План лекции 1 Характеристика инженера-педагога как преподавателя профессионального образования и инженерно-педагогического образования 2 Современное состояние инженерно-педагогического образования


Скачать 120.54 Kb.
НазваниеПлан лекции 1 Характеристика инженера-педагога как преподавателя профессионального образования и инженерно-педагогического образования 2 Современное состояние инженерно-педагогического образования
Дата публикации31.03.2013
Размер120.54 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Экономика > Лекция


Лекция 9.

ИСТОРИЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ

План лекции

9.1 Характеристика инженера-педагога как преподавателя профессионального образования и инженерно-педагогического образования

9.2 Современное состояние инженерно-педагогического образования

9.3 История инженерно-педагогического образования в Украине


9.1 Характеристика инженера-педагога как преподавателя профессионального образования и инженерно-педагогического образования

Термин «инженер-педагог» в Украине используется сегодня в двух значениях. Первое значение - более разговорное, широкое и указывает на преподавателя профессионально ориентированных или специальных дисциплин в системе профессионально-технического образования или высшего образования, которое предоставляют заведения 1-2 уровней аккредитации (техникумы, колледжи). При этом не принципиально для учащихся каких специальностей излагаются указанные дисциплины: технической, медицинской, сельскохозяйственной, экономической отрасли.

Второе понимание термина «инженер-педагог» - как квалификации, дающей ее владельцу право преподавать профессионально ориентированные или специальные дисциплины в системе профессионально-технического образования или высшего образования, которую предоставляют заведения 1-2 уровней аккредитации (техникумы, колледжи) для учащихся специальностей, связанных с промышленной отраслью.

Состояние и развитие инженерно-педагогического образования, т.е. подготовка инженеров-педагогов в первом значении, полностью зависит от того, какие отрасли экономики получили развития и нуждаются в квалифицированных специалистах, а во втором значении инженеров-педагогов - от Государственной политики в отношении производственной отрасли и востребованности в рабочих кадрах.

Несмотря на то, что на современном этапе развития Украины рыночные отношения коснулись всех отраслей экономики, в том числе и образовательной, значительно ускорился процесс поиска и открытия специальностей, в представителях которых в ближайшее время будет или уже есть острая потребность на рынке труда. В этих условиях «инженер-педагог» (во втором значении) не является единственной квалификацией, востребованной временем.

Сегодня все чаще поднимается вопрос о подготовке агрономов-педагогов, программистов-педагогов, дизайнеров-педагогов и т.д. Итак, чтобы проследить основные этапы развития инженерно-педагогического образования, следует за основу взять понимание инженера-педагога в первом варианте, то есть более широкое понятие и рассмотреть его содержание в контексте различных отраслей экономики и разных эпох.

Инженерно-педагогическое образование - это не механическое соединение двух направлений образования, а качественно новый вид знаний, характеризуется взаимопроникновением одной области знаний в другую, тесной и рациональной интеграции психолого-педагогического и инженерно-технического компонентов в подготовке специалиста.

В широком смысле под содержанием инженерно-педагогического образования автор подразумевает содержание целенаправленных процессов воспитания и подготовки будущих инженеров-педагогов; процессов, осуществляемых в соответствующих учебных заведениях и предполагающие «формирование личности, способной к эффективной реализации себя в сфере начального и среднего профессионального образования, к осуществлению всех компонентов интеграционного образовательного процесса, к выполнению полного спектра профессионально-образовательных функций».

В узком смысле содержание образования инженеров-педагогов - это система знаний, умений и навыков, которым должен овладеть будущий преподаватель в процессе его подготовки в высшем инженерно-педагогическом учебном заведении.

9.2 Современное состояние инженерно-педагогического образования

Инженерно-педагогическое образование начало свое существование в России, а впоследствии - и в союзных республиках. Среди его исторических центров можно указать Петроград, Москву, Свердловск. В современной Украине - это Харьков (Украинская инженерно-педагогическая академия).

Из докладов ректора Украинской инженерно-педагогической академии О.Е.Коваленко известно, что сегодня педагогических работников для ПТО и производства в Украине готовят:

Специализированные вузы I-II уровней аккредитации:

1. Киевский профессионально-педагогический колледж.

2. Севастопольский индустриально - педагогический колледж.

3. Донецкий индустриально-педагогический техникум.

4. Коломыйский индустриально-педагогический техникум.

5. Рубежанский индустриально-педагогический техникум.

6. Первомайский индустриально-педагогический техникум.

7. Харьковский индустриально-педагогический техникум.

8. Днепропетровский индустриально-педагогический техникум.

9. Конотопский индустриально-педагогический техникум.

10. Ржищевский индустриально-педагогический техникум.

Вузов III-IV уровней аккредитации:

1. Украинская инженерно-педагогическая академия (УИПА).

2. Крымский государственный инженерно-педагогический университет.

Факультеты технических, аграрных, педагогических вузов III-IV уровней аккредитации.
УИПА является единственным в Украине специализированным высшим учебным заведением, осуществляющим подготовку инженерно-педагогических кадров за 16 направлениям, ведет повышения квалификации педагогических работников профессионально-технических учебных заведений, техникумов, колледжей, учебно-курсовых комбинатов и т.д. Академия одновременно осуществляет научно-методическое руководство и координацию деятельности вузов, имеющих инженерно-педагогические специальности.

При УИПА существует ^ Украинский центр инженерной педагогики, который осуществляет переподготовку и повышение квалификации преподавателей высших технических учебных заведений. При Украинской инженерно-педагогической академии работает Специализированный совет по защите кандидатских диссертаций методического, психологического и машиностроительного направления.

Существует лаборатория по проблемам инженерно-педагогического образования, которая работает совместно с Институтом педагогики и психологии профессионального образования при АПН Украины.

9.3 История инженерно-педагогического образования в Украине

Актуальность проблемы содержания подготовки инженеров-педагогов в Украине во второй половине ХХ в. обусловлена ​​задачей совершенствования этого процесса на современном этапе.

Основные концептуальные положения развития инженерно-педагогического образования разработаны авторским коллективом Украинской инженерно-педагогической академии (УИПА), а именно А. Коваленко, С. Артюх, В. Лобунец, М. Резниченко, А. Тарасюк. В концепции с учетом многолетнего опыта подготовки специалистов этого профиля последовательно изложены цели, задачи и основные направления развития содержания инженерно-педагогического образования в Украине.

На страницах научного сборника «Проблемы инженерно-педагогического образования» рассматривается ряд вопросов относительно совершенствования содержания подготовки будущих специалистов в системе инженерно-педагогического образования.

Так, А. Коваленко, Н. Брюханова, А. Мельниченко выступают за необходимость нового подхода к формированию содержания профессионально-педагогической подготовки студентов инженерно-педагогических специальностей. Этими учеными была разработана концепция совершенствования инженерно-педагогической подготовки. Предложены новые принципы формирования ее содержания и построения соответствующей программы.

Исследование генезиса развития ПТО показывает, что во второй половине ХХ века техникумы и педагогические отделения, составляли систему инженерно-педагогического образования, но не могли обеспечить своими выпусками возрастающую потребность профессиональных учебных заведений в педагогических кадрах (в связи с расширением в послевоенный период их сети). Проблема нехватки кадров преподавателей и мастеров решалась практически за счет производства.

Недостатком такой практики оставалась низкая квалификация и слабая педагогическая подготовка работников, которые были призваны преподавать. Поэтому на протяжении 50-х гг. принимается ряд документов, по которым указывались следующие мероприятия:

  • усиление контроля со стороны администрации учебного заведения за подготовкой и проведением учебных занятий,

  • организация методической помощи и обмена педагогическим опытом, организация изучения педминимума: педагогика, методика производственного обучения и методика воспитательной работы (в объеме программы педагогических училищ)

  • организация учебно-методических кабинетов (НМК) для повышения квалификации и переквалификации кадров.

На вечерних и заочных отделениях было организовано повышение квалификации мастеров производственного обучения при некоторых техникумах (в частности Харьковском и др..).

Согласно закону «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (от 24.12.1958 г.) осуществляется перестройка профессионально-технического образования (ПТО). Вследствие чего ставится задача «организовать подготовку учителей по специальным дисциплинам (по агрономии, животноводству, по технике и т.п.) как в педагогических институтах, так и в специализированных высших учебных заведениях, в зависимости от конкретных условий.

Существующую систему обучения в педагогических институтах дополнить широкой производственной и педагогической практикой. В педагогических институтах надо повышать научно-теоретический уровень преподавания, всесторонне развивать научно-исследовательскую работу.

В некоторых пединститутах с 1956/1957 уч.г. была начата подготовка учителей расширенного профиля: физика и основы производства (электротехника, машиноведение, автотракторный практикум); естествознание (биология, химия) и основы сельского хозяйства и др..

С целью подготовки преподавателей теоретического и производственного обучения уже в июле 1959 г. Минвуз СССР утвердил новые учебные планы педагогических институтов по специальностям: «Физика, электротехника и машиноведение», «Биология и основы сельскохозяйственного производства», «Общетехнические дисциплины и труд» (с 5 -летним сроком обучения).

В 1961 г. в нескольких пединститутах была начата подготовка по профилям: машиноведение, технология материалов и работа в учебных мастерских. В учебном плане на изучение общетехнических и специальных дисциплин отводилось 70% всего учебного времени. Прохождение практикума в учебных мастерских предполагалось на I-III курсах, после чего шла производственная практика в течение шестого семестра в сочетании с вечерним обучением студентов в институте и эксплуатационная практика (V курс) в течение десяти недель.

В содержание подготовки было перенесено изучение (с некоторым упрощением) инженерных дисциплин технических вузов. Методике преподавания общетехнических дисциплин отводилось 160 часов. В результате обеспечивалась широкая общеинженерная подготовка при удовлетворительной практической трудовой и достаточно слабой общепедагогической и методической подготовке.

Из всех общетехнических дисциплин, тесно связанных с производственным обучением, были две - чертежи и общая технология материалов. Умение быстро и правильно читать чертежи, а также графически грамотно передавать свои мысли является одним из важнейших показателей уровня элементарной технической грамотности.

Проанализировав учебные планы 60-х гг. по подготовке учителей, с одной стороны, по специальности математика-черчение на физико-математических факультетах в педвузах, а с другой - по специальности обработка металлов на инженерно-педагогических факультетах (ИПФ) в политехническом институте, можно сделать вывод, что на специальности математика-черчение подготовка по графическим дисциплинам неплохая, но техника очень поверхностна. Таким образом, выпускники этого факультета не могли быть квалифицированными учителями графически и технически грамотными для работы в классах с производственным обучением.

По специальности обработка металлов отметим, что здесь количество часов, отведенных на графические и технические предметы, примерно такая же, как и в техническом вузе. Что касается времени, выделенного на производственную практику, то он даже больше, чем в некоторых технических институтах. Небольшое количество часов, приходящееся на чертеж, не играет в данном случае решающей роли, поскольку в течение пяти лет студенты выполняют курсовые работы и проекты, предусматривающие выполнение соответствующих задач по черчению. Таким образом, выпускники ИПФ были более подготовлены к преподаванию черчения в школах и техникумах.

В 1972 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране», в котором отмечалось, что «уровень теоретических и профессиональных знаний выпускников некоторых вузов не соответствует возросшим требованиям науки и производства ... В отдельных учебных планах, программах и учебниках не находят должного отражения новейшие достижения науки и техники». Вследствие этого кафедрами пединститутов страны были предприняты попытки теоретически обосновать содержание политехнической подготовки и способы совершенствования.

В начале 70-х гг. Госпланом, Минвузом СССР и Советам Министров союзных республик поручено разработать план подготовки инженерно-педагогических работников для учебных заведений системы ПТО в количестве и по специальностям, которые отвечают потребностям этой системы. Согласно постановлению «О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования» (от 23.06. 1972 г.) организуется подготовка инженеров-педагогов по новым специальностям. Анализ одного из первых учебных планов подготовки инженеров-преподавателей показал, что в основе разработки учебных планов лежал аддитивный принцип: к традиционному содержания подготовки инженера той или иной отрасли добавлялись дисциплины психолого-педагогического цикла. Это указывает на то, что была недостаточно учтена специфика инженерно-педагогической деятельности.

Так, согласно типовым учебным планом по специальности 1516 «Сельское хозяйство» бюджет основного учебного времени составлял 4950 год. На изучение:

  • общеобразовательных (включая общественно-политические) дисциплин отводилось 26,2% основного времени;

  • общетехнических - 18%,

  • специальных предметов - 30,8%.

  • психолого-педагогического цикла - 428 часов. (8,6%):

  • введение в специальность - 36 час.,

  • психологию - 90 час.,

  • педагогику и ее историю - 94 час.,

  • технические средства обучения - 76 час.,

  • методику преподавания спецдисциплин - 132 час.

В 1977 г. Государственный комитет по труду и занятости утверждает квалификационные характеристики должностей руководящих и инженерно-педагогических работников, занятых в системе профтехобразования. Это способствовало упорядочению номенклатуры специальностей, по которым проводилась подготовка инженеров-педагогов.

После выпуска первых специалистов инженерно-педагогичного профиля с высшим образованием в 1976 - 1977 гг учебные планы подготовки по специальностям 0577 - «машиностроение», 0315 - «электроэнергетика», 1219 - «строительство» пересматриваются с целью улучшения содержания обучения инженеров-педагогов, установка оптимального соотношения специальной, психолого-педагогической и общенаучной подготовки.

В результате в 1978-1979 гг утверждаются новые учебные планы по специальностям 0577, 0315, 1219, где было указано две квалификации специалистов, которые готовятся. Так, в типовом учебном плане (второго поколения) по специальности 0577 - «машиностроение», утвержденном Минвузом 15.11.1979 г., указано:

1) инженер-преподаватель машиностроительных дисциплин,

2) инженер профессионального обучения машиностроительного профиля.

По сравнению с планами первого поколения в планах второго поколения сократился общий объем учебного времени с 5040 до 4848 год. Количество обязательных учебных дисциплин уменьшилась с 49 до 33, поскольку некоторые из них были объединены (например, детали машин и подъемно-транспортные устройства; начертательная геометрия и техническое черчение), а другие переведены в состав факультативных предметов (патентоведение, логика и др..).

Бюджет учебного времени, отведенного на изучение психолого-педагогического цикла, почти остался тем же. Однако внутри цикла произошло перераспределение часов, в частности, на 60 час. увеличилось время, отведенное на изучение технических средств обучения (ТСО) с впервые включенным в учебный план программируемым обучением.
ЛИТЕРАТУРА

1. Жученко А. А. Профессионально-педагогическое образование России: Организация и содержание / А. А. Жученко, Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко. – Екатеринбург : Издво Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. – 234 с.

2. Концепція розвитку інженерно-педагогічної освіти в Україні: проект / Укр. інж.— пед. академія ; кер. авт. кол. О. Е. Коваленко. – Х. : Б.в., 2004. – 19 с.

3. Брюханова Н. О. Способи удосконалення змісту педагогічної підготовки майбутніх інженерів-педагогів / Н. О. Брюханова // Проблеми інженерно-педагогічної освіти : збірник. – 2005. – № 11. – С. 10 – 78.

4. История инженерно-педагогического образования : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. П. Ф. Кубрушко, Л. З. Тенчуриной. –М. : Изд-во Моск. ин-та инж. с.-х. пр-ва, 1990. – 104 с.

5. Кубрушко П. Ф. Идея объектной и деятельностной детерминант в теории структуры содержания профессиональнопедагогического образования / П. Ф. Кубрушко, Е. Н. Козленкова // Проблеми інженерно-педагогічної освіти : збірник. – 2003. – № 4. – С. 5 – 8.

6. Трудовые резервы : сб. офиц. материалов. – М. : Красн. Пролетарий, 1950. – 376 с.

7. Про зміцнення зв’язку школи з життям і про дальший розвиток системи народної освіти в країні : тези ЦК КПРС і ради Міністрів СРСР // Рад. шк. – 1958. – № 11. – С. 3 – 23.

8. Гусев В. И. Совершенствование содержания политехнической подготовки учителя труда в пединституте / В. И. Гусев. – Киев : Вища шк., 1988. – 129 с.

9. Хрєннікова В. Є. Про підготовку вчителів креслення / В. Є. Хреннікова // Рад. шк. — 1960. – № 11. – С. 74 – 77.

10. О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране: Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР : справочник партийного работника. – М., 1984.

11. Рекомендации Всесоюзного совещания-семинара «Дальнейшее совершенствование подготовки учителей общетехнических дисциплин в свете требований ХХVI съезда КПСС», (г. Кривой Рог, 19–20 дек. 1984 г.). — Кривой Рог : Б. и., 1985. – 5 с.

12. Бухалов Б. И. Совершенствование підготовки учителей трудового обучения / Б. И. Бухалов, Я. А. Ваграменко, Ю. Г. Круглов // Школа и производство. – 1986. – № 12. – С. 54 – 56.

13. Перегудов Ф. И. Перестройка профессиональной школы / Ф. И. Перегудов // Сред. спец. образование. – 1990. – № 3. – С. 2 – 5.



Похожие:

План лекции 1 Характеристика инженера-педагога как преподавателя профессионального образования и инженерно-педагогического образования 2 Современное состояние инженерно-педагогического образования iconИнструкция о мерах пожарной безопасности на объектах Санкт-Петербургской...
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская...
План лекции 1 Характеристика инженера-педагога как преподавателя профессионального образования и инженерно-педагогического образования 2 Современное состояние инженерно-педагогического образования iconПлан лекции: Предмет и задачи психологии профессионального образования...
Выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения...
План лекции 1 Характеристика инженера-педагога как преподавателя профессионального образования и инженерно-педагогического образования 2 Современное состояние инженерно-педагогического образования iconУчреждение Российской академии образования
Вас принять участие в ежегодной VIII международной научно-практической конференции «Личностно-профессиональное развитие педагога:...
План лекции 1 Характеристика инженера-педагога как преподавателя профессионального образования и инженерно-педагогического образования 2 Современное состояние инженерно-педагогического образования iconВысшего профессионального образования камская государственная инженерно -экономическая

План лекции 1 Характеристика инженера-педагога как преподавателя профессионального образования и инженерно-педагогического образования 2 Современное состояние инженерно-педагогического образования iconПлан лекции 1 История профессионального образования в США 2 История...
Америке. Вклад этого колледжа в историю американского образования огромен. Он не только обучал студентов, но издавал и учебную литературу...
План лекции 1 Характеристика инженера-педагога как преподавателя профессионального образования и инженерно-педагогического образования 2 Современное состояние инженерно-педагогического образования iconСанкт-петербургский государственный инженерно-экономический
...
План лекции 1 Характеристика инженера-педагога как преподавателя профессионального образования и инженерно-педагогического образования 2 Современное состояние инженерно-педагогического образования iconПлан лекции: 1 Введение в историю профессионального образования 2...
Но историко-педагогическое осмысление современной теории и практики образования – весьма сложная задача, поскольку для верной ее...
План лекции 1 Характеристика инженера-педагога как преподавателя профессионального образования и инженерно-педагогического образования 2 Современное состояние инженерно-педагогического образования iconПлан лекции: Особенности дополнительного профессионального образования...
Торая включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку и самообразование. Оно занимает наиболее...
План лекции 1 Характеристика инженера-педагога как преподавателя профессионального образования и инженерно-педагогического образования 2 Современное состояние инженерно-педагогического образования iconОбщая инструкция по охране труда в Санкт-Петербургской академии постдипломного...
Инструкция предназначена для использования в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
План лекции 1 Характеристика инженера-педагога как преподавателя профессионального образования и инженерно-педагогического образования 2 Современное состояние инженерно-педагогического образования iconПлан лекции 1 Зарождение профессионального образования в Украине...
Великокняжей Украины-Руси, развились и приобрели новые формы со времен Казацкого государства это открытость к миру, европейская ориентация,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница