Скачать 1.04 Mb.
|
Тема 5: Метод и приемы экономического анализа. План
Литература: Савіцька Г.В. Економічний аналіз діяльності підприємства.: Навч. посібник. – К.: Знання, 2007. – 668с. Прокопенко І.Ф., Ганін В.І. Методика і методологія економічного аналізу: Навч. посібник. – К: Центр учбової літератури, 2008. – 430 с. Задание для индивидуальной работы студентов.
1. Понятие метода экономического анализа Метод экономического анализа – это совокупность приемов и способов исследования экономических явлений и процессов путем установления и определения взаимосвязи и изменения их параметров, количественного и качественного оценивания влияния отдельных факторов и их совокупности на это изменение. Методические приемы экономического анализа.
Все объекты экономического анализа отражаются в системе показателей плана, учета, отчетности и других источников информации. ^ своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные. По способу оценки аналитические показатели делятся на абсолютные и относительные. При изучении причинно-следственных связей показатели делятся на факторные и результативные. ^ различают показатели нормативные (нормы расходов сырья, материалов и т.д), плановые (данные планов экономического и социального развития предприятия), отчетные (данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности), аналитические (оценочные) которые используются в ходе самого анализа для оценки результатов и эффективности работы предприятия. В зависимости от объекта анализа показатели группируются в следующие подсистемы (см. рис.1). 1. Показатели исходных условий деятельности предприятия 2. Показатели использования средств производства 3. Показатели использования предметов труда 4. Показатели использования трудовых ресурсов 5. Показатели себестоимости продукции 6. Показатели производства и сбыта продукции 7. Показатели прибыли и рентабельности 8. Показатели финансового состояния предприятия Рис.1 . Система показателей комплексного экономического анализа. Показатели исходных условий деятельности предприятий характеризуют: - наличие необходимых материальных и финансовых ресурсов для нормального функционирования предприятия и выполнения его производственной программы; - организационно-технический уровень предприятия, т.е. его производственную структуру, структуру управления, уровень концентрации и специализации производства, продолжительность производственного цикла, техническую и энергетическую вооруженность труда, степень автоматизации и механизации, прогрессивность технологических процессов и т.д. - уровень маркетинговой деятельности по изучению спроса на продукции, ее конкурентоспособности, рынков сбыта, организации торговли, рекламы и т.д. Показатели первой подсистемы оказывают влияние на все остальные показатели. Основными показателями подсистемы 2 являются фондорентабельность, фондоотдача, фондоемкость, среднегодовая стоимость основных средств производства, амортизация. Наравне с этими показателями большое значение имеют и другие, например выработка продукции за 1 машино-час, коэффициент использования имеющегося оборудования и т.д. В подсистеме 3 основными показателями является материалоемкость, материалоотдача, стоимость используемых предметов труда за анализируемый период, они тесно связаны с показателями системы 5,6,78. Подсистема 4 включает в себя показатели обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и полноту использования фонда рабочего времени, фонда заработной платы, показатели производительности труда, прибыли на одного работника и на гривну заработной платы. В 5 блок входят показатели производства и реализации продукции: объем валовой, товарной и реализованной продукции в стоимостном, натуральном и условно-натуральном измерении, структура продукции ее качество и ритмичность производства, объем отгрузки и реализации продукции, остатки готовой продукции на складах. Они тесно связаны с показателями всех последующих блоков. Показатели шестого блока это общая сумма затрат на производство и реализацию продукции в том числе по элементам и статьям калькуляции, и центрам ответственности, а также затраты на гривну продукции, себестоимость отдельных изделий и др. От уровня себестоимости непосредственно зависят показатели: прибыль предприятия, уровень рентабельности и т.д. (блок 7). К последней подсистеме (блок 8) относятся показатели, которые характеризуют наличие и структуру капитала предприятия по составу его источников и формам размещения, эффективность и интенсивность использования собственных и заемных средств, объем и эффективность инвестиционной деятельности. К этой же подсистеме относятся показатели платежеспособности, кредитоспособности и инвестиционной привлекательности, риск банкротства, зона безубыточности, финансовая устойчивость предприятия и т.д. Они зависят от показателей предыдущих систем, и в свою очередь влияют на показатели организационно-технического уровня предприятия, объем производства продукции, эффективность использования материальных и других ресурсов. 2. Расчетно-аналитические приемы экономического анализа. Сравнение – это научный метод познания, в процессе которого неизвестное (изучаемое) сопоставляется с изученным ранее для определения общих черт или различий. Чаще всего сравнение используется для:
Сравнивать перечисленные показатели можно использую абсолютные и относительные величины, представленные в таблице. Основные показатели сравнения.
Относительные величины, получаемые в результате сравнения, в зависимости от сочетания сравниваемых показателей, могут быть следующих видов. Приведите примеры из экономики предприятия для каждого показателя. Виды относительных величин
Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100). Реже используются промилле (при базе 1 000). Пример. Используя метод сравнения необходимо проанализировать эффективность труда сотрудников предприятия. Таблица Показатели работы Предприятия за 2 года
Решение. Таблица Анализ эффективности работы сотрудников предприятия в ***1 и ****2 годах.
В экономике используются следующие виды сравнительного анализа:
Задание для индивидуальной работы. Имеются следующие сведения о работе 6 предприятий Таблица 3.6.
Как узнать какое предприятие будет лучшим по комплексной (многомерной) оценке всех показателей ? ^ , при котором возможно использовать метод сравнения в экономическом анализе – сопоставимость сравниваемых показателей. Несопоставимость может быть вызвана : - изменением стоимостных, объемных, качественных и структурных факторов. - разными отрезками времени, за которые были исчислены показатели. - неодинаковыми исходными условиями деятельности - разной методикой расчета показателей - другими факторами. Основными способами приведения показателей в сопоставимый вид являются: - нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения к единому базису; - использование поправочных коэффициентов и методов пересчета. - использование средних и относительных величин ^ используются в анализе для обобщения количественной характеристики совокупности явлений однородных по какому-либо признаку. Различают : среднеарифметические (простые и взвешенные), среднегармонические, - среднегеометрические, среднехронологические, среднеквадратические и др. величины. Продолжение примера 1. По данным таблицы 3.4 определить средние величины анализируемых показателей. Таблица Средние величины показателей эффективности работы предприятия в ***1 и ***2 годах.
^ – это ряд чисел, характеризующий изменение показателя во времени. Существуют моментные и интервальные ряды динамики Для анализа рядов динамики используют базисные и цепные показатели: - абсолютного прироста - ![]() - темпа роста - ![]() - темпа прироста - ![]() - одного процента прироста - ![]() Обобщающими характеристиками ряда динамики являются: - средний уровень ряда: * в моментном временном ряду - ![]() * в интервальном временном ряду - ![]() - средний абсолютный прирост - ![]() - средний темп роста - ![]() Пример 2 Таблица Анализ динамики объем валовой продукции предприятия за ***1 - ***5 года
^ выражает отношение фактического уровня показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде. В зависимости от способа получения различают индивидуальные и сводные индексы. ^ в экономическом анализе служит для отражения соотношений (пропорций) двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественны. Как вспомогательное средство балансовый метод используется для проверки исходных данных, на основе которых проводится анализ, также он используется для проверки правильности расчетов. Для лучшего восприятия и понимания экономических явлений и процессов в анализе используют табличные и графические приемы отражения данных. Аналитическая таблица состоит из общего заголовка, системы горизонтальных строк и вертикальных граф. Заголовок
Каждая таблица состоит из подлежащего и сказуемого. Подлежащее показывает, о чем идет речь, содержит перечень показателей, характеризующих явление. Сказуемое указывает какими признаками характеризуется подлежащее. Заголовок таблицы должен указывать на подлежащее место и время фиксирования данных. Существует три вида таблиц: простые, групповые и комбинированные. По аналитическому содержанию различают таблицы отражающие: - характеристику изучаемого объекта по отдельным признакам; - порядок расчета показателей; - динамику изучаемых показателей; - структурные изменения в составе показателей; - взаимосвязь показателей по различным признакам; - результаты расчета влияния факторов на уровень исследуемого показателя. - методику подсчета резервов; - сводные результаты анализа. Графики представляют собой масштабное изображение показателей с помощью геометрических знаков или условно-художественных фигур. Основные формы графиков, используемые в анализе – диаграммы. Они бывают: столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные и т.д. По содержанию различают диаграммы сравнения, структурные, динамические, графики связи, графики контроля и т.д. 3. Методика факторного анализа Факторный анализ – это методика комплексного, системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей Типы факторного анализа: - детерминированный и стохастический; - прямой и обратный; - одноступенчатый и многоступенчатый; - ретроспективный (исторический) и перспективный (прогнозный). Моделирование – это один из методов научного познания, с помощью которого создается модель (условный образ) объекта исследования. В детерминированном факторном анализе выделяют следующие типы факторных моделей: 1. Аддитивные. ![]() 2. Мультипликативные ![]() 3. Кратные модели, ![]()
При построении моделей факторного анализа в первую очередь указываются количественные признаки (по степени важности для конкретного предприятия), а затем качественные. Способы факторного анализа:
Элиминирование – исключение воздействия всех факторов на величину результативного, кроме одного - изучаемого. Способ цепной подстановки. Он позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение результативного показателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторного показателя в объеме результативного показателя на фактическую. Расчеты проводятся по следующей схеме. Схема факторного анализа способом цепной подстановки
Б – базисное значение показателя, Ф – фактическое значение показателя, Р – результат. Пример Имеются следующие данные о работе предприятия за месяц. Таблица Данные о работе предприятия в январе **** года.
Необходимо проанализировать факторы, повлиявшие на невыполнение плана выпуска товарной продукции. Способ абсолютных разниц является упрощенным вариантом способа цепных подстановок, когда в каждой подстановке абсолютное значение фактора, влияние которого рассчитывается, заменяют отклонением его фактической величины от плановой.. При этом факторы, стоящие до изучаемого фиксируются на фактическом уровне, а после изучаемого – на базисном. Этот способ используется только в мультипликативных моделях и аддитивно-мультипликативных моделях типа Y = (a-b)c Способ относительных разниц используется для анализа мультипликативных и аддитивно-мультипликативных моделях типа Y = (a-b)c. Изменение результативного показателя определяется следующим образом: ![]() ![]() ![]() Индексный способ базируется на построении факторных (агрегированных) индексов. Пример. Проанализируйте влияние фактов на изменение товарооборота. Таблица Данные о товарообороте предприятия :
Способ пропорционального деления используется для факторного анализа аддитивных моделей и кратно-аддитивных моделей смешанного типа. ![]() Алгоритм расчета имеет вид: ![]() ![]() ![]() Пример. Имеются следующие данные для факторного анализа фонда заработной платы.
Интегральный способ факторного анализа основан на вычислении определенного интеграла по заданной подынтегральной функции с заданным интервалом интегрирования. Для двухфакторной мультипликативной модели типа ![]() ![]() ![]() Для трехфакторной мультипликативной модели типа ![]() ![]() ![]() ![]() Пример. Провести факторный анализ выпуска продукции по приведенным ранее данным пер 4. Экономико-математические методы анализа. Необходимость использования экономико-математических методов связано с высокой степенью неопределенности деятельности предприятия при разработке прогнозов. Поэтому аналитик стремится получить наиболее точные, обоснованные прогнозные результаты с использованием приемов теории вероятности математической статистики и т.д. ^ – это теория математических моделей принятия решений в условиях неопределенности поведения или конфликта нескольких сторон, имеющих разные интересы. В практике управления промышленным предприятием теория игр может применяться для выбора оптимальной маркетинговой стратегии предприятия, разработки оптимального ассортимента продукции. Большинство задач, решаемых с помощью теории игр можно представить в виде схемы: Задано конечное множество альтернатив (есть несколько стратегий поведения), каждая из которых может повлечь определенные последствия. В зависимости от этих последствий будет получена либо некоторая прибыль, либо некоторые убытки. Требуется организовать выбор альтернатив так, чтобы прибыль была наибольшей (или убытки - наименьшими). Исследование стратегий и их последствий осуществляется с использованием уравнений и неравенств. ^ используются для изучения сложных структур как на отраслевом уровне, так и на уровне предприятий. С помощью матриц отражается наличие и направление использование ресурсов в натуральном или денежном выражении. Также матричный анализ используют для многомерного сравнения и рейтинговой оценки различных предприятий. ^ используется для решения задач поиска оптимальной работы торговых точек, складского хозяйства, транспортных предприятий, нормирования труда. Основная схема задач ТМО имеет следующий вид: Система имеет n обслуживающих каналов, каждый из которых может обслужить только одно требование. В систему поступает поток требований с параметром λ (обозначает математическое ожидание числа требований в единицу времени. Если в момент поступления очередного требования в системе находится не меньше n требований, то это требование становится в очередь и ждет начала обслуживания. Время обслуживания каждого требования в данном случае является случайной величиной Математический аппарат ТМО основан на теории вероятности и зависит от отдельных характеристик и вида системы. ^ помогают выбрать наилучший вариант среди альтернативных решений. Один из самых известных методов этой группы - «модель экономически обоснованного размера заказа» (Economic ordering quantity – EOQ model). Модель ЕОQ позволяет оптимизировать пропорции между двумя группами операционных затрат (на покупку и на хранение запасов) таким образом, чтобы совокупная их сумма была минимальной. Для этого определяется размер оптимальной партии заказа по формуле: ![]() где РПП0 - оптимальный средний размер партии поставки товаров (ЕОQ); ОПП- объем производственного потребления товаров (сырья, материалов) в рассматриваемом периоде; Срз - средняя стоимость размещения одного заказа; Сх - стоимость хранения единицы товара в рассматриваемом периоде. С помощью методов данной группы наиболее оптимально распределяются материальные, трудовые и финансовые ресурсы предприятия. ^ базируются на решении систем уравнений и неравенств позволяющие рационально распределить ограниченные ресурсы предприятия таким образом, чтобы целевая функция достигала своего экстремума (например, максимизируется прибыль или минимизируются расходы). ^ используется для исследования многоэтапных процессов. Процесс анализа разделяют на ряд последовательных этапов производят последовательную оптимизацию каждого из них, начиная с последнего. На каждом этапе находят условное оптимальное решения при всех возможных результатах предыдущего шага |
![]() | Задачи экономического анализа; Связь экономического анализа с другими Использование маркетинговой информационной системы для информационного обеспечения экономического анализа | ![]() | Экономический анализ и управление. Виды анализа Объект, предмет, направления и процесс экономического анализа. Комплексность и системность анализа финансово-хозяйственной деятельности... |
![]() | 1. Теоретические основы экономического анализа Понятие экономического... При этом под исследованием понимается всестороннее научное изучение предмета с помощью различных приемов и способов. Эа – это процесс... | ![]() | Основные вопросы, рассматриваемые в теме: Метод экономического анализа Тема. Метод, способы и приемы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия |
![]() | 1. Роль экономического анализа в управлении Понятие об анализе хозяйственной... Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности. Виды анализа хозяйственной деятельности | ![]() | Конспект лекции План лекции Цель, задачи и объекты анализа финансовой... Одним из видов экономического анализа является финансовый анализ, который с определенной долей условности подразделяется на внутренний... |
![]() | Экзаменационные вопросы по курсу «Экономический анализ» (спец. «Финансы и кредит») ... | ![]() | Виды экономического анализа. Вопросы сущность, задачи и содержание... ... |
![]() | 1: приемы экономического анализа Прием исчисления абсолютных разниц применяется в тех случаях, когда исследуемый результативный показатель является произведением... | ![]() | Вопросы для подготовки к экзамену Методика проведения анализа и диагностики деятельности предприятия: основные принципы анализа, приемы анализа. |