Лекция №1 Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании»


Скачать 338.62 Kb.
НазваниеЛекция №1 Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании»
страница1/3
Дата публикации08.03.2013
Размер338.62 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Экономика > Лекция
  1   2   3


Лекция №1 Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании».

1. Определение инновационного менеджмента: предмет, задачи, основные понятия.

2. Инновации, их классификация, функции.

3. Специфика инновационного менеджмента в образовании.


  1. Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. В настоящее время инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Термин менеджмент пошел от английского management — управление, которое имеет происхождение от латинского manus - рука (синоним менеджмента, таким образом, является русское "руководство". Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. 

Система - совокупность взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство.

Признаки системы: Целостность и делимость (каждый элемент системы – отдельная система), Наличие устойчивых связей, Эмерджентность (наличие таких качеств (свойств), которые присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности)

^ Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. В общем смысле под организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

Рис.1 Уровни управления

Рис.2 Сферы деятельности фирмы

Задание 1: найдите в СМИ пример внедрения инновации. Определите сферу деятельности организации, функционал которой после внедрения инновации изменится больше всего (финансы, НИОКР, экономика/бухгалтерия, снабжение, производство, маркетинг, персонал). Какие действия со стороны руководства осуществляются в каждой сфере деятельности?


^ Основные понятия инновационного менеджмента:

Новшество, инновация, инновационный процесс, инновационная деятельность, жизненный цикл инновации.

Определим основные понятия инновационного менеджмента.

Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств». В повседневной практике, как правило, отождествляют понятие новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Однако, в отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «но­вовведение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако определенные различия между ними существуют.

Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. «Новшест­во» характеризует определенную новизну, и в этом смысле дан­ное понятие близко к понятию «изобретение».

Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества. «Нововведе­ние» — это освоение новой техники и технологии, улучшенных методов организации и управления, процесс использования новшества.

В современной экономической литературе отсутствует однозначное толкование инновации: существуют широкий и узкий подход к её определению. В общем понимании, (широкий подход) под инновацией понимают осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового. В рамках этого подхода специалисты определяют нововведение либо как результат целесообразной творческой деятельности, практическое применение которой приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения нового вместо ранее действовавшего, но устаревшего. В узком смысле, инновация – новое техническое решение, осуществленное на практике. В соответствии с международными рекомендациями и официальными российскими документами, инновация – это конечный результат инновационной деятельности в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, либо в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

^ Все существующие определения инноваций можно классифицировать по следующим пяти подходам (типам):

1. Объектный – в качестве инновации выступает объект:

новая техника, технология. В рамках объектного подхода различают базисные инновации; улучшающие инновации; рационализирующие инновации;

2. Процессный – инновация рассматривается как комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительных ценностей – товаров, техники, технологии, организационных форм и т.д.;

3. Объектно-утилитарный – в качестве инновации понимается объект – новая потребительная стоимость, основанная на достижениях науки и техники, но при этом акцент делается на утилитарной стороне нововведения – способности удовлетворить общественные потребности с большим полезным эффектом;

4. Процессно-утилитарный – инновация представляется как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства;

5. Процессно-финансовый – под инновацией понимается процесс инвестирования в новации, вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования.
Задание 2.

Найти определения инновации в ниже приведенных источниках (1-6). Определить, к каким типам либо сочетаниям типов относятся различные определения инноваций.

Инновация – это предмет (результат, продукт, объект), полученный в ходе "овеществления" или коммерциализации продуктов научно-технической деятельности (1).

Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание (2). ^ Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования (3). По мнению Б. Санто, инновация – это такой общественный-технический-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход (4). И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений – новый момент динамизации экономического развития (5).

Инновация– это результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду (6).


^ Главной особенностью инновации является её практическое использование и получение коммерческой выгоды или, иначе говоря, получение коммерческой выгоды от практического использования.

Итак, нововведением или инновацией будем считать существенное изменение в любой области общественного развития, направленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике. Любые изобретения, новые явления, виды услуг и методы только тогда интересны производителю, когда принимаются к распространению. Переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.д.). Процесс перевода новшество – инновация также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка основными компонентами инновационной деятельности выступают новации, инвестиции и инновации. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией).

^ 2. Основные функции инноваций:

  1. инновации являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технических результатов (закономерность растущей интеллектуализации общества по мере его развития);

  2. с помощью инноваций расширяется круг производимых продукции и услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества и удовлетворению этих потребностей (закон возвышения и дифференциации потребностей);

  3. инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить продукцию и услуги с меньшими затратами (закон экономики труда);

  4. концентрация инноваций в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды (закон пропорциональности развития).

Следовательно, инновации являются непременным элементом реализации основных законов развития общества, условием его жизнестойкости, динамичности, выживания и развития.

Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени от зарождения идеи, разработки нового продукта до ввода на рынок и устаревания называется жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом. Инновационная деятельность – комплекс работ, включающий поиск и отбор инновационных идей, разработку на их основе новшеств, внедрение и тиражирование инноваций.


^ Жизненный цикл инноваций



Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства организации. Его целью является определение основных направлений деятельности организации в следующих областях:

  • разработка и внедрение новой продукции (услуг), технологии (инновационная деятельность); (в области производства)

  • модернизация и совершенствование выпускаемой продукции и технологии; (в области производства)

  • снятие с производства устаревшей продукции, (в области производства)

  • создание и совершенствование системы менеджмента, финансово-экономического механизма и т.д. (в области управления)

^ Н-р, перераспределение полномочий, изменение направления информационных потоков, внедрение СМК
Иначе, инновационный менеджмент – это управленческая деятельность, направленная на получение в производстве высоких экономических, социальных и экологических результатов путем использования инноваций. Значит, инновационный менеджмент призван гарантировать эффективное использование инноваций для обеспечения развития и устойчивости (стабильного функционирования) предприятия в условиях рынка.

Задание 3: найти в СМИ пример внедрения инновации, где проиллюстрированы высокие экономические/социальные/экологические результаты.

Инновационный менеджмент (основные функции менеджмента) осуществляет следующие функции:

организация,

планирование,

мотивирование,

координация,

контроль.

Содержание этих функций различается в зависимости от уровня менеджмента: государство, регион, конкретная организация.

^ Осуществление инновационного менеджмента предполагает (в рамках данных функций):

  1. разработку планов и программ инновационной деятельности, составление плана реализации стратегии;

  2. определение условий и организация: определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.

  3. исполнение: осуществление исследований и разработок, реализация плана

  4. наблюдение за ходом разработки инновации и её внедрением; рассмотрение инновационных программ;

  5. координацию инновационной деятельности производственных подразделений в этой области;

  6. обеспечение инвестициями инновационных программ;

  7. обеспечение программ квалифицированным персоналом;

  8. создание временных творческих групп для решения инновационных проблем – от идеи до внедрения или распространения на коммерческой основе.

  9. руководство: контроль и анализ, корректировка действий,

накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов; инновационных управленческих решений; применения новшеств.

Основные элементы инновационной среды:

  • собственно инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда;

  • товаропроизводитель конкурентоспособной продукции, который выступает в качестве потребителя тех или иных новшеств;

  • инвесторы, обеспечивающие финансирование всего комплекса работ по обеспечению товаропроизводителя требуемыми новшествами;

  • соответствующая инфраструктура, позволяющая решать возникающие в этом процессе проблемы.


Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1. Использование новой техники, новых технологических процессов или

нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).

2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменения в организации производства и его материально-технического

обеспечения.

5. Появление новых рынков сбыта.
Также в литературе выделяют пять этапов изменения - подготовку (планирование), "размораживание" (подготовку фирмы к изменениям), непосредственное осуществление изменения, "замораживание" (закрепление результатов преобразований) и оценку результатов проведенной инновации.
Действия менеджера на определенных этапах.

На этапе подготовки:

- определение основного содержания и уровня изменения;

- составление предварительного плана изменения, направленного на достижение определенных улучшений;

- анализ движущих и сдерживающих сил и возможного потенциала поддержки изменения;

- определение, на кого конкретно повлияют изменения, каковы причины возможного сопротивления;

- определение, кого еще необходимо привлечь к планированию процесса изменения;

- выбор стратегии изменения и методов преодоления сопротивления;

- определение и анализ проблем, которые, могут быть вызваны инновацией;

- составление реалистичного плана осуществления изменения и определение критериев, по которым будет осуществляться контроль и оценка изменения;

- определение необходимых ресурсов (кадровые, временные, финансовые, материальные и др.), включая внешних консультантов.
  1   2   3

Похожие:

Лекция №1 Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании» iconТ. А. Лелявина Инновационный менеджмент
Лелявина Т. А. Инновационный менеджмент. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 080507....
Лекция №1 Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании» iconЛекция №1 Предмет, метод и содержание дисциплины
Менеджмент – область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами,...
Лекция №1 Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании» iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Инновационный менеджмент»
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Инновационный менеджмент» по направлению «Производственный менеджмент» «Инновационный менеджмент»,...
Лекция №1 Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании» iconУчебное пособие соответствует учебной программе дисциплины "Иновационный...
Гольдштейн Г. Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. Изд-во Таганрог: трту, 1998. 132с
Лекция №1 Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании» iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «инновационный...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Инновационный менеджмент» составлен в соответствии с Государственным образовательным...
Лекция №1 Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании» iconЛекция 1 Тема Предмет, содержание и задачи дисциплины «Инноватика»....
Тема Предмет, содержание и задачи дисциплины «Инноватика». Инновации и инноватика как объект управления
Лекция №1 Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании» iconРабочая программа по курсу «Инновационный менеджмент» для специальности...
Цель дисциплины дать студентам систему знаний о теории инновационного менеджмента, о современном состоянии управления инновациями,...
Лекция №1 Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании» iconКурс лекций Часть Москва 2012 оглавление лекция Предмет филологии...
Лекция Предмет филологии как научной теории и педагогической дисциплины
Лекция №1 Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании» iconЛекция №1 Курс «Метрология и стандартизация»
Введение. Предмет дисциплины. Краткие сведения из истории метрологии и стандартизации (Лекция №1)
Лекция №1 Предмет и содержание дисциплины «Инновационный менеджмент в образовании» iconСейчас идёт век стремительных технологий, нтр развивается с такой...
Инновационный менеджмент выступает как жизненно необходимый вид деятельности практически любого современного предприятия, и причинами...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница