Правовые основы доходов и расходов бюджетов РФ


Скачать 144.14 Kb.
НазваниеПравовые основы доходов и расходов бюджетов РФ
Дата публикации04.07.2013
Размер144.14 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Экономика > Лекция
ЛЕКЦИЯ № 5

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ РФ


Структурными составляющими элементами бюджета является его доходная и расходная часть.

Все доходы и расходы бюджетной системы распределяются между бюджетами разных уровней и видов.

Законодательство устанавливает единую для бюджетов всех уровней классификацию доходов и расходов, что обеспечивает сопоставимость их показателей.

Бюджетная классификация- группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Впервые в России бюджетная классификация утверждена ФЗ от 15.08.96 «О бюджетной классификации РФ».

  1. Доходы бюджетной системы- это

Часть финансовых ресурсов гос-ва или муниципального образования в виде строго определенных нормами бюджетного права экономических отношений по поводу поступления денежных средств в бюджет с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей.
Доходы классифицируются по следующим признакам:

  1. по социально-экономическому признаку:

- доходы от юридических лиц различных форм собственности

- доходы от гос. угодий и имущества

- доходы от гос. предпринимательской и внешнеэкономической деятельности

- поступления от личных доходов граждан
^ 2) в зависимости от права собственности:

- собственные (ст. 47 БК РФ)

------ налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соот-вии с бюджетным закон-вом

------ неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соот-вии с законно-вом РФ

------ доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федер. фонда компенсаций или региональных фондов компенсаций.

- заемные – используются для привлечения доп. Средств – ссуды, гос. или местные займы, банковские кредиты

^ Долговые обязательства гос-ва или муниц. Образования могут быть:

А) краткосрочными (до одного года)

Б) среднесрочными (от одного года до пяти)

В) долгосрочными (от 5 до 30 лет)
3) по юридическим формам: налоговые и неналоговые

- налоговые: предусмотренные закон-вом налоги всех уровней, а также пени и штрафы

- неналоговые (ст. 41 БК РФ)- :

- доходы от использования гос. и муниц. Имущества

- платные услуги, оказываемые гос-ми, муниц-ными органами и бюджетными учреждениями

- средства, полученные вследствие применения мер финансовой, гражданско-правовой, административной и уголовной ответ-ти (штрафы, конфискации, компенсации)

- доходы в виде финан. Помощи и бюджетных ссуд и инфе неналоговые доходы


  1. от порядка зачисления в бюджет: закрепленные доходы и регулирующие доходы

- закрепленные доходы бюджетов – доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной основе закреплены за соответствующим бюджетом

- регулирующие доходы бюджета – виды доходов, которые передаются в бюджет субъекта РФ или муниципального образования в целях сбалансированности его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от них на основании решений вышестоящих органов власти по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на очередной финансовый год.

Для регулирования бюджета помимо процентных отчислений от сумм каких-либо видов доходов, применяется и иной метод: оказание прямой финансовой помощи в виде: дотаций, субвенций, субсидий, создания фондов финансовой поддержки субъектов и муниц. Образований, бюджетных кредитов.
ДОТАЦИЯ – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозвратной и безвозмездной основе. Дотация предоставляется в случаях, если закрепленных и регулирующих доходных источников недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. (нецелевое использование)
СУБВЕНЦИЯ – денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в бюджеты субъектов Федерации и муниц. Образований для определенных целевых расходов. (целевое использование). Предоставляются также как и дотации на основе решений представительных органов.
СУБСИДИИ – денежные средства, выделенные из вышестоящего бюджета для финансирования целевых расходов на условиях долевого участия.

Субвенции и субсидии подлежат возврату в случае их нецелевого использования, а также неиспользования в установленные сроки.
В целях оказания фин. помощи создаются:

- в федеральном бюджете – Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования соц. Расходов, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных финансов

- в бюджетах субъектов Федерации – фонды финансовой поддержки муниципальных образований
БЮДЖЕТНЫЙ КРЕДИТ – предоставление средств другому бюджету для финансирования бюджетных расходов на возвратной и возмездной основе.
Каждый вид бюджетов имеет вои источники доходов, перечень которых определен БК РФ.


  1. Расходы бюджетной системы – это

Система перераспределения включаемых в доходы бюджетов денежных средств, направляемых на финансовое обеспечение деятельности гос-ва и муниц. Образований.
Согласно функциональной классификации расходы делятся на:

  1. расходы на гос. управление и местное самоуправление

  2. расходы на судебную власть

  3. расходы на национальную оборону

  4. расходы на образование

  5. расходы на здравоохранение и т.д.


Согласно экономической классификации расходы делятся на:

  1. текущие расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов гос. власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание гос. поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование

В группу «Текущие расходы» включаются следующие подгруппы:

- закупка товаров и оплата услуг

- выплата процентов по гос. долгу РФ и субъектов Федерации, долгу муниципальных образований

- субсидии, субвенции и текущие трансферты

- оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.

  1. капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность.

- капитальные вложения в основные фонды

- создание гос. запасов и резервов

- приобретение земли, нематериальных и других активов

- капитальные трансферты

Дефицит бюджета (ст.92 БК РФ) – превышение расходов бюджета над его доходами

Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.

Бюджетный дефицит может образоваться в результате следующих причин:

1) чрезвычайная ситуация в стране: война, крупное стихийное бедствие

2) подъем экономики не определенном этапе развития общественных отношений, следствием чего является превышение расходов над доходами. В этом случае дефицит бюджета финансирует прогрессивные сдвиги в экономике, поэтому не считается отрицательным явлением

3) экономический и политический кризис. Как правило, это происходит из-за эмиссии денег, продажи облигаций гос. займа, гос. ценных бумаг. В этом случае дефицит – явление кризисное, отражает невозможность правительства контролировать полит. и финансовую обстановку в стране.
Положение в стране считается контролируемым при бюджетном дефиците 2-5%.

Бюджетный дефицит неминуемо ведет к росту внутреннего и внешнего долга страны.
В случаях, когда закон о бюджете на очередной финансовый год предусматривает дефицит бюджета, в указанном законе должны устанавливаться и источники замещающего финансирования такого превышения.
Источниками финансирования бюджетного дефицита могут быть:

- кредиты банков

- гос. внутренние займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг

- бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней и др. внутренние источники

По федеральному бюджету могут быть использованы и другие источники:

- гос. займы в иностранной валюте

- кредиты иностранных правительств, банков и фирм

- кредиты международных финанс. Организаций в иностран. валюте
Начиная с 2004 г. В федеральном бюджете на основании ФЗ от 23.12.03 предусмотрено образование Стабилизационного фонда РФ.

Названный фонд формируется за счет превышения цены на нефть над базовой ценой (20$ за один баррель) и должен использоваться в целях сбалансированности бюджета (для покрытия дефицита) при снижении цены на нефть ниже базовой.

В расходной части бюджетов всех уровней создаются резервные фонды гос. органов исполнит. власти и органов местного самоуправления.

Запрещено создавать резервные фонды законод. Органов и депутатов закон. Органов.

Эти фонды предназначены для финансирования непредвиденных расходов, в т.ч. по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций в текущем году.

В федеральном бюджете помимо резервного фонда Правительства РФ, образуется резервный фонд Президента РФ.


Предельная величина дефицита федер. бюджета определяется как сумма общего объема бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание гос. долга

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5% объема доходов без учета фин. помощи из федер. бюджета

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3% объема доходов без учета фин. помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ

Согласно ст. 69 БК РФ предоставление бюджетных средств осущ-ся в следующих формах:

  1. ассигнований на содержание бюджетных учреждений

  2. средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физ и юр. Лицами по гос. или муниципальным контрактам

  3. трансфертов населению, включая ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению (пенсии, стипендии, пособия)

  4. ассигнований на осущ-ние отдельных гос. полномочий, передаваемых на другие уровни власти

  5. ассигнований на компенсацию доп. Расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос. власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов

  6. бюджетных кредитов юр лицам ( в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и др. обязательств)

  7. субвенций и субсидий физ и юр лицам

  8. инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юр лиц

  9. межбюджетных трансфертов (ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней или гос. внебюджетным фондам)

  10. кредитов и займов внутри страны за счет гос внешних заимствований

  11. кредитов иностранным государствам

  12. Средств на обслуживание долговых обязательств, в т.ч гос или муниципальных гарантий


Дома просмотреть ст. 70 – расходы бюджетных учреждений,



ЛЕКЦИЯ 6.
^

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС



Согласно ст.6 БК

Бюджетный процесс – это регламентируемая правовыми нормами деятельность органов гос. власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов гос. внебюдж. Фондов, утверждению и исполнению бюджетов и гос. внебюдж. Фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджет составляется на один финанс. Год и длится с 01.01 по 31.12.

Деятельность гос. органов и органов местного самоуправл-я от начала составления проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении занимает около трех лет. Этот срок именуется бюджетным циклом.

Бюджетный процесс строится на определенных принципах:

- ежегодность

– бюджеты всех уровней составляются по единой бюджетной классификации

Участниками бюджетного процесса являются:

  1. Президент РФ

  2. Органы законодател (представит) власти

  3. Органы исполнит власти (высшие должностные лица субъектов РФ, галвы местного самоуправления, финансовые органы)

  4. Органы денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ)

  5. Органы денежно-кредитного контроля

  6. Органы гос. и муницип. Фин. контроля

  7. Гос. внебюдж. Фонды

  8. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств

  9. Получатели бюджетных средств (бюджетные учреждения, гос. и муницип. Унитарные предприятия)

  10. Кредитные организации


Главным распорядителем средств федерального бюджета яв-ся орган гос. власти РФ, имеющий право распределять средства федера. Бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов фед. Бюджета

(- орган гос. власти субъекта РФ,

- орган мастного самоуправления,

- бюджетное учреждение, имеющее право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъектов РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соот-щего бюджета)

Обязанности главного распорядителя:

- утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных организаций

- составление бюджетной росписи

- распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств

- исполнение соответствующей части бюджета

- имеет право вносить изменения в утвержденную смету в части распределения средств между ее статьями

- контролирует целевое использование бюджет. Средств
^ Распорядители бюджетных средств – органы гос. власти или органы местного самоуправления, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств


Обязанности:
- составление бюджетной росписи

- распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям

- утверждение сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений

- контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями

- несут ответственность за целевое использование бюджетных средств выделенных в их распоряжение
Бюджетный процесс состоит из 4 стадий:

  1. составление проекта бюджета

  2. рассмотрение и утверждение бюджета

  3. исполнение бюджета

  4. составление и утверждение отчета об исполнении бюджета


1-я стадия: составление проекта бюджета - чему предшествует разработка планов и прогнозов развития территории и целевых программ РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов.
^ Исходной базой для разработки проекта фед. бюджета яв-ся

  1. Послание Президента Федеральному Собранию не позднее марта

  2. Непосредственное составление проекта фед. Бюджета осущ-ся Минфином (перспективный финансовый план на 3 года,) и Министерство эконом. Развития и торговли РФ - прогноз социально-экономического развития РФ на очередной год

  3. Отчет об исполнеии фед бюджета в отчетном году и основные показатели ожидаемого исполнения фед. Бюджета в текущем году

4) Правительство организует работу по составлению бюджета – согласовываются показатели проекта фед. Бюджета .Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

  1. Несогласованные вопросы подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, которую возглавляет министр финансов.

Разработка и согласование фед. Бюджета завершается не позднее 15 июля.

Составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. В определенные сроки составляются прогнозы социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную проработку и согласование показателей социально-экономического развития и контрольных цифр федерального бюджета.

Правительство РФ одновременно с организацией работы по составлению федерального бюджета организует работу по доведению в определенные сроки до представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах (минимальных) или их изменениях.

Исполн. органы власти субъектов РФ в установленные представ. органами власти сроки, исходя из необходимости утверждения бюджетов до начала финансового года, доводят до представ. органов власти нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов, в том числе социальные и финансовые нормы и нормативы их изменения, включая нормы и нормативы, утвержденные вышестоящим органом представ. власти.

В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов местных бюджетов или бюджетов субъектов Федерации соответствующий исполнительный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный орган (исполнительные органы власти субъектов Федерации - в Правительство РФ) необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов, а также данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.

Завершается данная стадия тем, что не позднее 26 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы, предоставленные Министерством финансов РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.
2. Вторая стадия бюджетного процесса - это рассмотрение и утверждение бюджета.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов: о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ; о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год - до 1 августа.

После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной Думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального Собрания РФ, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях.

^ В первом чтении проект рассматривается в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете Государственная Дума может: передать указанный проект в согласительную комиссию, включающую представителей Думы, Совета Федерации и Правительства; вернуть указанный проект в Правительство РФ на доработку на срок до 20 дней; поставить вопрос о доверии Правительству РФ (ст. 196, 198-204 БК РФ).

^ Во втором чтении Государственная Дума рассматривает законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении (ст. 205 БК РФ).

В третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ и главными распорядителями средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации, а также расходы по иным программам. В третьем чтении законопроект рассматривается в течение 25 дней со дня его принятия во втором чтении (ст. 206 БК РФ).

^ В четвертом чтении Государственная Дума рассматривает законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в третьем чтении. При рассмотрении в четвертом чтении законопроект голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается. Федеральный закон должен быть принят Государственной Думой до 1 декабря текущего года (ст. 207 БК РФ).

Принятый федеральный закон о федеральном бюджете в течение пяти дней со дня принятия передается на обязательное рассмотрение в Совет Федерации, которое длится 14 дней. В течение пяти дней со дня одобрения Советом Федерации федеральный закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (ст. 208-210 БК РФ).

3. Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета. В настоящее время устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.

Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (гл. 24, 25 БК РФ).

Исполнение федерального бюджета и иных бюджетов завершается 31 декабря.

4. Четвертой, завершающей, стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности.

На основании данного распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам. Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных бюджетных учреждений (гл. 27 БК РФ).

БК РФ закрепил положение о том, что ежегодно, не позднее 1 июня текущего года, Правительство РФ представляет в Гос. Думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета и составляет заключение, которое направляется в Гос. Думу.

Гос. Дума рассматривает представленный Правительством РФ отчет в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета Дума заслушивает доклады об исполнении федерального бюджета руководителей Федерального казначейства и министра финансов, а также доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства и заключение Председателя Счетной палаты РФ.

По итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета. На всех стадиях бюджетного процесса должен осуществляться государственный и муниципальный финансовый контроль (гл. 26 БК РФ).

Похожие:

Правовые основы доходов и расходов бюджетов РФ iconКонспект лекций по дисциплине «Контроллинг» семестровий модуль 1
«завтра»). Другими словами бюджетирование (англ. Budgeting) – это система разработки плановых значений активов, обязательств, собственного...
Правовые основы доходов и расходов бюджетов РФ iconПрактическая работа 1-2 по дисциплине «Основы предпринимательства»...
...
Правовые основы доходов и расходов бюджетов РФ icon (от англ budget сумка, кошелек) это смета доходов и расходов государства...
Государственный бюджет (от англ budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени,...
Правовые основы доходов и расходов бюджетов РФ iconТесты по дисциплине Бюджет и Бюджетная система Состав бюджетной системы государства зависит от
Виды расходов, финансируемых исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации
Правовые основы доходов и расходов бюджетов РФ iconСтатья 1
Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической...
Правовые основы доходов и расходов бюджетов РФ iconНалог на прибыль организаций
Классификация доходов и расходов, учитываемых для целей налогообложения (формирование налогооблагаемой прибыли)
Правовые основы доходов и расходов бюджетов РФ iconПрограмма обучения «Школа молодежного предпринимательства»
Финансовый менеджмент: Планирование доходов и расходов. Прогноз движения денежных средств
Правовые основы доходов и расходов бюджетов РФ icon3. Функции денег (занятие 2)
Сбережения – часть денежных доходов населения, отвлекаемая от расходов в настоящем периоде в пользу будущего
Правовые основы доходов и расходов бюджетов РФ icon9. Литература 17
Финансовый план организации представляет собой баланс доходов и расходов, в котором в стоимостном выражении отражаются все стороны...
Правовые основы доходов и расходов бюджетов РФ iconНормативные правовые акты и литература для подготовки к итоговому...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница