Скачать 160.72 Kb.
|
Тема 5. Рынок и его основные элементы: спрос, предложение, цены 1. Сущность рыночной экономики и рынка, основные условия его эффективного функционирования 2. Сущность инфраструктуры рынка 3. Механизм функционирования рыночной экономики 1. Сущность рыночной экономики и рынка, основные условия его эффективного функционирования Мировой опыт показывает, что самой эффективной формой организации экономической жизни общества является рыночная экономика. Рыночная экономика – это общественное объединение товаропроизводителей, которые работают в условиях экономической свободы и риска; самостоятельно решают, что производить с учетом спроса и предложения; самостоятельно выбирают партнеров по обеспечению материально-техническими средствами и сбыта выработанной продукции, самостоятельно устанавливают цены на свою продукцию в зависимости от спроса и предложения; самостоятельно решают вопрос о количестве работников и размере оплаты их труда; самостоятельно распоряжаются своими прибылями. Следовательно, для рыночной экономики характерные полная свобода экономической деятельности хозяйничающих субъектов, которая осуществляется через механизм свободной конкуренции и свободного ценообразования. Основными принципами функционирования рыночной экономики в современных условиях является:
Во многих определениях рынка акцентируется внимание на системе отношений между людьми. Среди этих определений самыми распространенными являются следующие: — рынок — это институт, или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков отдельных товаров и услуг); — рынок означает группу людей, которые вступают в тесные деловые отношения и заключают важные соглашения относительно любого товара; — рынок — это отношения между людьми, которые проявляются через обмен, который функционирует на основе законов товарного производства и обращения. Основными социально-экономическими условиями возникновения и функционирования рынка является:
Рынок — система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг на основе широкого использования разнообразных форм собственности, товарно-денежных и финансово-кредитных механизмов. Этапы формирования рынка: — классический свободный рынок (к середине XIX ст.), в котором государство не вмешивалось в экономику, выступая "ночным часовым", который следил за тем, чтобы все, кто имеет самостоятельный источник доходов, тщательным образом платили налоги к государственной казне; — регулируемый рынок (середина XIX — 50-ые годы XX ст.) характеризовался вмешательством государства в экономическую жизнь общества с целью ограничения своеволия монополий и защиты конкурентной среды; — социальная ориентирован рынок, в котором, кроме механизмов регуляции, государство берет на себя выполнение функции социальной защиты населения. Существуют два сектора экономики: рыночный и нерыночный (государственный).
Соотношение между рыночным и бюджетным секторами предопределяется совокупностью факторов, присущих лишь той или другой стране. Оно изменяется на разных этапах эволюции экономической системы. Изменение доминанты одного из секторов вызывает качественные сдвиги общественного строя, задевает судьбу системы и влияет на подавляющее большинство субъектов экономики. Рынок — неотъемлемый атрибут товарного хозяйства. Он обеспечивает движение товаров и денег (Т — Грамм — Т и Грамм — Т — Грамм). Через рынок осуществляются подавляющее большинство экономических процессов. Это специфическая форма экономических взаимоотношений, которая связывает между собой разных хозяйничающих субъектов. Для современного рынка характерными является:
Формы проявления экономической свободы: — свобода выбора сферы применения своих способностей; — свобода выбора сферы применения своего капитала; — свобода выбора партнеров; — свобода ценообразования; — свобода избирать меру ризиковості хозяйственной деятельности;
![]() Рис. 1. Сущность категории «рынок» ![]() Рис. 2. Эволюция экономических отношений в обществе. Функции рынка:
^ а) по объектам обмена: — рынок ресурсов, который приобретает формы: — рынка труда; — рынка капитала; — рынка земли и недвижимости; — товарный рынок, который приобретает формы: — рынка потребительских товаров; — рынка услуг;
— денежного рынка; — рынка ценных бумаг; — валютного рынка; б) в зависимости от условий, в которых действуют субъекты ведения хозяйства: — свободный (полиполистический) рынок (много продавцов, много покупателей, товары однородные, вход и выход на рынок свободный, информация доступна); — монополизированный (олигополия, монополия) (один продавец или ограничено количество их, много покупателей, доступ на рынок и к информации ограниченный); — монополистическая конкуренция (относительно большое количество продавцов, дифференциация товара, свободны вход на рынок и выход); — регулируемый (государство законодательное ограничивает экономическую свободу отдельных субъектов ведения хозяйства, формируя и защищая конкурентную среду); в) по территориальному признаку: — местный; — региональный; — национальный; — мировой; г) относительно соответствия действующему законодательству: — легальный (разрешенный законом и открытый для налогообложения); — теневой (не зарегистрированный, уклонение от уплаты налогов); д) относительно способа формирования: — стихийный; — организованный. ^ Инфраструктура (в экономическом аспекте) - комплекс базовых отраслей и совокупность экономических отношений (прежде всего отношений экономической собственности), которые возникают и развиваются в процессе деятельности людей относительно использования объектов инфраструктуры и присвоения условий и результатов такой деятельности. Функции инфраструктуры: • продвижение товаров к непосредственному потребителю; • обеспечение обратной связи между производством и потреблением; • перераспределение ресурсов между отраслями и внутри них; • аккумуляция временно свободных денежных средств, регуляция денежного обращения. Отмеченные функции обеспечивают основные составные элементы инфраструктуры рынка (см. табл. 2). Таблица 2 ^
Инфраструктура - это совокупность рыночных институтов (бирж, банков, финансово-кредитных учреждений, служб занятости), которые обеспечивают обращение разнообразных товаров, услуг, денег, ценных бумаг, рабочей силы, и влияют на функционирование экономической системы в целом. Классификация рыночной инфраструктуры, её специфическое содержание определяется особенностями рынков, в пределах которых функционируют данные элементы.
Инфраструктура рынка подразделяется на: Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий. Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи. В кредитно-расчётную базу входят банковские и страховые системы, крупные самостоятельные кредитно-сберегательные учреждения. К основным объектам инфраструктуры относят разные виды бирж (важнейшие объекты), аукционы, ярмарки, банки, страховые компании, информационные центры, рекламные агентства, торговые палаты, консалтинговые и аудиторские компании но др., которые в то же время являются структурными элементами рыночной инфраструктуры. ^ Рынок, несмотря на его кажущуюся стихийность и анархичность, обладает внутренним порядком, подчиняется определённым закономерностям, способен в значительной степени самонастраиваться и эффективно функционировать. ^ – это процесс формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объёма производства и его структуры. Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, цена и конкуренция. Спрос – это обеспеченная деньгами потребность в товаре. Он включает два элемента:
Объём спроса, или количество товаров, на которое предъявлен спрос, определяется множеством факторов. Таковыми могут быть цена товара или услуги, доходы потребителей, вкусы, ожидания и т. д. Покупатели предлагают за товар так называемую цену спроса, или максимальную цену, за которую они готовы купить единицу товара в данный момент. Между ценой спроса и количеством покупаемых единиц товара существует определённая взаимосвязь. Во-первых, чем меньшее количество товара предложено для продажи, тем выше покупатель оценивает его полезность, следовательно, тем большую цену он готов за него заплатить и наоборот. Во-вторых, с повышением цены спроса сужается круг покупателей, готовых приобрести данный товар. По мере снижения цены спроса круг покупателей расширяется. Отсюда следует вывод: при прочих равных условиях снижение цены единицы товара ведёт к соответствующему возрастанию величины спроса, т. е. существует обратная связь между ценой и величиной спроса. Таким образом, закон спроса фиксирует зависимость спроса от цены: чем выше цена, тем меньше покупают товаров. Зависимость между ценой и спросом можно в виде графика: ![]() Рис. 1. Кривая спроса Взаимосвязь спроса и изменение цены характеризует эластичность спроса. Предложение – совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке (или могут быть немедленно доставлены) в определённый промежуток времени. Объём предложения определяется общей суммой предложений товаров, продаваемых на рынке. Повышение цены единицы товара побуждает производителей расширять производство и увеличивать объём предложения. Следовательно, при прочих равных условиях повышение цены единицы товара ведёт к возрастанию величины предложения и наоборот, т. е. существует прямая связь между ценой и величиной предложения. Таким образом, закон предложения фиксирует зависимость изменения предложения от изменения цены: чем выше цены, тем выгоднее производить товар и тем больше товаров будет поступать на рынок. Предложение, как и спрос, можно изобразить графически: ![]() Рис. 2. Кривая предложения Именно спрос и предложение определяют, что производить, сколько и для кого. Основным источником информации для предпринимателя является цена продукта. Её движение определяют действия предпринимателя, так как позволяет составить прогноз относительно сбыта и прибыли. Хотя интересы продавцов и покупателей на рынке прямо противоположны, тем не менее, устанавливается некая равновесная цена, удовлетворяющая обе стороны. Цена равновесия – это цена, в условиях соответствия спроса предложению. Она показывает, что только при таком соотношении цены и объёма реализуемой продукции продавцы и покупатели хотят продавать и покупать одинаковое количество данного товара и по одинаковой цене. Это краткосрочное явление. Равновесная цена изменяется с течением времени. В зависимости от временного интервала различают мгновенное, кратко- и долгосрочное равновесие. ![]() Рис. 3. Рыночное равновесие Задача. По данным таблицы постройте:
![]() Задача. По данным таблицы постройте:
![]() Длительное отклонение спроса от предложения характерно для кризисного состояния экономики или искусственно создаётся в условиях административно-командной экономики. Важным элементом рыночного механизма является конкуренция. |
![]() | Спрос и предложение могут быть использованы для объяснения координирующей роли цены на рынке Если, несмотря на изменения цены товара, общая выручка не изменяется, коэффициент ценовой эластичности | ![]() | Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров... |
![]() | Совокупный спрос и совокупное предложение, факторы, влияющие на них Спрос предъявляют не только физические, но и юридические лица. Поэтому в экономической науке анализируется не только спрос на отдельном... | ![]() | Задача Заведующий кафедрой Рынок труда. Спрос и предложение на рынке труда. Равновесие на рынке труда. Заработная плата |
![]() | Тема Сущность и механизм функционирования рынка Поведение основных субъектов рыночной экономики (покупателей и продавцов) отражают главные элементы рыночного механизма: спрос и... | ![]() | 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие Охарактеризуйте неценовые факторы (детерминанты) спроса. Какие ценовые и неценовые факторы наиболее сильно влияют на спрос в современной... |
![]() | Законы рынка. Рыночный спрос и рыночное предложение, их взаимодействие Государственный сектор национальной экономики и его социально-экономическая роль | ![]() | Лекция Тема: Предмет и задачи дисциплины «Экономика труда». Основные понятия о труде Охватывает все совокупное предложение (все эан) и совокупный спрос (общие потребности экономики в рабочей силы) |
![]() | Тема Концепция современного маркетинга Рынок, компоненты рынка: товар, продавцы, покупатели Основные понятия, связанные с определением маркетинга: нужды, потребность, спрос, обмен, сделка | ![]() | Цены. Государственные органы фиксируют такие цены в плановых и иных... Рыночный механизм действует как механизм неосознанной координации деятельности людей через рынок, а его функционирование осуществляется... |