2. Функции налогов Функция налога (проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств) показывает, каким образом реализуется общественное


Скачать 254.06 Kb.
Название2. Функции налогов Функция налога (проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств) показывает, каким образом реализуется общественное
Дата публикации10.07.2013
Размер254.06 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы


2. Функции налогов
Функция налога (проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств) показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной финансовой категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства, выявляет социально-экономическую сущность и внутреннее содержание налогов.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую, каждая из которых проявляет внутреннее содержание, признаки и черты данной финансовой категории.

^ Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества. Иными словами, посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.). Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, то есть она обусловливает экономическую функцию.

^ Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособных спрос населения.

Экономическая функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.
Помимо перечисленных функций некоторые экономисты, в частности доктора экономических наук Д. Г. Черник, Н. Е. Заяц, М. К. Фесенко выделяют распределительную и контрольную функции налогов.

Распределительная функция обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальных характер: наполнит государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т. д.). Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. Кроме того, в процессе осуществления распределительной функции реализуется стимулирующее или сдерживающее (дестимулирующее) воздействие на производственную и непроизводственную сферы общества. Достигается это посредством введения соответствующих ставок и разных льгот, исключений, преференций.

Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого платежа и налогового режима в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетно-налоговую политику. Однако контрольная функция проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции налогов находятся в тесной взаимосвязи, в конечном счете, они определяют эффективность налоговых отношений.
Адаменкова С.И., Евменчик О.С., Тарарышкина Л.И. делят функции налогов на основные и дополнительные.

Основными функциями, по мнению этих авторов, являются фискальная и регулирующая, которая, в свою очередь, делится на три составляющих: стимулирующую, сдерживающую, воспроизводственную.

Дополнительными функциями налогов являются социальная и контрольная.
Оптимальное соотношение функций налогов имеет большое значение при разработке налогового механизма.

^ 3. Классификация налогов
Классификация налогов позволяет получать оперативную информацию о состоянии налоговых процессов, выявлять негативные стороны налоговой техники и исправлять их.
По характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, т.е. по способу изъятия, налоги делят на прямые и косвенные.

^ Прямые налоги – налоги, взимаемые государством непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика.

Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

Прямые налоги платят производители, они устанавливаются непосредственно на доход, например, налог на прибыль, налог на доходы. Косвенные налоги платят потребители: НДС, акцизы.
В зависимости от органа, который взимает налог, они делятся на государственные и местные.
В зависимости от использования налогов они делятся на общие и специальные. НДС, акциз, налог на прибыль являются налогами общими, а экологический налог, земельный налог - специальные.
В зависимости от ставки налоги бывают регрессивными - % изъятия дохода уменьшается при росте дохода, пропорциональными - ставки постоянны, прогрессивными - % изъятия растёт при росте дохода.
В зависимости от субъекта – налогоплательщика выделяют:

- налоги, взимаемые с физических лиц;

- налоги, взимаемые с юридических лиц (организаций);

- смежные налоги, которые уплачивают и физические, и юридические лица.
По источникам средств для уплаты различают налоги, относимые на:

- себестоимость продукции – земельный налог, экологический налог и др.;

- финансовые результаты – налог на прибыль;

- прибыль, остающуюся после налогообложения, - платежи за превышение лимитов по экологическому налогу.
Классификационный состав налогов

Классификационный признак

Классификационный состав

По объекту обложения

-имущество

-земля

-рента

-капитал

-средства потребления

По принадлежности к уровням управления и власти

-республиканские

-местные

По полноте использования налоговых сумм

-закрепленные

-регулирующие

От источника уплаты

-зарплата

-выручка

-доход или прибыль

-себестоимость

От субъекта уплаты

-физические лица

-юридические лица

По способу изъятия

-прямые

-косвенные

По методу обложения

-прогрессивные

-регрессивные

-пропорциональные

-линейные

-ступенчатые

-твердые

-другие

По способу обложения

-кадастровые

-декларационные

-налично-денежные

-безналичные

От назначения

-общие

-целевые

^ 4. Принципы налогообложения
Давно отмечено, что налоговая система занимает подчиненное положение по отношению к экономике, то есть не она господствует над экономикой, а экономика над ней, но для успешного функционирования налоговой системы должны быть созданы соответствующие экономические условия.

В основу построения налоговой системы положены определенные принципы. Их классическую формулировку дал в свое время А. Смит:

  1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, то есть соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

  2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

  3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

  4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.1



^

Принципы налогообложения


  1. Обязательность уплаты налогов, сборов и пошлин

  2. Равенство и справедливость по отношению ко всем налогоплательщикам

  3. Определенность и однозначность налогового законодательства

  4. Однократность налогообложения доходов

  5. Соразмерность налогов с величиной получаемых налогоплательщиком доходов

  6. Простота исчисления налогов и удобство их уплаты

  7. Стабильность налогов

  8. Гибкость налоговой системы, адаптируемость к меняющейся экономической ситуации

  9. Сочетание фискальных целей с целями регулирования развития отраслей национальной экономики


Налоговый кодекс РБ

Статья 2. Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь

1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.
2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными налоговым Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные налоговым Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, налоговым Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.
3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.
4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.
5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с налоговым Кодексом и таможенным законодательством.

^ 3.Налогоплательщики, их права и обязанности
Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).

Под организациями понимаются:

1. юридические лица Республики Беларусь;

2. иностранные юридические лица и международные организации;

3. простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);

4. хозяйственные группы.

Под физическими лицами понимаются:

1. граждане Республики Беларусь;

2. граждане либо подданные иностранного государства;

3. лица без гражданства (подданства).
Налоговым агентом признается юридическое или физическое лицо, хозяйственная группа, простое товарищество, которое является источником выплаты доходов плательщику и (или) на которое в силу налогового Кодекса и других актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).
Налоговый агент имеет те же права, что и плательщик, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Налоговый агент обязан:

1. исчислять, удерживать из средств, причитающихся плательщику, и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном налоговым Кодексом;

2. по каждому плательщику вести учет начисленных и выплаченных доходов, удержанных и перечисленных в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин);

3. представлять в налоговые органы документы и сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин); в том числе обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов и сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин);

4. выполнять другие обязанности, установленные настоящим Кодексом и другими актами налогового законодательства.
Плательщик имеет право:

1. получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;

2. получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

3. представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

4. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных налоговым Кодексом и иными актами налогового законодательства;

5. на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном налоговым Кодексом;

6. присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

7. получать акт или справку проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения по акту или справке проверки;

8. требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;

9. требовать соблюдения налоговой тайны;

10. обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;

11. на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством.
Плательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов в порядке, определяемом налоговым Кодексом и иными актами законодательства.
Права плательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями налоговых органов.
Плательщик обязан:

1. уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);

2. стать на учет в налоговых органах в порядке и на условиях, установленных налоговым Кодексом;

3. вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства;

4. представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном законодательством порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие документы и сведения, необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин);

5. вести учет дебиторской задолженности и не позднее десяти рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности, а также копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности;

6. представлять в налоговые органы и их должностным лицам, а в части налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь (далее – таможенные платежи), и в таможенные органы и их должностным лицам при проведении проверок документы и сведения, необходимые для налогообложения. Обеспечивать должностным лицам налоговых органов при проведении проверок возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для проведения проверки (в случае их наличия);

7. подписать акт или справку проверки. При наличии возражений по акту или справке проверки возражения по этим акту или справке представляются в срок, установленный пунктом 6 статьи 78 настоящего Кодекса;

8. выполнять законные требования налогового, таможенного органа и их должностных лиц, в том числе требования об устранении выявленных нарушений законодательства;

9. сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет:

9.1. об открытии или закрытии белорусскими организациями счета в банке за пределами Республики Беларусь – в срок не позднее пяти рабочих дней со дня открытия или закрытия счета. Настоящее положение не применяется в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за исключением частных нотариусов;

9.2. об участии в белорусской или иностранной организации – в течение пяти рабочих дней со дня, когда плательщик стал участником организации. При этом физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом Республики Беларусь, или иностранная организация не обязаны сообщать об участии в других иностранных организациях, если такое участие не связано с налогообложением в Республике Беларусь;

9.3. о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации, а индивидуальным предпринимателем – о прекращении предпринимательской деятельности – в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения;

9.4. об обособленных подразделениях организации – в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их создания или ликвидации;

9.5. об изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя – в срок не позднее десяти рабочих дней со дня такого изменения;

9.6. иные сведения, обязанность сообщения которых для плательщиков предусмотрена законодательными актами, – в порядке и сроки, установленные такими законодательными актами;

10. представлять в налоговый орган по месту постановки на учет либо налоговому агенту документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот;

11. обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения;

12. обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами:

подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, – в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке;

подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, – в местах реализации;

13. при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством;

14. являясь источником выплаты дохода для других организаций и физических лиц, в случаях, установленных настоящим Кодексом, удерживать и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины);

15. выполнять другие обязанности, установленные настоящим Кодексом и другими актами налогового законодательства.

^ 4. Ответственность налогоплательщиков за невыполнение налогового законодательства

Ответственность за нарушение налогового законодательства установлена Кодексом об административных правонарушениях.

^ 5. Налоговый контроль

Государство оформляет объективные финансовые отношения в виде нормативных актов, имеющих силу субъективного закона. Финансовые отношения государства с субъектами хозяйствования, в частности, закрепляются действующим налоговым законодательством. Организовав финансовые отношения, государство контролирует их исполнение, анализирует информацию о результатах, совершенствует эти отношения с целью дальнейшего развития.

Понятие финансового контроля весьма широко. Финансовый контроль включает в себя следующие составные элементы: налоговый контроль, валютный, таможенный, бюджетный, контроль за ценными бумагами и др. Каждый элемент финансового контроля как часть общего имеет свою специфическую область применения, самостоятельные задачи и функции.

^ Налоговый контроль — это контроль правильности и свое временности уплаты налогов и сборов, установленных действующими законодательными актами. Он является составной частью финансового контроля и представляет собой совокупность контрольных мероприятий, проводимых налоговыми и иными органами, обязанными контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления налогов и сборов в соответствии с действующим законодательством.

Юридическое определение налогового контроля дано в главе 9 Налогового кодекса Республики Беларусь. Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов, в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), налоговых проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий (для нахождения объектов, подлежащих налогообложению, или извлечения дохода/прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством. Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов.

Цель налогового контроля заключается в обеспечении своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в установлении отклонений от норм действующего налогового законодательства с тем, чтобы компенсировать причиненный государству ущерб, привлечь виновных к ответственности, устранить условия, способствующие повторению аналогичных нарушений в будущем.

Объектом налогового контроля, с одной стороны, являются финансовые отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, а с другой — государством в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Субъектами налогового контроля являются плательщики налогов и сборов и иные обязанные лица.

В Республике Беларусь налоговый контроль осуществляют:

• государственные контролеры (специалисты органов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь);

• ведомственные контролеры — специалисты контрольно-ревизионных управлений министерств, комитетов и других республиканских органов управления;

• работники экономических служб предприятия (бухгалтерии, финансового отдела и др.);

• независимые аудиторы, оказывающие услуги на платной основе.

Специалисты органов, осуществляющих налоговый контроль, в соответствии с поставленными перед ними задачами и в пределах своих полномочий применяют те или иные формы, виды, методы налогового контроля. В отличие от других органов, занимающихся и другими видами финансового контроля, для Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее — МНС) главнейшей функцией является именно функция налогового контроля. Ее реализация происходит через выполнение основных задач, стоящих перед проверяющими налоговых органов. К ним относятся:

  • контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полнотой и своевременной уплатой в бюджет налогов, пеней;

  • контроль за соблюдением иного законодательства в пределах своей компетенции;

  • осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства;

  • выявление, пресечение и предотвращение правонарушений в сфере своей компетенции и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушениях законодательства;

  • выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности плательщика (иного обязанного лица) в целях увеличения поступления налогов в бюджет, совершенствования налогового законодательства и организации работы налоговых органов;

  • принятие мер по обеспечению взыскания в бюджет налогов, пеней, наложенных административных штрафов, допричисленных в ходе проверок.

^ 3.Определение момента фактической реализации товаров при исчислении НДС
Момент фактической реализации товаров определяется как приходящийся на отчетный период день отгрузки товаров независимо от даты проведения расчетов по ним.




Днем отгрузки товаров признаются:

- дата их отпуска покупателю, осуществляющей перевозку товара, если продавец не осуществляет доставку товаров либо не производит затрат по их доставке;

- дата, определяемая в соответствии с учетной политикой организации (решением ИП), но не позднее даты начала их транспортировки.
При безвозмездной передаче товаров, при обмене товарами, при передаче товаров в рамках договора займа в виде вещей или при натуральной оплате труда товарами моментом их фактической реализации признается соответственно день передачи, обмена или оплаты.

Днем обмена признается дата совершения каждой отгрузки товара, передачи имущественного права.
Моментом фактической реализации товаров на территории РБ иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, признается день оплаты, включая авансовый платеж, либо день иного прекращения обязательств покупателями этих товаров.

Моментом фактической реализации товаров на территории РБ иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах РБ, на основе договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров с состоящими на учете в налоговых органах РБ организациями и ИП признается день отгрузки товаров покупателям этих товаров независимо от даты проведения расчетов по ним.




Днем выполнения строительных, НИОКР признается последний день месяца выполнения работ, оказания услуг. При неподписании заказчиком актов выполненных работ, оказанных услуг за отчетный месяц до 10-го числа (включительно) месяца, следующего за отчетным, днем выполнения этих работ признается день подписания заказчиком актов выполненных работ, оказанных услуг.
Моментом фактической реализации работ по производству товаров из давальческого сырья для нерезидентов РБ признается день отгрузки товаров, произведенных из давальческого сырья.
Днем оказания услуг связи признается последний день месяца предоставления услуг связи.




^ 5. Налоговые вычеты по НДС и порядок их применения
Суть зачетного метода исчисления НДС заключается в том, что сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет, определяется как разница между общей суммой НДС, исчисленной по итогам налогового периода, и суммами налоговых вычетов, приходящихся на данный период.
Налоговыми вычетами признаются суммы НДС:

1. предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах РБ и являющимися плательщиками, к оплате плательщику при приобретении им на территории РБ товаров;

2. уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию РБ;

3. уплаченные в бюджет при приобретении товаров на территории РБ у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах РБ.

Налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных документов установленной формы, в которых указаны реквизиты: стоимость без НДС, сумма НДС, ставка НДС,всего стоимость с НДС.

Вычетам подлежат предъявленные плательщику суммы НДС при приобретении товаров независимо от даты проведения расчетов за приобретаемые товары либо уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию РБ после их отражения в бухгалтерском учете и книге покупок в случае, если ведение книги покупок предусмотрено учетной политикой.

Ведение книги покупок устанавливается учетной политикой организации (решением ИП). Форма книги покупок и порядок ее заполнения утверждаются МНС РБ. Её ведение является правом, а не обязанностью.

Определение сумм НДС, уплаченных при приобретении и (или) ввозе на территорию РБ основных средств и нематериальных активов, приходящихся на обороты по реализации товаров, облагаемых НДС по ставкам 0 %, 10 %, 9,09 %, производится путем умножения удельного веса суммы оборота по реализации товаров, облагаемых НДС по ставкам 0 %, 10 %, 9,09 % в общей сумме оборота по реализации товаров нарастающим итогом с начала года на суммы НДС по основным средствам и нематериальным активам.

Определение сумм НДС по основным средствам и нематериальным активам, приходящихся на обороты по реализации товаров, по которым предоставлены налоговый кредит и (или) освобождение от уплаты НДС, производится путем умножения удельного веса суммы таких оборотов в общей сумме оборота по реализации товаров нарастающим итогом с начала года на суммы НДС по основным средствам и нематериальным активам.

Налоговые вычеты прошлого налогового периода по основным средствам и нематериальным активам плательщик вправе принять к вычету равными долями в каждом отчетном периоде по 1/12 (если отчетным периодом признается календарный месяц) или по 1/4 (если отчетным периодом признается календарный квартал). Это отражается в учетной политике организации (решении ИП) и изменению в течение текущего налогового периода не подлежит.
Суммы НДС, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров, приходящиеся на обороты по безвозмездной передаче товаров, подлежат вычету в порядке, установленном для вычета НДС по товарам, облагаемым по ставке 20 %, независимо от того, облагается ли эта безвозмездная передача НДС.

При безвозмездном получении от плательщиков НДС в РБ товаров выделенные суммы НДС принимаются к вычету при оприходовании товаров.
Не подлежат вычету суммы НДС:

1. включенные в затраты плательщика по производству и реализации товаров, учитываемые при налогообложении;

2. отнесенные на увеличение стоимости товаров (включая основные средства и нематериальные активы);

3. предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров за счет безвозмездно полученных средств бюджета.

4. предъявленные покупателю при приобретении либо уплаченные им при ввозе товаров, налоговая база при реализации которых определяется покупателем как положительная разница между ценой реализации и ценой приобретения этих товаров;

Вычет сумм НДС производится в полном объеме:

1. по товарам, при реализации которых обложение НДС осуществляется по ставке в размере 0 % при наличии подтверждающих документов;

2. по товарам, при реализации которых обложение налогом на добавленную стоимость осуществляется по ставкам 10 % и 9,09 %;;

3. у плательщиков, находящихся в процессе ликвидации (прекращения деятельности), а также в связи с прекращением предпринимательской деятельности, не связанной с ликвидацией субъекта;

4. по основным средствам и нематериальным активам, по которым на начало налогового периода имеются суммы НДС, не принятые к вычету в прошлом налоговом периоде, если такие суммы НДС в текущем налоговом периоде принимаются к вычету равными долями;




При реализации плательщиком товаров, налоговые вычеты по которым производятся в различном порядке, распределение общей суммы налоговых вычетов по товарам между этими оборотами производится двумя методами (методом удельного веса или методом раздельного учета.

Применение одного из двух методов производится как минимум в течение одного календарного года и утверждается учетной политикой организации (решением ИП). При отсутствии в учетной политике конкретного указания все налоговые вычеты распределяются методом удельного веса. В случае ведения плательщиком книги покупок в распределении участвуют суммы налога на добавленную стоимость, отраженные в книге покупок.

При определении методом удельного веса налоговых вычетов, приходящихся на определенную сумму оборота по реализации, эта сумма оборота делится на общую сумму оборота по реализации и умножается на сумму налоговых вычетов, приходящихся на общую сумму оборота по реализации. Процент удельного веса рассчитывается с точностью не менее четырех знаков после запятой. Суммой оборота признаются сумма налоговой базы и налога на добавленную стоимость, исчисленного от этой налоговой базы, а также сумма увеличения (уменьшения) налоговой базы.

Определение налоговых вычетов методом раздельного учета предусматривает наличие в бухгалтерском учете и книге покупок, если ее ведение осуществляется плательщиком, информации о суммах налога на добавленную стоимость, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе товаров, принятие к вычету которых, включение в затраты по производству и реализации товаров, учитываемые при налогообложении, либо отнесение которых на увеличение стоимости товаров производятся в одинаковом порядке.
Суммы НДС вычитаются плательщиками в следующей очередности:

в первую очередь - суммы НДС по товарам, за исключением основных средств и нематериальных активов, подлежащие вычету в пределах сумм НДС, исчисленных по реализации товаров;

во вторую очередь - суммы НДС по основным средствам и нематериальным активам, подлежащие вычету в пределах сумм НДС, исчисленных по реализации товаров. Указанные суммы НДС вычитаются в сумме, не превышающей разницу между суммой НДС, исчисленной по реализации, и суммами НДС, вычитаемыми в первую очередь;

в третью очередь - независимо от суммы НДС, исчисленной по реализации товаров, суммы НДС по товарам, облагаемым налогом на добавленную стоимость по ставкам 10 % и 9,09 %;

в четвертую очередь независимо от суммы НДС, исчисленной по реализации товаров, - суммы НДС по товарам, облагаемым НДС по ставке 0 %;

в пятую очередь - независимо от суммы НДС, исчисленной по реализации товаров, суммы НДС по товарам, освобождаемым от НДС в соответствии с подпунктом 1.44 пункта 1 статьи 94 настоящего Кодекса;

в шестую очередь - независимо от суммы НДС, исчисленной по реализации товаров, суммы НДС прошлого налогового периода по основным средствам и нематериальным активам, если такие суммы НДС в текущем налоговом периоде принимаются к вычету равными долями;

в седьмую очередь - независимо от суммы НДС, исчисленной по реализации товаров, суммы НДС по товарам, указанным в части первой подпункта 23.6 и (или) части первой подпункта 23.7 пункта 23 настоящей статьи, при подтверждении обоснованности осуществления вычета в полном объеме.

^ 6.Налоговый и отчетный периоды по НДС
Налоговым периодом по НДС признается календарный год.
Отчетным периодом по НДС по выбору плательщика признаются календарный месяц или календарный квартал2.
Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.


1 Смит А. Исследование о природе и причине богатства народов. М., 1962. Кн. 5. С. 588 – 589.

2 Форма налоговой декларации (расчета) по налогу на добавленную стоимость и порядок ее заполнения утверждены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.11.2010 N 82.


Похожие:

2. Функции налогов Функция налога (проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств) показывает, каким образом реализуется общественное iconЭволюция системы но. Этапы, цели задачи
Фискальная – функция изъятия. Уровень налоговой нагрузки показывает долю налогов в ввп, показывает сколько изъято
2. Функции налогов Функция налога (проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств) показывает, каким образом реализуется общественное iconВопросы на экзамен по дисциплине «Налоги и налогообложение»
Элементы налога и их характеристика. Субъект налога и объект налогообложения, источник налога. Налоговая ставка, налоговые льготы,...
2. Функции налогов Функция налога (проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств) показывает, каким образом реализуется общественное icon1. Понятие, виды и роль анализа хозяйственной деятельности в управлении...
Ахд – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на разделении их на составные части и изучении...
2. Функции налогов Функция налога (проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств) показывает, каким образом реализуется общественное icon1. Строение и функции кожи
К основным функциям кожи относятся: защитная функция термо-регулирующая функция, обменная функция, рецеп-торная функция, участие...
2. Функции налогов Функция налога (проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств) показывает, каким образом реализуется общественное iconПлан: Понятие «налога». Функции налогов. Классификация налогов. Налоги...
Противоположные действия государства, направленные на увеличение налоговой нагрузки на экономику, приводят лишь к кратковременному...
2. Функции налогов Функция налога (проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств) показывает, каким образом реализуется общественное iconДоклад по дисциплине «Основы экономики» на тему: «Налоги. Функции налогов.»
...
2. Функции налогов Функция налога (проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств) показывает, каким образом реализуется общественное iconВопросы по специальности «Финансы и кредит», 2012 год
Финансы как экономическая категория: признаки финансовых отношений, функции финансов как проявление их сущности
2. Функции налогов Функция налога (проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств) показывает, каким образом реализуется общественное icon4. Основные и факультативные элементы налога
Понятие фед налогов, их роль. Федеральные налоги – налоги, установленные нк и обязательные к уплате на всей территории РФ. Доля в...
2. Функции налогов Функция налога (проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств) показывает, каким образом реализуется общественное iconКоэффициенты ликвидности позволяют определить способ­ность предприятия...
Аткосрочные обязательства и показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы для погашения его краткосрочных...
2. Функции налогов Функция налога (проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств) показывает, каким образом реализуется общественное icon3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования
Маслов Ю. С. Введение в языкознание оглавление предисловие Введение. Что такое н наука о языке? Глава I. Сущность языка: его общественные...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница