Управление инвестициями в субъекте федерации (на примере москвы)


НазваниеУправление инвестициями в субъекте федерации (на примере москвы)
страница1/16
Дата публикации25.03.2013
Размер1.94 Mb.
ТипАвтореферат
userdocs.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


ВЫСШАЯ ШКОЛА ПРИВАТИЗАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


На правах рукописи
КРИВОШЕИН АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В СУБЪЕКТЕ

ФЕДЕРАЦИИ

(НА ПРИМЕРЕ МОСКВЫ)
Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством.
ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание учёной степени кандидата экономических наук
Научный руководитель: кандидат экономических наук Климович М.В.

Москва – 1998

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр.

Введение 3

ГЛАВА 1. Современное состояние и перспективы развития

инвестиционного процесса в субъекте Федерации. 8

1.1.Условия становления инвестиционного процесса в субъекте

Федерации. Цели и приоритеты инвестиционной деятельности

(на примере г. Москвы). -

1.2. Инвестиционная деятельность как основа муниципальной

политики в г. Москве. 14

1.3. Основы формирования инвестиционного комплекса

в рамках инвестиционно-заемной системы г. Москвы 29

ГЛАВА 2. Инвестиционный комплекс как объект и субъект

управления в инвестиционно-заемной системе г. Москвы 34

2.1. Организационная модель инвестиционного комплекса

инвестиционно-заемной системы. -

2.2. Порядок взаимодействия участников инвестиционного комплекса

инвестиционно-заемной системы. 55

2.3. Инвестиционный портфель города. Структура и приоритеты. 60

ГЛАВА 3. Организационный механизм управления

инвестициями в рамках инвестиционно-заемной системы

г. Москвы. 68

3.1. Процедура формирования инвестиционного портфеля. -

3.2. Финансирование проектов в рамках инвестиционно-

заемной системы. 78

3.3. Управление реализацией городских инвестиционных проектов 106

3.4. Управление рисками в ходе реализации инвестиционных

проектов. Методика оценки рисков. 114

Выводы и предложения. 136

Литература. 144

Приложения. 156
В В Е Д Е Н И Е
Актуальность темы диссертации. Одним из решающих условий преодоления кризиса российской экономики является рост инвестиций в различных отраслях народного хозяйства. Активизация инвестиционной деятельности способствует подъёму и дальнейшему развитию экономики, с помощью инвестиций создаются новые предприятия и, соответственно, дополнительные рабочие места, расширяются действующие производства, обеспечивается освоение и выход на рынок новых видов товаров и услуг. Выигрывает и государство, получающее дополнительные налоговые поступления.

Эти цели преследует созданная в 1996-1997 годах и развиваемая ныне Инвестиционно-заемная система Москвы (ИЗС). Миссия этой системы состоит в том, чтобы обеспечить существенный рост инвестиционных средств путем выпуска и обслуживания многосерийной системы городских муниципальных займов.

Отличительной особенностью ИЗС является ее обязательно инвестиционный характер, при котором аккумулируемые заемные средства должны быть направлены на финансирование высокоприбыльных бизнес-проектов, что жестко регламентируется постановлением Правительства Москвы от 13.08.96 №681 «О системе городских займов Москвы», разработанным на основе материалов настоящего диссертационного исследования.

Дальнейшее развитие города как самостоятельного звена в экономическом комплексе государства и повышение эффективности городской экономики возможно на базе мощного инвестиционного комплекса, обеспечивающего формирование и реализацию муниципального портфеля доходных и надежных инвестиционных проектов. В этой связи актуален московский опыт взаимоувязанного развития инвестиционного комплекса, решающего задачу расширения источников инвестиций путем построения и организации системы городских облигационных займов. Данная задача логично «встраивается» в важную социально-экономическую и научную проблему, в рамках которой выполнялась диссертация - создание и обеспечение на практике стабильного функционирования инвестиционной заемной системы субъекта Федерации.

Цель работы. Актуальность проблемы определяет цель диссертации, которая состоит в обосновании и разработке научно-практических методов и организационно-энономического механизма управления инвестированием заемных средств.

Для достижения данной цели в диссертации поставлены и решены следующие основные задачи:

  1. Исследование проблемы формирования стратегии инвестирования заемных средств в производственную и социально-экономическую инфраструктуру города.

  2. Исследование проблемы организации инвестиционного процесса в рамках инвестиционно-заемной системы.

  3. Разработка методов управления реализацией инвестиционных проектов.

Общетеоретическую и методологическую основу исследования составили положения, содержащиеся в трудах отечественны и зарубежных ученых экономистов в области экономической теории, организационного менеджмента, теории сложных систем и теории управления проектами.

Обоснованность и достоверность исследования. Информационную базу исследования составили фактические данные по вопросам управления инвестициями в г. Москве за период с 1996г. по 1998г., данные маркетинговых исследований в инвестиционной сфере, а также официальные нормативные акты Правительства Москвы.

^ Объектом исследования являются отношения органов государственного (муниципального) управления инвестиционной деятельностью, проектоустроителей и инвесторов в процессе управления вложениями капиталов и реализации инвестиционных проектов и программ.

^ Предметом исследования являются методы регулирования процесса формирования инвестиционного портфеля города, финансирования и реализации инвестиционных проектов.

^ Научная новизна исследования состоит в выявлении принципов построения организационно-экономического механизма управления инвестиционным комплексом в рамках инвестиционно-заемной системы (ИЗС) субъекта Федерации, что характеризуется следующими научными результатами:

  1. Разработана Концепция стратегического и текущего управления процессом инвестирования заемных средств, состоящая в определении особенностей, целей, задач, структуры, функций и организационного обеспечения инвестиционного комплекса ИЗС.

  2. Предложена организационно-технологическая схема реализации процесса инвестирования заемных средств, включающая принципы и процедуры формирования, методы организации отбора и комплексной экспертизы инвестиционных проектов.

  3. Разработаны структура, порядок и базовые схемы финансирования инвестиционных проектов и обеспечения возвратности средств.

  4. Предложены методы мониторинга реализации проектов и управления рисками в инвестиционном комплексе.

  5. Разработана методика оценки рисков инвестиционных проектов.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют:

  1. Обоснованно формировать инвестиционный комплекс как подсистему ИЗС, исходя из целей и приоритетов города Москвы.

  2. Планировать и осуществлять процесс инвестирования заемных средств и осуществлять действенный контроль за ходом формирования инвестиционного портфеля.

  3. Осуществлять целевое финансирование проектов, обеспечивая при этом возвратность средств (инвестиционных кредитов и процентов по ним).

  4. Осуществлять мониторинг процесса реализации проектов и управления рисками.

  5. Использовать разработанные автором методики в процессе формирования инвестиционно-заёмных систем других субъектов Российской Федерации.

^ Апробация работы и публикации. Материалы диссертационного исследования прошли апробацию в ходе квалификационных семинаров в Высшей школе приватизации и предпринимательства, являются основой лекционных курсов.

Теоретические положения диссертационного исследования были использованы при подготовке учебника «Управление инвестиционно-заемными системами», рекомендованного Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Менеджмент».

Основные результаты диссертационной работы нашли применение при разработке ряда нормативных документов Правительства Москвы, решениях Москомзайма по вопросам формирования и развития инвестиционно-заемной системы г. Москвы. Об этом имеются акты о внедрении.

По теме диссертации опубликовано 4 работы общим объемом 3,5 печатных листа.

^ Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка литературы и приложений. Диссертация содержит 130 страниц основного машинописного текста, 11 рисунков, 7 таблиц, 5 приложений. Библиография включает 120 наименований.

^ В первой главе - «Современное состояние и перспективы развития инвестиционного процесса в субъекте Федерации» - проанализированы условия, цели и приоритеты инвестиционной деятельности на примере Москвы, обоснованы муниципальная политика в области нвестиционной деятельности, основы формирования инвестиционного комплекса в рамках инвестиционно-заемной системы г. Москвы.

^ Во второй главе - «Инвестиционный комплекс как объект и субъект управления в инвестиционно-заемной системе г. Москвы» изложены принципы и процедуры организации ИЗС, методика формирования, структура и приоритеты инвестиционного портфеля города.

^ В третьей главе - «Организационный механизм управления инвестициями в рамках инвестиционно-заемной системы г.Москвы» рассмотрены организационно-методические вопросы финансирования инвестиционных проектов, разработаны методы управления реализацией городских инвестиционных проектов и программ, оценки и упраления рисками в процессе инвестирования заемных средств.

В Заключении изложены основные результаты исследования и сформулированы основные выводы и предложения.

^ ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В СУБЪЕКТЕ ФЕДЕРАЦИИ

Условия становления инвестиционного процесса в субъекте Федерации. Цели и приоритеты инвестиционной деятельности.

(на примере г.Москвы).

Базой диссертационного исследования являются процессы, происходящие в г.Москве – как одном из субъектов Федерации России, в котором создана система и нормативная база привлечения и использования новых источников финансирования развития города (региона), привлекаемых путем выпуска и размещения облигационных займов.

Нормативная база системы инвестирования заемных средств с целью развития города Москвы, привлекаемых путем эмиссии облигационных займов, введена в действие Постановлениями Правительства Москвы от 13 августа 1996 г. №681 "О системе городских займов" и от 29 октября 1996 г. "О выпуске городских займов Москвы в 1996 - 1997 гг.", подготовленными на базе материалов и некоторых результатов настоящего диссертационного исследования.

Городская заемная система закладывает основу постоянно действующего механизма раcширения инвестиционных возможностей города, увеличения деловой активности, расширения производства и оказания услуг, создания новых и сохранения рабочих мест, увеличения налоговых поступлений за счет введения новых объектов предпринимательской деятельности.

Основной целью городских облигационных займов Москвы является привлечение временно свободных средств предпринимательских, финансовых структур и населения г.Москвы, а также зарубежных инвестиций, в городские инвестиционные программы и их эффективное использование, обеспечивающее развитие столичной инфраструктуры, увеличение занятости и расширение налогооблагаемой базы бюджета, при строгом соблюдении принципа возвратности заемных ресурсов. (…)

Указанные цели достигаются путем реализации следующих задач:

  1. Формирование портфеля инвестиционных проектов, реализуемых в г.Москве в приоритетных сферах развития городской инфраструктуры, технологической модернизации предприятий промышленности, торговли и сферы услуг, за счет полного, либо частичного финансирования из заёмных облигационных фондов и управляемых как единое целое.

  2. Привлечение временно свободных денежных активов (инвестиционного капитала) в объемах и на условиях, надежно обеспечивающих интересы инвесторов, и отвечающих инвестиционным потребностям г.Москвы. Исключение использования заемных ресурсов на цели и программы, не отвечающие критериям окупаемости, возвратности и срочности займов.

Облигационные займы Москвы рассматриваются реципиентом свободных капиталов – Правительством города, в качестве источника гарантированного финансирования городских инвестиционным программ в условиях наблюдающегося ограничения инвестиционных ресурсов.

Включение нового внебюджетного источника финансирования не только поможет, но и должно быть ориентировано на создание городской инфрастуктуры, объектов, сферы коммунальных и иных услуг, рассчитанных на доходы будущих периодов, на потребителей формирующихся социальных групп.

На основе анализа инвестиционных сегментов, определяемых городскими инвестиционными программами, наиболее приемлемыми могут быть признаны следующие направления инвестирования:

а) развитие инфраструктурных отраслей городского хозяйства (строительство и стройиндустрия, транспорт и связь, коммунальный сектор);

б) развитие территорий г. Москвы (Центральный административный округ, территории, формирующие городские центры, зона МКАД);

в) городское жилищное строительство, малоэтажная и коттеджная застройка территорий города и ближайших загородных зон;

г) крупные городские объекты, формирующие облик города и призванные быть источниками доходов в средне- и долгосрочной перспективе, Городские доходные деловые, торговые, гостиничные и общественные центры и комплексы;

д) проекты, основанные на ранее открытых и незавершенных строительных проектах (завершение "долгостроя");

е) развитие структуры и качества городской торговли, потребительского рынка и услуг, общественного питания и обслуживание населения;

ж) повышение качества городской среды и жизни москвичей (экология, благоустройство, энерго- и ресурсосбережение и т.п.);

з) научно-технологическое развитие, модернизации и технологического перевооружения отраслей городской промышленности, непосредственно связанных с производством товаров для населения, пищеперерабатывающей промышленности.

Ресурсы облигационных займов Москвы могут компенсировать нехватку инвестиционных ресурсов (бюджетных), возникающую из за существующих проблем в банковской и расчетно-платежной сферах, возникновения кассовых разрывов в ходе исполнения бюджета. Оценка доли инвестиционных потребностей города, которые сможет покрывать фонд городских займов, может быть в общем виде проведена на основе следующего анализа.

По приводимым оценкам, в последний период ежегодно в Москву вкладывается 7,5 млрд.долл. учитываемых чистых инвестиций, т.е. инвестиций, непосредственно используемых в ходе реализации проектов. Эта цифра складывается из 5 млрд.долл., выделяемых из городского бюджета и вкладываемых столичными инвесторами, примерно 2 млрд.долл., поступающих от иностранных компаний, и 0,5 млрд.долл., которые инвестируются представителями субъектов Российской Федерации. (…)

Оценочные показатели объемов чистых инвестиций в экономику города приведены в табл.1.(…)

Прогноз объемов чистых инвестиций в экономику города ( в млрд.долл.США).




на 01.01.1997

на 01.01.1998

на 01.01.2000

Бюджетные инвестиции

5,0

5,0

5,0

Инвестиции иностранных компаний

2,0

2,2

3,0

Инвестиции субъектов федерации

0,5

0,5

0,8

Городской облигационный заем

0

1,5

2,5

Итого

7,5

9,2

11,3


Таким образом, принимая условно неизменными имеющиеся сейчас источники инвестирования, доля облигационных займов в инвестиционных ресурсах может приблизительно составлять от 20 % в 1997 г. и до 40 % к 2000 году.

Рассматривая общие пропорции ресурсного обеспечения города, можно заключить, что в процессе развития инвестиционно-заемной системы, объем инвестиционных ресурсов из этого источника сравняется и, впоследствии, превзойдет суммарные возможности других внебюджетных видов инвестирования.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 29.10.96 №881 "О выпуске городских займов г.Москвы в 1996-1997 гг.", объем внебюджетного финансирования из фондов Комитета в 1997 году достиг 4,5 млрд. рублей, с постоянным увеличением этого объема к 2000 году до 15 млрд рублей (в деноминированных ценах). В частности, за 10 месяцев 1998 года проведено финансирование на сумму свыше 12,8 млрд. руб.(…)

^ Инвестиционная программа Москвы – средство реализации и развития функций столицы.

Главная функция Москвы - это столица, центр органов власти, финансовый, инвестиционный и торговый центр. Вторая функция - оказание максимального количества различного рода услуг, в т.ч. транспортно-пассажирских, грузовых и т.д. Реализация основных функций города влечет за собой необходимость активно развивать гостинично-туристский комплекс, т.к. пока доход города от туристического бизнеса составляет менее 10 % от поступлений в бюджет, а это очень мало. (…)

Большое внимание в программе уделяется перестройке промышленности города. При этом основной акцент будет сделан на замене тяжёлых, материалоёмких производств науко- и капиталоёмкими. Город не должен строить крупные серийные заводы (это не означает немедленного закрытия уже существующих предприятий). Развитие столичной промышленности должно быть согласовано с функцией Москвы как научного центра.

Вопрос реконструкции города упирается в то, какие инвестиционные ресурсы будут использоваться, куда они будут направляться. В этом случае, говоря о возвратности, необходимо чётко представлять, что инвестором является сам потребитель. Поэтому город необходимо развивать в таком направлении, чтобы в будущем был обеспечен спрос на конечный результат любого инвестиционного проекта.

При рассмотрении инвестиционного проекта всегда ставится вопрос о его полезности городу. По каждому проекту уже в первый год налоговые поступления должны составить 10-12 % от объёма инвестиций, должны появиться дополнительные или обеспечены заказами старые рабочие места. В результате реализации создаётся или увеличивается налогооблагаемая база, в перспективе увеличится доход города. При этом предполагается, что оборот инвестиционных ресурсов позволит снизить затраты городского бюджета по некоторым ныне дотируемым статьям.

Важно отметить, что чётко выраженных приоритетов в инвестиционной программе не существует (…). Самое главное, чтобы все части программы были оптимально взаимосвязаны между собой. В определённом смысле каждое направление можно считать приоритетным.

Комплексный подход к проблеме предусматривает, с одной стороны, одномоментное увеличение предложения площадей и услуг, а с другой - одновременное окончание работ над всеми объектами. Это позволяет избежать многих неудобств, связанных со строительством. Москва как крупнейший инвестор может позволить себе крупномасштабные проекты.

Разработчики инвестиционной программы Москвы осуществляют планирование на более высоком уровне, чем любое кредитное учреждение или инвестор (так как последние рассматривают каждый проект в отдельности), составляют из них единую систему. Необходимо рассматривать инвестиционную программу не как совокупность разрозненных проектов с оценкой доходности, диверсификации, дисперсности каждого, а как взаимосвязанную систему, в которой объекты воздействуют друг на друга и на городскую среду. Наибольшее внимание сегодня обращается не на срок проекта, а на его надёжность, самоокупаемость.
^ 1.2. Инвестиционная деятельность как основа муниципальной политики в г.Москве.

Инвестиционная программа - это "живой организм", она претерпевает различные изменения ежемесячно, если не еженедельно. Инвестиционная программа - это не перечень объектов, которые необходимо реконструировать или построить, а система подходов и приоритетов.(…) В условиях Москвы целесообразно строить подходы к решению проблемы инвестиционных ресурсов исходя не из программы как таковой, а опираясь на реципиента инвестиций – Правительство Москвы. Следует заметить, что до недавнего времени в России не было прецедентов проведения такого рода инвестиционной политики, так как города почти не участвовали в заёмном процессе. Если же средства привлекались, то никто специально не занимался вопросами их инвестирования, т.е. непосредственного вложения капиталов в объекты и подпрограммы в соответствии с определенной программой и условиями (…). Новый подход состоит также в том, что с помощью заёмных средств решаются не текущие бюджетные проблемы, а строится будущий бюджет.

Приоритеты городской инвестиционной политики в наиболее концентрированном виде излагаются в Программах правительства, детализируются в программах, принятыми Правительством по отдельным направлениям социального и экономического развития города. В последний период приоритетность отдельных инвестиционных целей подчеркнута радикальной реорганизацией управления инвестиционным комплексом (…).

Важнейшее звено в реализации новых целей и инструментов городской инвестиционной деятельности - образование Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка, все более ориентирующейся на развитие и поддержку развития рыночных механизмов в важнейших секторах городской экономики. Ставка делается на создание института инвестиционно-финансовой деятельности, защищенного от продолжающегося финансово-бюджетного кризиса, спада в промышленности и инвестиционной активности, нацеленного на обеспечение необходимых условий развития столицы.

В городе проводится политика реформ, усилия будут все более сосредоточиваться на финансовой и экономической стабилизации, структурных преобразованиях экономики, поддержке отечественных производителей и науки, развитии инвестиционной активности.

Естественно, что такой механизм, как система городских заимствований и инвестиций, должен быть чётко структурирован. Инвестиционно-заёмная система реализует довольно широкие функции, при этом задействованы многие административные правительственные городские органы, каждый из которых работает в своём направлении (…).

Московская инвестиционно-заёмная система представляет собой целостный механизм управления процессом привлечения городом заёмных средств и финансирования за счёт них инвестиционных проектов. Эта система реализует следующие функции:

  • идеологическую (разработка концепции городских заимствований);

  • нормативно-методическую;

  • структурную (формирование структуры рынка муниципальных ценных бумаг, схемы управления);

  • образовательную (развитие системы подготовки кадров);

  • информационную (формирование информационных входных и выходных потоков);

  • контрольную (контроль за финансовой устойчивостью и безопасность фондового рынка в городе);

  • защитную (формирование системы защиты прав собственности инвесторов и защиты их от потерь) (…).

В Инвестиционно-заемной системе задействованы и законодательная, и исполнительная ветви власти - Московская городская дума, Правительство Москвы и его исполнительные органы.

^ Правительство Москвы определяет основные направления инвестиционно- заёмного процесса в столице, принимает решения о выпуске городских займов, осуществляет общее руководство инвестиционно-заёмным процессом и контроль за поступлением и расходованием средств финансовых фондов займов.

^ Московская городская дума утверждает решения по функционированию инвестиционно-заёмной системы в городе, годовые отчёты о поступлении и расходовании средств финансовых фондов займов.

Большая часть вопросов по формированию нормативной базы инвестиционно- заёмного процесса в городе готовится Комитетом муниципальных займов и развития фондового рынка (Москомзаймом), Департаментом внешних связей, Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Департаментом финансов и Правовым управлением мэрии.

Москомзайм помимо перечисленных имеет и другие функции:

  • проводить ценовую политику в отношении первичного размещения городских ценных бумаг;

  • выступать эмитентом городских ценных бумаг от лица правительства Москвы;

  • готовить проспекты эмиссий;

  • осуществлять контроль за общим объёмом выпущенных и находящихся в обращении городских ценных бумаг;

  • организовывать мониторинг и контроль за их размещением, обращением и погашением;

  • проводить комплексный анализ экономической эффективности использования и возвратности заёмных средств для конкретных инвестиционных проектов;

  • осуществлять оперативный контроль за движением средств финансовых фондов займов;

  • участвовать в формировании инвестиционной программы города путём отбора инвестиционных проектов, финансирование которых будет проводиться из заёмных средств.
Инвестиционная политика Комитета

Комитет муниципальных займов и развития фондового рынка г. Москвы, являясь исполнительным органом московского правительства, строит свою инвестиционную деятельность в соответствии с общей инвестиционной политикой правительства и его инвестиционной стратегией. В то же время Комитет, имея дело с инвесторами, должен принимать их требования и условия предоставления и использования средств, а также учитывать общие условия фондового и финансового рынков.

Деятельность Комитета создает дополнительное регулярное финансирование инвестиционных потребностей города за счет заемных средств, что является новым для столицы и пока не имеет аналогов в современной отечественной практике. Масштабы заемного финансирования, если ориентироваться на опыт столичных городов других стран, способен заметно превысить объемы бюджетного финансирования и в значительной мере устранить имеющийся дефицит средств, необходимых для радикальной модернизации, реконструкции и развития городского хозяйства высокими темпами (…). Очевидно, что использование заемных средств обязывает Комитет строить свою инвестиционную политику таким образом, чтобы решая приоритетные для правительства задачи, в то же время производить финансирование только тех инвестиционных проектов, риски и доходность которых отвечают характеру такого финансирования, позволяют безупречно выполнить все

обязательства перед заимодателями. Исходя из этого, финансирование за счет фондов Комитета строится иначе, чем бюджетное финансирование, и не может быть использовано для капиталовложений, не приносящих достаточные доходы.

Вместе с тем, инвестиционная политика Комитета принципиально отличается от проводимой коммерческими организациями, ведущих подобную деятельность, поскольку цели Комитета, прежде всего связаны с удовлетворением приоритетных инвестиционных потребностей города, созданием условий для притока и приема частных инвестиций, повышения эффективности бюджетных капиталовложений, а не лишь извлечения доходов.

Таким образом, инвестиционная политика Комитета - это продолжение политики Московского правительства в той части, которая касается инвестиционной деятельности с использованием заемных средств.

Стратегия инвестиционной деятельности Комитета

Стратегия, реализующая сформулированную выше политику инвестиционной деятельности Комитета, предусматривает выделение следующих трех этапов, различающихся целями, приоритетами и методами инвестиционной деятельности:

начальный этап (1996-1997 г.), ставящий целью развернуть и наладить работу Комитета, реализовать пробные проекты для отлаживания процедур и технологий инвестирования;

этап роста (1998-1999 гг.), ставящий целью достижение объемов инвестирования до 25 трлн. руб. в ценах 1996 г., полной отладки системы, нормализации фондового и финансового рынков столицы;

этап устойчивого развития (с 2000 г.), в границах которого будет продолжаться рост инвестиций, расширится их фронт, но, главное, усилится влияние этих инвестиций на общую инвестиционную деятельность в городе и ее эффективность; будет усилен приоритет проектам комплексного и мультипликативного характера (…).

Исходя из целей каждого этапа стратегия деятельности Комитета и портфель его инвестиционных проектов будет различным.

^ На начальном этапе (1997 год) для финансирования отобраны проекты с высокой степенью готовности или уже реализуемые проектоустроителями, опыт которых гарантирует минимальные риски и высокие доходы, а срок проектного цикла не превышает 1,0-1,5 лет (…). Финансирование из фондов Комитета предоставляется в ряде случаев в дополнение к финансированию из источников, подготовленных проектоустроителем, причем, задолженности перед Комитетом оформляются в

качестве первостепенных. Все это подчинено цели снизить риски, сократить время на подготовку проектов, а также, что, немаловажно, воспользоваться отлаженными системами реализации проектов до тех пор, пока не будет развернута собственная сеть Комитета. На этом этапе предусматривается отладить взаимодействие с уполномоченными банками и техническими операторами по реализации проектов. Одновременно относительно небольшая часть проектов (до 15%) будет сформирована Комитетом самостоятельно в качестве пилотных для отладки всего проектного цикла в рамках инвестиционной системы Комитета. Данные проекты в целях снижения риска выбраны из числа малых по объему финансирования (до 5-10 млн. долл.) и с особо быстрым сроком окупаемости (до 1 года).

Выбранная стратегия дает возможность вести планомерное развертывание инвестиционной деятельности Комитета, формирование и тщательную отладку системы размещения средств параллельно с достаточно быстрым ростом объемов финансирования через каналы первоклассных проектоустроителей. В качестве последних, в частности, выбран АКБ "Столичный банк сбережений" с банковским консорциумом, созданным для финансирования пятилетней инвестиционной программы "Новый город" по строительству в Москве сети многофункциональных зданий. Проекты данной программы прошли оценку АКБ "Столичный банк сбережений", имеют отлаженную систему финансирования и реализации. Данная программа является приоритетной для города и присоединение к ней позволяет без задержки и собственных затрат размещать до 1 трлн. руб. в год с первых месяцев 1997 года (…).

Стратегия второго этапа (1998, 1999 гг.) позволяет проводить более сложную инвестиционную политику, опираясь на собственную систему подготовки и реализации проектов. Важно, что на этом этапе появляется возможность для перехода

от инвестиций "точечного" характера к комплексным проектам, а саму структуру портфеля сделать более разнообразной. Одновременно стратегия этого периода делает акцент на форсированное развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности, улучшение инвестиционного климата, оживление и нормализацию фондового рынка столицы (…).

Стратегия третьего этапа (2000 и последующие годы) отвечает деятельности, когда масштабы финансирования из фондов Комитета превысят не менее чем в 1,5 раза финансирование инвестиций из бюджета, а возможности воздействия на инвестиционную активность в городе резко повысятся. Благодаря созданной и отлаженной ранее системе проектного финансирования, Комитет все в меньшей мере будет нуждаться в заимствованиях, а будет способен в дополнение к своим фондам вовлекать в рамках совместного финансирования средства коммерческих банков и частных инвесторов, расширять тем самым базу внебюджетного финансирования. Объектами инвестирования становятся все больше проектов мультипликативного и общесистемного характера, создающих импульс и простор для частных инвестиций. Структура портфеля проектов приобретает относительно завершенный вид, позволяя теперь удовлетворять широкий спектр потребностей городского хозяйства в инвестициях. В составе портфеля заметное место теперь займут проекты, связанные с экологией, улучшением качества городской среды и жизни горожан, развитием транспортных коммуникаций, науки, образования, культуры и здравоохранения. Инвестиционная деятельность в сфере услуг, промышленности, коммерческой недвижимости в этот период может вестись, в основном предпринимателями, уже вне прямого участия Комитета и Правительства.

Стратегия предусматривает участие Комитета в проектах, связанных с экономическими интересами г. Москвы в других регионах, прежде всего связанных со

столицей долгосрочными торговыми и экономическими соглашениями.

Таким образом, на протяжении краткого срока стратегия Комитета, ее цели и приоритеты будут подвержены значительным сменам исходя из специфики каждого этапа развития Комитета и приоритетов инвестиционной политики города.

Комитет ежегодно разрабатывает и согласовывает с Правительством г. Москвы Стратегию инвестиционной деятельности Комитета и в ее составе Стратегию участия Комитета в реализации инвестиционных программ Правительства г. Москвы, т.е. программ и проектов, устроителями (инициаторами) которых являются департаменты и префектуры Правительства г. Москвы, а также уполномоченные от их имени органы и организации, в том числе и сам Комитет. В общем же документе, называемом Стратегией инвестиционной деятельности Комитета, помимо участия в правительственных программах и проектах, разрабатывается стратегия участия в неправительственных проектах, выдвигаемых и реализуемых хозяйственными

организациями в Москве и в связи с интересами Москвы в других регионах, а также разрабатывается стратегия инвестирования в проекты, инициируемых самим Комитетом (…).

Указанные документы являются основой для индикативного планирования портфеля инвестиционных проектов, определения критериев отбора проектов в портфель и условий открытия финансирования отобранных и одобренных проектов.

Приоритетом инвестиционной деятельности сохраняется жилищное строительство, В частности, инвестиционные потребности города все больше проявляются в рамках реализации "Программы комплексной реконструкции массовой жилой застройки первого периода индустриального домостроения" (ПП №700 от 15.08.95), "Программы строительства жилых домов на территории Центрального административного округа" (ПП №288 от 02.04.96), программ поддержки малоэтажных и коттеджных поселков. В рамках этих и других программ жилищного строительства и реконструкции жилья закладыватся механизм решения проблем муниципального социального строительства за счет доходов от коммерческой реализации, что представляет рынка возможность эффективно содействовать реализации жилищной программы (…).

В рамках программ сохранения и поддержания историко-архитектурного облика Москвы приоритетными являются программы реконструкции исторических, памятных и архитектурных объектов (ПП №255 от 26.03.96), "Программа капитального ремонта, реконструкции и строительства зданий в центре Москвы на 1996-1999 гг." (ПП №278 от 02.04.96) и другие программы, реализуемые, в основном, в исторической части города - Центральном административном округе.

Перспективными городскими приоритетами, требующими серьезной инвестиционной поддержки, являются "Программа развития системы общегородских центров Москвы на период до 2010 года" (ПП "626 от 30.07.96), "Программа развития гостинично-туристкого комплекса Москвы" (ПП№449 от 28.05.96), программы и проекты, предусматривающие создание деловой, торговой, культурной инфраструктуры международного уровня, ориентированной на высокую доходность и удовлетворение спроса москвичей уже в начале будущего века.

Среди программ инвестирования в коммунальную инфраструктуру представляется перспективной и соответствующей возможностям и параметрам городских займов городская программа строительства многоярусных и подземных стоянок. (…)

Значительную инвестиционную емкость содержат городские и территориальные программы развития потребительского рынка и услуг, создания современной инфраструктуры оптовой торговли, поддержки мелкого предпринимательства (…).

Перспективным сегментом приложения инвестиционных ресурсов из фондов городских займов являются городские программы развития науки и технологий. В данном контексте приоритетами служат программы перевооружения городских предприятий - хлебопекарной и мукомольной промышленности (ПП №667 от 08.08.95), текстильной промышленности, развития современной инфраструктуры городского хозяйства, - в частности перевода автотранспорта на сжатый газ, создания городской интегрированной системы радиотелефонной связи (№ПП №878 от 29.10.96) и множество других городских программ технологического характера (…).
Сегменты инвестиционных программ Москвы

С учетом содержания городских инвестиционных программ были сформированы основные сегменты Инвестиционного портфеля, ниже представленные в таблице:

пп




^ Кол-во проектов

Инвестиционные сегменты

$ Тыс. Всего

$ Заявка Тыс.




I

^ Программа развития городской инфраструктуры

4

Транспортные коммуникации

15000

15000

518940







6

Инженерные сооружения

365720

339120










9

Гаражное строительство

169930

164820




II

^ Программа строительства и реконструкции городских комплексов и центров

26

Торгово-офисные, деловые и общественные центры

1624200

594620

1253106







9

Гостинично-туристский комплекс

442020

409620










2

Незавершенное строительство

18545

15116










16

Объекты спорта, культуры, социально-общественного назначения

250150

233750




III

^ Программа строительства и реконструкции в Центральном административном округе

24

Строительство и реконструкция в ЦАО

562556

495700




IV

^ Жилищные программы

15

Жилищные программы префектур

271330

137530

419775







14

Коммерческие жилищные программы

309226

282245




v

^ Программы развития городской торговли, общественного питания, коммунального обслуживания и услуг

21

Оптовые продовольственные рынки

667760

608300

781544







30

Торговля, общественное питание, коммунальное обслуживание и услуги (программы префектур)

137950

121750










7

Социальная защита, городская среда

68494

51494




VI

^ Техническое перевооружение, наука и технологии, конверсия

55

Техническое перевооружение, наука и технологии, конверсия

793009

676544

676544




ИТОГО

238




5695890

4145609






Очевидно, что на последующих этапах структура портфеля будет иметь более прочный вид в соответствии с масштабами и стратегией инвестиционной деятельности этого периода. Полученная базовая структура портфеля, состав проектов, показатели доходности, ликвидности и уровень рисков подлежат уточнению и корректированию в скользящем режиме в рамках ежегодно уточненной стратегии инвестиционной деятельности Комитета.

Финансово- экономический план займа, составленный на основе утвержденных плановых показателей, понедельного планирования проведения аукционов и оценки возможности привлечения средств характеризуется следующими показателями:

^ ТЕКУЩИЕ ОБЪЕМЫ ЭМИССИЙ

ВИДЫ ЗАЙМОВ

ОБЪЕМ

Городской облигационный (внутренний) заем (млн. руб.)

6000

Городской облигационный сберегательный заем (млн. руб.)

1000

Облигационный заем г. Москвы в иностранной валюте (млн. долл.)

500


^ СРЕДНЕВЗВЕШЕННЫЕ ОБЪЕМЫ

Средневзвешенный объем привлеченных средств (млн.руб)

4990,1

Средневзвешенный объем средств в обороте (млн.руб)

4745,7

Средневзвешенный объем средств инвестиционного фонда (млн.руб)

4491,0

Средневзвешенный объем резервных фондов (млн.руб)

504,1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Управление инвестициями в субъекте федерации (на примере москвы) iconТемы дипломных работ Технологии управление корпоративным имиджем...
Информационные pr-технологии в органах исполнительной власти (на примере деятельности администрации Калининского района)
Управление инвестициями в субъекте федерации (на примере москвы) iconТема: Управление реальными инвестициями предприятия Задание
Цель: Определить особенности методов управления реальным инвестированием предприятия
Управление инвестициями в субъекте федерации (на примере москвы) iconДепартамент образования города москвы приказ
В соответствии с пунктом постановления Правительства Москвы от 23. 03. 2004г. №172 – пп “О мерах по обеспечению педагогическими кадрами...
Управление инвестициями в субъекте федерации (на примере москвы) iconСообщаю Вам о факте нарушения Правил дорожного движения Российской...
Российской Федерации сотрудниками мвд на территории Москвы в порядке п. 3 ч. 1 ст. 28. 1 Коап рф: «сообщения и заявления физических...
Управление инвестициями в субъекте федерации (на примере москвы) iconОтчет о прохождении стажировки
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента имущества города Москвы
Управление инвестициями в субъекте федерации (на примере москвы) icon2. Менеджмент и менеджеры
«управление» — более широкое понятие, которое включает в себя и управление техническими системами, и управление в неживой природе...
Управление инвестициями в субъекте федерации (на примере москвы) iconРазвитие агропромышленного комплекса в условиях местного самоуправления...
Специальность 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)
Управление инвестициями в субъекте федерации (на примере москвы) iconПостановление Правительства Москвы от 23 марта 2004 г. N 172-пп "О...
...
Управление инвестициями в субъекте федерации (на примере москвы) iconМетодические инструменты комплексной оценки экономической эффективности...
Специальность 08. 00. 05. – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями...
Управление инвестициями в субъекте федерации (на примере москвы) iconДва варианта ответа один на примере гпс другой на примере животноводческого...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница