2 Основные этапы развития экономической теории


Название2 Основные этапы развития экономической теории
страница1/6
Дата публикации13.06.2013
Размер0.75 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6


1) Предмет и функции экономики.

Схема: Значение термина «э-ка»


Экономика

Это


Это


Это




Общ-ные от-ния, связ-ые с хоз-ной деят-ю людей



Хоз-во р-на, страны, мира


Научная дисциплина, изучающая хоз-ную жизнь общ-ва





Э-ка феод-ная, рын-ная э-ка, админ-но-командная э-ка




Э-ка Ульяновска, России, мировая э-ка и т.д.

Э-ка промыш-ти, э-ка с/х и т.д.


Напр


Напр


Напр


- это любая деят-ть людей, связ-ная с обеспечением матер-ных условий жизни


Экономика


Схема: Система э-ких наук


Ощетеор-кая основа системы э-ких наук

Э-кая теория


Э-кие науки





Конкретные э-кие науки


Отрасль э-кой науки

Функция э-кой науки

Э-кие науки на стыке с др. науками

- э-ка промыш-ти

- э-ка строит-ва

- э-ка с/х и др.

- бух. учет

- статистика

- финансы и др.


- э-ка географии

- э-ка истории

- э-ка демографии и др.




Основные функции э-кой теории:

  1. Познавательная ф-ция, которая позволяет представить полученные знания в теоретическом виде.

  2. Методологическая ф-ция, позволяет использовать определенные методы и методологию в изучении э-ких наук.

  3. Образовательная ф-ция, есть з-ны, кот. познаются всеми.

  4. Практическая, где обоснованные методы провер-ся на практике.


^ 2) Основные этапы развития экономической теории.

Ксенофонт – автор трактата «Экономика» Ойкос – дом, хояйство, комос – закон, правила. Трактат о том как вести раб-цу своё хоз-во. У Арист.и Плат.экон-кие взгляды не отд-ны от правовых, этических и т.д. норм. Как наука ЭТ оформилась в 1615 году. Именно в это время вышел в свет трактат Монкретьена, предст.меркантилизма, «Трактат политическая экономия». Написан был для короля Людовика XIII и королевы матери. Это было учение о том как вести гос-венное хоз-во.

  • Мерк-сты считали, что бог-во – золото, серебро, а ист-ик богатства – торговля. В то время была эпоха великих геогр.открытий. Из-за этого была неплохо разв.торговля. Чтобы гос-во увеличило своё бог-во оно должно дешев.покупать и дороже продавать. Протекц-зм – сохр-е К в стране.

  • Физиократия. Франсуа Кине «Экономические таблицы». Физие – природа, кратос – власть. Т.е. это школа изучала с/х производство и считала, что только в этой сфере производятся богатства.

  • ^ Классическая политэкономия. 2-ая половина XIX века. Адам Смит, Д. Риккардо. Они изучали сферу производства в целом. Предполагали, что источником богатства является труд не зависимо от сферы его применения (XVII в – нач. XX в). Марксизм – это тоже политэкономия.

  • Альберт Маршал 1902 г. «Экономикс». Существуют 2 аспекта изучения экономики:

  • Изуч.повед-е людей в процессе пр-тва,распр-ия,потреб-ия матер.Благ в мире огр-ых ресурсов.

  • Поиск эфф-го исп-ния огр-ых ресурсов с целью удовл-ия матер.потребностей общества.

ЭТ изучает отн-ие м/д людьми по пов.произ-ва,распр-я,отмены и потреб-я услуг в усл.эфф-го использования редких ресурсов.
^ 3) Характеристика школы э-кой теории - мерконтилизма

Меркантилизм (от mercante - торговец, купец) - первая школа экономической теории, которая возникла в Англии, Франции, Италии и в других странах в начальный период становления капитализма. Она предприняла попытку определить форму богатства общества и способы его увеличения, исходя из особенностей эпохи, когда быстро развивалась международная торговля.

Меркантилисты внесли в экономическую теорию ряд важных положений. Прочную основу богатства каждой нации они усматривали не в приумножении натуральных продуктов, а в накоплении денег (монет из золота и серебра). Источником такого накопления, по их мнению, служит прибыль (доход), возникающая при торговом обмене. Однако, если обмен товаров на деньги совершается внутри страны, то одни лица могут обогащаться за счет других, но при этом общая сумма национального богатства не увеличивается. Такое богатство, на взгляд меркантилистов, возрастает только благодаря внешней торговле. Здесь прирост богатства был самоочевиден: товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другой продавались по более высоким. Так, организованная в Англии "Московская компания для торговли с Россией" скупала 1 штуку мачтового дерева за 25-30 копеек, а продавала за 4-5 рублей. Ранний меркантилизм (последняя треть XV - середина XVI вв.) был назван монетарной системой. Для него характерна забота об активном денежном балансе (превышении количества ввозимых в страну денег над количеством вывозимых). В этих целях ставились задачи привлекать как можно больше денег из-за границы и сохранять золото в стране, меньше его расходовать и запрещать вывозить в другие государства. Поздний меркантилизм (вторая половина XVI - XVII вв.) выступил против запрета вывоза денег, который стал препятствовать развитию внешней торговли. Он отстаивал активный торговый баланс - превышение стоимости вывезенных из страны товаров над стоимостью благ, ввезенных в данную страну.

Задача экономической теории, по мнению меркантилистов,

- разрабатывать практические рекомендации для государственной политики. Они считали, что для создания благоприятного торгового баланса государство должно вмешиваться в экономику

- проводить политику протекционизма (покровительствовать отечественной промышленности и торговле). Это означает установление высоких таможенных пошлин (налогов) на товары, ввозимые из-за границы; введение поощрительных премий на отечественные товары, вывозимые в другие страны; содействие развитию отраслей промышленности, продукты которых предназначены для внешней торговли, и другие подобные меры.

Французский меркантилист Антуан де Монкретьен в 1615г. дал название экономической теории, обосновывающей политику государства, - политическая экономия (греч. politike - искусство управлять государством), то есть наука об управлении государством экономикой. Тогда сложилось представление о политической экономии как науке, которая раскрывает роль государства в увеличении национального богатства.

Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Переход к индустриальной стадии производства сопровождался возникновением и расцветом классической (лат. classicus - образцовый, первоклассный) политической экономии.
^ 4) Классическая школа физиократов.

В классической политической экономии образовались две школы - французская (физиократы) и английская. Физиократы (греч.physis - природа + kratos - сила, власть) - школа политической экономии, которая возникла во Франции в середине XVIII в. и получила распространение в Италии, Великобритании, Германии и других странах. Основателем и главой физиократов во Франции был Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.). Он постарался обосновать основную идею своего учения: сельское хозяйство является единственной отраслью производства, где естественным путем возникает тот дополнительный "чистый продукт", за счет которого увеличивается богатство страны. В земледелии труд создает больше продуктов, чем нужно для воспроизводства его самого и его условий. Такая повышенная продуктивность земледельческого труда обусловлена самой природой. Английская классическая политическая экономия возникла и развивалась в XVII - XVIII вв. Родоначальниками этой теоретической школы были Вильям Петти (1623-1687 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.) и Давид Рикардо (1772-1823 гг.). Они внесли выдающийся вклад в углубленное исследование капиталистической экономики, создали свое учение о росте национального богатства.

Впервые идею о том, что труд является важнейшим источником богатства высказал В. Петти, которого назвали Колумбом политической экономии. Ему принадлежит знаменитая формула: природа - мать, труд - отец богатства. Наибольший вклад в классическое направление теории внес А.Смит, превративший политическую экономию в научную систему, после чего она стали преподаваться в высших учебных заведениях В главном труде - "Исследование о природе и причинах богатства народов (1776 г.) - он обосновал "естественный порядок" в экономической жизни. Устоями этого порядка были признаны господство частной собственности, свободная конкуренция и свободная торговля, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

В отличие от физиократов английские классики считали, что богатство создается не только в сельском хозяйстве, но и во всех Других отраслях материального производства. Они показали, что всеобщей формой богатства является стоимость, воплощенная в товарах и деньгах. Саму стоимость создает труд работников, производящий товары (теория стоимости подробно изучается в 4-й теме).
^ 5) Рыночная школа классиков.

При разработке учения о рыночной цене классики глубоко раскрыли ее зависимость главным образом от производства, от условий предложения товаров на рынке. Однако они не исследовали воздействия спроса покупателей на цену.

Яркими представителями были шотл-кий э-мист и ф-фА.Смит и Д.Рикардо.

Они считали, что всякое производство увел-ет богатство общ-ва, поэтом стимулом в хоз-ной деят-ти чел-ка явл-ся свободная и конкурентная рыночная э-ка, они считали, что в общ-ве сущ-ет опред-ный естест-ный порядок, т.е. независимо от воли людей Дей-ют опред-ные з-ны, управ-ют э-кими процессами.

Известно, что каждый чел-к пост-но стремиться улучшить свое матер-ное положение, это стремление к личной выгоде явл-ся мощным стимуломего хоз-ной актив-ти.

При этом люди обычно не думают об общественной пользе, он все они обычно взаимосвязаны, оказ-ют др. др. услуги и обмен-ся прод-тами своего труда, при этом их взаимодей-вие происх-т в условиях свободной э-ки (свобод-е цены, спрос и предложение, конкуренция) заставляет людей учит-ть запросы др. др. и, след-но, работать более эф-но (производить больше нужной продукции и продавать ее по возмжно более низким ценам). Поэтому если не мешать людям, от они не больно будут служить др. др. (а значит и общ-ву) наилучшим образом.
^ 6) Марксистская экономическая теория.

Карл Маркс (1818-1883 гг.) в своем главном экономическом труде "Капитал", которому он посвятил 40 лет и не успел завершитъ, во многом по-новому разработал классическую теории стоимости и теорию прибавочной стоимости (см. темы 4 и 8).

Экономическое учение К.Маркса о капитале получило неоднозначную оценку. По словам американского экономиста В.Ле онтьева, если некто захочет узнать, что в действительности представляют собой прибыль, заработная плата, капиталистическое предприятие, он может получить в трех томах "Капитала" боли реалистическую и качественную информацию из первоисточника, чем та, которую он мог бы найти, скажем, в дюжине учебников по современной экономике.

М.Блауг в книге "Экономическая мысль в ретроспективе констатировал: "Маркс подвергался переоценке, пересматривался, опровергался, его хоронили тысячекратно, но он сопротивляется всякий раз, когда его пытаются отослать в интеллектуальное прошлое. Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим."

Такая оценка теоретических трудов К.Маркса, по-видимому, не случайна. Сам К. Маркс считал, что в капиталистических странах политическая экономия выражает интересы собственников и стремился поставить свой вариант классического направления на службу интересам рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений и выводов.

Учение К.Маркса - наверняка вопреки его стремлениям - позволило обнаружить неразрешимые противоречия и определенную ограниченность всего классического направления политической экономии. Это направление, во-первых, во многом отражает особую историческую специфику экономики Англии в XVII-XIX вв. (период господства единоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику). Во-вторых, оно обладает чертами асимметричной теории, односторонне отразившей противоречивую действительность. Поэтому не случайно появилось совершенно новое альтернативное воззрение.
^ 7) Неоклассическое и кейнсианское направление в экономике.

В 20 в. осн-ми теоретич-ми конкур-ми в э-ке выступили два напр-ия:

- неоклассицизм;

- кейнсианство.

Их дисскусией был вопрос об э-кой роли гос-ва. Превыми на этот вопрос стали отвечать неоклассики. Нео-кое напр-ие возникло в 70-х годах 19 в. Основателем его был англ. э-мист Альфред Маршал. Теория кейнсианства была предложена Джоном Кейнсом.

Главная неокл-кая идея состояла в том, что частно-предпринимательская рыночная система способна к саморег-нию и поддер-юэ-кого равновесия, поэтому гос-ву не следует вмеш-ся в конкурентный рыночный механизм, оно должно лишь создавать благо приятные условия для его дей-вия.

Мировой э-кий кризис подвел э-мистов к новым выводам:

1) Рынок не способен обеспечить стабильностьэ-кого роста и успешного реш-я соц-ых проблем.

2) Гос-во должно ч/з бюджет и кредит регул-ть э-ку, устраняя крзисы, обеспечивая полную занятость и высокий рост произ-ва, поэтому э-кая политика д/б гибкой и многоменяющейся в соот-вии с переменой усл-вий, и боль-во запад-хэ-мистов сошлись на идее так наз-мого кейнсианско-неокл-кого синтеза, который соед-ет в себе рациональное зерно как неокл-кого, так и кейнс-кого напр-ний.

Бесспорно сущ-щая рыночная самонастройка должна по мере надобности допол-ся асторон-м гос-ным рег-ем. Важно каждый раз добиваться оптимального соотн-ния стихийных сил рынка и сознат-го ре-ния, не допуская чрезмерности последнего и подрыва рыночных стимулов.
^ 8) Факторы современного производства.

Производство включает три разнородных фактора (лат..factor - делающий, производящий). Рассмотрим их в натурально-вещественном виде, который свойственен всякому обществу.

Первый фактор - субъективный, человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые навыки. Отсюда первой созидающей силой является труд. Труд в материальном производстве - это целесообразная деятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей. В этой деятельности на предприятиях участвуют работники разных профессий, а также управленческий персонал, организующий их совместный труд.

Второй фактор - вещественный - средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают полезные блага. В состав средств труда входят естественные условия производственного процесса, например, вода, используемая для хозяйственных целей, и техника - искусственные, созданные человеком средства труда. В свою очередь, они включают орудия труда (инструменты, машины, оборудование, аппараты химического производства и т.п.), благодаря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (производственные здания, каналы, дороги и т.д.).

Третий фактор - тоже вещественный - предмет труда. Это вещь или совокупность вещей, которые человек подвергает обработке с помощью средств труда. Предметы труда также подразделяются на вещество природы, которое не подверглось обработке (например, угольный пласт в шахте, руда в руднике), и на сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (отбитые из пласта уголь и руда, направляемые для дальнейшей переработки).

Все три фактора связываются воедино с помощью технологии. Технология - совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.

Внутреннюю структуру производства можно наглядно представить на рис. 1.3. Все указанные факторы или ресурсы производства в каждый данный момент времени ограничены по отношению к потребностям. Эта ограниченность может быть: абсолютной (ресурсы вообще невозможно увеличить) и относительной (факторы можно умножить, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей).

Первый фактор - число работников - нельзя или почти нельзя быстро увеличить. Ограничителями здесь являются общая численность населения каждой страны и особенно - доля его в составе трудоспособных людей.



Второй фактор - средства труда - в принципе можно увеличивать до необходимых размеров на промышленных предприятиях. Однако срок их создания также ограничен, поскольку несколько лет уходит на создание новых машин, оборудования, зданий и сооружений.

Третий фактор - прежде всего земля и полезные ископаемые - абсолютно ограничены. При этом различают разведанные запасы природных богатств и потенциальные запасы (которые еще недостаточно учтены). Обследования, проведенные в 70-х годах во многих странах, показали, что разведанных запасов нефти, газа и угля может хватить только на несколько десятков лет.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

2 Основные этапы развития экономической теории iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Экономика»
Зарождение экономической теории и основные этапы ее становления. Предмет и функции экономической теории
2 Основные этапы развития экономической теории iconВ аспирантуру по экономической теории
Этапы становления и развития экономической теории. Российская экономическая мысль, ее вклад в мировую экономическую науку
2 Основные этапы развития экономической теории iconВопросы для государственного экзамена (гак) по экономической теории
Этапы становления и развития экономической теории. Российская экономическая мысль, ее вклад в мировую экономическую науку
2 Основные этапы развития экономической теории iconПеречень вопросов к экзамену по дисциплине «экономика»
Исторические этапы развития экономической теории: основные положения меркантилистов, физиократов, английской классической школы
2 Основные этапы развития экономической теории iconДоклад Предмет: «Экономической теории» на тему: «История развития экономической теории»
Экономи́ческая тео́рия — дисциплина экономической науки, представляющая собой её теоретическое и философское основание. Состоит из...
2 Основные этапы развития экономической теории iconТема введение в экономическую теорию
Предыстория и основные этапы становления экономической теории как науки: донаучный этап, меркантилизм, физиократия, классическая...
2 Основные этапы развития экономической теории iconСписок вопросов к междисциплинарному экзамену на степень бакалавра...
Этапы становления и развития экономической теории. Российская экономическая мысль, ее вклад в мировую экономическую науку
2 Основные этапы развития экономической теории iconЧасть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической...
Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Методы экономической науки
2 Основные этапы развития экономической теории iconЧасть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической...
Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Методы экономической науки
2 Основные этапы развития экономической теории iconОсновные этапы развития экономической мысли
Отдельные исследования проводились еще в Древней Греции Ксенофонт, Платон, Аристотеля. Выделилась в качестве самостоятельной науки...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница