Учебно-методический комплекс Ростов-на-Дону


НазваниеУчебно-методический комплекс Ростов-на-Дону
страница1/11
Дата публикации05.03.2013
Размер1.4 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
userdocs.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ


Кафедра экономической теории и предпринимательства


МИКРОЭКОНОМИКА


Учебно-методический комплекс

Ростов-на-Дону

2012
ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ РАНХиГС

Кафедра экономической теории и предпринимательства


Рецензенты: проф., д.э.н. Вольчик В.В. (ЮФУ);

проф., д.э.н. Келарев В.В. (ЮРИФ РАНХиГС)
Авторы-составители: Игнатова Т.В., Ажогина Н.Н., Золочевская Е.Ю., Клейман Ю.А., Лозовова Л.А., Черкасова Т.П.

Микроэкономика: Учебно-метод. комплекс /Под ред. Т.В.Игнатовой. Ростов н/Д: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2012. 112 с.

Учебно-методический комплекс, составленный в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, содержит учебно-тематический план и программу учебной дисциплины, планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, тесты рубежного контроля, глоссарий, перечень рекомендуемой литературы, методические рекомендации к написанию и защите курсовых работ и вопросы к экзамену. Учебно-методический комплекс состоит из отдельных модулей.

Предназначен для бакалавров очной и заочной формы обучения по направлению «Экономика».

Печатается по решению кафедры.

Протокол № 1 от 1 сентября 2011г.
^

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КУРСЕ


Современная экономическая теория имеет свою предысторию. В ходе эволюции экономической теории были выработаны важнейшие стандарты экономических знаний, необходимых современному человеку и специалисту, но современная экономическая теория – не застывший, а живой, развивающийся организм.

Качественное экономическое образование предполагает комплексное усвоение знаний и навыков в области теоретических основ экономики, в частности микроэкономического раздела экономической теории, а также умений ориентироваться в современной экономической ситуации.

Изучение настоящей дисциплины поможет студентам не только осмыслить основные категории общей экономической теории, но и разобраться в многообразии современных подходов в решении современных проблем, сформировать систему знаний о субъектах экономики, явлениях и процессах экономической жизни общества, о методах и инструментах исследования этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем.

В дисциплине «Микроэкономика» изучаются основные экономические категории и понятия, экономические законы, проблемы функционирования первичного звена системы общественного воспроизводства.

В результате изучения данной дисциплины у студентов должны сформироваться знания фундаментальных основ экономики.

  1. ^ Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) являются:

- формирование у студентов научного экономического мировоззрения, умения анализировать экономические ситуации и закономерности поведения хозяйственных субъектов в условиях рыночной экономики;

- развитие навыков сравнительного анализа подходов различных экономических школ к исследованию опыта микроэкономики различных экономических систем;

- ознакомление обучающихся с микроэкономической составляющей современной рыночной экономики;

- подготовка студентов к эффективному использованию навыков самостоятельного анализа текущего состояния экономической системы на основе тестирования особенностей современного этапа развития российской экономики;

- наработка студентами практических навыков оценки перспектив развития рынков на основе выявления тенденций посткризисного развития экономики России.

Задача дисциплины: дать студентам представление о закономерностях функционирования рыночной экономики и принципах принятия решений экономическими субъектами, что включает:

теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей; приобретение ими базовых представлений о рыночной экономике, институтах рынка, знаний о закономерностях функционирования современной экономики на микроуровне; изучение основных понятий, категорий и инструментов микроэкономики и прикладных экономических дисциплин; приобретение ими практических навыков анализа мотивов и закономерностей деятельности субъектов экономики, ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и объемов выпуска продукции, а также решения проблемных ситуаций на микроэкономическом уровне (домохозяйство, фирма, отраслевой рынок); ознакомление с текущими микроэкономическими проблемами России.

^ 2. Место дисциплины «Микроэкономика» в структуре ООП бакалавриата

Учебная дисциплина «Микроэкономика» является базовой и входит в цикл профессиональных дисциплин подготовки Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 080100.62 «ЭКОНОМИКА»; данная дисциплина опирается на знания общеобразовательных предметов «Обществознание» и «Экономика», или соответствующих дисциплин среднего профессионального образования, взаимосвязана с параллельно изучаемыми дисциплинами «Математический анализ», «Линейная алгебра», «Информатика», является предшествующей для последующих дисциплин: «Макроэкономика», «Эконометрика», «История экономических учений».

Дисциплина является обязательной для изучения в соответствии с рабочим учебным планом, трудоемкость - 324 часа (1, 2 семестры) на 1-м курсе, предусмотрено также выполнение курсовой работы, форма итогового контроля - экзамен.

Теоретические знания и практические навыки, полученные студентами при изучении дисциплины, используются в процессе подготовки курсовой работы, рефератов, эссе, решении задач и выполнении тестов, выпускной квалификационной работы, научных студенческих исследований.

^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Микроэкономика»:

  • способен логически верно, аргументированно и ясно строить выступление, составить письменную рецензию и презентацию (ОК-6);

  • способен находить решение поставленной преподавателем проблемы и нести ответственность (ОК-8);

  • способен к саморазвитию, поиску необходимых материалов (статей, в том числе на иностранном языке, и статистической информации) (ОК-9);

  • осознает социальную значимость изучения дисциплины «Микроэкономика» как базового курса подготовки экономиста, обладает высокой мотивацией к ее изучению (ОК-11);

  • способен выделить закономерности функционирования современной экономики на микроуровне (ПК-1);

  • свободно оперирует основными категориями и инструментами анализа микроэкономики (ПК-2);

  • применяет методы построения, расчета и анализа системы показателей, характеризующих хозяйствующих субъектов на микроуровне (ПК-4);

  • способен выделить основные особенности российских фирм, их институциональные характеристики, направления экономической политики государства по поддержке бизнеса (ПК-5);

  • анализирует во взаимосвязи экономические процессы, явления и институты на микроуровне (ПК-7);

  • демонстрирует готовность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях на микроуровне, выявлять тенденции изменения экономических показателей (ПК-11).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

  • методолого-теоретические основы анализа микроэкономики;

  • основные теоретические подходы, сложившиеся в рамках различных экономических школ микроэкономики;

  • закономерности функционирования современной экономики на микроуровне;

  • основные категории и инструменты анализа микроэкономики;

  • основные понятия и модели неоклассической и институциональной микроэкономической теории, направления развития экономической науки;

  • основные закономерности экономической жизни общества, способы решения базовых экономических проблем в рамках экономических систем различных типов;

  • основные микроэкономические подходы и особенности их применения в России на современном этапе;

уметь:

  • применять методы микроэкономического анализа;

  • оценивать с помощью средств статистического анализа текущее состояние микроэкономического субъекта – домохозяйства, фирмы;

  • правильно понимать и интерпретировать полученные результаты микроэкономического анализа;

  • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы экономической науки в профессиональной деятельности;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций на микроуровне, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

  • проводить анализ отрасли (рынка), используя экономические модели;

  • использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации);

владеть:

  • навыками поиска научной литературы, в том числе непереводной;

  • навыками самостоятельного проведения микроэкономического исследования с использованием его современных методов;

  • навыками представления результатов аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, презентации.

  • экономическими методами анализа поведения потребителей, производителей, собственников ресурсов и государства;

понимать:

  • основные проблемы микроэкономики, видеть их многообразие и взаимосвязь с процессами, происходящими в обществе.

^ 4. Структура и содержание дисциплины «Микроэкономика»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 10 зачетных единиц, 2,5 зачетных единиц - лекций, 3 зачетных единицы - практики, экзамен, курсовая работа, всего аудиторных занятий - 162 часа, самостоятельная работа– 198 часов.

Формами учебной работы по курсу являются: учебные лекции, семинарские и практические занятия, аудиторные контрольные работы и тестирование (текущий контроль), подготовка докладов к семинару (темы по выбору), самостоятельная работа с литературой, выполнение заданий в рамках самостоятельной работы, написание и защита курсовой работы. Итоговой формой контроля знаний по курсу является зачет в первом семестре, экзамен – во втором семестре.

^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ (МОДУЛЬНЫЙ) ПЛАН
ДИСЦИПЛИНЫ



Модули

Количество часов

^ Очная
форма обучения


Заочная

форма обучения

Лек.

Сем.

Сам. раб.

Лек.

Сем.

Сам. раб.

Модуль 1. Основы экономической теории

10

8

18

2




34

Модуль 2. Предмет и метод микроэкономики. Базовые экономические понятия

8

6

14

2

2

24

Модуль 3. Рыночная система: спрос и предложение

14

8

22

2

2

40

Модуль 4. Теория потребительского поведения

10

6

16

2




30

Модуль 5. Теория поведения производителя

12

8

20

2

2

36

^ Итого 1 семестр

54

36

90

10

6

164

Модуль 6. Типы рыночных структур

14

14

28

4

4

48

Модуль 7. Рынки факторов производства

10

10

20

2

2

36

Модуль 8. Общее равновесие и экономическая эффективность

12

12

24

2

2

44

Подготовка к промежуточной аттестации (экзамену)







36







36

^ Итого 2 семестр

36

36

108

8

8

164

Итого:

90

72

198

18

14

328

360

360

^ МОДУЛЬ 1. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Комплексная цель модуля – раскрыть предмет и метод экономической теории, представить базовые понятия экономической теории, ее место в системе экономической науки.
^ Программа модуля

Тема 1. Экономическая теория в системе экономических наук: сущность и эволюция

Зарождение и развитие экономической теории. Меркантилизм. Физиократы. Научная политическая экономия. Марксизм. Неоклассическая школа. Главные направления экономической теории в современном мире. Российская экономическая мысль и ее вклад в развитие экономической науки. Предмет экономической теории в трактовке различных школ. Современное определение предмета экономической теории.

Методы экономической теории. Экономические исследования и их специфика. Абстрактное мышление и его роль в изучении системы экономических отношений и экономических закономерностей. Экономические категории. Движение от анализа формы экономических процессов к их сущности, а затем от сущности к форме и механизму ее проявления. Переход от изучения простых экономических категорий к более сложным, от абстрактных к конкретным. Сочетание исторического и логического подходов, методов индукции и дедукции, анализа и синтеза, количества и качества при анализе экономических процессов и явлений. Метод экономической теории как способ выявления существенных свойств и взаимосвязей экономической действительности и ее проявлений. Диалектический метод как основа познания экономической действительности. Причинно-следственные и функциональные взаимосвязи.

Экономические законы: понятие, сущность, объективный характер и их система. Общие и специфические экономические законы. Механизм действия и механизм использования экономических законов. Роль экономической теории в формировании современного экономического мышления. Экономическая теория в системе экономических наук.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Учебно-методический комплекс Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс Ростов-на-Дону 2012 Южно-российский...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специализирующихся по криминалистическому циклу
Учебно-методический комплекс Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс Ростов-на-Дону 2011 федеральное государственное...
Управление персоналом: Учебно-методический комплекс. Ростов н/Д.: Юриф ранхиГС, 2011. 44 с
Учебно-методический комплекс Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «административное право»
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Административное право» цикла опд по специальности 030501. 65 «Юриспруденция». –...
Учебно-методический комплекс Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс по курсу «Криминалистика» вузовского...
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по специальности «юриспруденция» и соответствует действующему учебному...
Учебно-методический комплекс Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «некомерческий коммуникации»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры маркетинга (протокол №1 от 14 сентября 2010 г.)
Учебно-методический комплекс Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины правоведение (право) По направлению
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой Теории и истории государства и права
Учебно-методический комплекс Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины физическая культура для всех специальностей
Физическое воспитание. Учебно-методический комплекс. – Спб.: Спбауэ, 2007. – 84 с
Учебно-методический комплекс Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины физическая культура для всех специальностей
Физическое воспитание. Учебно-методический комплекс. – Спб.: Спбауэ, 2007. – 84 с
Учебно-методический комплекс Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс минск Изд-во миу 2005
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения всех специальностей
Учебно-методический комплекс Ростов-на-Дону iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «цены и ценообразование»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры налогов и таможенного дела (протокол №3 от 18 октября 2010...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница