Скачать 281.97 Kb.
|
«Предпринимательство в вузах России: развитие, этапы, типология, возможности, ресурсы, результаты, барьеры, варианты развития» Колесников А. Н., директор Аналитического консалтингового центра кафедры экономики инноваций экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова fz-217@mail.ru, Skype:kolannik2010 Новая волна предпринимательских инициатив вошла в государственные вузы с августа 2009 в связи с трудным принятием Федерального Закона от 02.08.2009 № ФЗ-217, который внес изменения в Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Новый формат создания системы ведения хозяйственной деятельности в научном секторе университета приобрел очертания реального приближения к международной модели предпринимательского университета. В истории развития университетской системы в России, в СССР и опять в России было немало успешных примеров именно предпринимательского отклика на потребности общества и промышленности в индустриальные век и сейчас в новой экономике. Основной вехой в данном направлении стал Закон СССР от 26 мая 1988 г. № 8998-XI «О кооперации в СССР» на основании которого во всех технических вузах при кафедрах и лабораториях с участием райкомов комсомола, центров НТТМ, комитетов комсомола вуза стали создаваться исследовательские, проектные кооперативы. Это был важный этап формирования руководителей инновационных проектов, стартапов (в терминологии сегодняшнего дня), ряд предприятий сформированных в то время работают и сегодня. Следующим этапом в развитии предпринимательских инициатив в вузах стал ФЗ-88 от 14.06.1995 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» при реализации которого во всех регионах были приняты региональные законы о МП, была принята федеральная целевая программа развития МП, которая работала до начала 2000-х годов, во всех инициативах этого периода присутствовал раздел по малым предприятиям при вузах. В системе Министерства образования России была создана сеть центров малого предпринимательства в вузах, которая состояла из 14 таких центров, и в 1999г. на базе этой сети был создан Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства. Охлаждение системы поддержки и развития малого предпринимательства в России наступило в начале 2000-х годов с закрытием большинства институтов поддержки и развития МП на федеральном уровне и концентрации рычагов управления в Министерстве экономического развития и торговли России, ушли в историю предпринимательства России Госкомитет по поддержке и развитию МП, ФЦП, Федеральный фонд развития МП и др. Конечной точкой в создании неэффективной системы ведения хозяйственной деятельности вузом стал ФЗ-94 от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который увеличил реальные расходы вузов на закупку того же необходимого до 2 раз, а также перевод финансового обслуживания из коммерческих банков в Сбербанк и затем в Казначейство, что привело к увеличению документооборота, резкому замедлению платежей, отсутствию возможности использовать разнообразные инструменты эффективного финансового менеджмента и управления денежными потоками вуза. При этом резко снизилась мотивация сотрудников вузов к поиску заказов на НИР для вуза и как следствие занятость преподавателя и научного сотрудника в разных организациях и проектах, что также и явилось причиной роста роли государства в затратах на исследования и разработки.Последние 25 лет принесли четкое понимание в поиске эффективных моделей построения взаимодействия университета с внешней средой не только в регламентированных правилах Бюджетного кодекса, но и других правилах предпринимательского права. Сложность исторической ситуации в России в том, что традиционно все ведущие вузы страны были и есть государственные, т.е. учредителями являются министерства и ведомства - для федеральных вузов, и администрации регионов и муниципалитеты - для региональных и муниципальных вузов. Таким образом, вузы как бюджетные учреждения руководствуются Бюджетным кодексом, в котором прописаны очень ограниченные рамки для любой самостоятельной хозяйственной и финансовой деятельности. Лидирующие зарубежные вузы, как правило, не являются государственными и не имеют таких ограничений, что дает им неоспоримое преимущество в конкуренции на рынке образовательных услуг, интеллектуальной собственности и технологий. Вуз как бюджетное учреждение не имел и в ряде случаев и сейчас не имеет права учреждать другие юридические лица, т.е. быть участником хозяйственных обществ (ХО) – обществ с ограниченной ответственностью (ООО), закрытых акционерных обществ (ЗАО), открытых акционерных обществ (ОАО), а также некоммерческих организаций (НКО). Для преодоления этого барьера был принят ФЗ-83 от 8.05.2010 с 1.01.2011, который дал возможность реализовать право реального создания ХО, которое было продекларировано в ФЗ-217 от 2.08.2009, т.е. 1.04.2010 вузы как бюджетные учреждения (БУ) имеют право вносить в уставной капитал ХО не только право использования своих РИД, что было с 13.08.2009, но и денежные средства и не особо ценное движимое имущество бюджетного вуза. Ряд сложностей при создании ХО уходит при переходе вуза из формы бюджетного учреждения в автономное учреждение (АУ), так в 2010 г. все федеральные университеты стали АУ и в 2011-2012г.г. ряд национальных исследовательских университетов (НИУ) и ведущих вузов России перешли в АУ став федеральными государственными автономными образовательными учреждениями высшего профессионального образования (ФГАОУ ВПО), таких вузов уже больше 30, а как БУ работают остальные ~ 600 вузов России. Но основные льготы для ХО, создаваемые ФГАОУ ВПО, не доступны, т.к. в ФЗ-217 говорится только о БУ. В таком же положении за чертой льгот остались и государственные научно-исследовательские институты (НИИ) – унитарные предприятия (ФГУП). В новой редакции законопроекта ФЗ «Об образовании» (внесен в ГД СФ в конце июля 2012г.) это ограничение снято и в данном документе в разделе о ХО говорится о государственных учреждениях высшего профессионального образования (ВПО) и науки. Но государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (СПО), многие из которых по своей оснащенности оборудованиям не уступают вузам и которые ведут научную работу и инновационную деятельность, так остались вне этого процесса. Всю систематику вопросов по созданию ХО, соответствующих нормам ФЗ-217, ведет Минобрнауки России и Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центр исследований и статистики науки» (ФГБНУ ЦИСН) по приказу Минобрнауки России №718 от 8.12.2009. За прошедшие 3 года многое изменилось, накапливается нормативно-правовая база деятельности таких ХО, наработан опыт проб и ошибок, сформирована сеть связей для учета деятельности ХО и вузов, консультационной помощи вузам и ХО, сбора и анализа информации об успехах и основных проблемах их деятельности. Ведется база данных (БД) уведомлений о создании ХО, в которой собирается информация о регистрации и деятельности ХО для определения степени соответствия ХО нормам и духу ФЗ-217. На основании данных БД учета уведомлений о создании ХО в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ на 01.09.2012 в БД занесено 1687 ХО, из них 1596 ХО создано в 248 вузах и 91 ХО создано в 64 НИИ. Таким образом, основной интерес к созданию ХО по ФЗ-217 проявляют вузы, причем учредитель которых – Минобрнауки. Из 1687 ХО в системе Минобрнауки России 204 (62% от общего кол-ва) учреждениями (вузы и НИИ), создано 1434 ХО (85% от общего кол-ва). Остальные министерства и ведомства, являющиеся учредителями вузов и НИИ, не проявляют видимой активности в стимулировании создания и деятельности ХО по ФЗ-217, создании ведомственного нормативного поля для деятельности ХО, в методическом и консалтинговом обеспечении подведомственных вузов и НИИ. Важной проблемой с неоднозначным решением является определение соответствия ХО нормам ФЗ-217. По данным ЦИСН из 1687 ХО соответствуют 217-ФЗ 1427 ХО (85%), т.е. принципиально не соответствуют 260 ХО и они должны быть удалены из БД уведомлений, большая часть которых была создана с принципиальными не устранимыми нарушениями и подлежат закрытию или выходу вуза из состава учредителей. Критериями соответствия Федеральному закону от 02.08.2009 217-ФЗ и включения в БД уведомлений определены:
Все время появляется все новые нюансы критериев соответствия, которые возникают из-за нахождения тех или иных нарушений, которые делают вузы и ХО. Критерии не соответствия нормам ФЗ-217 (количество ХО не соответствующих ФЗ-217):
Существует систематизированный список ошибок и неточностей, которые были допущены при создании ХО, но эти ошибки могут быть устранены, с частью из них деятельность ХО возможно, с частью нет. Реестр уведомлений на применение льготных тарифов по оплате взносов в ПФ и ФСС РФ Из 1687 ХО, занесенных в БД уведомлений, 883 ХО (52%) могут быть по ФЗ-272 от 15.11.2010 занесены в Реестр уведомлений на применение льготных тарифов по оплате взносов в РФ и ФСС РФ при выполнении условия использования УСН. Из 1616 ХО 568 организаций занесены в Реестр (на 1.07.2012, 3 квартал 2012 г.):
Для формирования Реестра сформирован обновляющийся 1 раз в квартал информационный массив, который позволил выделить ХО для занесения в Реестр уведомлений о создании ХО при выполнении условия использования УСН. Выборка делается на основании выбранных критериев соответствия Федеральному закону от 02.08.2009 217-ФЗ:
Включение с 1.01.2013 (предположительно срок вступления в силу нового ФЗ об образовании) в поле действия льгот ФЗ-217 по уплате страховых взносов по ставке 14% тех ХО, созданных в вузах (АУ) и которые будут соответствовать ФЗ-217, существенно увеличит и количество ХО в Реестре и привлекательность создания ХО по ФЗ-217 в ведущих вузах страны (ФУ, НИУ). Выбор организационно-правовой формы ХО В основном учредители выбирают организационно-правовую форму (ОПФ) ООО - 97% и ЗАО-3%. Новая организационно-правовая форма для проектных компаний - хозяйственные партнерства по 380-ФЗ от 03.12.2011, которые можно создавать с 1.07.2012, пока не ясна в использовании, отсутствуют методики основанные на правоприменительной практике и пока нет расширения норм ФЗ-217 на хозяйственные партнерства созданные при вузах. Необходимо специальная система мероприятий по расширению возможностей использования для проектных компаний новой ОПФ – хозяйственные партнерства: методические указания, семинары, конференция, сайт, консультации по горячей линии вопросов-ответов. В том числе и для стимулирования процессов создания малых инновационных предприятии при вузах новым этапом стало утверждение 9 апреля 2010 года Правительством Российской Федерации Постановления №219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». Постановлением предусмотрено выделение на государственную поддержку развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений бюджетных ассигнований в 2010 году 3 млрд. рублей, в 2011 году в размере 2 млрд. рублей и в 2012 году - 3 млрд. рублей. Однако из 56 победителей на момент объявления результатов 1-ой очереди конкурса в 2010 г. и на 1.01.2011 только 45 создали такие ХО, остальные 11 вузов такие ХО не создали и не выполнили показателей своих программ развития инновационной инфраструктуры, в это число входят в основном крупнейшие вузы страны. 3 из 29 национальных исследовательских университетов не создали ни одного ХО. Только 2 из 7 федеральных университетов создали ХО, соответствующие ФЗ-217. Это связано с тем, что в июне 2010 г. они перешли в статус автономных учреждений, на которые не распространяется действие ФЗ-217. Больше всего из федеральных университетов было создано ХО в Сибирском федеральном университете (г. Красноярск) - 31 ХО, но процесс доступа к льготам для предприятий, созданных ведущими федеральными университетами, остановлен до принятия поправок в федеральные законы. Выбор РИДа вуза Наибольшие количество трудностей у сотрудников инновационной и научной инфраструктуры вуза вызывают вопросы связанные с РИДами, управлением интеллектуальной собственностью(ИС) вуза, подготовкой лицензионных договоров с ХО. На создание современной системы управления ИС в вузе и было направлено ряд направлений работ в 78 вузах выполняющих госзадание (для вузов БУ) и госконтракы (для вузов АУ) по реализации Постановления Правительства РФ №219 от 9.04.2010 о развитии инновационной инфраструктуры вузов. Однако предварительный мониторинг выполнения программ развития инновационной инфраструктуры вузов показывает, что вузы использовали эту программу в большей части для закупок приборов и различного оборудования. Вузы при уведомлении Минобрнауки о создании ХО по ФЗ-217 предоставляют информацию о РИД, право на использование которых внесено в УК: однако не представили информацию о РИД –15% ХО, представили информацию о РИД –85% ХО. Распределение выбора РИД при заключении лицензионного договора на право использования РИД для формирования уставного капитала: патент (изобретение + полезная модель + промышленный образец) –50%, ноу-хау –28% ХО, программа для ЭВМ – 19% ХО, база данных – 3% ХО. Основными причинами осложняющие создание МИПов по ФЗ-217 в вузах стали: - не развитость системы работы с ИС в вузе на всех уровнях; - практическое отсутствие отделов по работе с ИС как современных центров интеллектуальной деятельности вуза; - искусственное ограничение деятельности отделов ИС только оформлением заявок и получение патентов; - отсутствие системы мониторинга использования ИС, созданной в вузе; - отсутствие системы учета РИД вуза в Реестре РИД вуза и системы регламентов всех уровней создания и использования РИД в вузе; - отсутствие информационно-аналитических систем учета и мониторинга ИС вуза; - в большинстве случаев не высокий уровень профессиональной подготовки сотрудников отделов ИС и недостаточная укомплектованность кадрами отделов ИС; - не восприятие системой управления вузом и вузовской корпоративной культурой современных правил работы с ИС, определяющих уровень и конкурентоспособность вуза как интеллектуальной организации. Все эти факторы в разной степени характерны для большинства вузов за редким исключением, что предопределяет значительную работу в направлении создания в каждом вузе мощной системы по работе с ИС вуза. ХО при определении направлений деятельности выбирают один основной ОКВЭД и дополнительные используемые коды ОКВЭД без ограничения количество, обычно до 50:
Однако норма ФЗ-217 о назначении таких ХО говорит о том то ХО создаются с целью практического применения (внедрения) РИДов вуза, ФЗ-272 уточняет тип ХО, которые могут уплачивать страховые взносы по ставке 14% и вносится в Реестр: ХО, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и осуществляющие практическое применение (внедрение) РИДов вуза. Поэтому рекомендуется обязательно использовать как основной ОКВЭД – 73.10 или 73.20. Распределение, созданных ХО в соответствии с 217-ФЗ, с группировкойпо федеральным округам
Показатели уставного капитала ХО
|
![]() | 1. Основные этапы развития исторического метода: характеристика античного... А. П. Пронштейн, И. Д. Ковальченко и др.). 31. Влияние филологической науки на методологическую традицию 1960-х –80х гг. Творчество... | ![]() | Темы рефератов по социологии Понятие предмета социологии. Объект,... Основные этапы развития социологии в России. Основные функции социологии в обществе |
![]() | Ривлина А. А. Сравнительная типология английского и русского языков «типология языков». Виды систематизации языков. Генеалогическое сходство и языковая семья. Ареальное сходство и языковой союз. Типологическое... | ![]() | Непроформированному к нему же относится развитие Галактики, развитие... Л. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс. Обобщив обширный экспериментальный... |
![]() | Информационно-консультационный центр «бизнес-тезаурус» Афанасьева... Общая характеристика, этапы разработки и основные результаты Федеральных программ государственной поддержки предпринимательства в... | ![]() | Л. П. Великанова Рассмотрены категории «идентичность» и«гендерная... Рассмотрены категории «идентичность» и «гендерная идентичность» в общей структуре личности. Представлена типология гендерной идентичности... |
![]() | 1. Акушерство как наука. Этапы развития акушерства Последний раздел выделился в отдельную науку перинатология и неонатология (охрана плода, развитие и болезни новорожденных) | ![]() | Общие вопросы Основные исторические этапы развития психиатрии в России, Беларуси, Западной Европе |
![]() | Развитие и реализация потенциала молодежи в интересах Ростовской области Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Внимательно прочитайте эти вопросы, выберите удовлетворяющие Вас варианты ответов и обведите... | ![]() | П. А. Кропоткин обращение к украинскому народу Не посетуйте на меня за моё к вам обращение. Всю свою жизнь я не только стоял за право на самостоятельное развитие каждой народности,... |