Предмет и метод эк т


Скачать 55.33 Kb.
НазваниеПредмет и метод эк т
Дата публикации09.03.2013
Размер55.33 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
предмет и метод эк.т.


  1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества и наука

  2. Предмет и функции эк.т. Разделы эк.т.

  3. Эк.т. и эк. политика. Производительная и нормативная эк.т.

  4. Методы эк. науки. Эк. категории и эк. законы.

  5. Основные научные школы и современные направления развития эк.т.


1 .Экономика как сфера жизнедеятельности общества и наука
Потребительские блага создаются в процессе производства (хоз. деятельности), но для этого нужны и производственные блага. Все материальные блага создаются в процессе хоз. деятельности.
^ Хоз. деятельность (эк. деятельность) – это целесообразная деят., основанная на опред. расчете и направленная на создание разнообразных благ.
Хоз. деят. представляет собой совокупность процессов, которые вкл.:

- производство – процесс создания вещественных благ и услуг

- распределение – деятельность по установлению роли каждого участника общественного производства в создании продукта.(путем установления зар.плат и цен)

- обмен – деят., связанная с движением благ от одних хоз. субъектов к др. (торговля).

- потребление – процесс исп. благ для удовлетворения потребностей.
На каждой стадии формируются определенные эк. отношения между людьми.

^ Группы отношений:

- техноко-экономические (техническая оснащенность, исп. технологии, технич. сторона).

- социально – эк. (формы собственности на средства производства и произв. продукт)

- организационно-эк. (формы организации хоз.д. и способы управл. хоз. деятельностью).
Факторы, влияющие на результат хоз.деят.:

условия жизнедеятельности:

- естественная среда:

1. обеспеченноость природными ресурсами

2. почвенно-климатич.усл.

3. численность и состав населения

- производственно-технич.среда:

1. технологии

2. квалификация работников

3. технич.оснащенность

-социальные отношения:

1. политич.сист.

2. юридич.законы и нормы

3. уровень культуры

-эк.отношения:

1. основные формы собственности

2. способы управления экономикой

3. эк. политика
Эк. наука изучает эк.отн. и влияние различных факторов на результаты хоз. деятельности.

В зависимости от того, какие эк. явления и процессы изучает эк.н:

частная (конкретная эк.н.) :

- отраслевые (эк. торговли, транспорта)

- функциональные (финансы, менеджм, маркетинг)

- информационно – аналитические (статистика, бух.учет, анализ хоз.д.)

- общеобразоват.эк.н. (эк.ист.,эк.-матем.моелирование)

общая (эк.теория):

- исследует то общее, что присуще всем видам эк. деят. , сущность эк. явлений и процессов.

- форм. осн. эк. понятия и категории

- исп. наиболее общие закономерности и тенденции эк. развития.
^ 2.Предмет и функции эк.т. Разделы эк.т.
Предмет эк.т. – эк. отношения на разных стадиях.

Первоначально - пути роста богатства общества.

19-нач.20в: эк. отн. на разных стадиях производства.

В наст. Время: проблемы эффективного размещения и исп. ограниченных ресурсов с целью наилучшего удовлетворения потребностей людей.
Значение эк.т. отражается в тех функциях, которые она выполняет:

- познавательная (изучает и объясняет эк. процессов и явлений)

- практическая(принятие конкретных решений, обоснование эк. полит.)

- методологическая (база для других эк. наук.)

- мировоззренческая (форм. эк. сознание людей)
Разделы эк.т:

- общие закономерности функционирования экономики

- основы микроэкономики (отдельные субъекты)

- основы макроэкономики (инфляция, безработица)

- основы теории мировой экономики (валюта, внешняя торговля).

^ 3. Эк.т. и эк. политика. Производительная и нормативная эк.т.

Эк. политика – деятельность правительства и его центральных эк. служб по разработке конкретных мер, для достижения эк. целей, кот. ставит перед собой общество.
Выводы эк. теории:

- позитивные

- нормативные
Позитивная эк. т. – это знания, полученные в результате обобщения факторов жизни и соответствующие реальной действительности. Одинакова у экономистов.
Нормативная эк.т. – суждения о том, какой должна быть экономика и что нужно сделаться, чтобы достичь желаемого состояния. Определяет эк. цели общества. На микроуровне осн. целью явл. Получение прибыли, производство продукции, кот. пользуется спросом и т.д. На макроуровне – высокий уровень занятости, отсутствие инфляции, сбалансированность внешней экономики. Нормат. положения отличаются у разных людей, зависят от полит. взглядов, моральных ценностей.
^ 4.Методы эк. науки. Эк. категории и эк. законы.
Способы познания эк. явлений и процессов:

  • общенаучные методы:

  • научная абстракция (выявление главного в изучаемом объекте, отвлечение от случайного; сущность явлений, категории)

  • анализ и синтез (деление на объекты и изучение их → объединение и формирование общего представления)

  • индукция и дедукция (и: факты → обобщения; д: обобщения → факты)

  • сочетание исторического и логического подходов

  • системный анализ (объект исслед. многосторонне, явление явл. эдементом более стожной системы, внутренняя структура объекта)




  • частные методы:

  • статические (количеств. параметры, темпы развития эк.)

  • математич. (эк. мат. моделирования: формализованное описание объекта; метод функционального анализа: изменение переменной в завис. от другой.)


функциональный анализ

↙ ↘

статические модели относятся динамические модели

к одному конкретному отрезку времени изменение с течением времени


Функциональные зависимости исследуются методом предельного анализа. Он основан на изучении колич. изменений, кот. возникают при предельно малом изменении эк. переменной.
- эк. эксперимент (особые условия хоз.д. для региона – свободные эк. зоны).
Эк. теории, или концепции, представляют собой научные подходы к объяснению эк. действительности.

Основные выводы эк. т. сформулированы в эк. категориях и законах.
^ Эк. категория – обобщенное понятие, с помощью которого выражается сущность опр. явления или процесса. (товар, цена, прибыль, зар.плата).
! Эк. закон выражает внутренние существенные устойчивые причинно-следственные связи между эк. явлениями и процессами.

Теоретические представления хоз. д. можно найти в трудах Аристотеля, Платона.

^ 5.Основные научные школы и современные направления развития эк.т.
Эк. теория начала формироваться в 15-16 вв.

Первая научная школа получила название меркантилизма (Томас Мен) – богатство создается в результате внешней торговли.

Школа физиократов (17-18 вв, Франсуа Кенэ – 1758 «Эк. таблица») – с/х.

Школа классической политэкономии (17 в. Уильям Петти, 18 в. Адам Смит, 19 в Давид Рикардо) – развитие производства.

«Источником богатства является труд, земля – матерью богатства» .У.Петти

«Теория трудовой смелости» - Смит→Рикардо

Школа социалистов-утопистов (н.19в.Роберт Оуэн, Сен-Симон, Шарль-Фурье).

Школа марксизма (19в. К.Маркс, Энгельс) – исследование капиталистического общества, замена его коммунистическим.

Основные направления современной эк.н.:

  • неоклассическое (к. 19. Маршалл «Принцип эк. науки, 1890) –основы рыночной экономики, «теория предельной полезности», «Теория общего равновесия».

  • кейнсианское и неокейнсианское (Джон М. Кейне «Общая теория занятости, процента и денег», 1936) – «теория эффективного спроса», инвестиционный и потребительский спрос → Хоррис, Хансен, Харрод «Теория эк. роста».

  • институциональное и неинституционально (Веблен, Митчел, Комонс) – эк. отн. в связи с соц. процессами, правовыми отношениями, «Концепция гос-ва всеобщего благоденства» →Коуз – полит. отн. с методами эк. отн.

  • неоклассический синтез – исп. различных эк. школ с целью повешения эффективности экономики.

  • неоклассицизм – современное неоклассическое направление (неолиберализм Эрхард, монетаризм Фридмен) – невмешательство гос-ва в экономику, кредитно-денежная политика страны.

Похожие:

Предмет и метод эк т icon1. Предмет и метод статистики. Статистическое наблюдение
Понятие корреляционной зависимости. Коэффициент Фехнера. Метод группировок. Эмпирическое корреляционное отношение
Предмет и метод эк т iconПредмет и методы теплотехники (технической термодинамики), ее основные задачи
Метод термодинамики представляет собой строгое математическое развитие законов термодинамики. В настоящее время в термодинамике используются...
Предмет и метод эк т icon1: Предмет и метод экономической теории
Синтез основан на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа в единое целое. Индуктивный метод познания идет...
Предмет и метод эк т iconЦель, предмет и задачи изучения дисциплины «Управление качеством»
Методы оценки уровня качества продукции (дифференциальный метод, комплексный метод)
Предмет и метод эк т icon1. Предмет и метод гражданско-правового регулирования Предмет гражданского права
Предмет гражданского права – это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения
Предмет и метод эк т iconЛекция тема: предмет, метод, принципы
Формы взаимодействия общества с природной средой и развитие экологической мысли. Экологические функции государства и права. Понятие...
Предмет и метод эк т iconТема Понятие, предмет, метод, система и принципы гражданского права
Наука гражданского права. Предмет и метод исследования. Связь науки гражданского права с практикой. Задачи науки гражданского права...
Предмет и метод эк т iconТема Понятие, предмет, метод, система и принципы гражданского права
Наука гражданского права. Предмет и метод исследования. Связь науки гражданского права с практикой. Задачи науки гражданского права...
Предмет и метод эк т icon1. Предмет, метод, цели, функции курса «Теория управления»
Предмет, метод, цели, функции курса «Теория управления» Объектом теории управления являются со­циальные системы, в которых реализуется...
Предмет и метод эк т icon1. Предмет и метод статистической науки
Статистика это самостоятельная общественная наука, имеющая свой предмет исследования и свои специфические методы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница