Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление маркетингом»


НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Управление маркетингом»
страница1/5
Дата публикации05.03.2013
Размер0.53 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
userdocs.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)
УТВЕРЖДАЮ:

Директор РОАТ

______________Апатцев В.И.

«_____»_____________2011 г.
Кафедра: «Экономическая теория»

Автор: к.э.н., доц. Золотарева В.П.

Касымова Д.М.
Учебно-методический комплекс по дисциплине
«Управление маркетингом»
для студентов специальности

080111 «Маркетинг»

Утверждено на заседании Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии кафедры

РОАТ

Протокол № ____4____ Протокол № ___11____

«01» ___07___ 2011г. «25» ____06___ 2011г.

Председатель УМК___________ Зав кафедрой____________

А.В. Горелик Т.М. Степанян

Москва 2011г.
Автор – составитель:

Золотарева В.П., к.э.н., доцент

ст. преподаватель Касымова Д.М.

Дисциплина входит в цикл специальных дисциплин.

Является обязательной для изучения.
^ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
^ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Выпускающая кафедра «Экономическая теория» Директор РОАТ

Зав. кафедрой_____________Степанян Т.М. _____________Апатцев В.И. «____»_______________2011 г. «_____»_____________2011 г.

Кафедра: «Экономическая теория»

Автор: к.э.н., доц. Золотарева В.П.

Касымова Д.М.

Рабочая учебная программа по дисциплине
«Управление маркетингом»
для студентов специальности

080111 «Маркетинг»


Утверждено на заседании Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии кафедры

РОАТ

Протокол № ____4____ Протокол № ___11____

«01» ___07___ 2011г. «25» ____06___ 2011г.

Председатель УМК___________ Зав кафедрой____________

А.В. Горелик Т.М. Степанян

Москва 2011г.

Курс - 5

Всего часов – 250 час.

Лекционные занятия – 24 час.

Практические (семинарские) занятия - 16 час.

Самостоятельная работа - 210 час.

Экзамен- 5 курс


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки маркетологов по специальности 080111 «Маркетинг» - (М).
Составитель - к.э.н., доцент В.П. Золотарева, Д.М. Касымова.


^ 1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Цель изучения дисциплины «Управление маркетингом» - дать будущим специалистам теоретические и практические знания по управлению маркетингом, использованию корпоративных и продуктовых стратегий, а также инструментов маркетинга в практике хозяйственной деятельности предпринимательских организаций.

^ 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Изучив дисциплину, студент должен:

2.1. Иметь представление о маркетинге, как открытой системе управления и ее функциональных связях, обладать знаниями о стратегиях и параметрах комплекса маркетинга.

2.2. Знать и уметь использовать управление маркетингом на корпоративном, функциональном и инструментальном уровнях, свободно
ориентироваться в выработке альтернатив корпоративной стратегии
фирмы.
^ 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ.


Вид учебной работы

Всего часов 5 курс

Общая трудоемкость дисциплины

250

Лекции

24

Практические занятия

16

Самостоятельная работа

210

Вид итогового контроля

Курсовая работа Экзамен


^ 4.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 4.1.Разделы дисциплины и виды занятий


Раздел дисциплины

Лекции

Практ.

занятия

Раздел 1. Теоретические основы и принципы

управления маркетингом. Маркетинг как

интегрирующая функция управления

организацией. Принципы управления

маркетингом. Формирование структур

управления. Технология процесса управления

маркетингом.

8

4

Раздел 2. Управление маркетингом на

корпоративном уровне. Содержания и

структура стратегического управления фирмой.

Миссия и цели фирмы. Анализ внешней сферы

фирмы. Выработка альтернатив корпоративной

стратегии фирмы.


8


4

Раздел 3. Управление маркетингом на

функциональном уровне. Стратегии выбора

целевого рынка. Стратегия позиционирования.

Стратегия существования товара.



4



4


Раздел 4. Управление маркетингом на

инструментальном уровне: маркетинг - микс.

Продуктовая стратегия маркетинга. Стратегия

распределения. Стратегия продвижения товара.



4





4

^ 5. СОДЕРЖАНИЯ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ.

Раздел 1. Теоретические основы и принципы управления маркетингом.

  1. Маркетинг как интегрирующая функция, управления организацией.
    Содержание и три последовательных этапа системы управления.
    Массовое производство. Массовый сбыт. Постиндустриальный период.
    Современный период развития бизнеса. Концепция продукта в
    управлении маркетингом. Марка продукта. Имидж продукта. Реализация
    концепции жизненного цикла товара. Продуктовые стратегии.




  1. ^ Принципы управления маркетингом.

Технология управления. Цель управления маркетингом. Стратегия управления маркетингом. Тактика управления маркетингом. Ценностно-ориентированные принципы управления маркетингом. Принципы управленческого риска. Концептуально регулирующие принципы. Принципы тактического анализа и проектирования.
^ 1.3. Формирование структур управления маркетингом.

Содержание понятия организация. Коммерческие организации. Некоммерческие организации. Специализация работ в организации. Специфичность менеджмента организации. Организация как технико-экономическая и социальная система. Выбор механистического или органического подходов в проектировании и управлении организацией. Типизация фирм малого бизнеса. Зависимость структуры управления маркетингом от специализации фирмы.
^ 1.4. Технология процесса управления маркетингом.

Разработка стратегии маркетинга. Результат технологических операций управления маркетингом. Элементы технологии процесса управления маркетингом. Методы стратегического анализа в управлении маркетингом. Методы сбора и обработки информации по управлению маркетингом. Математическая модель объекта. Динамические, статистические модели. Принятие решений в управлении маркетингом.
^ РАЗДЕЛ 2. УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ НА КОРПОРАТИВНОМ УРОВНЕ.

2.1. Содержание и структура стратегического управления фирмой. Состояние внутренней и внешней сред фирмы. Содержание стратегического управления фирмой. Стратегический потенциал фирмы. Эволюция фирмы в рыночной среде. Основные сравнительные характеристики оперативного и стратегического управления. Стратегическая единица бизнеса идентификация стратегических единиц бизнеса. Корпоративный портфель бизнесов. Корпоративная стратегия, функциональная (маркетинговая) стратегия.
^ 2.2. Миссия и цели фирмы.

Выбор объекта управления. Миссия фирмы. Предназначение фирмы. Группы людей, связанных с деятельностью фирмы. Ориентир деятельности фирмы. Цели «стратегического треугольника». Персонал по достижению цели фирмы. Стратегическая цель предпринимательской деятельности. Целевые конфликты. Оценка и анализ внутреннего потенциала фирмы. Организационная культура фирмы. Внутренняя среда (микросреда) маркетинга. Объективная культура. Корпоративная организация. Индивидуальная организация. Способ организации процесса управления и процесса производства.
^ 2.3. Анализ внешней среды фирмы.

Маркетинговый анализ внешней среды фирмы. Анализ внешней среды прямого воздействия. Предварительная оценка рынка фирмы. Выявление доминирующей модели рынка. Входные и выходные барьеры рынка. Оценка рыночных конкурентных сил. Анализ внешней среды косвенного воздействия. Оценка сильных и слабых сторон конкурентов. Анализ конкурентных преимуществ фирмы. Выбор стратегических целевых параметров деятельности фирмы.
^ РАЗДЕЛ 3. УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ.

3.1. Стратегии выбора целевого рынка.

Функциональные маркетинговые стратегии. Стратегия сегментирования рынка. Параметры сегментации. Целесообразность использования основных принципов сегментации рынка. Выбор целевого рынка. Стратегия дифференцированного маркетинга.
^ 3.2. Стратегия позиционирования.

Определение предпочтений потребителей. Карты позиционирования. Методы дифференциации в конкурентной среде. Целевой сегмент.
^ 3.3. Стратегия существования товара.

Инструментальные стратегии ценообразования. Стратегия существования товара (марки) на рынке. Концепция маркетинга - микс.
^ РАЗДЕЛ 4. УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ НА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ УРОВНЕ:

МАРКЕТИНГ - МИКС.

4.1. Продуктовая стратегия маркетинга.

Индивидуальный комплекс сопровождения товара (услуги). Товарная

политика фирмы. Два уровня политики фирмы в отношении конкретной

товарной линии. Матричный портфельный анализ. Методы оценки

продуктового портфеля фирмы. Критерий «рыночная привлекательность».

Недостатки портфельного анализа. Товарные стратегии. Решение о новом

товаре. Изменение товарной линии. Понятие марки. Стратегия

мультимаркировки. Стратегия смешанной маркировки.
^ 4.2. Ценовые стратегии маркетинга.

Рыночные цели ценообразования. Текущее положение цен. Ценность товара. Ранжирование цен. Скидки. Дифференцирование цены. Психологические аспекты ценообразования. Анализ безубыточности.
^ 4.3. Стратегия распределения.

Каналы распределения. Функции распределения. Уровень канала. Протяженность канала. Цели распределения. Взаимосвязь инвестиционных целей фирмы и целей распределения. Определение интенсивности охвата потребителей. Определение протяженности канала распределения. Выбор организационной формы канала. Корпоративная и договорная ВМС.
^ 4.4. Стратегия продвижения товара.

Суть коммуникаций. Поведение потребителя. Комплексная модель принятия решения потребителя. Задачи и инструменты продвижения. Персональные продажи. Определение бюджета продвижения. Предварительный бюджет компании.

^ 6. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ


  1. Маркетинг как динамический процесс.

  2. Планирование маркетинга.

  3. Планы и программы управления товаром и товаро-движением.

  4. Планы и программы управления коммуникациями и продвижением.

  5. Организация службы маркетинга на предприятии.

  6. Модель антикризисного управления персоналом.

  7. Конроллинг, мониторинг, контроль и аудит.

  8. Анализ и оценка качества и эффективности маркетинга.

  9. Управление маркетинговыми исследованиями.

  10. Менеджмент персонала.

11 .Поведение покупателя.

12.Информация в маркетинге.

13.Выбор целевого рынка.

14.Товарная политика фирмы.

15.Ценовая политика фирмы.

16.Сбытовая политика фирмы.

17.Коммуникационная политика фирмы.

18.Управление маркетингом.

19.Эволюция маркетинга.

20.Стратегическое и оперативное планирование маркетинга.

^ 7. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОМ»
1. Почему производитель должен изучать структуру потребностей потребителя?

2. Каким образом новизна товара будет влиять на его цену?

3. Почему фирма, стремящаяся к увеличению объема сбыта своей продукции, желает завоевать клиента своих конкурентов и каким образом этого можно достичь?

4. Почему при наличии потребности в товаре не все стремятся покупать его?

5. Сформулируйте определение «продуктовый портфель фирмы».

6. Приведите примеры по экспертно-аналитическому и рефлективному анализу конкурентного поведения фирмы на рынке.

7. Объясните разницу между стратегией и тактикой управления маркетингом.

  1. Сформулируйте определение понятия «организация» как объект управления.

  2. В чем заключаются основные отличия между коммерческими и некоммерческими организациями?

  3. Определите функциональные связи маркетинга во внутренней среде организации.

  4. Укажите место и роль маркетинговой службы в системе управления маркетингом.

12. Перечислите сферы применения функциональной и товарной организационных структур управления службой маркетинга.

13. Назовите сильные и слабые стороны крупной корпорации с позиций управления маркетингом.

  1. Дайте определение понятию «коэффициент централизации управления маркетингом».

  2. В чем заключается сущность экономического подхода, оказывающего влияние на модель покупательского поведения?

16. Охарактеризуйте специфику психологических факторов покупательского поведения: мотивации, восприятия, установки, убеждения.

17. Выберите вариант ответа «да» или «нет» для каждого из нижеперечисленных утверждений:

— покупательское поведение совсем не зависит от деятельности фирмы;

— экономический подход предполагает, что поведение покупателя рационально, и он руководствуется личными представлениями о максимальной полезности покупаемых товаров;

— закон максимизации полезности заключается в том, что с каждой новой единицей приобретаемого товара полезность уменьшается.

  1. Назовите основные виды маркетинговых коммуникаций.

  2. Назовите виды и разновидности трендов.

  3. Раскройте содержание понятия «технология управления маркетингом».

  4. Дайте определение понятию «стратегическое управление».

  5. В чем заключаются основные отличия в стратегическом и оперативном управлении маркетингом?

  6. Перечислите виды рисков.

  7. В чем заключаются формы проявления кредитного и инвестиционного рисков при управлении маркетингом?

  8. Назовите виды конкурентных стратегий.

  9. Опишите конкретные действия фирмы по защите своих конкурентных преимуществ и предложите последовательность маркетинговых мероприятий.

  10. Что такое цикл разработки и реализации маркетинговой стратегии?

  11. С какой целью фирма проводит сегментирование рынка?

29. Перечислите критерии оценки сегмента рынка.

30. Какое из нижеперечисленных утверждений неверно:

  • сегментирование рынка означает его деление на однородные группы
    потребителей;

  • сегментирование — это логическое следствие концепции маркетинга;

— сегментирование рынка — это обязательное условие массового маркетинга;

— следствием сегментирования рынка является то, что для каждого сегмента рынка должен быть разработан специальный комплекс маркетинга.

31. Какова связь между понятиями «сегментирование» и «позици­онирование»:

— сегментирование и позиционирование — это практически идентичные понятия;

— продукт позиционируется на рынке в целом, а сегментирование направлено на разделение рынков;

— сначала продукт позиционируется, а потом осуществляется позиционирование рынка;

— продукт позиционируется на выбранном сегменте рынка.

  1. Ассортимент может быть или широким или глубоким, иногда тем и другим одновременно. Что в этой связи означают ширина и глубина?

  2. Для чего нужна проверка идеи и апробация продукта?

  3. Объясните назначение цены как средства организации продаж и
    обеспечения рентабельности фирмы.

  4. На каком этапе жизненного цикла товара обычно начинают
    устанавливать рыночные цены?

36. Как может меняться стратегия ценообразования в зависимости от этапа рыночные цены?
  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление маркетингом» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «управление персоналом»
Коргова М. А., Салогуб А. М., Шукюрова М. Г. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление персоналом»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление маркетингом» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «некомерческий коммуникации»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры маркетинга (протокол №1 от 14 сентября 2010 г.)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление маркетингом» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «цены и ценообразование»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры налогов и таможенного дела (протокол №3 от 18 октября 2010...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление маркетингом» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине основы профессиональной
Учебно-методический комплекс составлен на основании госо мон рк и типовой программы от 2007 г по дисциплине «Основы профессиональной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление маркетингом» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «маркетинговые исследования»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинговые исследования» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление маркетингом» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «муниципальное право»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Муниципальное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление маркетингом» iconУчебно-методический комплекс дисциплины студента по дисциплине «Термодинамика и теплотехника»
Учебно – методический комплекс по дисциплине «Термодинамика и теплотехника» для студентов Казнту имени К. И. Сатпаева по специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление маркетингом» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Жилищное право» разработан...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой гражданского права юридического факультета юфу (Протокол № от )
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление маркетингом» iconСер Л. М., Основы технологии обучения: учебно-методический комплекс / Л. М. Сер
Учебно-методический комплекс предназначен для подготовки студентов по специальностям 080104 «Экономика труда», 080505 «Управление...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление маркетингом» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине социология уфа-2007
Багсу, обучающихся по всем специальностям. Учебно-методический комплекс включает рабочую программу курса, учебно-методические материалы...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница