 2000 года N 1707-III,
от 8 июня 2000 года N 1807-III,
от 22 июня 2000 года N 1829-III,
от 9 февраля 2006 года N 3422-IV

Данный Закон определяет правовые принципы регуляции, организации, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, в Украине.

^ Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Определение терминов

Для цели данного Закона понятия употребляются в таком значении:

активы - ресурсы, контролируемые предприятием в результате прошлых событий, использование которых, как ожидается, приведет к получению экономической выгоды в будущем;

бухгалтерский учет - процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации, о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений;

внутрихозяйственный (управленческий) учет - система обработки и подготовки информации о деятельности предприятия для внутренних пользователей в процессе управления предприятием;

хозяйственная операция - действие или событие, которое вызывает изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия;

обязательство - задолженность предприятия, которая возникла в результате прошлых событий и погашение которой в будущем, как ожидается, приведет к уменьшению ресурсов предприятия, которые воплощают в себе экономическую выгоду;

экономическая выгода - потенциальная возможность получения предприятием денежных средств от использования активов;

консолидированная финансовая отчетность - финансовая отчетность, которая отображает финансовое положение, результаты деятельности и движение денежных средств юридического лица, и ее дочерних предприятий как единой экономической единицы;

национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета - нормативно-правовой акт, утвержденный Министерством финансов Украины, который определяет принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которые не противоречат международным стандартам;

учетная политика - совокупность принципов, методов и процедур, которая используется предприятием для составления и предоставления финансовой отчетности;

первичный документ - документ, который содержит сведения о хозяйственной операции и подтверждает ее осуществление;

финансовая отчетность - бухгалтерская отчетность, которая содержит информацию о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия, за отчетный период;

пользователи финансовой отчетности (дальше - пользователи) - физические или юридические лица, которые нуждаются в информации о деятельности предприятия для принятия решений.

^ Статья 2. Сфера действия Закона

1. Данный Закон распространяется на всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также на представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности (дальше - предприятия), которые обязаны вести бухгалтерский учет и подавать финансовую отчетность согласно законодательству.

2. Часть вторая статьи 2 исключена

(согласно Закона Украины  от 11.05.2000 г. N 1707-III)

3. Субъекты предпринимательской деятельности, которым в соответствии с законодательством предоставлено право на ведение упрощенного учета доходов и расходов, ведут бухгалтерский учет и подают финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством об упрощенной системе учета и отчетности.

^ Статья 3. Цель бухгалтерского учета и финансовой отчетности

1. Целью ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности является предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и беспристрастной информации о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия.

2. Бухгалтерский учет является обязательным видом учета, который ведется предприятием. Финансовая, налоговая, статистическая и другие виды отчетности, которые используют денежный измеритель, основываются на данных бухгалтерского учета.

^ Статья 4. Основные принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Бухгалтерский учет и финансовая отчетность основываются на таких основных принципах:

осмотрительность - применение в бухгалтерском учете методов оценки, которые должны предотвращать занижение оценки обязательств и расходов и завышение оценки активов и доходов предприятия;

полное освещение - финансовая отчетность должна содержать всю информацию о фактических и потенциальных последствиях хозяйственных операций и событий, способных повлиять на решения, которые принимаются на ее основе;

автономность - каждое предприятие рассматривается как юридическое лицо, отделенное от ее владельцев, в связи с чем, личное имущество и обязательства владельцев не должны отображаться в финансовой отчетности предприятия;

последовательность - постоянное (из года в год) использование предприятием избранной учетной политики. Изменения учетной политики возможны лишь в случаях, предусмотренных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, и должны быть обоснованы и раскрыты в финансовой отчетности;

непрерывность - оценка активов и обязательств предприятия осуществляется исходя из предположения, что его деятельность будет длиться дальше;

начисление и соответствие доходов и расходов - для определения финансового результата отчетного периода необходимо сравнить доходы отчетного периода с расходами, которые были осуществлены для получения этих доходов. При этом доходы и расходы отображаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты денежных средств;

превалирование сущности над формой - операции учитываются в соответствии с их сущностью, а не лишь исходя из юридической формы;

историческая (фактическая) себестоимость - приоритетной является оценка активов предприятия, исходя из расходов на их производство и приобретение;

единый денежный измеритель - измерение и обобщение всех хозяйственных операций предприятия в его финансовой отчетности осуществляется в единой денежной единице;

периодичность - возможность распределения деятельности предприятия на определенные периоды времени с целью составления финансовой отчетности.

^ Статья 5. Валюта бухгалтерского учета и финансовой отчетности

Предприятия ведут бухгалтерский учет и составляют финансовую отчетность в денежной единице Украины.

Раздел II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГУЛЯЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
^ НО ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ


Статья 6. Государственная регуляция бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Украине

1. Государственное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Украине осуществляется с целью:

создание единых правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, которые являются обязательными для всех предприятий, гарантируют и защищают интересы пользователей;

усовершенствование бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

2. Регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется Министерством финансов Украины, которое утверждает национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, другие нормативно-правовые акты относительно ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.

3. Порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности в банках устанавливается Национальным банком Украины в соответствии с данным Законом и национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета.

4. Порядок ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности выполнения бюджетов и хозрасчетных операций бюджетных учреждений, устанавливается Государственным казначейством Украины в соответствии с законодательством.

5. Порядок ведения бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности инвестора, связанной с выполнением работ (услуг), предусмотренных соглашением о распределении продукции, определяется таким соглашением в соответствии с требованиями законодательства Украины.

(статья 6 дополнена новой частью пятой согласно
в связи с этим часть пятую считать частью шестой)

6. Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, в пределах своей компетенции, в соответствии с отраслевой особенностью разрабатывают на базе национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета методические рекомендации относительно их использования

Статья 7. Методологический совет по бухгалтерскому учету

1. Методологический совет по бухгалтерскому Закона Украины от 08.06.2000 г. N 1807-III,
учету действует как совещательный орган при Министерстве финансов Украины с целью:

организации разработки и рассмотрения проектов национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета, других нормативно-правовых актов относительно ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;

усовершенствования организационной формы и методов бухгалтерского учета в Украине;

методологического обеспечения внедрения современной технологии сбора и обработки учетно-экономической информации;

разработки рекомендаций относительно совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров.

2. Методологический совет по бухгалтерскому учету образуется из высококвалифицированных научных работников, специалистов министерств и других центральных органов исполнительной власти, предприятий, представителей общественной организации бухгалтеров и аудиторов Украины.

3. Методологический совет по бухгалтерскому учету действует на основании Положения о Методологическом совете по бухгалтерскому учету. Положение о Методологическом совете по бухгалтерскому учету и его персональный состав утверждаются Министром финансов Украины.

^ Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Статья 8. Организация бухгалтерского учета на предприятии

1. Бухгалтерский учет на предприятии ведется непрерывно от дня регистрации предприятия од его ликвидации.

2. Вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии принадлежат к компетенции его владельца (владельцев) или уполномоченному органу (должностному лицу) в соответствии с законодательством и учредительными документами.

3. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранение обработанных документов, регистров и отчетности, в течение установленного срока, но не менее трех лет, несет владелец (владельцы) или уполномоченный орган (должностное лицо), который осуществляет руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.

4. Для обеспечения ведения бухгалтерского учета, предприятие самостоятельно избирает форму его организации:

введение в штат предприятия должности бухгалтера или создания бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;

использование услуг специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель, который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица;

ведение на договорных принципах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;

самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно владельцем или руководителем предприятия. Эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться.

5. Предприятие самостоятельно:

определяет учетную политику предприятия;

избирает форму бухгалтерского учета как определенную систему регистров учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации, в них с соблюдением единых принципов, установленных данным Законом, и с учетом особенностей своей деятельности и технологии обработки учетных данных;

разрабатывает систему и форму внутрихозяйственного (управленческого) учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяет права работников на подписание бухгалтерских документов;

утверждает правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополнительную систему счетов и регистров аналитического учета;

может выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие, отдельные подразделения, которые обязаны вести бухгалтерский учет, с последующим отнесением их показателей в финансовую отчетность предприятия.

6. Руководитель предприятия обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить неуклонное выполнение всеми подразделами, службой и работниками, причастными к бухгалтерскому учету, правомерных требований бухгалтера, относительно соблюдения порядка оформления и предоставления к учету первичных документов.

7. Главный бухгалтер или лицо, на которого положено ведение бухгалтерского учета предприятия (дальше - бухгалтер):

обеспечивает соблюдение на предприятии установленных единых методологических принципов бухгалтерского учета, составление и представление в установленные сроки финансовой отчетности;

организует контроль за отображением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;

принимает участие в оформлении материалов, связанных с недостатками и возмещением потерей от недостатков, кражи и порчи активов предприятия;

обеспечивает проверку состояния бухгалтерского учета в филиалах, представительствах, отделениях и других отделенных подразделах предприятия.

8. Ответственность за бухгалтерский учет хозяйственных операций, связанных с ликвидацией предприятия, включая оценку имущества и обязательств предприятия и составления ликвидационного баланса и финансовой отчетности, возлагается на ликвидационную комиссию, которая образуется в соответствии с законодательством.

^ Статья 9. Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета

1. Основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, которые фиксируют факты осуществления хозяйственных операций. Первичные документы должны быть составлены во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно - непосредственно после ее окончания. Для контроля и упорядочивания обработки данных на основании первичных документов могут составляться  сводные учетные документы.

2. Первичные и сводные учетные документы могут быть составлены на бумажных или машинных носителях и должны иметь такие обязательные реквизиты:

название документа (форма);

дату и место составления;

название предприятия, от имени которого составлен документ;

содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

должность лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;

личная подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, которое принимало участие в осуществлении хозяйственной операции.

3. Информация, которая содержится в принятых к учету первичных документах, систематизируется на счетах бухгалтерского учета в регистрах синтетического и аналитического учета путем двойной записи их на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Операции в иностранной валюте отображаются также в валюте расчетов и платежей по каждой иностранной валюте отдельно.

Данные аналитических счетов должны быть тождественны соответствующим счетам синтетического учета на первое число каждого месяца.

4. Регистры бухгалтерского учета должны иметь название, период регистрации хозяйственной операции, фамилии, и подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лиц,  принимающих участие в их составлении.

5. Хозяйственные операции должны быть отображены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.

6. В случае составления и хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета на машинных носителях информации, предприятие обязано за свой счет изготовить их копию на бумажных носителях по требованию других участников хозяйственных операций, а также правоохранительных органов и соответствующих органов, в пределах их полномочий, предусмотренных законами.

7. Предприятие принимает все необходимые меры для предотвращения несанкционированного и незаметного исправления записей в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета и обеспечивает их надлежащее хранение в течение установленного срока.

8. Ответственность за несвоевременное составление первичных документов и регистров бухгалтерского учета и недостоверность отображенных у их данных несут лица, которые составили и подписали настоящие документы.

9. Первичные документы и регистры бухгалтерского учета могут быть изъяты у предприятия, только по решению соответствующих органов, принятого в рамках их полномочий, предусмотренных законами. Должностное лицо предприятия имеет право в присутствии представителей органов, которые осуществляют изъятие, снять копии документов, которые изымаются. Обязательным является составление реестра документов, которые изымаются, в порядке, установленном законодательством.

^ Статья 10. Инвентаризация активов и обязательств

1. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, во время которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

2. Объекты и периодичность проведения инвентаризации определяются владельцем (руководителем) предприятия, кроме случаев, когда ее проведение является обязательным согласно законодательства.

^ РАЗДЕЛ  IV. ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Статья 11. Общие требования к финансовой отчетности

1. На основе данных бухгалтерского учета предприятия обязаны составлять финансовую отчетность. Финансовую отчетность подписывают руководитель и бухгалтер предприятия.

2. Финансовая отчетность предприятия (кроме бюджетных учреждений, представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности и субъектов малого предпринимательства, признанных такими в соответствии с действующим законодательством) включает:

баланс,

отчет о финансовых результатах,

отчет о движении денежных средств,

отчет о собственном капитале

и примечания к отчетам.

3. Для субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности национальными положениями (стандартами) устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах.

4. Формы финансовой отчетности предприятий (кроме банков) и порядок их заполнения устанавливаются Министерством финансов Украины по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины.

5. Формы финансовой отчетности банков и порядок их заполнения устанавливаются Национальным банком Украины по согласованию с Государственным комитетом статистики Украины.

6. Формы финансовой отчетности бюджетных учреждений, органов Государственного казначейства Украины, по выполнению бюджетов всех уровней, сметы расходов и порядок их заполнения устанавливаются Государственным казначейством Украины.

^ Статья 12. Консолидированная и сводная финансовая отчетность

1. Предприятия, которые имеют дочерние предприятия, кроме финансовых отчетов о собственных хозяйственных операциях, обязаны составлять и подавать консолидированную финансовую отчетность.

2. Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, к сфере управления которых принадлежат предприятия, основанные на государственной собственности, и органы, которые осуществляют управление имуществом предприятий, основанных на коммунальной собственности, кроме собственных отчетов, составляют и подают сводную финансовую отчетность относительно всех предприятий, которые принадлежат к сфере их управления.

Отмеченные органы также отдельно составляют сводную финансовую отчетность относительно хозяйственных обществ, акции (части, паи) которых находится соответственно в государственной и коммунальной собственности.

3. Объединения предприятий кроме собственной отчетности составляют и подают сводную финансовую отчетность относительно всех предприятий, которые входят в их состав, если это предусмотрено учредительными документами объединений предприятий в соответствии с законодательством.

(часть третья статьи 12 с изменениями, внесенными
законом Украины от 11.05.2000 г. N 1707-III)

Статья 13. Отчетный период

1. Отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год. Промежуточная отчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года в составе баланса и отчета о финансовых результатах. Баланс предприятия складывается по состоянию на конец последнего дня квартала (году).

2. Первый отчетный период вновь созданного предприятия может быть менее 12 месяцев, но не более  15 месяцев.

3. Отчетным периодом предприятия, которое ликвидируется, является период с начала отчетного года до даты принятия решения о его ликвидации.

Статья 14. Предоставление и предание огласке финансовой отчетности

1. Предприятия обязаны подавать квартальную и годовую финансовую отчетность органам, к сфере управления которых они принадлежат, трудовым коллективам по их требованию, владельцам (учредителям) в соответствии с учредительными документами, если другое не предусмотрено данным Законом. Органам исполнительной власти и другим пользователям финансовая отчетность подается в соответствии с законодательством. Срок представления финансовой отчетности устанавливается Кабинетом Министров Украины.

2. Финансовая отчетность предприятий не составляет коммерческую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

3. Предприятия (кроме бюджетных учреждений) обязаны подавать (посылать заказным письмом) государственному регистратору по местонахождению регистрационного дела не позже, чем до 1 июня года, который наступает за отчетным периодом, финансовую отчетность о хозяйственной деятельности в составе баланса и отчета о годовых финансовых результатах.

(статья 14 дополнена новой частью третьей
согласно Закона Украины от 09.02.2006 г. N 3422-IV,
в связи с этим часть третью и четвертую
считать соответственно частью четвертой и пятой)

4. Открытые акционерные общества, предприятия - эмитенты облигаций, банки, доверительные общества, валютные и фондовые биржы, инвестиционные фонды, инвестиционные компании, кредитные союзы, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и другие финансовые учреждения, обязаны не позже 1 июня следующего за отчетным году обнародовать годовую финансовую отчетность и консолидированную отчетность путем публикации в периодических изданиях или распространения ее в виде отдельных печатных изданий.

5. В случае ликвидации предприятия ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и в случаях, предусмотренных законами, публикует его в течение 45 дней.

^ Статья 15. Контроль за соблюдением законодательства о бухгалтерском учете
но финансовую отчетность


Контроль за соблюдением законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине осуществляется соответствующими органами в пределах их полномочий, предусмотренных законами.

^ Раздел V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Данный Закон вступает в силу с 1 января 2000 года.

Административные штрафы, которые могут быть наложены в соответствии с законами Украины на руководителей и других должностных лиц предприятий в связи с допущенной методологической ошибкой или арифметической опиской ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, связанными с введением национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета, применяются с 1 января 2001 года.

(пункт 1 раздела V дополнено абзацем вторым согласно
Закона Украины от 22.06.2000 г. N 1829-III)

2. Кабинету Министров Украины:

подготовить и подать в Верховный Совет Украины предложения о внесении изменений в законы Украины, которые выплывают из данного Закона;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с данным Законом;

обеспечить разрабатывание министерствами и другими центральными органами исполнительной власти нормативно правовых актов, предусмотренных данным Законом, а также пересмотр и отмена их нормативно правовых актов, которые противоречат данному Закону.

Президент Украины                                                                                            Л. КУЧМА

м. Киев

16 июля 1999 года N 996-XIV

 

Похожие:

Закон украины iconЗакон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно...
Предупреждение технических препятствий при Свободном Движении Товаров на Внутреннем Рынке
Закон украины iconЗакон украины
Данный Закон определяет правовые принципы осуществления аудиторской деятельности в Украине и направлен на создание системы независимого...
Закон украины iconГосударственный комитет статистики Украины
Официальный сайт Верховной Рады Украины. Новости Верховной Рады Украины. Ход пленарных заседаний. Поисковый сервер по законодательству...
Закон украины iconЗакон украины от 22 апреля 1993 года n 3125-xii «Об аудиторской деятельности»
Данный Закон определяет правовые принципы осуществления аудиторской деятельности в Украине и направлен на создание системы независимого...
Закон украины iconЗакон Украины от 09. 07. 2003 г. №1058-iv «Об общеобязательном государственном...

Закон украины iconМинистру доходов и сборов Украины председателю гнс украины Клименко А. В
Жалоба №3 140213 председателю гнсу – министру доходов и сборов Украины личный прием граждан согласно графика и положений ст. 22 Закона...
Закон украины iconЗакон україни
О ратификации Протокола о присоединении Украины к Договору об учреждении Энергетического Сообщества
Закон украины iconС 16 декабря 2012 г вступил в силу закон Украины, ужесточающий правила...

Закон украины iconЗаявление политического клуба «Альтернатива» в связи с отказом Верховной...
Верховная Рада Украины проголосовала против изменений в Закон «О дошкольном образовании», которые позволяли бы родителям самим определять...
Закон украины iconЗакон Украины
Нет рабства безнадёжнее, чем рабство тех рабов, себя кто полагает свободным от оков. (Гётте)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница