Рабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки 080100 Экономика


НазваниеРабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки 080100 Экономика
страница1/5
Дата публикации20.04.2013
Размер0.51 Mb.
ТипРабочая программа
userdocs.ru > Экономика > Рабочая программа
  1   2   3   4   5


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Рекомендуется для направления подготовки

080100 Экономика
Квалификация выпускника - бакалавр

Санкт-Петербург

2011 год

1. Цели и задачи дисциплины.

Основная цель курса – дать студентам базовые знания в области экономической теории, методологии познания в области объективных экономических процессов в России и мире; сформировать экономическое мышление, направленное на понимание форм, методов, приоритетов и направлений развития экономики.

Задачи:

сформировать системное представление о содержании экономических процессов в России и мире;

сформировать знания о принципах поведения различных хозяйствующих субъектов в условиях ограниченности экономических ресурсов;

формировать представление о механизме функционирования рыночной экономики;

развить умение оценивать позитивность (эффективность) мероприятий макроэкономической политики государства и ее влияние на хозяйственные субъекты;

выработать практические навыки выбора принятия решений в изменяющейся экономической среде на микро-, мезо-, макроуровнях.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Экономическая теория» относится к вариативной части гуманитарного, социального, экономического цикла образовательной программы направления 08.0100 «Экономика».

Для освоения дисциплины требуются знания истории, обществознания и математики в объеме средней школы и дисциплин, изучаемых в 1 семестре: история, психология, социально-экономическая география, информатика.

Изучение дисциплины «экономическая теория» создает условия для освоения дисциплин: иностранный язык профессиональный, микроэкономика, бухгалтерский учет, менеджмент, правовое обеспечение хозяйственной деятельности, статистика, институциональная экономика, экономика фирмы, анализ хозяйственной деятельности, макроэкономика, эконометрика, деньги, кредит, банки, экономика труда, финансы, теория выборки и оценка рисков, финансовая статистика, финансовая математика, философия, мировая экономика и международные экономические отношения, история экономических учений, государственное регулирование экономики, маркетинг, экономика России, бизнес-планирование, рынок ценных бумаг, экономика общественного сектора, анализ хозяйственной коньюктуры.

^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    ОК 1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.

    ОК 4 способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

    ^ ОК 5 умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

    ОК 6 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

    ^ ОК 9 способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

    ОК 10 способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков

    ОК 11 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

    ^ Профессиональные компетенции:

    ПК 4 способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач

    ПК 6 способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты

    ПК 8 способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей

    ПК 9 способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет

    В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать:

  • основные экономические понятия и категории, общее и отличия закономерностей развития природы общества;

  • основные особенности ведущих школ экономической науки;

  • основные особенности функционирования и особенности российской экономики, направления экономической политики государства.

    Уметь:

  • применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

  • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы экономической теории в профессиональной деятельности;

  • ориентироваться в мировом экономическом процессе, анализировать экономические процессы и явления, происходящие в обществе;

  • использовать источники экономической и социальной информации;

  • представлять результаты исследовательской и аналитической работы в виде выступления доклада, обзора, статьи, работы на конкурс.

    Владеть:

  • навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии;

  • навыками экономического мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества, региона, предприятия, домохозяйства;

  • навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении;

  • навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений.

^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

2 семестр

^ Аудиторные занятия (всего)

90

90

В том числе:

-

-

Лекции

42

42

Семинары

48

48

^ Самостоятельная работа (всего)

126

126

В том числе:

-

-

Курсовая работа

36

36

Расчетно-графическая работа

14

14

коллоквиум

13

13

контрольная работа 1

14

14

контрольная работа 2

13

13

Вид промежуточной аттестации (экзамен)

36

36

Общая трудоемкость час.

зач. ед.

216

216

6

6

^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины.

Раздел I. Общие основы экономического развития общества.

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

Основные экономические школы XX века. Неоклассическое направление. Монетаризм. Неолиберализм. Кейнсианское направление. Неокейнсианцы. Институционально-социологическое направление. Неоинституционализм. Экономический глобализм.

Русская экономическая мысль и её вклад в сокровищницу мировой экономической науки.

Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их идеи.

Предмет, цели и задачи экономической теории.

Определение предмета экономической теории представителями разных школ. Система экономических отношений: социально-экономические, технико-экономические, организационно-экономические, эколого-экономические. Исследование богатства и поведения человека. Изучение редкости, ограниченности ресурсов. Закономерности и факторы экономического роста в пофазной динамике воспроизводства.

Структура экономической теории. Нано-, микро-, мезо-, макро- и мегаэкономика – составные части экономической науки и различные уровни экономического анализа. Экономические субъекты и их цели.

Взаимосвязь экономической теории с другими науками. Экономическая теория – методологический фундамент системы экономических наук. Функции экономической теории.

Методология экономической науки. Методы познания экономических процессов. Диалектический метод, метод научной абстракции, анализа и синтеза, индукции и дедукции. Сочетание исторического и логического, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент. Познание, конструирование и использование системы экономических законов и категорий как метод экономического анализа. Экономическая политика.

^ Тема 2. Исходные категории общественного производства.

Значение производства в жизни общества. Естественные и социальные условия жизни. Теория среды хозяйствования. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Благо, продукт, услуга. Классификация потребностей. Виды ресурсов. Кривая производственных возможностей.

Простые моменты процесса труда. Производительные силы и производственные отношения. Кооперация, специализация, разделение труда.

Основные факторы производства: труд, капитал, земля, предпринимательская способность (деятельность). Взаимозаменяемость факторов производства. Производительность и интенсивность труда.

Зависимость роста производства от использования факторов производства. Производственная функция. Функция Кобба-Дугласа. Функция Леонтьева. Изокванта. Изокоста. Фактор времени.

Цели и результаты производства. Общественный, необходимый, прибавочный и конечный продукты производства. Эффективность производства.

Общественное производство. Воспроизводство. Стадии движения общественного продукта: производство, распределение, обмен и потребление благ.

Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода.


^ Тема 3. Собственность как основа экономических систем. Типы экономических систем.

Собственность как экономическая, юридическая и историческая категория. Содержание собственности. Римские права: владение, распоряжение, пользование. Законы собственности и законы присвоения.

Экономическая теория ”прав собственности” Р. Коуза и А. Алчиана как система отношений между людьми по поводу их исключения из доступа к материальным и нематериальным ресурсам.

Виды собственности. Объективная необходимость многообразия форм собственности. Соответствие форм собственности состоянию производительных сил. Частная и общественная собственность. Частная собственность как основа рыночной экономики. Частная трудовая и частная нетрудовая собственность граждан. Интеллектуальная собственность. Процесс интернационализации отношений собственности. Собственность совместных предприятий. Экономические формы реализации собственности.

Проблема разгосударствления и приватизации. Основные способы разгосударствления. Реформа отношений собственности в России на переходном периоде и в современных условиях. Опыт зарубежных стран.

Экономическая система общества и основные направления периодизации его социально-экономического развития. Критерии развития экономических систем. Формационный подход. Пять способов производства. Цивилизационный подход: типы цивилизаций, их сходство и различия. Теории смены цивилизаций.

Аграрная, индустриальная постиндустриальная , информационная сетевая экономика.

Эволюция экономических систем. Развитая, развивающаяся, переходная, дефицитная, социально-ориентированная, корпоративная, смешанная рыночная экономика. Традиционная, командная, рыночная, смешанная экономики.

^ Тема 4. Товарное хозяйство. Теории товара, стоимости, денег.

Основные формы общественного хозяйства и их модели. Присваивающее и производящее хозяйство.

Натуральное хозяйство, его черты и особенности. Отношения личной зависимости.

Товарное хозяйство: причины и условия возникновения, основные черты. Становление отношений вещной зависимости. Простое и капиталистическое товарное производство. Отделение труда от собственности. Превращение рабочей силы в товар.

Экономическая теория человека в рыночной экономике. Концепция ”экономического человека” А. Смита. Концепция человеческой природы Дж. Бентама. Маржиналисты о человеке в рыночной экономике. Теории К. Маркса, А. Маршалла, немецкой исторической школы. Концепция В.И. Вернадского.

Товар. Свойства товара: стоимость и потребительная стоимость. Субъективистский и объективистский подходы к анализу стоимости. Трудовая теория стоимости А.Смита, Д.Рикардо. Учение К.Маркса о двойственном характере труда, воплощенном в товаре. Современные теории свойств товара и стоимости.

Теория предельной полезности. Стоимость, ценность, полезность в маржинальном анализе. Взаимообусловленность теории издержек и теории полезности.

. Развитие формы стоимости и появление денег. Сущность денег. Функции денег. Эволюция форм денег: товаро-деньги, металлические, бумажные, кредитные, электронные деньги. Законы денежного обращения. Эволюция денежных систем. Денежные реформы. Демонетизация.

^ Раздел II. Основы теории рыночной экономики

Тема 5. Сущность, функции, структура рыночных отношений.

Рынок как экономическая система связей покупателей и продавцов. Эволюция взглядов на рынок. Русские экономисты о рынке.

Типология рынка. Свободной рынок или система совершенной конкуренции. Деформированные рынки. Система несовершенной конкуренции. Теории Дж. Робинсон и Э. Чемберлина. Регулируемый рынок.

Многообразие форм рынка. Функции рынка. Условия функционирования рыночной экономики.

Виды рынков и их классификация по экономическому назначению, товарным группам, пространственному признаку, степени ограничения конкуренции, видам субъектов рыночных отношений. Сегментация рынков с учётом географических, демографических, психологических, поведенческих факторов. Границы рыночных отношений. Теоремы А. Смита и Р. Коуза.

Структура рынка. Инфраструктура рынка. Финансовые и коммерческие институты как элементы инфраструктуры рынка; их виды, содержание деятельности и роль в рыночной экономике.

Модели рыночной экономики. Характеристика российской, американской, японской, немецкой, шведской, французской, южно-корейской, китайской моделей. Использование мирового опыта функционирования рынка в экономической жизни России. Условия перехода к рыночной системе хозяйствования в России и специфика её вхождения в систему социально ориентируемого рыночного хозяйствования. Этапы формирования рыночной экономики в России.

Рыночный механизм как взаимосвязь и взаимодействие элементов рынка: спроса, предложения и цены. Конъюнктура рынка.

Спрос как неотъемлемый элемент рынка. Закон спроса, кривая спроса. Факторы, влияющие на спрос. Эластичность спроса по цене и доходу. Перекрестная эластичность. Коэффициент эластичности. Детерминанты индивидуального спроса (цена, вкусы, ожидания и др.). Индивидуальный и рыночный спрос.

Предложение – элемент рынка. Закон предложения, кривая предложения. Коэффициент эластичности предложения. Факторы, влияющие на предложение. Детерминанты индивидуального предложения (цены ресурсов, технология, ожидания и др.).

Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена как необходимое условие возникновения рыночного равновесия. Затоваривание и дефицит как свидетельства нарушения рыночного равновесия.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки 080100 Экономика iconРабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования санкт-петербургский государственный...
Рабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки 080100 Экономика iconРабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования санкт-петербургский государственный...
Рабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки 080100 Экономика iconРабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования санкт-петербургский государственный...
Рабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки 080100 Экономика iconРабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки
Целью дисциплины является изучение основных теоретических положений, раскрывающих сущность экономических явлений и процессов, которые...
Рабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки 080100 Экономика iconРабочая программа дисциплины «экономика» Рекомендуется для направления подготовки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования санкт-петербургский государственный...
Рабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки 080100 Экономика iconПрограмма дисциплины Экономическая история для направления 080100. 62 Экономика Утверждена
Автор программы: кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин пф гу-вшэ офицеров-Бельский Д. В
Рабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки 080100 Экономика iconПрограмма дисциплины экономическая история для направления 080100....
Учебные задания для практической работы и проверки полученных знаний по основным темам курса
Рабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки 080100 Экономика iconПрограмма дисциплины по дисциплине «Экономическая теория»
Постреквизиты дисциплины: Микроэкономика, макроэкономика, национальная экономика, экономическая политика, институциональная экономика,...
Рабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки 080100 Экономика iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов магистерской...
...
Рабочая программа дисциплины «экономическая теория» Рекомендуется для направления подготовки 080100 Экономика iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Экономика и инвестиции»
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница