24. Основные этапы бюджетного процесса


Скачать 226.18 Kb.
Название24. Основные этапы бюджетного процесса
Дата публикации29.03.2013
Размер226.18 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы

24. Основные этапы бюджетного процесса.

Бюджетирование доходов и расходов – регулярная процедура планово-контрольных расчетов, представляющая в систематизированном виде доходы и расходы, а также сведения о покрытии, расчетном результате, рентабельности и прочих наиболее важных показателях деятельности предприятия на заданном временном интервале, как по предприятию в целом, так и по выделенным центрам учета. К основным целям и задачам системы бюджетирования относятся:

  • постановка плановых целей;

  • контроль достижения плановых целей путем своевременного сопоставления фактических и запланированных результатов;

  • анализ причин, вызвавших отклонения;

  • корректировка планов.

В широком смысле бюджетирование трактуется как система тотального планирования и контроля целей и потенциала предприятия, а также мероприятий и ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей. Бюджетирование доходов и расходов рассматривается как система планово-контрольных расчетов показателей выручки, затрат, покрытия, результата, рентабельности и прочих важнейших показателей деятельности предприятия. Поэтому цели и задачи системы БДР включают:

  • оценку реализуемости целей организации с точки зрения достижения заданного уровня выручки, затрат, покрытия, расчетной прибыли, рентабельности и т.п.;

  • планирование бюджета доходов и расходов (БДР) по предприятию в целом и по подразделениям; определение резерва формирования и увеличения прибыли, планирование налогов на прибыль и т.п.;

  • формирование отчета о доходах и расходах подразделений и предприятия в целом;

  • сопоставление фактических и плановых данных, анализ причин, вызвавших отклонения и контроль деятельности подразделений – центров финансового учета.

В результате внедрения системы бюджетирования доходов и расходов решаются следующие задачи:

  • осуществление учета, анализа и планирования доходов и расходов, прибыли и убытков, рентабельности предприятия в целом и по центрам финансового учета;

  • учет, анализ и планирование налогов на прибыль;

  • определение кредитоспособности и возможности выплаты дивидендов;

  • совместный анализ прибыли, объемов реализации и затрат (CVP-анализ);

  • анализ рентабельности центров финансового учета, оценка их относительной привлекательности.

Таким образом, формируется контур финансового менеджмента: учет, планирование и регулирование прибыли, основным инструментом которого выступают бюджеты доходов и расходов (БДР).

Каждый бюджет доходов и расходов, вне зависимости от его уровня, обладает определенной информационной и аналитической структурой.

Под информационной структурой понимается детализация бюджетов согласно, во-первых, особенностям самого предприятия и сферы его деятельности, и во-вторых, принятой на предприятии системы финансового планирования и бухгалтерского учета. Базовая структура БДР производственного предприятия имеет следующий вид (см. рис. 2).



Рис.2. Информационная структура БДР производственного предприятия

В ходе разработки системы бюджетирования доходов и расходов решается задача углубленной структуризации БДР. Аналитическая структуризация может проводиться по следующим направлениям:

  1. По постатейному учетному регламенту, включая:

  • конкретизацию статей доходов;

  • конкретизацию статей расходов;

  • конкретизацию итоговых показателей.

  1. По финансовой структуре фирмы:

  • по центрам результата;

  • по центрам затрат;

  • по субъекту управления;

  • по дочерним и аффилированным предприятиям;

  • по венчур-центрам.

  1. По временному горизонту, включая:

  • периодичность учета и отчетности;

  • периодичность финансового планирования и бюджетирования.

  1. По прочим объектам, выделяемым с целью управления предприятием:

  • по продуктовым группам;

  • по группам потребителей;

  • по группам поставщиков.

Для организации бюджетирования необходимо определиться с составом и структурой информации, порядком ее подготовки и порядком ее перемещения внутри предприятия (кто, что, когда, кому передает и в какой форме, кто осуществляет за этим контроль).

Для определения порядка внутрифирменного перемещения информации необходимо спроецировать процессы бюджетирования на организационную структуру компании и таким образом распределить обязанности, связанные с обеспечением функционирования системы между руководителями подразделений, а также назначить руководителя, ответственного за работу системы в целом. Организационным оформлением этой задачи является разработка внутрифирменного документа – Положения о бюджете доходов и расходов – и регламента его актуализации. Примерный состав такого Положения должен выглядеть следующим образом:

  1. Методика или концепция бюджетирования доходов и расходов.

  2. Перечень и состав отчетных форм(планов, целей, мероприятий, бюджетов и т.д.).

  3. Порядок заполнения отчетных форм.

  4. Организационно-временной регламент (перечень руководителей, отвечающих за подготовку соответствующих отчетов, и сроки предоставления отчетов).

Включение Положения о бюджете доходов и расходов в общую систему положений, регламентирующих деятельность предприятия, расширяет зону действия регулярного менеджмента.

При постановке бюджетирования на предприятии возможны два подхода. Согласно первому подходу, за основу берется содержательная часть самой проблемы – собственно планирование, определяется концепция и методика планирования, а затем устанавливаются форматы и регламенты самой процедуры. Согласно второму подходу, задача постановки бюджетирования решается «от организации процесса», то есть предварительно определяются форматы и регламенты, а затем принимается решение об осуществлении планирования и учета в заданных рамках. Не существует универсальных рекомендаций по выбору той или иной модели. Выбор модели обусловлен особенностями предприятия.

Для внедрения на предприятии бюджетной системы управления, при использовании второй модели необходимо осуществить следующие мероприятия:

  1. Осуществить экспресс-диагностику деятельности фирмы по следующим направлениям:

1.1. Организационная диагностика:

  • организационная структура предприятия;

  • штатное расписание;

  • должностные инструкции;

  • другие организационные документы, регламентирующие деятельность компании.

    1. Финансово-экономический анализ деятельности предприятия за предшествующие периоды – анализ динамики финансово-экономических показателей.

    2. Функциональная диагностика по направлениям:

  • производство;

  • сбыт;

  • снабжение;

  • логистика;

  • НИОКР;

  • общефирменные службы.

    1. Информационная диагностика – анализ информационных потоков в функциональных разрезах:

  • производство;

  • сбыт;

  • снабжение;

  • логистика;

  • НИОКР и т.д.

  1. Построение финансово-экономической модели бюджетирования. Процессная модель системы бюджетирования доходов и расходов представлена на рис. 3:

  • определение основных целей и задач системы БДР – формирование перечня количественных показателей деятельности компании и подразделений, которые необходимы для принятия управленческих решений;

  • анализ источников информации, потенциально применимых при проведении плановых и контрольных расчетов по предприятию в целом и по подразделениям;

  • построение информационной модели формирования плановой информации по предприятию и по подразделениям;

  • построение информационной модели формирования фактической информации по предприятию в целом и по подразделениям;

  • построение информационной модели анализа исполнения бюджета по предприятию в целом и по подразделениям;

  • определение перечня и состава аналитических и управленческих отчетов, необходимых для функционирования модели бюджетирования по направлениям: предприятие в целом, функциональные направления; сбыт; производство; снабжение; НИОКР; общефирменные службы.




Рис.3. Процессная модель системы БДР

  1. Формирование организационных процедур функционирования системы бюджетирования:

  • определение порядка формирования плановых показателей бюджета по предприятию в целом и по подразделениям;

  • определение порядка формирования фактических показателей бюджета по предприятию в целом и по подразделениям;

  • определение порядка контроля исполнения бюджета по предприятию в целом и по подразделениям;

  • организационный порядок проведения анализа исполнения бюджета предприятия и подразделений;

  • организационный порядок проведения корректировки целей, планов, мероприятий и бюджетов предприятия в целом и его подразделений;

  1. Проведение организационных изменений в компании:

  • создание дополнительных подразделений для поддержки функционирования системы бюджетирования;

  • определение дополнительных функций и обязанностей, связанных с поддержкой функционирования системы бюджетирования;

  • формирование и введение в действие пакета организационных документов, регламентирующих функционирование системы бюджетирования на предприятии.


\

^ 23. ВИДЫ БЮДЖЕТОВ. ГЛАВНЫЙ БЮДЖЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ

Менеджеру следует подготовить Главный бюджет, состоящий из ин­тегрированных друг с другом бюджетов, отражающих различные сторо­ны будущей деятельности. Размер и содержание бюджета зависят от осо­бенностей подразделения. Чтобы бюджет был гибким, рассматриваются ожидаемые, оптимистические и пессимистические значения. Менеджер может бюджетировать объем продаж, себестоимость реализации, произ­водство, закупки, основные материалы, основных рабочих, накладные рас­ходы, общие и административные издержки, затраты на сбыт, программы (например, научно-исследовательские), денежный поток, оборотный ка­питал и капитальные вложения. После того как спроектирован объем продаж, рассчитываются затраты на производство и операционные издерж­ки, так как они, как правило, зависят от объема продаж. Базовая структура БДР производственного предприятия имеет следующий вид (см. рис)



Операционный бюджет (operating budget) используется для расчета затрат на производимую продукцию или оказываемые услуги. Он анали­зирует производственные и операционные аспекты бизнеса.

Финансовый бюджет (financial budget) используется для анализа фи­нансовых условий подразделения с помощью анализа соотношения акти­вов и обязательств, денежного потока, оборотного капитала, прибыль­ности.

Бюджет денежных средств (cash budget) используется для планирова­ния и управления денежным потоком. Он рассматривает ожидаемые по­ступления и платежи денежных средств за установленный временной пе­риод. Бюджет денежного потока помогает менеджеру поддерживать ба­ланс денежных средств на разумном уровне, удовлетворяющем потребно­стям бизнеса, предотвращать как накопление неработающих денег, так и дефицит денежных средств.

В бюджете капиталовложений (capital expenditure budget) описыва­ются ключевые долгосрочные планы и приобретаемые основные средства (постоянные активы, такие, как завод и оборудование). Оцениваются зат­раты на проект и динамика капиталовложений во времени. Период бюд­жетирования обычно устанавливается от трех до десяти лет. Бюджет ка­питаловложений классифицирует проекты по целям - таким, как внедре­ние новых производственных линий, уменьшение затрат, замена вышед­шего из употребления или плохо работающего оборудования, расширение или улучшение ассортимента продукции и удовлетворение требованиям безопасности.

Дополнительный бюджет (supplemental budget) предусматривает фи­нансирование тем, не включенных в основной бюджет.

Приростной бюджет (incremental budget) формируется путем простой индексации (в процентах или долларах) предыдущего бюджета без пере­смотра его основ.

Добавочный бюджет (add-on budget) анализирует бюджеты преды­дущих лет и подстраивает их под текущие параметры, такие, как инфля­ция и изменения в штате. Чтобы удовлетворить текущим потребностям, рассматривается дополнительное финансирование. Сам по себе добавоч­ный бюджет не стимулирует повышения эффективности, однако конку­ренция заставляет более эффективно использовать ресурсы.

Скобочный бюджет (bracket budget) - это план, в котором затраты предусматриваются на уровнях большем и меньшем относительно базовых цифр. Затем рассчитываются объемы продаж, соответствующие этим уровням затрат. Если базовые показатели объемов реализации не дости­гаются, скобочный бюджет позволяет менеджеру понять, как это скажет­ся на прибыли, и сформировать план, соответствующий непредвиденным обстоятельствам. Такой бюджет необходим в ситуациях, когда существу­ет риск сокращения уровня деятельности и возможны резкие изменения объемов продаж.

Модифицированный бюджет (stretch budget) является оптимистичес­ким и используется в случае проектирования продаж на высоком уровне. Он редко используется для прогноза затрат, так как при проектировании затраты должны соответствовать стандартному уровню продаж. Цифры модифицированного бюджета могут быть формальными и неформальны­ми. Менеджеры оперативного уровня не должны отвечать за них.

Пооперационное бюджетирование (activity-based budget) предпола­гает проектирование затрат на выполнение отдельных функций и работ.

Стратегический бюджет (strategic budget) интегрирует элементы стра­тегического планирования и бюджетного контроля. Он полезен в перио­ды существования неопределенностей и нестабильности.

Целевой бюджет (target budget) представляет собой план, который классифицирует главные направления расходования средств и связывает их с задачами подразделений. Заметим, что включение значительных рас­ходов требует специального утверждения.
Базовая структура БДР производственного предприятия имеет следующий вид (см.

^ 28. Основные подходы к управлению ликвидностью пп.
Планирование платежеспособности и ликвидности предприятия основано на оптимизации денежных потоков предприятия. Такая оптимизация является одной из важнейших функций управления денежными потоками, направленной на повышение их эффективности в предстоящем периоде. Важнейшими задачами, решаемыми в процессе этого этапа управления денежными потоками, являются: выявление и реализация резервов, позволяющих снизить зависимость предприятия от внешних источников привлечения денежных средств; обеспечение более полной сбалансированности положительных и отрицательных денежных потоков во времени и по объемам; обеспечение более тесной взаимосвязи денежных потоков по видам хозяйственной деятельности предприятия; повышение суммы и качества чистого денежного потока, генерируемого хозяйственной деятельностью предприятия. Планирование денежных потоков предприятия в разрезе различных их видов. Такое планирование носит прогнозный характер в силу неопределенности ряда исходных его предпосылок. Поэтому планирование денежных потоков осуществляется в форме многовариантных плановых расчетов этих показателей при различных сценариях развития исходных факторов (оптимистическом, реалистическом, пессимистическом).

Обеспечение эффективного контроля денежных потоков предприятия. Объектом такого контроля являются: выполнение установленных плановых заданий по формированию объема денежных средств и их расходованию по предусмотренным направлениям; равномерность формирования денежных потоков во времени; ликвидность денежных потоков и их эффективность. Эти показатели контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности предприятия.

Оптимизация денежных потоков представляет собой процесс выбора наилучших форм их организации на предприятии с учетом условий и особенностей осуществления его хозяйственной деятельности.

Основными целями оптимизации денежных потоков предприятия являются:

  • обеспечение сбалансированности объемов денежных потоков;

  • обеспечение синхронности формирования денежных потоков во времени;

  • обеспечение роста чистого денежного потока предприятия.

Основными объектами оптимизации выступают:

  • положительный денежный поток;

  • отрицательный денежный поток;

  • остаток денежных активов;

  • чистый денежный поток.

Важнейшей предпосылкой осуществления оптимизации денежных потоков является изучение факторов, влияющих на их объемы и характер формирования во времени. Эти факторы можно подразделить на внешние и внутренние.

Основу оптимизации денежных потоков предприятия составляет обеспечение сбалансированности объемов положительного и отрицательного их видов. На результаты хозяйственной деятельности предприятия отрицательное воздействие оказывают как дефицитный, так и избыточный денежные потоки.

Отрицательные последствия дефицитного денежного потока проявляются в снижении ликвидности и уровня платежеспособности предприятия, росте просроченной кредиторской задолженности поставщикам сырья и материалов, повышении доли просроченной задолженности по полученным финансовым кредитам, задержках выплаты заработной платы (с соответствующим снижением уровня производительности труда персонала), росте продолжительности финансового цикла, а, в конечном счете, - в снижении рентабельности использования собственного капитала и активов предприятия.

Отрицательные последствия избыточного денежного потока проявляются в потере реальной стоимости временно неиспользуемых денежных средств от инфляции, потере потенциального дохода от неиспользуемой части денежных активов в сфере краткосрочного их инвестирования, что в конечном итоге также отрицательно сказывается на уровне рентабельности активов и собственного капитала предприятия.

Методы оптимизации дефицитного денежного потока зависят от характера этой дефицитности — краткосрочной или долгосрочной.

Сбалансированность дефицитного денежного потока в краткосрочном периоде достигается путем использования "Системы ускорения - замедления платежного оборота" (или "Системы лидс энд лэгс"). Суть этой системы заключается в разработке на предприятии организационных мероприятий по ускорению привлечения денежных средств и замедлению их выплат.

Ускорение привлечения денежных средств в краткосрочном периоде может быть достигнуто за счет следующих мероприятий:

Факторы, влияющие на денежный поток предприятия

  • увеличения размера ценовых скидок за наличный расчет по реализованной покупателям продукции;

  • обеспечения частичной или полней предоплаты за произведенную продукцию, пользующуюся высоким спросом на рынке;

  • сокращения сроков предоставления товарного (коммерческого) кредита покупателям;

  • ускорения инкассации просроченной дебиторской задолженности;

  • использования современных форм рефинансирования дебиторской задолженности — учета векселей, факторинга, форфейтинга;

  • ускорения инкассации платежных документов покупателей продукции (времени нахождения их в пути, в процессе регистрации, в процессе зачисления денег на расчетный счет и т.п.).

Замедление выплат денежных средств в краткосрочном периоде может быть достигнуто за счет следующих мероприятий:

  • использования флоута для замедления инкассации собственных платежных документов;

  • увеличения по согласованию с поставщиками сроков предоставления предприятию товарного (коммерческого) кредита:

  • замены приобретения долгосрочных активов, требующих обновления, на их аренду (лизинг);

  • реструктуризации портфеля полученных финансовых кредитов путем перевода краткосрочных их видов в долгосрочные.

Следует отметить, что "Система ускорения — замедления платежного оборота", решая проблему сбалансированности объемов дефицитного денежного потока в краткосрочном периоде (и соответственно повышая уровень абсолютной платежеспособности предприятия), создает определенные проблемы нарастания дефицитности этого потока в последующих периодах. Поэтому параллельно с использованием механизма этой системы должны быть разработаны меры по обеспечению сбалансированности дефицитного денежного потока в долгосрочном периоде.

Рост объема положительного денежного потока в долгосрочном периоде может быть достигнут за счет следующих мероприятий:

  • привлечения стратегических инвесторов с целью увеличения

  • объема собственного капитала;

  • дополнительной эмиссии акций;

  • привлечения долгосрочных финансовых кредитов;

  • продажи части (или всего объема) финансовых инструментов

  • инвестирования;

  • продажи (или сдачи в аренду) неиспользуемых видов основных средств.

Снижение объема отрицательного денежного потока в долгосрочном периоде может быть достигнуто за счет следующих мероприятий:

  • сокращения объема и состава реальных инвестиционных программ;

  • отказа от финансового инвестирования:

  • снижения суммы постоянных издержек предприятия.

Методы оптимизации избыточного денежного потока предприятия связаны с обеспечением роста его инвестиционной активности. В системе этих методов могут быть использованы:

  • увеличение объема расширенного воспроизводства операционных внеоборотных активов;

  • ускорение периода разработки реальных инвестиционных проектов и начала их реализации;

  • осуществление региональной диверсификации операционной деятельности предприятия;

  • активное формирование портфеля финансовых инвестиций;

  • досрочное погашение долгосрочных финансовых кредитов.

В системе оптимизации денежных потоков предприятия важное место принадлежит их сбалансированности во времени. В процессе такой оптимизации используются два основных метода — выравнивание и синхронизация.

Выравнивание денежных потоков направлено на сглаживание их объемов в разрезе отдельных интервалов рассматриваемого периода времени. Этот метод оптимизации позволяет устранить в определенной мере сезонные и циклические различия в формировании денежных потоков (как положительных, так и отрицательных), оптимизируя параллельно средние остатки денежных средств и повышая уровень абсолютной ликвидности. Результаты этого метода оптимизации денежных потоков во времени оцениваются с помощью среднеквадратического отклонения или коэффициента вариации, которые в процессе оптимизации должны снижаться.

Результаты этого метода оптимизации денежных потоков во времени оцениваются с помощью коэффициента корреляции, который в процессе оптимизации должен стремиться к значению "+1".

Заключительным этапом оптимизации является обеспечение условий максимизации чистого денежного потока предприятия. Рост чистого денежного потока обеспечивает повышение темпов экономического развития предприятия на принципах самофинансирования, снижает зависимость этого развития от внешних источников формирования финансовых ресурсов, обеспечивает прирост рыночной стоимости предприятия.

Повышение суммы чистого денежного потока предприятия может быть обеспечено за счет осуществления следующих основных мероприятий:

  • снижения суммы постоянных, переменных издержек;

  • осуществления эффективной налоговой политики, обеспечивающей снижение уровня суммарных налоговых выплат;

  • осуществления эффективной ценовой политики, обеспечивающей повышение уровня доходности операционной деятельности;

  • использования метода ускоренной амортизации основных средств;

  • сокращения периода амортизации используемых предприятием нематериальных активов;

  • продажи неиспользуемых видов основных средств и нематериальных активов;

  • усиления претензионной работы с целью полного и своевременного взыскания штрафных санкций.

Результаты оптимизации денежных потоков предприятия получают свое отражение в системе планов формирования и использования денежных средств в предстоящем периоде.

^ 25. Подходы к планировании и оптимизация запасов.

Понятие «запасы» применительно к промышленной компании включает в себя:

запасы материальных ресурсов (сырья, материалов, комплектующих);

товарные остатки (запасы готовой продукции на складах).

Результатом срочного (на определенный период) планирования инвестиционного и финансового циклов (движения основного и оборотного капитала) (см. схему 1) является составление сводного бюджета промышленного предприятия. Параметрами и составными фрагментами сводного бюджета, относящимися к управлению запасами в рамках комплексного («сквозного») бюджетного процесса, являются:

1) для запасов сырья и материалов:

бюджет закупок;

баланс движения запасов материальных ресурсов;

2) для запасов готовой продукции — баланс движения товарных остатков.

В целом плановый (а по итогам бюджетного периода — фактический) баланс движения запасов выражается классической формулой:

^ Остаток на начало периода + Приход - Расход = Остаток на конец периода.

Баланс движения товарных остатков определяется соотношением выпуска (приходная часть) и реализации (расходная часть):

^ Остаток готовой продукции на начало периода + Плановый выпуск - Плановый объем реализации = Плановый (целевой) остаток готовой продукции на конец периода.

Основным методологическим принципом определения оптимального уровня запасов является принцип минимизации совокупных издержек (в классической микроэкономике он называется принципом сопоставления выгод—издержек — «benefit—cost approach»). Суть данного подхода достаточно проста:

1) любой уровень запасов генерирует определенную величину издержек для предприятия;

2) эти издержки неоднородны. Совокупные издержки содержания определенного уровня запасов состоят из различных категорий, различающихся между собой по функциональной зависимости от изменения уровня запасов. Одни издержки возрастают при увеличении текущего уровня запасов, а другие — убывают. При этом некоторые категории издержек являются косвенными и вероятностными, то есть их величина при данном уровне запасов не является непосредственно фиксированной, и для ее определения требуется проведение соответствующих расчетов;

3) оптимизация уровня запасов достигается в той точке, где совокупные издержки минимальны. Соответственно, общий алгоритм определения оптимального уровня запасов — это:

1-я стадия: формализация (количественное выражение) косвенных и вероятностных издержек и расчет функций затрат (то есть зависимости поведения различных категорий издержек при увеличении (или уменьшении) уровня запасов);

2-я стадия: определение функции совокупных затрат (суммированием функций затрат по разным категориям издержек)

3-я стадия: определение минимума функции совокупных затрат на всем интервале допустимых значений (то есть для тех уровней запасов, которые предприятие в состоянии содержать при имеющихся и практически возможных источниках финансирования).

Отметим при этом, что те категории издержек, которые находятся в прямо пропорциональной зависимости от уровня запасов (то есть возрастают при увеличении запасов), как правило, обусловливаются критерием эффективности, так как лишние запасы — это дополнительные иммобилизованные (то есть выключенные из оборота) средства предприятия:

издержки потери процента. Уровню запасов (статья актива) соответствует такая же величина источников финансирования (статья пассива). При этом привлечение средств имеет свою стоимость (для предприятия обычно рассчитывается как величина процента по имеющимся кредитным источникам финансирования). Следовательно, увеличение запасов влечет за собой увеличение стоимости привлечения, при том, что дополнительного дохода предприятие не получает (средства в запасах «выключены» из оборота);

складские издержки. Чем выше уровень запасов, тем больше издержки по их хранению;

издержки по страхованию;

и некоторые другие.

Те категории издержек, которые находятся в обратно пропорциональной зависимости от динамики величины запасов, большей частью определяются критерием ненарушения плановой ритмичности производственно-финансового цикла, или, иначе, критерием финансовой устойчивости. Как правило, именно эти категории издержек являются косвенными и вероятностными (то есть могут иметь место в течение бюджетного периода с определенной долей вероятности). Это:

издержки возможной остановки производственного процесса вследствие временного дефицита существенных для производства компонентов сырья, материалов, комплектующих (для запасов материальных ресурсов);

издержки возможной потери прибыли (для запасов готовой продукции). Возможен такой случай, когда в течение бюджетного периода произошел непрогнозируемый краткосрочный «всплеск» рыночной конъюнктуры либо поступил срочный выгодный заказ от крупного оптового покупателя. В этих условиях отсутствие необходимой величины товарных остатков на складе означает, что предприятие потеряло возможность получения дополнительного дохода. Заметим, что издержки возможной потери прибыли могут обусловливаться иногда и дефицитом запасов материальных ресурсов (когда производство в состоянии оперативно отреагировать на изменение внешней конъюнктуры, а «узким местом» является отсутствие необходимых для выполнения заказа сырья, материалов, комплектующих); * и некоторые другие.

Прикладные модели управления запасами построены на тех же методологических принципах сопоставления «выгод—издержек», но являются более развернутыми с точки зрения планирования статей «Приход» и «Расход»

Схема 6. Определение оптимального уровня запасов

запасов во времени (подневно в рамках краткосрочного например квартального бюджетов). Наиболее известными прикладными моделями управления запасами, использующимися на Западе, являются:

* модель EOQ (economic order quantity, то есть «расчет оптимальной величины одной закупки возобновления запасов») — для запасов материальных ресурсов;

* модель EPR (economic production run, то есть «расчет оптимальной величины одной партии выпуска») — для запасов готовой продукции.

Прикладные модели управления запасами материальных ресурсов (EOQ, АВС-метод)

Применение модели EOQ основывается на формуле расчета оптимальной величины одного заказа на возобновление запасов:



где EOQ — оптимальный размер закупки запаса в физических единицах; Q — оценка потребления запаса за бюджетный период (квартал) в

физических единицах;

О — операционные издержки по заказу (отчетность, ведение переговоров, осуществление расчетов);

С — складские и иммобилизационные издержки по запасу в течение

бюджетного периода (квартала).

Прикладная модель управления запасами готовой продукции (EPR) Модификация модели EOQ (так называемая модель EPR) используется для синхронизации производства и сбыта. При этом целевым показателем является размер партии заказа готовой продукции при фиксированной скорости производственного цикла — EPR (economic production run). Модель EPR рассчитывает оптимальный размер одной партии выпуска, минимизирующий совокупные издержки (по переработке и хранению единицы запасов готовой продукции):



EPR— количество единиц выпуска в одной производственной партии (заказе, партии выпуска); Q — оценка годового выпуска; S — издержки по переработке; С — стоимость хранения единицы запасов готовой продукции в течение

1 года.


Похожие:

24. Основные этапы бюджетного процесса iconБюджетное устройство и бюджетный процесс
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов функционирования бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ
24. Основные этапы бюджетного процесса iconВопросы на экзамен спиэ
Основные этапы технологического процесса изготовления биполярных интегральных схем
24. Основные этапы бюджетного процесса iconТема 1 Основные этапы эволюции зарубежной управленческой мысли
Истоки и источники управленческой мысли. Периодизация (основные этапы) истории управленческой мысли
24. Основные этапы бюджетного процесса icon1. Основные этапы развития исторического метода: характеристика античного...
А. П. Пронштейн, И. Д. Ковальченко и др.). 31. Влияние филологической науки на методологическую традицию 1960-х –80х гг. Творчество...
24. Основные этапы бюджетного процесса iconВопросы в билеты на госэкзамен
Бюджетный процесс, организация бюджетных процедур. Реформирование бюджетного процесса в Российской Федерации
24. Основные этапы бюджетного процесса iconЭкзаменационные вопросы по психиатрии и наркологии для студентов...
Предмет и задачи психиатрии. Основные этапы развития зарубежной и отечественной психиатрии. Выдающиеся отечественные психиатры (В....
24. Основные этапы бюджетного процесса iconЭкзаменационные вопросы по психиатрии и наркологии для студентов...
Предмет и задачи психиатрии. Основные этапы развития зарубежной и отечественной психиатрии. Выдающиеся отечественные психиатры (В....
24. Основные этапы бюджетного процесса icon3. Основные этапы формирования ес
Европейская идея)-совокупность концепций добровольного объединения народов европы в единую полит орг-цию. Этапы: а) 1950-е учреждение...
24. Основные этапы бюджетного процесса iconВопросы к государственному экзамену по административному процессу (2011-2012 уч г.)
...
24. Основные этапы бюджетного процесса iconПлан занятия: Основные этапы ВОВ (д/з) Военные цели нацистской Германии (п/з)
Основные понятия курса: План «Барбаросса», коренной перелом, Ставка Верховного командования, Государственный комитет обороны
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница