Закон спроса


Скачать 139.08 Kb.
НазваниеЗакон спроса
Дата публикации25.04.2013
Размер139.08 Kb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Экономика > Закон
3.Рыночный спрос и предложение.

Функционирование рыночной экономики предполагает наличие определенных её элементов, без которых немыслимо выполнить её функции, которые в совокупности составляют рыночную систему. Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.

Спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.

  • Спросэто количество товаров и услуг, которое хотят и могут приоб­рести покупатели при сложившейся цене в данный период времени Закон спроса чем выше цена товара, тем ниже спрос на него если другие факторы остаются неизменными.

p

O

Главное воздействие на спрос оказывает цена, тем не менее, существуют и неценовые показатели

  • доходы потребителя. Если доходы населения рас­тут, то у покупателей возникает желание приобретать больше то­варов вне зависимости от цен на них.

  • изменение вкусов потребителей, изменения моды, привы­чек

  • изменение в потребительских расходах под воздействием фактора «потребительские ожидания»- экон. причины: снижения цен, изменения налогов, увеличение инфляции и неэконом. причины: погодные, предпраздничные, сезонные условия

  • изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров. К примеру, повышение цен на говядину может привести к росту спроса на продукт заме­нитель — баранина и т.п.;

  • изменения в структуре населения (рост или уменьшение) количества покупателей). Например, увеличение рождаемости приводит к росту спроса на детские товары; старение населения влечет за собой увеличение спроса на лекарства, пред­меты ухода за пожилыми людьми;

То есть, спрос является функцией всех этих факторов:

Qd = F(Р, I, Z, W, Рsub, Рсоm, N, В),

где I—доход; Z—вкусы; W ожидания; Рsub—цена на товары-субституты; Рсоm — цена на комплементарные товары; N — количество покупателей; В — прочие факторы.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево (рис. 3)




^ Рис. 3 Функция спроса (сдвиг кривой спроса)

Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, т. е. сдвиг кривой D в положение D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже. Такая ситуация типична для большинства товаров, за исклю­чением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос пот­ребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, т. е. кривая перемещается из положения D в положение D1.

Рост цен на товар, который является субститутом данного товара, повышает спрос на данный товар. Наоборот, повышение цен на комплементарное благо сокращает спрос на данное благо. На изме­нение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.

В этой связи в экономической теории известны эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода - показывает как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен. При снижении цены товара потребитель чувству­ет себя богаче и хочет приобрести большее количество товара, перемещает доход на более качественные товары.

Эф­фект замещения - при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может пре­обладать более сильное влияние одного из них. В ситуациях с покупкой нормальных товаров (т. е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замеще­ния действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары.

Существует ряд экономических явлений, которые рассматриваются как исключения из общего закона спроса.

  • Эффект Гиффена (парадокс)— распространяется на малоценные товары, которые занимают значительное место в структуре потребления населения и спрос на которые возрастает с ростом цены. Гиффен описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие се­мьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание, так как бедная семья вообще вынуждена будет отказаться от покупки мяса, тра­тя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как картофель.

  • ^ Эффект сноба - потребители сокра­щают свой спрос на товар при снижении его цены, поскольку данный товар становится более доступным, масштабы его потребления растут, а данная категория потребителей не хочет быть «как все».

  • ^ Эффект Веблена - спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары возрасает, если цены на них увеличатся, так как богатый поку­патель приобретает эти товары прежде всего из-за престижных соображений

Предложение (sapply — англ.) это количество товара, которое производители готовы продать по определенной цене в данный период. Состав предложения формируется из 5 групп товаров:

  • Сырье

  • Товары производственного назначения (оборудование)

  • Труд (наемный)

  • Капитал (производительный и денежный)

  • Услуги / действия, в которых достигается полезный эффект

Закон предложения - чем выше цена товара, тем большее его количество / при прочих равных усло­виях / будет произведено и предложено к реализации и наоборот. Таким образом, между ценой и количеством товара существует прямая зависимость.

Тенденция к увеличению производства при высоких ценах объясняется тем, что, с одной стороны, они привлекают в данную отрасль производителей, с другой стороны в этих условиях предприниматели получают высокую прибыль и имеют возможность расширить производство. Но это происходит до известного предела, поскольку высокий уровень дохода снижает стимулирование производства, а также предприниматель опасается перенасыщенности рынка товарами с последующим снижением цен.

Помимо цены на предложение оказывают воздействие и неце­новые факторы,

  1. изменение издержек фирмы.

  • Снижение издержек в резуль­тате технических нововведений или эффективной организации производства и труда, автоматизированная техника приводит к росту предложения.

  • В результате снижения цен на сырье и материалы

  • В результате замены натуральных сырьевых ресурсов, видов энергии искусственными более дешевыми по цене и не снижающими стандарты качества.

  • изменение правовых норм (правовые нормы через налоги или субсидии, льготная кредитная политика, тоже влияют на объем национального производства, то есть предложение).

  1. Изменение количества фирм в отрасли. Их увеличение (уменьшение) приводит к росту (сокращению) предложения;

  2. природные катастрофы, войны.

На графике влияние неценовых факторов на предложение может быть изображено как сдвиг кривой предложения вправо (рост предложения) или влево (сокращение предложения).

Рыночным процессом ценообразования управляют спрос и предложение. Цена устанавливается как цена равновесия, которая формируется в результате уравновешивания спроса и предложения под влиянием конкурентной среды. При прочих равных условиях цена соответствует тому количеству, которое покупатели хотят купить, а продавцы согласны продать. Поэтому в такой ситуации будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.

Равновесная рыночная цена - это цена, при которой по каждому данному товару нет ни излишка, ни дефицита.


Избыток товаров

1

Б - точка равновесия спроса и предложения




Q

График рыночного равновесия спроса и предложения

Любой избы­ток товара, доставленный на рынок, сталкивает цену товара вниз, к точке равновесия, де­фицитвверх. В ко­нечном итоге установится равновесная цена Ре, по которой будет продаваться Qe товаров на данном рынке в каждый данный момент времени. В каждый последующий момент времени (в те­чение дня, недели, месяца, года) рыночное равновесие может установиться как некое новое значение.

Экономическая сущность цен проявляется через их функции:

Информационная функция цены несут в себе информацию о потребностях в тех или иных товарах, о дефиците или избытке ресурсов.

Стимулирующая - стимулирует людей к рациональному использованию ресурсов, чтобы получить результаты наиболее высоко оцениваемые рынком (используются совершенная техника и технология).

Распределительная - реализуется посредством распределения доходов населения. Стремясь к увеличению своих доходов, человек проявляет изобретательность, творчество, инициативу. Государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, социальными группами населения. Функции цены взаимосвязаны и взаимодействуют

  1. «Провалы рынка». Сочетание рыночного саморегулирования с государственным регулированием экономики.

Функции рынка делают его достаточно эффективной системой. Однако рыночное саморегулирование не является достаточным для обеспечения прогрессивного развития экономики и социальной сферы. Обособление экономических субъектов, несовпадение их интересов неизбежно ведут к обострению многих противоречий. Исходя из этого, существует необходимость, наряду с рыночным саморегулированием, государственного регулирования экономики.

Государственное регулирование экономики — это прогресс воздействия государства на экономические отношения общества в направлении их оптимизации.

Главной причиной государственного регулирования экономики является рост обобществления производства, усиление общественного характера производства. Производство благ возрастает при участии в нём различных участников рынка. Возникает необходимость координации их действий, что и осуществляется со стороны государства. Государство, в том числе как собственник, принимает участие в развитии различных сфер хозяйства и в особенности тех, которые связаны с удовлетворением потребностей общества в целом (образование, охрана здоровья, общественный транспорт, связь, дорожное строительство, оборона). В результате государственная собственность в некоторых странах охватывает до 30 и более %% валовой продукции промышленности, до 50 % инвестиций. Государство финансирует до 2/3 изысканий в области фундаментальной науки. Государству принадлежит значительная доля в таких отраслях хозяйства, обслуживающих общество в целом, как транспорт, связь, энергетика, коммунальное обслуживание. Ряд отраслей (например, сельское хозяйство) дотируются государством из бюджета.Второй важной причиной, вызывающей необходимость государственного регулирования экономики, являются несовершенства рынка, называемые «провалами рынка». Они проявляются в следующем.

  1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рынка неизбежно возникают монополистические структуры, создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, например, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

  2. ^ Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага, («общественные товары»; о которых мы говорили в Теме 2). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование. Например, дорожные знаки, вакцинация от инфекционных заболеваний. Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые не способен нести рынок, поэтому в их производстве участвует государство.

  3. ^ Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных её участников, но и других субъектов, взаимосвязанных с ними в процессе общественного производства. Ее последствия нередко носят негативный характер (выбросы загрязняющих -веществ в окружающую среду предприятиями, автомобилями). По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. На практике необходимо вмешательство государства, которое вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов и т.п.

^ 4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Например, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения; каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.

^ 5. Рыночный механизм/, порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. В условиях конкуренции фирмы скрывают реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические субъекты - производители и потребители - обладают ею в различной степени. Отсутствие информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних pi подрывают способность принятия оптимальных решений у других. В этих условиях наиболее полную и надежную информацию предоставляет не рынок, а государственные институты.

Таким образом, рынок не является идеальным механизмом регулирова­ния экономической деятельности. «Провалы» рынка могут быть смягчены путём участия государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.

Между представителями разных направлений современной экономической науки существуют принципиальные различия в трактовке роли государства в рыночной экономике.

Так, Дж.М. Кейнс и его последователи доказывают, что только в условиях государственного регулирования, в современных условиях, возможно преодоление экономических спадов, уравновешивание спроса pi предложения, поддержание относительной стабильности экономики. В соответствир1 с этими идеями в США проводился "новый курс" Ф. Рузвельта, способствовавший выходу страны из самого глубокого в истории кризиса 1929-1933 гг. В последующем идеи кейнсианства были положены в основу правительственных программ ряда развитых стран вплоть до второй половины 70-х гг., когда в виде "тетчеризма" в Англии и "рейганомики" в США в государственных программах возобладали идеи неоклассиков о минимизации роли государства и рыночном саморегулировании.

Однако государственное регулирование объективно обусловлено ростом обобществления производства и «провалами рынка», а потому реально современная действительность обнаруживает тенденцию к расширению роли государства в экономической сфере при сохранении, в качестве доминирующего начала, саморегулирования хозяйственной жизни под влиянием экономических законов рынка. Американские ученые П. Самуэльсон и В. Нордхауз в учебнике "Экономикс" пишут, что обе стороны - рынок и государство - существенны. Управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что пытаться аплодировать одной рукой.

В условиях перехода к цивилизованной рыночной экономике в России роль госрегулирования экономики высока. Необходимо отметить, что в условиях переходной экономики роль государства ещё выше, чем в рыночной. Это связано с тем, что ещё не вполне сформированы рыночные субъекты и механизмы. Роль государства должна быть активной, но при этом не допустим возврат к административно-командной системе (это неоднократно отмечается Президентом РФ в ежегодных Посланиях к Федеральному Собранию РФ). При этом важно руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод экономических субъектов, поскольку эффективное государственное регулирование не тождественно возврату к абсолютной централизованной системе управления.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного, контролирующего и функционального характера, осуществляемую государственными структурами в целях стабилизации существующей системы и приспособления ее к изменяющимся условиям. Общехозяйственное регулирование охватывает экономическую и социальную сферы и осуществляется как экономическими, так и административными методами.

Главная цель регулирования состоит в поддержании экономической и социальной стабильности, приспособлении экономической системы к меняющимся условиям. Это определяется "деревом целей", связанных с объектами регулирования, которое включает в себя: совершенствование региональной и отраслевой структуры хозяйства, улучшение окружающей среды, стимулирование НИОКР, регулирование денежного обращения и др. В реализации этих целей государство выполняет ряд функций:

1) обеспечение правовых основ, способствующих эффективному
функционированию рыночной экономики;

2) создание общих условий эффективности воспроизводства (развитие
производственной, природоохранной и социальной инфраструктуры);

3) стабилизация воспроизводства на макроуровне посредством
регулирования экономической динамики при помощи инвестиционной,
структурной политики, финансового и налогового контроля за уровнем
производства, занятости, инфляции;

4) реализация государственной собственности посредством
государственного предпринимательства;

5) корректирующая функция, осуществляя которую государство
корректирует результаты рыночного саморегулирования. Например: дотации
и субсидии, регулирование цен, доходов, социальная защита определенных
групп населения;

6) проведение антимонопольной политики, способствующей
поддержанию конкуренции.

Функции, выполняемые государством, направлены на обеспечение условий для нормального функционирования рынка и решения тех проблем, которые не могут быть разрешены при помощи рыночного саморегулирования.

Государственное регулирование экономики осуществляется при помощи экономических и административных инструментов.

К экономическим средствам, регулирования относится денежно-кредитная и бюджетная политика. К этой группе средств принадлежат также воздействие на экономические процессы посредством государственного сектора и экономического программирования, политики цен.

^ Административные методы основываются на силе государственной власти и включают в себя меры разрешения, защиты и принуждения. Сфера административных методов может сужаться или расширяться в зависимости от ситуации в стране, причем в острой или критической ситуации она расширяется. В обычных условиях административные методы охватывают охрану окружающей среды, социальную защиту населения, конкурентную среду (антимонопольное законодательство). Административные методы в условиях рыночной экономики в инструментарии государственного регулирования носят ограниченный характер.

Государственное регулирование рыночной экономики играет весьма важную роль. Однако его возможности и эффективность имеют определенные границы.

Поскольку экономической основой государственного регулирования экономики является государственная собственность и та часть доходов, которая распределяется через государственный бюджет, то возможности регулирования и его эффективность тем выше, чем более развита государственная собственность и распределяемая государством часть доходов. Но и то, и другое в своем росте ограничены. Объективно экономической основой рыночной экономики является частная собственность, а не государственная.

Главная же граница государственного регулирования экономики связана с несовпадением экономических интересов государства и частного предпринимательства, субъекты которого принимают решения в рамках своих интересов, связанных с максимализацией прибыли. Эти границы не исключают развитие государственного регулирования экономики, которые в ряде случаев оказываются весьма результативными при доминирующей роли рыночного саморегулирования.

Похожие:

Закон спроса iconВопросы курса экономическая теория раздел «Микроэкономика»
Спрос. Факторы спроса. Функция спроса. Закон и кривая спроса. Изменение величины спроса и изменение спроса
Закон спроса icon2. Закон спроса, закон предложения. Определение равновесия и равновесная цена
Макроэкономические показатели: валовой и внутренний продукт, личный располагаемый доход, национальный доход
Закон спроса iconЗакон спроса

Закон спроса iconЗакон предложения, закон спроса, равновесие, рынок, равновесная цена;...
«длинные волны»; теории экономического роста и экономического цикла; «золотое правило накопления»
Закон спроса iconКнига Предварительный обзор Книга Некоторые основные понятия
Центральное место в книге занимает анализ факторов, влияющих на формирование цены: спроса, предложения, издержек производства. В...
Закон спроса iconЭкзаменационные вопросы по маркетину Периоды становления маркетинга и особенности их развития
Понятие спроса и предложения, установление рыночного равновесия. Изучение спроса и расчет емкости рынка
Закон спроса iconЛекция теория спроса, предложения и полезности. Рынок и конкуренция
Эластичность спроса и предложения. Практическое использование показателей эластичности
Закон спроса iconИндивидуальное расчетно-графическое задание по дисциплине «ценообразование»
Определите коэффициент эластичности спроса по цене и сделайте вывод о степени чувствительности спроса от изменения цены товара. Результаты...
Закон спроса icon19. Классификация товаров
Они дел: на товары повседневного спроса, товары тщательного предварит выбора, престижные товары, товары пассивного спроса. Товары...
Закон спроса iconА Закон о рекламе б Закон о связях с общественностью в Закон о маркетинге г Закон о ребрендинге
Втупительный тест в российскую ассоциацию студентов по связям с общественностью (рассо)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница