Скачать 59.62 Kb.
|
Содержание 2. Методы государственного регулирования экономики |
Лекция. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ. 1. Место и функции государства в рыночной экономике. На протяжении всей истории существования государства менялись взгляды на его роль в хозяйственной деятельности людей. Первая система экономических взглядов, возникшая в Европе в 15-17 веках (меркантилизм) отражала интересы зарождавшейся буржуазии. Она была заинтересована в государственной поддержке. Меркантилисты выступали за активную роль государства в экономике. На смену меркантилизму в конце XIX в. пришла классическая школа. Ее представители, начиная с А.Смита, высказывались за ограничение государственного вмешательства в экономическую жизнь. Они провозгласили принцип экономического либерализма, в основу которого была положена фраза Смита о невидимой руке рынка. Согласно этому принципу экономическое поведение определяется индивидуальной выгодой, но служит интересам всего общества. Рынок сам справляется с проблемой рациональной организации экономической системы, ему не требуется вмешательство государства. С 30 годов ХХ века, с периода Великой экономической депрессии получила преобладание противоположная точка зрения (кейнсианство). Стало ясно, что рыночная экономика слишком монополизирована. Она не в состоянии поддерживать процессы саморегуляции и самостоятельно преодолевать кризисы. Кейнсианство господствовало до 70-х годов ХХ века. В период нового долгосрочного кризиса применявшиеся методы активного государственного воздействия на экономику перестали давать положительные результаты. В 80-е годы произошёл возврат к традициям экономического либерализма. (Рейганомика США и тетчеризм в Англии). Сегодня господствующей точкой зрения является принцип «золотой середины». Государственная экономическая политика должна включать: регулирования экономики по направлениям, на которых вмешательство необходимо, невмешательство государства в те сферы, которые эффективно работают на базе частного предпринимательства. Государственное регулирование должно осуществляться по врачебному принципу «не навреди». Оно не должно подрывать экономические стимулы к ведению бизнеса и мотивацию труда. Современная неоклассическая теория определяет три важнейшие задачи, которые должно решать государство: эффективность, справедливость и стабильность. Выделяют следующие функции государства:
Для выполнения всех этих функций органы государственной власти разрабатывают и осуществляют налогово-бюджетную, кредитно-денежную, структурную, стабилизационную, социальную, а также внешнеторговую и валютную политику (рассматриваются иногда как элемент налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики). Внешнеэкономическая политика должна строится таким образом, чтобы приоритет отдавался отечественным производителям. Во внешнеэкономической политике выделяют два направления – фритредерство (свободная торговля) и протекционизм (защита национального производства). Государство обеспечивает политическую целостность национальной экономики. Оно концентрирует в своих руках значительные средства для осуществления административно-управленческой деятельности и обеспечения обороноспособности страны. ^ Методы государственного регулирования экономики. Методы государственного регулирования принято подразделять на административно-правовые и экономические. Первые считаются прямыми методами государственного регулирования, последний - косвенным. К прямым относится:
Прямое регулирование осуществляется также в государственном секторе экономике. Госсектор занимает значительное место в ВНП европейских стран (Австрия - 26%, Франция - 20%, Швеция - 14%). К сферам деятельности госсектора относятся: военно-промышленный комплекс; социальная и производственная инфраструктура; инновационные процессы в капитало- и наукоёмких отраслях. Основное воздействие государства на экономику осуществляется через бюджет. В большинстве развитых стран через госбюджет перераспределяется до половины национального дохода. Косвенные методы:
Все эти методы используются в первую очередь для антициклического регулирования. С их помощью государство воздействует на величину денежной массы в стране, вызывая активизацию или понижение деловой активности. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() В период 30-70-х годов больший упор государство делало на бюджетно-налоговую политику. В последние два десятилетия – на кредитно-денежную. Считается, что изменение налогов и государственных расходов оказывает более сильное воздействие, но более опасно для экономики. Во-первых, повышение налогов и снижение социальных расходов государства вызывает негативную реакцию населения. Во-вторых, косвенные налоги закладываются в цены. Рост налогов должен остановить инфляционные процессы, а он их провоцирует. В-третьих, действие налогов обладает так называемым временным лагом, то есть отличается значительным запаздыванием. Результаты изменения налогового законодательства могут проявиться только через определённый промежуток времени. За этот период ситуация в экономике может измениться на противоположную. Госрасходы считаются косвенным методом регулирования, но воздействуют очень быстро и напрямую. Подразделяются на:
Кредитно-денежная политика мягче, экономическим агентам легче приспособится к ней. Она действует в меньших масштабах, но быстрее. Воздействие на национальную экономику оказывают также: Амортизационная политика. В последние десятилетия получила широкое распространение ускоренная амортизация. Она связана с тем обстоятельством, что в современной экономике моральный износ оборудования значительно опережает физический. Разрешённая государством ускоренная амортизация позволяет предприятиям быстрее компенсировать затраты и стимулирует обновление производства. Внешнеэкономическая политика. Ее основные методы: система квот (количественных ограничений) и таможенные пошлины (экспортно-импортные). |
![]() | Государственное регулирование экономики ... | ![]() | Вопросы к экзамену по дисциплине «Государственное регулирование экономики» Вопросы к экзамену по дисциплине «Государственное регулирование экономики» для студентов специальности «Государственное и муниципальное... |
![]() | Конспект лекций по курсу «Государственное регулирование экономики» Конспект лекций по курсу «Государственное регулирование экономики» /Сост.: В. В. Дементьев, Г. И. Рыбникова. Донецк: дип, 1998. –... | ![]() | Характеристика развития экономики рк и её государственное регулирование Основные вопросы Понятие национальной экономики (сферы, секторы, отрасли, виды экономической деятельности) |
![]() | СД. 04 Государственное регулирование национальной экономики Теоретические предпосылки государственного регулирования национальной экономики | ![]() | Государственное регулирование экономики модуль 1 «планирование и... Ия органов государственного управления в стране (предприятие — промышленное объединение — главное управление — министерство). Задачи... |
![]() | Государственное регулирование национальной экономики Учебное пособие предназначено для студентов-экономистов, изучающих основы государственного управления экономикой. Оно будет также... | ![]() | Государственное регулирование развития туризма в россии специальность Работа выполнена на кафедре экономики Татарского института содействия бизнесу, г. Казань |
![]() | 6. Регулирование рыночной экономики Экономическое регулирование: необходимость, сущность Альтернативные подходы к определению характера и роли экономического регулирования (кейнсианство и монетаризм) | ![]() | Учебная программа дисциплины ... |