Закон «Об аудиторской деятельности»


НазваниеЗакон «Об аудиторской деятельности»
страница1/9
Дата публикации24.04.2013
Размер1.27 Mb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Бухгалтерия > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  1. Дайте определение аудиторской деятельности. Какова основная цель аудита?


Закон «Об аудиторской деятельности» № 307:

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка (финансовой) отчетности аудируемого лица, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях. Отчетность формируется в соответствии с федеральным законом об бух. отчетности или иными федеральными законами. Независимая – либо др.компания выполняет либо индив. аудитор. Результат проверки: мнение аудитора о достоверности, а не исправление ошибок. В аудите заинтересованы пользователи бух.отчетности, акционеры, банки, страховые компании, поставщики, покупатели.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:

а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

  1. Что представляют собой сопутствующие аудиту услуги и прочие услуги, связанные с проведением аудита?


В предыдущей редакции ФЗ «Об аудиторской деятельности» (119-ФЗ) сопутствующими услугами были названы те, которые сейчас относятся к прочим. Новая редакция ФЗ соответствует международным стандартами и вводит в состав сопутствующих три новые услуги. По сопутствующим услугам разработаны российские стандарты (ФПСАД – Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности).

Сопутствующие услуги:

  1. Обзорные проверки – ФПСАД №33. Применяются тогда, когда необходимо установить наличие факторов, повлекших за собой грубое искажение бухгалтерской отчетности без детального изучения этой отчетности. Если аудитор установит такое искажение, то он выражает мнение об этой отчетности в негативной форме. Положительного мнения аудитор выразить не может, даже если ошибки им не найдены. В этом случае надо провести аудит в полном объеме. Т.о. при обзорных проверках мнение аудитора ограничено. Другие согласованные процедуры не требуют выражения мнения аудитора.

  2. Согласованные процедуры ФПСАД № 30 – проверка аудитором фактов, которые интересуют третьих лиц. Когда необходимо проверить отдельный участок по инициативе контрагента. В этом случае заключается трехсторонний договор между контрагентом, аудиторами и проверяемой организацией. Аудитор не выражает мнения о достоверности отчетности, только создает отчет о проделанной работе. Отчет предоставляется только сторонам, договорившимся о выполнении данных процедур, поскольку другие стороны, не осведомленные о причинах проведения процедур, могут неверно истолковать их результаты.

  3. Компиляция финансовой информации – ФПСАД №31. Услуга, при которой аудитор собирает, классифицирует и обобщает финансовую информацию, используя свои знания в области бухгалтерского учета. При этом, как правило, подробные данные сводятся в удобную и понятную форму и не требуется проверять предпосылки, лежащие в основе этой информации. Используемые процедуры не предназначены и не предполагают, что бухгалтер будет обеспечивать уверенность в отношении финансовой информации. Тем не менее пользователи компилированной информации получают определенные преимущества от участия в работе высококвалифицированного специалиста, поскольку услуги предоставляются с должными профессиональной компетентностью и добросовестностью.

Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности (п.7 307-ФЗ):

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Есть услуги, несовместимые с проведением обязательного аудита в течение 3 лет:

  1. Ведение бухгалтерского учета

  2. Восстановление бухгалтерского учета

  3. Составление бухгалтерской отчетности.



  1. Охарактеризуйте место внешнего аудита в системе финансового контроля.


Аудит форма финансового контроля; ст. 1 Закона об аудите определяет его место в системе государственного контроля. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Государственный финансовый контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью экономических субъектов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. К таким органам относятся Счетная палата, находящиеся в ведении Министерства финансов Российской Федерации Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, входящая в структуру Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Федеральная таможенная служба, а также Банк России и иные органы и их территориальные подразделения.

Аудит как форма независимого контроля может охватывать все экономические субъекты, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также ведомственной принадлежности.

Цели аудита и других видов финансового контроля схожи. Так, целью налоговой проверки хозяйствующих субъектов является соблюдение налогового законодательства: правильное исчисление, полнота и своевременность внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Основная цель банковского регулирования и надзора, осуществляемого Банком России, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Цель аудита выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Аудиторская проверка по общему правилу проводится на основе гражданско-правового договора, заключаемого между аудитором и клиентом (аудируемым лицом) и регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено законодательством об аудите, носит возмездный характер. Другие формы финансового контроля осуществляются уполномоченными на то органами на основании принадлежащих им властных полномочий и не носят коммерческого характера.

Деятельность субъектов по проведению аудиторских проверок является предпринимательской и осуществляется в частном интересе. При этом пользователи аудиторского заключения широкий круг лиц: это не только граждане и юридические лица, но и должностные лица государственных органов. Деятельность органов государственного контроля не является предпринимательской, она осуществляется в публичном интересе.

Одним из принципов аудита является его независимость, которая выражается в отсутствии у аудитора при формировании его мнения какой-либо заинтересованности в делах проверяемого лица, а также в отсутствии зависимости от третьих лиц. Действующее законодательство устанавливает ряд мер, обеспечивающих независимость аудиторской проверки. Так, аудиторская организация самостоятельна в выборе методов и процедур при проведении проверки.

Принципиальным отличием аудиторской проверки от других видов контроля является ее конфиденциальность. Заключая договор с организацией, аудитор принимает на себя ответственность сохранения коммерческой тайны последнего. Выводы, которые передаются аудируемому объекту, становятся его собственностью. Аудитор не вправе передавать этот материал третьим лицам и использовать их для собственной выгоды. Независимость и конфиденциальность определяют особое положение аудита в системе контрольной деятельности всех других органов.

Известно, что основным методом финансового контроля является ревизия, позволяющая глубоко и полно обследовать финансово-хозяйственную деятельность организаций. Аудиторская проверка имеет много общего с ревизией; при проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета, и наоборот при проведении ревизионной проверки составления финансовых (бухгалтерских) отчетов с определенными оговорками могут быть использованы нормы и стандарты аудита. В отличие от аудита ревизия проводится с целью выявления недостатков, их устранения, наказания виновных, направлена на сохранность активов, пресечение и профилактику злоупотреблений. Практическими же задачами аудита являются оказание помощи в улучшении финансового положения клиентов, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), консультирование клиентов.

Таким образом, можно говорить, что аудит как форма финансового контроля относится к независимой проверке финансовой отчетности организации, осуществляемой специальным субъектом (аудитором), в соответствии с законодательством об аудите на коммерческой основе. При аудиторской проверке применяются специфические формы и методы планирования, проведения, документального оформления, общие требования к которым установлены правилами (стандартами) аудиторской деятельности).


  1. Теории аудита.


Первоначально аудит заключался учетных регистров, на основании которых была составлена отчетность, и первичных документов, и он получил название «подтверждающего аудита». Первым идеологом и теоретиком этого аудита был английский ученый Лоуренс Роберт Дикси (1864-1932). Он определил следующие цели аудита:

  1. выявление подлогов

  2. выявление случайных ошибок

  3. выявление недостатков в организации учета

Это направление развивалось другими английскими учеными, были выделены 11 наиболее типичных нарушений, допускаемых бухгалтерами.

Ученые относят начало науки об аудите к 1961 году, когда были сформулированы первые постулаты аудита. Постулаты – это положения принимаемые за истинные до тех пор, пока не будет доказано обратное. Их предложили Маутц Р.К. и Шараф Х.А. Соколов Я.В. сделал их интерпретацию:

  1. Бухгалтерский отчет должен быть проверен.

  2. Непроверенный отчет не заслуживает доверия.

  3. Каждая последующая проверка одного и того же отчета может снижать ценность предыдущей и всегда менее информативна.

  4. Отчет составлен неверно.

  5. Никто не свободен от ошибок.

  6. Каждое утверждение аудитора должно быть убедительно.

От трудов английских теоретиков ведет свою историю теория адекватности. Эта теория тоже относится к развитию направления подтверждающего аудита. В 1989 г. Т. Рууд дал следующую формулировку аудита: аудит должен быть определен как процесс проверки с целью получения подтверждения соответствия учетной информации экономической деятельности. Он дал последовательность такой проверке:

  1. Сравнение с учетными регистрами.

  2. Сравнение с первичными документами.

  3. Проверка логической увязки отчетных данных.

  4. Прямое сравнение учетных данных с фак-м наличием имущества.

Еще одно название этой теории (адекватности) – полицейская теория или теория сторожевого пса. Согласно этой теории, аудитор как сторожевой пес охраняет…

Недостаток теории – трудоемкость; то, что на момент доведения мнения аудитора до собственника эта информация уже устаревает. Аудиторскими стандартами предписывается тогда, когда отчетный год закончен, очень внимательно изучить все факты, которые произошли, пока аудитор еще находится на фирме.

Все это характерно для 1 этапа становления аудита.

На 2 этапе после 1949 г. аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна. Такой подход получил название «системно ориентированного», а если говорить образно, то сторожевой пес был заменен на собаку-ищейку, которая должна была показать собственнику насколько эффективно работает наемная администрация. Была разработана соответствующая методика проверки, она была менее трудоемкой, т.к. аудиторы доверяли системе внутреннего контроля, если находили, что она эффективна. При таком подходе могут быть вскрыты неиспользуемые резервы системы внутреннего контроля.

Недостаток теории в том, что оценка системы внутреннего контроля не поддается каким-либо математическим расчетам, опирается на профессиональное мнение аудитора и поэтому всегда субъективна. Мнение аудитора может вызвать сомнение. Переходя к существующей практике, аудиторы не только проверяют систему внутреннего контроля, но и обязательно проводится т.н. проверка по существу, когда аудитор работает с конкретными документами, подтверждающими достоверность бухгалтерской отчетности.

Продолжая развитие этой теории еще 2 ученых М. Шерер и Д. Кент свели задачу аудита к анализу эффективности работы предприятия («аудит эффективности»). Эффективность работы предприятия во многом определяется эффективностью работы его сотрудников. Аудит стали понимать как одну из форм консалтинга собственников относительно качества работы наемной администрации. Говоря образно, ее называют теорией собаки-поводыря. Аудитор выступает как помощник собственника и администрации. Предполагается, что если конфликт между собственником и администрацией отсутствует, аудитор помогает обеим сторонам придти к согласию. Такой подход, когда аудитор выступает посредником, называют также теорией модератора.

В настоящее время говорят о 3 этапе развития аудита. Это аудит, ориентированный на риск. Т.е. аудиторская проверка проводится выборочно, там, где риск ошибки максимальный. Этот аудит получил начало в США, аудиторы не поспевали за бурным развитием промышленности, и старые подходы им не подходили.


  1. Возникновении и развитие аудита в России в 80-90-х годах ХХ столетия.


Закончился период, когда все предприятия были государственными. Первыми без государственной собственности были кооперативы, появились предприятия государственные, но имевшие долю иностранного предприятия (т.н. совместные), их проверка не вписывалась в существующую систему контроля. Совместные предприятия проверялись зарубежными аудиторами по требованию совладельцев, а кооперативы и др. предприятия не подлежали никакой проверке. Налоговая служба появилась только в мае 1990 г. Были отраслевые министерства и связанная с ними система ведомственного контроля. Созданная служба налогового контроля ограничивалась налоговым контролем. Тем не менее, нарастала объективная потребность в проверках. Первые аудиторские структуры стали образовываться в 3 формах: в форме кооперативов, контрольные органы, а при них – хозрасчетные организации, государственные акционерные образования. Это все можно отнести к 1 этапу становления аудита. Характерной чертой 1 этапа было отсутствие законодательства в предпринимательской области.

2 этап начался в 1991 г., когда был принят ряд законов, в частности Закон РСФСР о предпринимателях и предпринимательской деятельности. В этот период резко увеличивается число предприятий различных форм собственности, растет число аудиторских организаций (в конце 1991 г. их уже 800). Они регистрировались как товарищества с ограниченной ответственностью или ЗАО. Эти формы были хороши тем, что требовался минимальный УК, небольшое количество членов, возможность использовать под офис собственную квартиру. Если клиенту наносился ущерб в результате некачественной проверки, то аудиторская компания отвечала только на сумму своего незначительного УК. В 1989 г. была создана Ассоциация бухгалтеров СССР, позднее преобразована в Ассоциацию бухгалтеров и аудиторов (ассоциация – это некоммерческая организация!). На этом же этапе становления аудита имел место случай проникновения на рынок Транснациональной аудиторской корпорации, входящей в т.н. большую 6-ку (январь 1990 г., когда образовалось совместное предприятие Ernst&Young Внешаудит). В 1991 году совместно с Конгрессом деловых кругов состоялся Всероссийский съезд аудиторов, где присутствовали 189 представителей российских аудиторских фирм <1>.

У аудиторов появляется своя общественная организация - Аудиторская палата СССР, которая была учреждена 29 марта 1991 года. Ее учредителями стали Министерство финансов СССР, Госбанк СССР, Научно-промышленный союз СССР, Ассоциация бухгалтеров СССР, Государственная финансовая академия, Всесоюзная ассоциация коммерческих банков, общество с ограниченной ответственностью "Мосаудит", акционерное общество "Инаудит", журналы "Бухгалтерский учет", "Деньги и кредит", а также ряд других предприятий и научно-исследовательских институтов.

Началом 3го этапа становления аудита можно назвать 1993 г., когда появились первые официальные документы по аудиту. Это были утвержденные Указом Президента РФ Временные правила аудиторской деятельности. Их предполагалось очень быстро заменить соответствующим законом, однако процесс разработки закона длился до 2001 г. Данный нормативный правовой акт закреплял понятие аудиторской деятельности, устанавливал права и обязанности аудиторов (аудиторских фирм) и экономических субъектов, определял основы государственного регулирования данного вида деятельности, в том числе лицензирования и аттестации аудиторов. Значение Временных правил аудиторской деятельности в становлении правового обеспечения аудита сложно переоценить, поскольку указанный документ стал первым в истории России нормативным правовым актом, регулирующим аудиторскую деятельность.

Помимо этих Временных правил были утверждены Положения об аттестации аудиторов, о лицензировании аудиторской деятельности и критерии, по которым бухотчетность экономических агентов подвергалась обязательной аудиторской деятельности. Организация проведения аттестации и лицензирования в области аудита соответствующего вида возлагалась на Министерство финансов РФ, Федеральную службу по надзору за страховой деятельностью, Центральный банк РФ. Указанные органы осуществляли свою деятельность на основе выданной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ генеральной лицензии, для проведения аттестации и лицензирования создавали центральные и межрегиональные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии. Появилсвя проверка закон №307-ФЗ.


  1. Какова история возникновения и развития внутреннего аудита?


Первоначально аудит был подтверждающим, т.е. проверял точность бухгалтерских записей (правильность переноса остатков при закрытии счетов, бухбаланс, подтверждение операций первичными документами, правильность классификации записей…). Аудитор перепроверял работу бухгалтера, чтобы убедиться, что все соответствует. Это была работа кропотливая, но на каком-то этапе стала малоэффективна, и постепенно фокус аудита смещался к оценке реальности активов. Особенно обеспокоены банкиры, которые предоставляли кредиты по активы, постепенно возник системно ориентированный аудит – это наблюдение за системами, которые контролируют операции. Можно не проводить детальную проверку, если система внутреннего контроля эффективна. Многие крупные средние организации, имеющие филиальную, корпоративную структуру, стали создавать отделы внутреннего аудита.

Наличие службы внутреннего аудита требует от внешнего аудитора изучения:

1. организационного статуса службы, чтобы понять независимость;

2. объем функций;

3. профессиональную компетентность внутренних аудиторов;

4. получены ли ими надлежащие аудиторские доказательства, обеспечивающие разумные выводы, соответствуют ли их отчеты результатам выполненной работы.

Затем внешний аудитор делает вывод: можно ли уменьшить объем аудита, опираясь на такую систему внутреннего контроля. Если же работа внутренних аудиторов не удовлетворяет внешних, то будет проведен полный аудит. Ответственность аудитора за выраженное мнение не уменьшается при наличии у организации службы внутреннего аудитора.

В середине XX века появился так называемый системно ориентированный аудит, когда во главу угла аудиторы стали ставить понимание бизнеса клиента и состояние системы внутреннего контроля. Структура внутреннего аудита – это внутренняя структура, он выполняется внутренними подразделениями. Внутренний аудит появился раньше, чем аудиторы начали проверять отчетность, как реализация естественной потребности в управлении. Появился он в организациях, которые имели много различных филиалов, на ж/д транспорте за рубежом, в России первыми, кто начал работу по внутреннему аудиту, были предприятия связи, которые заменяли функцией внутреннего аудита уже существующие ведомственные формы контроля. Кроме того при наличии внутреннего аудита было проще договориться с независимыми аудиторами (в смысле согласовать действия). Сейчас многие крупные и средние предприятия создают службу внутреннего аудита либо нанимают внутренних аудиторов, при этом методология внутреннего аудита ориентирована на внешний. Внутренний аудит позволяет создать высокоэффективную систему внутреннего контроля.

Элементы:

  • мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля

  • исследование финансовой управленческой информации

  • контроль экономности, эффективности и результативности с использованием и финансовых, и нефинансовых методов контроля

  • контроль за соблюдением внешних и внутренних требований

Внешний аудитор должен достичь понимания деятельности внутреннего аудита, т.е. статус этой службы, компетентность, добросовестность и т.п. Аудиторы, полагаясь на деятельность службы внутреннего аудита, могут сократить объем аудиторской проверки или не сократить в зависимости от доверия к этой службе. Независимо от качества внутреннего аудита, вся полноту ответственности за выраженное мнение о достоверности высказанного мнения несут внешние аудиторы.


  1. Какова роль саморегулируемых аудиторских организаций в аудите?


С появлением первых аудиторских организаций появилась тенденция к их объединению. В основном, для защиты профессиональных интересов. И со временем эти организации получили функции по контролю своих организаций.

Первоначально, они наз-ь аккредитование профессиональных аудиторских объединений.

Далее с развитием законодательства у нас появился закон о СРО. Они стали создаваться в различных сферах.

В редакции закона №307 ФЗ введено понятие «СРО».

Объединения аудиторов – это некоммерческие организации, поэтому они создаются согласно ФЗ «О НКО» №7-фз. Таких форм членских организаций по этому закону только три:

1) общественные объединения (это объединения только физлиц, их должно быть не менее 700 для того, чтобы в этой форме была создана СРО аудиторов);

2) союзы и ассоциации (это объединения юрлиц, чтобы она включена в реестр СРО в ней должно быть не менее 500 юрлиц коммерческих организаций);

3) некоммерческие партнерства (предполагает объединения и физ, и юрлиц, в законе об аудиторской деятельности не указано, сколько в нем должно быть членов)

НКО приобретает статус СРО с датой включения в реестр:

Чтобы такие организации были признаны СРО и были включены в реестр Минфина необходимо:

  • наличие утвержденных ею (СРО) правил внешнего контроля качества работы ее членов;

  • необходимо принять кодекс профессиональной деятельности аудиторов,;

  • должны быть разработаны правила независимости аудиторов и аудиторских организаций;

  • должен быть сформирован компенсационный фонд для дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и другими лицами.

Каждый член должен внести не менее 3000 рублей в компенсационный фонд первоначально. Эти средства, как правило, размещаются в управляющей компании. В пределах средств компенсационного фонда СРО аудиторов несет ответственность по обязательствам своих членов.

Чтобы СРО могло осуществлять свою деятельность, в ней создается специальный орган. Могут совмещать исполнение этих функций с аудиторской деятельностью. Также должен быть постоянно-действующий коллегиальный орган управления.

Изначально по ФЗ №119 СРО носили название аккредитованные профессиональные аудиторские организации. И в их числе была Аудиторская палата России, которую возглавила А.Г. Грязнова (да-да, именно наша Грязнова). Она была первой, которая по новому закону получила статус СРО. Сейчас всего 6 СРО. Аудиторская палата России – самая крупная аудиторская СРО, в нее входит большая «четверка».

Регулируется:

1) ФЗ «Об Аудиторской Деятельности» №307-ФЗ, 

2)ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты саморегулируемой организации аудиторов, принимает кодекс профессиональной  этики аудиторов, разрабатывает проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, участвует в разработке проектов стандартов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, организует обучение аудиторов  по программам повышения квалификации аудиторов.

Саморегулируемая организация имеет право устанавливать в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые являются ее членами, требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности, разрабатывать и устанавливать дополнительные к мерам, меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований настоящего ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодексы профессиональной этики аудиторов, организовывать обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

Саморегулируемая организация исполняет следующие обязанности:

  • сообщает в уполномоченный федеральный орган об изменениях в сведениях о Саморегулируемой организации аудиторов для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов;

  • сообщает в уполномоченный федеральный орган о дополнительных  к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, требованиях предусмотренных саморегулируемой организацией аудиторов в своих стандартах, а также о дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов, в порядке, сроки и по форме, которые определяются уполномоченным федеральным органом;

  • подтверждает соблюдение аудиторами, требования об обучении по программам повышения квалификации;

  • оказывает содействие представителям совета по аудиторской деятельности в ознакомлении с деятельностью саморегулируемой организации аудиторов.



  1. Охарактеризуйте законодательно-нормативную базу аудита в России.


5 декабря 1991 г. Гайдар поручил Минфину рассмотреть вопрос о создании аудиторской службы. В 1992 г. поступил проект закона и 2 официальных заключения по нему. После того как это появился проект, поступило предложение по введению временных правил (1993 г. – 2001 г.). В рамках этих правил стали действовать отдельные положения правительства об аттестации и лицензировании, и о критериях, по которым организации подлежали обязательной проверке. На основе всего этого был принят ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 119 ФЗ от 7 августа 2001 г.. В последствии этот закон был дополнен статьями об аккредитовании профессиональных аудиторских объединений.

В Законе об аудите 2001 года впервые было дано законодательное определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, определен порядок осуществления контроля за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов. Одна из статей Закона об аудите 2001 года была посвящена ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. Но эта норма носила отсылочный характер.

До принятия ФЗ №307-фз «Об аудиторской деятельности» в конце 2008 г. шла дискуссия о том, что нужно перейти от государственного регулирования к саморегулированию. Этот закон реформировал систему регулирования аудита, скорректировал статус субъектов аудиторской деятельности, по-новому определил виды аудиторских услуг, внес поправки в основания проведения обязательных аудиторских проверок и порядок их проведения, установил иной порядок принятия некоторых нормативных правовых актов, внес изменения в систему финансово-правового регулирования аудита. Важную роль в его появлении сыграл ФЗ №315-фз «О СРО» (2007 г.), и в конечном счете по ходу вступления в силу этого закона лицензирование было заменено на саморегулирование.

Кроме этого в российской практике применяются стандарты аудита, которые носят название Правила (стандарты). Они стали разрабатываться с середины 90-х гг. на основе международных стандартов с учетом российской специфики. Различные страны по-разному применяют м/нар стандарты. В развитых странах они просто принимаются к сведению, а где-то полностью кладутся в основу деятельности аудиторов. Согласно ФЗ «Об АД» стандарты делятся на федеральные, внутренние правила (стандарты), действующие в СРО аудиторов, внутренние правила, действующие в отдельных аудиторских фирмах и ИП. Федеральные стандарты разрабатываются с 2001 г., до этого проходили одобрение Комиссией по АД при Президенте РФ, в высшем органе, который тогда регулировал АД. Сейчас федеральные стандарты утверждаются Правительством РФ. Как правило, они обязательны для проведения обязательного аудита, требующего обязательного аудиторского заключения.

Помимо стандартов существуют методики АД и иные нормативные документы. Например, при проверке МУПов и ГУПов используется Типовое техническое задание, которое содержит детальные процедуры по тем принципам, которые исторически сложились при проверке государственных предприятий. В отношении методик существуют общие методики для всех типов проверок, например, методика по сбору аудиторских доказательств при инвентаризации, при проверки МПЗ + несколько отраслевых методик.


  1. Какое значение имеет Кодекс этики аудиторов? Как он создавался? Что он содержит?.


Кодекс этики принят Советом об аудиторской деятельности протоколом № 56.
Кодекс подготовлен с учетом требований законодательства Российской Федерации на основе рекомендаций Кодекса этики Международной федерации бухгалтеров (IFAC) с максимальным сохранением его концептуальных подходов и разделов.

Кодекс посвящен ситуациям, которые влекут конфликт интересов или угрозы их возникновения.

Конфликт интересов – ситуация, при которой заинтересованность аудиторской организации или ИА может повлиять на их мнение о достоверности отчетности.

Несоблюдение кодекса этики может свидетельствовать о некачественном проведении аудита.

Кодекс признает, что основной целью аудиторской профессии является деятельность специалистов на самом высоком профессиональном уровне, обеспечивающем качественное выполнение заданий и удовлетворение общественных интересов.

Кодекс устанавливает правила поведения аудиторов России и определяет основные принципы, которые должны ими соблюдаться при осуществлении профессиональной деятельности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Закон «Об аудиторской деятельности» iconРоссийская федерация федеральный закон об аудиторской деятельности
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации
Закон «Об аудиторской деятельности» iconЗакон украины от 22 апреля 1993 года n 3125-xii «Об аудиторской деятельности»
Данный Закон определяет правовые принципы осуществления аудиторской деятельности в Украине и направлен на создание системы независимого...
Закон «Об аудиторской деятельности» iconАудиторской деятельности
...
Закон «Об аудиторской деятельности» iconАудиторской деятельности
...
Закон «Об аудиторской деятельности» iconЗакон украины
Данный Закон определяет правовые принципы осуществления аудиторской деятельности в Украине и направлен на создание системы независимого...
Закон «Об аудиторской деятельности» iconПриказ от 24 февраля 2010 г. N 16н об утверждении федерального стандарта...
Утвердить прилагаемый федеральный стандарт аудиторской деятельности "Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских...
Закон «Об аудиторской деятельности» iconФедеральный закон об аудиторской деятельности
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка...
Закон «Об аудиторской деятельности» icon7. Аттестация аудиторов и условия осуществления аудиторской деятельности
Сро аудиторов в отношении других членов этой организации. Плановые внешние проверки качества работы каждой аудиторской организации,...
Закон «Об аудиторской деятельности» icon1 Сущность аудита и его экономическая обусловленность в соответствии...
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30. 12. 2008г. №307-фз аудиторская деятельность (аудиторские...
Закон «Об аудиторской деятельности» iconЭкзаменационные вопросы
Фз «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года N 307-фз, Статья Аудиторская деятельность
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница