Методические указания для студентов экономического факультета очной и заочной форм обучения


НазваниеМетодические указания для студентов экономического факультета очной и заочной форм обучения
страница1/7
Дата публикации25.03.2013
Размер0.61 Mb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Экономика > Методические указания
  1   2   3   4   5   6   7



Кафедра экономической теории



УТВЕРЖДАЮ.

Проректор по УР

К.А. Сазонов


МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Методические указания
для студентов экономического факультета


очной и заочной форм обучения

Челябинск

2011

Составители:

Васильева Леонила Арнгольдовна – канд. экон. наук, доцент (ЧГАА)

Перчаткина Ирина Нажибулловна – канд. экон. наук, доцент (ЧГАА)

Печерцева Ольга Николаевна – канд. экон. наук, доцент (ЧГАА)

Самодурова Анна Петровна – ст. преподаватель (ЧГАА)

Хромых Людмила Анатольевна – ст. преподаватель (ЧГАА)

Живулько Ульяна Владимировна – ассистент (ЧГАА)


Рецензенты

Васильев Е. Ж. – канд. техн. наук, доцент (ЮУрГУ)

Рубаева О. Д. – докт. экон. наук, профессор (ЧГАА)

Ответственный за выпуск

Васильева Л. А. – завкафедрой экономической теории


Печатается по решению редакционно-издательского совета ЧГАА

 ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная агроинженерная академия», 2011.
^

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА, МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ





    1. Цели дисциплины

Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов твердых теоретических знаний о мировом хозяйстве, существующих в его рамках экономических отношениях, механизмах функционирования этих отношений, принципах, формах и методах внешнеэкономической политики государства.

^ 1.2. Место дисциплины в учебном процессе.

Мировая экономика относится к числу базовых общеэкономических дисциплин. Её изучение призвано расширить и углубить знания, полученные при освоении соответствующего раздела курса “Экономическая теория”, позволяет ознакомить студентов с проблемами функционирования современного мирового хозяйства, системой международных экономических связей, а также с характеристикой экономических аспектов глобальных проблем современной цивилизации.

^ 1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В ходе изучения дисциплины студенты должны:

Знать: основные этапы и факторы развития мирового хозяйства; сущность международных экономических отношений и их основные формы; особенности современного этапа международного разделения труда; сущность глобализации мировой экономики; проблемы интеграции в мировое хозяйство экономики России;

уметь: разбираться в основных проблемах мировой экономики, анализировать и использовать статистические материалы о мирохозяйственных процессах, прогнозировать направление развития экономики под воздействием различных экономических, социальных, политических факторов; формулировать собственную точку зрения на важнейшие проблемы мирового экономического развития;

владеть: категориальным аппаратом изучаемой дисциплины.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



^

ТЕМА 1. Мировое хозяйство и его структура


Мировое хозяйство: сущность, основные этапы формирова­ния и развития. Система показателей, характеризующая экономический по­тенциал стран и используемая для определения их места в миро­вой экономике. Субъекты мирового хозяйства: страны (объединение стран), международные экономические организации. Международные корпорации. Промышленно развитые страны. Развивающиеся страны. Страны с переходной экономикой.
^ ТЕМА 2. Международное разделение труда и ин­тернационализация экономики

Международное разделение труда как материальная основа развития мирового хозяйства. Факторы, влияющие на междуна­родное разделение труда. Преимущества, получаемые, странами в результате участия в международном разделении труда. Ин­тернационализация и глобализация мирового хозяйства. Факторы глобализации мировой экономики.

Место РФ и стран СНГ в международном разделении труда. Автаркия и открытая экономика. Критерии открытой экономики. Индексы открытости национальной экономики (экспортная, импортная и внешнеторговые квоты). Факторы, обуславливающие уязвимость национальной экономики. Социально-экономические издержки открытой эконо­мики.

Рост открытости российской экономики и проблемы ее эко­номической безопасности.
^ ТЕМА 3. Глобальные проблемы мировой экономики

Усиление тенденций глобализации в развитии современной мировой экономики на рубеже веков. Современные глобальные проблемы в мировой экономике. Проблема безопасности и мира как центральная глобальная про­блема; экологическая и энергетическая проблемы; международ­ные экономические аспекты решения продовольственной про­блемы, демографические проблемы. Глобальное экономическое сотрудничество на рубеже столетий и роль международных организаций.
^ ТЕМА 4. Международная экономическая интегра­ция

Экономическая интеграция: сущность и виды. Формы интеграционных группировок. Влияние интеграционных группировок на экономическое развитие стран-участниц. Интеграционные группировки в Европе (Европейский союз, Европейское Эко­номическое пространство). Интеграционные группировки в Америке (Североамерикан­ское соглашение о свободной торговле, Латиноамериканская Ассоциация интеграции и др.). Интеграционные группировки в Африке. Интеграционные группировки в Азии. СНГ, ЕврАзЭС. Роль России в современных интеграционных процес­сах.

^ ТЕМА 5. Ресурсный потенциал мирового хозяйства

Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства

Природные ресурсы и их роль в мировой экономике. Абсолютная и относительная ограниченность минерально-сырьевых ресурсов. Запасы минерального сырья в различных странах и регионах. Экономический рост и потребление минеральных ре­сурсов. Природные ресурсы для сельского хозяйства. Специфика стран и регионов в обладании и использовании этих ресурсов.
^
Человеческие ресурсы мирового хозяйства

Общие понятия демографии и проблемы динамики населе­ния мира (рождаемость, естественное воспроизводство населе­ния, коэффициенты естественного воспроизводства). Типы и особенности воспроизводства населения в различных группах стран и регионов. Возрастная проблема в динамике и структуре населения ми­ра. Процессы урбанизации в мировой экономике.

^ Научно-технический потенциал мирового хозяйства

Научно-технический потенциал и его роль в развитии совре­менного мирового хозяйства. Универсальный характер современ­ной НТР и ее воздействие на усиление взаимодействия различ­ных субъектов мирового хозяйства.

Современные тенденции развития научно-технического про­гресса и их воздействие на развитие мирового хозяйства на ру­беже ХХ - ХХI веков.

Распределение научно-технического потенциала по группам стран.

  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические указания для студентов экономического факультета очной и заочной форм обучения iconЕ. Ю. Трофименко маркетинговые коммуникации
Методические указания предназначены для студентов очной и заочной форм обучения факультета коммерции, обучающихся по специальности...
Методические указания для студентов экономического факультета очной и заочной форм обучения iconМетодические указания предназначены для студентов факультета государственного...

Методические указания для студентов экономического факультета очной и заочной форм обучения iconМетодические указания по выполнению дипломных работ для студентов...
Методические указания по выполнению дипломных работ для студентов очной и заочной форм обучения специальности 080105. 65 – финансы...
Методические указания для студентов экономического факультета очной и заочной форм обучения iconМетодические указания к выполнению выпускной квалификационной работы по специальности
...
Методические указания для студентов экономического факультета очной и заочной форм обучения iconМетодические указания к дипломному проектированию по специальности...
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения социально-экономического и заочного факультетов
Методические указания для студентов экономического факультета очной и заочной форм обучения iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для студентов...
Методические указания предназначены для студентов фармацевтических вузов заочной формы обучения
Методические указания для студентов экономического факультета очной и заочной форм обучения iconМетодические указания прохождения учебно-ознакомительной практики...
Для студентов вечерней, очной, очно-заочной и заочной формы обучения специальности 080200. 62 «Менеджмент»
Методические указания для студентов экономического факультета очной и заочной форм обучения iconМетодические указания к выполнению курсовой работы для студентов...
«Автоматизация технологических процессов и производств», 220400 «Управление в технических системах». Брянск: бгту, 2012. 20 с
Методические указания для студентов экономического факультета очной и заочной форм обучения iconМетодические указания для студентов очной и заочной форм обучения...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный...
Методические указания для студентов экономического факультета очной и заочной форм обучения iconС. В. Дьяконова социально-экономическая статистика
Методические указания предназначены студентам очной и заочной форм обучения специальности 080115-Таможенное дело
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница