State and municipal finance textbook юнити unity


НазваниеState and municipal finance textbook юнити unity
страница1/55
Дата публикации11.03.2013
Размер9 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

И

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ

ФИНАНСЫ





А.М. BABITCH, L.N. PAVLOVA

STATE AND MUNICIPAL FINANCE

Textbook




ЮНИТИ

UNITY

Moscow • 2002



А.М. БАБИЧ, Л.Н. ПАВЛОВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ


и

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ




Рекомендовано Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебника


для студентов высших учебных заведений
юнити

UNITY

Москва • 2002


ББК 65.261я73

Б12

Рецензенты:

кафедра экономики социальной сферы

Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

(зав. кафедрой д-р экон. наук проф. Е.Н. Жильцов),

д-р экон. наук проф. Ю.И. Любимцев (Государственный

советник РФ, Совет Федерации Федерального Собрания РФ),

д-р экон. наук проф. В.А. Слепов (зав. кафедрой "Финансы и цены "

Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова)

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

^ Бабич А.М., Павлова Л.Н.

Б12 Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов.  М.: ЮНИТИ, 2002. ¾ 687 с.
ISBN 5-238-00081-2

Рассмотрены актуальные аспекты функционирования государствен­ных и муниципальных финансов, в том числе сущность, функции и роль, организация, особенности управления на федеральном, субфедеральном и местном уровнях, финансовая политика и государственное регулиро­вание финансов.

Раскрыты важнейшие вопросы бюджетной системы: принципы построения, бюджетное устройство и процесс, доходы и расходы бюджетов всех уровней, бюджетное планирование, кассовое исполнение бюджета. Дана характеристика внебюджетных фондов и показана их роль в реше­нии социальных проблем.

Особое внимание уделено задачам законодательных и исполнитель­ных органов власти в области финансов. Раскрыты функции государства по предоставлению услуг в социальной, жилищно-коммунальной сферах.

Для студентов и аспирантов вузов, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров для замещения должностей в системе государственной и муниципальной служб, а также финансовых работников.

ББК 65.261я73


ISBN 5-238-00081-2 © A.M. Бабич, Л.Н. Павлова, 1999

© ЮНИТИ, 1999. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства


Введение


В последнее время много говорится о смене курса реформ, а точнее — об адекватных подходах к финансовой стратегии раз­вития общества. Но речь идет не об отказе от основ рыночной экономики — в моделях рыночной экономики всегда присутст­вуют характерные национально-государственные черты и отли­чительные особенности. Современная ситуация в Российской Федерации ярко свидетельствует о необходимости усиления ре­гулирующей роли государства в финансовом секторе экономики.

Главными проблемами в области государственных и муни­ципальных финансов являются: сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов; совер­шенствование налоговой системы; повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственно­сти; совершенствование бюджетного федерализма; обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики, укрепле­ние финансового контроля и др.

Реформирование экономики требует осмысления накоплен­ного опыта, выявления эволюционных процессов и скачкообраз­ных шагов к освоению рыночных форм, методов и принципов финансового регулирования. Направленность преобразований в государственном и муниципальном секторах экономики и изуче­ние их закономерностей в условиях адаптации к новой среде хо­зяйствования являются предметом курса «Государственные и муни­ципальные финансы».

Задача финансовой науки — подготовка специалистов к ра­боте в рыночных условиях. Знание теоретических закономерно­стей, зарубежного и отечественного опыта, а также действующей законодательной и нормативной базы позволит эффективно вы­полнять служебные обязанности, возлагаемые на государствен­ных и муниципальных служащих различных уровней власти и управления, финансистов, работников бюджетной сферы.

В учебнике рассмотрена концепция функционирования государственных и муниципальных финансов, направленная на изу­чение финансовых категорий, закономерностей и направлений развития, обеспечения общественного сектора экономики необ­ходимыми финансовыми и кредитными ресурсами, рассмотрены этапы развития финансов, которые позволяют в историческом аспекте оценить и осмыслить объективную и закономерную на­правленность изменений в финансово-кредитной области, свя­занную прежде всего с преобразованиями экономического бази­са общества — отношений собственности, особе внимание уде­лено региональному аспекту функционирования финансово-кредитной и налоговой систем, роли и задачам законодатель­ных, представительных и исполнительных органов государст­венного управления в реализации финансовой политики на со­временном этапе.

Выявить и обосновать тенденции развития финансовых от­ношений можно только на основе новых концептуальных и ме­тодологических разработок различных аспектов функциониро­вания финансов, изучения действующей законодательной и нормативной базы на федеральном, субфедеральном и муници­пальном уровнях в их единстве.

^ Предмет изучения курса — экономические, организацион­ные, правовые и социальные аспекты государственных и муни­ципальных финансов применительно к периоду трансформации российской экономики.

^ Объект изучения — практический опыт, накопленный в сфе­ре функционирования государственных и муниципальных фи­нансов, государственного финансового регулирования в рамках действующих законодательных и нормативных актов.

^ Цель изучения курса — на основе теоретического и практи­ческого анализа процессов финансирования и кредитования, а также обобщения законодательных и нормативных документов, опыта рыночных преобразований в государственном и муници­пальном секторах экономики и в сфере предпринимательской деятельности овладеть механизмами организации, планирова­ния, стимулирования, управления государственными и муници­пальными финансами.

В учебнике рассматриваются следующие конкретные вопросы:

• теоретическое содержание и функции государственных и муниципальных финансов и связанных с ними категорий;

• взаимодействие различных факторов, оказывающих влия­ние на государственные и муниципальные финансы;

• принципы, методы и формы государственного регулиро­вания бюджетного и налогового процессов;

• тенденции изменения принципов бюджетного федера­лизма и межбюджетных взаимоотношений;

• особенности финансов бюджетных учреждений, государ­ственных и муниципальных унитарных предприятий;

• механизм предоставления государственных и муници­пальных кредитов;

• порядок формирования и управления государственным долгом;

• порядок формирования и назначение государственных внебюджетных фондов;

• функционирование налоговой системы и особенности налогообложения по основным видам налогов и сборов;

• особенности финансов субъектов РФ и органов местного самоуправления;

• задачи, организация работы и полномочия законодатель­ных и исполнительных органов власти в сфере финансов, система финансового контроля;

• финансирование социальной сферы;

• содержание и условия предоставления государственных и муниципальных услуг.

Рассмотрение в учебнике концептуальных вопросов государ­ственных и муниципальных финансов основано на их взаимо­действии с финансами предприятий.

Государственные и муниципальные финансы имеют единую ценностную ориентацию, но в каждом конкретном случае отра­жают особенности, выражающиеся в специфике их функциони­рования и развития в рамках федерации, субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственные и муниципальные финансы позволяют эф­фективно и комплексно воздействовать на реальный сектор эко­номики. Развитие государственных и муниципальных финансов определяется необходимостью создания единой системы финан­сового воздействия на сбалансированное движение ресурсов и капитала в рамках федерации, субъектов федерации и муници­пальных образований.

Применение адекватных современным условиям форм и ме­тодов государственного финансового регулирования требует их тщательного изучения. Копирование зарубежного опыта без уче­та российской специфики не приближает, а отдаляет экономику от стабилизации и экономического прогресса.

^ Главная задача учебника в том, чтобы показать совокупность и взаимозависимость происходящих перемен в государственной финансовой сфере, их общую направленность и целевую ориен­тацию, возможные альтернативы в реализации рыночных подхо­дов к финансовому регулированию воспроизводственных про­цессов в экономике. Полученные знания позволят ориентиро­ваться в потоке финансовой информации, изменениях законода­тельного и нормативного характера.

Курс «Государственные и муниципальные финансы» содержит:

блок теоретических положений, раскрывающих концеп­цию государственных и муниципальных финансов;

блок методологических положений: функционирование системы государственного и муниципального финансиро­вания и кредитования;

блок методических положений: современная модель функционирования государственных и муниципальных фи­нансов, с помощью которой обеспечивается подготовка высококвалифицированных государственных и муници­пальных финансовых служащих.

Государственные и муниципальные финансы создают условия стабилизации и экономического роста, позволяют управлять бюд­жетными потоками, способствуют реализации финансовой поли­тики.

Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направлен­ные на интересы широких слоев населения, создающих нацио­нальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на базе оживле­ния, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления основ феде­ративного устройства государства.

Учебник предназначен для студентов и аспирантов вузов, слушателей системы повышения квалификации и переподготов­ки кадров для замещения должностей в системе государственной и муниципальной служб, а также финансовых работников.
РАЗДЕЛ I
Основы

государственных и

муниципальных финансов РФ
ГЛАВА 1
Государственный

и муниципальный секторы

экономики
1.1. Экономическая роль и функции государства

Экономическая роль государства в современных условиях за­ключается в реформировании отношений собственности, верти­кали федеративного устройства, институциональных преобразова­ниях и достижении сбалансированности между экономической эф­фективностью и социальной справедливостью в обществе.

Экономическая роль государства проявляется в следующих функциях: регулирующей; перераспределительной; социальной; контрольной.

1. ^ Регулирующая функция обусловлена тем, что 1) существуют области функционирования государства, в которых оно занимает ведущие позиции (например, оборона, социальная помощь и т.п.), 2) государство реализует экономическую политику через институ­циональную систему, 3) государство является собственником и взаимодействует с различными структурами предпринимательского сектора экономики. К областям регулирования относятся: сфера предпринимательства, государственные финансы, денежное обраще­ние, безналичные расчеты, внешнеэкономическая деятельность, ва­лютный курс, экономическая безопасность, общественный сектор.

2. ^ Перераспределительная функция. Созданный национальный доход является объектом перераспределения между его произво­дителями и потребителями. Для реализации этой функции ре­шающую роль в федеративном государстве играет распределение полномочий и предметов ведения между федерацией и её субъ­ектами в социально-экономической сфере. Механизмом такого перераспределения служат налоговая и бюджетная системы.

3. ^ Социальная функция. Государство поддерживает социаль­ную справедливость и определенный уровень общественного благосостояния, гарантирует прожиточный минимум, соответст­вие роста заработной платы и производительности труда, обес­печивает занятость населения. Для реализации этой функции решающую роль играет финансово-экономический потенциал государства. Реализация этой функции связана с расширением спроса общественного сектора экономики. Механизмом реализации этой функции служат: система социальных трансфертов, социальные программы развития на федеральном, региональном и местном уровнях, системы государственной социальной за­щиты государственных минимальных социальных стандартов, адресной социальной помощи.

4. ^ Контрольная функция. Государство создает ориентиры со­циально-экономического развития общества, задает параметры экономического и социального роста, определяет условия пред­принимательской деятельности, формирует долгосрочные, сред­несрочные и текущие экономические и социальные программы, выполнение которых и служит объектом контроля. Реализация этой функции обеспечивается через органы государственного контроля, в том числе финансового, а также институциональные системы. Механизмом реализации этой функции является систе­ма показателей и критериев, зафиксированная в правовых актах различного уровня, система санкций, поощрений и льгот, выбор приоритетов социально-экономического развития общества.

Экономическая роль и функции государства определяют фи­нансовую политику и финансовые методы регулирования соци­ально-экономических процессов.
^ 1.2. Государственная и муниципальная собственность

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации (РФ), субъек­тов РФ, муниципальных образований.

В Российской Федерации признаются частная, государствен­ная, муниципальная и другие формы собственности. Таким об­разом, имеет место многообразие форм собственности.

Государственной собственностью в РФ является:

1) имущество, принадлежащее на праве собственности РФ, — федеральная собственность;

2) имущество, принадлежащее на праве собственности субъ­ектам РФ, — собственность субъектов РФ;

3) земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные обра­зования выступают в финансовых отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений — гражданами и юри­дическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов РФ органы государственной власти в рамках их компетенции могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и лич­ные неимущественные права и обязанности, выступать в суде.

От имени муниципальных образований органы местного самоуправления в рамках их компетенции могут приобретать и осуществлять финансовые и другие права и обязанности.

^ По специальному поручению при принятии финансовых и других решений от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образо­вание отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учрежде­ниями во владение, пользование и распоряжение на право хо­зяйственного ведения или оперативного управления. Средства соответствующего бюджета и другое государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреж­дениями, составляют государственную казну Российской Федера­ции, казну субъекта РФ,

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселе­ниям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и другие лица. Имущество, нахо­дящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Средства местного бюджета и другое муниципальное имуще­ство, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствую­щего муниципального образования.

Имущество, находящееся в государственной или муници­пальной собственности, может быть передано его собственни­ком в собственность граждан и юридических лиц, то есть прива­тизировано.

Имущество, находящееся в собственности двух и более лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Если в общей собственности определяется доля каждого из собственников, то собственность будет долевой. Общая собственность без определе­ния таких долей — совместная. Обычно общая собственность на имущество является долевой. Участники долевой собственности по соглашению могут устанавливать порядок определения и из­менения долей в зависимости от вклада каждого из них в обра­зование и приращение общего имущества.

Участники общей долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю. Важно, что для участника долевой собственности законом предусмотрено право на предоставление в его владение и поль­зование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого он вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

Каждый долевой собственник участвует соразмерно со своей долей в уплате налогов, сборов и других платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохране­нию. Долевые собственники имеют преимущественное право покупки продаваемой доли одним из участников по цене, за ко­торую она продается, и на прочих равных условиях.

Право хозяйственного ведения позволяет владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом государственного или муници­пального унитарного предприятия в определенных пределах. Собственник такого имущества решает вопросы создания, ре­организации и ликвидации предприятия, определяет предметы и цели его деятельности, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за целевым использованием и сохранно­стью имущества. Финансовый аспект взаимоотношений состоит в том, что собственник может получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Финансовые особенности государственных и муниципальных унитарных предприятий обусловлены отсутствием права собст­венности на закрепленное за ними имущество. Имущество уни­тарного предприятия является неделимым и не распределяется на вклады или долевые участия работников.

Управление унитарным предприятием осуществляет руково­дитель, назначаемый собственником, либо орган, уполномочен­ный собственником и подотчетный ему. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам соб­ственника его имущества.

Решение о создании унитарного предприятия, основанного на праве государственного или муниципального хозяйственного ведения, принимается соответственно уполномоченным государ­ственным органом или органом местного самоуправления, кото­рый утверждает его устав и устанавливает размер уставного и резервного фондов. Уставный капитал полностью подлежит оп­лате собственником на момент регистрации унитарного пред­приятия. Предприятие несет ответственность перед собственни­ком и кредиторами за соответствие величины уставного капита­ла размеру чистых активов. Уменьшение уставного капитала производится в том случае, когда размер чистых активов стано­вится меньше уставного капитала. О предстоящем уменьшении уставного фонда ставятся в известность кредиторы предприятия, которые могут потребовать прекращения или досрочного испол­нения обязательств должником, а также возмещения убытков.

Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяет предмет и цели его дея­тельности, осуществляет контроль за использованием по назна­чению и сохранностью принадлежащего предприятию имущест­ва. Часть прибыли от использования имущества принадлежит собственнику. Устанавливаются законодательные ограничения на продажу недвижимого имущества, переданного в хозяйствен­ное ведение, сдачу его в аренду, использование в качестве предмета залога, внесение в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ, а также другие ограниче­ния на распоряжение имуществом без согласия собственника.

Право оперативного управления осуществляется унитарным предприятием, являющимся федеральным казенным предприяти­ем, созданным по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Устав казенного предприятия утверждается Правительством РФ. Российская Фе­дерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Ре­организация или ликвидация казенного предприятия осуществ­ляется только по решению Правительства РФ.

Руководитель казенного предприятия распоряжается имуще­ством только с согласия собственника. Собственник может вы­делять финансовые ресурсы для приобретения казенным пред­приятием имущества, которое также не может быть впоследст­вии отчуждено без согласия собственника. Собственник опреде­ляет порядок распределения доходов. Произведенная продукция может реализовываться казенным предприятием самостоятельно, если собственник не установил какие-то ограничения, связан­ные, к примеру, с выполнением государственного заказа или договорных обязательств.

Производственная и финансово-хозяйственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с пла­ном-заказом и планом развития предприятия.

Уполномоченный орган ежегодно на основании выявляемой им потребности в продукции, работах и услугах, производимых предприятием с целью обеспечения поставок для государствен­ных нужд, выполнения государственного заказа и заключенных договоров, утверждает и доводит до предприятия обязательный для исполнения и согласованный с Минэкономики РФ и Мин­фином РФ план-заказ с учетом плана развития предприятия.

Продукция, работы и услуги, произведенные в соответствии с планом-заказом, на которые в соответствии с действующим законодательством не применяется государственное регулирова­ние цен и тарифов, реализуются по ценам или тарифам, уста­навливаемым уполномоченным органом. Принцип и порядок формирования цен, определяемых в плане-заказе, условия и периодичность их корректировки устанавливаются Минэкономики РФ и Минфином РФ с участием уполномоченного органа. Про­дукция, работы и услуги, произведенные в порядке самостоя­тельной хозяйственной деятельности, реализуются по ценам или тарифам, устанавливаемым предприятием самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законода­тельством РФ, — по государственным ценам.

Источниками формирования имущества и финансовых ре­сурсов казенного предприятия являются: имущество, переданное ему собственником для ведения производственной и финансово-хозяйственной деятельности; денежные и другие средства, полученные за произведенную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги; средства, выделенные из федерального бюд­жета, и средства внебюджетных фондов.

Финансирование, связанное с выполнением плана-заказа и плана развития предприятия, его производственным и социальным развитием, проведением мероприятий по мобилизационной подго­товке, содержанием объектов непроизводственной сферы, осущест­вляется за счет доходов от реализации продукции, работ и услуг. При их недостаточности предприятию выделяются средства из фе­дерального, бюджета. Эти средства на финансирование предприятий предусматриваются в федеральном бюджете отдельной строкой. Решение о выделении предприятию средств из федерального бюд­жета принимается Правительством РФ по представлению Минэко­номики РФ и Минфина РФ, подготовленному на основании обращения уполномоченного органа. Выделение предприятию бюджет­ных средств производится только после представления уполномочен­ным органом министерствам сведений об их расходовании и общих результатах финансовой деятельности предприятия за предыдущий период. Не использованные предприятием по истечении года бюд­жетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет.

Прибыль от реализации продукции, работ и услуг, произве­денной в соответствии с планом-заказом и в результате разре­шенной ему самостоятельной финансово-хозяйственной дея­тельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития предприятия и на другие производственные цели, а также соци­альное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом.

Свободный остаток прибыли, остающейся после ее направ­ления на перечисленные выше цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Казенное предприятие представляет уполномоченному орга­ну отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ас­сигнований, а также амортизационных отчислениях.

Казенное предприятие может получать кредиты на выполне­ние уставных целей под гарантии Правительства РФ. Самостоя­тельное использование полученных им доходов допускается только в порядке и объемах, согласованных с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Директор казенного предприятия распоряжается имущест­вом, включая сдачу его в аренду, передачу во временное пользо­вание, только с согласия Мингосимущества РФ.

Предпринимательские риски казенного предприятия мини­мизированы благодаря непосредственному участию государства в решении многих финансовых вопросов.

^ 1.3. Современное состояние государственного и

муниципального секторов экономики

Доля государственного сектора экономики в 1999 г. в общем объеме производства составит 8,9% против 9,1% в 1998 г.

В топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) к государст­венному сектору экономики относятся:

• в угольной промышленности — 151 предприятие, в том числе такие крупные, как открытые акционерные обще­ства «Воркутауголь». «Ростовуголь», «Северокузбассуголь», «Приморскуголь» и др.;

• в нефтяной промышленности — открытые акционерные общества «НК «Роснефть», «Восточная нефтяная компа­ния», «ОНАКО» и «Сибур», которые добывают около 26% нефти, а также государственные компании по трубопро­водной транспортировке нефти и нефтепродуктов «Транснефть» и «Транснефтепродукт»;

• в электроэнергетике — РАО «ЕЭС России», его дочерние региональные акционерные общества, атомные электростанции.

Удельный объем продукции, производимой государственным сектором экономики ТЭК, составил в 1998 г. около 46% от всего промышленного производства комплекса против 55% в 1997 г.

Удельный вес продукции государственного сектора экономи­ки в общем объеме продукции черной металлургии в 1999 г. должен, по прогнозу составить 1,5%, цветной — 2,4%.

В гражданском машиностроении в 1998 г. в основном завершен процесс приватизации. Из 1562 предприятий и организаций машиностроительного комплекса более 90% преобразованы в акционер­ные общества. Полностью в комплексе выкуплено 1165 предпри­ятий и организаций. В 1998 г. в составе государственного сектора экономики находилось 168 предприятий. Удельный вес продукции, выпускаемой на предприятиях государственного сектора, составляет менее 1% от общего объема продукции машиностроения.

В государственном секторе химического комплекса в на­стоящее время находятся 154 предприятия, из них 8 акционерных обществ — с преобладающей долей государства (более 50%). Удельный вес объема продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора химической и нефтехимической про­мышленности, в общем объеме продукции составляет 10%, мик­робиологической — 19, медицинской — 21%.

Удельный вес объемов продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора экономики, в общем объеме продукции оборонного комплекса составляет 49%. Прогнозируется дальнейшее уменьшение количества государственных предприятий оборонного комплекса до 450, возрастание количества казенных предприятий с 5 до 25 единиц. Число предприятий, акционированных со 100%-ым участием государства, должно составить в 1999 г. 58 единиц. Про­должится процесс формирования государственных научных центров и федеральных научно-производственных центров, новых интегри­рованных компаний и корпораций. Общее количество интегриро­ванных структур в оборонной промышленности возрастет в 1999 г. до 60 единиц против 37 единиц в 1998 г.

В лесопромышленном комплексе к государственному сектору экономики относится около 18% предприятий. Доля государст­венного сектора в общем объеме товарной продукции лесопро­мышленного комплекса составляет 5%.

Удельный вес сельскохозяйственной продукции, произведенной в государственном секторе, в общем объеме составляет 17,4%.

Удельный вес государственного сектора в общем объеме пе­ревозок составил в 1998 г. 58,4% против 53,5% в 1997 г.

Предприятия железнодорожного транспорта сохраняются в государственной собственности.

Удельный вес платных услуг населению предприятиями свя­зи государственного сектора экономики составляет 88%.

На долю организаций государственной собственности (включая муниципальную) приходится 8% общего объема роз­ничного товарооборота через все каналы реализации.

Удельный вес предприятий государственного сектора в общем объеме реализации платных услуг населению составляет 42%.

По жилищно-коммунальным услугам доля предприятий государственного сектора составляет 70,9%, услугам учреждений культуры — 58,9, пассажирского транспорта — 56,9, связи — 33,8, санитарно-оздоровительным услугам — 25,8%.

Основным источником финансирования отраслей социаль­но-культурной сферы являются бюджетные средства, доля кото­рых составляет 79—82% от общих расходов на эти цели.

Предполагается и далее осуществлять структурную перестройку сети учреждений социально-культурной сферы, направленную на формирование и развитие системы негосударственных учреждений. Продолжится передача части учреждений социально-культурной сферы из федеральной собственности в государственную собствен­ность субъектов РФ и муниципальную собственность, что позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на оказании государствен­ной поддержки ведущим учреждениям и на реализации приоритет­ных направлений развития комплекса.

Удельный вес организаций государственной формы собст­венности в общем количестве научных организаций составляет около 73%. Важным компонентом современной научно-технической политики стало формирование сети государствен­ных научных центров (ГНЦ), численность которых достигла 58.

На долю предприятий государственного сектора экономики в 1998 г. приходилось около 21% от общего объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования про­тив 22% в 1997 г. Ожидается дальнейшее сокращение объемов инвестиций на 16% от уровня 1997 г.

В 1999 г. удельный вес инвестиций в основной капитал предпри­ятий государственного сектора экономики составит 20%. Прогнози­руется сокращение инвестиций на 9% от ожидаемого в 1998 г. В ус­ловиях недостаточности государственных инвестиционных ре­сурсов бюджетные средства в 1999 г. направляются только на погашение кредиторской задолженности по строго ограничен­ному кругу программ.

В 1998 г. численность работников на государственных пред­приятиях была 14,15 млн. человек, что составило 26,6% от об­щей численности работников, занятых в экономике. На долю основных производственных отраслей в государственном секторе экономики приходится около 40% численности работающих.

Основой системы управления в государственном секторе экономики является четкое определение его составляющих и осуществление их государственного учета и регистрации.

Одним из основных направлений институциональных преоб­разований в государственном секторе является процесс сужения сферы применения права хозяйственного ведения.

Продолжается процесс передачи как самих предприятий, так и других объектов федеральной собственности в собственность субъектов РФ. Прежде всего это касается объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Приватизация в Российской Федерации положила начало кардинальным переменам в финансовой системе. Приватизация и коммерциализация приводят к изменению форм и условий финан­сирования и кредитования экономики. Доходы, полученные в ходе приватизации, поступают в бюджеты всех уровней, в государствен­ные органы по приватизации по установленным нормативам.

Основными источниками приватизации до 1 июля 1994 г. бы­ли приватизационные чеки. ^ Приватизационный чек представлял собой государственное свидетельство о праве собственности его владельца на долю в безвозмездно распределяемой собственности. Он использовался в качестве платежного средства, имел целевое назначение и ограниченный срок реализации. Номинальная стоимость приватизационного чека была определена с учетом стоимости объектов, подлежащих приватизации в 1993 г., и чис­ленности населения России. Низкая номинальная стоимость чека обусловлена тем, что имущество, подлежащее приватизации, оце­нивалось исходя из балансовой стоимости по состоянию на 1 января 1992 г., т. е. без учета переоценки, проведенной по со­стоянию на 1 июля 1992 г. в связи с резким ростом цен. Пере­оценка увеличила балансовую стоимость основных средств, вве­денных в действие до 1991 г., в среднем более чем в 20 раз, а вве­денных в 1991 г. — в 9,5 раза. Переоценка не повлияла на вели­чину уставного капитала предприятий. Поэтому от нее выиграли трудовые коллективы, участвующие в приватизации и исполь­зующие приватизационные чеки.

Работники непроизводственной сферы, пенсионеры и другие категории населения приняли участие в приватизации путем приобретения акций приватизируемых предприятий на чековых аукционах, что значительно снизило реальную стоимость при­надлежащих им приватизационных чеков. Непродуманность ме­ханизма выпуска и обращения ваучеров создала неравные стар­товые условия для различных категорий населения.

Для проведения ваучерной приватизации в обращение было выпущено 151450 тыс. чеков. После завершения ваучерного этапа приватизации изъято из обращения 148580 тыс. чеков. На специализированных чековых аукционах за приватизационные чеки было продано 16462 предприятия с суммарным уставным капиталом 1421 млрд. руб., в том числе «проданный» уставный капитал составил 285 млрд. руб.

^ Государственное имущество классифицируется в программе приватизации следующим образом:

1) имущество, приватизация которого запрещена;

2) имущество, которое закрепляется в государственной собст­венности до принятия решения о прекращении его закрепления;

3) имущество, которое приватизируется с установлением запрета на участие в его приватизации иностранных физических и юридических лиц, а также резидентов Российской Федерации, имеющих в качестве учредителей, участников или аффилиро­ванных лиц иностранных физических и юридических лиц;

4) имущество, которое приватизируется на основании ре­шения Правительства РФ;

5) имущество, которое приватизируется на основании решения федерального органа исполнительной власти, в компетенции кото­рого находятся полномочия на осуществление функций управления и распоряжения государственным имуществом — федеральным орга­ном по управлению государственным имуществом, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в компетенции которых находятся полномочия на координацию и регулирование деятельности в соответствующих отраслях экономики.

Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества либо принятии решений о продаже находящихся в государ­ственной или муниципальной собственности акций открытых ак­ционерных обществ могут принимать решения о закреплении акций в государственной или муниципальной собственности. При этом на­значаются представители РФ, субъектов РФ, муниципальных образо­ваний в органы управления таких обществ.

Большое значение при приватизации государственного и муниципального имущества имеют средства платежа, которым яв­ляется валюта РФ. Средством платежа при приватизации госу­дарственного и муниципального имущества могут быть целевые долговые обязательства РФ.

Денежные средства, полученные в результате приватизации государственного и муниципального имущества, распределяются в соответствии с нормативами, которые установлены програм­мой приватизации РФ и программами приватизации субъектов РФ, и не подлежат налогообложению. Денежные средства, полу­ченные в результате приватизации государственного или муни­ципального имущества, перечисляются соответственно в феде­ральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и являются обязательными платежами. Денежные средства, полу­ченные в результате приватизации муниципального имущества, распределяются в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления.

ГЛАВА 2



Государственные

и муниципальные финансы:

сущность и функции
^ 2.1 Сущность государственных и

муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы — это совокуп­ность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ре­сурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный обо­рот. ^ Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся пото­ком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денеж­ного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источ­никами финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизо­ванными источниками финансирования государственного и му­ниципального секторов экономики, наиболее значимых про­грамм развития производства и общественного сектора, органи­заций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функциониро­вание направлено на достижение общих целей развития соци­ально ориентированной экономики.

Государственные и муниципальные финансы функциониру­ют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 2.1).

Рис. 2.1
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   55

Похожие:

State and municipal finance textbook юнити unity iconIt is Russia calling! During 2011-12 under the municipal contract...
После инъекции Adilin животное умирает медленно и мучительно через приблизительно час, все еще оставаясь сознательным. Люди говорят,...
State and municipal finance textbook юнити unity iconThe Belarusian State University

State and municipal finance textbook юнити unity iconSmolensk state medical academy

State and municipal finance textbook юнити unity iconState budget institution of higher education

State and municipal finance textbook юнити unity iconThe noun exercise State the morphological composition of the following nouns

State and municipal finance textbook юнити unity iconName,City,State,Zip Code,Country,Signed On

State and municipal finance textbook юнити unity iconMan, the state and war. – N. Y.: Columbia University Press, 1959

State and municipal finance textbook юнити unity iconВоп сферы и звенья финансовой системы
Первая сфера, где необходимы финансы — государство. Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства называется...
State and municipal finance textbook юнити unity iconП. В. Алексий нач кафедры гражданского процесса
Толкование права и договора: Учеб пособие для вузов — М.: Юнити-дана, 2003. 381 с
State and municipal finance textbook юнити unity iconБизнесом
Б73 Экономическое управление бизнесом: Учеб пособие для вузов. ― М.: Юнити-дана, 2001. ― 391 с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница