Рабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки


Скачать 293.4 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки
страница1/2
Дата публикации20.04.2013
Размер293.4 Kb.
ТипРабочая программа
userdocs.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

Рекомендуется для направления подготовки

080400 «Управление персоналом»

Квалификация выпускника - бакалавр

Санкт-Петербург

2011 год

1. Цели и задачи дисциплины:

Целями курса является выработка у студентов целостного представления о механизмах функционирования национальной экономики и формирование навыков принятия решений в экономической среде.

Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи:

  1. Сформировать системное представление о методологии экономической теории и методах экономических исследований.

  2. Сформировать представление о механизме функционирования рыночной экономики.

  3. Сформировать навыки самостоятельного анализа фактических данных и экономических проблем.

  4. Выработать практические навыки решения проблемных ситуаций.

  5. Развить навыки оценки социально-экономических последствий различных мер экономической политики государства.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Экономическая теория» изучается в рамках вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла по направлению подготовки 080400 «Управление персоналом».

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения – в объеме знаний средней (общеобразовательной) школы.

«Экономическая теория» является предшествующей для дисциплин: «Статистика», «Информационные технологии в управлении персоналом», «Основы теории управления», «Маркетинг персонала», «Основы кадровой политики и кадрового планирования», «Основы управления персоналом», «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности», «Оплата труда персонала», «Управление персоналом организации», «Конфликтология», «Основы финансового менеджмента», «Экономический анализ», «Рынок труда», «Экономика управления персоналом», «Управление развитием персонала», «Эффективность труда персонала», «Антикризисное управление персоналом».

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    Общекультурные компетенции:

  • владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

  • способность находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовность нести ответственность за их результаты (ОК-9);

  • осознание социально-экономическую значимость будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-13);

  • способность диагностировать и анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации (ОК-14);

    Профессиональные компетенции:

  • владеет важнейшими методами экономического и статистического анализа трудовых показателей (ПК-59);

  • способен вносить вклад в планирование, создание и реализацию проектов в области управления персоналом (ПК-74)

В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать:

    - основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;

    - основные понятия экономической теории;

    - основные макроэкономические и микроэкономические показатели, принципы их расчета.

    Уметь:

    - применять понятийно-категориальный аппарат современной экономической теории;

    - применять основные экономические законы в профессиональной деятельности;

    - оценивать экономическую эффективность деятельности организации.

    Владеть:

    - навыками целостного подхода к анализу экономических проблем общества.

^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

^ Аудиторные занятия (всего)

90

36

54

В том числе:










Лекции

42

20

22

Семинары

48

16

32

^ Самостоятельная работа (всего)

90

36

54

В том числе:










Расчетно-графические работы

10




10

Реферат

30




30

Эссе

16

16




Контрольная работа №1

20

20




Контрольная работа №2

14




10

Вид промежуточной аттестации

36




36

Общая трудоемкость

час

216

72

144

зач. ед.

6

2

4

^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Общие основы экономического развития общества

1. Предмет и методологические основы общей экономической теории

2. Теория производства. Общественное производство – экономическая основа развития общества. Периодизация социально-экономического развития общества.

3. Собственность. Законы собственности и законы присвоения.

4. Товарное хозяйство. Типы общественного хозяйства. Становление товарного хозяйства организованного рынка.

2.

Основы теории рыночной экономики

1. Рыночная экономика: условия возникновения, сущность, виды и структура.

2. Рыночная конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Механизм функционирования рыночной экономики.

3. Саморегулирование экономической системы и установление рыночного равновесия.

4. Издержки производства. Формирование издержек в рыночных условиях.

3.

Доходы от факторов производства

1. Экономика домашнего хозяйства. Теория потребительского поведения. Принципы потребительского поведения.

2. Теория фирмы. Предпринимательство как тип хозяйственного поведения.

3. Предпринимательский капитал. Сущность. Методы накопления и использования.

4. Теория прибыли. Формирование доходов фирмы и их распределение. Заработная плата.

5. Аграрное производство. Земельная рента и арендные отношения.

4.

Закономерности функционирования национальной экономики

1. Национальная экономика: показатели измерения и структура.

2. Национальное счетоводство. Система национальных счетов.

3. Потребление, сбережения, инвестиции. Рыночный механизм использования доходов на потребление и накопление.

4. Экономический рост. Модели экономического роста.

5. Теория занятости: рынок труда и безработица.

6. Теория человеческого капитала.

5.

Теоретические основы монетарной, фискальной, социальной и международной валютно-финансовой политики

1. Кредитно-банковская система. Рынки ссудных капиталов и ценных бумаг.

2. Инфляция и стагфляция. Альтернативные теории преодоления инфляции.

3. Финансовая система и финансовая политика государства. Государственный бюджет.

4. Формирование доходов населения. Перераспределение доходов и социальная политика государства.

6.

Государство как субъект национальной и мировой экономики

1. Рыночное равновесие и саморегулирование рыночной экономической системы.

2. Цикличность рыночного хозяйства. Большие циклы и прогнозирование развития экономики. Макроэкономическая дестабилизация.

3. Теория глобализации мировой экономики. Динамика международного рынка труда.

^ 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1.

Статистика







+

+

+

+

2.

Информационные технологии в управлении персоналом

+

+

+

+

+

+

3.

Основы теории управления

+

+

+




+

+

4.

Маркетинг персонала

+

+

+

+




+

5.

Основы кадровой политики и кадрового планирования

+




+

+

+

+

6.

Основы управления персоналом

+

+

+

+

+

+

7.

Мотивация и стимулирование трудовой деятельности

+

+

+

+

+




9.

Оплата труда персонала

+

+

+

+




+

10.

Управление персоналом организации

+




+

+

+

+

11.

Конфликтология

+

+

+

+

+




12.

Основы финансового менеджмента







+

+

+




13

Экономический анализ

+

+

+

+

+

+

14

Рынок труда

+

+

+

+




+

15

Экономика управления персоналом

+




+

+







16

Управление развитием персонала







+

+




+

17

Эффективность труда персонала

+

+

+

+




+

18

Антикризисное управление персоналом

+




+

+




+

^ 5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Сем.

СРС

Всего

час.

1.

Общие основы экономического развития общества

10

8

16

34

2.

Основы теории рыночной экономики

10

8

20

38

Форма контроля: зачет

3.

Доходы от факторов производства

6

6

10

22

4.

Закономерности функционирования национальной экономики

8

12

15

35

5.

Теоретические основы монетарной, фискальной, социальной и международной валютно-финансовой политики

4

8

15

27

6.

Государство как субъект национальной и мировой экономики

4

6

14

24

Всего

42

48

90

180

^ 6. Лабораторный практикум не предусмотрен

7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

1

Предмет экономической теории.

2

2.

1

Исходные категории общественного производства.

2

3.

1

Собственность как основа экономических систем. Типы экономических систем.

2

4.

1

Товарное хозяйство. Теории товара, стоимости, денег.

2

5.

2

Сущность, функции, структура рыночных отношений. Совершенная и несовершенная конкуренция.

4

6.

2

Экономическое поведение производителя. Предпринимательская деятельность и предпринимательский капитал. Теория рисков.

2

7.

2

Издержки производства.

2

8.

3

Доходы от факторов производства и их распределение. Экономические теории прибыли, заработной платы, ссудного процента и рента.

4

9.

3

Экономика домашнего хозяйства. Теория потребительского поведения.

2

10.

4

Цели и инструменты макроэкономической политики. Национальное счетоводство.

4

11.

4

Потребление, сбережение, накопление и инвестиции.

2

12.

4

Экономический рост и теория экономического равновесия.

2

13.

4

Труд, занятость и безработица. Рынок труда. Теория человеческого капитала.

4

14.

5

Денежно-кредитная система и монетарная политика государства. Рынок ссудных капиталов и ценных бумаг.

2

15.

5

Инфляция и ее влияние на экономическое развитие.

2

16.

5

Финансовая система. Бюджетно-налоговое регулирование экономики.

2

17.

5

Совокупные доходы населения и социальная политика.

2

18.

6

Рыночное равновесие и саморегулирование экономической системы.

2

19.

6

Цикличность развития экономических систем. Макроэкономическая дестабилизация.

2

20.

6

Теория глобализации мировой экономики.

2

Всего

48

^ 8. Примерная тематика курсовых работ (не предусмотрены).

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

  1. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: учебник для неэкономических специальностей. – 3-е изд. – СПб.: Питер. 2010. – 512 с.

  2. Попов А.И., Миэринь Л.А, Иванов С.А. Экономическая теория. – СПб: Питер, 2010. – 302 с.

б) дополнительная литература:

  1. Белоусова Л.А., Кирилюк Ж.С., Нодь П.Й. Альтернативные подходы к трансформации хозяйственных систем: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 56 с.

  2. Белоусова Л.А., Колесник Е.Г. Доходы от факторов производства и их распределение: Учебное пособие. Ч.1. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. – 68 с.

  3. Белоусова Л.А., Орлова А.А., Орлова Т.П. Рынок труда: альтернативные теоретические подходы и модели функционирования: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 60 с.

  4. Ключников И.К., Молчанова О.А., Ключников О.И. Банки и биржи: опыт системного анализа. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. – 296 с.

  5. Ключников И.К., Молчанова О.А., Ключников О.И. Кредит и банки. Вводный курс: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 173 с.

  6. Ключников И.К., Молчанова О.А., Ключников О.И. Рынок ссудных капиталов и биржи: история и закономерности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. – 87 с.

  7. Основы теоретической экономики/ Под ред. Д.Ю. Миропольского: Учебник. – СПб.: Питер, 2009. – 452 с.

  8. Попов А.И., Иванов С.А., Миэринь Л.А. Хозяйственная система России: инновационное развитие и экономическая безопасность. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 339 с.

  9. Практикум по экономической теории: логические схемы и тесты. Изд-е 2-е доп. и перераб. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Добрынина А.И., Белоусовой Л.А., Миэринь Л.А. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 241 с.

  10. Экономическая теория. Структурно-логические схемы / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 2009. – 290 с.

в) программное обеспечение:

- использование мультимедийных средств для проведения семинаров, лекций и презентаций.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  • лекционные аудитории, оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном, и имеющие выход в Интернет;

  • оборудованные помещения для проведения семинарских и практических занятий;

  • библиотека, имеющая места для студентов, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных и Интернет;

  • компьютерные классы.

^ 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

В процессе освоения дисциплины студенты должны пройти пять точек контроля знаний:

1. раздел I эссе,

2. раздел II контрольная работа 1

3. раздел III расчетно-графическая работа

4. раздел IV реферат

5. раздел V контрольная работа 2




Вид работы

Зачетный максимум

Зачетный минимум

^ I семестр

1. Эссе

50

27

2. Контрольная работа №1

50

28

Зачет

100

55

II семестр

3. Расчетно-графическая работа

30

17

4. Реферат

30

17

5. Контрольная работа №2

40

21

^ Общее количество баллов

100

55

Экзамен

100

55

Экзамен проводится в устной форме. Максимальное количество баллов за экзамен - 100.

Итоговая оценка по курсу: определяется как средняя взвешенная:

Rитог = 0,8 * Rсеместр + 0,2* Rэкзамен ,где

Rитог — итоговое количество баллов для определения итоговой оценки

Rсеместр — количество баллов, набранных студентом в течение семестра

Rэкзамен — количество баллов, набранных студентом на экзамене

Пример расчета:

1 семестр – 60 баллов;

2 семестр – 56 баллов;

Экзамен – 87 баллов.

0,8 . (0,4 . 60+0,6 . 56)+0,2 . 87=46,18+17,4=63,58 (т.е. «удовлетворительно»).

Шкала баллов для определения итоговых оценок:

86 – 100 баллов  «5».

71 – 85 баллов  «4».

55 – 70 баллов  «3».

0 – 54 баллов  «2».

Примерная тематика эссе:

  1. Функции экономической теории и их реализация в современный период развития хозяйства.

  2. Эволюция экономической теории как отражение эволюции хозяйства.

  3. «Экономический человек» прошлого, настоящего и будущего: сходства и различия.

  4. Рациональное экономическое поведение хозяйствующего субъекта: интересы, цели, ограничители принятия решений.

  5. История развития основных экономических школ.

  6. Вклад отдельных экономических школ в развитие экономической мысли.

  7. Вклад российской экономической мысли в развитие экономической теории.

  8. Выдающиеся русские экономисты и их идеи.

  9. Становление товарного хозяйства.

  10. Методы познания экономических процессов.

Примерный вариант контрольной работы №1

Выберите правильный ответ:

1. К какому виду безработицы можно отнести теряющих работу шахтеров угольных шахт при переводе тепловых электростанций в газ:

a. Фрикционная безработица;

b. Циклическая безработица;

c. Структурная безработица;

d. Сезонная безработица.

2. Национальное богатство – это:

a. природные ресурсы и культурные ценности;

b. природные ресурсы и человеческие ресурсы;

c. средства производства, накопленное имущество, природные ресурсы, материальные и культурные ценности;

d. созданные и накопленные культурные ценности.

3. Источником личных доходов являются:

a. доходы от собственности;

b. доходы от сданного в аренду жилья;

c. трансфертные платежи;

d. заработная плата, доходы от собственности, рентные платежи, трансфертные платежи.

Задачи.

№1. Определить уровень безработицы, если:

а. Численность экономически активного населения РФ на начало 1999 года составила 74,9 млн. человек.

b. Среди них 69,6 млн. человек были заняты в экономике. Остальные не имели официального занятия, но активно искали его и в соответствии с методологией МОТ классифицировались как безработные.

№2. Определить 1) уровень недополученного ВНП в процентах; 2) объем недополученного ВНП в долларах, если:

a. Реальный объем ВНП США в конце 20-го века составлял $3300 млрд.

b. Уровень безработицы – 9,5%.

c. Естественный уровень безработицы – 6,0%.

d. Коэффициент Оукена составлял 2,5.

№3. Выращены яблоки, апельсины, бананы в количестве 100, 75, 50 тонн соответственно. Проданы по цене – 100, 150, 75 руб. за кг. соответственно. В предыдущем году цены были – 60, 90, 80 руб. за кг соответственно. Определить: дефлятор ВНП..

№4. Стоимость ОФП составляет100 тыс. руб., численность работающих – 600 человек, объем чистой продукции – 1200 тыс. руб. Определить:

a. Уровень производительности труда – Пт.

b. Трудоемкость – Те.

c. Фондоотдачу – Фо.

d. Фондоемкость – Фе.

e. Фондовооруженность – Фв.

Примерная тематика расчетно-графических работ.

  1. Методы регулирования платежного баланса.

  2. Возможные сценарии государственной макроэкономической политики по выходу из кризиса.

  3. Оценка влияния динамики ставки рефинансирования на денежный и реальный сектора экономики.

  4. Сравнительный анализ при проведении фискальной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации.

  5. Результаты действия стабилизаторов в экономике.

  6. Анализ бюджетного и денежного мультипликаторов в Российской экономике.

  7. Политика современной России: проблемы и противоречия.

  8. Механизм управления бюджетным дефицитом.

  9. Регулирование движения капитала при плавающем валютном курсе.

  10. Движение капитала и результаты фискальной и денежно-кредитной политики при фиксированном валютном курсе.

^ Пример расчетно-графической работы.

  1   2

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования санкт-петербургский государственный...
Рабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования санкт-петербургский государственный...
Рабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования санкт-петербургский государственный...
Рабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки
Целью дисциплины является изучение основных теоретических положений, раскрывающих сущность экономических явлений и процессов, которые...
Рабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа дисциплины «экономика» Рекомендуется для направления подготовки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования санкт-петербургский государственный...
Рабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа дисциплины (модуля) Экономическая социология (указывается...

Рабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа дисциплины
Рабочая программа составлена на основании гос впо (спо) и учебного плана направления 350200 "Международные отношения"
Рабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа дисциплины психология (наименование дисциплины)...
Рабочая программы составлена в соответствии с требованиями фгос впо с учетом рекомендаций и ооп впо по направлению и профилю подготовки...
Рабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки iconПрограмма дисциплины по дисциплине «Экономическая теория»
Постреквизиты дисциплины: Микроэкономика, макроэкономика, национальная экономика, экономическая политика, институциональная экономика,...
Рабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки iconРабочая программа учебной дисциплины ??? Гендерология и феминология
Рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по направлению подготовки 040101. 62 «Социальная работа», утвержденного 07...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница