Уважаемый студент!
В целях более глубокого и творческого изучения предмета мировой экономики Вам предлагается написать научное эссе на одну из проблемных тем мировой экономики, исследуя хозяйственное поведение одной из стран мира. Ожидается, что этот опус будет представлять собой сплав научной статьи и литературного очерка.
Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк») — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность. Эссе‒2012 предлагается написать в соавторстве (3-4 человека) по предложенной преподавателем актуальной теме современности. Организуйте работу над темой, приняв во внимание следующие условия:
1. Эссе состоит из двух частей – коллективной и индивидуальной.
Объём коллективной части может быть небольшим – до 5 страниц (14 кегль, Times New Roman, текст отформатирован); объём каждой из индивидуальных частей – до 8-10 страниц текста.
2. Коллективная часть эссе подготавливается участниками совместно в соответствии с избранной ими темой. Названия тем и некоторые вопросы к ним, рекомендуемые для обсуждения, указаны в приложении 1.
3. Индивидуальную часть эссе каждому из соавторов следует разработать лично, раскрывая особенности экономического развития избранной для изучения страны. Ненавязчивые пожелания таковы:
рекомендуемая структура работы: введение, визитная карта страны (прил.2), разделы, заключение;
первый раздел эссе по выбору автора с различной степенью детализации может раскрывать вопросы: геополитического положения страны, обеспеченности ресурсами, внешней торговли, трудовой миграции, инвестиций, национальной валюты, сведения из истории и культуры страны, информацию о людских, туристических и товарных брендах;
второй раздел предполагает личное творчество автора – фантазийный экскурс в будущее страны, видение перспектив её развития с использованием метода сценариев: оптимистический, пессимистический, наиболее вероятный; раскрытие предпосылок и факторов, влияющих на каждый из сценариев.
ожидается, что работа будет удовлетворять главному требованию любого литературного жанра – не быть скучной!
4. Научное эссе необходимо представить на публичное слушание, предпочтительной формой которого является «круглый стол». В процессе представления темы авторам желательно:
организовать обсуждение темы с аудиторией, предлагая вопросы и высказывая собственную точку зрения;
рассказать о трёх фактах, которые Вас удивили при знакомстве с информацией о стране;
сообщить о результатах прогнозного исследования экономики страны методом сценариев – о конкурентных преимуществах и угрозах её развития;
по окончании сообщения сдать работу преподавателю, соединив все её части. Приложение 1 Темы для написания научного эссе
Темы и страны
| Вопросы для обсуждения
| ^
Нидерланды, Германия, Франция / Великобритания, Греция, Испания
| • Когда впервые возникла европейская экономическая интеграция? С какой целью создавался Евросоюз?
• Сколько стран в современном Евросоюзе? Какие страны считаются его лидерами? Аутсайдерами?
• Какой формы интеграции достигла Европа?
• Все ли страны ЕС входят в зону евро? В Шенгенскую зону?
• Следует ли России стремиться в ЕС?
• Какие страны испытывают кризисное состояние экономики в современном ЕС? В чём, на Ваш взгляд, сущность и причины кризиса?
• Является ли причиной бедственного положения Греции (Испании) её вступление в ЕС?
• Каковы возможные варианты выхода из кризиса ЕС? Различаются ли позиции по этому вопросу экономически сильных и слабых стран ЕС?
| ^
Беларусь, Казахстан, Украина …
| • По каким причинам интеграция стран СНГ протекает не столь активно, как в Европе? Какие факторы способствуют и препятствуют этому союзу?
• Какие исторические предпосылки повлияли на образование таможенного союза и формирование ЕврАзЭС?
• Какой уровень интеграции предполагает ЕврАзЭС? (Зону свободной торговли, таможенный союз, общий рынок …?)
• Почему Украина не принимает участия в экономической интеграции? Устойчиво ли членство Беларуси?
• Способен ли ЕврАзЭС приблизиться к уровню ЕС по зрелости интеграции?
| ^
Швейцария, Люксембург / Лихтенштейн, Кипр
| • Что представляет собой территория-офшор, каковы её признаки? Какие субъекты экономики заинтересованы в её создании?
• Когда явление офшорных зон приобрело устойчивый характер?
• Представляется ли Вам офшор безусловно негативным социально-экономическим явлением, нейтральным или содержащим позитивные черты? С позиций чьих интересов?
• Существуют ли офшоры в России? Насколько они успешны?
• Кто, с какой целью и какими средствами борется с офшорами?
| ^
США, Япония, Китай, Израиль
| • По каким критериям (измеримым и неизмеримым) можно судить о том, что страна проявляет себя в качестве мирового экономического лидера? Какие страны сегодня в верхних строках «табели о рангах»?
• Какие экономические и управленческие факторы положены в основу лидерства США? Японии? Китая? В каких странах экономический прогресс обусловили такие национальные черты как коллективизм, а в каких – индивидуализм? Где решающую роль сыграли инновационные ресурсы и технологии, а где – дисциплинированность, трудолюбие и дешевизна рабочей силы?
• Как Вы оцениваете перспективы соперничества США и Китая?
• Как Вы думаете, движется ли мир к состоянию глобализации, в котором не предполагается доминирование одних стран над другими? Или..?
• Может ли Россия претендовать на лидерство в экономике мира? Стремятся ли к этому власть и общество? При каких условиях это было бы осуществимо?
| ^
Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран / Катар
| • Какие исторические события привели к образованию ОПЕК? С какой целью была создана эта организация?
• В чем заключался «энергетический кризис» 1973 года?
• Считаете ли Вы деятельность ОПЕК эгоистичным сговором обладателей энергетических ресурсов Земли или средством защиты развивающихся территорий от хищнической политики развитых стран?
• Насколько гармонично развивается экономика стран ОПЕК? Все ли страны ОПЕК разумно используют доходы от нефти?
• Следует ли России вступить в ОПЕК?
• Что ожидает страны ОПЕК в случае открытия альтернативных источников энергии?
|
^
Аргентина / Бразилия, Мексика, Южная Корея / Таиланд, Малайзия / Индонезия, Индия
| • Какие страны называют новыми индустриальными? Как возникла их государственность?
• Какие страны относят к НИС первой, второй, третьей (четвёртой) волны?
• Чем отличаются латиноамериканские НИС? Каковы причины их неожиданного роста?
• Какие характерные черты отличают «азиатских драконов» («тигров»)? В чем «фишка» их быстрого развития?
• Какую продукцию экспортируют страны НИС? Является ли эта продукция инновационной, развивает ли интеллектуальный капитал? Есть ли национальные бренды?
• Могут ли НИС конкурировать и превзойти уровень экономического развития ЕС и США?
| ^
Эфиопия / Кения / Мадагаскар, Мозамбик / Замбия, Бангладеш / Афганистан
| • Какие исторические, географические или природно-климатические обстоятельства послужили причиной цивилизационного отставания беднейших стран мира?
• Является ли эффективной гуманитарная и просветительская помощь этим странам со стороны развитых государств?
• Существуют ли экономические ресурсы (природные или трудовые), которые уже сегодня позволяют говорить о шансах более творческого развития этих стран?
• Имеет ли смысл для этих национальных экономик поддерживать свою территорию, государственность и культуру? Не считаете ли Вы более целесообразным ассимиляцию населения этих стран среди более развитых народов?
| ^
Швеция, Норвегия / Финляндия, Дания, Исландия
| • Какими чертами характеризуется скандинавская (социально-демократическая) модель экономики?
• Чем объясняется высокая конкурентоспособность стран с высокими налогами и развитой системой социального обеспечения? Связано ли это с особенностями национального менталитета?
• В чём уязвимые стороны скандинавской модели?
• Какая из скандинавских стран отмечена исключительно высокими образовательными (экологическими, институциональными, научными, креативными) достижениями?
• В чём отличия и сходство российского образа жизни от скандинавского? Применима ли подобная модель в России?
| ^
Египет, Ливия / Тунис, Сирия, Йемен
| • Является ли экономическое положение стран «арабской весны» одной из причин волны выступлений, прокатившейся по данному региону?
• Какие ресурсы составляют основу экономик этих стран?
• Считаете ли Вы позитивными результаты прошедших революций?
• Существуют ли в России подобные экономические и политические проблемы? Возможна ли подобная реакция на них в нашей стране?
|
Приложение 2
Приложение 3
Критерии оценки творческого эссе
(индивидуальной части с учётом коллективной)
Презентация работы оценивается комиссией из 3-х человек, состав которой меняется.
Таблица 2
^
| Максимальный балл «+»
| Недостатки работы
| Максимальный балл «-»
| Работа с аудиторией: вопросы по теме, викторины, личные впечатления, юмористические опусы
| +5
| Невнятное изложение результатов исследования
| -5
| Гармоничное построение исследовательского текста, убедительные акценты на актуальных вопросах экономики страны
| +2
| Плохо структурированный текст. Увлечение второстепенными малозначительными деталями в ущерб основному экономическому содержанию.
| -1
| Отчётливое видение сильных и слабых сторон развития национальной экономики
| +3
| Безоценочный подход к анализу экономической информации. Необоснованно категоричные оценки без ссылки на авторов.
| -2
| Раскрытие основных факторов, обусловивших современное состояние экономики страны
| +3
| Незнание современной экономической ситуации в стране.
| -1
| Значительный объем творческой части работы, основанной на собственных гипотезах развития страны и её экономики
| +5
| Незначительная по объему и качеству идей творческая часть работы.
| -3
| Убедительные ответы на вопросы
| +5
| Некомпетентность при ответах на вопросы аудитории
| -1
| Использование средств наглядного восприятия (фотографии, презентации, песни, гимн, танцы и т.п.)
| +3
| Использование в докладе числовых данных, восприятие которых без сравнения или критериев затруднено.
| -1
| |